Тема родины в творчестве цветаевой презентация. Тема родины в творчестве Марины Цветаевой план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему. Введение – постановка учебной проблемы

Тема Родины в лирике М.И.Цветаевой Учитель русского языка и литературы МБОУ Лицея № 88 г.Екатеринбурга Толмачева М.И.

Марина Ивановна

ЦВЕТАЕВА –

русский поэт

двадцатого века,

родилась

«Стихи о Москве»(март - август1916 г.)

«Я в грудь тебя целую,

Московская земля!»

Поэтический цикл «Стихи о Москве» был

создан после поездки в Петербург зимой 1915-16 года.

Цикл состоит из девяти стихотворений, объединенных

одной темой - любовью к родному городу.

Поэтические картины жизни старой Москвы,

предстающие перед читателем, погружают

в мир «дивного града», «привольного семихолмия»,

«города, отвергнутого Петром».

Лирическая героиня Цветаевой влюблена в душу

великого города. Для нее Москва прежде всего – мир

великого древнего духа, мир русского православия,

мир веры и любви…

Москва – «дивный град»

«Облака - вокруг, купола – вокруг,

Надо всей Москвой – сколько хватит рук! –»

«Нерукотворный град» - Москва Из рук моих – нерукотворный град Прими, мой странный, Мой прекрасный брат. По церковке – все сорок сороков И реющих над ними голубков; И Спасские – с цветами – ворота; Где шапка православного снята… «Пятисоборный несравненный круг…» …Червонные возблещут купола, Бессонные взгремят колокола, И на тебя с багряных облаков Уронит богородица покров… 31 марта 1916 г.

«Москва! Какой огромный

Странноприимный дом!»

На каторжные клейма,

На всякую болесть –

Младенец Пантелеймон

У нас, целитель, есть.

А вон за тою дверцей,

Куда народ валит, -

Там Иверское сердце,

Червонное, горит.

«Красною кистью рябина зажглась…» Красною кистью Спорили сотни Рябина зажглась. Колоколов. Падали листья, День был субботний: Я родилась. Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. 16 августа 1916 г.
  • Церковная лексика;
  • Устаревшая лексика;
  • Устаревшие словоформы;
  • Числовая символика;
  • Символика цвета;
  • Риторические фигуры;
  • Авторская пунктуация
Поэтическая лексика Церковная лексика
  • Часовня, купола, колокола, покров;
  • Православный, пятисоборный, юродивый, странноприимный;
  • Богородица, Пантелеймон, Иоанн Богослов;
  • Говеть, соборовать;
  • Аллилуйя
Устаревшие слова и словоформы
  • Бремя, град, лик, паломничество, болярыня, плат;
  • Смиренный, хлыстовский;
  • Грянет, исходи;
  • Нонче, сем;
  • нечаянныя, во червонный день
Символика чисел и цвета
  • СЕМИхолмие;
  • СЕМЬ холмов – как СЕМЬ колоколов;
  • СОРОК СОРОКов – колокольное СЕМИхолмие;
  • СОРОК СОРОКов церквей
  • Червонные купола;
  • Багряные облака;
  • Синева рощ;
  • Червонный день;
  • Церкви златоглавые;
  • Червонное сердце;
  • Красная кисть

Поэтический синтаксис Риторические фигуры: Обращения: …Деревцо мое невесомое!... …О мой первенец!... …Греми, громкое сердце!... …И вам, о царь, хвала! …Московская земля! Авторская пунктуация: ..Поеду – я, и побредете – вы… …Но выше вас, цари: колокола… …Калужской – песенной – привычной… И.Эренбург о лирике М.И.Цветаевой «… как буйно, как звонко поет она о московской земле и калужской дороге, об утехах Стеньки Разина, о своей любви шальной, жадной, неуступчивой. Русская язычница, сколько радости в ней…» «Новости дня», 13 апреля 1918 г. Лирика 30-х годов В 1922 году М.И.Цветаева покидает Родину и долгие семнадцать лет проводит в эмиграции. В Чехии она пишет самые пронзительные стихи о России «Страна»

С фонарем обшарьте

Весь подлунный свет.

