Конспект урока "развитие представлений о строении мира". Технологическая карта урока "развитие представлений о строении мира" Скачать презентацию развитие представлений о строении мира

Слайд 2: По Аристотелю мир является вечным и неизменным. Отрицал вращение Земли, считал звезды и планеты связанными с вращающимися вокруг общего центра хрустальными сферами. Вселенная из 56 хрустальных сфер, самая внешняя -звездная

Рафаэль Санти. Аристотель и Платон

Слайд 3: Клавдий Птолемей. Он разработал геоцентрическую систему мира, создал теорию видимого движения Луны и пяти известных планет

Клавдий Птолемей Представление о строении Вселенной.Иллюстрация Камиля Фламмариона


Слайд 4: ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПТОЛЕМЕЯ Планеты обращаются вокруг неподвижной Земли. Есть дополнительные круговые движения по эпициклам

Слайд 5: Система Птолемея изложена в его главном труде «Альмагест» («Великое математическое построение астрономии в XIII книгах»)- энциклопедии астрономических знаний древних

Титульный лист Альмагеста

Слайд 6

Научная революция- закономерный периодически повторяющийся процесс, качественного перехода от одного способа познания к другому, отражающему более глубинные связи и отношения природы.

Слайд 7: Выделяют:

Коперниканскую научную революцию Ньютоновскую Дарвиновскую научную революцию

Слайд 8: Первая научная революция

Первая научная революция произошла в 16 веке. Основоположник- Николай Коперник, автор Гелиоцентрической системы Мира

Слайд 9: Причины:

Необходимость усовершенствования Птолемеевской геоцентрической системы Необходимость реформы календаря Необходимость уточнения звёздных карт

10

Слайд 10: Николай Коперник (1473-1543), великий польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира

11

Слайд 11: Гелиоцентрическая система мира Коперника

12

Слайд 12

В центре Вселенной неподвижное Солнце Годичное Вращение Луны и Земли вокруг Солнца Планеты движутся по круговым орбитам равномерно

13

Слайд 13

Джордано Бруно (1548-1600), подхватил революционное начинание Коперника и довел его до логического конца - до концепции множественности миров в бесконечном пространстве.

14

Слайд 14: Галилео Галилей (1564 – 1642), итальянский физик и астроном, создатель телескопа, сделавший открытия, подтвердившие учение Коперника

15

Слайд 15: В России учение Коперника смело поддержал Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765). При наблюдении прохождения Венеры по диску Солнца в 1761 году открыл у нее атмосферу

16

Слайд 16: Вторая научная революция

Вторая научная революция произошла в 17 веке. Связана с именами: И. Кеплера, И. Ньютона. Кеплер (1571-1630): установил 3 закона движения планет вокруг Солнца, разработал теорию солнечных и лунных затмений, способы их предсказания, уточнил расстояние между Землей и Солнцем.

17

Слайд 17: Иоганн Кеплер (1571-1630)-немецкий ученый, развив учение Коперника, открыл законы движения планет

18

Слайд 18: Законы небесной механики Кеплера:

19

Слайд 19: 1. Каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце

20

Слайд 20: 2. Скорость движения планеты по орбите непостоянна, она тем больше, чем ближе планета к Солнцу

21

Слайд 21: 3. Квадраты времен обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы их среднего расстояния до него

22

Слайд 22: Исаак Ньютон (1643-1727) открыл закон всемирного тяготения и три закона классической механики

Интегральное и дифференциальное исчисление Работы по оптике, открытие спектрального состава света

23

Слайд 23: Законы Ньютона

Тело находится в состоянии покоя или прямолинейно и равномерно движется, пока на него не действует сила. Изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и направлено по направлению действия этой силы. Действию всегда есть равное и противоположное противодействие.

24

Слайд 24: Закон Всемирного тяготения

Для всех планет имеет место притяжение к Солнцу и друг к другу с силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними и прямопропорциональной только их массе, независимо от других свойств тела. F тяж. = G * m 1 * m 2 / r 2

25

Слайд 25: механистическая картина мира

Все тела природы состоят из материальных частиц, жестких и обладающих весом, пренебрежимо малых размеров. Между материальными частицами действуют силы притяжения (закон всемирного тяготения Ньютона) и силы отталкивания. Материальные частицы подчиняются законам механики Ньютона. Пространство и время абсолютны, т.е. не зависят от материи.

26

Слайд 26: Третья научная революция

П роизошла в 1 9 веке. Механистическая картина мира утрачивает свое значение. Дифференциация наук. Возникают общая химия, физика, биология.

