Реформы александра 2 и их значение таблица. Реформы Александра II – кратко. Российские реформы имели свои характерные черты

Реформы Александра 2 — кратко: предпосылки, причины, основные положения, итоги

Здравия желаю, на связи Андрей Пучков. Сегодня на примере темы «Реформы Александра 2» я покажу, как надо эту тему отработать при самостоятельной подготовке к экзаменам. Более подробно эту простую методику смотрите в статье по ссылке, ссылка в конце поста.

Общая характеристика реформ

Реформы Александра II называются буржуазными, поскольку содействовали развитию в России капитализма. Капитализм предполагает свободное развитие четырех основных форм капитала: земли, свободного рынка труда, предпринимательство, средства производства (возможность заводить заводы, фабрики, производить орудия труда). Как не трудно догадаться, главной реформой, которая хоть как-то сопутствовала развитию в России, была отмена .

Остальные реформы вытекали из этой. О ней мы поговорим в следующем посте, а в этом разберем кратко остальные реформы.

Земская реформа 1864 года

Причины. Необходимость создания местного самоуправления для крестьян, которые ранее были в крепостной зависимости. Раньше именно дворянин управлял своими крепостными. После того как они получили личную свободу, дворянин стал для бывших крепостных частным лицом. Поэтому то и требовалось создать местное самоуправление.

Ход реформы. 1 янваля 1864 года было принято «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В 1870 году было принято «Городовое положение», которое реформировало местное самоуправление в городах. Кстати, при каком императоре оно вообще появилось? Ответ пишите в комментариях!

Основные положения реформы:

  • В уездах и губерниях учреждались земства (земские собрания), которые обладали административными и хозяйственными полномочиями.
  • Земства переизбирались каждые три года, выборы были куриальными — по трем куриям: дворянская, купеческая и крестьянская.
  • Земства были всесословными органами местного самоуправления, однако избирательный закон был таков, что фактически они оказались под опекой дворян.

Последствия реформы.

  • В России появилось какое-никакое местное самоуправление.
  • Земства стали социальной опорой либеральной интеллигенции. Это вообще важное следствие. Все его стороны невозможно разобрать в рамках этого поста.

Судебная реформа 1864 года

Причины. После отмены крепостного права появилась необходимость коренного реформирования судебной системы. Поскольку, во-первых, у нас суды в России были сословными до сих пор, а, во-вторых, когда было крепостное право, судом для крепостных (читай, для основной массы населения) был помещик. Теперь крепостные стали свободными и сословия де юре перестали существовать, а на деле они стали размываться.

Ход реформы. В ноябре 1864 года были приняты новые Судебные уставы.

Основные положения реформы.

  • В России вводились бессословные суды.
  • В России вводились новые принципы судопроизводства: состязательность (сторона обвинения, сторона защиты), гласность (в суды стали допускать прессу), независимость судей, вводился суд присяжных.
  • Возникала новая система судов: мировой суд (для мелких дел), коронный суд (окружной, судебная палата).
  • Сохранялись военно-полевые суды и трибуналы.

Последствия

В России возникла самая лучшая за все время система судопроизводства. Это, кстати, доказало .

Военная реформа

Причины. Отсталость русской армии, вооружения армии, что показала Крымская война (наличие гладкоствольных ружей против нарезных у англичан и французов; наличие парусного флота против парового у союзников).

Основные положения реформы

  • Вместо рекрутской повинности (которая еще с Петра Великого так и существовала) вводилась всеобщая воинская повинность. Она была всесословной.
  • Воинскую повинность должны были отбывать лица в возрасте от 21 до 40 лет. Шесть лет в армии и семь лет во Флоте.
  • Вводился образовательный ценз: чем выше уровня законченное образовательное учреждение, тем меньше в армии служить. Были и другие ограничения, в частности в армию не шел единственный сын в семье.
  • От воинской повинности освобождались некоторые народы России.

Последствия

Россия получила более-менее боеспособную армию, которая хорошо себя показала против отсталой турецкой армии в годы Русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов.

Кроме этих реформ был принят новый Университетский устав 1863 года, а также проведена в 1865 году проведена Цензурная реформа. Однако последние два нововведения не проверяются в тестах ЕГЭ. Хотя некоторые нюансы я всегда рекомендую знать своим ученикам.

Post Scriptum: в рамках этого поста, мы, разумеется, не сможем разобрать все эти нюансы. Они разобраны в моем видеокурсе « » , а также на моих курсах подготовки к ЕГЭ по истории.

С уважением, Андрей Пучков

Россия дольше любых других государств оставалась страной с феодальным строем и крепостным правом. К середине 19 века такой тип государства окончательно изжил себя, а конфликт, назревавший еще с 18 века, достиг своего пика. Необходимо было срочно менять как государственное устройство, так и, главным образом, экономическую систему.

С развитием технологий и появлением промышленной техники, все больше отпадала необходимость в ручном труде, однако помещики все еще активно использовали труд крестьян, облагая их огромными налогами. В результате, крестьянство повсеместно разорялось, начались повсеместные забастовки и голодовки, что привело к значительному упадку крепостного хозяйства и доходов помещиков. Государство, в свою очередь, также получало меньше прибыли от разорившихся помещиков, и казна страдала. Такая ситуация не устраивала ни одну из сторон.

Страдала также и развивающаяся промышленность, так как из-за повсеместного закрепощения крестьян, не хватало свободной рабочей силы, которая могла бы обслуживать станки на заводах.

