Начало династии Романовых. Россия в первой половине XVII века. Внешняя политика первой половины XVII века Последний солнечный луч над Италией

История основания храма. Печатная слобода
(причт и прихожане в первой половине 17 века)

История Печатной слободы, где в начале 17 века была построена деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, начинается раньше и связана с историей возникновения самого печатного дела на Руси. Как известно, еще в 1553 году Иван Грозный по совету митрополита Макария решил устроить в Москве книгопечатню, для чего и повелел построить особый дом на Никольской улице, в Китай-городе, получивший название Печатный двор. Руководителями государевого дела были поставлены Петр Тимофеев (Мстиславец) и диакон Николо-Гостунского собора в Кремле Иван Федоров. Новое предприятие потребовало многих рабочих рук, таковые наемные мастеровые явились в Москву из разных мест обучиться печатному делу. Жили многие печатники первоначально на Никольской улице, близ самой Печатни, а частью в Кремле, недалеко от . У печатников была и еше одна приходская церковь – Успения Божией Матери на Чижевском подворье. Первоначально она была устроена как придельная к церкви святых Жен Мироносиц одноименного монастырька на «Никольском крестце» (перекрестке) против Печатного двора. Еще в начале 17 века вплотную к Мироносицкой церкви вплотную стояла церковь св.Михаила Малеина (вероятно, прежде тоже монастырская). Обе церкви были деревянными и в 1626 году сгорели, а в 1647 г. новый владелец усадьбы М.М.Салтыков строит каменную Мироносицкую церковь с приделом Успения Пресвятой Богородицы. При этом Успенская церковь считается домовым храмом, а Мироносицкая – приходским храмом Печатного двора, здесь освящаются книги.

Но в это время уже существует и деревянная церковь за каменными Сретенскими воротами Белого города, где в конце 16 века печатникам была пожалована земля. Первое упоминание о ней относится к 1631-32 гг.

Печатники поселились на земле , где уже существовали поселения с середины 16 века. Издревле улица, получившая затем название Устретенская (Встретенская) или Сретенская была частью большой дороги в северные города Ростово-Суздальской Руси. С 14 века она стала дорогой в Троице-Сергиев монастырь, а со второй половины 16 – дорогой к Белому морю и его главному порту городу Архангельску, построенному в 1584 году. Именно этой дорогой ехал в Москву сын холмогорского крестьянина – Михайло Ломоносов.

Интересно, что вблизи этих мест, далее по Лубянке, которая до 19 века целиком именовалась Сретенкой, в 16 веке жили новгородцы и псковичи, выведенные Василием III с родины в 1510 году. События этого времени переплетены с историей некоторых храмов. Так, церковь архидиакона Евпла построена Иваном III в память заключения мира с новгородцами (1471 г.), а церковь Сретения на поле, построили в 1482 году псковские мастера.

Дорога, ставшая впоследствии Сретенской улицей, приводила к каменным воротам, построенным как и стены Белого города в 1586-1593 гг. До набега на Москву крымского хана Довлет-Гирея и пожара в 1571 году некоторые улицы Белого города завершались решетками, которые запирались на ночь, и возле которых в дежурили «объезжие головы». На Лубянке такая решетка стояла у церкви Введения Богородицы, в Псковичах, на пересечении современных улиц Большой Лубянки и Кузнецкого моста, где находилось имение князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Здесь, у «введенской решетки», возле своего приходского храма, 19 марта 1611 года вместе с пушкарями Пушечного двора Пожарский отбил поляков, наступающих из Китай-города и, как сказано о нем, «изнемогши от ран, паде на землю». На этих улицах преимущественно жила знать – бояре и дворяне, находящиеся на царской службе, почему и вся земля называлась белой, т.е свободной от налогов. В целях лучшей защиты города от набегов неприятеля и от пожаров при царе Федоре Иоанновиче знаменитым зодчим Федором Савельичем Конем была построена массивная крепостная стена с десятью воротами и многими башнями. В Москве на то время было очень много мелких речек и безымянных ручьев. (см. Фрагмент Сигизмундова плана, торг на реке Неглинной, 1610 г.). Все они (например, притоки Неглинной со стороны будущего Рождественского бульвара) были пущены в ров, устроенный подле стен Белого города. За стенами его располагался Деревянный город или Скородом , здесь все постройки были деревянные и строились наскоро, т.к. чаще были подвержены пожарам и первые страдали от нападения неприятеля. Деревянным город назывался еще и потому, что в 1592-1593 гг. Борис Годунов построил вокруг него земляной вал с деревянной стеной и со рвом впереди. В стене было устроено 34 башни с воротами и более сотни глухих башен. Стены земляного вала много раз горели. Первый раз – в 1571 году, затем – в 1611 году, во время польской интервенции, еще до упоминания храма в Печатниках. В 1638-1641 году, когда уже существовала деревянная церковь, вал укреплялся, а в 1659 году была выстроена новая стена – «острог» из ряда толстых заостренных бревен. С 1683 года при воротах взималась пошлина с привозимых в город дров и сена. В отличие от жителей Белого города население Скородома именовалось черным, т.к. было обложено налогами с земельной собственности, а слободы, располагавшиеся здесь – черными сотнями. ( см. План Скородома. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова, 1613 г.)

К моменту возникновения Печатной слободы в начале Сретенской улицы здесь существовали дворы многих ремесленников и торговцев, еще ранее переселившихся за Сретенские ворота. Вся местность между будущей Трубной улицей и Костянским переулком именовалась – «за Устретенскими вороты в Деревянном городе Новая слобода». Земля в районе Костянского переулка в начале 17 века принадлежала кн.Дмитрию Михайловичу Пожарскому, жившему неподалеку, на Лубянке, вообще многие дворы слободы, «лежащие впусте» после пожара 1611 года, отдавались правительством под огороды знатным придворным людям.

К моменту поселения здесь печатников в слободе числилось более 60-ти дворов, а в них – множество людей, представителей самых разнообразных профессий. Среди них: ветошники, плотники, скорняки, сапожники, кафтанники, седельники, дегтяри, сабельники, рыбники, сусальники, серебряники… В центре Сретенки находилась обширная Пушкарская слобода, где жили пушкари - артиллеристы. Слобода, располагавшаяся ближе к стенам земляного вала, по обе стороны Сретенки, называлась Панкратьевской черной слободой, по существовавшему там одноименному храму. При царе Алексее Михайловиче в Панкратьевской слободе были поставлены дворы стрельцов поселенного здесь приказа (полка) . В 1698 году Петр ликвидировал стрелецкое войско и выселил из москвы всех стрельцов с их семьями.

У Сретенских ворот в 17 веке было много мясных лавок, которые позднее были переведены ближе к Сухаревской площади, а переулок долго еще сохранял название Мясной. В районе будущаго Колокольникова переулка с 1680 года находился колокольный завод Ф.Д.Моторина (с 1730 года отливавшего Царь-колокол). Вообще вся местность долгое время сохраняла торгово-ремесленный характер пригорода, определивший и будущую планировку Сретенки – чрезвычайную изрезанность переулками, типичную для слобод 16-17 веков, и мелкие домовладения. Вплоть до конца 18 века здесь устраивались «базары», на которые съезжались окрестные крестьяне, в иные дни народ так стеснял улицу, что по ней было ни проехать, ни пройти, пока наконец по представлению полиции торг не перенесли за Земляной вал, к Сухаревой башне.