27

Слайд 27: Законы термодинамики

1. Всё тепло, получаемое телом, идёт на увеличение внутренней энергии тела и на совершение работы против внешних сил. 2. Невозможно полностью превратить тепло, отдаваемое телом, в работу. 3. Никаким естественным или искусственным способом нельзя достичь абсолютного нуля температур. Законы термодинамики

28

Слайд 28: Была разработана теория электромагнитных явлений (Майкл Фарадей, Дж. Максвелл)

29

Слайд 29: Достижения в химии

Развитие технической химии (металлургия, стеклоделие, бумага) и открытие новых химических веществ (висмут, платина, фосфор). Атомно-молекулярная теория строения вещества (М.В. Ломоносов). Теория строения химических соединений (А.М. Бутлеров), учение о валентности и химической связи. Стереохимия – теория пространственного строения органических соединений. Открытие Д.И. Менделеевым (1869) периодической системы хим.элементов и периодического закона.

30

Последний слайд презентации: Развитие представлений о строении мира: Достижения в биологии

Идея единства живой природы и единство плана строения живых существ. Концепция эволюции органического мира (Ж.Б. Ламарк) Теория эволюции (Ч. Дарвин) Клеточная теория (М. Шлейден, Т. Шванн) становление генетики (законы наследственности Г. Менделя)

Содержание.

I. Введение.

II. Картина мира.

III. Движение планет.

IV. Первые модели мира.

VI. Система Птолемея.

VII. Мир Коперника.

VIII. Солнце и звезды.

IX. Галактика.

X. Звездные миры.

XI. Вселенная.

XII. Заключение.

I. Введение.

Звездноенебо во все времена занимало воображение людей. Почему зажигаются звезды?Сколько их сияет в ночи? Далеко ли ониот нас? Есть ли границы у звездной Вселенной? С глубокой древности человекзадумывался над этими и многими другими вопросами, стремился понять, иосмыслить устройство того большого мира, в котором мы живем.

Самыеранние представления людей о немсохранились в сказках и легендах. Прошли века и тысячелетия, прежде чемвозникла и получила глубокое обоснование и развитие наука о Вселенной, раскрывшая нам замечательную простоту,удивительный порядок мироздания. Недаром еще в древней Греции ее называлиКосмосом, а это слово первоначально означало «порядок» и «красоту».

II. Картина мира.

В древнеиндийскойкниге, которая называется «Ригведа», что значит «Книга гимнов», можно найтиописание - одно из самых первых в истории человечества - всей Вселенной какединого целого. Согласно «Ригведе», она устроена не слишком сложно. В нейимеется, прежде всего, Земля. Она представляется плоской безграничнойповерхностью - «обширным пространством». Эта поверхность покрыта сверху небом.А небо - это голубой, усеянный звездами «свод». Между небом и Землей - «светящийся воздух».

От наукиэто было очень далеко. Но важно здесь другое. Замечательна и грандиозна самадерзкая цель - объять мыслью всю Вселенную. Отсюда берет истоки уверенность втом, что человеческий разум способен осмыслить, понять, разгадать ееустройство, создать в своем воображении полную картину мира.

III. Движение планет.

Наблюдая за годичнымперемещением Солнца среди звезд, древние люди научились заблаговременноопределять наступление того или иного времени года. Они разделили полосу небавдоль эклиптики на 12 созвездий, в каждом из которых Солнце находится примерномесяц. Как уже отмечалось, эти созвездия были названы зодиакальными. Все они заисключением одного носят названия животных.

С предутреннимвосходом того или иного созвездия древние люди связывали своисельскохозяйственные работы, и это отражено в самих названиях созвездий. Так,появление на небе созвездия Водолея указывало на ожидаемое половодье, появлениеРыб - на предстоящий ход рыбы для метания икры. С утренним появлением созвездияДевы начиналась уборка хлеба, которая проводилась преимущественно женщинами.Спустя месяц на небе появилась соседнее созвездие Весы, в это время как разпроисходило взвешивание и подсчет урожая.

Еще за 2000 лет до н.э. древние наблюдатели заметили средизодиакальных созвездий пять особых светил, которые, постоянно меняя своеположение на небе, переходят из одного зодиакального созвездия в другое. Впоследствии греческие астрономы назвали эти светила планетами, т. е.«блуждающими». Это Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, сохранившие в своихназваниях до наших дней имена древнеримских богов. К блуждающим светилам былипричислены также Луна и Солнце.

