Справка. Управление при однородных членах предложения. Синтаксические нормы русского литературного языка Укажите, в каком случае представлен плеоназм

Происхож­дения типа Рахиль, Руфь, Юдифь склоняются : у Рахили, с Юдифью . Не склоняются женские имена Николь, Нинель, Рашель и др.

Синтаксические нормы

Данный раздел включает 6 заданий, которые снабжены справочным теоретическим материалом.

Выполняя задания, опирайтесь на «справку».

Задание 1

1. Дайте определение управления как вида подчинительной связи.

2. Составьте словосочетания, используя однородные члены, данные слева, и зависимые слова, помещенные справа.

Подготовка и руководство

Аспиранты

Помощь и сотрудничество

Родственные предприятия

Руководство и контроль

Местные организации

Подбор и наблюдение

Факты

Понять и смириться

Трудности переходного периода

Координировать и руководить

Деятельность смежных организаций

3. В предложениях найдите и исправьте ошибки в управлении при однородных членах предложения.

1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам. 3.Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 4. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 5. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты.

Задание 2

Поставьте слова, заключенные в скобки, в нужном падеже, используя, если это необходимо, предлоги.


1. Проект заслуживает (одобрение). 2. Новый руководитель быстро заслужил (уважение). 3. В последние годы произошли серьезные изменения (жизнь общества). 4. На схеме было обозначено изменение (направление). 5. Подготовка (текст доклада) поручена референтам.6. Во время подготовки (экзамены) студенты получают консультации. 7. Время доказало превосходство этого способа (другие). 8. Победить команде помогло превосходство (техника). 9.Все это делается на благо (дети, родина).10.Согласно (приказ) директора предприятие перешло на круглосуточную работу.

Задание 3

Исправьте, где это необходимо, нанизывание падежей.

Справка: Нанизывание падежей – это расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм, не оправданное контекстом и затрудняющее понимание фразы. Ср.: Дом племянника жены кучера брата доктора (пример).

1. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени. 2. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 3. Мы беседовали с инженером с большим производственным стажем. 4. Использовался метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала.

Задание 4

1. Дайте определение подлежащего, сказуемого и согласования как вида подчинительной связи.

2. Согласование сказуемого с подлежащим. Поставьте сказуемое в форму прошедшего времени и в нужную форму числа, согласуя его с подлежащим.

Справка : Сказуемое при подлежащем, выраженном собиратель ным существительным с количественным значением (ср.: множест­ во, ряд, часть, меньшинство, большинство) или счетным оборотом (ср.: два человека), ставится в форме множественного числа , если:

1) при подлежащем – собирательном существительном с количе­ственным значением есть зависимое слово в форме родительного па­ дежа множественного числа, ср.: Большинство игроков сборной ко­ манды выступали в турнире;

2) в подлежащем имеется перечисление, ср.: Большинство рабо­ чих, инженеров, служащих, приняли участие в субботнике;

3) перечисляются однородные сказуемые, ср.: Большинство учи­ телей предъявляют высокие требования к учащимся и добиваются хороших результатов;

4) сказуемое выражено глаголом, обозначающим активное дейст­вие, ср.: Четырнадцать человек тянули канат;

5) количество «предметов» называется приблизительно, ср.: Пришли около двадцати человек (могут употребляться слова свыше, больше, меньше и др.).

Сказуемое ставится в форме единственного числа, если:

1) подлежащее выражено собирательным существительным с ко­ личественным значением без зависимых слов, с зависимым словом в форме родительного падежа единственного числа или с зависимым словом, обозначающим неодушевленный предмет, ср.: Большинство голосовало за предложенную резолюцию; Большинство студенческой молодежи поедет в стройотряды; Ряд столов стоял вдоль стен;

2) подлежащее называет большое количество «предметов», кото­рые воспринимаются как единое целое, ср.: На конюшне стоит тридцать лошадей; Полтораста человек высыпало на улицу;

3) подлежащее обозначает меру веса, пространства, времени, ср.: Потребуется пять килограммов краски; Прошло семь лет;

4) подлежащее выражено составным числительным, оканчиваю­ щимся на один, ср.: Сочинение написал тридцать один ученик;


5) сказуемое выражено глаголом, обозначающим пассивное дей­ ствие, или глаголом со значением бытия , наличия, существование, положения в пространстве, ср.: Двадцать человек стояло в стороне; У отца было два сына.

1. За коляской (бежать) четыре пса 2. Меньшинство (выска­ заться) против принятия предложенной резолюции. 3. Человек де­сять (последовать) его примеру и тоже (заработать) кулаками. 4. Ряд молодых научных сотрудников института (выехать) в Прагу на симпозиум.5. Деревня показалась ему довольно велика; два леса (быть) у ней справа и слева. 6. Два старых негра (отмахивать) от него мух. 7. Полмесяца (пройти) с тех пор, как начались экзамены. 8.Большинство хирургов , рентгенологов, терапевтов (объединить) свои усилия в решении важной проблемы. 9.Установлен... два новых мировых рекорда по тяжелой атлетике . 10. За короткий срок по­строен... и сдан... в эксплуатацию пятьдесят один промышленный объект.

Задание №5

Согласуйте определения с существительным, при котором есть числительные два, три, четыре .

Поставьте в нужную форму; падежа определение-прилагательное, согласуя его с существительным.

Справка : При словах мужского и среднего рода употребляются определения в форме родительного падежа (два больших дома, четы­ре маленьких окна ), а при словах женского рода – в форме именитель­ного падежа множественного числа (две просторные комнаты ).

Определение, стоящее перед числительным два, три, четыре , не­ зависимо от рода существительного ставится в именительном падеже (за последние два месяца, ср.: за два последних месяца ). Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый (целых два дня, полных три недели ).

Притяжательные прилагательные на - ин и - ов при числительных два, три, четыре ставятся в форме родительного падежа (три мами­ ных книги, два сестриных банта ).

1. Квартира была разделена на две (неравный) части. 2. (Целый) два месяца мы готовились к этому экзамену. 3. На них он выменял (борзой) три собаки. 4. Поступили в продажу две (новый) модели ав­томобиля. 5. За три (последний) месяца в городе побывали многие артисты. 6. Три (огромный) здания были охвачены пламенем. 7. Два (бабушкин) клубка укатились под диван. 8. Напротив от двери было два окна, (завешенный) платками. 9. Два (огненный) столба прореза­ли темноту ночи. 10. Три (наш) спортсмена вышли в финал соревно­ ваний .

