Какой характер носит произведение баллада светлана. Лирическая героиня в балладе “Светлана” В. Какие черты позволяют назвать героиню баллады светлана. Идейно-художественное своеобразие баллады В История создания баллады

В.А.Жуковский «Светлана»: черты баллады. Образ главной героини баллады

Радькова Ю.Н.

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Цели : рассмотреть народность и поэтичность баллады В.А.Жуковского «Светлана», развивать умение учащихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета; воспитывать любовь к произведениям русских классиков.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

На предыдущих уроках мы неоднократно говорили о том, какую важную роль сыграл В.А.Жуков-ский в истории русской литературы. Сам же поэт оценивал своё творчество так: «У меня почти всё чужое или по поводу чужого, и всё, однако, моё». Как вы понимаете эти слова? Что они означают?

Действительно, поэт имеет в виду прежде всего баллады - а их у Жуковского 39, и почти все переведены с английского и немецкого языков, но каждую из них Жуковский сделал неповторимым, по-настоящему самостоятельным произведением. Своеобразной «визитной карточкой» поэта являет-ся баллада «Светлана», её название даже стало прозвищем Жуковского в литературном обществе «Арзамас».

О балладе «Светлана» и о главной героине этого произведения и пойдёт речь сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

Вспомните, что такое баллада? Что характерно для этого жанра?

Баллада - лиро-эпическое произведение с острым, напряжённым сюжетом, часто фантастичес-ким.

Жанр литературной баллады появился только в XVIII веке, до этого баллада была исключительно фольклорным жанром. XVIII столетие - это период увлечения УНТ, в котором поэты и исследовате-ли пытаются угадать, понять национальный характер. Это приводит к тому, что произведения УНТ активно собираются и издаются.

С самого начала литературная баллада ориентировалась на фольклор. Поэты насыщали её необык-новенно выразительными эмоциональными приёмами. Всё это сулило балладе большое будущее, и, действительно, возникнув в XVIII веке, баллада прочно укрепилась среди литературных жанров и благополучно существует до нашего времени.

Баллада обладает краткостью и необыкновенной выразительностью, эмоциональной насыщеннос-тью. В фольклорной балладе рассказывалось о страшных вещах: убийствах, кровосмешениях, преда-тельствах. В ней появлялись призраки, ожившие мертвецы и даже сам дьявол.

Таким образом, баллада - это лиро-эпический жанр, в котором от лирики - эмоции и страсти; а от эпоса - повествование, сюжет.

Сюжет баллады содержит:

Фантастические и мистические образы;

Чудеса, необыкновенные истории.

Характерным признаком баллады как жанра является диалог. Иногда это может быть монолог, но всё равно подразумевается безмолвный собеседник.

Жанр бал-ла-ды ро-дил-ся в Рос-сии в 1808 году . В де-вя-том но-ме-ре жур-на-ла «Вест-ник Ев-ро-пы» за этот год было на-пе-ча-та-но сти-хо-тво-ре-ние под на-зва-ни-ем « Люд-ми-ла» . Это было пер-вое про-из-ве-де-ние В.А.Жуковского, уже про-сла-вив-ше-го-ся к тому вре-ме-ни сво-и-ми эле-ги-я-ми, в жанре бал-ла-ды. Рус-ские чи-та-те-ли встре-ти-ли новое про-из-ве-де-ние вос-тор-жен-но. Бе-лин-ский впо-след-ствии от-ме-чал: « То-гдаш-нее об-ще-ство бес-со-зна-тель-но по-чув-ство-ва-ло в этой бал-ла-де новый дух твор-че-ства, новый дух по-э-зии. И об-ще-ство не ошиб-лось».

«Люд-ми-ла» Жу-ков-ско-го была пе-ре-во-дом на рус-ский язык бал-ла-ды зна-ме-ни-то-го немец-ко-го поэта Бюр-ге-ра «Ле-но-ра». Эта бал-ла-да яв-ля-ет-ся ли-те-ра-тур-ной об-ра-бот-кой ми-сти-че-ско-го сю-же-та о том, как к де-вуш-ке яв-ля-ет-ся мёрт-вый жених. Рус-ская чи-та-ю-щая пуб-ли-ка XVIII века была вос-пи-та-на на про-све-ти-тель-ской ли-те-ра-ту-ре, а в Про-све-ще-нии су-ще-ство-вал культ ра-зу-ма, то есть ис-клю-ча-лось всё ми-сти-че-ское, необъ-яс-ни-мое. По-это-му можно пред-ста-вить себе, с каким за-ми-ра-ни-ем сер-дец чи-та-ли новое про-из-ве-де-ние Жу-ков-ско-го (осо-бен-но ба-рыш-ни).

«Свет-ла-на» была всего лишь тре-тьей бал-ла-дой, на-пи-сан-ной поэтом . До неё он на-пи-сал уже упо-мя-ну-тую «Люд-ми-лу» и бал-ла-ду «Кас-сандра», ко-то-рая яв-ля-лась пе-ре-во-дом про-из-ве-де-ния ве-ли-ко-го немец-ко-го поэта Шил-ле-ра, и речь в ней шла о со-бы-ти-ях ан-тич-ной ис-то-рии.