Вероятно, прошло многостолетий, прежде чем древним астрономам удалось установить определенныезакономерности в движении планет и, прежде всего, установить промежуткивремени, по истечении которых положение планеты на небе по отношению к Солнцуповторяется. Этот промежуток времени позже был назван синодическим периодомобращения планеты. После этого можно было делать следующий шаг - строить общуюмодель мира, в которой для каждой из планет было бы отведено определенное место и, пользуясь которой,можно было бы заранее предсказать положение планеты на несколько месяцев илилет вперед.

По характеру своегодвижения на небесной сфере по отношению к Солнцу планеты (в нашем понимании)подразделяются на две группы. Меркурий и Венера названы внутренними илинижними, остальные - внешними или верхними.

Угловая скорость Солнца больше скорости прямогодвижения верхней планеты. Поэтому Солнце постепенно обгоняет планету. Как и длявнутренних планет, в момент, когда направление на планету и на Солнцесовпадает, наступает соединение планеты с Солнцем. После того как Солнцеобгонит планету, она становится видимой перед его восходом, во второй половиненочи. Момент, когда угол между направлением на Солнце и направлением на планетусоставляет 180 градусов, называется противостоянием планеты. В это время онанаходится в середине дуги своего попятного движения. Удаление планеты от Солнцана 90 градусов к востоку называется восточной квадратурой, а на 90 градусов кзападу - западной квадратурой. Все упомянутые здесь положения планетотносительно Солнца (с точки зрения земного наблюдателя) называютсяконфигурациями.

При раскопках древних городов и храмов Вавилонииобнаружены десятки тысяч глиняных табличек с астрономическими текстами. Ихрасшифровка показала, что древние вавилонские астрономы внимательно следили заположением планет на небе; они сумели определить их синодические периодыобращения и использовать эти данные при своих расчетах.

IV. Первые модели мира.

Несмотря на высокий уровень астрономических сведений народов древнего Востока, их взглядына строение мира ограничивались непосредственными зрительными ощущениями.Поэтому в Вавилоне сложились взгляды, согласно которым Земля имеет видвыпуклого острова, окруженного океаном. Внутри Земли будто бы находится«царство мертвых». Небо - это твердый купол, опирающийся на земную поверхностьи отделяющий «нижние воды» (океан, обтекающий земной остров) от «верхних»(дождевых) вод. На этом куполе прикреплены небесные светила, над небом будто быживут боги. Солнце восходит утром, выходя из восточных ворот, и заходит череззападные ворота, а ночью оно движется под Землей.

Согласно представлениям древних египтян, Вселеннаяимеет вид большой долины, вытянутой с севера на юг, в центре ее находитсяЕгипет. Небо уподоблялось большой железной крыше, которая поддерживается настолбах, на ней в виде светильников подвешены звезды.

В Древнем Китае существовалопредставление, согласно которому Земля имеет форму плоского прямоугольника, надкоторым на столбах поддерживается круглое выпуклое небо. Разъяренный драконбудто бы согнул центральный столб, вследствие чего Земля наклонилась к востоку.Поэтому все реки в Китае текут на восток. Небо же наклонилось на запад, поэтомувсе небесные светила движутся с востока на запад.

И лишь в греческих колониях на западных берегахМалой Азии (Иония), на юге Италии и в Сицилии в четвертом веке до нашей эрыначалось бурное развитие науки, в частности, философии, как учения о природе.Именно здесь на смену простому созерцанию явлений природы и их наивномутолкованию приходят попытки научно объяснить эти явления, разгадать их истинныепричины.

Одним из выдающихся древнегреческих мыслителей былГераклит Эфесский (около 530 - 470 гг. до н. э.). Это ему принадлежат слова: «Мир, единый извсего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечноживым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим...» Тогда же Пифагор Самосский (ок. 580 - 500гг. до н. э.) высказал мысль о том, что Земля, как и другие небесные тела, имеетформу шара. Вселенная представлялась Пифагору в виде концентрических, вложенныхдруг в друга прозрачных хрустальных сфер, к которым будто бы прикрепленыпланеты. В центре мира в этой модели помещалась Земля, вокруг нее вращалисьсферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна. Дальше всехнаходилась сфера неподвижных звезд.

Первую теорию строения мира, объясняющую прямое ипопятное движение планет, создал греческий философ Евдокс Книдский (около 408 - 355 гг. до н. э.). Он предложил, что у каждой планеты имеется не одна, а несколькосфер, скрепленных друг с другом. Одна из них совершает один оборот в суткивокруг оси небесной сферы по направлению с востока на запад. Время обращениядругой (в обратную сторону)предполагалось равным периоду обращения планеты. Тем самым объяснялось движениепланеты вдоль эклиптики. При этом предполагалось, что ось второй сферынаклонена к оси первой под определенным углом. Комбинация с этими сферами ещедвух позволяла объяснить попятное движение по отношению к эклиптике. Всеособенности движения Солнца и Луны объяснялось с помощью трех сфер. ЗвездыЕвдокс разместил на одной сфере, вмещающей в себя все остальные. Таким образом,все видимое движение небесных светил Евдокс свел к вращению 27 сфер.