Печатники, поселились вдоль ручья, протекавшего между Сретенкой и Трубной улицей, во Рву, под стенами Белого города, т.е. в 17 веке слобода занимала и территорию Рождественского бульвара. Около 1630 года в слободе уже существовала деревянная церковь, именуемая с этого времени «в Земляном городе», «в Печатной слободе у Сретенских ворот», «за Устретенскими воротами Белого города, в Печатниках» и т. д., а рядом – в Пушкарской слободе – уже значатся церковь преп.Сергия и Спаса Преображения (обе «в Пушкарях»), далее по Сретенке – Троицы в Листах (или «на Листах» и Панкратиевская.

В Архиве Приказа Печатного двора сохранились документы, позволяющие составить представление о первых священнослужителях и прихожанах Успенского храма. О первом настоятеле храма известно лишь то, что он был вместе с успенским же диаконом одним из покупателей Учебной Псалтири (издания 1632 г.) Имена этих священнослужителей: священник Иосиф и диакон Ерофей . Книгораспространение шло разными способами: через лавку Печатного двора и через книжные торги. Обычно книги отдавались в торговые ряды (житные, крупяные...) по нескольку экземпляров. В Белом городе было 18 таких рядов, причем, самым «книжным» считалось место на Сретенке. В 40-е годы 17 века Успенский храм упоминается неоднократно в числе приходов, покупающих книги Печатного двора. И неудивительно, что из московских церквей, приобретающих особенно большое количество книг, выделяется наш храм и церковь Николы Гостунского, это - храмы первопечатников, и здесь живут мастеровые типографии.

Печатники были люди уважаемые, многие спецальности требовали подлинного мастерства и достаточной грамотности, но было среди них и много людей пришлых, прибывших в Москву на заработки, не справлявшихся с работой, впавших, как про них тогда говорилось, в «скорбь» (в известный русскому человеку недуг) и от дела быстро отставших. Из Переписной книги 1638 года и из документов Печатного приказа (РГАДА) известны имена печатников, живших в Печатной слободе, в приходе церкви Успения Пресвятой Богородицы, что в Печатниках. Сама по себе эта Переписная книга интересна тем, что особенной задачей переписи являлось выявить наличие оружия у населения на случай возможного нападения неприятеля. Выясняется, что из ста двух человек (мужского населения) 63 держат при себе пищали или рогатины и лишь у 39 не имеют ружья и впредь готовить не хотят. Про печатников говорится, что они «ружья у себя никакого не сказали». В слободе на 1638 год значится 27 дворов печатных мастеров (35 человек) и три церковных двора, из которых один принадлежит уже упоминавшемуся попу Иосифу. Значатся в приходе и два дьячка – Фрол Осипов и Афанасий . Среди упоминаемых здесь печатников – мастеровые самых разных специальностей: наборщики (самые квалифицированные), торедорщики, батыйщики (или батырщики), переплетчики; есть также столяры и сторожа.

В Печатной слободе жили не только печатники. Переписная книга упоминает в успенском приходе и другие дворы:

    государевых мастеровых людей разных чинов (например, Ямского Приказу подъячего Данила Васильева, Поместного Приказу подъячего Микиты Головнина, Казенного Двора подъячего Федора Антипина, Челобитного Приказу сторожа Ивашка Иванова, Каменного Приказу сторожа Климка Кондратьева, сытника Афанасия Вильяшева и других);

    дворян московских (князей Петра и Бориса Вяземских, Гаврилы Островского);

    жильцов иноземных («греченинов», «немчинов», «иноземцев»), а также двор греческого толмача (переводчика) – Дементия Чарнцова.

В 1654 году, при царе Алексее Михайловиче, Москву постигла страшная моровая язва. Неизвестно, в какой степени коснулась она Успенского храма, но хроника тех лет донесла до нас сведения, что почти все население в Москве вымерло. В соборах Кремля осталось: в Успенском – 1 священник, 1 диакон, в Благовещенском – 1 священник, из Архангельского собора протопоп «сбежал в деревню». В Чудовом монастыре умерло 182 монаха (осталось 16), в Вознесенском монастыре умерло 90 монахинь (осталось 38).

Известно, что к 1659 году прежняя деревянная церковь сильно обветшала, и вместо нее на старом месте была воздвигнута . Упоминается и священник, служивший здесь в 1679 году – Пимен Миронов .

Наконец, на исходе 17 века (как говорится в Клировых ведомостях, около 1695 года) жители Печатной слободы соорудили одноглавую каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы без приделов, с трапезою и шатрообразною колокольнею. Событие это произошло в царствование Петра Первого, при патриархе Адриане (ум. в 1700 г.). К сожалению, Храмозданной грамоты на каменную церковь не сохранилось. Клировые ведомости сообщают, что до 18 века рядом с Успенскою, за Сретенскими воротами существовала еще и другая, Знаменская церковь, тоже деревянная, но в 1722 году ее уже нет, и судьба ее неизвестна.

На вторую половину 17 века сохранились и другие Переписные книги. Например, Переписная книга 1665 – 76 гг. (Перепись, судя по всему необходима была для некоторого контроля населения, особенно среди слобожан, для чего избирались специальные десяцкие – «объезжие головы», следившие за бережением огня и за воровством. В Печатниках такие десяцкие: кружевник Симонка Степанов, батыйщик Юрька Алексеев, наборщик Сенка Гаврилов. Печатники живут не только в Печатной, но и в соседней Панкратиевской слободе, ближе к Земляному валу, который до нач. 18 века еще существует в целостном виде, хотя роль укрепления уже не играет. Из других чинов, живущих в Приходе Успенского храма назову несколько имен: знаменщик Федор Анкидинов, иконнго дела чертещик (чертежник) Афонька Фомин, боярин князь Иван Петрович Пронский, боярин князь Иван Алексеевич Воротынский, князь Никита Васильевич Елецкий, стольник князь Моисей Григорьевич Львов, стольник Афанасий Денисович Фонбисин .

На конец века близлежащие храмы тоже уже каменные:

    Троицы в Листах – 1661 г.

    Спаса Преображения в Пушкарях – 1683 г.

    Сергия в Пушкарях – 1689 г.

    Мученика Панкратия – 1700 г.

К сожалению, на момент построения каменного храма и первое десятилетие 18 века нам ничего неизвестно о священнослужителях и о причте.

Храм св.Николая Гостунского в Кремле построен в 1506 году, до перенесения в него чудотворной икон из села Гостунь именовался - храм Николая Льняного. Был снесен в 1816 году.

Первые Романовы уделяли главное внимание укреплению дворянского землевладения. В области внешней политики правительство старалось обезопаситься от нападений со стороны крымского хана и посылало ему систематически щедрые подарки – нечто вроде дани. Важнейшей задачей этого периода было восстановление государственного единства русских земель, часть которых оказалась под Польшей и Швецией. 1632 г. – война за возвращение Смоленска, но взять его не удалось из-за вторжения с юга крымского хана. 1637 г. – казаки взяли турецкую крепость Азов (в устье Дона). Сразу прекратились набеги татар на русскую землю. I половина XVII в. – России не удалось разрешить задачи воссоединения русских земель, внутренние противоречия в стране все более нарастали и привели к целой полосе массовых движений.

