Орфограммы слова непроизносимые согласные в конце примеры. Орфограмма непроизносимая согласная правило. Непроизносимые согласные в корне слова

При стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся.

Чтобы правильно написать слово с непроизносимой согласной, нужно подобрать проверочное слово, в котором эта согласная произносится отчетливо. Пример: здрав ствуйте – здрав ие, серд це – серд ечный, сол нце – сол нышко, участ ник – участ ие .

Исключение: блесн уть (от «блеск»).

Правописание удвоенных согласных в корнях слов

А) Пишется удвоенная ЖЖ :

У некоторых слов: вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник;

У форм слова жечь : жженый, жжешь, жжем, жжете, жжение, жженый, жжение.

Б) Пишется удвоенная СС :

В словах вознёсс я, Росс ия, Белорусс ия ;

В словах на – ЕССА, -ЕССОР, -ИССИМУС: поэтесс а, агресс ор, генералисс имус ;

В формах слова рас чёт (С в корне): расс читать, расс читанный (одна С в приставке, другая – в корне)

В) Двойная согласная:

Г) Словарные слова

Без удвоенной согласной:

С удвоенной согласной:

Удвоенная согласная Примеры словарных слов, в которых часто делают ошибки
НН антенн а, анн отация, анн улировать, мадонн а, трезвенн ик, подлинн ик, ставленн ик
ЛЛ алл егория, алл ея, алл итерация, апелл яция, артилл ерия, ахилл есова пята, брилл иант, балл ада, белл етристика илл юзия, идилл ия, илл юминация, илл юстрация, интелл ект, интелл игент, калл играфия, Кирилл , колл изия, милл ион, новелл а, паралл ель, элл инизм
КК акк омпанемент, акк орд, акк уратность, барокк о.
ПП апп етит, апп арат, групп а, опп озиция, опп онент, Филипп , филипп ика.
СС асс амблея, асс игнация, асс истент, асс оциация, депресс ия, дискусс ия, дисс онанс импресс ионизм, колосс альный, комисс ия, месс ия, мисс ия (мисс ионер) пасс ажир, песс имизм, прогресс , Ренесс анс, экспресс , компромисс
ММ дилемм а, имм унитет, симм етрия, комм ентарий, программ а, эпиграмм а.
ФФ афф ект, буфф онада, терр аса, эфф ект.
РР ирр ациональный, корр еспондент, перр он.
ББ абб ревиатура, хобб и.

Правописание сочетаний ЖК/ШК, ЧН/ШН/ЩН

Пишется ЧН Пишется ШН Пишется ЩН
1. Есть чередование К, Ц/Ч + суффиксы Н, НИК, НИЦ: лоток – лоточн ик, перец - перечн ица, свеч а – подсвечн ик . 2. Суффикс ИЧНА в отчествах: Ильиничн а, Никитичн а . 1. В некоторых фамилиях: Свешн иков, Рукавишн иков, Калашн иков, Столешн иков . 2. В словах рушн ик, двурушн ик, дотошн ый, истошн ый , здешн ий, никудышн ый, взбалмошн ый, тамошн ий . 3. Чередование Х/Ш + суффиксы Н, НИК, НИЦ: суматох а – суматошн ый, грех – грешн ик . 4. Суффиксы ШН, ШНИК: завтра – завтрашн ий, кино – киношн ик . 1. Основа на -Щ + суффикс Н: мощ ь – мощн ый, помощ ь – помощн ик . 2. В старославянских словах нощн о, всенощн ая, еженощн о, полнощн ый .

Правописание безударных гласных в корнях слов

Чтобы проверить написание безударной гласной в корнях слов, нужно подобрать проверочное слово, где эта гласная будет под ударением. Правило легче запомнить так:

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её желательно поставь под ударение.

Пример: уди ви ΄тельный – ди ΄вный, зе лене΄ть – зе ΄лень .

Если проверочное слово подобрать невозможно, то обратитесь к орфографическому словарю.

Внимание! Глаголы сов. в. нельзя проверять глаголами несов. в. на с суффиксами –ЫВА-/-ИВА-: опо зда΄ть – по ΄здний (не опа ΄ здывать).

Внимание! Некоторые корни могут быть омонимичными. При подборе проверочного слова обращайте внимание на значение:

Правописание жи/ши, ча/ща, чу/щу

Исключения: брошюра, жюри, парашют и другие иноязычные слова.