Задание 6

6. Публицистический стиль

7. Художественный стиль

8. Разговорный стиль

9. Контрольные вопросы

11. Практические задания

Цель: научиться различать функциональные стили речи, ознакомиться с основными характеристиками каждого функционального стиля, освоить структуру и языковое оформление научных письменных текстов.

Функциональный стиль – это разновидность языка (такая его подсистема), которая определяется условиями и целями общения в какой – то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств. Термин «функциональный» подчёркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.

Разговорный стиль – функция общения. Научный, официально-деловой – функция сообщения.

Публицистический, художественный – функция воздействия.

Итак, в соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языке выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, газетно-публицистический, художественной и разговорно-обиходный.

Для каждого функционального стиля характерны определенные формы речи.

Научный стиль - это стиль научных статей, до­кладов, монографий, учебников и т. д., который определяется их содержанием и целями - по воз­ можности точно и полно объяснить факты окружаю­ щей нас деятельности, показать причинно-следствен­ ные связи между явлениями, выявить закономернос­ ти исторического развития, сообщить информацию и т. п.

Возникновение и развитие научного стиля связа­ но с расширением различных сфер деятельности людей. На первых порах он был близок к стилю ху­ дожественного повествования и выделился в само­ стоятельный, когда стала создаваться научная тер­ минология.

В России научный стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, значительную роль в его формировании сыграл и его уче­ ники. Но окончательно научный стиль сложился во второй половине XIX века.

Основные стилевые черты:

логическая последовательность изложения;

однозначность, точность, сжатость при инфор­мативной насыщенности содержания;

конкретность, бесстрастность, объективность высказывания.

Характерные особенности науч­ного стиля.

насыщенность терминами, которые составляют 15-20 % всей лексики;

научная фразеология (прямой угол, точка пересечения и т. п.);

преобладание абстрактной лексики (развитие, движение, фактор, деятельность и т. п.);

употребление формы единственного числа в значении множественного (волк – хищное животное из рода собак);

преимущественное употребление существи­тельных вместо глаголов (имеет место повышение температуры/повышается температура);

распространение сложных предложений.

Официально-деловой стиль – это стиль доку­ ментов, международных договоров, государственных актов, законов, деловых бумаг и т. п., который опре­деляется их содержанием и целями сообщить ин­ формацию , имеющую практическое значение, дать указания, инструкции .

Основные стилевые черты:

сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

стандартное расположение материала, обяза­ тельность формы;

конкретность, бесстрастность, официальность высказывания.

Характерные особенности офици­ально-делового стиля:

широкое использование терминологии;

наличие особой фразеологии, а также много­ численных речевых стандартов – клише;

употребление отглагольных существительных (на основании, в отношении, в силу и т. п.);

использование номинативных предложений с перечислением;

сложные синтаксические конструкции;

отсутствие эмоционально-экспрессивных рече­вых средств.

Различают две разновидности : официально-документальный стиль и обиходно-деловой стиль

Публицистический стиль - это стиль обществен­ но-политической литературы, периодической печати, ораторской речи и т. д., который определяется содержанием текстов и основными целями воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать инфор мацию и т. п.

Основные стилевые черты публи­цистического стиля:

лаконичность изложения при информативной насыщенности;

доходчивость изложения (газета – наиболее распространенный вид массовой информации);

эмоциональность, обобщенность, а часто не­принужденность высказывания.

Характерные особенности публи­цистического стиля:

общественно-политическая лексика и фразео логия;

использование речевых штампов, клише, их легкая воспроизводимость (труженики полей, работ­ ники прилавка, дружеская атмосфера);

употребление коротких предложений – рубле­ная проза;

эллиптические предложения (безглагольные, фразы ) – (приватизационный чек – каждому; бан­ ки - не только для банкиров);

(Управление - выбор падежной формы подчиненного слова).Часто в предложении при двух или нескольких управляющих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции вполне правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу; трест создает, финансирует и снабжает предприятия и т.п.

Стилистически неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах, требующих разного управления, например: трест организовал и руководил предприятиями (организовал что?, руководит чем?) и т.п. Чтобы исправить предложение, нужно ко второму управляющему слову добавить местоимение, заменяющее существительное при первом слове, например: трест организовал предприятия и руководил ими.

Задание 23. Составьте словосочетания, используя однородные члены (слева) и зависимые слова (справа):

подготовка и руководство аспиранты

помощь и сотрудничество родственные предприятия

руководство и контроль местные организации

надеяться и верить свои выпускники

понять и смириться трудности переходного периода

подбор и наблюдение факты

координировать и руководить деятельность смежных организаций.

Задание 24. Прочитайте предложения. Найдите в них грамматико- стилистические ошибки и отредактируйте.

1. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по ут­рам. 2. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финан­сами. 3. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распо­ряжаются внебюджетными фондами. 4. Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить библиографию по своей теме. 5. Левоцен­тристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 6. Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.

Справка. Нанизывание падежей (последовательное подчинение однотипных падежных форм). К числу стилистических недостатков относится так называемое нанизывание падежей, т. е. расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Такое скопление падежей затрудняет понимание фразы, например: Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А.М. Пешковского).

Чаще происходит нанизывание родительных падежей . Например: Для решения задачи ускорения подъема уровня сельского хозяйства … При правке отглагольные существительные заменяются инфинитивными или другими конструкциями, распространенные обороты – придаточными предложениями и т.д. Например: Чтобы ускорить подъем сельского хозяйства

Реже встречается нанизывание творительных падежей . Например: Нельзя было ограничиться принятыми студентами решениями . Исправить можно так: Нельзя было ограничиться решениями, которые приняли студенты.


Следует избегать падежных форм с одинаковыми предлогами, например: Мы беседовали с инженером с большим производственным стажем (вместо: имеющим большой производственный стаж ).

Недопустимо сочетание в одном предложении родительного субъекта (приезд брата ) и родительного объекта (чтение рукописи ). Например: Оценка Добролюбова «Темного царства» . Правка текста производится путем замены родительного субъекта творительным падежом, например: оценка Добролюбовым.

Задание 25. Прочитайте предложения. Исправьте, где это необхо­димо, нанизывание падежей, не оправданное текстом.

1. Инженер требовал неукоснительного выполнения правил техники безопасности. 2. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 3. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комис­сии. 4. В целях дальнейшего расширения участия студентов и привлечения к активной работе по экономике членов Клуба менеджеров проводятся регу­лярные встречи за круглым столом. 5. Ведутся изыскания возможности соз­дания самостоятельных независимых издательств. 6. С выходом книгичита­тели могут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современ­ного писателя.