Народные восстания середины XVII в. К середине XVII в. выросли налоги с населения. 1646 г. – налог на соль увеличили вчетверо, что вызвало недовольство в народе. Увеличился срок розыска и возврат беглых крестьян до 10 лет, а вывезенных насильно другими землевладельцами – до 15 лет. Наибольшей остроты социальные противоречия достигли в городах. Посадские протестовали против городских феодальных владений, с которых не брали налогов. 1648 г. – крупное восстание в Москве, а также в Козлове, Воронеже, Курске, Елье, Соли Вычегорской, Устюге Великом, Томске. 1650 г. – восстания в Новгороде и Пскове. Характерная черта восстаний – верхушка горожан была на стороне правительства. Восстания эти обнаружили классовое размежевание в среде самих горожан.

Соборное уложение. 1649 г. – Земский собор принял название Соборное уложение. Он был направлен на укрепление феодально-крепостнического строя. Отныне поместья предавались по наследству, разрешалось обменивать их на вотчины. Соборное уложение распространило крепостничество и на города. За покушение на жизнь феодала были предусмотрены суровые меры наказания. Появление царя на людях обставлялось торжественной церемонией, а обращаясь к царю, все должны были называть себя «царскими холопами» и уменьшительными именами. По отчеству называли лишь бояр и думных людей.

Раскол церкви. XVII в. – падение авторитета официальной церкви. В середине XVII в. патриарх Никон провел ряд церковных реформ, направленных на ее укрепление. Они касались религиозных обрядов (старого крещения двумя перстами, исправления церковных книг и сверки их с греческими оригиналами). Это вызвало сопротивление части духовенства и знати, боявшейся подрыва церковного авторитета. Появилось контрдвижение старообрядцев (сторонников старого). Российская церковная смута XVII в. получила наименование раскола. К раскольникам присоседилось огромное множество забитых крепостнических людей, которым казалось, что ухудшение их положения связано с нововведениями в церкви патриарха Никона.

Украина и Белоруссия в конце XVI – 1-й пол. XVII вв. 2-я пол. XVI в. – уния Литвы и Польши. Вместе с польскими феодалами на Украину и Белоруссию пришло католичество. Государственным языком Украины и Белоруссии был польский, земельные латифундии принадлежали польским магнатам, а местные жители подвергались жесточайшей эксплуатации.

Запорожская сечь. Один из слоев населения Украины составляли запорожские казаки. Начало XVII в. – у днепровских порогов сложился уклад жизни, отличавшийся от жизни остального населения Украины. В Запорожье не было феодального землевладения и феодальной зависимости. Казаки имели свое самоуправление – выборного гетмана. Они несли сторожевую службу. Польское правительство, заинтересованное в казацкой службе, заносило их в реестр, то есть список, каждый занесенный в него получал вознаграждение. Здесь возводились укрепления – «засеки», откуда и произошло название «сечь». Рост социальных конфликтов между верхушкой казачества и остальной массой, не включенной в реестр.

XVII век в Российской истории — это прежде всего начало трёхсотлетнего периода царствования династии Романовых, пришедшей на смену Московской династии Рюриковичей.
Этот период начался в разгар тяжелейшего политического, социального и экономического кризиса. Иван IV оставил после себя ослабленную и обедневшую страну, а прямой наследник Федор и царевич Дмитрий не могли принять бремя правления, поэтому фактическое управление страной взяли на себя бояре. Особенно среди них выделялся Борис Годунов, который посредством интриг и манипуляций избавился от всех кандидатов на престол, а после трагической гибели царевича Дмитрия воцарился единолично. Так окончилась история династии Рюриковичей.

Правление Бориса Годунова характеризовалось как положительными, так и отрицательными моментами. В число положительных можно занести реформаторскую деятельность, внесение определённого успокоения в общественную среду, попытки прекращения бояро-дворянских войн и достижения относительного внешнего спокойствия. При этом, на его царствование выпали одни из самых тяжёлых времён за всю историю России: Сильнейший экономический кризис, многочисленные стихийные бедствия и засуха, приведшие к массовому голоду. Обессиленный народ начинает обвинять в бедствиях «проклятого» царя.

На фоне этого, польский монарх Сигизмунд 3, в обмен на обещание вывести страну под покровительство Речи Посполитой, помогает самозваному «чудом выжившему» царевичу Дмитрию взойти на престол. Но позже вспыхивает мятеж и Лжедмитрия убивают, а польская поданная — Марина Мнишек, которую по договору выдали замуж за самозванца, остаётся “царской вдовой“. Вскоре в Москве объявляется ещё один самозванец, выдающий себя за Дмитрия. Полячка так же признаёт его, однако вскоре его тоже убивают. Сама же Марина, по одним сведениям, была умерщвлена вместе со своими сыном «воренком», а по другим - была заточена в темнице боярами, видевшими в ней политическую угрозу.

Затем власть в руки взял влиятельный боярин Василий Шуйский — но он был свергнут и насильно отправлен в монастырь.
Далее власть некоторое время принадлежала совету бояр, что в народе запомнилось как «семибоярщина».
Наконец, бояре решают обратиться за помощью к польскому королевству. Однако польская армия обманом вторгается в Москву, что приводит к формированию «народного ополчения», организованного Кузьмой Мининым и возглавляемого князем Дмитрием Пожарским. Польская интервенция была отбита, а на царство избрали Михаила Романова.

После воцарения Михаила в стране наступило спокойствие. Проходило снижение налогов, появлялось производство, страна понемногу развивалась.
Сын Михаила — Алексей, был прозван «Тишайшим». Его правление, в частности, запомнилось церковными реформами, благодаря которым церковь была фактически подчинена царю-самодержцу. Однако в то же время был осуществлен т.н. Церковный раскол, во главе которого стоял Патриарх Никон, привнёсший ряд реформ в существовавшую духовную практику, что вызвало серьёзный раскол в духовенстве и способствовало появлению «старообрядцев» (крестившихся двоеперстным образом), не принимавших данные реформы.

В дальнейшем, на протяжении всего семнадцатого века в России, старообрядцы подвергались серьёзным преследованиям, а Никон был лишён своего сана и заточён в темнице.
После смерти Алексея Михайловича началась новая волна политической смуты, которая привела к воцарению дочери Алексея Тишайшего — Софьи, которая успела проявить себя довольно успешной царицей, однако, тем временем, прямой наследник Алексея — царевич Петр, уже достаточно подрос и был готов взять бразды правления на себя.

XVII век - важный, во многом поворотный, этап в многовековой истории взаимоотношений России с европейскими странами, в российской внешней политике.

XVII век - важный, во многом поворотный, этап в многовековой истории взаимоотношений России с европейскими странами, в российской внешней политике.

Уже около полутора веков существовало Российское государство, выступающее на международной арене как единый, самостоятельный и достаточно активный субъект. Страной и людьми - даже если вести отсчет с правления Ивана III – был накоплен огромный опыт общения с внешним миром - политико-дипломатический, военный, торговый, культурный, - который уже явно не соответствовал мировосприятию времен «Московского царства». Исторические пути Европы и России гораздо больше и чаще, чем раньше, сближались, пересекались и накладывались друг на друга.

21 февраля 1613 г. Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова - внучатого племянника Ивана IV Грозного (по его первой жене Анастасии), представителя одной из известных и влиятельных боярских семей.