Правописание гласных О/Е после шипящих и Ц

А) В корнях существительных после шипящих

Если можно подобрать проверочное слово, в корне пишем Е(Ё): же лтый – же лтеть, шёпот – ше птать, ше л – ше дший, ше лк – ше лка.

Если подобрать проверочное слово нельзя, то в корне пишем О (такие слова лучше запоминать):

Правописание корней ЖЕГ/ЖЕР, ЖОГ/ЖОР

Б) В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих

Исключения: распашо нка, трещо тка .

В суффиксе ЁР всегда пишется Ё: дирижё р, стажё р, тренажё р.

Всуффиксе ОК всегда пишется О: снежо к, пятачо к .

В) После Ц в существительных и прилагательных

Запомни! Герцо г, меццо -сопрано, палаццо .

Правописание И (Ы)

1.После Ц

Исключения: цы ган, цы плёнок, цы ц, цы кнуть, на цы почках, Мцы ри .

2. После приставок на твердый согласный

Внимание! Не путайте части сложносокращённых слов с приставками: меди нститут, сани нструктор, спорти нвентарь.

Правописание Э/Е

Пишется Е Пишется Э
1. В начале русских слов, когда звучит [е]: е герь, е ресь, е ретик, Е вропа . 2. Внутри слова после И: гигие на, дие та, реквие м, аудие нция . 1. В некоторых русских словах, когда звучит [э]: э тот, э такий, э так, э кий, э к, э й, э х, э хма, э ва, э ге . 2. Внутри слова после А, О, У: дуэ ль, поэ зия, маэ стро , статуэ тка . Исключения: гее нна (огненная), прое кт, прое кция, рее стр, трае ктория, фее рия .
Запомни! (большинство слов в словаре)
Варьете, пенсне, декольте, Мэри, адекватный, денди, кашне, сет, сейф, темп, теннис, терция. Мэр, пэр, сэр, Бэла, Бэкон, Улан-Удэ.

Внимание! В заимствованных словах после приставок Э сохраняется: экономить - сэ кономить, электрик – диэ лектрик, этаж – двухэ тажный .

Правописание Ь

1. Для обозначения мягкости согласных (кроме шипящих) :

На конце слова: боль , тетрадь , кровь , вскользь ;

В середине слова: возь му, пись мо , декабрь ский ;

Мягкость согласного [л ’ ]: боль шой, мыль ница, маль чик .

2. Разделительный Ь:

3. Ь после шипящих:

Пишется Не пишется
1. У сущ. 3-го скл. в Им. п.: рожь , ночь . 2. У глаголов: - повелит. н.: режь те , оставь те, умножь те ; - в неопр. форме: (что делать?) беречь ; - во 2-м л. ед.ч. наст. или буд. вр.: (что делаешь?) учишь ся , (что сделаешь?) научишь ся , 3. На конце наречий: навзничь , сплошь . Исключение: настежь . 4. У некоторых числительных: пять , тридцать . 1. У существительных: - м.р. 2-го скл. в Им.п.: гараж , камыш , плащ . - в Род.п., мн.ч.: (много) туч , луж , из училищ . 2. На конце кратких прил.: кипуч . 3. В глаголах инфинитива, если в вопросе нет Ь: (что делает ?) учится , кажется . 4. В наречиях уж, замуж, невтерпёж .

Правописание Ъ

1. Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я: подъ езд, съ ёмка, объ явление .

2. После приставок иноязычного происхождения на согласный ад-, ин-, кон-, контр-, пан-, суб-, транс-, фельд -: адъютант , субъективный.

3. Пишется после приставок ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- перед Е, Ё, Ю, Я: двухъ ярусный, четырёхъ язычный .

Запомни! Объект, инъекция .

Правописание приставок

1. Правописание приставок на –З, -С

2. Правописание приставок ДИЗ/ДИС, РАЗ/РАС - РОЗ/РОС.

Запомни! Рас чёт (нет приставки), расс читать (приставка рас-)

3. Приставки С-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПРЕД-, ОБ-, В-, ПЕРЕ-, НА - всегда пишутся одинаково : сделать, отметить, надписать, подчеркнуть, предписание, обставить .