«Свет-ла-на», без-услов-но, самая зна-ме-ни-тая бал-ла-да Жу-ков-ско-го, и хотя в ос-но-ве её сю-же-та лежит всё та же ис-то-рия о том, как к де-вуш-ке яв-ля-ет-ся мёрт-вый жених, эта бал-ла-да стала абсолютно оригинальным произведением.

Ра-бо-та над «Свет-ла-ной» про-дол-жа-лась на про-тя-же-нии че-ты-рёх лет (с 1808 по 1812 гг.). Из-ме-нил-ся не толь-ко сюжет, но и имя ге-ро-и-ни, что не слу-чай-но и очень важно. Замысел поэта - показать героиню с «русской душой», при-дать бал-ла-де рус-ский ко-ло-рит . Имени « Светлана» не было в русских православных святцах, оно образовано от слова «светлый» и связано с выражением «Божий свет». Героиня Жуковского надеется на Божью помощь и постоянной обращается к Богу за душевной поддержкой, наделена чертами русского национального характера - верностью, сердечностью, кротостью, добротой, нежностью, простотой.

Кроме того, выбор имени Свет-ла-на мог быть свя-зан и с ха-рак-те-ром про-то-ти-па ге-ро-и-ни этой бал-ла-ды, племянницы поэта Алек-сан-дры Ан-дре-ев-ны Про-та-со-вой-Во-ей-ко-вой, которой произведение было преподнесено в качестве свадебного подарка. Все знав-шие Сашу Про-та-со-ву от-зы-ва-лись о ней как о че-ло-ве-ке необык-но-вен-но-го оба-я-ния и при-вле-ка-тель-но-сти. Такой она была с са-мо-го дет-ства, и по-взрос-лев-шей Сашей вос-хи-ща-лись зна-ме-ни-тые рус-ские поэты: Ни-ко-лай Ми-хай-ло-вич Язы-ков, Иван Ива-но-вич Коз-лов, Ев-ге-ний Аб-ра-мо-вич Ба-ра-тын-ский. Они по-свя-ща-ли ей стихи.

По-ми-мо имени ге-ро-и-ни, важ-ным мо-ти-вом, со-зда-ю-щим на-ци-о-наль-ный ко-ло-рит бал-ла-ды «Свет-ла-на», стало при-уро-чи-ва-ние происходящих со-бы-тий к со-вер-шен-но опре-де-лён-но-му вре-ме-ни - кре-щен-ским свят-кам . Про-чи-тай-те зачин бал-ла-ды (с.131, 1 и 2 строфы).

Зачин погружает нас в обстановку русского национального быта. Действие разворачивается в «крещенский вечерок», издавна считавшийся на Руси временем чудес. Баллада полна примет русского быта, традиций и верований: гадание на башмачке, «подблюдные» песни, гадание со свечой и зеркалом. Ведь этот осо-бый, свя-точ-ный мир, мир га-да-ний и раз-лич-ных свя-точ-ных забав был бли-зок и по-ня-тен не толь-ко в про-сто-на-ро-дье, кре-стьян-ству, но и дво-рян-ству. Это дей-стви-тель-но был мир об-ще-на-ци-о-наль-ный.

При-об-ре-тя на-ци-о-наль-ный ко-ло-рит, бал-ла-да всё равно оста-лась бал-ла-дой - про-из-ве-де-ни-ем, на-сы-щен-ным ир-ра-ци-о-наль-ны-ми, ми-сти-че-ски-ми, сверхъ-есте-ствен-ны-ми со-бы-ти-я-ми. Действие происходит в полночь, в атмосфере мрачной таинственности:

Туск-ло све-тит-ся луна
В су-мра-ке ту-ма-на -
Мол-ча-ли-ва и груст-на

Милая Светлана.

Чем обеспокоена Светлана? Почему она «молчалива и грустна»?

«Милый друг далёко…Год промчался - вести нет». Светлана беспокоится о судьбе своего жениха.

А даль-ше перед чи-та-те-лем пред-ста-ёт кар-ти-на га-да-ния перед зер-ка-лом - од-но-го из свя-точ-ных га-да-ний, ко-то-рое было очень по-пу-ляр-но и в на-род-ной, и в дво-рян-ской среде. Зеркало - способ связи с потусторонним миром. Как вы думаете, почему Светлана обращается именно к этому гаданию? Расскажите, что произошло со Светланой после того, как она села перед зеркалом?

Ничего не зная о судьбе жениха, Светлана беспокоится о том, жив ли он: «Где, в какой ты стороне? Где твоя обитель?», поэтому и обращается к зеркалу.

Народные представления в душе героини баллады сочетаются с представлениями религиозными, с неиссякаемой верой в Бога и в благость его предначертаний. И хотя Светлана беспокоится о женихе, она верит во встречу с ним и надеется на Божью помощь, постоянно обращается к Богу за душевной поддержкой:

Утоли печаль мою,

Ангел-утешитель.

Что произошло со Светланой после того, как она села перед зеркалом?