Той страны на карте –

Нет, в пространстве – нет.

… Той, где на монетах –

Молодость моя,

Той России - нету.

Как и той меня.

1931 г.

«Стихи к сыну» (Фавьер, 1932 – лето 1935 г.г.) Сын М.И.Цветаевой Георгий Сергеевич Эфрон родился 1 февраля 1925 г. В Чехословакии. Вместе с матерью в 1939 году вернулся на родину. После смерти Цветаевой привез в Москву ту часть ее архива, которую она взяла в Елабугу. Окончил школу в Ташкенте, затем посещал лекции в Московском литературном институте. Много читал: для своего возраста был очень развит и образован. Отличался литературной одаренностью и художественными способностями, о чем говорят оставшиеся после него дневники, письма и рисунки. М.И.Цветаева и Георгий Эфрон (Мур) 30-е годы Георгий Эфрон (1941 г.) Сын Марины Цветаевой Георгий Эфрон после смерти матери уехал в Среднюю Азию. В начале 1944 года был призван на фронт. Погиб в июле 1944 г. в бою под деревней Друйка Браславского района Витебской области. «Стихи к сыну»

Ни к городу и ни к селу –

Езжай, мой сын, в свою страну, -

В край – всем краям наоборот! –

Куда НАЗАД идти – ВПЕРЕД…

НАС родина не позовет!

Езжай, мой сын, домой – вперед –

В СВОЙ край, в СВОЙ век, в СВОЙ час, - от нас –

В Россию – вас, в Россию – масс,

В НАШ-час – страну! В СЕЙ-час – страну!

В на-Марс-страну! В без-нас – страну!

Январь 1932 г.

«Родина» О неподатливый язык! Чего бы попросту – мужик, Пойми, певал и до меня: - Россия, родина моя! Но и с калужского холма Мне открывалася ОНА – Даль – тридевятая земля! Чужбина, родина моя! Даль, прирожденная, как боль, Настолько родина и столь Рок, что повсюду, через всю Даль – всю ее с собой несу!... 12 мая 1932 г. Особенности поэтической речи Лексические повторы

  • Местоимение «та»:
  • «той страны», «той России», «той меня»;
  • Местоимение «свой»:
  • «свой край», «свой век», «свой час»
Антонимы
  • Назад – вперед;
  • Наш-час – без-нас;
  • Родина – чужбина;
  • Даль – близь;
  • Родина - рок

ЛИРИЧЕСКИЙ

РОДИНА

ВЕРСТЫ

МОЛОДОСТЬ

ЗЕМЛИЦА

ДАЛЬ

ТРИДЕВЯТАЯ

ЗЕМЛЯ

БЫЛЬЕ

ПЫЛЬ

ЧУЖБИНА

РАСПРЬ МОИХ

ЗЕМЛЯ

«Тоска по родине» (1934 г.) Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий,что –мой, Как госпиталь или казарма. Мне все равно, каких среди Лиц – ощетиниваться пленным Львом, из какой людской среды Быть вытесненной –непременно – В себя, в единоличье чувств. Камчатским медведём без льдины Где не ужиться (и не тщусь!), Где унижаться – мне едино. «Тоска по родине» …Остолбеневши, как бревно, Оставшееся от аллеи, Мне все – равны, мне всё – равно, И, может быть, всего равнее – Роднее бывшее – всего. Все признаки с меня, все меты, Все даты – как рукой сняло: Душа, родившаяся – где-то. Так край меня не уберег Мой, что и самый зоркий сыщик Вдоль всей души, всей – поперек! Родимого пятна не сыщет! «Тоска по родине» Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё – равно, и всё – едино, Но если по дороге – куст Встает, особенно – рябина …