В 1859-1861 годах крестьянские бунты и революционные настроения достигли своего пика. Ситуацию также усугубляла проигранная Крымская война, которая окончательно подорвала доверие граждан к царю и правительству, которое показало свою полную несостоятельность, как экономическую, так и военную. В такой обстановке начались разговоры о необходимости отмены крепостного права и новых реформах, которые бы помогли стране выбраться из кризиса.

Император Александр 2, пришедший на престол в 1855 году, на одном из своих выступлений перед дворянством заявил о необходимости скорейшей ликвидации крепостничества сверху (указом государя), иначе это произойдет снизу (революция).

Началась эпоха великих реформ.

Основные реформы Александра 2

В числе основных политических реформ Александра 2 можно назвать:

  • Крестьянская реформа (1861 год);
  • Финансовая реформа (1863 год);
  • Реформа образования (1863 год);
  • Земская реформа (1864 год);
  • Судебная реформа (1864 год);
  • Реформа государственного самоуправления (1870 год);
  • Военная реформа (1874 год);

Суть всех реформ Александра 2 заключалась в перестройке общества и системы управления и формирование нового типа государства. Одной из самых главных реформ можно назвать отмену крепостного права в 1861 году. Реформа готовилась несколько лет и, несмотря на сопротивление дворянства и буржуазии, была все же проведена. В результате крестьянской реформы все крестьяне были освобождены от крепостной зависимости – вместе с личной свободой они также получали небольшой участок земли совершенно бесплатно, на котором могли жить и работать. Кроме того, крестьянин мог купить себе пахотный надел за небольшую сумму – это внесло в казну государства достаточно большие деньги. Кроме того, крестьяне получали ряд гражданских прав: они могли совершать сделки купли-продажи, могли открывать торговые и промышленные предприятия, претендовать на переход в другое сословие. Также они были освобождены от административной и юридической зависимости от своих бывших помещиков.

Еще одна реформа Александра 2 – реформа печати. В Империи появилось такое понятие, как гласность и свобода прессы (относительная), газеты могли обсуждать мероприятия, проводимые правительством и даже критиковать отдельных министров, однако, не затрагивая при этом императора. Также был снят «железный занавес», и люди могли свободнее выезжать из страны.

Изменилась и судебная система. Старый тип суда был заменен новым, который провозглашал принцип единства для всех сословий и принцип гласности, открытости. Появился суд присяжных, что позволило судопроизводству отделиться от исполнительной власти и выносить более независимые решения.

Земская и городская реформы сформировали открытые органы местного самоуправления, в городах появились суды, местные управы – это значительно упростило процесс городского самоуправления.

Военная реформа предполагала замены петровской системы рекрутов на всеобщую воинскую повинность. Это позволило создать более обширную армию, которую можно было мобилизовать в кратчайшие сроки при первой необходимости. Также возрос уровень военного образования благодаря росту военных училищ и академий.

Вместе с развитием военных академий, стали появляться и другие учебные заведения. Благодаря просветительской реформе общий уровень образованности общества начал стремительно расти.

Введение

Глава 1. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования

Глава 2. Отмена крепостного права.

Глава 3. Буржуазные реформы Александра II.

Заключение. Последствия реформ Александра II.

Список использованной литературы.

Введение.

Реформы проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны.Поэтому в своей работе я решил рассказать о реформах этого великого императора и попытался проанализировать их.

Прежде всего в первой главе я сказал несколько слов о лич-ности Александра Николаевича и о первых годах его царствования.

Вторую главу я посвятил проблеме отмены крепостного пра-ва,потому что на мой взгляд,эта реформа явилась самой значитель-ной не только за время его царствования,но и за все столетие.

В третьей главе я рассказал о прочих буржуазных реформах, таких как земская реформа,судебная,военная,образовательная,хозяйс-твенная.

В заключении я попытался оценить последствия реформ Алек-сандра II.

Глава 1.

Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования.

Родившийся в 1818 году сын князя Николая Павловича Александр с самых первых дней своей жизни почитался как будущий монарх,по-тому что ни у императора Александра I,ни у цесаревича Константина не было сыновей,а в своем поколении он был старшим князем.Соот-ветственно его образование и воспитание было прекрасно поставле-но,и направлено на то,чтобы подготовить его к высокой миссии.

Первым воспитателем Александра II был капитан Мердер,а в де-вять лет его обучением занялся В.А.Жуковский.Программа,по которой учился будущий император была тщательно проработана и направлена на то,чтобы сделать,чтобы сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным,сохранив его от преждевременного увлече-ния мелочами военного дела.Программу Александр успешно освоил,но уберечься от военной "муштры" того времени не смог.

В двадцать три года цесаревич женился на Марии Александров-не,принцессе Гессен-Дармштадтской.С этого времени Александр начи-нает свою служебную деятельность.На протяжении десяти лет от яв-лялся правой рукой своего отца.Судя по свидетельствам истори-ков,Александр II находился под сильным влиянием отца и перенимал некоторые его качества.Однако его отличали от железного характера Николая врожденная мягкость и великодушие.Именно поэтому личность Александра нельзя оценить однозначно - в разные моменты жизни он производит разное впечатление.

Первые годы своего царствования император пытался ликвиди-ровать последствия Восточной войны и порядков николаевского вре-мени.В отношении внешней политики Александр явился продолжателем "начал Священного Союза",руководивших политикой и Александра I,и Николая I.Кроме того,на первом приеме дипломатического корпу-са,государь заявил,что готов продолжать войну,если не достигнет почетного мира.Таким образом он продемонстрировал Европе,что,в этом плане,является продолжателем политики отца.Также и во внут-ренней политике у людей сложилось впечатление,что новый император продолжит дело своего отца.Однако на практике это оказалось не так:"повеяло мягкостью и терпимостью,характеристичными для темпе-рамента нового монарха.Сняты были мелочные стеснения с печа-ти;университеты вздохнули свободнее...",говорили,что "государь хочет правды,просвещения,честности и свободного голоса."