Уместно напомнить, что представление о равномерном,круговом, совершенно правильном движении небесных тел высказал философ Платон.Он же высказал предположение, что Земля находится в центре мира, что вокруг нееобращается Луна, Солнце, далее утренняя звезда Венера, звезда Гермеса, звездыАреса, Зевса и Кроноса. У Платона впервые встречаются названия планет по именибогов, полностью совпадающие с вавилонскими. Платон впервые сформулировалматематикам задачу: найти, с помощью каких равномерных и правильных круговыхдвижений можно «спасти явления, представляемые планетами». Другими словами,Платон ставил задачу построить геометрическую модель мира, в центре которой,безусловно, должна была находиться Земля.

Усовершенствованием системы мира Евдокса занялсяученик Платона Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). Так как взгляды этоговыдающегося философа - энциклопедиста безраздельно господствовали в физике иастрономии в течение почти двух тысяч лет, то остановимся на них поподробнее.

Аристотель, вслед за философом Эмпедоклом (около490 - 430 гг. до н. э.), предположил существование четырех «стихий»: земли,воды, воздуха и огня, из смешения которых будто бы произошли все тела,встречающиеся на Земле. По Аристотелю, стихии вода и земля естественным образомстремятся двигаться к центру мира («вниз»), тогда как огонь и воздух движутся«вверх» к периферии и тем быстрее, чем ближе они к своему «естественному»месту. Поэтому в центре мира находится Земля, над ней расположены вода, воздухи огонь. По Аристотелю, Вселенная ограничена в пространстве, хотя ее движениевечно, не имеет ни конца, ни начала. Это возможно как раз потому, что, кромеупомянутых четырех элементов, существует еще и пятая, неуничтожимая материя,которую Аристотель назвал эфиром. Из эфира будто бы и состоят все небесныетела, для которых вечное круговое движение - это естественное состояние. «Зонаэфира» начинается около Луны и простирается вверх, тогда как ниже Лунынаходится мир четырех элементов.

Вот как описывает своепонимание мироздания сам Аристотель:

«Солнце и планеты обращаются около Земли, находящейсянеподвижно в центре мира. Наш огонь, относительно цвета своего, не имеетникакого сходства со светом солнечным, ослепительной белизны. Солнце не состоитиз огня; оно есть огромное скопление эфира; теплота Солнца причиняетсядействием его на эфир во время обращения вокруг Земли. Кометы сутьскоропреходящие явления, которые быстро рождаются в атмосфере и столь же быстроисчезают. Млечный Путь есть не что иное, как испарения, воспламененные быстрымвращением звезд около Земли… Движения небесных тел, вообще говоря, происходятгораздо правильнее, чем движения замечаемые на Земле; ибо, так как теланебесные совершеннее любых других тел, то им приличествует самое правильноедвижение, и вместе с тем самое простое, а такое движение может быть толькокруговым, потому что в этом случае движение бывает вместе с тем и равномерным.Небесные светила движутся свободно подобно богам, к которым они ближе, чем кжителям Земли; поэтому светила при движении своем не нуждаются в отдыхе ипричину своего движения заключают в самих себе. Поэтому высшие области неба,более совершенные, содержащие в себе неподвижные звезды, имеют наиболеесовершенное движение - всегда вправо. Что же касается части неба, ближайшей кЗемле, а поэтому и менее совершенной, то эта часть служит местопребываниемгораздо менее совершенных светил, каковы планеты. Эти последние движутся нетолько вправо, но и влево, и притом по орбитам, наклоненным к орбитамнеподвижных звезд. Все тяжелые тела стремятся к центру Земли, а так как всякоетело стремится к центру Вселенной, то поэтому и Земля должна находитьсянеподвижно в этом центре».

При построении своей системы мира Аристотельиспользовал представления Евдокса о концентрических сферах, на которыхрасположены планеты и которые вращаются вокруг Земли. По Аристотелю,первопричиной этого движения является «первый двигатель» - особая вращающаясясфера, расположенная за сферой «неподвижных звезд», которая и приводит вдвижение все остальное. По этой модели лишь одна сфера в каждой из планетвращается с востока на запад, остальные три - в противоположном направлении.Аристотель считал, что действие этих трех сфер должно компенсироватьсядополнительными тремя внутренними сферами, принадлежащими той же планете.Именно в этом случае на каждую последующую (по направлению к Земле) планетудействует лишь суточное вращение. Таким образом, в системе мира Аристотелядвижение небесных тел описывалось с помощью 55 твердых хрустальных сферическихоболочек.