«С трес-ком пых-нул ого-нек, Крик-нул жа-лоб-но свер-чок», «Вот… ле-го-хонь-ко зам-ком Кто-то стук-нул», Светлана «Робко в зер-ка-ло гля-дит: За ее пле-ча-ми Кто-то, чу-ди-лось, бле-стит Яр-ки-ми гла-за-ми». Светлана слышит шёпот и видит жениха, который зовёт её с собой, чтобы обвенчаться. Они садятся в сани и едут в церковь, но там идёт отпевание. Затем они приезжают в уединенную хижину, «и вмиг из очей пропали: кони, сани и жених будто не бывали». Перекрестившись и помолившись, Светлана входит в избушку и видит гроб. «Пред иконой пала в прах, Спасу помолилась; И, с крестом своим в руке, Под святыми в уголке робко притаилась». Неожиданно прилетел белый голубь, который «к ней на перси тихо сел, обнял их крылами». Неожиданно из гроба поднимается мертвец - жених Светланы, но «белый голубочек» защищает её от мертвеца. А затем все ужасы исчезают и оказываются сном.

Упо-ва-ние на ми-ло-сер-дие Божие спа-са-ет Свет-ла-ну. Таким образом, поэт, внешне сохраняя традиционный сюжет (к девушке является мёртвый жених), отступает от него: с главной героиней не случается никакого несчастья, так как она не ропщет на судьбу и сохраняет глубокую веру в Божью милость, за что ей и воздана награда: её жених вернулся целым и невредимым . Главная идея баллады - «Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье…» - звучит в заключительной части произведения.

Новаторство Жуковского—романтика заключалось и в том, что он первым выразил характер человека в его неразрывной связи с обычаями, традициями и верованиями, понял личность как неотрывную часть народа, а народ как совокупность личностей. Вот почему даже не жаловавший поэзию Жуковского за пристрастие к иноземным сюжетам и образам декабрист Кюхельбекер отметил, что стихи «Светланы» несут печать подлинной народности. Пушкин же, ценивший «Светлану», воспользовался тем же, что и Жуковский, приемом. Он включил фантастические балладные мотивы, предвещавшие роковое несчастье в судьбе Татьяны, в ее сон, но не опроверг их в дальнейшем ходе романа, а дал им иное, преображенное истолкование.

4.Д/З: читать комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума», подготовить рассказ о замысле комедии, ходе работы над ней и источниках текста (по учебнику, с.144 - 145, 148 - 149).

Литература: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский. Литература 9 класс. - М.: Просвещение, 2013

Василий Андреевич Жуковский вошел в историю русской поэзии не только как поэт, но и как балладник. Жанр бал­лады появился в русской литературе задолго до Жуковского, но именно он сделал его популярным, создав русскую романтическую балладу.

История создания

Жуковский был гениальным переводчиком, и главный его переводной жанр - баллада. Он создал 39 баллад, большинство из которых переводные. Жанр баллады пришел из европейских литератур и был связан с историческим преданием, фольклором, народной песней, устной поэ­тической традицией. Содержанием баллад стали фантастические, исторические или героические предания и мифы.

Следует сказать, что баллады Жуковского - скорее не переводы, а новые литературные про­изведения. В его переводе меняются сами образы, темы, проблемы, сюжетные ходы, авторские оценки и т. д.

Первая европейская литературная баллада появилась в 1771 году. Это была баллада Г. А. Бюр­гера «Ленора», основанная на немецких народных легендах о мертвом женихе, забирающем к себе тоскующую невесту (русский фольклор этого сюжета не знает). Первая баллада Жуковского «Людмила», написанная в 1808 году, - это вольный перевод бюргеровской «Леноры». Поскольку «Людмила» и «Светлана», написанная позже, являются своеобразной дилогией (дилогия - два произведения, связанные между собой тематикой, проблематикой, системой персонажей и т. д.), то необходимо сказать несколько слов и о первом из этих произведений.

В «Людмиле» Жуковский перенес действие в Россию XVI века, героев немецкой легенды пре­вратил в русских «девиц» и юношей, изменил имя героини. В центре авторского внимания на­ходится девушка, возроптавшая на Бога из-за гибели жениха. Постепенно в балладе сгущается атмосфера таинственного, нарастает ожидание чего-то страшного: Людмила ропщет на Бога, не­смотря на предупреждения матери и приближение «полночного часа» (в полночь, как известно, вступает в свои права нечистая сила). В результате Людмила была наказана за то, что восстала против Божией воли: мертвый жених забрал ее с собой в могилу.

Жуковский, видимо, остался недоволен первым вариантом сюжета и почти сразу, в 1808 году, начинает работу над новым вариантом и заканчивает его в 1812 году. В 1813 году «Светлана» появляется в журнале «Вестник Европы» с посвящением Александре Воейковой, младшей сестре горячо любимой поэтом Маши Протасовой). Эта баллада стала более популярной, чем «Людмила», и Жуковского часто называли «певцом Светланы».

Жанр и сюжет

«Светлана» - это романтическая баллада.

Сюжет. Время действия «Светланы» - современность, и все, происходящее в ней, - сон, на­веянный сказочной атмосферой святочных гаданий. С первой же строфы читатель погружается в мир народных поверий и ритуалов, которые сопровождают русские зимние праздники:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали;

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали...