Многие современники верили, что это поможет завершить наконец-то затянувшуюся Смуту - по крайней мере, будет означать формальное прекращение длительного кризиса власти в России. Кризис этот начался в связи с кончиной последнего царя из рода Рюриковичей - Федора Иоанновича (1598 г.) и в полной мере проявился после внезапной смерти Б.Ф. Годунова (1605 г.), когда трон то быстро переходил из рук в руки (Б.Ф. Годунов - Лжедмитрий I - Василий Шуйский), то оказывался вовсе свободным (Семибоярщина), а в итоге был передан иностранному (польскому) королевичу, не пожелавшему в тот момент даже прибыть в Россию (Владислав). Теперь появилась надежда, что худшее позади. Вместе с надеждой приходило и понимание неотложности решения многих внешнеполитических задач, прежде всего – установления границ, которые позволили бы использовать природно-географические условия (реки, морские побережья и т.д.) для надежной защиты своей территории, ее расширения, развития торговли с зарубежными странами и решения других задач.

Какими же были к 1613 г. границы России? Когда и как они сложились? Какие противоречия обозначали (или, наоборот, скрывали)?

Вся западная граница России в тот момент оставалась неопределенной, поскольку северо-западные русские земли (включая Новгород) все еще были оккупированы Швецией, а территория между Смоленщиной и Москвой в значительной мере контролировалась Речью Посполитой (Польшей).

На юге, как и прежде, соседом России было Крымское ханство - вассал Османской империи (Турции). Граница проходила по ту сторону Северного Донца и спускалась к низовьям Дона, почти подходя к городу-крепости Азову, которым владели турки. Россия, таким образом, была почти у побережья Азовского моря, но именно «почти».

На западе и на юге, следовательно, внешнеполитическое положение страны было сходно в одном: географически она находилась близко к Балтийскому и Азовскому морям, но не имела выхода к их побережьям.

Юго-восточный участок российской границы после Дона спускался (не доходя, правда, до восточного побережья Черного моря, где опять же были турецкие или зависимые от Турции владения) к северным отрогам Большого Кавказского хребта, за исключением Дагестана. Затем граница шла по северо- западному и северному берегам Каспийского моря.

Вся восточная граница страны была еще менее определенной. К началу XVII в. Россия присоединила бывшее Сибирское ханство в Западной Сибири, за которым на степных и лесных просторах уже не было ни одного крупного государственного образования вплоть до самых китайских владений. В этом смысле пространство Восточной Сибири и Дальнего Востока было «открыто» (по своим размерам оно не уступало всей территорией страны к началу XVII в.).

Таким образом, геополитическое положение России к началу XVII в. не сильно изменилось в сравнении с XVI в. Как и тогда, значительная часть западных древнерусских земель, называемых «Белоруссией» и «Малороссией» (или «Украйной», как именовали эту территорию поляки) находилась в составе Речи Посполитой. Как и раньше, будучи самой крупной из всех европейских держав, Россия не имела выхода ни к одному из «европейских» морей (Балтийскому и Черному), вынужденная довольствоваться «дальней дорогой» в Европу - через Белое море вокруг всей Скандинавии, - а также сухопутными транзитными путями через земли недружественных соседей (Польши и Швеции). По-прежнему с юга на русские земли совершали набеги крымские ханы. На востоке татарские ханства были завоеваны, но все так же манила русского человека бескрайняя Сибирь, более или менее разведанная лишь в своей ближайшей к Европе, западной, части.

Поэтому и большинство ведущих направлений внешней политики России в XVII в. оказались преемственны веку предыдущему:

Северо-восточное («шведское») - борьба за прямой выход к Балтийскому морю,

Западное («польское») - стремление объединить воедино все восточнославянские народы,

Южное («крымско-турецкое») - попытка положить конец набегам татар и турок на русские земли,

Восточное («сибирское») - надежда освоить новые территории, дойти до «последнего восточного моря».

Как и раньше, по своему характеру внешняя политика России в XVII в. была неоднородной: если в отношениях с Западом (первое и второе из направлений) преобладали дипломатия, войны и торговля, то на Востоке (четвертое направление) - колонизация, хозяйственное освоение территорий, еще не знавших государственности, и сбор дани с местного населения. Что касается «крымско-татарского» направления, то здесь дипломатические и военные усилия правительства сочетались с широкомасштабным строительством оборонительных укреплений («засечных черт»), что, в свою очередь, вызывало приток населения в эти места, а также военно-хозяйственной активностью «вольного» казачества на Дону.

При относительной устойчивости основных направлений и характера, приоритеты внешней политики России на протяжении XVII в. часто менялись в зависимости от внутреннего (силы и средства) и международного (расстановка сил) положения страны.

В начале царствования Михаила Федоровича (1613 - 1645) России на международной арене предстояло решить две первоочередные задачи:

Завершить Смуту в международно-правовом аспекте, то есть заключить договора со странами-интервентами (Речью Посполитой и Швецией), сведя, по возможности, к минимуму свои территориальные потери;

Добиться официального признания ими, а также другими государствами Запада и Востока, новой власти в Москве.

Для этого, в свою очередь, Михаилу Федоровичу и его окружению предстояло доказать загранице: российская Смута наконец-то закончилась, нынешний царь, в отличие от своих предшественников, занял трон как «законный» монарх и надолго, а потому с этой властью можно и нужно завязывать и поддерживать серьезные отношения, не опасаясь ее падения или свержения.

Чтобы царя Михаила признали за границей, московским верхам нужно было положить конец сложнейшему формально-династическому кризису, возникшему после того, как москвичи, присягавшие осенью 1610 г. польскому королевичу Владиславу как российскому царю, спустя три года вновь присягнули - теперь уже царю Михаилу. Да ведь и сам Михаил (в то время 14-летний подросток) в числе других целовал крест, давая клятву в верности «государю Всея Руси» Владиславу! В такой ситуации законность Земского собора 1613 г., а значит и права Михаила на престол, выглядели весьма сомнительными. Поэтому любые отношения России с другими странами в тот момент во многом зависели от хода и результатов переговоров России с Речью Посполитой или, точнее, Москвы с Владиславом.

В 1614 г. польские паны прислали московским боярам (сделав вид, будто царя в Кремле до сих пор нет) грамоту с упреками в «измене» Владиславу и предложением переговоров. Бояре горячо вступились за честь Михаила, но на переговоры согласились. Громче других отстаивали Михаила как раз те, кто в свое время присягнул Владиславу: князья Ф.И. Мстиславский, Ф.И. Шереметев, И.Н. Романов (дядя Михаила) и другие. Теперь же они неплохо устроились при новом государе и потому дружно ринулись на его защиту.

Переговоры с Речью Посполитой продолжались с перерывами четыре года (1615 – 1618 гг.). Каждая из сторон следовала собственной логике. Сначала российские послы пытались подменить обсуждение вопроса о царе перечислением «унижений», которые якобы претерпели в Москве бояре от поляков. Польские послы говорили по существу: дескать, королевичу Владиславу присягала вся страна, а боярского сына Михаила выбрали «одни казаки». Русской делегации ничего не оставалось, как сослаться на волю Божью: «Михаилу Федоровичу Московское государство поручил Бог от прародителей, ему за то дару никому не давать и через волю Божию того ни у кого не выкупать, царство - дар Божий», Владиславу же «Бог того не похотел, чтоб ему нами владеть и государем быть».

Русско-шведские переговоры, начавшиеся в 1616 г. при посредничестве англичан (о чем их просила Москва), по характеру аргументов сторон сильно походили на русско-польские. Московская делегация в ответ на обвинения шведов в «измене» заявляла, что «Бог избирал царей славных не от царского корня», после чего настойчиво советовала тем разобраться сначала в их внутренних делах.

