Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в ССП. план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему. Сложносочинённое предложения как структурно-семантический тип сложного предложения Основные структурно семантические типы сложно со

Сложносочиненное предложение 1. Структурно-семантические признаки сложносочиненных предложений. 2. Виды ССП. Роль сочинительных союзов в формировании смысловых отношений между предикативными частями.

Определение сложносочиненного предложения Сложносочиненными называются такие сложные предложения, части которых соединены сочинительными союзами и грамматически не зависят друг от друга, т. е. находятся в отношениях равноправия, равнозначности. Пример: Наступила осень, и листья на деревьях пожелтели.

Сочинительные союзы Союзы в ССП те же, что и при однородных членах, смысловые отношения тоже в основном совпадают (соединительные, градационные, противительные, разделительные, присоединительные, пояснительные).

Дополнительные оттенки Отношения между предикативными единицами в сложном предложении приобретают некоторые дополнительные оттенки, обусловленные характером объединяемых частей. Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые (Куприн). (Между частями противительно-возместительные отношения)

Структурное единство сложносочиненного предложения Структурное единство различных ССП, которое создается интонацией и союзными средствами, неодинаково. Если в сложносочиненном предложении употреблен двойной градационный союз не только, но и или повторяющиеся союзы ни. . . ни, не то. . не то, оно функционирует как единое целое, которое невозможно расчленить на составляющие предикативные единицы с тем же значением, например, Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер.

Самостоятельность частей в ССП Наименее заметна связь между частями в СП с соединительными отношениями, передаваемыми одиночными союзами, Такие СП легко могут быть расчленены на 2 отдельных самостоятельных высказывания. Над рекой поднялся туман, и грустная белая лошадь утонула в нем по грудь (Козлов «Ежик в тумане»)

Структурно-семантическое единство ССП поддерживается: Лексическими элементами, которые выполняют роль строевых элементов (местоименные наречия: потому, поэтому, оттого; вводные слова: следовательно, значит; частицы: всетаки, все же, ведь, все равно); наличием в 1 части общего второстепенного члена, а во 2 - местоимений и местоименных наречий в анафорической функции.

2 в. Виды сложносочиненных предложений. Роль сочинительных союзов в формировании смысловых отношений между частями Классификация сложносочиненных предложений традиционно строится на основе различий в их общих грамматических значениях (наиболее общих смысловых отношениях между предикативными частями). Проводится дальнейшая дифференциация в соответствии со значениями отдельных групп союзов.

ССП 1. с соединительными союзами (и, да, ни…ни, тоже, также, не только…но и) 4. с пояснительными союзами (то есть, а именно) 2. с противительными союзами (но, а, же, однако, зато,) 5. с присоединительными союзами (да и, и притом) 3. с разделительными союзами (или, либо, то…то, не то…не то)

1. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами Между частями возможны: соединительно-перечислительные отношения; соединительно-распространительные отношения; соединительно результативные отношения; условно-следственные отношения; соединительно-отождествительные отношения

Сложносочиненные предложения с соединительно-перечислительными отношениями В данных предложениях значение однородности выражается в перечислении однотипных событий, ситуаций и оформляется соединительными союзами, например: Небо распахивалось все шире, и, казалось, все глубже оседала земля (Распутин).

Оттенки соединительноперечислительных отношений Одновременность (два действия происходят одновременно) передается путем совпадения временных форм глаголов несовершенного вида (сказуемых) - в частях, входящих в состав сложносочиненного. Стадо еще не прогоняли, и народ еще не возвращался с работы. Последовательность действий или событий выражается порядком частей и глаголами совершенного вида(сказуемыми) в частях предложения. Последние отблески вечерней зари погасли совсем, и темная ночь спустилась на землю.

Сложносочиненные предложения с соединительно-распространительными отношениями В данных предложениях вторая часть содержит какие-то новые сведения, имеющие отношения к событию, заключенному в первой части, поэтому в ней обычно бывают анафорические местоимения, указывающие на какой-то предмет, лицо, признак, о котором говорится в первой части. В комнате повесили светлые шторы, и она стала как будто просторнее. На одно мгновение она оказалась смущенной, и это удивительно изменила её лицо.

Сложносочиненные предложения с соединительно-результативными отношениями Вторая часть этих предложений выражает результат (или следствие, или вывод), который обусловлен содержанием первой части. Была среда, день постный, и потому бабушке подали постный борщ и леща с кашей (Аксаков). Река сплошь была занесена плавником, и, следовательно, всюду можно было свободно перейти с одного берега на другой (Арсеньев).

Сложносочиненные предложения с условно-следственными отношениями В научной речи возможны сложносочиненные предложения с условно-следственными отношениями. Сумейте создать соответствующие условия, и вы удлините жизнь растений.

Сложносочиненные предложения с соединительно-отождествительными отношениями В данных предложениях между действиями и признаками лиц и предметов, о которых говорится в первой и во второй части, устанавливается тождество. Люди сильно устали, лошади тоже нуждались в отдыхе (Арсеньев). Луна взошла сильно багровая и хмурая, звезды также хмурились (Чехов). Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно (Л. Толстой).