Выбор правильного падежа и предлога

Справка: 1. Для построения предложения важное значение имеет правильный выбор падежа и предлога. Наиболее типичны следующие ошибки:

Предложное сочетание вместо беспредложной конструкции, например: разъяснение о смысле указа (правильно: разъяснение смысла указа );

Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания, напр.: потребность средств для производства (в норме: потребность в средствах );

Неправильный выбор предлога или неуместное его использование, напр.: указал о том … (в норме: указал на то…);

Справка 2 . Многие предлоги образуют синонимичные ряды, например:

о работе

разговоры про работу

насчет работы

относительно работы и т.д.

у дома

при доме

сад возле дома

около дома

из-за болезни

по болезни

отъезд по причине болезни

в связи с болезнью

вследствие болезни

В синонимичном ряду вместе с непроизводными предлогами могут быть и производные (в течение, благодаря, согласно…). Предлог благодаря обычно указывает на причину, которая способствует осуществлению чего-либо (благодаря упорному труду …)

Предлоги благодаря, вопреки , согласно требуют после себя формы дательного падежа существительных: вопреки указанию, согласно приказу, благодаря сестре . Употребление этих предлогов с формой родительного падежа свойственно просторечию.

Некоторые глаголы (отлагательные существительные) могут иметь зависимые слова в разных падежах (или с разными предлогами), что связано с разными смысловыми или стилистическими оттенками:

Задание 26. Можно ли?

Одеть пальто, оплатить за проезд, интересоваться о новых технологиях, посвятить книгу для детей, скучать за родителей, оскорбиться на письмо, обидеться поведением друга, уделять внимание на форму и содержание, тормозить процессу, удивляться беспечностью, поражаться росту, возвращаться со школы.

Задание 27. Раскройте скобки, употребите слова из скобок в нужной форме.

1. Серьезность и глубина отличает (многие студенческие исследования). 2. В монографии дается характеристика (положение дела в отрасли). 3. В нас-тоящее время усилия направлены (модернизация производства). 4. Проис-шедшее с трудом вписывается (рамки демократических традиций). 5. Опубли-кованная статья содержит краткий обзор (научные достижения). 6. Достигну-тые успехи вселяют уверенность (дальнейшее повышение результативности). 7. Серьезная научная работа требует (самоотдача).

Задание 28. Придумайте словосочетания с данными словами.

Предполагать (что?); управляющий (чем?); отдавать отчет (в чем?); удостоен (чего?); радоваться (чему?); поражен (чем?); вписаться (во что?); курировать (кого? - что?); свойственный (кому? - чему?).

Задание 29. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

1. Об этом мы познакомим вас позже. 2. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. 3. Высказывается критика о том, что мы делаем. 4. Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. 5. Магазин, ориентированный специально для школьников. 6. Уверенность каждого за свой завтрашний день. 7. Контролировать за ходом лечения. 8. Озабоченность за безопасность границ. 9. Участвовать в выборах. 10. Факты говорят за возможность использования резервов.

Задание 30. В приведенных предложениях исправьте стилистические недочеты в выборе предлога, а также ошибочное употребление падежных форм.

1. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. Разрушения произошли за счет плохой работы системы водоснабжения. 3. Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжелых условиях. 4. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут. 5. По окончании работы все должны собраться в зале. 6. Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 7. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 8. Вследствие запланированной работы некоторым придется работать сверхурочно. 9. Благодаря трудностей, мы не успели выполнить задание в срок.

Задание 31. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужном падеже, используя, если это необходимо, нужные предлоги.

1. Проект заслуживает (одобрение). Новый руководитель быстро заслужил (уважение). 2. В последние годы произошли серьезные изменения (жизнь общества). На схеме было обозначено изменение (направление). 3. Подготовка (текст доклада) поручена референтам. Во время подготовки (экзамены) студенты получают консультации. 4. Время доказало превосходст-во этого способа (другие). Победить команде помогло превосходство (техника). 5. Все это делается на благо (дети, родина).

Справка. Употребление деепричастных оборотов. При употреблении деепричастных оборотов следует помнить, что, как правило, называемое ими действие обозначает действие подлежащего. Например: Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал, и я вспомнил).

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль.

Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях.

1) Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. Нельзя сказать: Возвращаясь домой, меня застиг дождь (правильно: Когда я возвращался домой …).

2) Если в безличном предложении есть логическое подлежащее и нет инфинитива. Нельзя сказать: Подходя к лесу, мне стало холодно (правильно: Когда я подходил к лесу…).

3) Если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием. Нельзя сказать: Убежав из дома, мальчик был найден родителями (два субъекта: убежал мальчик, нашли родители). Правильно: убежавший из дома мальчик.

Задание 32. Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте предложения.

1. Познакомившись со статьей, у меня возникло желание больше узнать об этом человеке. 2. Приняв смену, дежурные водители направляются диспетчером по объектам. 3. Рекомендуя в аспирантуру, кафедры должны быть ознакомлены с работой кандидатов в школе. 4. Соблюдая режим питания, ваше самочувствие улучшится. 5. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке. 6. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 7. При-давая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.

Задание 33. Замените деепричастные обороты параллельными синтаксическими конструкциями.

1. Нисколько не колеблясь, арендатор принял условие договора. 2. Окон-чив школу, приехал в Нижний Новгород и поступил в НГТУ. 3. Не зная правил дорожного движения, не садись за руль. 4. Выезжая из гаража, проверьте тормоза. 5. Получив письмо, он собрался в дорогу. 6. Проводя изыскания, отряд уходил все дальше в тайгу.

Задание 34. Исправьте ошибки, заменяя неправильно употребленный деепричастный оборот.

1. Садясь за руль, машина должна быть в полной исправности. 2. В тот день, выезжая из гаража, тормоза барахлили. 3. Нажав на тормоз изо всех сил, машина все-таки врезалась в стол. 4. Не соблюдая правил дорожного движения, ждет опасность. 5. Он был спасен подоспевшим прохожим, вовремя подбежав к горящей машине.

1. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения: Практикум: в 2-х ч. - Саратов, 2001.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кошаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2001.

3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М., 2001.

4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. - М., 2001.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 1993.

6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988.

7. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. - Ростов-на-Дону, 2001.

8. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. - Санкт-Петербург, 2001.

9. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М., 2002.

10. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов. - М., 2002.

11. Львова Ф.И. Язык в речевом общении. - М., 1992.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1986.

13. Петрякова А.Г. Культура речи: Практикум. - М., 1997.

14. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987.

15. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку. - М., 1989.

16. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М., 1985.

17. Русская речь. Официально-деловой стиль: Методические разработки по культуре русской речи для студентов педагогических вузов: В 2-х ч. - Нижний Новгород, 2001.