Позже в этой системе мирабыло выделено восемь концентрических слоев (небес), которые передавали своедвижение друг другу. В каждом таком слое насчитывалось семь сфер, движущихданную планету.

Во времена Аристотеля высказывались и другиевзгляды на строение мира, в частности, что не Солнце обращается вокруг Земли, аЗемля вместе с другими планетами обращается вокруг Солнца. Против этогоАристотель выдвинул серьезный аргумент: если бы Земля двигалась в пространстве,то это движение приводило бы к регулярному видимому перемещению звезд на небе.Как мы знаем, этот эффект (годичное параллактическое смещение звезд) был открытлишь в середине 19 века, через 2150 лет после Аристотеля...

На склоне своих лет Аристотель был обвинен вбезбожии и бежал из Афин. На самом деле в своем понимании мира он колебалсямежду материализмом и идеализм. Его идеалистические взгляды и, в частности,представление о Земле как центре мироздания было приспособлено для защитырелигии. Вот почему в середине второго тысячелетия нашей эры борьба противвзглядов Аристотеля стала необходимым условием развития науки...

V. Первая гелиоцентрическая система.

Современникам Аристотеля ужебыло известно, что планета Марс в противостоянии, а также Венера во времяпопятного движения значительно ярче, чем в другие моменты. По теории сфер онидолжны были бы оставаться всегда на одинаковом расстоянии от Земли. Именнопоэтому тогда возникали и другие представления о строении мира.

Так, Гераклит Понтийский(388 - 315 гг. до н. э.) предполагал, что Земля движется «… вращательно, околосвоей оси, наподобие колеса, с запада на восток вокруг собственного центра». Онвысказал также мысль, что орбиты Венеры и Меркурия являются окружностями, вцентре которых находится Солнце. Вместе с Солнцем эти планеты будто бы иобращаются вокруг Земли.

Еще более смелых взглядовпридерживался Аристарх Самосский (около 310 - 230 гг. до н. э.). Выдающийсядревнегреческий ученый Архимед (около 287 - 212 гг. до н.э.) в своем сочинении«Псаммит» («Исчисление песчинок»), обращаясь к Гелону Сиракузскому, писал овзглядах Аристарха так:

«Ты знаешь, что по представлениюнекоторых астрономов мир имеет форму шара, центр которого совпадает с центромЗемли, а радиус равен длине прямой, соединяющей центры Земли и Солнца. НоАристарх Самосский в своих «Предложениях», написанных им против астрономов,отвергая это представление, приходит к заключению, что мир гораздо большихразмеров, чем только что указано. Он полагает, что неподвижные звезды и Солнцене меняют своего места в пространстве, что Земля движется по окружности вокругСолнца, находящегося в его центре, и что центр сферы неподвижных звездсовпадает с центром Солнца, а размер этой сферы таков, что окружность,описываемая по его предположению, Землей, находится к расстоянию неподвижныхзвезд в таком же отношении, в каком центр шара находится к его поверхности».

VI. Cистема Птолемея.

Становление астрономии как точной науки началосьблагодаря работам выдающегося греческого ученого Гиппарха. Он первый началсистематические астрономические наблюдения и их всесторонний математическийанализ, заложил основы сферической астрономии и тригонометрии, разработалтеорию движения Солнца и Луны и на ее основе - методы предвычисления затмений.

Гиппарх обнаружил, что видимое движение Солнца иЛуны на небе является неравномерным. Поэтому он стал на точку зрения, что этисветила движутся равномерно по круговым орбитам, однако центр круга смещен поотношению к центру Земли. Такие орбиты были названы эксцентрами. Гиппархсоставил таблицы, по которым можно было определить положение Солнца и Луны нанебе на любой день года. Что же касается планет, то, по замечанию Птолемея, он«не сделал других попыток объяснения движения планет, а довольствовалсяприведением в порядок сделанных до него наблюдений, присоединив к ним ещегораздо большее количество своих собственных. Он ограничился указанием своимсовременникам на неудовлетворительность всех гипотез, при помощи которыхнекоторые астрономы думали объяснить движение небесных светил».

Благодаря работам Гиппарха астрономы отказались отмнимых хрустальных сфер, предположенных Евдоксом, и перешли к более сложнымпостроениям с помощью эпициклов и деферентов, предложенных еще до ГиппархаАполлоном Пергским. Классическую форму теории эпициклических движений придалКлавдий Птолемей.