Внимание! Приставки З- не существует. Сравни:

4. Правописание приставок ПРЕ/ПРИ

ПРЕ ПРИ
1. В значении «пере-, по-иному, через»: пре рвать, пре возмочь, пре града , пре дание, преступить (закон), преображать. 2. В значении «очень, весьма»: пре великий, пре мудрый, пре милый, пре выше (всего), пре возносить , преувеличить . 1. Значения приближения, приближения, присоединения: при йти , при колотить , при мерзнуть , при слонить, при стегнуть . 2. Пространственная близость: при город, при брежный, при морский. 3. Неполнота действия (чуть-чуть, ненадолго): при открыть, при крыть , при лечь , при клонить. 4. Действие сверху вниз: при мять . 4. Действие в интересах кого-либо: при прятать, при обретать , при карманить, при своить . 5. Действие, доведённое до конца: при искать, при глушить, при учить , при думать . 6. Сопутствующее действие: при певать, при свистывать, при таптывать , при танцовывать .
Запомни!
без преувеличения власти предержащие знаки препинания камень преткновения непререкаемый преамбула предупреждение президент президиум преимущество преисподняя (ад) прегрешение преклонный возраст прекословить прекрасный прелестный прельститься прельститься, прельщать прелюбодеяние прелюдия премьера пренебрежение (неуважение) преобладать преодолевать препарат препираться преподнести препятствие преследовать пресмыкаться престарелый престиж престол претензия претендент претить прецедент без прикрас восприятие неприглядный неприхотливый приверженец привилегия привычка пригожий придирчивый приказ приключение прилежный приличный примадонна примета примечание примитивный принимать приоритет природа прискорбный пристойный пристрастный присутствие присущий присягать причёска причина причудливый приятный

Внимание! Следует различать однокоренные слова с приставками ПРЕ/ПРИ по смыслу. Сравни:

ПРИ ПРЕ
при даное (невесты) пре дание (легенда)
при дел (боковая часть храма) пре дел (граница)
при ёмник (аппарат) пре емник (последователь)
при вратник (сторож) пре вратности (сложности)
при ткнуться (прислониться) пре ткновение (препятствие)
при творить (дверь) пре творять (мечту в жизнь)
при ступить (начать) пре ступать (закон)
при станище (приют) непрестанно (постоянно)
при ставить (присоединить) пре ставиться (умереть)
при менить (использовать) непре менный (обязательный)
при клонить (колени, ветки к земле) пре клоняться (перед кем-либо)
при давать (значение, силы) пре давать (друга, память забвению)
при бывать (приходить куда-нибудь) пре бывать (находиться где-нибудь)
при ложить (усилия) непре ложный (обязательный)
при ходящий (кто приходит) пре ходящий (момент истины, = временный)
при зреть (давать приют) пре зирать (не уважать)
при пирать (дверь палкой) пре пираться (спорить)
притерпеться (к неудобствам) претерпеть (голод)
приумножать (добавить небольшое количество) преумножать (сильно умножать)

При произнесении некоторых слов с сочетаниями согласных может происходить выпадение звуков. Выпадающие при произнесении согласные называют непроизносимыми (област ной, ненаст ный ).

Чтобы проверить правописание слов с непроизносимыми согласными (обычно это сочетания стн , стл , здн , лнц , рдц ), необходимо подобрать такое родственное слово, в котором этот согласный произносится, например: област ной - област ь, счаст ливый - счаст ье, празд ник - празд ен, солн це - солн ечный, серд це - серд ечный.

Нельзя вставлять лишних букв, которых нет в проверочном слове, например: вкусный (вкус), словесный (словеса).

Запомните написание слов: чув ство, блесн уть (хотя блест еть ), ресн ицы, ровесн ик, сверст ник, яст ва (кушанья, от старинного глагола ясти ), прежний (от древнерусского слова переже - раньше).

Оглушение и озвончение согласных

Звонкие согласные б , в , г , д , ж , з перед глухими согласными и на конце слова оглушаются, например: ястреб , ястреб ки, бурав , бурав чик, враг , склад , гараж , мороз , рез кий и т. д. Наоборот, глухие согласные п , ф , к , т , ш , с перед звонкими озвончаются, например: кос ьба, молот ьба . На письме оглушение и озвончение согласных, как правило, не отражается.

Чтобы не ошибиться в написании глухих и звонких согласных в корне, слово надо изменить или подобрать родственное слово так, чтобы после этих звуков был гласный (или л , м , н , р ), например: ястреб - ястреб ы; мороз - мороз ы, мороз ный; кос ьба - кос ить; мог - мог ли; мок - мок ли.

Слово свад ьба пишется с д (хотя сват ать ), слово лес тница - с буквой с (хотя лез ть ).

Для некоторых согласных подобрать проверочное слово нельзя, например: рюк зак, вок зал, анек дот, кув шин, каф тан . Такие слова надо запоминать.