Тем не менее, в Столбово 27 февраля 1617 г. был подписан «вечный мир» России со Швецией. По его условиям, Карл-Филипп не претендовал более на русский престол, а Новгородская земля оставалась за Россией. Михаил Федорович должен был заплатить 20 000 рублей деньгами «готовыми, добрыми, ходячими, безобманными серебряными новгородскими» и отказаться от всех прав на Карелу, Ингрию и Лифляндию, иными словами - смириться с потерей выхода в Балтийское море. Договором подтверждались традиционная торговля между двумя странами и свободный транзитный проезд русских послов в Западную Европу, а шведских - в Персию, Турцию и Крым.

Едва заключили мир со Швецией, как пришло известие, что Владислав выступил из Варшавы на восток. На Украине к нему присоединились отряды гетмана Сагайдачного. Двигался королевич неторопливо, победы одерживал бескровные. Воеводам Дорогобужа и Вязьмы достаточно было узнать, что сам Владислав находится при войске, и они покорно складывали оружие: он вступил в их города «царем московским». Было, от чего возгордиться, - и вот уже «московский царь» шлет в столицу «боярам нашим, окольничим и проч.» грамоту, обещая помиловать в случае немедленной сдачи. А попутно, в который уже раз, обвинил Филарета, отца Михаила Романова, в измене: хотел напомнить о заложнике, сидящем в его темнице. Владислав прекрасно знал: пока Филарет в польском плену, выгодный мир ему обеспечен.

Поляки подошли к Москве, но штурмом взять ее не смогли. Русские дождались своего верного союзника – холодов, - и между противниками начались переговоры. 1 декабря 1618 г. в местечке Деулино (к северу от Москвы) состоялись крестное целование и обмен записями. Владислав не отказался от своих прав на московский престол, но между Россией и Речью Посполитой было заключено перемирие на 14,5 лет. Речь Посполитая больше не претендовала на огромную территорию к западу от Москвы, где отряды шляхты хозяйничали в прежние годы, но удержала за собой важный в стратегическом отношении Смоленск. На весну 1619 г. был назначен обмен пленными, который произошел 1 июня.

Параллельно Россия пыталась урегулировать отношения со Швецией. Здесь тоже был королевич - Карл-Филипп - и он тоже метил в русские цари. По счастью, ему присягнул только Новгород, который с тех пор оказался меж двух огней: оккупированный войсками Якоба Делагарди, он тем не менее хотел разрыва с Москвой. Когда же новгородцы, доведенные шведами до разорения, узнали о решении Земского собора, они поспешили обратиться к новому царю с мольбой о помощи. В ответ они получили две грамоты Михаила Федоровича: одну - явную (для Делагарди), где бояре сурово корили их за измену, а другую - тайную, где царь отпускал митрополиту новгородскому и горожанам все их­ вины.

Узнав об этом и стремясь создать более выгодную для себя ситуацию на будущих переговорах, новый шведский король Густав-Адольф осенью 1614 г. овладел Гдовом, а в июле 1615 г. осадил Псков. Ни Москва, ни даже Новгород ему были не нужны, но, козыряя правами на то и другое, он надеялся заключить выгодный мир: прочно закрепить за Швецией побережье Финского залива, которым когда-то

Через две недели на окраине Москвы, у речки Пресня, после девятилетней разлуки встретились отец и сын. Филарет и Михаил долго «лезасша на земле, от очей, яко реки, радостные слезы пролиаху». Вскоре Филарет был наречен патриархом Всея Руси и (как отец великого государя Михаила) - великим государем. В Москве установилось двоецарствие, продолжавшееся вплоть до смерти Филарета (1619 – 1633 гг.).

Итак, отношения с ближайшими европейскими соседями и непосредственными участниками Смуты - Речью Посполитой и Швецией - были урегулированы. Но - лишь в формальном аспекте, да и то не полностью: самый неприятный для Москвы вопрос – о «царе московском Владиславе» - был не решен, а отложен на полтора десятка лет.

Установление официальных отношений с европейскими и восточными государствами было второй важнейшей внешнеполитической задачей новой власти после 1613 г., которую там начали решать не после, а одновременно с урегулированием «польских дел», видимо, предполагая заранее неуступчивость поляков. Москва пыталась добиться от других держав признания Михаила Федоровича как правителя России de facto, перемещая акцент с обсуждения легитимности его избрания на констатацию исполнения им функций государя и самодержца. Удавалось это на первых порах с большим трудом, ибо за границей совсем не были уверены, что Смута в России действительно завершилась и Романовых во власти вскоре не сменит кто-то другой.

Уже в 1613 г., сразу же после Земского собора, были отправлены российские послы в Западную Европу, везя с собой на всякий случай следующий «словесный портрет» нового царя, в котором и сам Михаил вряд ли себя узнавал. «Бог украсил его царское величество дородством, образом, храбростию, разумом, счастьем, ко всем людям он милостив и благонравен. Всем Бог его украсил над всеми людьми всеми благами, нравами и делами», - так, к примеру, должны были говорить посланные в июне 1613 г. в Вену, столицу Священной Римской империи, дворянин Степан Ушаков и дьяк Семен Заборовский.

Удачнее всех съездил в Англию летом 1613 г. дворянин Алексей Зюзин. Почтение государю московскому было оказано по всей форме, взаимным любезностям не было предела. Король Яков и королевич Карл шляпы как сняли, так и держали в руках, а послов, наоборот, упрашивали шляпы надеть; те скромно, но твердо отказались. Помимо официального признания, Зюзину нужно было добиться от короля еще и материальной помощи: «тысяч на 100 рублей, по самой последней мере на 80 000 или на 70 000, а по самой нужде на 50 000». Как видно, сочиняя наказ, в Боярской думе провели тонкое различие между «самой последней мерой» и «самой нуждой», оценив его в 20 000 - 30 000 рублей.

О деньгах российские послы просили тогда везде, где бывали, но в ответ получали, как правило, одни обещания. Бывали и неожиданности: в 1614 г. Генеральные штаты Голландии денег России не дали, но… оделили самих послов ввиду их бедности 1 000 гульденов. В 1617 г. Москва снова просила англичан «казны тысяч на 200 и на 100, по самой последней мере на 80 000 и 70 000 рублей, а меньше 40 000 не брать». Те дали 100 000 рублей, но в Москву попало только 20 000.

Итак, к 1619 г., то есть в течение первых пяти лет пребывания у власти правительства Михаила Федоровича, место России в системе международных отношений все еще оставалось сложным и неопределенным. Договора с Речью Посполитой и Швецией, юридически закрепив сохранение суверенитета и территориальной целостности России (хотя и вынужденной при этом пойти на серьезные территориальные потери), не давали ответа на главный вопрос, интересовавший заграницу: кто же является «законным» царем в Москве - Михаил или Владислав? В значительной мере из-за этого отношения с другими странами, несмотря на очевидную дипломатическую активность Москвы, не выходили за рамки взаимного «представления» и «выяснением намерений». Характерная для данного периода агрессивно-просительная манера поведения российских послов объясняется как раз ситуацией «загнанности в угол»: внешнеполитической изоляцией страны и острой нехваткой собственных финансовых средств для преодоления тяжелейшего хозяйственного разорения.

Приоритетным для внешней политики России в 20 - 40-е гг. XVII в. стало «польское» (западное) направление.