Сложносочиненные предложения с соединительно-градационными отношениями Градационные союзы, соединяя два явления, указывают, что при их сопоставлении говорящий считает второе явление более важным. Не только Соня без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа покраснели, заметив этот взгляд (Л. Толстой)

2. Сложносочиненные предложения с противительными союзами Данные предложения делятся на две группы: 1) с сопоставительными отношениями между частями; 2) с противительными отношениями. 1) При сопоставительных отношениях (союзы а, же) явления, факты, о которых говорится в частях, не исключают друга, а как бы сосуществуют. Глупый осудит, а умный рассудит

Сложносочиненные предложения с противительными союзами 2) В предложениях с противительными отношениями выделяют противительно-ограничительные, противительно-возместительные и противительноуступительные оттенки. При противительно-ограничительных отношениях (союзы но, однако, да) сообщается о таких явлениях, событиях, одно из которых (второе) ограничивает проявление первого, мешает ему или уточняет его, опровергая в какой-то части. Мальчику многое еще хотелось узнать, но он не решался спросить.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами Противительные отношения могут осложняться значением уступительным (одно явление должно было вызвать другое, но не вызвало; должно было помешать другому, но не помешало). Способствуют выявлению отношений частицы всетаки, все же, все равно, между тем, при всем при том. В доме у меня была своя комната, но жил я на дворе в хибарке (Чехов)

Сложносочиненные предложения с противительными союзами В предложениях с противительновозместительными отношениями (союзы зато, но, однако) какое-либо явление рассматривается с разных сторон, при этом одна из них чаще всего оценивается как отрицательная, а вторая – как положительная. Союз зато своей семантикой подчеркивает, что событие 2 части компенсирует, снимает отрицательные последствия событий первой части. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою (Короленко).

3. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами В данных предложениях выражаются отношения 1) взаимоисключения или 2) чередования. 1) В предложениях с союзами или (иль), либо, не то…не то, то ли…то ли выражаются отношения взаимоисключения (содержание первой части этих предложений исключает содержание второй). Или я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять (Чехов). То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы теплая рука (Сурков).

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами 2) В предложениях с повторяющимся союзом то…то события, о которых говорится в частях существуют в разных временных планах, т. е. чередуются. То закукуют в зеленых рощах кукушки, то над рекою громко защелкает, запоет соловей.

4. Сложносочиненные предложения с пояснительными союзами В данных предложениях (с союзами а именно, то есть) говорящий при помощи второй части уточняет, раскрывает содержание первой части. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие (Л. Толстой).

5. Сложносочиненные предложения с присоединительными союзами В предложениях с союзами да и, а и то, и притом, а потому возникают присоединительные отношения: вторая часть предложения возникает как бы во время самого процесса речи, иногда к союзам прибавляются частицы, наречия, местоимения (и вот, и притом, а потому, и вслед за тем). С барышнями я был застенчив, робок, не умел говорить с ними, да и не о чем было говорить (Чехов).

Сложное предложение – это структурное, смысловое и инто-национное объединение предикативных единиц, грамматически аналогичных простому предложению. Сложное предложение явля-ется особой синтаксической единицей коммуникативного уровня, отличной от простого предложения, имеющей более сложное стро-ение и содержание и состоящей из предикативных частей, подоб-ных по структуре простому предложению, но не имеющих смысло-вой, функциональной и интонационной самостоятельности.

Сложное предложение характеризуется следующими признаками:

· полипредикативность, т.е. наличие двух и более предикативных частей, связанных синтаксической связью,

· полисобытийность или полипропозитивность (в отличие от про-стого предложения, сложное предложение сообщает нам не об од-ной отдельной пропозиции (ситуации), а о нескольких пропозициях и об отношениях между ними: ),

· смысловая завершённость,

· интонационная законченность,

· структурная схема.

Единство и цельность сложного предложения создаются раз-личными средствами связи, к которым относятся:

· Интонация :части сложного предложения не обладаютинтонационной законченностью, являющейся одним из основ-ных признаков предложения как коммуникативной единицы (этот признак присущ сложному предложению в целом): Пена кипела, и брызги воды летали по воздуху (перед союзом и голосповышается, а характерное для повествовательного предложения понижение голоса оказывается только в конце второй части слож-ного предложения);

· Союзы или союзные слова : Сын молча взял цеп, и работа по-шла в четыре цепа; Куда конь с копытом, туда и рак с клешней ;

· Лексический состав :в той или иной части сложного пред-ложения могут быть слова, указывающие на ее несамостоятель-

ность: Одно было несомненно: назад он не вернется (первая часть нуждается в разъяснении имеющегося в ней слова одно);

· Синтаксическое строение частей(неполнота одной из ча-стей, структурный параллелизм частей): Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (первая частьнуждается в распространении); Она Алексея еще не видала, между тем как все молодые соседки только объем и говорили (параллелизм расположения членов предложения в обеих частях);

· Порядок частей :некоторые типы сложного предложениядопускают только один определенный порядок следования частей:



Веревка была длиною почти во всю комнату, так, что один толь-ко противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя (перестановка частей невозможна);

· Сотношение форм глаголов-сказуемых: Лисье бритое лицо его приятно улыбалось, и глаза щурились, оглядывая всех собрав-

шихся (значение одновременности передается формами несовер-шенного вида);

По характеру средств связи между предикативными частями сложные предложения делятся на два типа: союзные и бессоюзные.

· союзных связь осуществляется при помощи сочинительных или подчинительных союзов или союзных слов. В бессоюзных предло-жениях, ввиду отсутствия союзов, на первый план выдвигается ин-тонация как средство связи между предикативными частями.

Союзные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Сложносочинёнными называются предложе-ния, предикативные части которых равноправны в смысловом от-ношении и связываются между собой сочинительными союзами: И было душно в ущелье тёмном и пахло гнилью .

Сложносочинённые предложения имеют следующие струк-турно-семантические типы. В науке описаны несколько структурно семантических типов сложносочинённого предложения. Выделя-ются несколько структурно-семантических типов ССП, о которых ниже пойдёт речь.