18. Русский язык и культура речи/ Под ред. проф. В.И.Максимова. - М., 2001.

19. Словарь иностранных слов. - М., 1987.

20. Словарь ударений русского языка/ Под ред. М.А.Штудинера. - М., 2000.

1.Строительство детских площадок играет важную роль в развитии социальной инфраструктуры города.

2.Чтобы оградить себя от ее преследований, нужно казаться веселым, а это более всего сбивает с толку.

3.Пообщались, отдохнули, контакты, опять же, завели нужные.

4.Эта территория снискала в последнее время какую только есть дурную славу по своей криминальности.

5.Устал ты или нет, какое у тебя настроение – все имеет огромное значение.

6.Вам известно, как происходили тогда события?

7.Я не совершаю никаких поступков, которые могли бы кому-нибудь мешать жить.

8.Экскурсии полезны для расширения кругозора.

6. Допишите недостающие окончания:

1.В цирковом представлении участвовал серый кенгуру.

2.Южнее находится солнечный Сухуми.

3.У нее было чудесное сопрано, но она потеряла свой восхитительный голос, когда однажды пыталась взять самое верхнее соль.

4.Первыми обладателями учрежденного Гран-при стали легендарный конструктор Михаил Калашников и кондитерская фабрика «Красный Октябрь».

5.К всеобщему удивлению, эта некрасивая девушка оказалась новой протеже модельера.

6.В VII веке на территории нынешнего Сомали образовались арабские султанаты.

7.В этом году наш участковый врач И.П. Фадеева была награждена медалью.

8.Растет число японских ресторанов, где подают вкуснейшее суши.

7.Формы именительного падежа множественного числа.

Год – годы и года, крейсер – крейсера, прожектор – прожекторы (прожектора), цех – цехи и цеха, трактор – трактора (тракторы), конструктор - конструкторы, лектор - лекторы.

8.Существительные в родительном падеже множественного числа.

Апельсины - апельсинов, армяне - армян, ботинки - ботинок, гектары - гектаров, граммы - граммов, киргизы - киргизов, грузины - грузин, килограммы - килограммов, мандарины - мандаринов, носки - носков, помидоры - помидоров, туфли - туфель, чулки - чулок, рельсы - рельсов.

9. Числительные словами:

1.Сумма вышла значительная, а именно достигла до четырехсот одиннадцати тысяч восьмисот сорока трех рублей одной восьмой копейки. 2.Свыше ста семидесяти народностей и двухсот шестидесяти миллионов человек, говорящих на семидесяти языках, населяет этот край.

3.Он всегда будет получать от нее по пятьсот рублей в год.

4.Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более пятисот восьмидесяти тысяч тонн зерна.

5.Более двух тысяч пятисот человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия.

6.Прибыл поезд с двумястами восьмьюдесятью семью экскурсантами.

7.Из пятисот девяноста шести вычесть триста восемьдесят семь.

8.К тысяче семистам семидесяти восьми прибавить восемьсот пятьдесят два.

9.В ходе боев было захвачено в плен до трехсот восьмидесяти солдат противника.

10.Для школьных мастерских куплено двадцать два тисков, тридцать три клещей, сорок четыре кусачек.

11.Прибыль поднялась до четырех миллионов трехсот тысяч рублей в год.

12.Расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга равняется примерно 650 шестистам пятидесяти километрам.

13.К пятнадцатому мая в хозяйстве вспахано более тысячи семисот пятидесяти гектаров.

10. Ошибка«Нарушение двойного управления».Ошибка «Нанизывание падежей».

1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. Глава администрации распределяет имущество и финансы и управляет ими.

2. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют внебюджетные фонды и распоряжаются ими.

3. Новация стала объективно полезной, так как она регламентировала и вносила новый порядок во взаимоотношения властных структур. Новация стала объективно полезной, так как она регламентировала взаимоотношения властных структур и вносила в них новый порядок.

4. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. Депутаты встретили речь шумными аплодисментами.

5. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени. В диссертации анализируется теория и практика укрепления экономической базы предприятия в наше время.

Конструкции со словами,

близкими по значению, но требующими различных падежей:

    беспокоиться (о ком?) тревожиться (за кого?)

беспокоиться о детях – тревожиться за детей;

    воплощение (во что?) – претворение (в чем?)

воплощение в жизнь – претворение в практике;

    идентичный (чему?) – сходный (с чем?)

идентичный прежнему – сходный с прежним;

    обидеться (на что?) – обижен (чем?)

обиделся на эти слова – обижен этими словами

    обрадоваться (чему?) – обрадован (чем?)

обрадоваться возвращению – обрадован возвращением;

    обращать внимание (на что?) – уделять внимание (кому? чему?)

обращать внимание на что-либо – уделять внимание чему-либо;

    отзыв (о чем?) – рецензия (на что?)

отзыв о книге – рецензия на книгу;

    отличать (что от чего?) – различать (что и что?)

отличать день от ночи – различать день и ночь;

    превосходство (над чем?) – преимущество (перед чем?)

превосходство над старым – преимущество перед старым;

    различать (что и что?) – отличать (что от чего?)

различать дело и безделье – отличать плохое от хорошего;

    рассердиться (на что?) – рассержен (чем?)

рассердиться на шутку – рассержен новостью;

    уверенность (в чем?) – вера (во что?)

уверенность в успехе – вера в успех;

    удивляться (чему?) – удивлен (чем?)

удивляться трудолюбию – удивлен трудолюбием;

    уплатить (за что?) – оплатить (что?)

уплатить за проезд – оплатить проезд;

Проверим себя?

В каких предложениях допущена грамматическая ошибка в выборе падежа? Как бы вы исправили ее?

    В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание.

    К сожалению, в данный момент он был слишком рассержен на своего кредитора .

    Я уже не стыдился ни своего незнания, ни его превосходства передо мною .

    Не стоит беспокоиться за взрослых детей .

    Легко заметить преимущества новой модели автомобиля перед ста рой.

    Я был очень обижен на эти слова бывшего друга, но промолчал.

    Проверка деканата условий жизни студентов в общежитии института выявила ряд недостатков.

    Рецензия на прочитанную книгу заняла около страницы.

    Уделить должное внимание на каждого конкурсанта становится нереальным.

«Шпаргалка»

№ 1: в отзыве (о чем? ) о книге;

№ 2: рассержен (кем? ) своим кредитором,

№ 3: ни его превосходства (над кем? ) надо мною;

№ 5: беспокоиться (о ком? ) о взрослых детях;

№ 7: обижен (чем? ) этими словами;

№ 8: проверка (кем? ) деканатом;

№ 10: уделить внимание (кому? ) каждому конкурсанту.