В русском языке существуют слова, у которых в корневой морфеме рядом сочетаются несколько согласных звуков. При этом в устном разговоре одна из этих букв выпадает, не произносится. К примеру, известный (звук «т»), сверстник (звук «т»), радостный (звук «т»), сердце (звук «д») и т.д.

Филологи считают, что звук «т» является абсолютным чемпионом по своей непроизносимости. Слов с этой буквой, которую не слышно при разговоре, огромное множество, и большинство из них возможно проверить.

Непроизносимые согласные буквы, лишившиеся в определенных сочетаниях звукового значения, в русском языке встречаются часто, хотя этот термин условный. Любой лингвист скажет, что буквы не произносятся вообще, а звуков таких не бывает.

Кроме буквы «т» есть и другие непроизносимые согласные: это звуки «д», «в», «л».

Орфография русского языка, учитывая их специфическую особенность, определяет правила для правописания таких звуков, исходя из действия морфологических принципов.

Но как же правильно написать слово, в котором не слышится один из звуков, при этом неизвестно, есть ли он вообще или нет?

Грамматика русского языка предполагает правило, определяющее правописание согласных.

Для того чтобы узнать, пишутся ли непроизносимые согласные в корне, нужно изменить данное слово или подобрать к нему однокоренное, но так, чтобы проверяемая буква оказалась перед

Например, вестник - известие, окрестность - перекресток, свистнуть - свистеть, свист, честный - с честью, яростный - яростью и т.д.

Как видим, перед гласной эта непроизносимая согласная в корне отчетливо слышится: солнце - солнечно, грустный - грусть.

Исключение в данном правиле составляют: блеснуть, хотя и проверяется - блестеть, плеснуть - плеск, лестница - лесенка. Эти слова нужно просто запомнить, так как они претерпели определенное историческое изменение.

При этом необходимо также отличать такие слова, в которых непроизносимых согласных просто не существует, их нет. Например: гласный, вкусный, искусный, опасный, косный, ровесник, ужасный, словес-ность, чествовать, участвовать, яства, шествовать и т.п.

Букву «т» в лестнице, «д» в празднике и «в» в чувстве нужно просто навсегда запомнить. Детям в школе преподаватели обычно предлагают следующие подсказки для легкого запоминания:

ЛесТница получается из сТупеньки, сТупеньки, сТупеньки;

ПразДник - это День раДости и поДарков;

ЧуВства жиВут В нас, В нашем сердце.

Иногда согласные

Играют с нами в прятки,

Они не произносятся,

но пишутся в тетрадке.

В русском языке есть слова, имеющие сочетания трёх или четырёх согласных, один из которых Д,Т,Л,В не произносится. Это, например, сочетания стн, здн, стл, вств, нтск, ндск в словах доблестный, поздно, счастливый, здравствуйте, дилетантский, голландский. Для проверки непроизносимого согласного необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный слышался отчётливо:

Не слышен звук –

Так проверяй,

опас?ный => опасен => опасный
грус?ный => грусть => грустный

Злост ный, неизвест ный,

Мест ный, уст ный, чест ный.

Груст ный и ненаст ный,

Радост ный, несчаст ный.

Сол нце, чув ство, празд ник,

Серд це и проказн ик,

Лест ница и звёзд ный,

Здрав ствуйте и позд ний.

От слов с непроизносимыми согласными необходимо отличать слова, в которых непроизносимых согласных нет , например: вкусный, гласный, искусный, косный, опасный, ровесник, словес-ность, ужасный, участвовать, чествовать, шествовать, яства.

Вкусный, гласный, интересный ,

безопасный и небесный,

И чудесный, и прекрасный,

и ужасный, и напрасный –

Этих слов не забывайте,

букву Т в них не вставляйте.

Задания:

1.Вставьте пропущенные буквы: в именах прилагательных – непроизносимые согласные (если таковые имеются), а в именах существительных – парные по признаку глухости-звонкости согласные.

парус...ная ло...ка
де...ская крова...ка
капус...ные пиро...ки
радос...ная улы...ка
прекрас...ная бро...ка
горо...ская площа...ка
грус...ная ска...ка
интерес...ная кни...ка

прелес...ные серё...ки
гиган...ская ве...ка
вкус...ные оре...ки
опас...ные пры...ки
извес...ный лё...чик
чудес...ная незабу..ка
несчас...ная ко...ка

2.Соедините имена прилагательные с подходящими по смыслу именами существительными. Вставьте, где это необходимо, непроизносимые согласные.