Главное сочинение Птолемея«Математический синтаксис в 13 книгах» или, как его назвали позже арабы,«Альмагест» («Величайшее») стал известным в средневековой Европе лишь в XII в.В 1515 г. он был напечатан на латинском языке в переводе с арабского, а в 1528г. в переводе с греческого. Трижды «Альмагест» издавался на греческом языке, в1912 г. он издан на немецком языке.

«Альмагест» - это настоящаяэнциклопедия античной астрономии. В этой книге Птолемей сделал то, что неудавалось сделать ни одному из его предшественников. Он разработал метод,пользуясь которым можно было рассчитать положение той или другой планеты налюбой наперед заданный момент времени. Это ему далось нелегко, и в одном местеон заметил:

«Легче, кажется, двигать самые планеты, чемпостичь их сложное движение...»

«Установив» Землю в центре мира, Птолемей представилвидимое сложное и неравномерное движение каждой планеты как сумму несколькихпростых равномерных круговых движений.

Согласно Птолемею каждаяпланета движется равномерно по малому кругу - эпициклу. Центр эпицикла в своюочередь равномерно скользит по окружности большого круга, названого деферентом.Для лучшего совпадения теории с данными наблюдений пришлось предположить, чтоцентр деферента смещен по отношению к центру Земли. Но этого было недостаточно.Птолемей был вынужден предположить, что движение центра эпицикла по деферентуявляется равномерным (т. е. его угловая скорость движения постоянна), еслирассматривать это движение не из центра деферента и не из центра Земли, а снекоторой «выравнивающей точки», названной позже эквантом.

Комбинируя наблюдения с расчетами, Птолемей методомпоследовательных приближений получил, что отношения радиусов эпициклов крадиусам деферентов для Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна равнысоответственно 0.376, 0.720, 0.658, 0.192 и 0.103. Любопытно, что для предвычисленияположения планеты на небе не было необходимости знать расстояния до планеты, алишь упомянутое отношение радиусов эпициклов и деферентов.

При построении своей геометрической модели мираПтолемей учитывал тот факт, что в процессе своего движения планеты несколькоотклоняются от эклиптики. Поэтому для Марса, Юпитера и Сатурна он «наклонил»плоскости деферентов к эклиптике и плоскости эпициклов к плоскостям деферентов.Для Меркурия и Венеры он ввел колебания вверх и вниз с помощью небольших вертикальныхкругов. В целом для объяснения всех замеченных в то время особенностей вдвижении планет Птолемей ввел 40 эпициклов. Система мира Птолемея, в центрекоторой находится Земля, называется геоцентрической.

Кроме отношения радиусов эпициклов и деферентов длясопоставления теории с наблюдениями необходимо было задать периоды обращения поэтим кругам. По Птолемею, полный оборот по окружности эпициклов все верхниепланеты совершают за тот же промежуток времени, что и Солнце по эклиптике, т.е. за год. Поэтому радиусы эпициклов этих планет, направленные к планетам,всегда параллельны направлению с Земли на Солнце. У нижних планет - Меркурия иВенеры - период обращения по эпициклу равен промежутку времени, а течениикоторого планета возвращается к исходной точке на небе. Для периодов обращенийцентра эпицикла по окружности деферента картина обратная. У Меркурия и Венерыони равны году, поэтому центры их эпициклов всегда лежат на прямой, соединяющейСолнце и Землю. Для внешних планет они определяются временем, в течениекоторого планета, описав полную окружность на небе, возвращается к тем жезвездам.

Вслед за АристотелемПтолемей попытался опровергнуть представление о возможном движении Земли. Онписал:

«Существуют люди, которые утверждают, будто бы ничто немешает допустить, что небо неподвижно, а Земля вращается около своей оси отзапада к востоку, и что она делает такой оборот каждые сутки. Правда, говоря осветилах, ничто не мешает для большей простоты допустить это, если принимать врасчет только видимые движения. Но эти люди не сознают, до какой степени смешнотакое мнение, если присмотреться ко всему, что совершается вокруг нас и ввоздухе. Если мы согласимся с ними, - чего в действительности нет, - что самыелегкие тела вовсе не движутся или движутся так же, как и тела тяжелые, междутем как, очевидно, воздушные тела движутся с большей скоростью, чем телаземные; если бы мы согласились с ними, что предметы самые плотные и самыетяжелые имеют собственное движение, быстрое и постоянное, тогда как на самом делеони с трудом движутся от сообщаемых им толчков, - все - таки эти люди должныбыли бы сознаться, что Земля вследствие своего вращения имела бы движениезначительно быстрее всех тех, какие происходят вокруг нее, ибо она совершала бытакую большую, окружность в такой малый промежуток времени. Таким образом,тела, которые поддерживали бы Землю, казались бы всегда движущимися попротивоположному с ней направлению, и никакое облако, ничто летящее илиброшенное никогда не казалось бы направляющимся к востоку, ибо Земля опередилабы всякое движение в этом направлении».