Вариант № 3. Управление при однородных членах предложения

Можно ли осуществлять

«подбор и наблюдение над фактами»?

Я утверждаю: «Нет!»

Готова объяснить. Это грамматическая ошибка.

Часто в предложениях при двух или нескольких управляющих однородных членах есть общее дополнение. Такие конструкции вполне правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу (читать – что? конспектировать – что?).

В нашем примере управляющими являются слова «подбор» и «наблюдение». Дополнение, думаю, увидели сами («фактами» ). Но слово « подбор» требует вопроса чего?, а «наблюдение» – над чем? Поэтому, не нарушая норм литературного языка, можно сказать только так: подбор (чего?) фактов и наблюдение (над чем?) над ними.

Проверим себя?

В каких предложениях допущена грамматическая ошибка? Как бы вы исправили ее?

    Руководство фирмы координирует и руководит деятельностью смежных организаций.

    Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами.

    Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.

    Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.

«Шпаргалка»

Ошибка допущена в предложениях:

№ 1: Руководство фирмы координирует (что?) деятельность смежных организаций и руководит (чем?) ею.

№ 2: Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют (что?) внебюджетные фонды и распоряжаются (чем?) ими.

№ 4: Глава администрации распределяет (что?) и управляет (чем?) имуществом и финансами.

Вариант № 4. Выбор правильного падежа и предлога (предложно-падежной формы управляемого существительного)

      «Благодаря болезни я не смог

вовремя сдать экзамен…»

(из заявления студента)

Коварную шутку иногда играют с нами предлоги! Действительно ли студент, не сдавший вовремя экзамен, благодарен своей болезни за такой «подарок»? Вряд ли.

Скорее всего, употребляя предлог благодаря , он не подумал, что тот относится к производным предлогам, которые, несмотря на свою служебную роль, сохраняют смысловую связь с теми словами, от которых они образованы. Например, предлог благодаря сохраняет связь с глаголом благодарить , а потому его желательно употреблять только тогда, когда речь идет о причинах, вызвавших желательный результат (то есть «есть за что благодарить»): благодаря разумному графику подготовки студенты успешно сдали экзамен; благодаря мастерству водителя не произошло катастрофы и т.п.

Как и благодаря, слова ввиду, вследствие тоже относятся к группе причинных предлогов. Различие между ними заключается во временной отнесённости: ввиду вводит в предложение обстоятельство ожидаемой причины, которая еще только должна наступить: ввиду предстоящих праздников защита курсовых состоится в понедельник; ввиду ожидаемой грозы полеты отменяются.

Предлог вследствие , наоборот, вводит в предложение обстоятельство уже наступившей причины: вследствие болезни мною были пропущены занятия по иностранному языку.

Чрезвычайно «коварен» по своему характеру предлог за счёт , который также имеет причинное значение, но сохраняет оттенки, вытекающие из его буквального смысла:

Оттенки смысла предлога за счёт

Примеры

1. Выигрыш в одном отношении становится возможным в силу проигрыша в другом

Гостиную увеличили за счёт спальни : перенесли стену.

2. Выигрыш в каком-либо отношении становится возможным благодаря использованию какого-то резерва, источника

Мощность двигателя можно увеличить за счёт использования более качественного топлива.

3. Выигрыш в каком-либо отношении становится возможным благодаря использованию или, наоборот, исключению каких-либо элементов целого

Условия бытовых задач, как правило, существенно упрощаются за счёт отбрасывания второстепенных деталей, которые только кажутся важными.

Употребление этого предлога требует большой осторожности: небрежность в его использовании может привести к смысловым эффектам, противоречащим намерениям пишущего. Часто встречаются, например, фразы типа: Победа в матче была достигнута за счёт точных передач и метких ударов по воротам (можно подумать, что футболисты добились победы, уменьшив число точных передач и метких ударов по воротам); Повысить сопротивляемость организма инфекциям можно за счет закаливания (получается, что закаляться не надо) и т.п.

Добрый совет: универсальным для всех случаев обозначения причины является предлог по причине (чего?). Воспользуйтесь им, если вы

сомневаетесь в правильности выбора синонимичного предлога.

Вопрос для любознательных

Как бы вы сказали: «горевать о потерянном кошельке» или «горевать по потерянному кошельку»?

Как бы ни сказали, а кошелёк жаль! 

Согласна.

И все же мы должны прояснить ситуацию, потому что затруднения в выборе предложно-падежной формы существительного при глаголах, называющих эмоциональные переживания человека (скучать, горевать, плакать, тосковать и др.) случаются нередко. Это происходит потому, что при этих глаголах возможны два предлога – о и по, – требующие разных падежей.

Современное правило гласит: при предлоге о в таких конструкциях должен быть предложный падеж, а при предлоге по дательный . И только для личных местоимений – исключение: местоимения 1-го и 2-го лица мн.ч. употребляются с предлогом по не в дательном, а в предложном падеже (они, должно быть, скучают по нас ; мы тоскуем по вас ), хотя местоимения 3-го лица употребляются с тем же предлогом в дательном падеже (вы, конечно, уже соскучились по ним ?). А личные местоимения единственного числа допускают употребление в обоих падежах: скучаю по нему – скучаю по нём.

Запутались?

На помощь может прийти таблица (курсивом выделены сочетания, не допускающие вариантов):

О + П.п.

По + Д.п.

По + П.п.

Скучать о доме

Скучать по дому

Скучаю по тебе

Скучаю по нему

Скучаю по нём

Скучают по нас

Скучаю по вас

Итак, вернемся к «потерянному кошельку». Что же мы всё-таки делаем: горюем о кошельке или горюем по кошельку ? Оба варианта правильны. (Хотя в любом случае «птичку жалко»! )

А вот еще один вопрос «на засыпку».

Как записать, к примеру, в протоколе следующую фразу : Выдвижение кандидатуры Иванова было поддержано свыше тридцати человек или …свыше тридцатью человеками ?

Оказывается, неверно ни первое, ни второе, потому что сказуемое было поддержано требует Тв. п. (кем? ), а предлог свыше (более) – Р.п (чего?). «Примирить» их невозможно. Как быть?

Для решения проблемы используется следующий прием: после предлога вставляется союз чем. Как только он появляется, требование родительного падежа, исходящее от предлога свыше (более) , нейтрализуется: Выдвижение кандидатуры Иванова было поддержано более чем (свыше чем ) тридцатью человеками.

Резюмируем: в случаях, когда глагол и предлог требуют разных косвенных падежей управляемого слова, необходима замена предлога близким по смыслу словом или вставка союза, так чтобы требование косвенного падежа, исходящее от предлога, было нейтрализовано.