Особенности поэтической речи Лексические повторы, эпитеты

  • Всё равно, все равны, всё едино
  • Все признаки, все меты, все даты
  • Совершенно
  • Чужд, пуст
  • Пленный лев
  • Млечный призыв
  • Родимое пятно
Метафоры, сравнения
  • Дом, как госпиталь или казарма
  • Ощетиниваться…львом
  • Камчатским медведём
  • Остолбеневши, как бревно
  • Читатель - газетных тонн глотатель, доилец сплетен
Поэтический синтаксис Цезуры (паузы)
  • Все равно -…
  • …что – мой… - непременно – (двадцать тире)
  • …(и не тщусь!)…
  • (Читателем… доильцем сплетен…) (вставные конструкции)
Прием умолчания
  • Но если по дороге – куст
  • Встает, особенно – рябина… (финальное умолчание является антитезой лексическому повтору «всё равно»)

ОДИНОЧЕСТВО

МОРОКА

УНИЖЕНИЕ

НЕПОНИМАНИЕ

БЕЗРАЗЛИЧИЕ

ОСТОЛБЕНЕНИЕ

ПЛЕН

ВЫТЕСНЕНИЕ

ЧУЖЕРОДНОСТЬ

Л Ю Б О В Ь

Елабуга, 1941 г. Прага, 1939 г.

«Здесь я не нужна,

там я невозможна…»

(из письма Тесковой 1934 г.)

«В тридцатые годы Цветаева

так и будет жить: постоянно

возвращаясь к прошлому –

ко всему и всем, что умерло, умерли…

Поэт здесь ведет разговор не с Вечностью,

не с Миром, а со своим временем,

своим веком – больным, жестоким –

и преходящим…

Цветаева, опережающая свое время,

почти никем не понятая, оглядывалась

назад, на канувшую в небытие Родину…»

А.Саакянц о лирике М.И.Цветаевой

30-х годов

Использованные ресурсы
  • М.Цветаева. Собрание сочинений в семи томах. Том первый. – М.:Эллис Лак, 1994;
  • М.Цветаева. Стихотворения, поэмы. – М.: Правда, 1991;
  • М.Цветаева. Портрет: www.bing.com/images: 0024-028;
  • М.Цветаева. Портрет 1924 г.: www.bing.com/images : 0020-024;
  • М.Цветаева. Портрет 1941 г.: www.bing.com/images : thCA1NFHVO;
  • М.Цветаева. Портрет 1935 г.: www.bing.com/images : thCA2Z3HUR;
  • Г.Эфрон. Портрет 1934 г.: www.bing.com/images : efron georgy 01;
  • М. Цветаева с сыном: www.bing.com/images : 1930 tsvetaeva;
  • Г.Эфрон. Портрет 1941 г.: www.bing.com/images : Mur 2 ;
  • Рябина. Изображения: www.bing.com/images : thCA2V42GI;
  • Храм Покрова пресвятой богородицы: www.bing.com/images : 302
  • Икона Иверской божьей матери: www.bing.com/images : thCAGOKATG.
Использованные ресурсы 13) Иконостас Храма Покрова святой богородицы: www.bing.com/images : thCABBIXPP; 14) Кисть рябины: www.bing.com/images : thCAPRO63F; 15) Березовый лес: www.lenagold.ru : tree112; 16) Лес: www.lenagold.ru: tree116; 17) Лесные ягоды: www.lenagold.ru : tree 98

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цель: формировать умение самостоятельно готовить выступление о творчестве поэта, отбирая необходимый материал и определяя его ценность; развивать умение выразительно читать и комментировать стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; совершенствовать умение анализировать и интерпретировать избранные стихотворения. Задачи: Познакомиться с жизнью и творчеством М.Цветаевой; выявить основные мотивы лирики Цветаевой; развивать интерес к личности и творчеству поэтессы.

3 слайд

Описание слайда:

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября)1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память апостола Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких произведениях поэтессы. 1892 – 1941гг.

4 слайд

Описание слайда:

Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Красной рябины Горькую кисть.

5 слайд

Описание слайда:

Родители поэтессы Иван Владимирович Цветаев профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мария Александровна Мейн (по происхождению - из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна.

6 слайд

Описание слайда:

Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой девочкой - в музыкальной школе, потом в католических пансионах в Лозанне и Фpайбуpге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах. Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве и в тихой подмосковной Тарусе, отчасти заграницей.

