Http единая речь рф monitoring form. «Единая Россия» проведет масштабный мониторинг принятых весной законов. Правовое регулирование гэмоса

Эта масштабная задача будет реализована в рамках нового проекта Министерства образования и науки РФ, который так и называется: «Организация мероприятий по повышению квалификации работников образования по актуализации внедрения программно-методического и дидактического обеспечения по единому речевому режиму в образовательных организациях с русским как неродным языком обучения».

Грант входит в федеральную целевую программу «Русский язык» на 2011-2015 годы. Его реализацией занимается межвузовская группа преподавателей во главе с преподавателями Российского нового университета.

Одна из главных целей проекта – повысить уровень владения русским языком школьников, который напрямую зависит от квалификации преподавательских кадров и в первую очередь учителей русского языка. А то, что проблема действительно есть, подтвердила недавно на заседании совета по русскому языку при правительстве РФ во Владивостоке вице-премьер Ольга Голодец. Она отметила: «У нас просто неквалифицированно составлена программа образования по русскому языку для наших школ. Мы должны эту программу сделать эффективной и качественной» .

Нормативный документ о создании единого речевого режима в школах потерял силу в 1987 году. И с тех пор централизованного нормативного документа, который определял бы порядок установления, поддержания, реализации единого речевого режима и оценку достижений учащихся в этом направлении, нет.

Единый речевой режим – это не значит, что в российских школах все обязательно должны говорить одинаково. Речь идёт о единых нормах создания текстов на русском языке, как письменных, так и устных, соответствующих современным нормам русского литературного языка. И эти нормы должны касаться как занятий по русскому языку, так и уроков по другим дисциплинам, где русский язык является средством реализации предметного содержания. И, конечно, внеклассная работа, которая тоже может проводиться на базе русского языка.

Руководитель проекта, декан факультета гуманитарных технологий, кандидат культурологии Ольга Юрьевна Иванова на интернет-брифинге для коллег из регионов подчеркнула: «Все мы как граждане России должны владеть государственным языком, которым является русский. Он лежит в основе нашего взаимопонимания. Но сегодня моноэтнического состава в наших школах нет, границы русской, поликультурной и национальной школы размыты. Поэтому грант является всероссийским и направлен на формирование условий по созданию единого речевого режима во всех без исключения школах России» .

В творческий коллектив вошли специалисты, которые занимались разработкой материалов к Единому государственному экзамену в Российской академии образования, а также педагоги, специализирующиеся на проблемах национальной школы и метапредметных связей, проблеме русского языка как средства формирования когнитивных умений в рамках других предметов школьного цикла. Научный руководитель проекта – ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования И. П. Цыбулько.

В ходе реализации гранта с помощью дистанционного обучения будет подготовлено 200 школьных учителей и сотрудников региональных институтов повышения квалификации, которые станут тьюторами и будут распространять полученную информацию дальше. Программа повышения квалификации будет вариативной и войдёт как самостоятельный модуль в программы профессиональной переподготовки.

В планах организаторов – проведение двух интернет-совещаний (семинаров). Первое совещание – для учителей северо-западных, юго-западных и центральных регионов, второе будет адресовано тем, кто находится на Урале и за Уралом. Помимо этого, в конце сентября пройдёт очный семинар в Подмосковье.

По итогам проекта будет издан сборник методических материалов по всем школьным ступеням и классам, содержащий рекомендации по созданию единого речевого режима.

Для заполнения анкеты авторизация на сайте не требуется. Если Вы авторизованы, пожалуйста, выйдите из личного кабинета

Субъект Российской Федерации*

Не указан Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область г. Санкт-Петербург г. Севастополь Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калининградская область Калужская область Камчатский край Карачаево-Черкесская Республика Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Москва Московская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Калмыкия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия-Алания Республика Татарстан Республика Тыва Республика Хакасия Ростовская область Рязанская область Самарская область Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Удмуртская Республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Челябинская область Чеченская Республика Чувашская Республика Чукотский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область