Итак, несомненно, правильный выбор падежа и предлога имеет важное значение для грамотного построения предложений. Но, к сожалению, в своей речи (как деловой, так и неделовой) мы бываем зачастую слишком небрежны, а потому допускаем и другие ошибки в употреблении предложно-падежной формы управляемого существительного.

Наиболее типичные:

    употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа (вместо правильного: разъяснение смысла указа )

    употребление беспредложной конструкции вместо предложного сочетания. Например: потребность средств для производства (правильно: потребность в средствах )

    неправильный выбор предлога или неуместное его использование. Например: указал о том … (правильно: указал на то …).

Есть еще одна сложность, которую мы, несомненно, должны учитывать.

Некоторые глаголы (или отглагольные существительные) могут иметь зависимые слова в разных падежах (или с разными предлогами). Это связано с разными смысловыми или стилистическими оттенками таких слов.

Например:

наблюдать

наблюдать что? (проводить наблюдения, смотреть): наблюдать солнечное затмение;

наблюдать за чем? (осуществлять надзор): наблюдать за поведением детей;

поражаться

поражаться чем? (восхищаться): поражаться величием и красотой сооружения;

поражаться чему? (удивляться): поражаться его отваге;

согласиться

согласиться на что? (дать согласие на что-нибудь; согласиться на предложение): противники согласились на ничью;

согласиться с чем? (выразить свою солидарность с чем-нибудь, примкнуть к чему-нибудь): согласиться с мнением рецензента;

в официальном стиле речи: согласиться о чём? (договориться о чем-нибудь): участники совещания согласились о следующем…

соревноваться

соревноваться за что? за право участия в конкурсе;

соревноваться на что? на первенство факультета;

соревноваться в чём? В беге, в плавании;

удовлетворить

удовлетворить что? (исполнять чьи-нибудь задания, желания, требования): библиотека аккуратно удовлетворяет запросы читателей – качество новых книг удовлетворяет запросы читателей.

удовлетворять чему? (оказаться в соответствии с чем-нибудь, вполне отвечающим чему-нибудь): качество новых книг удовлетворяет запросам читателей;

удостоить

удостоить чего? (признав достойным, наградить чем-нибудь): удостоить правительственной награды;

удостоить чем? (сделать что-нибудь в знак внимания): удостоить ответом;

упрекать

упрекать в чём? (объект упрёка):упрекать в небрежности;

упрекать за что? (причина упрёка): упрекать за плохое поведение;

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Синтаксис –

Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение.

Словосочетание –

зависимой.

Предложение –

.

Синтаксические нормы

С и н т а к с и ч е с к и е н о р м ы

1 .Управление при однородных членах предложения

В предложении при двух или нескольких управляющих словах может употребляться одно общее дополнение, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: Читать (что?) и конспектировать (что?) книгу

трест создает(что?), финансирует(что?) и снабжает (что?)предприятие

Неверно: трест организовал и руководил предприятиями (организовал что?, руководит чем?)

Способ исправления – добавление ко второму управляющему слову местоимения, заменяющего существительное при первом слове: трест организовал предприятия и руководил ими.

2 . Именное и глагольное управление (правильный выбор падежной формы подчиненного слова)

Таблица 16.

о ш и б к а и с п р а в л е н и е
-нанизывание родительных падежей: для решения задачи ускорения поиска эффективного средства борьбы с эпидемией Чтобы ускорить поиск эффективных средств в борьбе…
-нанизывание творительных падежей вопрос будет решен назначенной дирекцией комиссией Вопрос решит комиссия, назначенная дирекцией
-употребление падежных форм с одинаковыми предлогами мы беседовали с врачом с большим опытом работы Мы беседовали с врачом, имеющим большой опыт работы
-сочетание в одном предложении родительного субъекта и родительного объекта: оценка народа предстоящих выборов Замена родительного субъекта творительным Оценка народом предстоящих выборов

3.Выбор правильного падежа и предлога

Таблица 17.

!!! При использовании синонимических предлогов для обозначения причинно-следственных отношений ввиду, вследствие, благодаря, в силу нужно помнить, что они ещё не потеряли полностью своего первоначального лексического значения, связанного со значением их корней.

ошибка :

Ввиду прошедших дождей…(дожди – уже факт, а не предстоят)

Вследствие предстоящего отъезда (отъезд ещё только предстоит, и нельзя говорить о его последствиях)

Благодаря болезни (едва ли можно за болезнь благодарить)

Способ исправления: предлог причины по причине, из-за, потому что

4. Употребление деепричастных оборотов

4.1 .При использовании деепричастных оборотов следует помнить, что называемое ими действие обозначает действие подлежащего.

Проезжая берёзовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал, и я вспомнил)

Нельзя: Проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова. (правильно: Когда я проезжал березовую рощу, у меня закружилась голова. )

4. 2 . Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего: Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль.

5.Однородные члены предложения

5.1 .Однородные члены предложения должны быть связаны с одним и тем же членом, отвечать на один и тот же вопрос, являться одним и тем же членом предложения.

5.2 . Определения однородны, если характеризуют предмет с одной стороны:

странный, резкий, болезненный крик раздался в тишине ( между ними можно поставить союз и ).

5.3 .Однородны одиночные определения и стоящий за ним причастный оборот:

То была первая, не замутненная никакими опасениями радость.

5.4. Однородны определения, стоящие после определяемого слова, согласованные и несогласованные: Истина вечная, несомненная (согласованные)

Человек, блещущий здоровьем, со смеющимися глазами и губами (несогласованные)

Но: ранняя суровая зимняя заря (неоднородны, т.к. характеризуют предмет с разных сторон)

Согласование сказуемого с подлежащим

6.1 . Глагол – сказуемое с подлежащим согласуется в числе и роде:

Я слышу весёлую речь. Мчатся тучи. Зарево погасло.

6.2 Глаголы-сказуемые стоят в единственном числе при однородных подлежащих, если они соединены союзами или, либо, то ли…то ли

По дороге попадается то ли берёза, то ли ракита.

6.3. .При подлежащем, обозначающем неопределённое количество или выраженным количественным числительным, возможны варианты согласования в числе: Пять человек ехали верхом. Большинство игроков вошли в сборную.

Большинство людей молчало.

6.4. Возможны варианты и при подлежащем типа «брат с сестрой »:

Брат с сестрой уехал в деревню. – Брат с сестрой уехали в деревню.