Затем в балладу входит мотив тоски по милому другу. Дальнейшее развитие сюжета ведет к тому, что Светлана с помощью гаданий на зеркале вызывает жениха. Он зовет девушку ехать девушку к венчанию. Но уже во время путешествия «сердце вещее» внушает Светлане тревогу. Она удивлена и" насторожена долгим молчанием жениха. В храме влюбленные видят гроб, и про­исходит не венчание, а обряд отпевания. Однако кони почему-то проносят молодых мимо храма. Затем из-за поднявшейся метели они сворачивают к одинокой хижине, где жених внезапно исче­зает вместе с лошадьми. Светлана входит в хижину и видит гроб с покойником. Покойник ожи­вает, но он не в состоянии причинить вред Светлане, потому что ее спасает молитва перед иконой Спаса. В результате покойник оказывается возлюбленным Светланы (то же самое происходит и в «Людмиле»), а все происходящее - сном (в отличие от «Людмилы»). Затем из чудесного ми­ра героиня возвращается в мир реальный и встречается со своим возлюбленным. Идея баллады состоит в том, что вера спасла девушку от жениха-оборотня, который пытался увлечь Светлану с собой в потусторонний мир:

Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Таким образом, Жуковский оставляет своим героям право выбора, они вольны сами творить свою судьбу; борьба добра и зла всегда происходит лишь в их душе. Получается, что Бог не нака­зывает их, а, наоборот, исполняет их волю. Не Бог, а сами герои становятся вершителями своих судеб.

Национальные черты баллады

Как уже было сказано, «Светлана» - это вольный перевод «Леноры» Бюргера. Однако под пером Жуковского «Светлана» стала подлинно национальным русским произведением. Автор ис­пользует стиль народного сказочного повествования, о чем свидетельствует зачин: «Раз в крещен­ский вечерок...». Фольклорное начало отражено в традиционных для сказок словосочетаниях типа «перстень золотой». Поэт воспроизводит черты русского национального быта, народных обычаев, обрядов, приводит подлинные тексты гадальной песни в обработанном виде и т. д.

Главная героиня баллады - Светлана. В ее образе Жуковский намечает характерные черты идеального русского женского типа: верность, покорность, кротость, поэтичность. Героиня для автора - «милая Светлана» (автор ни разу не назвал так Людмилу), рисуется в окружении других девушек - таких же милых. И вообще все, связанное с этим девичьим миром, вызывает восторг поэта: башмачок, песенки, вечерок, подруженьки и т. д.

Но при своей кротости и мягкости Светлана тверда в своей вере в Бога. Она не ропщет на жизнь, как Людмила, а лишь просит ангела-утешителя утолить ее печаль о погибшем женихе, потому и судьба ее складывается не так, как у Людмилы. Светлана, как и Людмила, тоже с нетерпением Ждет встречи с любимым и гадает в «крещенский вечерок», надеясь получить желанную весть. Как и Людмила, она скачет на коне с женихом. Но если Людмила нарисована на фоне черной, видимо, летней ночи (темнота, освещенная тусклым светом), то «Светлана» выдержана скорее в белом цвете (снег, само имя героини), второй контрастный цвет - не черный, а темный. Кроме того, эта баллада наполнена огоньками (огонек свечи, которую зажгла Светлана, начиная гадать, свет в распахнувшихся дверях церкви, свеча в страшной хижине). Это произведение заканчива­ется счастливо: также оказавшись в ситуации выбора, Светлана полагается на Бога, а не восстает против него; в результате страшная ночная скачка с женихом оборачивается сном, а утром геро­иня встречает своего настоящего суженого.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!! хотя бы на несколько вопросов... "Татьяны милый идеал.." Пушкин. Онегин. 1. Что (какие черты) главное в характере Ольги? Пушкин

пишет, что такой портрет (Ольги) "надоел ему безумно". как вы думаете, почему? 2. Для чего Пушкин ввел антитезу (противопоставление(Ольга-Татьяна)? 3. Мир Татьяны-это.. 4. Какие романы нравились Татьяне (как вы думаете, что описывалось в этих произведения)? 5. Как Пушкин пишет о приходе любви к Татьяне (цитата из текста) 6. В.Г. Белинский писал о Татьяне, что она "натура глубокая, любящая,страстная". Почему она решает написать письмо Онегину? Каким считался это поступок во времена Татьяны? Как Пушкин относится к этому поступку Татьяны? Осуждает ли ее за это? Почему? 7. Как вы отнеслись к тому, что Татьяна пишет письмо Онегину, где признается ему в любви? 8. Во что верила Татьяна, отправив письмо? 9. какой ответ на письмо приготовил Евгений? Найди строчки в романе, в которых говорится о состоянии Татьяны после объяснения с Онегиным. 10. Изменилось ли отношение к Онегину Татьяны после убийства Ленского или осталось прежним? Почему? 11. С какой целью Татьяна посещала усадьбу Онегина после его отъезда? 12. Как сложилась судьба Татьяны? 13. В сердце Татьяны жива любовь к Онегину. Почему же она отвергает его любовь? 14. Сделай вывод: почему же Татьяна для Пушкина стала "милым идеалом"; какие черты характера свойственные героине; за что Пушкин так любит героиню.

В каких ситуациях вы видели Тёркина? Как он ведёт себя в них?Можно ли его поступки(в главах"Переправа","Кто стрелял?")назвать подвигами?А как он сам

считает?(Подтвердите строками поэмы.)Что на ваш взгляд,делает Тёркина непобедимым?
А что вы можете скачать о Тёркине на основании глав "Гармонь","Два солдата"?Чем вызывает он ваши симпатии?Почему в годы войны многие солдаты считали,что Тёркин -"лицо невымышленное"?Какие черты русского"чудо-человека" воплотил в этом образе Твардовский?
А.Твардовский.Василий Тёркин

Помогите выбрать правильный ответ в тесте! 1.Каким показан в повести Савельич?