В действительности,так оно и было,так как,наученный горьким опытом бессилия в Крымской войне,Александр потребовал "откровен-ного изложения всех недостатков".Некоторые историки полагают,что на первых порах программы вообще не было,так как трудности воен-ного времени не давали ему сосредоточится на внутреннем благоуст-ройстве страны.Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую фразу,которая стала лозунгом для России на долгие годы:"Да утверждается и совершенс-твуется ея внутреннее благоустройство;правда и милость да царс-твует в судах ея;да развивается повсюду и с новой силой стремле-ние к просвещению и всякой полезной деятельности..."

Глава 2.

Отмена крепостного права.

Крепостное право в России просуществовало гораздо дольше,чем в любой другой европейской стране и приняло такие формы,что мало чем отличалось от рабства.Однако пойти на отмену крепостного пра-ва правительство смогло лишь в 1861 году.

Что же заставило помещиков и правительство отказаться от столь удобной формы эксплуатации?

Еще в 1856 году император,принимая у себя представителей дворянства,сказал им о своем намерении проведения крестьянской реформы.По его мнению "лучше начать уничтожать крепостное право сверху,нежели дождаться того времени,когда оно начнет само по се-бе уничтожаться снизу."

В экономической сфере наблюдалось нарастание кризиса поме-щичьего хозяйства,основанном на принудительном,крайне неэффектив-ном,труде крепостных крестьян.

В социальной сфере - усиление крестьянского протеста против крепостничества,которое выражалось в увеличении волнений.

Для сравнения приведем данные:

1831-1840 гг. - 328 крестьянских волнений;

1841-1850 гг. - 545 крестьянских волнений;

1851-1860 гг. - 1010 крестьянских волнения.

Как мы видим,крестьянское недовольство существующим порядком нарастало с каждым днем.Правящие круги опасались того,что разроз ненные крестьянские волнения перерастут во "вторую пугачевщину".

Кроме того,поражение в Крымской войне показало,что крепост-ное право - главная причина военно-технической отсталости страны. Опасаясь того,что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав,правительство встало на путь социальных,экономических и политических реформ.

3 января 1857 года был образован секретный комитет "для об-суждения мер по устройству быта помещичьих крестьян",но так как он состоял из ярых крепостников,то действовал нерешительно.Одна-ко,через некоторое время,заметив,что крестьянское недовольство не утихает,а напротив,нарастает,комитет вплотную преступил к подго-товке крестьянской реформы.С этого момента существование комитета перестало быть "секретом" и в феврале 1858 года он был переимено-ван в Главный комитет "о помещичьих крестьянах,выходящих из кре-постной зависимости".

Необходимо сказать об отношении самих помещиков к реформе.А оно координально различалось.Большинство помещиков выступало во-обще против реформы.Некоторые соглашались,но на различных услови-ях: одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина,другие,хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения,или намеревавшиеся перестро-ить его на предпринимательских началах,выступали за более либе-ральный ее вариант - освобождение крестьян с землей со сравни-тельно умеренным выкупом.

Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке общественно-политического подъема в стране.В 50-х годах ХIХ в.сложились два идейных центра,возглавлявшие революционно-демократическое направление русской мысли: А.И.Герцена и Н.П.Огарева,

Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова в Лондоне.

Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного дви-жения среди тех слоев дворянства,которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления,учредить гласный суд,ввести гласность вообще,провести преобразования в сфере просвещения и т.д.

В.И.Ленин называл обстановку общественно-политического кри-зиса в России на рубеже 50-60-х годов "революционной ситуацией" и выделял три ее объективных признака:

1) "кризис верхов",выражавшийся в их невозможности "управ-лять по старому";

2) "обострение,выше обычного,нужды и бедствий угнетенных классов";

3) "значительное повышение активности масс",не желавших "жить по-старому".

Но революционные силы были настолько слабы,что с помощью проведения ряда буржуазных реформ,самодержавие не только смогло выйти из кризиса,но и укрепить свои позиции.Вот в какой обстанов-ке проводилась отмена крепостного права.

К концу августа 1859 года проект "Положений о крестьянах" был практически подготовлен.В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета.Здесь было сделано новое "дополнение" к проекту в пользу помещиков:по предложению одного из крупнейших землевладельцев

П.П.Гагарина был внесен пункт о праве помещика предоставлять крестьянам (но по соглашению с ними) немедленно в собственность и бесплатно ("в дар") четверть надела.Такой надел получил название "четвертного" или "дарственного" (крестьяне называли его "сиротским").

19 февраля "Положения" (они включали в себя 17 законодатель-ных актов) были подписаны царем и получили силу.В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.

По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу.Это особенно важный момент в крестьянской реформе,и я хотел бы обра-тить на него внимание.Веками крестьяне боролись за свою свободу.Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущест-во,насильно женить,продать,разлучить с семьей и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность решать где и как ему жить,он мог жениться,не спрашивая на то согласия поме-щика,мог самостоятельно заключать сделки,открывать предприя-тия,переходить в другие сословия.Все это предоставляло возмож-ность развития крестьянского предпринимательства,способствовало росту отхода крестьян на заработки,а в целом давало сильный тол-чок развитию капитализма в пореформенной России.

По "Положениям" было введено крестьянское самоуправле-ние,т.е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами.Крестьянам предоставлялось право самим распределять землю,раскладывать повинности,определять очередность отбывания рекрутской повинности,принимать в общину и уволь-нять из нее.Также вводился волостной крестьянский суд по маловаж-ным преступлениям и имущественным искам.

Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был невозможен,поэтому правительство пришло на помощь крестьянству устройством "выкупной системы".В "Положениях"указано,что помещики смогут получить земельную ссуду,как только будут устроены их земельные отношения с крестьянами и установлен земельный надел.Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами,как казенный долг,который они должны были погасить в течении 49 лет "Выкупными платежами".

Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглаше-ния между помещиком и крестьянином по поводу размера надела,а также по поводу обязательств крестьянина по отношению к помещику. Это следовало изложить в "уставной грамоте" в течение одного года с момента освобождения.

Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных,экономических отношений,устоявшихся десятилетиями,рас-тянулась на многие годы.По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности,что и при крепостном праве.Лишь несколько уменьшилась барщина и отменили мелкие натуральные поборы.До перевода крестьян на выкуп,они находились во временнообя-занном положении,т.е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить об-рок.Так как определенного срока по истечении которого временноо-бязанные крестьяне должны были быть переведены на обязательный выкуп не было,то их освобождение растянулось на 20 лет (правда к 1881 году их оставалось не более 15%).

Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года,ее значение для дальнейшего развития страны было очень вели-ко.Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феода-лизма в капитализм.Освобождение крестьян способствовало интенсив-ному росту рабочей силы,а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства.Помещикам же ре-форма обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйс-тва к капиталистическим.

Глава 3.

Буржуазные реформы Александра II.

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость про-ведения и других буржуазных реформ - в области местного управле-ния,суда,образования,финансов,в военном деле.

1 января 1864 года было издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях",вводившее бессословные выборные ор-ганы местного самоуправления - земства.Они избирались всеми сос-ловиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).

Земства несли ответственность за народное образование,за народное здоровье,за своевременные поставки продовольствия,за ка-чество дорог,за страхование,за ветеринарную помощь и другое.

Все это требует больших средств,поэтому земствам было позволено вводить новые налоги,облагать население повинностями,образовывать земские капиталы.При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни.Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным,но и расширили круг его полномочий.Самоуправление получило столь широкое распространение,что многими было понято,как переход к представительному образу правления,поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне,и не позволять общаться между собой земским корпорациям.

16 июня 1870 года было издано "Городовое положение",по кото-рому в 509 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы,избираемые на четыре года.Городская дума избирала свой пос-тоянно действующий исполнительный орган - городскую управу,состо-явшую из городского головы и нескольких членов.Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской упра-вы.Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители,обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов,торгово-промышленных заведений,банков - одним словом торгово-промышленная буржуазия).

Таким образом,основная масса городского населения была уст-ранена от участия в городском самоуправлении.Компетенция городс-кого самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов,устройство базаров и т.п.).

Одновременно с земской реформой,была подготовлена и судеб-ная.Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных.Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный,гласный суд с участием присяжных заседате-лей,адвокатурой и состязательностью сторон.Присяжные заседате-ли,участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого,мере наказания же определяли сами судьи.Решения,принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными,в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате.Решения окружных судов,в которых принимали участия присяжные заседатели могли быть обжалованы лишь в том случае,если было совершено нарушение законного порядка судопроиз-водства.Апелляции на эти решения рассматривал Сенат.

Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством.Состав мировых судей избирался на уездных земс-ких собраниях.

Судебные уставы 1864 года вводили институт "присяжных поверенных"- адвокатуру,а также институт судебных следователей.Пред-седатели и члены окружных судов и судебных палат,присяжные пове-ренные,их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование.Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом.После этого они не могли быть уволены или устранены от долж-ности на какое-то время,а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления,но и тогда решение об из отстранении от должности выносил суд. Таким образом закон вводил важный принцип несменяемости судей.

В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.

В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск.При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе.По законам ХVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности,и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения,но бед-нейших из них,так как те,кто побогаче могли откупиться,наняв за себя рекрута.Такая форма воинской повинности легла тяжким бреме-нем на плечи бедных слоев населения,потому что срок службы в то время был 25 лет,то есть кормильцы,уходя из дома,покидали его практически на всю жизнь,крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По новому закону,призываются все молодые люди,достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число но-вобранцев,и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников).Призы-ву не подлежали единственный сын у родителей,единственный корми-лец в семье,а также если старший брат призывника отбывает или от-был службу.Взятые на службу числятся в ней:в сухопутных войсках 15 лет:6 лет в строю и 9 лет в запасе,во флоте - 7 лет действи-тельной службы и 3 года в запасе.Для получивших начальное образо-вание срок действительной службы сокращается до 4-х лет,окончив-ших городскую школу - до 3-х лет,гимназию - до полутора лет,а имевших высшее образование - до полугода.

Таким образом,мы можем сделать вывод,что новая система предпола-гала не только военное обучение солдат,но в то же время проводил-ся ряд мероприятий с целью просвещения (особенно это заметно во время управления военным министерством графом Д.А.Милютиным).

Военные расходы,вызванные Восточной войной,а также выкупная операция,затеянная в это время заставило правительство выйти из рамок бюджета.Правительство брало кредиты за границей,прибегало к внутренним займам,выпускало кредитные билеты.Все это привело к тому,что встала реальная проблема упорядочивания государственного хозяйства.

Для увеличения государственных доходов был принят ряд мер,одна из которых - отмена винных откупов.