7. Употребление причастного оборота

Определяемое существительное должно находиться или перед всем оборотом, или после него, но не внутри оборота: неправильно: Оторванный человек от действительности с трудом находит своё место в жизни (следует: Человек, оторванный от действительности,… )

Согласование приложений

8.1. Названия городов согласуются во всех падежах с определяемым словом:

в городе Москве, к городу Варшаве

Обычно не согласуются составные названия городов: в городе Минеральные Воды

Названия городов на –о допускают обе формы – согласованную и несогласованную:

в городе Кемерове – в городе Кемерово

8.2. Названия рек согласуются с определяемым словом: на реке Днепре

Однако малоизвестные названия рек остаются неизменными: у реки Птичь

Не согласуются также составные названия: на реке Западный Б уг

8.3. Названия озёр, заливов, проливов, бухт не согласуются с родовым наименованием: на озёрах Эльтон и Баскунчак

8.4. Названия островов, полуостровов, гор тоже не согласуются: на острове Новая Земля

8.5. Названия улиц в форме ж.р. согласуются, остальные названия не согласуются:

на улице Сретенке, на улице Арбат

8.6. Названия зарубежных республик согласуются, если оканчиваются на –ия, остальные названия не согласуются: в республике Куба, в республике Боливии

8.7. Не согласуются астрономические названия: движение ракет к планете Венера.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Задание 1. Составьте конспект данного материала.

Задание 2. Определите, какого управления требуют приведенные ниже слова.

беспокоиться, тревожиться за кого-нибудь, о ком-нибудь

упрекать, порицать в чем-нибудь, за что-нибудь

удивляюсь, удивлен чему-нибудь, чем-нибудь

превосходство, преимущество над чем-нибудь, перед чем-нибудь

уверенность, вера во что-нибудь, в чем-нибудь

оплатить, заплатить что-нибудь, за что-нибудь

касаться, относиться кого-нибудь, к кому-нибудь

препятствовать, тормозить что-нибудь, чему-нибудь

Задание 3. Устраните нарушение норм управления.

1. Следует уделять большее внимание на культуру речи. 2. Первоклассники уже отличают звук и букву. 3. Мать тревожилась об уехавшем сыне. 4. Докладчик отметил о недостатках работы министерства. 5. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 6. Многие люди сейчас нуждаются - разве в этом мы не можем не согласиться. 7. Оратор отметил о том, что требуется много средств для выполнения намеченного плана. 8. Уже появилась рецензия о новом фильме. 9. Он осужден к пяти годам лишения свободы. 10. Мужество десантников вселяло страх противнику.

Задание 4. Составьте словосочетания, используя однородные члены, данные слева, и зависимые слова, помещенные справа.

подготовка и руководство аспиранты

помощь и сотрудничество родственные предприятия

руководство и контроль местные организации

надеяться и верить свои выпускники

понять и смириться трудности переходного периода

подбор и наблюдение факты

координировать и руководить деятельность студенческих научных объединений

Задание 5. Прочитайте предложения. Найдите в них грамматико-стилистические ошибки и отредактируйте.

1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам. 3. Новация стала объективно полезной, так как она регламентировала и вносила новый порядок во взаимоотношения властных структур. 4. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 5. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты. 6. Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить библиографию по своей теме. 7. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 8. Марксизм утверждал, что государство будет отмирать с исчезновением классов, поскольку оно возникло в связи и в результате классового раскола общества. 9. Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.

Задание 6. Исправьте возможные ошибки в предложениях.

1. Она всю жизнь любила и отдавала предпочтение одежде ярких цветов.

2. Его разбирало любопытство и страх.

3. В этом стихотворении звучит не только любовь, а уверенность в счастливом будущем России.

4. С первого же класса я не любила делать уроки и школу.

5. Гуляя с утра до вечера и если не заниматься, экзамены хорошо не сдашь.

6. Я не люблю молоко и когда мне ставят горчичники.

7. Когда приезжаешь в этот город, поражаешься чистоте на улицах, скверах, площадях и даже переулках.

Задание 7. Проанализируйте ошибки, допущенные в предложениях. Предложите свой вариант стилистической правки.

1. Кроме прочих достоинств, А.И. Иванов был и хорошим специалистом. 2. Села и рабочие поселки обслуживают кинопередвижки. 3. По плану намечено построить 4 клуба, 3 библиотеки, детские ясли, а также строительство дорог, мостов, озеленение сел, закладка парков и т.д. 4. Стены украшают плакаты и флажки. 5. Товарищ, который сообщил эти данные и оказавшись страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение. 6. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 7. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 8. Антон Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию. 9. Выступающий заявил, что плохо обстоит дело с подготовкой школьных зданий к учебному году, что может отрицательно сказаться на учебном процессе, что является недопустимым. 10. Кутузов, как показал Л. Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 11. Основное, на что следует обратить внимание, - это на нарушение дисциплины в группе. 12. Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников «шоковой терапии», которая должна быть проглочена. 13. Можно привести много положительных примеров о высоком качестве выполнения письменных работ. 14. Новый экскаватор потерпел аварию благодаря запущенному состоянию одного из узлов. 15. Занятия на факультете проводятся, используя компьютерный класс. 16. В плавании на 100 метров соревнования проводятся вольным стилем, брассом, на спине, баттерфляем.

Задание 8. Проанализируйте грамматическую координацию главных членов предложения в примерах. Чем объясняется выбор той или иной формы?

3. Большинство группы были приезжие.

4. Большинство бойцов успело выпрыгнуть на берег и ударить с тыла по врагу.

5. Большинство студентов первого курса, поступивших в вузы непосредственно по окончании школы, успешно прошли зимнюю экзаменационную сессию.

6. Большинство курортников размещено в пансионате.

7. Большинство дверей были низки для его роста.

Задание 9. Допишите недостающие буквы в окончаниях. Выделите главные члены предложения. Объясните употребление формы единственного или множественного числа сказуемого.

1. За месяц израсходован… тысяча рублей.

2. Сколько благородных задач сто…т перед учителем!

3. Последние двое студентов успешно сдал… экзамены.

4. После революции большинство зарубежных специалистов разъехал…сь по своим странам.

5. 45 минут прошл… незаметно.

6. 45 минут, о которых вы просили, прошл….

7. На съезде присутствовал… 117 делегатов, причем большинство их был… представителями отдельных районов.

8. Некоторая часть наших работников еще нужда…тся в подготовке.

9. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был… готов… к новым играм.

10. В заботах незаметно прошл… еще несколько дней.

11. Несколько выпускников нашего училища работа…т на часовом заводе.

12. Большинство предметов, лежавших на столе, был… покрыт… пылью.

13. Большинство учеников хорошо сдал… выпускные экзамены.

14. Ряд новых домов сто…т в конце улице.

15. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил… всех.

16. Кресло-кровать стоял… в дальнем углу комнаты.

17. Печать, в том числе краевые, городские и районные газеты, долж… сыграть важную роль в развитии производства.

18. За столом в читальном зале сидела миловидная девушка. Это был… профорг нашей группы.

19. Большинство игроков команды борол…сь за победу самоотверженно.

20. Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал… новый типовой проект.

Задание 10. Составьте предложения с деепричастным оборотом, используя, где это возможно, предложения (словосочетания), данные в правом и левом столбцах. Объясните, почему в некоторых случаях употребление деепричастного оборота невозможно.

Задание 11. Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, в чем заключаются ошибки.

1. Проходя мимо памятника, чувство гордости охватывает нас.

2. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации

последние события.

3. Вернувшись на стройку, было еще темно.

4. Не каждого, покупая траву в аптеке, посещала мысль о том, как трудно ее

собирать.

5. Окончив школу, перед каждым встает вопрос о выборе профессии.

6. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.

7. В душе Раскольникова, встретившись с Соней, наступил перелом.

8. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости

сельскохозяйственной продукции.

9. Сидя у телевизора, к экзаменам не подготовишься.

10. Начав день с зарядки, он вам покажется легче.

11. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок.

12. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной

доработке.

Задание 12. Исправьте возможные ошибки.

1. Школа в деревне Волчиха.

2. К поселку Жаворонки.

3. На берегу реки Лисно.

4. Выехать из города Камень-на-Оби.

5. На мысе Зеленый.

6. На острове Сицилии.

7. Подъехали к станции Туле.

8. В пустыне Сахаре.

9. На горе Арарат.

10. На улице Остоженка.

11. В бухте Золотой Рог.

Задание 13. Заключенные в скобках названия поставьте в нужной форме.

1. В летнем саду («Эрмитаж») прошли гастроли известного артиста.

2. Два года мой брат жил в городе (Кировск).

3. Мы отдыхали летом на реке (Ока), притоке реки (Волга).

4. Вода в озере (Нарочь) чистая и холодная.

5. Самолет подлетал к одному из самых больших островов (Новая Зеландия).

6. Мы остановились в гостинице («Минск»).

7. Наш корреспондент встретился с губернатором штата (Мичиган) в США.

8. Подборка стихов поэта будет дана в следующем номере журнала («Новый мир»).

9. Автобус прибыл на автовокзал города (Вологда).

10. На проезжей части улицы (Петровка) совершен наезд на пешехода.

11. На станции (Воронеж) скопилось много пустых вагонов.

12. На озере (Свирь) любит отдыхать Андрей Вознесенский.

Задание 14. Если в предложениях есть ошибки, связанные с порядком слов, исправьте их.

1. Начальниками цехов издаваемые дирекцией завода приказы не выполнялись.

2. У неё от мороза было раскрасневшееся, но очень расстроенное лицо.

3. Я узнал несущегося мальчика мне навстречу на велосипеде.

4. У меня в доме есть прекрасная для вас комната, светлая, тёплая.

5. Это рассказ о страдающей молодой женщине от неразделённой любви.

6. Из двадцати поступили в колледж только шестеро окончивших школу.

7. Есть ему не хотелось, зато выпил жадно много воды.

8. Только известный врач-кардиолог Сергеева решилась оперировать такого

необычного пациента.

Задание 15. Выполните тест.

1. Грамматически правильным является продолжение предложения:

Записывая математическое выражение,

1. используйте только натуральные числа.

2. мною была допущена ошибка.

3. должны соблюдаться определенные правила расположения знаков и символов.

4. требуется внимание.

2 . Правильно построенное предложение с деепричастным оборотом:

1. Прогуливаясь по вечернему городу, у нас завязался разговор.

2. Опровергая общее утверждение, приведите хотя бы один довод против.

3. Рассматривая рисунок, создается впечатление, что птица живая.

4. Применяя основной принцип орфографии, почти любое слово будет

написано правильно.

5. Составляя модель задачи, учитывают несколько вариантов ее решения.

3 . Ошибка в употреблении падежной формы в словосочетании:

1. действовать согласно приказу директора

2. успеть благодаря удачному стечению обстоятельств

3. встретиться по истечении времени

4. поступить вопреки здравого смысла

4 . Ошибка в согласовании подлежащего со сказуемым:

1. Ряд новых домов стояли в конце улицы.

2. Несколько пыльных электрических лампочек погасло.

3. Приехало множество народу.

4. Несколько десятков мужчин и женщин стояли у больницы.

5 . Грамматическая ошибка допущена в предложении:

1. Вопреки утвержденным правилам пунктуации, журналисты часто употребляют

тире вместо двоеточия.

2. У всех, кто обладает способностью к точным наукам, хорошо развито логическое

мышление.

3. Литературовед исследует и поражается многообразию проявлений таланта писателя.

4. За окном шел не то дождь, не то мелкий снег.

6 . Предложение без грамматической ошибки:

1. В комедии А.Чехова «Вишневом саде» темой является судьба России, её будущее.

2. Участник городской олимпиады был удостоен звания лауреата.

3. Старшеклассники этой школы участвовали и выиграли соревнование.

4. Все, кто были на спектакле, остались довольны.

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Лексика - раздел языкознания, изучающий лексическое значение слов и употребление их в речи.

Морфология - раздел языкознания, изучающий части речи.

Морфологические нормы - это правильное образование грамматических форм слов разных частей речи (форм числа, рода существительных, краткой формы и степени сравнения прилагательных и т.д.)

Орфоэпия – это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и отдельных слов.

Предложение – синтаксическая единица, отличающаяся интонационной и

смысловой законченностью; это единица общения.

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение.

Синтаксические нормы – это правильное употребление слов в словосочетании, предложении, тексте.

Словосочетание – соединение двух или более знаменательных слов,

связанных по смыслу и грамматически; состоит из двух частей: главной и

зависимой.

Ударение (акцент) – это силовое выделение голосом одного (иногда двух) из слогов в слове в процессе его произношения.

Фразеология - раздел языкознания, изучающий фразеологизмы.

Фразеологизм - устойчивое неделимое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий.

Языковая норма – этопринятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произношения, грамматические и другие языковые средства, правила словоупотребления, т.е. закономерного выбора слов в речи (устной и письменной).

Тема 1.3. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.

Контрольные вопросы

1. Что такое этикет?

2. Определение речевого этикета. Его значение в жизни индивидуума и общества в целом.

3. Определение делового этикета. Нормы и правила делового этикета.

4. Формулы речевого этикета.

5. Этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнёрами, клиентами.