7 слайд

Описание слайда:

В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпускает довольно объемный сборник "Вечерний альбом". Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как Валерий Брюсов, Hиколай Гумилев, Максимилиан Волошин. Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью.

8 слайд

Описание слайда:

Россия для Марины Цветаевой - выражение духа бунтарства, буйного простора и безбрежной широты. Другие всей плотью по плоти плутают, Из уст пересохших - дыханье глотают... А я - руки настежь! - застыла - столбняк! Чтоб выдул мне душу - российский сквозняк!

9 слайд

Описание слайда:

Марина Цветаева - поэт, чьи стихи необычны и наполнены огромной силой переживания. Как на палитре художник смешивает несколько цветов, образуя неповторимый оттенок, так и в творчестве Цветаевой основные темы: любви, поэта и поэзии и родины - сливаются в единое целое, образуя «поэзию интимной жизни.» Любовь к родине поэтесса пронесла через всю свою жизнь. Ее ранние стихи проникнуты нежностью к Москве, где она родилась. И льется аллилуйя На смуглые поля. -Я в грудь тебя целую, Московская земля!

10 слайд

Описание слайда:

Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. Белым был - красным стал: Кровь обагрила. Красным был - белым стал: Смерть побелила.

11 слайд

Описание слайда:

Символично странноватое на первый взгляд название «Поэма Горы», оно вычерчивает резкое членение цветаевского поэтического мира по вертикали - от земли к небу, от быта к бытию. Гора эта реальна, она возвышается над городом («на исходе пригорода»), это место прогулок влюбленных или обрекающих себя на разрыв, но еще гора - это выброс вверх, это огромность чувства любви и боли или, как образно и точно сформулирует для себя героиня, «высота бреда над уровнем / Жизни». Я не помню тебя отдельно От любви. Равенства знак.... Но зато, в нищей и тесной Жизни – «жизнь, как она есть» - Я не вижу тебя совместно Ни с одной: - Памяти месть.

12 слайд

Описание слайда:

В «Поэме Конца» Цветаева еще раз проигрывает ту же ситуацию последней встречи, последнего совместного прохода героев по сцене. Как и в «Поэме Горы» (оба произведения обращены к одному лирическому адресату), запечатлен самый момент разрыва двух сердец: и страх, и боль, и гаснущая надежда на возврат любви, и предощущение опустошенности. Сверхбессмысленнейшее слово: Расстаемся. - Одна из ста? Просто слово в четыре слога, За которыми пустота.

13 слайд

Описание слайда:

Стихи, написанные в эмиграции, - это тоска по родине, горечь разлуки с Россией. Цветаева навсегда срослась с отчизной, с ее вольной и отчаянной душой. Даль, прирожденная, как боль, Настолько родина и столь Рок, что повсюду, через всю Даль - всю ее с собой несу.

14 слайд

Описание слайда:

За границей поэтесса следит за событиями, происходящими в России. Она пишет стихи о челюскинцах, гордится, что они - русские. За вас каждым мускулом Держусь - и горжусь: Челюскинцы - русские!

15 слайд

Описание слайда:

Ширь и просторы родного края, ветер «российский, сквозной» - вот, что впитала в себя Марина. И именно Россию, необъятную и суровую, непреклонную и терпеливую она завещала своему сыну. Дитя мое… Мое? Ее - Дитя! То самое былье, Которым порастает быль. Землицу, стершуюся в пыль,- Ужель ребенку в колыбель

16 слайд

Описание слайда:

Особенно это характерно для последнего стихотворения Цветаевой, адресованного Арсению Тарковскому. Стихотворение "Все повторяю первый стих" - смелая и даже вероломная попытка ворваться в жизнь другого - поэта и человека. Оттолкнувшись от задевшей ее строки Тарковского "Я стол накрыл на шестерых..." (в окончательном варианте Тарковского "Стол накрыт на шестерых"), Цветаева и здесь пытается утвердить актуальность собственного бытия для мира: …За непоставленный прибор Сажусь незваная, седьмая...