При Екатерине II частные лица "откупали" право продажи вина в определенном округе за некоторую сумму.По новому порядку вино могло продавать любое лицо,но все вино,поступавшее в продажу облагалось "акцизом" (налогом в пользу государства).Таким же акцизом были обложены соль,сахар,табак.Были увеличены некоторые таможенные пошлины.Главным же средством поднять экономическую мощь страны считалось постройка сети железных дорог.В связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз,и почти также увеличился ввоз товаров в Россию.Число торговых и промышленных предприятий замет-но увеличилось,а также число фабрик и заводов.Появились кредитные учреждения - банки,во главе которых стоял Государственный банк (1860 год).

Россия начала терять характер патриархального землевладель-ческого государства.Освобожденный от крепостной зависимости и других стеснений народный труд находил себе применение в разных отраслях промышленности,созданных новыми условиями общественной жизни.

Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные меры в отношении учебных заведений,принятых императором Николаем I. Преподавание в университетах получило больше свободы,они стали доступны для вольнослушателей,как мужчин,так и женщин.Однако новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам,после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить.В 1863 году был издан устав,согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление.Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете,что являлось поводом для частых "студенческих беспорядков".Под влиянием таких настроений граф Д.А.Толстой решил осуществить реформу средней школы.В начале царствования императора (при министре А.В.Головине) доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий.Гимназии же были двух типов:классические,с изучением древних языков и реальные,соответственно без них,но с преобладанием естествознания.Граф Толстой,поддерживаемый М.Н.Катко-вым в 1871 году составил новый устав гимназии,одобренный госуда-рем.Классическая гимназия была сделана единственным типом общеоб-разовательной и всесословной средней школы,выпускники которой имели право поступления в университет.Реальные гимназии заменили "реальными училищами";цель их была в том,чтобы давать образование людям всех сословий,но приспособленное к практическим потребнос-тям и к приобретению практических познаний.Этой реформой было создано полное преобладание классической школы.Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов,а именно:из-за отсутствия дос-таточного количества преподавателей латыни и греческого язы-ка,пришлось выписывать специалистов из-за границы.Естественно,их преподавание не нравилось студентам,так как первые не знали ни русского языка,ни русской литературы.

Таким образом,несмотря на то,что реформа графа Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма,она не вошла в нравы нашего общества.

Одновременно с реформой мужской средней школы,реформирова-лась и женская.До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы,в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании.Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования.

Но,несмотря на усилия,народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.

Заключение.

Последствия реформ Александра II.

Итак,мы рассмотрели основные преобразования и реформы,прове-денные Александром II. Основная реформа его царствования - осво-бождение крестьян - в корне изменила порядок,существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы.

С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность,в города хлынул поток рабочих рук,открылись новые сферы для предпринимательства.Между городами и уездами восстано-вились былые связи и создались новые.

Падение крепостной зависимости,выравнивание всех перед су-дом,создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности.А чувство этой свободы пробудило желание развить ее.Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.

Мне хотелось бы закончить словами А.А.Кизеветтера о правлении Александра II:

"Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты беспристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, - то нельзя не признать, что император Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные 1855-1861 годы своего царствования."

Список использованной литературы:

1. С.Ф.Платонов "Лекции по русской истории",Москва, издательство "Высшая школа",1993 год.

2. С.Ф.Платонов "Учебник русской истории",Санкт-Петербург, фирма "Стройлеспечать",1993 год.

3. С.Ф.Платонов "Собрание сочинений",т.1.

4. В.А.Федоров "Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине ХIХ века", Москва, издательство "Манускрипт",1993 год.

В девятнадцатом столетии Российская империя находилась в состоянии еще неявного, но глубокого кризиса. Причины заключались в том, что страна сильно отставала от более развитых соседей в социальном и административном плане. Существовали серьезные проблемы в управлении и в использовании ресурсов, росло народное недовольство, даже дворянство начинало требовать перемен.

Александр II предпринял попытку решить все эти проблемы. Его реформы не предотвратили революцию, все-таки случившуюся позднее, но улучшили жизнь страны на несколько десятилетий.

Что именно изменил Александр II за время своего правления?

Изучить реформы императора во всех деталях невозможно в кратком обзоре. Но даже простое их перечисление позволяет хорошо представить, насколько прогрессивными и своевременными были действия правителя.

Александр II провел:

  • . Абсолютно все крестьяне империи переставали быть крепостными и обретали статус полноправных граждан - причем для этого им не нужно было «выкупать» себя у помещика.
  • Военную реформу. Прежде всего, была отменена система физических наказаний, вызывавшая колоссальное недовольство во время правления Николая I. Кроме того, теперь воинская повинность распространялась на все сословия, и люди из любых слоев общества могли добровольно поступать на обучение в военные училища.
  • Финансовую реформу. Император навел порядок в расходах и доходах государства - отныне бюджет проходил обязательное утверждение у государственного совета и лично у царя, министерства были обязаны отчитываться о своих тратах. За исполнением правил следили специальные комиссии, кроме того, установленный бюджет публиковался в прессе.
  • . Деятельность судов была полностью выведена из-под контроля других ответвлений власти - иными словами, суды стали независимыми и беспристрастными. Также Александр II впервые ввел так называемый принцип состязательности - отныне человек не мог быть осужден без адвоката, любому подсудимому обязательно назначался защитник.
  • . Их суть примерно одинакова - в городах, губерниях и уездах создавались новые органы управления, состоящие главным образом из местных жителей. Отныне все вопросы, связанные с жизнью и развитием города, уезда или губернии, решали не чиновники из отдаленных краев, а местные комиссии, хорошо знакомые с нуждами населения и реалиями географической области.
  • . Университетам была дарована большая свобода самоуправления. Кроме того, поступить на обучение стало проще выходцам из небогатых семей, а еще появились самые первые училища для женщин.