а) забитым, безгласным крепостным
б) послушным, рабски преданным своим господам человеком
в) глубоким человеком, наделенным чувством собственного достоинства
г) любящим, заботливым помощником и советчиком

2. Какие символические образы используются А. С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?

А) путь, дорога б) могила
в) буря, буран г) орел, ворон
д) кинжал е) виселица

3. Какие черты русского национального характера показаны А. С. Пушкиным в образе Пугачева?

А) ум, сметливость
б) лень, бездеятельность
в) удальство, широта натуры
г) склонность к пьянству
д) память на добро, благодарность

Герои и сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана»

Литература и библиотековедение

Жуковского Светлана В. Светлана самое знаменитое произведение Жуковского это переводпереложение баллады немецкого поэта Бюргера Леонора. Однако Светлана произведение радостное несмотря на присутствие в нем загробной жизни. Светлана молится о том чтобы вернулся ее возлюбленный в полночь во время гадания жених неожиданно появляется и зовет Светлану венчаться.

Герои и сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана»

В. А. Жуковский считается одним из отцов русского романтизма. Благодаря его замечательным переводам, отечественным читателям стали известны творения европейских романтиков. «Светлана» - самое знаменитое произведение Жуковского, это перевод-переложение баллады немецкого поэта Бюргера «Леонора». Сюжет «Светланы» основан на традиционном старинном мотиве народных исторических и лирических песен: девушка ждет жениха с войны. В 1812 году поэт закончил «Светлану».

Сюжет баллады

В «Светлане» используется традиционный для романтической поэзии сюжет. К одинокой невесте после долгой разлуки возвращается жених. Он приглашает деву в дальний путь, и она пускается в странное путешествие. Темная ночь, свет луны, пустынное кладбище, зловещие слова жениха - все предвещает какой-то страшный конец. В финале выясняется, что жених - это оживший, чтобы забрать с собой в могилу невесту, мертвец, и дева погибает вместе с ним. Однако «Светлана» - произведение радостное, несмотря на присутствие в нем загробной жизни. Героиня баллады оказывается наедине с женихом-мертвецом, но вдруг... просыпается и встречает при свете дня благополучно вернувшегося возлюбленного.

Особенности жанра

1. Жуковский максимально приближает содержание «Светланы» к русской жизни.

Русская народная традиция гадать накануне Крещения (бросание за ворота башмачка, «прополку» снега, кормление курицы «счетным» зерном, «подблюдные» песни, заглядывание в зеркало в полночь. Эти подробности сближают романтический сюжет с русским фольклором.

2. Баллада - это повествование о чем-то «чудесном». Жуковский создает волшебную атмосферу:

В начале повествования неизвестно, что происходящее - лишь сон героини. Светлана молится о том, чтобы вернулся ее возлюбленный

В полночь, во время гадания, жених неожиданно появляется и зовет Светлану венчаться. Она соглашается, и начинается страшное путешествие. Кони несут сани с женихом и невестой по ночным заснеженным просторам, возлюбленный Светланы молчит и «глядит на лунный свет, бледен и унылый». Кони проносятся мимо одинокого храма, в котором идет отпевание. Начинается метель. Перед одинокой избушкой дева волшебным образом остается одна. Войдя в дом, она обнаруживает в нем «безответного жителя» - мертвеца, накрытого саваном. Светлана в страхе ждет утра. К ней прилетает «белоснежный голубок». По церковным канонам, этот образ символизирует Святой Дух. Мертвец начинает оживать, но божественный защитник порхает к нему на грудь и лишает силы. Светлана с ужасом узнает в покойнике жениха и просыпается. Финал стихотворения приподнят и торжествен. Солнечный свет, крик петуха, звон колокольчика - все резко контрастирует с мрачным сном.

3. Светлана не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, не молит «ангела-утешителя» утолить ее печаль. Поэтому темные силы не властны погубить ее чистую душу. Неумолимый рок уступает место благому Провидению. Балладная логика разрушается, счастливый, сказочный финал опровергает традиционную схему. Светлая душа героини оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются.

Герои баллады

Главная героиня в балладе наделена лучшими чертами национального характера – верностью, чуткостью, кротостью, простотой. В Светлане сочетается внешняя красота с внутренней. Девушка – «милая», «красавица». Она молода, открыта для любви, но нелегкомысленна. Целый год, не получая вестей от жениха, героиня верно ждет его. Она способна на глубокое чувство. Девушка грустит и тоскует в разлуке с любимым. Она эмоциональна, чиста, непосредственна и искренна. В награду за истинную веру, за кротость и терпение Бог спасает девушку. Светлана не погибает в разлуке с любимым, а обретает счастье на земле. Жуковский считал, что даже гибель жениха не сможет уничтожить любовь. Поэт был убежден, что любящие души соединяются и за пределами земного бытия. Такой же верой обладает и его героиня. Жуковский раскрыл в своем произведении характер русской девушки, открытой и сердечной, чистой, радующейся жизни. Светлана достойна счастья, потому что в ней «душа – как ясный день…»

Своеобразный сказочный «двойник» героини – «белоснежный голубок». Это и есть тот самый «ангел-утешитель», к которому Светлана обращалась до гадания и умоляла: «Утоли печаль мою». Это и есть добрый посланник небес, «с светлыми глазами». Эпитет дает представление о чистоте, святости ангела. Он хранит Светлану. Спасает ее от мертвеца. «Голубок» - ласковое, нежное название. Это символ любви. Любовь спасает Светлану, а о голубке автор говорит с нарастающей нежностью: «но не спит голубочек белый». Добро противостоит злу и побеждает его.