ССП с соединительными союзами и, да, ни (повторяющийся),

которые связывают обычно однородные предикативные части и выражают при этом соединительные отношения со значением од-новременности действий, состояний, явлений или их временной

последовательности: На солнцепёке было совсем тепло и пахло землёй. Чуть слышно дрогнула струна, и песня стелется на воле .

Соединительные отношения могут осложняться распростра-нительным значением. При этом во второй предикативной части используются местоимение это , с помощью которого распростра-няется смысл первой предикативной части: Все кругом говорили о любви, и это раздражало Веру Петровну .



Значительно реже в ССП с союзом и могут наблюдаться условно-следственные, причинно-следственные и противительно-уступительные отношения. Условно-следственные отношения вы-ражаются с помощью союза и и глагола-сказуемого в форме услов-

ного наклонения: Пришла бы ты вовремя, и мы не опоздали бы на поезд .Причинно-следственные отношения выражаются с помощьюсоюза и и наречий потому, поэтому, оттого или вводных слов

значит, следовательно : Лётчик Федосеев смотрел на меня строго, и потому я не мог ослушаться. Река занесена снегом, и значит можно свободно перейти на другой берег .Противительно-

уступительные отношения выражаются сочетанием союза и с частицами все-таки, все же, тем не менее : У неё много работы, и все-таки она всё успевает делать .

Редко в литературном языке употребляется ССП с союзом да . Обычно такие предложения имеют разговорно-бытовой оттенок:

Только кукушка в дали куковала, да как безумная галка кричала. Союз да выражает временные отношения .

Иногда используется соединительный повторяющийся союз ни-ни ,связывающий отрицательные предикативные части и усили-

вающий при этом отрицание: Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели .

ССП с соединительными союзами могут иметь как гибкую, так и не гибкую структуру, как открытую так и закрытую структу-ру.

ССП с противительными союзами (а, но, однако, зато, же и

др.) выражают отношения противопоставления или сопоставления явлений, их несоответствие. Эти предложения состоят не более чем из двух предикативных частей и имеют закрытую структуру. Са-мый распространённый вид ССП с противительным союзом – это ССП с союзом а . Этот союз называется сопоставительным, так как

· его помощью в ССП сопоставляются предметы или лица по их

свойствам и действиям: На берегу горели два костра, а в море ни-кого не было. Лёнька задремал, а дед Архип не мог уснуть .

Союз но выражает противопоставление тому, о чём говорится в первой части предложения: Солнце село, но в лесу ещё светло .

Союз но выражает противительно-ограничительное значение, а именно: во второй части предложения называется действие, пре-пятствующее действию, названному в первой части: Мне очень хо-

телось посмотреть охоту на перепелов, но мать не пускала .

Союз зато , помимо общего значения противопоставления, содержит добавочный смысловой оттенок возмещения: Ржавеют в арсеналах пушки, зато сверкают кивера .Такое же значение с от-

тенком усиления содержит сочетание союзов но зато .

Союз же , соотносительно с частицей же совмещает в себе значения противопоставления и усиления: Веселее и громче всех смеялся сам студент, он же скорее всех и перестал .Союз же рас-

полагается не между предикативными частями, а в составе второй предикативной части.

Иногда в ССП с противительными отношениями использует-ся союз да в значении союза но . Этот союз придаёт высказыванию оттенок разговорной речи: Близок локоть, да не укусишь .

Союз однако имеет добавочный смысловой оттенок вводного слова, если стоит не в начале второй части: Канонада стала слабее,

однако трескотня ружей слышалась всё чаще и чаще. Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем попутный .

Обычно ССП с противительными союзами имеют негибкую и закрытую структуру.

ССП с разделительными союзами (или, либо, ли… ли, то… то и др.)указывают на взаимоисключение явлений,на их чередо-вание, на неопределённость их восприятия: Пусть перебирается в деревню, или я переберусь отсюда. То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит во-лосы тёплая рука .

ССП с разделительными союзами обычно имеют гибкую и открытую структуру.

Значительно реже встречаются ССП с присоединительными, градационными и отождествительными союзами. Эти предложения имеют негибкую и закрытую структуру.

ССП с присоединительными союзами (да и, и, да и др.)выражают присоединительные отношения, при которых содержание второй части сложного предложения представляет собой дополни-тельное сообщение или добавочное замечание, связанное с содержанием первой части: Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце моё загрубело .Иногда к союзу присоединяется место-именные наречия притом, потому , служащие выражению уточнению какой-либо мысли: В один день можно было многое сделать, и при том время бежало незаметно .

ССП с градационными союзами (не столько… сколько, не то чтобы… но )выражают отношение одновременного существованиядвух однородных явлений, второе из которых имеет большую значимость: Он не столько болел, сколько вся душа его пыталась найти себя в этом мире .Градационные союзы являются двойны-ми, то есть части союзов располагаются одновременно в обеих предикативных частях сложного предложения.

ССП с отождествительными союзами (и, тоже, также )

выражают отношения одновременного существования тождественных или близких явлений: Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе .Отождествительный союз располага-ется внутри второй предикативной части.

Збродько Виктория Георгиевна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №110»

Учитель русского языка и литературы

Русский язык

9 класс

Урок русского языка составлен для дистанционного обучения

Базовый учебник: 1. Русский язык. 9 класс [Текст] : учеб. для 9 кл. общеобразоват.учреждений / Л. А. Тростенцова [и др.] –5-е изд. - М. : Просвещение, 2013.

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с понятием сложносочинённого предложения как самостоятельной цельной синтаксической единицы; его видах; способствовать формированию умений определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

Цели
деятельности
ученика

Познакомиться с понятием сложносочинённого предложения как самостоятельной цельной синтаксической единицы; с его видами; научиться определять смысловые отношения между частями ССП, знать о правильной постановке знаков препинания и применять эти знания на практике.