Границы, установленные в 1617 - 1618 гг. и с точки зрения России, и по мнению ее противников - Польши и Швеции, - не были окончательными. Недавние военные успехи поляков и шведов подогревали их захватнические намерения; с другой стороны, завершение Смуты и интервенции позволили правительству царя Михаила Федоровича начать подготовку к войне.

Уже сама линия западной границы России была настолько причудливой и прихотливой, что выглядела как пространственно-зримый стимул к дальнейшим решительным действиям - и для Москвы, и для ее противников. Граница со Швецией шла с севера на юг, как во времена Новгородской республики (то есть полтора века назад), отсекая Финляндию от Кольского полуострова, а далее на очень небольшом удалении от побережья Финского залива. Настолько небольшом, что, по мнению Стокгольма, его надо было увеличить, а по мнению Москвы - наоборот, ликвидировать вовсе и вернуть выход в Балтийское море. Русско-шведская граница заканчивалась на небольшом участке между Нарвой и Чудским озером. А дальше, вплоть до причерноморских степей, шла граница с Речью Посполитой, огибая с востока Чудское озеро, затем - с запада реку Великую, дальше резко выгибаясь на восток, то есть шла почти так же, как в начале XVI в.(!), оставляя на польской стороне древнерусские земли: смоленские, дорогобужские, стародубские, новгород-северские и черниговские.

Деулинский договор вызывал у Польши плохо скрываемое раздражение; для России же он с самого начала был вынужденным и очень болезненным шагом. Не мир, не война, но фактически воинственное перемирие поддерживалось между сторонами. Однако все говорило о том, что оно будет нарушено при первом удобном случае.

Польские правящие круги не оставляли планов нового похода на Москву. Они надеялись на помощь Вены. Но австрийские Габсбурги (правители Священной Римской империи, в состав которой входили Австрия, Чехия, Моравия, Тироль и германские земли) ничем не могли помочь: им пришлось подавлять начавшееся в 1618 г. восстание в Чехии и начать борьбу против ряда германских князей. Последних поддержали Англия, Голландия, Дания, Франция и Швеция, которых не устраивало стремление католического венского двора к гегемонии в Европе. К австрийским Габсбургам, в свою очередь, присоединились их родственники - испанские Габсбурги, стремившиеся поставить на колени Нидерланды - свое бывшее владение.

Так началась опустошительная Тридцатилетняя война (1618 – 1648 гг.) - крупнейший общеевропейский военный конфликт XVII столетия. Поскольку Речь Посполитая примкнула к коалиции католических государств во главе с Габсбургами, правительство Михаила Федоровича склонялось на сторону их противников - антигабсбургской коалиции. Пожар Тридцатилетней войны не приблизился даже к территории Речи Посполитой, а посему непосредственно в военных действиях Россия не участвовала. Она ограничилась поставками дешевого хлеба Дании и Швеции, а также периодическим возобновлением дипломатического зондажа шведского короля и турецкого султана на предмет заключения союза против Речи Посполитой и Священной Римской империи. Вместе с тем она попыталась воспользоваться сложившейся обстановкой, когда ведущие европейские державы были втянуты во взаимное противоборство, и вернуть себе Смоленск.

Попыток было несколько. В 1621 г., после предложений, с одной стороны, Турции, а с другой – Швеции, совместно выступить против Польши, созванный в Москве Земский собор решил начать войну. Во все города были посланы грамоты с указом быть наготове. Тем дело, однако, и кончилось: поход турок не удался, а шведы к тому времени уже заключили перемирие с поляками. Несмотря на полную противоположность сына и отца – меланхоличного и слабовольного Михаила и жесткого и целеустремленного Филарета, - оба царя были едины в том, что страна еще не оправилась от Смуты настолько, чтобы воевать с Польшей в одиночку.

В начале 20-х гг. шведы, а в конце – турки, снова предлагали Москве идти вместе на Польшу. Шведам Москва заявила, что выступит, когда поляки первыми нарушат договор, заключенный в Деулино. К турецкому походу 1631 г. было решено присоединиться, но силами одних донских казаков. Когда те получили царский указ, они страшно возмутились: да как же можно их с турками соединять, если туркам они, казаки, куда большие враги, чем поляки! В сердцах казаки люто побили и бросили едва живым в Дон воеводу, провожавшего через их землю российских послов, ехавших в Турцию, а их самих решили подстеречь на обратном пути из Константинополя (послы счастливо отсиделись в турецком Азове). И снова совместный поход не получился: пока ехали послы, султан уже успел заключить с поляками перемирие, а затем его отвлекла начавшаяся война с Персией.

Все это время Москва готовилась к неизбежной войне: Пушкарский приказ наращивал литье пушек и ядер, в Европе закупались ружья и патроны, чистились рвы и приводились в порядок изрядно обветшавшие и разрушенные стены крепостей, стоящих вдоль западной границы, началось формирование «полков нового строя» - пехотных (солдатских) и конных (рейтарских, драгунских), на всякий случай создавались хлебные запасы. Для оплаты расходов на подготовку к войне были увеличены налоги - и прямые, и косвенные.

В 1632 г. истекал срок российско-польского перемирия. Не надеясь более на союзников, Москва еще летом 1631 г. послала полки к Дорогобужу и Смоленску во главе с боярами - князем Д.М. Черкасским и князем Б.М. Лыковым.

Ждали удобного момента, и он настал.

В апреле 1632 г. в Речи Посполитой умер король Сигизмунд III. Польша окунулась в бескоролевье. Самое время выступать, и два боярина именно в апреле выступили - друг против друга. Оба били челом государю: Лыков - что с Черкасским в товарищах быть ему не к чести, Черкасский - что этим челобитьем Лыков его обесчестил (опять местничество вредило стране!). Пока в Кремле разбирались да искали замену сварливым воеводам, драгоценное время уходило. Только к сентябрю из Москвы выступило, наконец, 32-тысячное войско во главе с боярином М.Б. Шеиным и окольничим А.В. Измайловым. Д­ля успешного окончания дела велено было в войну «быть без мест».

Война началась счастливо. 12 октября русским сдался польский гарнизон Серпейска, 18 октября ­- Дорогобужа. С ходу были взяты Белая, Рославль, Новгород-Северский, Стародуб и еще полтора десятка городов. Наконец, Шеин с Измайловым в декабре осадили Смоленск. Всю зиму, отказавшись от активных действий, Смоленск держали в осаде. Только весной начались обстрелы и штурмы, но они не принесли успеха.

Тем временем в Польше закончилось бескоролевье: на трон был избран королевич (он же «московский царь») Владислав, сын покойного Сигизмунда III. Новый монарх тут же выступил на помощь осажденному городу с 23-тысячным войском. Одновременно поляки подбили на выступление крымского хана, который летом 1633 г. двинулся опустошать российские окраины, доходя порой даже до Московского уезда. А вот России пришлось воевать против Польши в одиночестве: ни Швеция, ни Турция в войну не вступили.

Наступление крымских татар, помимо отвлечения части русских сил, вызвало массовое дезертирство из армии Шеина. Узнав, что в их землях идет война, солдаты покидали лагерь, чтобы защитить свой дом. В августе 1633 г. Владислав пришел под Смоленск и, перехитрив Шеина, проник в город. Осажденный Смоленск был спасен, а осаждавшие русские сами превратились в осажденных, так как поляки, спалив Дорогобуж, где были все припасы русских, зашли войскам Шеина в тыл и окружили их плотным внешним кольцом.