Реформы Александра II часто называют либеральными. И с этим термином нельзя не согласиться. На фоне своих предшественников император стал настоящим «освободителем» для народа, позволил развиваться гражданскому обществу, улучшил жизнь нижних слоев населения.

Введение.

    Личность Александра II.

    Военная реформа.

    Университетская реформа.

    Цензурная реформа.

    Значение реформ.

    Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.

Царствование императора Александра II (1855-1881) ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно продвинувших вперед русскую жизнь. Из этих преобразований важнейшими являются: освобождение крестьян, в 1861 году и издание «положения об устройстве крестьян», дарование подданным в 1864 году суда гласного, правого, скорого, милостивого и родного для всех, земское и городское самоуправление, издание в 1874 году устава о воинской повинности, обязательной для всех сословий государства, учреждение ряда университетов открытие женских гимназий и прогимназий, улучшение путей сообщения.

Деятельность Александра II прекратилась из-за его гибели, 1 марта 1881 года от руки убийц, но в истории за ним закрепилось имя «Освободитель».

Личность Александра II .

Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны вступил на престол 18 февраля 1855 года. Короновали его 26 августа 1856 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Вхождение Александра II на трон произошло при очень тяжких обстоятельствах. По словам умиравшего императора Николая I, Александр II получил «команду не в добром порядке», и первые годы правления нового государя были посвящены ликвидации Восточной войны и тяжелых порядков николаевского времени. Общество недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая I, искало причины провала его внешней политики. Участились крестьянские восстания. Активизировали свою деятельность радикалы. Все это не могло не вынудить нового собственника Зимнего дворца задуматься о курсе своей внутренней политики.

В отношении внешней политики новый самодержец показал себя последователем «начал Священного Союза», руководивших политикой императоров Александра II и Николая I. Таким образом, Европа была вправе полагать Александра прямым преемником политики его отца и приверженцем отживших свой век принципов Венского конгресса. Однако практика Александра II и его нового правительства обнаружила значительные отличия от предшествующего режима. Повеяло мягкостью и терпимостью, характерными для темперамента нового монарха.

Но, так как вступление Александра Николаевича на трон происходило в период Крымской войны, где России приходилось иметь дело с объединенными силами почти всех главных европейских государств, и война приобрела неблагоприятный для страны оборот. Новый император, несмотря, на свое миролюбие, которое было известно даже в Европе, обнаружил стойкую решимость продолжить борьбу и добиться почетного мира.

Что было почти невозможным, так как, хоть российская армия и насчитывала в начале военных действий более 1 млн. человек, но ее техническое оснащение оставляло желать лучшего. Стоящие на вооружении гладкоствольные ружья уступали нарезному оружию западно-европейских армий, также устарела и артиллерия. Флот России был по преимуществу парусным, в то время как в военно-морских силах Европы преобладали суда с паровыми двигателями. Также отсутствовали налаженные коммуникации, что привело к дефициту боеприпасов, продовольствия и «пушечного мяса». Все эти моменты говорят о том, что русская армия было изначально неспособна вести войну с Европой на равных. И те не менее героизм русских людей в этой войне потрясающ. Стойкость и мужество русских войск, при отстаивании Севастополя, вызывали восторженное удивление даже со стороны врагов; имена Корнилова, Нахимова и др. покрылись немеркнущей славой. Падение Севастополя, однако, не принесло неприятелю значительной пользы.

С другой стороны, русские были в некоторой степени вознаграждены успехом в Малой Азии: Карс - эта неприступная крепость, усиленная еще англичанами, - 16 ноября был взят генералом Муравьевым со всем многочисленным его гарнизоном. Этот успех доставил России возможность выказать свою готовность к миру. Союзники, также утомленные войной, охотно готовы были вступить в переговоры, которые и начались чрез посредство Венского двора.

В результате в конце марта 1856 года был подписан Парижский мирный трактат. Россия не понесла значительных территориальных потерь. Но ей было поставлено унизительное условие о так называемой «нейтрализации» Черного моря. России запретили иметь в этом водном бассейне военно-морские силы, боевые арсеналы и крепости, что наносило существенный удар по безопасности южных границ. Роль России на Балканах и Ближнем Востоке была сведена на нет.

Парижский мир, заключенный 18 марта 1856 г., хотя был и невыгодным для России, но все-таки являлся почетным для нее в виду таких многочисленных и сильных противников как Франция, Австрия, Англия, Пруссия, Сардиния и Турция. Впрочем, невыгодная сторона его - ограничение морских сил России на Черном море, - была устранена еще при жизни Александра II заявлением 19 октября 1870 г.

Но, самое главное, невыгоды этого договора искупались благом самого мира, который давал возможность обратить все внимание на внутренние реформы, настоятельность которых стала очевидной.

Потрясение, которое Россия пережила от поражения в Крымской войне, заставило правительство приступить к социально-политическим преобразованиям. Как уже говорилось выше, Крымская война обнажила все внутренние язвы нашего отечества. В обществе поднималось недовольство от растущего понимания отсталости Российского государства от более передовых западноевропейских стран. Не только прогрессивно мыслящая часть дворянства и формирующаяся из разночинцев интеллигенция, но и представители вышей администрации, даже императоры Александр II, а в свое время Николай I и Екатерина II ощущали необходимость перемен.

Еще одной причиной, вызывавшей общественное движение, были народные волнения. О недовольстве трудящихся свидетельствовали выступления разных слоев населения: частновладельческих крестьян, городской бедноты, работных людей, военных поселян. Хотя в первой половине XIX века, народные восстания не носили такого массового размаха, как в XVII-XVIII века, однако они стимулировали формирование антикрепостнической идеологии, заставляли правительство усиливать репрессии, постепенно смягчать наиболее одиозные стороны крепостничества и создавать идеологическое обоснование существующего в России социально-политического строя.