С современной точки зрения можно сказать, чтоПтолемей слишком переоценил роль центробежной силы. Он также придерживалсяошибочного утверждения Аристотеля, что в поле тяжести тела падают со скоростями,пропорциональными их массам...

В целом же, как заметил А. Паннекук,«Математическое сочинение» Птолемея «было карнавальным шествием геометрии,праздником глубочайшего создания человеческого ума в представлении Вселенной…труд Птолемея предстает перед нами как великий памятник науки античнойдревности...».

После высокого расцветаантичной культуры на европейском континенте наступил период застоя и регресса.Этот мрачный промежуток времени продолжительностью более тысячи лет был названсредневековьем. Ему предшествовало превращение христианства в господствующуюрелигию, при которой не было места для высокоразвитой науки античной древности.В это время произошел возврат к наиболее примитивным представлениям о плоскойЗемле.

И лишь начиная с XI в., подвлиянием роста торговых отношений, с усилением в городах нового класса –буржуазии, духовная жизнь в Европе начала пробуждаться. В середине XIII в.философия Аристотеля была приспособлена к христианской теологии, отмененырешения церковных соборов, запрещавших натурфилософские идеи великогодревнегреческого философа. Взгляды Аристотеля на устройство мира вскоре сталинеотъемлемыми элементами христианской веры. Теперь уже нельзя было сомневатьсяв том, что Земля имеет форму шара, установленного в центре мира, и что вокругнего обращаются все небесные светила. Система Птолемея стала как бы дополнениемк системе Аристотеля, помогающей проводить конкретные расчеты положений планет.

Основные параметры своеймодели мира Птолемей определил в высшей степени искусно и с высокой точностью.Со временем, однако, астрономы начали убеждаться в том, что между истиннымположением планеты на небе и расчетным существуют расхождения. Так, в начале 12века планета Марс оказалась на два градуса в стороне от того места, где ейнадлежало быть по таблицам Птолемея.

Чтобы объяснить всеособенности движения планет на небе, приходилось вводить для каждой из них додесяти и более эпициклов со всё уменьшающимися радиусами так, чтобы центрменьшего эпицикла обращался по кругу большего. К 16 веку движение Солнца, Луныи пяти планет объяснялось с помощью более чем 80 кругов! И всё же наблюдения,разделённые большими промежутками времени, было трудно «подогнать» под этусхему. Приходилось вводить новые эпициклы, несколько изменять их радиусы, смещатьцентры деферентов по отношению к центру Земли. В конечном итоге геоцентрическаясистема Птолемея, перегруженная эпициклами и эквантами, рухнула от собственнойтяжести...

VII. Мир Коперника.

Книга Коперника, вышедшая в год его смерти, в 1543году, носила скромное название: «О вращении небесных сфер». Но это было полноениспровержение взглядов Аристотеля на мир. Сложная махина прозрачныххрустальных полых сфер отошла в прошлое. С этого времени началась новая эпоха внашем понимании Вселенной. Продолжается она и поныне.

Благодаря Копернику мы узнали, что Солнце занимаетнадлежащее ему положение в центре планетной системы. Земля же никакой не центрмира, а одна из рядовых планет, обращающихся вокруг Солнца. Так все стало насвои места. Строение Солнечной системы было наконец разгадано.

Дальнейшие открытияастрономов пополнили семью большихпланет. Их девять: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептуни Плутон. В таком порядке они занимают свои орбиты вокруг Солнца. Открытомножество малых тел Солнечной системы - астероидов и комет. Но это не изменилоновой Коперниковой картины мира. Напротив, все эти открытия только подтверждаюти уточняют ее.

Теперь мы понимаем, чтоживем на небольшой планете, похожей на шар. Земля вращается вокруг Солнца поорбите, не слишком отличающейся от окружности. Радиус этой окружности близок к150 миллионам километров.

Расстояние от Солнца до Сатурна - самой дальней изизвестных во времена Коперника планет - приблизительно в десять раз большерадиуса земной орбиты. Это расстояние совершенно правильно определил ещеКоперник. Размеры Солнечной системы - расстояние от Солнца до орбиты девятойпланеты, Плутона, еще почти в четыре раза больше и составляет приблизительно 6миллиардов километров.