В разгар этих драматических событий случилось еще одно - несомненно, повлиявшее на ход войны. 1 октября 1633 г. на 78-м году жизни умер Филарет, считавший необходимым продолжать войну против Речи Посполитой.

Зимой 1633/34 гг. блокированное русское войско под Смоленском сильно мерзло и голодало. Под давлением нанятых офицеров-иностранцев и не дождавшись помощи своих, Шеин с Измайловым пошли на капитуляцию. 19 февраля 1634 г. русские военачальники склонили головы перед Владиславом. Русские знамена легли к ногам короля, а затем, по его сигналу, были подняты с земли. После такого позора, оставив врагу артиллерию и припасы, остатки войска (около 8 тыс.) двинулись на восток. Помилованные победителем, в Москве оба воеводы были казнены по обвинению в измене.

Тем временем порывистый и честолюбивый Владислав, окрыленный смоленским успехом, вознамерился с ходу взять Белую - и застрял под ней. Голод был таков, что полякам не всегда хватало хлеба с водой, а король, съевши полкурицы за обедом, вторую половину предусмотрительно откладывал до вечера. Поляки несли под Белой большие потери: гарнизон крепости стоял насмерть. И тут Владислав получил страшное известие: против Польши выступила Турция, решив, как и обещала Москве, поддержать русских. Владислав сейчас же запросил мира. Михаил Федорович, подумав, не отказался: по здравому разумению, ни денег, ни сил для продолжения войны не осталось.

Начались переговоры, напоминающие торговлю: поляки требовали непомерную цену, русские отказывались. Дело кончилось полюбовно. По договору, подписанному на речке Поляновке 4 июня 1634 г., Россия «навечно» теряла Черниговские и Смоленские земли (поляки вернули России только Серпейск с уездом), а Владислав обязывался забыть, что его когда-то призывали в московские цари. Чтобы короля не подвела молодая память, ему приплатили ­20 000 рублей, причем тайно: этот пункт в текст договора поляки попросили не включать. Польский король дешево уступил русскому царю драгоценные права на русский престол, но, будто в насмешку, не вернул подлинник договора 1610 г. о своем избрании. Поляки, столько лет козырявшие этим договором, говорили теперь, что никак не могут его найти! «Вечный» Поляновский мир, таким образом, обе стороны опять рассматривали как недолгое перемирие – до лучших времен. Лучших для войны.

В 1637 г. ошеломляющие известия пришли в Москву с юга. Донские казаки, выпросив в очередной раз царское жалование («Мы помираем голодною смертию, наги, босы и голодны, а взять, кроме твоей государской милости, негде…» и т.д.), собрались в поход. Но на этот раз - не против Крыма, а против самой Османской империи! Сначала они посадили под замок перехваченного турецкого посла, направлявшегося в Москву, потом, заподозрив его в шпионаже, сгоряча убили, а заодно и всех, кто сопровождал его.

В июне 1637 г. отряд атамана Михаила Татаринова из нескольких тысяч казаков с 4-мя пушками захватил имевшую 200 пушек турецкую крепость Азов (турецкое название: Садд-уль- ислам – «оплот ислама»), стратегически важную как «замок» на выходе из Дона в Азовское море. Всех жителей города, кроме православных греков, казаки уничтожили и со всеми этими известиями направили к царю гонца.

Москва послала султану Мураду грамоту со стандартным объяснением: казаки - воры, хоть всех убейте, а мы с вами «в крепкой братской дружбе и любви быть хотим». Гордому султану такая «дружба» была не нужна, и ответные шаги не заставили себя ждать: сначала очередной набег «на украины» совершили крымские татары, затем (когда позволили отношения с Персией) султан двинул свою армию в большой поход на Азов.

В мае 16­41 г. к Азову направилось 200-тысячное войско; в его составе было около 100 стенобитных орудий, обслуживать которые помогали наемные европейские консультанты; морем к Азову спешил турецкий флот. В Азове их штурма ожидали около 5 тыс. казаков с женами. Во время осады турки предприняли 24 штурма и, потеряв 30 тыс. убитыми, отступили. Казаков в городе осталась только половина, но они стойко держались, послав в Москву своих представителей с просьбой о помощи и признании Азова за Россией.

Узнав о случившемся, Михаил Федорович пожаловал казаков 5 000 рублей и созвал в 1642 г. Земский собор для обсуждения болезненного вопроса: что делать с Азовом? Хотя все ждали нового похода султана к городу, против войны выступили одни лишь торговые люди, жаловавшиеся на свое разорение. Между тем проведенный посланцами Москвы на месте «досмотр» Азова показал, что он сильно разрушен, и защищать его будет трудно. К тому же Кремль не был готов к возможной большой войне с Османской империей. Да и «смоленские уроки» были еще очень свежи в памяти. Последние доводы взяли на соборе верх, и царь велел казакам покинуть Азов. После пятилетнего «Азовского сидения» донские казаки, получив этот указ, были так раздосадованы, что развалили Азов до основания. Подошедшая турецкая армия города-крепости не нашла.

Окончательно улаживали инцидент российские дипломаты. Они тайком отправили жалование казакам, этих же самых казаков в Стамбуле, по обыкновению, обозвали «ворами» и добились своего: султан Мурад смягчился и послал миролюбивую ответную грамоту русскому царю, «над всеми великими государями государю Московскому, царю Всея Руси и обладателю, любительному другу Михаилу Федоровичу». ­Казаки обиделись: им надоело, что царь в сношениях с султаном обзывает их по-всякому. И решили перейти с ­Дона на Яик. Царь, прознав об этом, велел их с Яика гонять.

Донские казаки умудрились досадить и Персии, напав на ее приграничные территории и изрядно пограбив их. Персидскому шаху Хефи московские послы отвечали то же, что и туркам, и попрекали, в свою очередь, постоянными нападками на Грузию, покровителем которой считал себя Михаил. В 1636 г. грузинский царь Теймураз обратился к нему с просьбой о подданстве. В Москве долго рядили, но в конце концов согласились, и Теймураз целовал крест русскому царю. На первое время помощь Михаила ограничилась 20 000 ефимков и соболями.

Вообще же Москва предпочитала в отношениях с южными соседями до поры до времени придерживаться оборонительной тактики, поскольку, во-первых, за спиной Крыма всегда стояла могущественная Османская империя и, во-вторых, стремясь обеспечить себе свободу рук на западе. Чтобы уменьшить опасность татарских набегов из Крыма (только за первую половину XVII в. крымские татары увели в плен и продали на невольничьих рынках до 200 тыс. русских), правительство Михаила Федоровича истратило на «поминки» хану фантастическую сумму - около 1 000 000 рублей. Одновременно власти не забывали укреплять Тульскую засечную черту. С 1636 г. южнее ее начали строить новую - Белгородскую.

Последние годы царствования Михаила снова напомнила о себе, казалось бы, давно канувшая в лету Смута. В 1639 г. в Польше появился «князь Семен Васильевич Шуйский», якобы сын царя Василия. Затем в Москве узнали, что более 15-ти лет в одном из польских монастырей заботливо взращивается «царевич Иван Дмитриевич», которого считали сыном Лжедмитрия II. В Москве заволновались: здоровье Михаила ухудшалось, скончается царь - жди новой Смуты!