Наименование организации*

Не указана БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей» ГАОУ «Физико-математическая школа» ГБОУ «Академическая гимназия №56 г. Санкт-Петербурга» ГБОУ «Гимназия № 177» ГБОУ «СОШ № 255 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» ГБОУ «СОШ № 258 с углубленным изучением физики и химии» ГБОУ «СОШ № 574» ГБОУ «Центр «Динамика» Адмиралтейского района ГБОУ Гимназия № 528 ГБОУ Лицей №150 ГБОУ НОШ № 300 ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус» ГБОУ СОШ № 139 ГБОУ СОШ № 376 ГБОУ СОШ № 489 ГБОУ СОШ № 503 ГБОУ СОШ № 518 ГБОУ СОШ №17 ГБОУ школа №522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Гимназия 171 с двуязычным русско-французским отделением Кадетская школа Липецкой области КГАНОУ Краевой центр образования Краевое ГАОУ Краевая школа-интернат по работе с одаренными детьми "Школа космонавтики" МАОУ "Гимназия № 42" МАОУ "СОШ № 19" МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 56" МАОУ «2-я Новосибирская Гимназия» МАОУ «Гимназия имени А.С. Пушкина» МАОУ «Гимназия № 100» МАОУ «Гимназия № 35» МАОУ «Гимназия № 70» МАОУ «Лицей № 9 «Лидер» МАОУ «Полесская СОШ» МАОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 104 г. Челябинск» МАОУ «СОШ № 108» МАОУ «СОШ № 31» МАОУ «СОШ №15» МАОУ «СОШ №1» МАОУ «СОШ №1» МАОУ «СОШ № 12» МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 94 г. Челябинска» МАОУ «СШ № 59 «Перспектива» МАОУ «Татановская СОШ» МАОУ «Червишевская СОШ» МАОУ г. Костромы Гимназия № 25 МАОУ Лицей 77 МАОУ Лицей № 6 Перспектива МАОУ многопрофильная гимназия № 13 МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов МАОУ СОШ №7 МБОУ "Лицей №174" МБОУ "СОШ "Терра Нова" им. Шарани Дудагова МБОУ "СОШ № 163" МБОУ "СОШ № 167" МБОУ "СОШ № 5" МБОУ «Аннинская средняя общеобразовательная школа № 1» МБОУ «Гимназия № 2 МБОУ «Гимназия № 21» МБОУ «Гимназия № 8» МБОУ «Кантемировский лицей» МБОУ «Коелгинская СОШ имени дважды Героя Советского Союза С.В. Хохрякова» МБОУ «Лицей села Хлевное» МБОУ «Лицей № 11» МБОУ «Лицей № 41» МБОУ «Митрофановская средняя общеобразовательная школа» МБОУ «Никифоровская СОШ №1» МБОУ «СОШ с. Красное» МБОУ «СОШ № 13 имени А.Л. Широких» МБОУ «СОШ № 13 имени Героя Советского Союза Г.К. Кулика» МБОУ «СОШ № 19 имени В.В. Стрельникова» МБОУ «СОШ № 21» МБОУ «СОШ № 25 им 70-летия нефти Татарстана» МБОУ «СОШ № 27» МБОУ «СОШ № 2» МБОУ «СОШ № 89» МБОУ «СОШ № 9 МБОУ «СОШ № 9 имени А.С. Пушкина» МБОУ «СОШ №11» МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 МБОУ «Специальная «коррекционная» образовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №11» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» МБОУ «Тямшанская гимназия» МБОУ Академический лицей № 95 г. Челябинска МБОУ г. Костромы Гимназия № 1 МБОУ г. Костромы СОШ № 10 МБОУ Гимназия 14 Университетская МБОУ Гимназия № 14 МБОУ Гимназия № 7 МБОУ Загустайская СОШ МБОУ Избердеевская СОШ В.В.Кораблина МБОУ Лицей 22 Надежда Сибири МБОУ Лицей № 1 МБОУ Лицей № 3 им. К.А. Москаленко МБОУ Николаевская СОШ МБОУ Российская Гимназия № 59 МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский МБОУ СОШ № 1 МБОУ СОШ № 101 МБОУ СОШ № 27 МБОУ СОШ № 37 МБОУ СОШ № 56 МБОУ СОШ № 7 МБОУ СОШ №3 МБОУ Хреновская СОШ МБОУ школа № 34 МБОУ школа № 39 "Центр физико-математического образования г. Рязань" МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева МОУ "Рощинская СОШ" МОУ «Аргаяшская средняя общеобразовательная школа № 2» МОУ «Валериановская СОШ» МОУ «Гимназия № 17» МОУ «Гимназия №6» МОУ «Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда» МОУ «Лицей №10 Кировского района г. Волгограда» МОУ «Новомичуринская СОШ № 1» МОУ «Саргазинская СОШ» МОУ «СОШ № 8 имени Ц.Л. Куникова» МОУ «СОШ №26» МОУ «СШ № 101» МОУ «Эммаусская средняя общеобразовательная школа» МОУ Лицей 1 МОУ Лицей №1 МОУ Мурмашинская СОШ 1 МОУ средняя школа № 14 "Зеленый шум" МОУ Судунтуйская СОШ Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»