Тип урока

О ткрытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать основные понятия темы; уметь определять типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, преобразовывать информацию: предложение – схема;

формулировать собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументировать ее.

Метапредметные:

регулятивные УУД - определять цель учебной деятельности и искать средства её осуществления;

познавательные УУД - находить ответы, используя полученную информацию;

коммуникативные УУД – уметь оформлять свои мысли в устной речи, умение сотрудничать.

Личностные: иметь мотивацию к познанию, учёбе.

М етоды и формы
обучения

практический; индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://interneturok.ru/ , http://fcior.edu.ru , http://www.videouroki.net.

Оборудование

MacBook white 2.4, Наушники DIALOG M-781HV, Микрофон Logitech USB Desktop Microphone, Веб-камера Canyon CNR-WCAM820, материал по теме “Сложносочиненное предложение” для программы Team Viewer

Основные
понятия

Сложносочинённые предложения, смысловые отношения.

О рганизационная структура урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащегося

Задания, которые приведут к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

(УУД)

I. Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания.

Приветствует,

демонстрирует готовность к уроку.

Л.: формирование эмоционального настроя на урок

Р.: самоконтроль

К.: готовность к учебному сотрудничеству

П.: самоопределение

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1.Учитель предлагает задание

«Третий лишний » Team Viewer

и вопросы.

2.Какие вопросы вызвали затруднение, почему?

3. Предлагает сформулировать тему и цели урока.

1.Выполняет задание.

2.Фиксирует возникшие затруднения.

3. Вместе с учителем формулирует тему и цели урока, записывает тему урока в тетрадь.

Задание

«Третий лишний»

1. По пути в глуши встречается ландыш.

2.Он ещё сохранил свою форму, но уже не пахнет.

3. Росы холодные, и свежий ветер днём умиряет летний жар .

2.Вопросы:

Назови отличие простого предложения от сложного

Назови основные типы сложных предложений?

Что такое сложносочинённое предложение?

Какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

Р.: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации

III. Актуализация знаний

Предлагает сделать анализ предложений. Team Viewer

Предлагает сделать схему ССП

Комментирует постановку

знаков препинания.

Делает анализ предложений.

Делает схему ССП

Разговор показался ему (Пьеру) интересен, и он остановился высказать свои мысли. Л. Толстой.

Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали . А.Пушкин.

В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек.

П.: выполняет универсальные логические действия (анализ)

систематизирует собственные знания;

Р.: контролирует учебные действия, замечает допущенные ошибки и исправляет их;

К.: высказывает своё мнение, умеет слушать учителя.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Предлагает прослушать фрагмент(03.25 мин.) видеоурока Михайловой Е.В. http://interneturok.ru/, затем выполнить работу по схеме «Разновидности смысловых отношений между частями ССП» (стр.37) и дальнейшее сравнение выполненной работы с теоретическим материалом учебника.

Слушает, выполняет работу по схеме «Разновидности смысловых отношений между частями ССП», сравнивает.

1.То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

2.Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

П.: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

К.: задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Л.: осознаёт свои возможности в учении;

V. Первичная проверка понимания

1.Предлагает самостоятельную работу с учебником стр.37 упр. 62(предл.1, 4, 5)

Выполняет, оценивает при помощи учителя.

Стр. 37 упр.62

(предл.1,4,5)

П.: действия моделирования, выполняющие отображение учебного материала, формирование обобщения знаний;

Р.: ориентируется в учебнике; при выполнении практической работы.

V. Первичное закрепление

Предлагает вставить союзы, отметить, какие смысловые отношения они выражают.

Выполняет, отмечает.

1.Давно уже не слышно было…звона колокольчика, …стука колёс по кремнистой дороге, …бледный старик ещё стоял на одном и том же месте в глубокой задумчивости.

А. Пушкин.

П.: перерабатывает информацию для получения необходимого результата.

Л.: объясняет сама себе «что я могу».

VI. информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Информирует о домашнем задании: учебник, с.37 (теоретические сведения), работа с практическим заданием.

Задаёт уточняющие вопросы.

Практическое задание (см приложение).

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Предлагает ответить на вопросы.

Отвечает
на вопросы.

– Какую ставили цель?

– Удалось ли её решить?

– Где можно применить новые знания?

– Какой вид работы понравился?

П.: ориентируется в своей системе знаний – отличает новое от уже известного.

Р.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л.: адекватное понимание успеха или неуспеха в УД

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Приложение 1.

Задание: расставить знаки препинания, сделать анализ предложений.

  1. Разговор показался ему (Пьеру) интересен и он остановился высказать свои мысли. (Л. Толстой.)
  2. Дуня села в кибитку подле гусара слуга вскочил на облучок ямщик свистнул лошади поскакали. (А.Пушкин.)
  3. В тишине отчётливо послышалось как простонал человек.

Приложение 2.

Задание: расставить знаки препинания , определить смысловые отношения по схеме в учебнике.

1.То падал как будто туман то вдруг припускал косой дождь.

2.Ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простору нет.

3. Не только дети любят компьютерные игры но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.

5. В углу за печкой трещал сверчок да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою.

Приложение 3.

Задание : вставить союзы, отметить, какие смысловые отношения они выражают

1.Давно уже не слышно было…звона колокольчика, …стука колёс по кремнистой дороге, …бледный старик ещё стоял на одном и том же

месте в глубокой задумчивости.

2.Но вот на табор кочевой нисходит сонное молчанье,…слышен в тишине ночной лишь лай собак, …коней ржанье.

А. Пушкин.