звёз...ный пирог
влас...ный поворот
опас...ный вечер
счас...ливый возглас
вкус...ный писатель
радос...ный денёк
чудес...ный небосклон
поз...ний рассказ
интерес...ный случай
извес...ный голос

3.От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова.

город – городской
дети –

ярость –

грусть –

ненастье –

несчастье –

капуста –

уста –

честь –

лесть –

4.Вставьте пропущенные буквы.

Лес...ница, праз...ник, окрес...ность, сер...це, чес...ность, со...нце, поез...ка, мес...ность, чу...ство, извес...ность, капус...ник, де...ство.

5.Вставь пропущенные буквы.

Наступила поз...няя в...сна. П...года стоит ч...дес...ная. Лучи со...нца л...скают землю. (Из)з...мли (по)казалас... м...л...дая тра...ка. Появились (под)снежники и ландыш... . (На)д...рев...ях (на)бухли поч...ки. В лесу запахло сла...ким б...рёзовым соком. Скоро на д...рев...ях заз...ленеют лист...я. Вот уже в...дны их первые з....лёные языч...ки. Хорошо в...сной!
Птицы поют весёлые песни. Радос...но чирикают в...роб...и. Прыгают шустрые синич...ки. Все рады весне!

Тест «Непроизносимые согласные».

1. Укажи слово с непроизносимой согласной Т:
1) опас...ность
2) мес...ный
3) чудес...ный

2. В каком слове нет непроизносимого согласного?
1) со...нце
2) ненас...ный
3) интерес...ный

3. в каком слове есть непроизносимый согласный В?
1) уча...ствовать
2) чу...ство
3) путеше...ствовать

4. Укажите слово с непроизносимой согласной Т:
1) окрес...ность
2) небес...ный
3) ужас...ный

5. В каком слове нет непроизносимого согласного Т?
1) чес...ный
2) радос...ный
3) вкус...ный

6. В каком слове нет непроизносимого согласного Т?
1) учас...ник
2) рес...ницы
3) счас...ливый

7. Укажите слово с непроизносимой согласной Т:
1) пас...бище
2) сер...це
3) поз...ний

8. В каком слове нет непроизносимого согласного?
1) звёз...ный
2) ярко блес...нул
3) здра...ствуйте

Сегодня погода ненастная,

И я такая несчастная.

Сеет дождь совершенно ужасный.

Скорей бы снова стало ясно,

И засияло б солнце красное,

И стало бы вокруг прекрасно!

Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?

Правило

Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

Применим оно к словам из стихотворения:

Сегодня погода ненастная (ненаст ье),

И я такая несчастная (несчаст ье).

Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен - нет т ).

Скорей бы снова стало ясно (ясен - нет т ),

И засияло б солнце красное (красен - нет т ),

И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен - нет т )!

Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.

Подбери проверочное слово

Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово

  • известный, вестник, повестка (весточка, вести, известие, весть);
  • грустный (грусть, грустить);
  • здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
  • звёздный (звезда, звёздочка);
  • капустный (капуста);
  • местность (место, местечко);
  • ненастный (ненастье);
  • поздний (опоздать, опоздание);
  • радостный (радость);
  • свистнуть (свист, свистит);
  • сердце (сердечко, сердечный);
  • солнце (солнечный);
  • тростник (тростинка);
  • участник (участие);
  • честный (честь);
  • опасный (опасение);
  • чудесный (чудеса);
  • ужасный (ужасен);
  • интересный (интересен).

Второклассники начинают изучать в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.

Слова для запоминания с непроизносимыми согласными

Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:

  • лестница - ряд ступенек или перекладин;
  • праздник - день, когда отмечается какое-либо знаменательное событие;
  • чувства - внутреннее переживание, эмоциональное состояние;
  • сверстники - люди одного возраста;
  • ровесники - синоним слова "сверстники".

Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова

Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.


В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.

Распредели слова на две группы

Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).

Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.

Загадки

Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:

  • На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).
  • Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).
  • В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).
  • Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).

Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.

Мини-диктанты

А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:

Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!

Неудачная охота

Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.

Весна пришла

Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!

Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.

Вставьте слова в тексте

Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.

Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.

Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со...це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния. Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века. Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».

Составим предложения из слов

Когда все научились писать диктант, можно перейти к более сложному заданию - составлению предложений. Для этого используем слова, в которых есть изучаемая орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова». Примеры таких слов: на школьном празднике, радостных лиц, участникам концерта, прекрасные цветы, красивую местность, известный писатель, интересном рассказе, вестники весны, поздней осенью, ненастной погоды, грустный вид.

С этими словами можно составить, например, такие предложения:


Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.