1 слайд

Образ Родины в лирике А. Ахматовой и М. Цветаевой О, неподатливый язык! Чего бы попросту - мужик, Пойми, певал и до меня: «Россия, родина моя!» Мне голос бы. Он звал утешно, Он говорил: “Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда...” Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух

2 слайд

Тема Родины претерпевает в творчестве Ахматовой сложную эволюцию Царское Село Петербург Вся страна

3 слайд

Царское село По аллее проводят лошадок, Длинны волны расчесанных грив. О пленительный город загадок, Я печальна, тебя полюбив. где прошли детские и юношеские годы Ахматовой…

4 слайд

Здесь проходит молодость, Любовь, встречи с друзьями, поэтические вечера, первая известность - все это связано с Петербургом Был блаженной моей колыбелью Темный город у грозной реки И торжественной брачной постелью, Над которой держали венки Молодые твои серафимы, - Город, горькой любовью любимый.

5 слайд

В годы народных бедствий Ахматова сливается с русским народом, считая своей Родиной всю страну. Анна Андреевна восприняла судьбу России, как собственную судьбу.

6 слайд

Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме «Реквием», посвященной страданиям всего репрессированного народа. В поэме можно выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе героини - арест сына. Но голос автора сливается с голосом тысяч российских женщин - сестер, жен, вдов репрессированных - это второй план рассмотрения личной ситуации. Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг». Над ребятами стонут солдатки, Вдовий плач по деревне стоит.

7 слайд

Образ родной земли, созданный ею, привлекает своей необычностью: поэт написала о земле в буквальном смысле этого слова, придав, однако, ему философский смысл. Эпиграфом в «Родной земле» послужила строка известного ахматовского стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю», в котором сжато, но метко описаны характерные черты русского национального характера: И в мире нет людей бесслезной, надменнее и проще нас. Отсюда вытекает и отношение русского человека к родной земле: В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Нам горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем.

8 слайд

9 слайд

В годы народного горя, ещё не вполне понимая причины и масштабы его, поэтесса всем сердцем откликнулась на этот плач народный. Бессонница меня толкнула в путь. О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой!- Сегодня ночью я целую в грудь- Всю круглую воюющую землю!… Бедствия народа - вот что пронзило её душу. Чем прогневали тебя эти серые хаты,- Господи! - и для чего стольким простреливать грудь! Поезд прошёл, и завыли, завыли солдаты, И запылил, запылил отступающий в путь…

10 слайд

Московская тема появляется уже в ранних стихах Цветаевой. Москва в ее первых сборниках - воплощение гармонии. Прозрачными акварельными красками рисует Цветаева лирический образ города. Автор переживает за судьбу родного города как за судьбу родного человека. В цикле «Москве» (1917) с отчаянием и нежностью обратится она к любимому городу: - Голубочки где твои? - Нет корму. - Кто унес его? - Да воров черный. - Где кресты твои святые? .- Сбиты. - Где сыны твои, Москва? - Убиты.

11 слайд

Московская тема в творчестве Цветаевой всегда связана с темой пути, путешествия, открытия. «С кремлевского холма» героине видна вся земля. Москва дает ощущение пространства, распахивает перед ней дали: Москва! – Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси – бездомный. Мы все к тебе придем.

12 слайд

Марина Цветаева прожила сложную жизнь. Но даже живя за пределами России, она оставалась истинно русским человеком. Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно- Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что- мой, Как госпиталь или казарма.

14 слайд

Заключение В 1939 году Цветаева возвращается на родину. Тяжело ей дались эти 17 лет на чужбине. Она мечтала вернуться в Россию «желанным и жданным гостем». Но так не получилось. Муж и дочь подверглись необоснованным репрессиям. Цветаева поселилась в Москве, готовила сборник стихотворений. Но тут грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в Елабугу. Тут-то ее и настигло одиночество, о котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах.

15 слайд

Заключение Ахматова не принадлежала к поэтам, которые клянутся в своей любви к Родине «навзрыд», однако образ России - один из ведущих в ее творчестве. Если собрать воедино все написанное ею о Родине, о родной земле, можно составить значительную по своему гражданственному смыслу антологию. В основе ахматовского понятия Родина - образ земли. Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно своею.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все – равно, и все – едино.