Приложение 4. (домашняя работа)

Задание: Записать предложения, расставив знаки препинания. Определить, какие сложносочиненные предложения по значению здесь

Представлены. Составить схемы.

1) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство.

2) Светило солнце и степь дымилась и блестела.

3) Мне стало ужасно грустно в это мгновение однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.

4) То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть арию то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка.

5) Она мне нравилась все больше и больше я тоже, по-видимому, был симпатичен ей.

6) Товарищи относились к нему неприязненно солдаты же любили воистину.

7) И воздух становится слаще и дали приветливее и люди милее и жизнь легче.

8) Лишь сердце стучит да песня звучит да тихо рокочет струна.

9) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка.

10) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам.


Сочинение как основной способ связи и реализации синтаксических отношений между предикативными частями сложносочиненного предложения; сочинение в оппозиции подчинению.

Дифференциальные признаки сложносочиненного предложения.

Средства связи предикативных частей в сложносочиненном предложении: сочинительные союзы как важнейшее средство связи и реализации грамматического значения в сложносочиненном предложении; синтаксически специализированные элементы; типизированные лексические элементы; соотношение видо-временных и модальных форм сказуемых, другие дополнительные средства связи.

Основные семантико-синтаксические типы сложносочиненных предложений: соединительные, разделительные, противительные. Место сложных предложений с градационными, присоединительными и пояснительными отношениями в системе сложносочиненного предложения. Полисемантичность отдельных структурных типов сложносочиненного предложения, частные разновидности основных структурно-семантических типов сложносочиненного предложения.

Сложносочиненное предложение – это сложное предложение, предикативные части которого объединены сочинительной связью: Мир плоско выравнен 1 , а духа единомысленного нет 2 (Вяч. Иванов).

В системе союзных конструкций сложносочиненное предложение противопоставляется сложноподчиненному предложению. Его дифференциальными признаками являются: 1) относительная автономность предикативных частей в грамматическом и смысловом отношении; 2) наличие сочинительных союзов, которые выступают как основное средство связи предикативных частей, занимают закрепленную позицию между ними, «не сливаясь внутренне ни с одной из частей» , и характеризуются по сравнению с подчинительными союзами большей степенью самостоятельности: Еще прозрачен, сер и пуст кипящий воробьями куст 1 , и желтый солнечный припёк еще не жег холодных щек 2 , – но талой лужи чернота весенней синью налита 3 (Л. Алексеева); 3) характер интонации объединяемых частей.

Сочинительные союзы определяют такой традиционно отмечаемый признак сложносочиненных предложений, как отсутствие жесткой синтаксической зависимости одной предикативной части от другой в составе целого. Неслучайно, сопоставляя подчинительную и сочинительную связь, С. О. Карцевский отмечал, что в основе сочинения лежит оппозитивный диалог, в котором сочинительные союзы определяют тональность реплик и близки по функции к музыкальному ключу. В подобном диалоге говорящие сближают, сопоставляют, противопоставляют или согласуют свои позиции. Этим сочинение принципиально отличается от подчинения, которое всегда опирается на диалог вопросо-ответного типа. «Вскрытые С. О. Карцевским свойства сочинительной связи хорошо объясняют ее способность создавать особый вид синтаксического движения, это движение размещающихся в одной плоскости словесных рядов, из которых ни один не выделяется как преобладающий над другим» .

Структурно-семантическая классификация сложносочиненных предложений опирается прежде всего на характер сочинительных союзов, соединяющих предикативные части и обладающих предельно обобщенным значением: соединительные союзы указывают на то, что оба описываемых в предложении события или имели, или имеют (будут иметь) место, именно они наиболее ярко выражают «идею» сочинения: Впадая в червонную бездну из ненастных туч. . . солнце бывало бросало красочный луч в сад 1 , и лоснились на столе грибы 2 (В. Набоков); разделительные союзы указывают на то, что возможно каждое из описываемых событий: Моросить не то перестало 1 , не то Фиальта привыкла 2 (В. Набоков); противительные союзы связаны со значением сопоставления ситуаций или же значением несоответствия – противопоставленности некоей норме как точке отсчета: Денег становилось все меньше и меньше 1 , а Егорушка кутил все больше и больше 2 (А. Чехов); пояснительные союзы (то есть, а именно) указывают на тождество соотнесенных ситуаций, присоединительные – на добавочный или второстепенный (часто алогичный) характер информации, заключенной во второй части: Газеты ничего не подсказывали 1 , да и мало их было 2 (М. Горький). Таким образом, соединительный союз сигнализирует о соединительных отношениях, разделительный – о разделительных, противительный – о противительных, пояснительный – о пояснительных и, наконец, присоединительный – о присоединительных. Внутри же этих типов на основе частных синтаксических значений выделяется ряд подтипов сложносочиненных предложений.

Классификация сложносочиненных предложений носит двухуровневый характер: на первом уровне учитывается тип союза и общее значение, с ним связанное; на втором – частные синтаксические значения, которые определяются лексическим наполнением предикативных частей и актуализируются при помощи дополнительных средств связи: синтаксически специализированных элементов – конкретизаторов синтаксических значений следствия, уступки и др. , анафорических местоимений и наречий, повторов разных типов, соотношения видо-временных форм и модальных планов сказуемых и др. Наличие дополнительных средств связи предикативных частей в сложносочиненных предложениях определяет особую функциональную гибкость сочинительных конструкций, разнообразие выражаемых ими отношений и, следовательно, разнообразие их структурно-семантических подтипов.