Образ жениха Светланы тоже соответствует романтическим представлениям. Он красив, удал, добр. Возлюбленный девушки способен на всепоглощающее чувство.

Жуковский подчеркивает главные качества, которые ценит автор в своих героях – веру и верность.

Композиция и художественные средства

Композиция баллады позволяет Жуковскому добиться реалистического эффекта. Страшный сон находится в «жизненной» рамке, полной достоверных подробностей. Светлые и мрачные образы поэт создает при помощи таких художественных средств, как эпитет, олицетворение, параллелизм.

В реалистической части баллады эпитеты в основном радостные: «звонкий», «статный», «сладостный», «милый ». Мрачное настроение сна передается эпитетами: «унылый», «одинокий», «черный», «страшный».

Природа предстает в произведении одухотворенной: жалобно кричит сверчок, зловеще каркает ворон, радуется дню петух.

Жуковский активно использует междометия («ах», «о», «чу»), риторические восклицания и вопросы, придает балладе живое, энергичное звучание.

Вывод

В основе содержания «Светланы» лежит немецкая баллада. Однако можно смело считать произведение Жуковского самостоятельным.

Что сближает балладу В.А. Жуковского «Светлана» с произведениями русского фольклора?

К началу XIX века в русской поэзии существовала баллада, но Жуковскому удается создать именно «подлинную» балладу. Главным элементом в балладе становится фантастическое, таинственное, загадочное. Главные герои: мертвецы, приведения. Действие происходит в полуфантастическом мире.

«Светлана» стала самой популярной балладой Жуковского. Это первая национальная русская баллада. Недаром современниками она считалась лучшим произведением поэта и дала право критикам называть поэта «певцом Светланы».

От необычно певучих и музыкальных стихов «Светланы» веет очарованием старинных преданий, большой сердечностью и задушевной теплотой. Жуковский использует многочисленные фольклорные элементы и образы, использует древние поверья и гадания девушек перед Крещением.

Начинается баллада описанием старинного девичьего гадания. В старину на Руси бытовало суеверное представление, что перед религиозным праздником Крещенья человеку открывается его будущая судьба. Но ко времени Жуковского гаданья в крещенские вечера стали своеобразной игрой, во время которой девушки гадали о женихах. Девушки бросали на улицу башмаки, и считалось, что та девушка первой выйдет замуж, чей башмак поднимет случайный прохожий. Девушки клали в большую чашу или блюдо с водой кольца и под пенье вынимали их по одному: под какую песню вынется кольцо – значит, в той песне и содержится намёк на будущую жизнь.

Поэт связал балладу со сказкой, и потому все образы в ней подчинились законам сказки. В частности, образ дороги типичен и для баллады, и для сказки. В «Светлане» он приобрёл сказочную функцию. В сказке герой тоже отправляется в путь и преодолевает множество препятствий. В конце пути его ждёт заслуженная награда.

Внедрение сказки в балладу расширило фольклорную основу, причем именно русского фольклора. Но не только в описаниях русских обычаев передан национальный колорит, передано русское народное отношение ко всем фантастическим ужасам. Здравый и реалистический взгляд русского народа проявился в том, что почти все сказочные истории с ведьмами, мертвецами, встающими из могил, и прочими ужасами в русском фольклоре оканчиваются победой человека над темными силами.

Действие баллады сопряжено с таинственным событием. Героине во сне кажется, что является жених, увозит её, привозит в хижину. Но это начинает приобретать таинственный характер. Героиня видит гроб, из которого поднимается мертвец, неожиданно голубок защищает Светлану и она просыпается.