Но если по дороге – куст

Встает, особенно - рябина…

М. Цветаева.

У поэта нет Родины, поэт принадлежит прежде всего миру. Но всякий русский поэт принадлежит прежде всего России. Всегда. Чувство патриотизма доведено в русских поэтах до какой-то критической точки. Это – чаша, которую нельзя наполнить, чтобы вода перелилась через край. Поэтам все мало. М. Цветаева - русский поэт, кроме того, она – очевидец всех переломных событий своего времени. Ее лирика – это летопись. Летопись любовных переживаний и летопись России, Родины, ХХ века.

Иногда Цветаева не знает, как реагировать на то или иное событие, восхвалять или проклинать его. Муки творчества рождают шедевры. Она переносит события, современницей которых она была, в глубь веков и там анализирует их. Поэтому и «Стенька Разин».

Цветаева любит Россию, она не променят ее ни на Туманный Альбион, ни на «большой и радостный» Париж, забравший 14 лет ее жизни:

Я здесь одна. К стволу каштана

Прильнуть так сладко голове:

И в сердце плачет стих Ростана,

Как там, в покинутой Москве.

Женское начало везде в творчестве Цветаевой. Ее Россия – женщина. Сильная, гордая, и… всегда жертва. Тема смерти пронизывает все чувства, и когда про Россию, то это особенно громко слышно:

Ты! Сей руки своей лишусь,-

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля-

Гордыня, родина моя!

«Родина», 1932

Но это – «поздние» чувства. Есть еще детство на Оке, в Тарусе, сладкие воспоминания и желание возвращатся туда снова и снова, чтобы запомнить, унести с собой Россию века минувшего:

Детство верни нам, верни

Все разноцветные бусы,-

Маленькой, мирной Тарусы

Летние дни.

В автобиографии Цветаева пишет, что возвращается в Москву, в 1939 году, из эммиграции, чтобы дать сыну, Георгию, родину. Но, может быть, и чтобы самой себе эту родину вернуть?.. Но нет уже той старой Москвы, о которой она самозабвенно пишет в 1911, погибли «томных прабабушек слава// Домики старой Москвы». На дворе страшная эпоха Сталина с заколоченными дверьми и тихим шопотом сплетен. Цветаева задыхается, опять непреодолимо тянет в детство, хочется убежать и спрятаться от всей льющейся сверху «грязи». Но она поражена и силе своего народа, выстоявшего в тяжелых испытаниях беспрестанных переворотов и продолжающего нести непосильное бремя диктатуры. Она покорена им, она горда, она знает, что тоже часть этого народа:

Народ – такой, что и поэт –

Глашатай всех широт,-

Что и поэт, раскрывши рот,

Стоит – такой народ!

«Народ», 1939

Трагедия Белой Гвардии – это тоже и ее трагедия. Знала ли она, когда в 1902 г., в Генуе писала революционные стихи, которые даже печатали в Женеве, с чем сравним ужас революции и гражданской войны? Скорее всего нет… Оттого такая скорбь потом, скорбь и раскаяние:

Да! Проломилась донская глыба!

Белая гвардия – да! – погибла.

«Дон», 1918

Все гибнет в стихах Цветаевой, гибнет и она сама.

Тема Родины – это, прежде всего, тема всего русского народа, русской истории, это тема Державина, И. Грозного, Блока. Это все у Цветаевой – едино. Она сама – часть этой Родины, ее певец и ее творец. Она не может жить в России и не может вдали от нее. Вся ее судьба и творчество – это парадокс. Но парадокс далеко не бессмысленный! Цветаева, как зеркало, - она отражает все, без искажений, она все принимает, она просто не может с этим жить, с этим неизбывным чувством родины. И все оно, это чувство, в ее стихах:

Перестрадай же меня! Я всюду:

Зори и руды я, хлеб и вздох,

Есьм я и буду я, и добуду

Губы – как душу добудет Бог.

«Провода», 1923

Иногда кажется, что она бросает вызов…