К дополнительным средствам связи в сложносочиненных предложениях относятся:

1) синтаксически специализированные элементы – конкретизаторы синтаксических значений следствия, результата, следования, уступки, возмещения, ограничения и др. (частицы, модальные слова и наречия): Он был приветлив с нею. . . 1 но все же в обращении к ней сквозила только легкая насмешка 2 (А. Чехов) – частица все же подчеркивает значение уступки; Надо было узнать эту тайну 1 , и поэтому я согласился 2 (К. Паустовский) – наречие со значением следствия способствует выражению значения результата;

2) анафорические местоимения и местоименные наречия во второй предикативной части: Человек должен трудиться. . . 1 и в этом одном заключается смысл и цель его жизни 2 (А. Чехов);

3) повторы (лексические, синонимические, деривационные), использование антонимов и слов одной тематической или лексико-семантической группы: Самгин чувствовал себя встревоженным 1 , но эта тревога становилась все более приятной 2 (М. Горький) – повтор однокоренных слов; При встрече с ней скажет ей вскользь слова два 1 , и в этих словах проглядывается досада 2 (И. Гончаров) – лексический повтор; За окном дождь шумит 1 и печально поет ветер 2 (М. Горький) – использование слов одной лексико-семантической группы (глаголов звучания); Считает молодость года 1 , и щедро тратит годы старость 2 (Б. Слуцкий) – использование антонимов;

4) общие компоненты – а) второстепенный член: В эти дни безвольно мысль томится 1 , а молитва стелется, как дым 2 (М. Волошин); б) предикативная часть: Пели петухи 1 и было уже светло 2 , как достигли они Жадрина 3 (А. Пушкин), актуализирующие соединительное значение и указывающие на связь событий во времени или однотипность соотнесенных ситуаций;

5) соотношение видо-временных форм сказуемых, мотивирующих отношения одновременности ситуаций или их последовательности: соотношение «форма совершенного вида в первой части – форма совершенного вида во второй части» мотивирует последовательность ситуаций: Мы простились еще раз 1 , и лошади поскакали 2 (А. Пушкин); соотношение «форма несовершенного вида в первой части – форма несовершенного вида во второй части» мотивирует одновременность ситуаций: И ярко вспыхивает пена 1 , и загорается волна 2 (В. Шаламов); наличие в одной части формы совершенного вида, а в другой несовершенного обусловливает значение частичной одновременности или значение прерванного действия (состояния): Гуров хотел позвать собаку 1 , но у него вдруг забилось сердце 2 (А. Чехов);

6) соотношение модальных планов сказуемых: наличие в одной из частей плана гипотетической модальности при реальной модальности во второй актуализирует частные синтаксические значения ирреального условия, уступки, потенциального следствия, ограничения: Лишь дайте мне добраться до Москвы 1 , а там Борис расплатится со всем 2 (А.

Пушкин); Тут можно бы поспорить нам 1 , но я молчу 2 (А. Пушкин). Использование в первой предикативной части глагола-сказуемого в сочетании с частицей было – «недействительного наклонения» (А. А. Шахматов) – отображает ситуацию нереального намерения и выражает частное противительно-уступительное значение: Тема было поверил Акиму 1 , но последнее предположение опять смутило его 2 (Н. Гарин-Михайловский);

7) параллелизм строения предикативных частей: Синцов смотрел на бойца 1 , а боец смотрел на Синцова 2 (К. Симонов);

8) неполнота одной из предикативных частей: Туча приближалась к нам 1 , а мы – к ней 2 (А. Чехов);

9) порядок предикативных частей, возможность/невозможность изменения которого связана с выражением определенных синтаксических значений: Раздался выстрел 1 , и на этот раз пуля оцарапала ухо лошади 2 (Н. Гумилев) – фиксированный порядок частей выражает значение следствия (результата); невозможность вариативного порядка частей подчеркивается сочетанием на этот раз.

При классификации сложносочиненных предложений необходимо учитывать однородность/неоднородность их состава. Этот признак важен для выделения конкретных подтипов сложносочиненных предложений и рассмотрения особенностей их структуры и семантики. Однородность состава проявляется в одинаковых отношениях двух частей (членов, компонентов) к третьей, выраженной эксплицитно или подразумевающейся: Кругом было тихо 1 , и снег стучал в окна 2 , и где-то неподалеку беззвучно молилась Маша 3 (Л. Андреев).

Дифференциальные признаки сложносочиненных предложений однородного состава:

1) Открытость структуры (ряд, состоящий из двух частей, может быть продолжен до трех-четырех и более); 2) смысловое и грамматическое равноправие частей, что в случае многочленности таких предложений обусловливает неспособность их к объединению в структурно-семантические блоки; 3) использование в качестве основных средств связи соединительных союзов: и, да, и. . . и, разделительных союзов: то. . . то, или. . . или, противительного союза а (крайне редко); 4) одинаковая оформленность каждой предикативной части: общий модальный план, единство функциональных типов (части, различающиеся по цели высказывания, – вопросительная и невопросительная – не могут образовать сложносочиненного предложения однородного состава); 5) перечислительная интонация, характеризующаяся однообразием ритмо-мелодического рисунка.

Об однородности состава сложносочиненного предложения могут свидетельствовать следующие дополнительные показатели: 1) наличие (или возможность) общего второстепенного члена или общей предикативной части: На кургане этом. . . слышался французский голос штабных 1 и виднелась седая голова Кутузова 2 (Л. Толстой); 2) наличие общего для обеих предикативных частей предложения в предшествующем (или последующем) контексте, с которым они одинаково соотносятся: Она и собой хороша. Бледное, свежее лицо 1 , глаза и губы такие серьезные 2 , и взгляд честный и невинный 3 (И. Тургенев); 3) наличие общей оценки или «общей картины» , определяющей тематическое сходство частей или их ассоциативное сближение: И халат ему показался противен 1 , и Захар глуп и невыносим 2 , и пыль с паутиной нестерпима 3 (И. Гончаров); Было серо, тускло, безотрадно. . . Все жаловались на холод 1 , и дождь стучал в окно 2 (А. Чехов).