1. Знаете ли Вы, что школа, в которой Вы работаете, выиграла грант Министерство просвещения Российской Федерации и реализует инновационный проект?
2. Какие мероприятия (в том числе, вебинары), касающиеся инновационной деятельности школы, проводились школой для педагогов школы?

3. Принимали ли Вы участие в данных мероприятиях?
4. Оцените, насколько достаточны мероприятия администрации школы по разъяснению сути реализуемого инновационного проекта?

5. Сформирована ли в школе рабочая группа по реализации инновационного проекта?

6. Включены ли педагоги в ее состав?

7. Знаете ли вы о создании методической сети организаций, реализующих инновационные проекты и программы?
8. Входит ли ваша школа в такую методическую сеть?

9. Как Вы считаете, произошли ли в школе какие-то изменения за последние полгода?

На прошлой неделе депутаты Московской областной Думы ушли на летние каникулы. Коридоры подмосковного парламента опустели, и вновь политическая жизнь забурлит здесь только в сентябре. Но перед этим депутаты фракции "Единая Россия", которые составляют в Думе уверенное большинство, на своем заседании подвели итоги работы за полугодие и обсудили планы на осень.

Пожалуй, это было самое представительное заседание фракции за последнее время. На нем присутствовали почти всё высшее руководство областной Думы и Правительства: Председатель Мособлдумы Валерий Аксаков, вице-губернатор Московской области Алексей Пантелеев, главный федеральный инспектор в Московской области Николай Шуба, первый заместитель Председателя Правительства Игорь Пархоменко, министр Правительства Московской области – постоянный представитель губернатора Московской области в Мособлдуме Борис Григорьев, представитель в Совете Федерации от Московской областной Думы Игорь Брынцалов, депутат Госдумы Олег Ковалев, Секретарь Политсовета Московского областного отделения Партии "Единая Россия" Валентин Друсинов. Очевидно, что работе депутатов "Единой России" власти Подмосковье уделяют очень пристальное внимание.

Руководитель фракции "Единая Россия" в Мособлдуме Иван Жуков выступил с приветственный словом ко всем присутствующим.

"Сессия была сложной, но плодотворной, - подвел итоги полугодию Иван Жуков. – Президент России, Партия выдвинули перед обществом ряд задач, которые во многом должны изменить жизнь россиян в лучшую сторону".

По словам Ивана Жукова, принятые меры по формированию законодательства способствовали повышению качества жизни населения, реализация приоритетных национальных проектов, привлечению ресурсов в строительство, промышленность и сельское хозяйство.

Как отметил на заседании фракции вице-губернатор Московской области Алексей Пантелеев, сегодня абсолютно по всем показателям Московская область на порядок эффективнее использует свой потенциал, чем соседние регионы, включая столичный: по темпам, экономического роста, по объему инвестиций и промышленного производства. Он также похвалил депутатов за работу, сказав, что Мособлдуму "можно приводить в пример по принимаемым решениям и по уровню ответственности депутатов".

Председатель Мособлдумы Валерий Аксаков, который недавно был принят в ряды фракции "Единая Россия", сообщил собравшимся, что в рамках федерального законодательства депутатами МОД за полгода было принято 272 закона для развития экономики региона. При этом спикер Мособлдумы похвалил депутатов за работу над областным бюджетом, подчеркнув, что 62% средств, заложенных в нем, расходуется на социальную сферу. "Таких высоких показателей нет ни в одном бюджете России", отметил Аксаков.