В общественном движении во второй половине XIX века началось размежевание трех идейных направления: радикального, либерального и консервативного.

Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие несокрушимость самодержавия и крепостного права. В начале XIX века Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

Теория официальной народности, созданной консерватором, министром народного просвещения, графом С.С.Уваровым, и состоящей из трех принципов: самодержавие, православие, народность, вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наиболее большую известность получило выступление П.Я.Чадаева, написавшего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. По его мнению, Россия, оторванная от Запада, закостенела в своих нравственно-религиозных, православных догмах и находилась в мертвом застое. Спасение России он видел в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

Письмо П.Я. Чаадаева послужило толчком к оформлению в начале 1840-х годов двух внутренне неоднородных идейных течений - западников и славянофилов. И те, и другие полагали, что участь России не так плачевна, как предсказывал Чаадаев, но считали необходимым отменить крепостное право и ограничить власть монарха. Для этих течений были характерны различные подходы к оценкам прошлого и прогнозам будущего России. По мнению Бердяева, смысл полемики между ними заключался в том, «...должна ли быть Россия Западом или Востоком, нужно ли идти путем Петра или вернуться к допетровской Руси».

Полемика западников и славянофилов во многом способствовала становлению либерального и революционно-демократических течений. Одним из лидеров первого был профессор всеобщей истории Московского университета Т.Н. Грановский, который критиковал крепостнический характер николаевского режима, выступал за реформы общественно-политической жизни. Революционно-демократическое течение представляли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, а также петрашевцы - члены кружка М.В. Буташевича-Петрашевского. Петрашевский, Герцен и Белинский приобщили русскую общественность к идеям социалистов-утопистов. Поражение революции в Европе (1848-1849) привело Герцена к мысли об особом пути России к социализму, так как в русском народе прочно укоренилось коллективное начало в виде крестьянской общины.

Последней громкой схваткой николаевского режима с оппозицией явилось дело петрашевцев 1849 г. Члены кружка, собиравшегося вокруг выпускника Царскосельского лицея, ответственного чиновника МИДа М.В. Буташевича-Петрашевского, являлись последователями Ш.Фурье, то есть сторонниками переустройства общества на основе организации коммун-фаланстеров. Участники «пятниц» Петрашевского дискутировали по важнейшим вопросам российской жизни (славянскому, проблемам судоустройства, цензуры), говорили о необходимости отмены крепостного права, введении свободы книгопечатания, внедрении гласности и состязательности в суде, обсуждали литературные новинки. Среди петрашевцев были чиновники, военные, литераторы (в том числе М.Е. Салтыков, Ф.М. Достоевский).

Вот такие проблемы получил в наследство Александр II от своего родителя, императора Всероссийского Николая I. От нового самодержца требовалось проведения ряда преобразований, но от него не исходило пока никаких определенных правительственных программ или обещания реформ.

Можно думать, что на первых порах программы и не было, ибо трудности военного времени не давали Александру возможности оглядеться и сосредоточиться на внутренних делах.

Только по окончании войны нашел Александр уместным поместить в манифесте 19 марта 1856 г. о заключении мира знаменательную фразу касательно России: «Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности...». В этих словах заключалось как бы обещание внутреннего обновления, необходимость которого чувствовалась одинаково как правительством, так и обществом.

Одновременно с этим манифестом, в том же марте 1856 г., государь, принимая представителей московского дворянства в Москве, сказал им краткую, но очень важную речь о крепостном праве. Он объяснил, что не имеет намерения «сейчас» уничтожить крепостное право, но признал, что «существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным». По выражению государя, «лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу». Посему Александр и приглашал дворян «обдумать, как бы привести все это в исполнение».

После мартовских заявлений уже не могло быть сомнения, что император готов вступить на путь преобразований. Неясна была только их программа; неизвестны, оставались те начала, на которых предполагалось упразднение крепостного порядка. Несмотря на такую неопределенность, подъем общественного настроения был необычен, и коронация государя (август 1856 г.) обратилась в светлый праздник нашей общественности. «Просвещенная благость» государя, сменившего недавнюю суровость власти «незабвенными словами: отменить, простить, возвратить», вызывала восторги. Решимость государя на реформы - на «подвиги, более согласные с требованиями века», чем «гром оружия», - возбуждала самые светлые надежды. В русском обществе началась неудержимая работа мысли, направленная на такое или иное разрешение коренного вопроса того времени - об отмене крепостного права.

ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II

Военная реформа.

Поражение в Крымской войне продемонстрировало, что российская армия не способна эффективно обеспечить безопасность страны. Это сделало необходимой военную реформу. Первым шагом к ней стала ликвидация в 1855 г. военных поселений.

В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.

В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам XVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.

Большие изменения претерпела система военного образования. Вместо закрытых кадетских корпусов были созданы военные гимназии, выпускники которых получали не только военное, но и хорошее общее образование. Специальная же военная подготовка велась в высших юнкерских училищах.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения, это особенно заметно было во время управления военным министерством графом Д. А. Малютиным.