В предложениях неоднородного состава отношения устанавливаются только между двумя предикативными частями, причем одна из них часто характеризуется относительной неполнозначностью: В самом деле, я ожидал трагической развязки 1 , и вдруг так обмануть мои надежды 2 (М. Лермонтов).

Дифференциальные признаки сложносочиненных предложений неоднородного состава:

1) 3акрытость структуры (количество предикативных частей не может быть увеличено); 2) неравноправие предикативных частей в смысловом отношении; 3) более широкий круг союзных средств связи и употребление союзов, которые подчеркивают неравноправие частей (не только. . . но и; а то и; а то; да и и др.); 4) различная оформленность предикативных частей (части сложносочиненного предложения неоднородного состава могут иметь разные временные и модальные планы и различаться по целевой установке): Дело бы уже все кончено 1 , да приказ денег до сих пор не выдает 2 (Н. Гоголь); 5) использование различных интонационных типов – разделительной, противительной, пояснительной интонации, интонации, характерной для присоединения.

Формальными показателями неоднородности состава сложносочиненного предложения служат: 1) невозможность общего члена, одновременно относящегося к двум предикативным частям; 2) наличие во второй предикативной части анафорических местоимений и местоименных наречий – показателей синсемантичности (неполнозначности) той части, в которой они находятся: Ровно стучала машина 1 , и от ее равнодушного шума становилось еще пустыннее 2 (Н. Шмелев); Вы талантливый человек 1 , и это уже не должно подлежать ни малейшему сомнению 2 (А. Чехов); 3) употребление во второй предикативной части наречий и частиц со значением следствия, уступки, ограничения, возмещения – конкретизаторов частного синтаксического значения, подчеркивающих «неравноправие» одной из частей сложносочиненного предложения: Учитель успокоился 1 , но уже прежнее оживление не возвращалось к обедающим 2 (А. Чехов); Брань, отчаянные клятвы. . . не прекращались весь день 1 , но тем не менее все-таки жили мы между собой дружно 2 (А. Чехов).

В сложносочиненных предложениях неоднородного состава выражаются частные синтаксические значения, нетипичные для сочинения и обычно характерные для сложноподчиненных конструкций (значения следствия, уступки, присоединительно-распространительное значение), ср. : Люди устали 1 , но Серпилин не позволял отдыхать ни одной лишней минуты 2 (К. Симонов) – Хотя люди устали 1 , (но) Серпилин не позволял отдыхать ни одной лишней минуты 2 .

Сложносочиненные предложения неоднородного состава с отмеченными значениями находятся на периферии сочинительных конструкций и имеют системные связи со сложноподчиненными предложениями.

Однородность/неоднородность состава сложносочиненных предложений определяет такие признаки их структуры, как открытость/закрытость и гибкость/негибкость. Если открытость/закрытость структуры – признаки операционные: они предполагают трансформацию, связанную с возможностью/невозможностью расширения состава предложения, – то гибкость/негибкость – признаки, характеризующие расположение частей в структуре целого. Гибкие структуры допускают изменение порядка предикативных частей, негибкие структуры – это структуры, в которых без отделения союза от второй предикативной части невозможна перестановка частей: Скоро Тентетников свыкнулся со службою 1 , но только она сделалась у него не первым делом и целью 2 (Н. Гоголь); Уходите в комнаты 1 , а то простудитесь 2 (А. Чехов).

Различение гибкости/негибкости характерно только для сложных предложений неоднородного состава. Сложные предложения однородного состава и, следовательно, открытой структуры «стоят вне сферы различения гибкости/негибкости, так как понятия гибкости/негибкости предполагают обязательную разнотипность частей и наличие между ними формальных различий. . . Именно поэтому критерий гибкости/негибкости структуры неприменим к сложным предложениям открытой структуры, представляющим незамкнутые ряды, которые включают неопределенное количество обязательно однотипных частей членов ряда» .

Связь по способу сочинения придает частям ССП известную синтаксическую самостоятельность. Простые предложения входящие в состав ССП могут быть однотипными двусоставные односоставные или разного типа одна часть сложного предложения двусоставное предложение другая – односоставное. Сказуемые в частях ССП могут быть однотипные глагольные именные или разного типа. ССП могут быть многочленными т.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Сложносочиненное предложение. Разряды сложносочиненных предложений

Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами. Связь по способу сочинения придает частям ССП известную синтаксическую самостоятельность.

Простые предложения, входящие в состав ССП, могут быть однотипными (двусоставные, односоставные) или разного типа (одна часть сложного предложения - двусоставное предложение, другая – односоставное). Сказуемые в частях ССП могут быть однотипные (глагольные, именные) или разного типа. ССП могут быть многочленными, т.е. состоять из нескольких простых предложений, иногда объединенных в группы. СПП могут быть открытой структуры (термин Белошапковой), т.е. образуют замкнутый ряд, состоящий из двух и более частей, количество которых потенциально может быть увеличено добавлением новых частей: То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь (Л. Толстой). Другая разновидность – закрытые структуры, т.е. сложные предложения, образующие замкнутый ряд, состоящие всегда из двух частей и не допускающие распространения третьей и последующими частями: Григорий пошел было в дом, но вдоль улицы показались трое верховых казаков чужой сотни (Шолохов).