Секретарь Политсовета Московского областного регионального отделения Партии "Единая Россия" Валентин Друсинов поблагодарил депутатов за хорошую и продуктивную работу, отметив, что депутаты фракции и областная организация партии – это часть единой команды, возглавляемой членом Высшего Совета Партии "Единая Россия", губернатором Подмосковья Борисом Громовым. "Команды – подчеркнул Валентин Друсинов, - которая с пониманием решает задачи, поставленные Президентом РФ, партией и, главное, жители Московской области". Слова благодарности и пожелание от имени полпреда Президента РФ в ЦФО Георгия Полтавченко держаться в таком же мобильном режиме, передал депутатам фракции главный федеральный инспектор в Московской области Николай Шуба. Он также отметил, что Дума сегодня смотрится очень авторитетно из-за того, что ее основной костяк составляет фракция Партии "Единая Россия".

Уже на заседании Думы перед депутатами выступил губернатор Московской области Борис Громов. Он рассказал депутатам, что Президент России Владимир Путин высоко оценил деятельность Правительства и депутатов Московской области. Вместе с тем Борис Громов призвал депутатов не расслабляться, так как "есть проблемы, которые необходимо решать". По словам главы Подмосковья, одна из проблем касается энергетики на территории Московской области, которая сегодня задерживает развитие экономики региона по всем направлениям, включая строительство жилья.

Выражая депутатам, благодарность за эффективную работу, Борис Громов сказал: "Мы действительно работаем с вами в темном контакте, кстати, на зависть очень многим регионам. Пусть они и дальше завидуют этому. У нас с вами единая задача, цели и забота – чтобы наша область и дальше мощно и динамично развивалась, а жители имели возможность жить с каждым годом все лучше и лучше".

Пресс-служба Московского областного РО ВПП "Единая Россия"


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска «Гимназия № 6»

(МБОУ г. Мурманска «Гимназия №6)

ПОЛОЖЕНИЕ
«ЕДИНЫЙ РЕЧЕВОЙ РЕЖИМ»

г. Мурманск 2015 год

1.Общие положения.

1.1. Положение «Единый речевой режим» разработано на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказа Министерства образования и науки Мурманской области «Об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению качества школьного филологического образования в Мурманской области в 2014/2015 учебном году», «Методических рекомендаций по организации соблюдения единого речевого режима в общеобразовательных организациях Мурманской области», разработанных ГАУДПО МО «Институтом развития образования», «Методических рекомендаций по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ)», разработанных ФИПИ в 2013 году.

1.2. Положение определяет направления работы гимназии по формированию культуры речи обучающихся и педагогическим работниками, регламентирует основные требования к единому речевому режиму, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.

1.3. Единый режим грамотного письма и культуры речи (орфографический режим) – система единых для всех требований, предполагающих строгое соблюдение всеми литературной нормы в области орфоэпии , грамматики, логики, орфографии и каллиграфии; грамотное оформление всех материалов, в том числе сайта гимназии, документов; систематическое исправление всех ошибок и недочётов в устной и письменной речи учащихся с обязательной последующей работой над допущенными ошибками; система овладениями терминами и специальными сочетаниями по всем предметам учебного плана; система ведения тетрадей и т. п.; «…соблюдение единого речевого режима в школе требует воспитания речевой культуры учащихся общими силами всех учителей. Требования, предъявляемые на уроках русского языка к соблюдению норм, должны поддерживаться и на уроках по других предметах, и в системе внеклассных занятий» («Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ)», разработанные ФИПИ).

2.Развитие речи учащихся.

Один из метапредметных результатов освоения учащимися образовательной программы общего образования – умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая:

· логическое построение;

· речевое оформление.

2.1.Учащиеся должны уметь :

· говорить и писать на тему, соблюдая её границы;

· отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли высказывания;

· излагать материал логично и последовательно;

· правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

· строить высказывания в определённом стиле в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, конференции, собрании и т. д.);

· отвечать достаточно громко, чётко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения;

· оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, аккуратно, разборчивым почерком.

· соответствие коммуникативной ситуации;

· правила употребления слов, закреплённые в словарях, особенности использования языковых средств в различных стилях речи;

· правила произношения и ударения (в устных высказываниях);

· правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;

· правила орфографии и пунктуации (в письменных высказываниях); не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событий, в собственных именах писателей, учёных, исторических деятелях и др.

Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря и грамматического строя , уместным использованием эмоционально окрашенных слов.

Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и других учащихся, внимательно относиться к высказываниям участников общения, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы, что характеризует один из личностных результатов освоения основной образовательной программы – формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и окружающими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности . Учащиеся должны владеть навыками различных видов чтения, смысловым чтением, которое определяется как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

3.Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся.

Воспитание речевой культуры обучающихся может успешно осуществляться в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива.

С этой целью необходимо:

· целенаправленно работать над повышением культуры устной разговорной речи, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, не допускать употребления жаргонной, вульгарной лексики, а также диалектных слов и выражений как на уроке, так и вне урока (кроме специальных коммуникативных ситуаций, в которых их употребление связано с задачами обучения);

· тщательно проверять грамотность всех документов, имеющих место в гимназии;

· проводить просветительскую работу с родителями (законными представителями) по выполнению единых требований к речи обучающихся в школе и дома;

· шире использовать все виды внеклассной работы для совершенствования культуры речи учащихся;

· при подготовке к уроку, внеклассному мероприятию тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок; грамотно оформлять все виды записей (на классной доске, в презентации, в классном журнале, в дневниках учащихся); писать разборчивым почерком. Не допускать в своей речи неправильно построенных оборотов и предложений, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировке определений;

· больше внимания уделять формированию у школьников умений и навыков, способствующих воспитанию культуры речи: умение анализировать, сравнивать, отбирать материал, выделять в нём главное и второстепенное, приводить доказательства, делать выводы и обобщения и т. п.;

· в учебной и внеклассной деятельности проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие обучающимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи. В ходе этой работы целесообразно проводить такие задания, как, например, сформулировать тему и основную мысль текста, составить план сообщения учителя;

· шире использовать выразительное чтение как один из важнейших приёмов формирования культурной речи учащихся как средство эмоционального и логического осмысливания текста;

· настойчиво учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определённой теме, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала и т. п.;

· систематически проводить работу по обогащению словарного запаса обучающихся, ознакомлению их с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова произносить чётко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи;

· любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление;

· следить за аккуратным ведением тетрадей по всем предметам, единообразным и грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.

4.Тетради учащихся для письменных работ.

4.1.Основными видами письменных работ в начальной школе являются:

· упражнения по русскому языку и математике;

· по русскому языку - сочинение и письменный ответ на вопрос, диктант, словарный диктант, списывание текста, изложение, грамматический разбор, тест;

· по математике – работы на проверку устных и письменных вычислительных навыков, умения решать задачи, комбинированные работы, тесты.

Основными видами письменных работ основного и среднего общего образования являются:

· упражнения по русскому языку, иностранным языкам , математике, физике, химии;

· конспекты первоисточников и рефераты по литературе, истории, обществознанию, географии, биологии, химии, физике;

Хотя количество изложений в каждом классе стандартом не определено, этот вид деятельности по освоению содержания текста и упражнений по развитию речи является обязательным.

4.3.Все записи учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

· писать аккуратным, разборчивым почерком;

· единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначается тетрадь (для работ по название предмета , для работ по развитию речи, для контрольных работ по название предмета, для лабораторных работ и т. п.), класс, номер и наименование гимназии, фамилию и имя учащегося. Тетради для учащихся 1 класса подписываются только учителем. Тетради по иностранному языку подписываются на изучаемом языке;

· соблюдать поля с внешней стороны;

· указывать дату выполнения работы цифрами на полях (например, 20.01.15). В тетрадях по русскому и иностранному языкам число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, первое февраля), точка в конце записи не ставится. В 1 классе в первом полугодии дата работ по русскому языку и математике может не писаться, со второго полугодия первого класса, а также в остальных классах начальной школы обозначается время выполнения работы: число арабской цифрой, а название месяца – прописью;

· указывать на отдельной строке место выполнения работы (классная или домашняя), название темы урока, а также темы письменных работ;

· указывать вид выполняемой работы;

· в тетрадях для контрольных работ и развития речи по русскому языку и литературе с красной строки указывается вид работы, а строкой ниже – её название. Точка не ставится. То же относится к обозначению кратковременных работ, выполняемых в обычных тетрадях;

· соблюдать красную строку;

· между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях в клетку во всех этих случаях пропускать только 2 клетки. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой в тетрадях в линейку пропускать 2 линейки, а в тетрадях в клетку – 4 клетки;

· выполнять аккуратно подчёркивания, чертежи, условные обозначения карандашом или ручкой (в начальных классах только карандашом), в случае необходимости – с применением линейки или циркуля.