В 1643 г. в Польшу были отправлены послы, имевшие тайный наказ разузнать все о самозванцах. «Семен Васильевич», по словам поляков, за свое самозванство был бит и пропал бесследно. С «Иваном Дмитриевичем» дело обстояло серьезнее. Выяснилось, что он не только называется, но и пишется царевичем (нашлась его собственноручная грамотка), хотя его настоящая фамилия - Луба и он - сын шляхтича, убитого в России. Российская сторона, потратив год на переговоры с поляками, добилась выдачи Лубы, который позднее (уже после смерти Михаила и восшествия на престол Алексея Михайловича) был отправлен обратно по просьбе и под ручательство короля Владислава.

Таким образом, за 20 – 40-е гг. Россия не достигла каких-либо прямых, прежде всего – территориальных, успехов в своей европейской политике. Важным, однако, было другое: дальнейшая международно-правовая стабилизация власти царя Михаила Федоровича, особенно признание его в таковом качестве Речью Посполитой. Положительное значение имело и постепенное втягивание России в систему европейских блоков и коалиций, хотя она пока и не принимала в них непосредственного участия.

Внешняя политика России в 50 - 60-е гг. XVII в. отличается от предшествующих лет гораздо большей напряженностью, динамичностью и наличием значительных конкретных результатов, - прежде всего на «польском» (западном) направлении.

Озеро Артемьево.

Что интересного в том, кто когда-то владел тем или иным земельным участком, рыбной ловлей, мельницей и т.п…. Вроде бы ничего. Но когда в описи фонда 141 (Приказные дела старых лет) РГАДА я увидел заглавие: «Дело по челобитью Хлыновского уезда Цепацкаго стану Степана Володимирова, о пожаловании ему на откуп озера Артемьева и речки Духовицы на 10 лет», перед глазами сразу появилась картина. Лето. Раннее утро. Часа 3. Уже светло, но солнца не видать – сплошной туман. Отец с десятилетним сыном на велосипедах едут из сада в Малюганах на Чепцу, через Ильинское. И проезжаем через церковь Ильи Пророка, сделанную в советское время под клуб. А не доезжая её слева фельдшерско-акушерский пункт. И сразу крутой спуск к реке. Справа пруд с настоящей дамбой, слева Чепца. Тишина. Проезжаем ручей вытекающий с пруда, и прямо у реки стоят три тополя. Вековые. И только потом перед поворотом реки на север вытекает ручей из Артёмовского. Сколько было наловлено рыбы, в особенности вкусных линей да и щурят! А сколько ночей на нем провели – несчесть. И как после такого не заострить на нём внимание!

Дело было 1642 года. О нем и речь, но что было до того…

Книга 1593-1616 годов новооброчных починков, мельниц, рыбных ловель. И в ней написано: «Дано на оброк Чепецкого стану крестьяном Ярофейку Лошкину, да Ортемку Рылову, да Трофимку Лопатину, да Левке Васильеву, да Данилку Шиляеву, да Проньке Володимирову сыну Ортемьево озеро, да Киньсино на рыбную ловлю, оброку 30 алтын» в период с 1593 по 1607 года.

И тут же приписка на полях – «118-го (1610-го) году отошло к Чепце реке ис того ж оброку и писано с Чепцею рекою на оброк». То есть они стали платить оброк (налог) вместе с озерами и рекой.

В этой же книге «Июня (1618 года) в 8 день дана на переоброк Чепетцкого стану … озерко Ортемьево да Кенсино за Ярком Лошкиным с товарищи, оброку платил по 30 алтын».

По дозору 1615 года были в Чепецком стану:

  • Мельница оброчная Пронки Шиляева да тренки Трофимова.
  • Починок что была пустошь за отеки за Лучкою да за Ветисом. Во дворе Пронка Шиляев.
  • Деревня над рекою Чепцою Денисова да Степанова. Во дворе Степанко Ермаков.
  • Деревня над рекою Чепцою Гаврила Яковлева сына Онтонова. Во дворе Фетка Ермаков.
  • Деревня другая Вотцкая Кули Будина. Во дворе Ортемко Рылов.
  • Починок на речке на Верхней Кордяге Ортюхи Рылова. Во дворе Ортюшка Рылов да сын его Ивашко.
  • Починок что была отхожая пашня деревни Частикова погоста. Во дворе Левка Васильев сын Мокрого.

В 1625 году «явили купчюю Денис да Григорей Козмины дети Погудина а продали Титу Микифорову сыну Погудина пожню в Чепецком стану подле озере Артемово и по реке Духовице межам и с нижном конца с Леонтием Шеромовым а взял на пожну рубль а в послусех писан Данило Вахромеев сын Воронов а купчая писму Стефана Лукина 133 году август 31 дня явки взято деньга».

А в 1629 году в писцовых книгах сказано: «Рыбная ловля Пронки Шиляева да Федки Степанова сына Ермакова на Чепце реке озеро Артемьевское повыше Ильинского погоста и с ыстоком и с речкою Духовицею и с пристанищи, что преж сево владел теми рыбными ловлями Чепетцкого стану крестьяне, а оброку им платить с тое рыбные ловли по 10 алтын на год». То есть за эти годы из 6 владельцев стало 2.

И вот в 1642 году 31 мая подана челобитная царю. «Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии бьет челом сирота твой Хлыновского уезду Цепецкого стану Стешко Володимеров сын Шиляев. Есть государь в Хлыновском же уезде в Цепецком стану повыше погоста Ильи Великого, озера Артемьева и с ыстоком, по боровую сторону, да речка Духовица в то ж озера впала до верховины, а да глухова конца до верхины ж. И то, государь, озера Артемьева и с ыстоком, да с речкою Духовицею отдано из оброку лет з десять и больши. А отдал то озеро писец Федору Ярмакову а оброку государь платят в твою государеву казну по десять алтын на год. Милосердый государь царь и великий князь Михаило Федорович всеа Русии, пожалуи меня, сироту своего, вели государь мне то озера Артемьева и с ыстоком и с речкою з Духовицею дать на десять лет из оброку из наддачи бес перекупки царь государь смилуйся».

Напомню, что в 1629 году владели рыбными ловлями Пронка Шиляев и Фетка Степанов сын Ермаков. Видимо Пронка Шиляев либо умер либо отказался от ловель. А теперь его родственник явно, хочет тоже пользоваться ими. В деле как раз следует выписка из писцовых книг Толочанова и Иевлева 1629 года. И Степан Владимирович просит «дать ему на оброк на десять лет из наддачи без перекупки». «Оброк Степанку Шиляеву а оброку на нем с тое рыбные ловли имать старои да новые наддачи по три алтына по две деньги на год и с новые наддачи пошлины по государеву указу и порука по нем в оброке велеть взять добрая».

От царя. Писана 7 июня 1632 года. Воеводе вятскому «Дмитрею Ондреевичю Франзбекову»: «как к тебе ся наша грамота придет и ты б тое рыбную ловлю озерко Ортемьево с ыстоком и речку Духовицу велел дать на оброк ему Степанку. А оброку на нем с тое рыбные ловли велел имать старого десять алтын, да новые наддачи по три алтына по две деньги, да с новые наддачи пошлин денги и обоего и старого оброку и новые наддачи и пошлин по тринатцать алтын по три деньги на год». «А как ему те рыбные ловли отдать и ты по нем велел взяти в том оброке поручную запись, что ему в нашу казну тот оброк и пошлины платить ежегод сполна с ыными нашими обротчики вместе. Писан на Москве лета Зрн-г (1632-го) июня в з (7) день». Вот пожалуй всё.