Университетская реформа

Хотя формально в первые годы царствования Александра II продолжал действовать университетский устав 1835 г., не дававший студентам большой свободы, на практике жизнь университетов быстро менялась.
На лекции свободно приходили вольнослушатели, возникли студенческие организации, проводившие сходки и издававшие собственные газеты. Но в 1861 г. правительство, пытаясь подавить студенческие волнения, отменило студенческое самоуправление и уничтожило льготы для бедных студентов. Это вызвало массовые студенческие беспорядки.
В Петербурге 300 студентов были отправлены в крепость - правда, на сутки-другие. В Москве полиция организовала избиение студентов простонародьем, распустив слух, что «господа» бунтуют, требуя восстановить крепостное право.
Встревоженный Александр II уволил в отставку недавно назначенного министра просвещения адмирала Е.В.Путятина. Новый либеральный министр А.В.Головнин подготовил проект университетского устава.
После бурного обсуждения в печати устав был утвержден Государственным советом - в июне 1863 г.
Университеты получили широкую автономию. Полиция не имела права входить на их территорию - там действовали собственная охрана и университетский суд в составе трех профессоров.
Советы университета и факультетов, в которые входили все профессора, свободно избирали ректора и деканов, присуждали ученые звания, открывали новые кафедры, распределяли средства по кафедрам и факультетам. Университеты имели собственную цензуру. Они получали иностранную литературу без досмотра на таможне. Численность профессоров и преподавателей возросла, их оклады были повышены вдвое.
Головнин предусматривал создание студенческих организаций и представительство студентов в университетском самоуправлении, однако Государственный совет исключил эти предложения из устава.

В 1864 г. был основан Одесский университет. В 1869 г. открылся Варшавский университет, закрытый в 1831 г. Однако теперь это было не польское, а русское учебное заведение.
В 1860-1870-х гг. в России появилось и женское высшее образование. В университеты женщины не допускались. Между тем они играли немалую роль в общественном движении 1860-х гг. и упорно добивались права на образование.
В 1869-1870 гг. в Москве, Петербурге и Киеве открылись Высшие женские курсы. Наибольшую известность приобрели Высшие женские курсы, основанные профессором В.И.Герье в 1872 г. в Москве и профессором К.Н.Бестужевым-Рюминым в 1878 г. в Петербурге.

До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дво­рянки. С конца 50-х годов появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования. Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.

Цензурная реформа

Смягчение цензурного гнета произошло уже в первые месяцы царствования Александра II. В 1857 г. была создана комиссия при МВД для разработки нового цензурного устава. К 1861 г. русские журналы сравнительно свободно обсуждали важнейшие вопросы общественной жизни, о чем всего несколькими годами раньше невозможно было и помыслить.
Тем не менее, печать вызывала явное недоверие царя и его окружения. После отмены крепостного права, в связи с резкими выступлениями «Современника», «Русского слова» и других радикальных изданий, правительственная политика ужесточилась. На основании Временных правил о печати 1862 г. несколько известных столичных журналов были закрыты.
В 1865 г. была проведена цензурная реформа. Общественность проявляла пристальный интерес к изменению законодательства о печати, что объяснялось не только постоянными требованиями гласности и свободы слова. Старая система, которая требовала предварительного цензурного просмотра любой печатной продукции, препятствовала нормальной журнально-газетной деятельности, ориентированной на получение прибыли, делала невозможным издание ежедневных газет, сообщающих свежие новости и рассчитанных на массового читателя.
Разработка цензурной реформы велась комиссией Д. А. Оболенского, которая полностью отвергала любые предложения общественных деятелей. Из среды славянофилов, которые были ревностными поборниками свободы слова, вышел проект И. С. Аксакова, первый параграф которого гласил: «Свобода печатного слова есть неотъемлемое право каждого подданного Российской империи, без различия звания и состояния». Оболенский счел аксаковские предложения глупыми и писал их автору, своему давнему знакомому: «Чепуха яснее выражается в параграфах».
Правительство не решилось полностью отменить предварительную цензуру, но ввело, первоначально только для столичной печати, цензуру карательную. На практике это означало, что периодические издания могли выходить без предварительного просмотра их цензорами, но в случае, если в напечатанных статьях содержались предосудительные материалы, то на редактора и издателя накладывались денежные штрафы и административные кары. В определенных случаях периодическое издание могло быть закрыто либо временно приостановлено. Карательная цензура давала возможность динамичного развития газет и журналов, но обрекала их сотрудников на строгую самоцензуру.

Значение реформ.

Проведенные реорганизации имели прогрессивный характер. Они начали закладывать базу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению значимости общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он прежде всего обуславливался традиционной подавленностью российской буржуазии и политической пассивностью народных масс. Выступления радикалов (шестидесятников и революционных народников) лишь инициировали консервативные силы, устрашали либералов и задерживали реформаторские устремления правительства.

Зачинателями реформ были некоторые высшие государственные чиновники, так называемая «либеральная бюрократия». Этим объяснялась нелогичность, незавершенность и ограниченность большинства реформ.

Логическим продолжением реформ 60-70 годов XIX века могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в январе 1881 года министром внутренних дел, графом М.Т.Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных проблем. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 года изменило общее направление правительственного курса.

Заключение.

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день. Мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы.

Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. С отменой крепостного права «воскресла» торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.

В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Трагическая кончина императора сильно изменила дальнейший ход истории, и именно это событие привело через 35 лет Россию к гибели, а Николая II к мученическому венку.

Список литературы:

    «Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы»./ под редакцией А.С.Орлова, А.Ю.Полунова и Ю.А.Щетинова. – Москва: издательство «Простор», 1994 год.

    «История России с древности до наших дней»./ под редакцией М.Н.Зуева. – Москва: «Высшая школа», 1998 год.

    «История России». Учебник – 2-е изд., перераб. И доп./под редакцией А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – Москва: Изд. «Проспект» 2003 год.

    История Отечества: Энциклопедический словарь/ Сост. Б.Ю. Иванов, В.М. Карев, Е.И. Куксина и др.. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 1999.

    «Энциклопедический словарь», Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, Изд. «русское слово», OCR Палек, 1998 год.