4.4.Исправлять ошибки по всем предметам следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать косой линией, часто слова, слово, предложение – волнистой линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.

4.5.1.Периодичность проверки тетрадей для классных и домашних работ:

Оптимальная периодичность проверки

В V классе и в первом полугодии VI класса

После каждого урока у каждого учащегося

Во втором полугодии VI класса и в VII – IX классах

После каждого урока только у учащихся, испытывающих трудности в обучении, а у остальных учащихся не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись

В X-XI классах

После каждого урока только у учащихся, испытывающих трудности в обучении, а у остальных учащихся не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в месяц тетради всех учащихся проверялись

4.5.2.Периодичность проверки всех видов контрольных работ по предметам, изложений и сочинений по русскому зыку и литературе (проверяются у всех учащихся):

4.6. К созданным учащимися текстам при проверке рекомендуется писать комментарий, мини-рецензию и т. п., что способствует организации обратной связи и работы по совершенствованию написанного.

5.Соблюдение речевого режима педагогическими работниками.

Педагогический работник должен демонстрировать качественную речь, основными характеристиками которой являются правильность, точность, логичность, уместность, богатство и выразительность

5.1.Правильность речи педагогического работника, т. е. соблюдение норм русского языка, является важным фактором закрепления языковой нормы в речи учащихся.

В частности, особую роль в формировании у учащихся нормативного русского произношения играет его реализация в устной речи учителя. В связи с этим следует обратить внимание на строгое соблюдение учителем орфоэпических норм.

5.2.Точность речи обеспечивает адекватность её содержания и обеспечивается употреблением слова в том его значении, которое закреплено в толковом словаре.

5.3.Логичность речи педагогического работника заключается не только в умении

Построить логически непротиворечивое изложение учебного материала, но и в акцентированном использовании средств логической связи, переходов от одной мысли к другой. Одним из самых востребованных типов речи в практике учебного общения является рассуждение и в то же время именно этот тип речи вызывает у учащихся затруднения в ходе его продуцирования. Педагогический работник имеет возможность в рамках своего предмета демонстрировать образцы речи, построенной по модели «тезис – доказательства – вывод», закрепляя таким образом метапредметные умения учащихся.

5.4.Уместноть речи педагогического работника, т. е. соответствие речи теме сообщения, составу аудитории, её личностно-психологическим характеристикам, а также учебным и воспитательным задачам, является залогом успешного педагогического взаимодействия, возникновения обратной связи. Правильный выбор средств языка, ориентированных на собеседника, способность адекватно передать содержание, оправдывая ожидания партнёра по коммуникации, гармонизирует общение. Несоответствие речи педагогического работника этому критерию может привести к возникновению речевых и межличностных конфликтов – к непониманию, нежелательным эмоциональным эффектам, напряжённости в речевом общении.

5.5.Богатство речи – необходимое качество речи педагога, поскольку недостаточный словарный запас и речевое развитие учащихся могут не позволить адекватно понять то или иное выражение, слово в речи учителя. Богатство речи обеспечит замену непонятной единицы и позволит избежать непонимания.

5.6.Диалогичность – важная характеристика речи педагогического работника, ориентированного на реализацию субъектно-субъектных отношений с учащимися. Наличие в речи педагогического работника признаков диалога (вопросно-ответные конструкции; риторические вопросы и обращения; местоимения 1 лица во мн. ч. (мы), 2 лица мн. ч. (вы) и др.) способствует созданию атмосферы обсуждения, стимулирует участие аудитории в разговоре.

Перечисленные характеристики (правильность, точность, логичность, уместность, богатство и выразительность) должны стать предметом самоанализа деятельности педагогического работника, а также объектом контроля качества речевой деятельности педагогического работника.