Это единственная баллада, которая лишена трагизма. Именно обращение к поверьям позволило Жуковскому включить в свое произведение гадания, приметы, свадебные песни, народные придания – всё это передаёт мир фольклора, русский национальный характер.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80367. Капітал: процес виробництва і нагромадження. Наймана праця і заробітна плата 133 KB
Наймана праця і заробітна плата Вступ до теми Сучасна економічна наука трактує капітал як складну багатоаспектну категорію еволюція якої відобразила історичний процес розвитку природи форм руху динаміки та структури товарного виробництва. Метою сьогоднішнього заняття є дослідити капітал як економічну категорію первісне нагромадження капіталу перетворення грошей у капітал. Капітал як економічна категорія.
80368. Витрати виробництва і прибуток 134 KB
Витрати виробництва і прибуток Вступ до теми Актуальність Метою сьогоднішнього заняття є дослідити суть та економічне значення витрат класифікацію витрат прибуток як економічна категорія види прибутку. У процесі виробництва здійснюються витрати ресурсів більшість яких купується на ринках і має вартісну форму. Тому витрати це не просто витрати а витрати ресурсів що набувають на ринку вартісної форми. Поперше з точки зору всього суспільного виробництва витрати виробництва поділяються на витрати суспільства і витрати його первинних...
80369. Ринок, його суть і функції. Моделі ринку. Конкуренція і ціноутворення 502.5 KB
Моделі ринку. Кожен має право чинити на ринку так як йому заманеться. Пол Самуельсон Метою сьогоднішнього заняття є розглянути суть ринку класифікацію ринків; зясувати умови виникнення та необхідність функціонування ринку; охарактеризувати роль та види конкуренції; сутність антимонопольної політики держави. Функції ринку.
80370. ФІНАНСИ ЖИТЛОВО-КОМУНАЛЬНОГО ГОСПОДАРСТВА 226 KB
Сутність види та галузева структура житловокомунального господарства. Сутність та особливості організації фінансів житловоексплуатаційних підприємств. Необхідність і зміст реформи житловокомунального господарства в Україні. Сутність види та галузева структура житловокомунального господарства.
80371. Домогосподарство в системі економічних відносин 159.5 KB
Мета заняття: розглянути сутність і функції домогосподарств; визначити походження доходів та витрат домогосподарств; означити та зясувати сутність диференціації доходів населення а також поняття Крива Лоренца. На самостійне опрацювання виносяться такі питання: Місце домогосподарства в кругообігу продуктів ресурсів і доходів. Диференціація доходів населення. Щоб домогосподарства успішно виконували свої функції вони повинні отримувати певний обсяг доходів.
80372. Підприємство як товаровиробник. Валовий дохід і прибуток 112 KB
Види підприємницької діяльності. їх можна класифікувати за різними критеріями: 1 формами власності; 2 формами організації; 3 розмірами; 4 сферами діяльності. Розрізняють такі види партнерства: повне товариство товариство з необмеженою відповідальністю; товариство з обмеженою відповідальністю; змішане командитне товариство; асоціації об\"єднання створені з метою постійної координації господарської діяльності вони не повинні втручатися у виробничу або комерційну діяльність будького з учасників; корпорації акціонерні...
80373. Галузеві особливості виробництва і функціонування капіталу. Форми прибутку, процент і рента 110 KB
Галузеві особливості виробництва і функціонування капіталу. Форми прибутку процент і рента Вступ до теми Метою заняття є визначити сутність понять господарський комплекс галузь сектори економіки господарська одиниця також національне господарство; охарактеризувати особливості функціонування капіталу у виробничій сфері торгівлі та сфері послуг; означити поняття прибуток та рентабельність; зясувати стан розвитку кредитних відносин в Україні. Особливості функціонування капіталу у виробничій сфері торгівлі та сфері послуг. На самостійне...
80374. Суспільне відтворення. Суспільний продукт і його основні форми 154.5 KB
Будьякий процес виробництва має бути безперервним тобто повинен періодично проходити одні й ті самі стадії. Відтворення постійне відновлення та повторення процесу виробництва. Вищим інтересом підприємства є максимізація прибутку а суспільного виробництва максимізація добробуту населення Підприємство орієнтується на ринковий попит а суспільне виробництво на сукупний попит і т. Суспільне економічне відтворення основане на органічній єдності всіх частин що його утворюють: виробництва розподілу обміну споживання; домогосподарств...

Произведения создавались на основе стихотворений зарубежных лириков, но отличались самобытностью и понятностью для русского читателя. Характерный национальный колорит особенно ярко проявляется в «Светлане».

Анализ «Светланы» В. А. Жуковского, выполняемый по плану, помогает познакомиться с содержанием произведения, понять особенности и идейное содержание баллады.

История создания баллады

Сочинение «Светлана» окончено спустя четыре года после публикации переводной баллады «Людмила». В основу произведений положена повествовательная песня немецкого поэта Г. А. Бюргера.

Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852) - русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии. Переводчик поэзии и прозы, литературный критик, педагог.

Сам стих стал своеобразным свадебным подарком на венчание племянницы и ученицы Василия Андреевича Александры Протасовой и поэта Воейкова. Александре Андреевне автор и посвятил свои лирические строки.

Чтение полного текста «Светланы» занимает не более 8 минут. В балладе ведется рассказ о крещенских гаданиях.

В первых строках описываются различные способы определить будущее и узнать суженого. Одна Светлана грустна и не участвует в забавах подруг. Она печалится о своем далеком любимом.

И все же в ночную пору девушка решается провести обряд гадания и заглянуть в зеркало. Следует описание увиденного в зеркальной глади при свете свечи. Пред Светланой предстает возлюбленный, они мчатся в церковь. В храме сквозь открытые двери девушке видится множество людей и черный гроб. Сани проносятся мимо, прочь, к одинокой избушке.

Исчезают и кони, и жених, а девушка входит в хижину. На столе под белой скатертью стоит гроб с возлюбленным Светланы. Увиденное производит ужасающее впечатление на деву, и она просыпается. Что же сулит увиденный сон? «Села (тяжко ноет грудь) под окном Светлана». И видятся ей на дороге мчащиеся санки. Из саней выходит статный гость, ее жених.

Все печальные события оказались лишь мрачным сновидением, «счастье – пробужденье». Автор побуждает верить в провиденье и желает не ведать пугающих снов. В последних строках следуют пожелания светлой и веселой жизни.

Анализ баллады «Светлана»

Сочинение В. А. Жуковского «Светлана» получило положительные отзывы современников.

Анализируя идею и художественное своеобразие, В. Г. Белинский отмечал насыщение «поэтическими картинами русских святочных обычаев и зимней русской природы». А Н. В. Гоголь подчеркивал сильное впечатление, произведенное балладой «на всех в то время».