Разряды ССП:

1) ССП с соединительными отношениями. Выявляются соединительные отношения одновременности и последовательности. Средства связи: союзы и, да, ни…ни, также, тоже; интонация перечисления. Порядок следования частей относительно свободен в открытых структурах.

2) Сопоставительные предложения. Выявляются сопоставительные отношения – отношения несоответствия, противоречивости сравниваемых явлений. Закрытая структура, союзы а, но, да, однако, зато, а то, не то. Параллелизм частей при союзе а.

3) Разделительные отношения, указывающие на чередование событий, взаимоисключение. Союзы или, то…то, не то…не то, либо, ли…ли. Открытая структура.

4) Присоединительные отношения, при которых содержание второй части представляет собой дополнительное сообщение или добавочное замечание, связанное с содержанием первой части. Союзы «да и» и другие сочинительные союзы (да, и, и то). Присоединительные отношения подчеркиваются словами притом, причем, потому

PAGE 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

81. Сложноподчиненное предложение. Принципы классификации сложноподчиненных предложений 7.54 KB
Принципы классификации сложноподчиненных предложений Сложное предложение предикативные части которого соединены в одно структурное и смысловое целое подчинительными союзами и союзными словами называется сложноподчиненным предложением СПП. В русском языкознании в разное время были выдвинуты три принципа классификации СПП. Наибольшую популярность получила классификация основанная на уподоблении СПП в целом простому а придаточных частей – членам предложения Ф. различны основания для уподобления придаточной части СПП тому или иному члену...
82. Основные структурно-семантические типы сложноподчиненных предложений. Предложение расчлененной и нерасчлененной структуры 6.75 KB
Для нерасчлененных предложений обязательным признаком является отнесенность придаточной части к одному слову в главной; для расчлененных предложений характерна отнесенность придаточной части ко всей главной части хотя при некоторых осложнениях строения главной части возможны и отклонения от типичной для расчлененных предложений соотнесенности частей. Наиболее наглядны различия в средствах выражения связи частей: в предложениях расчлененного типа главная и придаточная части связываются посредством семантических союзов; в предложениях...
83. Нерасчлененное (одночленное) предложение. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным 7.1 KB
Придаточные изъяснительные связаны со словами имеющими значение речи мысли восприятия чувства состояния или выражающими оценку чаще всего способными к управлению обычно это глаголы но ими могут быть и существительные с указанными значениями краткие прилагательные со значениями эмоционального или волевого состояния слова категории состояния. Придаточные изъяснительные прикрепляются к главному предложению с помощью союзов что чтобы будто как как будто словно ли и др. Придаточные изъяснительные относящиеся к существительным...
86. Расчлененное сложноподчиненное предложение (двучленное). Сложноподчиненное предложение с присоединительным придаточным 6.92 KB
Совершенно очевидно что предложения с семантическими союзами и предложения с относительными местоимениями представляют разные структурные типы СПП. Детерминантные предложения – класс обширный и внутренне разнообразный. Среди детерминантных предложений по семантике союзов выделяют следующие разряды: 1 предложения обусловленности которые в свою очередь делятся на: а причинные; б условные; в целевые; г уступительные; д следствия; 2 временные предложения; 3 сравнительные предложения; 4 предложения соответствия с союзами по мере того...
116. Типы предложений по модальности 6.69 KB
Отрицательные предложения имеют две разновидности: различаются общеотрицательные предложения и частноотрицательные предложения. В общеотрицательных предложениях отрицается сказуемое: Алексей не обращал внимания на роскошный наряд красавицы осени Б. Не относятся к отрицательным: 1 предложения с повторяющейся частице не в составном глагольном сказуемом перед вспомогательным глаголом и перед инфинитивом; в подобных предложениях выражается усиленное утверждение; 2 вопросительные или восклицательные предложения со значением обобщенного...
15927. Разработка предложений по увеличению прибыли и рентабельности 254.22 KB
Современная экономическая жизнь предприятий крайне сложна, на такие важные показатели, как прибыль и рентабельность, влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов. Причем если влияние одних факторов буквально «лежит на поверхности» и видно даже неспециалистам, то влияние многих других не так очевидно и грамотно оценить их влияние может только тот человек, который в совершенстве владеет методикой экономического анализа.
3183. Изучение алгоритмов грамматического разбора предложений 12.95 KB
Содержание работы: В процессе выполнения лабораторной работы должны быть изучены структуры синтаксических графов и возможность их применения для задачи нисходящего распознавания предложений языка для заданного синтаксиса. Заданный синтаксис некоторого языка удобно представлять в виде синтаксического графа или графа распознавания. Такой граф отражает управление ходом работы при грамматическом анализе предложений. Синтаксический граф является эквивалентным...
18435. Разработка предложений по совершенствованию финансового состояния ТОО «НПФ «ГЕОЭКОС» 194.25 KB
Изучение теоретических и методологических основ осуществления обзора финансового состояния предприятия. Проведение финансового обзора деятельности предприятия на основании бухгалтерской отчетности. Выявление путей совершенствования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
13189. Разработка предложений по совершенствованию налогового планирования и прогнозирования 688.55 KB
Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством изначально предусматривающее различные налоговые режимы в зависимости от статуса налогоплательщика направлений и результатов его финансовохозяйственной деятельности места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика. Роль налогового планирования в экономике современного предприятия обусловила внимание ученых к исследованию проблемы функционирования налогового планирования. В многочисленных работах по данной...
5347. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОГОРОДОВ 70.4 KB
В данной работе рассматриваются вопросы развития моногородов России на современном этапе, обозначаются стратегические приоритеты развития моногородов, анализируется круг основных проблем, решение которых необходимо для поддержания и ускорения темпов развития моногородов Российской Федерации.