Смысл произведения

Главная мысль баллады содержится в заключительном отрывке, где автор говорит, что в жизни необходимо верить в Провидение, а все несчастья – «лживый сон; счастье - пробужденье».

Нет нужды жить беспочвенными предчувствиями и постоянным ожиданием беды. Действительность не имеет ничего общего со страшными сновидениями. Люди не должны путать реальность и фантазии. А когда возникают сомнения и страхи, необходимо обращаться к вере.

Жанр и направление

Произведение написано в эпоху романтизма и несет в себе ярко выраженные черты данного направления. В «Светлане» четко вырисовываются основные особенности жанра баллады. Поэтому ошибочно из-за значительного объема считать произведение поэмой. Баллада относится к основным жанрам романтического стиля.

В лирическом произведении Жуковского присутствуют основные типичные признаки баллады. Это лиро-эпическое художественное произведение, описывающее необыкновенный драматический случай. Стихотворные строки «Светланы» обладают особой напевностью, а сюжет наполнен мистицизмом и таинственными событиями.

Автор активно использует средства художественной выразительности: метафоры, олицетворения, сравнения. Наблюдается неразрывная связь сюжета с фольклором русским и немецким. Для немецкого фольклора типичным является присутствие мертвого жениха, встающего из гроба. Русское народное творчество наделяет особым мистицизмом обряды святочных гаданий.

В балладе много символики, свойственной фольклору Руси. Вестником смерти служит ворон, таинственная ветхая избушка напоминает жилище сказочной Бабы-Яги, белый голубь относит читателя к воплощению библейского Святого Духа. И все страхи и мистические образы исчезают, как только раздается крик Петуха.

Другой характерный прием романтизма, присутствующий в стихотворении — побуждение сном. Перед главной героиней встает главный вопрос: на чью сторону встать. Сохранить ли в сердце святую веру в Провидение или поддаться мистическим соблазнам?

Стихотворный размер и композиция

В основе композиции баллады лежит прием противопоставления. Автор рисует такие контрастные понятия как любовь и смерть, ночь и день, реальность и сон. При помощи этого приема В. А. Жуковский демонстрирует противоречивость внутреннего мира человека.

Текст баллады «Светлана» (для увеличения нажмите)

Композиция последовательна и легко воспринимается читателем. Основу сюжета составляет лирический сон главной героини. Экспозицией служит стихотворное описание обрядов крещенских гаданий.

Завязкой выступает решение Светланы гадать в полночь в одиночестве и последующее появление на пороге жениха.

Развитие событий происходит стремительно и сопровождается зимней непогодой и бешеной скачкой на конях.

Кульминация – появление возлюбленного юной девы в таинственной избушке в гробу.

Крик петуха и пробуждение ото сна девушки, а затем появление живого и невредимого жениха Светланы является развязкой.

Стихотворный размер баллады – чередующийся четырехстопный и трехстопный хорей. Рифма – перекрестная.

Главные герои и их характеристика

В балладе присутствуют второстепенные персонажи и символические образы.

Главная героиня – девушка Светлана. В первых строках стиха автор дает девушке следующую характеристику: «Молчалива и грустна милая». В образе Светланы Жуковский воплощает высшие национальные качества.

В героине сочетается красивая внешность и душевная чистота. На протяжении года, ничего не зная о возлюбленном, она смиренно ждет. Ее грусть кротка и нежна. Она не ищет развлечений в разлуке, а тихо предается воспоминаниям.

Ее «душа – как ясный день», поэтому счастье не обходит Светлану стороной. Итогом всех сомнений и тревог становится долгожданная встреча и вечная любовь.

Другой романтический герой баллады – жених Светланы. Он обладает всеми характерными качествами: красотой, удалью, добротой и статью.

Темы баллады

В балладе раскрывается несколько основных тем:

  • любви;
  • веры в Бога;
  • предсказаний.

Любовная тема является основной движущей силой произведения. Она проходит лейтмотивом через все повествование. Любовь побуждает Светлану к мистическим гаданиям, она придает сил и помогает верить в лучшее.

Искренняя вера в Бога защищает героиню от представителей потустороннего мира и ведет к счастливой жизни.

Тема святочных предсказаний подается автором в оригинальной манере. Видения возникают не в зеркале, а в воображении Светланы, во сне. Отвергается основное правило гаданий – отказ от божественной поддержи, снятие нательного креста перед обрядом. Девушка проходит испытания «с крестом своим в руке». И здесь Жуковский вновь говорит о важности веры в Провидение.

Проблематика

Оценивая проблематику стихотворения, необходимо четко представлять, в какую историческую эпоху оно было написано. Жуковский писал прежде всего для современников. Он поднимал проблему православного вероисповедания, значение обрядовой деятельности.

Чему учит баллада «Светлана»

В лирическом произведении Жуковского даются иллюстрации народной жизни, описываются необычные драматические события, оказавшиеся всего лишь страшным сном. Автор учит читателя стойкости и верности, следованию общечеловеческим ценностям.

Сон и пробуждение главной героини трактуются не только буквально, но и символически. Сновидения тревожат душу, создают ошибочное понимание действительности. Пробуждаясь, человек способен прозреть и понять истинный смысл жизни.

Жуковский делает упор на основные моральные ценности и учит беречь любовь, сохранять надежду и верить в счастливые моменты жизни.