Такова картина Вселенной внашем непосредственном окружении. Это и есть мир по Копернику.

Но Солнечная система еще не вся Вселенная. Можносказать, что это только наш маленький мирок. А как же далекие звезды? О нихКоперник не рисковал высказывать никакого определенного мнения. Он простооставил их на прежнем месте, не дальней сфере, где были они у Аристотеля, илишь говорил, и совершенно правильно, что расстояние до звезд во множество разбольше размеров планетных орбит. Как и античные ученые, он представлялВселенную замкнутым пространством, ограниченным этой сферой.

VIII. Солнце и звезды.

В ясную безлунную ночь, когда ничто не мешает наблюдению,человек с острым зрением увидит на небосводе не более двух - трех тысячмерцающих точечек. В списке, составленном во 2 веке до нашей эры знаменитымдревнегреческим астрономом Гиппархом и дополненном позднее Птолемеем, значится1022 звезды. Гевелий же, последний астроном, производивший такие подсчеты безпомощи телескопа, довел их число до 1533.

Но уже в древностиподозревали о существовании большого числа звезд, невидимых глазом. Демокрит,великий ученый древности, говорил, что белесоватая полоса, протянувшаяся черезвсе небо, которую мы называем Млечным Путем, есть в действительности соединениесвета множества невидимых по отдельности звезд. Споры о строении Млечного Путипродолжались веками. Решение - в пользу догадки Демокрита - пришло в 1610 году,когда Галилей сообщил о первых открытиях, сделанных на небе с помощьютелескопа. Он писал с понятным волнением и гордостью, что теперь удалось«сделать доступными глазу звезды, которые раньше никогда не были видимыми ичисло которых, по меньшей мере, в десять раз больше числа звезд, известныхиздревле».

Но и это великое открытиевсе еще оставляло мир звезд загадочным. Неужели все они, видимые и невидимые,действительно сосредоточены в тонком сферическом слое вокруг Солнца?

Еще до открытия Галилея была высказана совершеннонеожиданная, по тем временам замечательно смелая мысль. Она принадлежитДжордано Бруно, трагическая судьба которого всем известна. Бруно выдвинул идеюо том, что наше Солнце - это одна из звезд Вселенной. Всего только одна извеликого множества, а не центр всей Вселенной. Но тогда и любая другая звездатоже вполне может обладать своей собственной планетной системой.

Если Коперник указал место Земли отнюдь не вцентре мира, то Бруно и Солнце лишил этой привилегии.

Идея Бруно породила немало поразительных следствий.Из нее вытекала оценка расстояний до звезд. Действительно, Солнце - это звезда,как и другие, но только самая близкая к нам. Поэтому - то оно такое большое ияркое. А на какое расстояние нужно отодвинуть светило, чтобы и оно выгляделотак, как, например, Сириус? Ответ на этот вопрос дал голландский астрономГюйгенс (1629 - 1695). Он сравнил блеск этих двух небесных тел, и вот чтооказалось: Сириус находится от нас в сотни раз дальше, чем Солнце.

Чтобы лучше представить,сколь велико расстояние до звезды, скажем, что луч света, пролетающий за однусекунду 300 тысяч километров, затрачивает на путешествие от Сириуса к нам нескольколет. Астрономы говорят в этом случае о расстоянии в несколько световых лет. Посовременным уточненным данным, расстояние до Сириуса - 8,7 световых лет. Арасстояние от нас до солнца всего 8 световых минут.

Конечно, разные звезды отличаются друг от друга(это и учтено в современной оценке расстояния до Сириуса). Поэтому определениерасстояний до них и сейчас часто остается очень трудной, а иногда и простонеразрешимой задачей для астрономов, хотя со времени Гюйгенса придумано дляэтого немало новых способов.

Замечательная идея Бруно и основанный на ней расчетГюйгенса стали решительным шаг

Урок 8, 9 по календарно-тематическому планированию.

Задачи урока:

1) образовательные: а) формирование знаний о вкладе ученых в создание современной научной картины мира, б) формирование знаний информации, отражающей ценность астрономической науки и её результатов, в) активизация познавательной активности учащихся;

2) развивающие: а) продолжить развитие интеллектуальных умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, б) формировать умения самообразования, то есть работы с различными источниками учебной информации, в) продолжить формирование информационной компетентности; г)формировать умения работы в группах в медиацентре гимназии.

3) воспитательные: а) формирование научного мировоззрения на основе введения знаний о современной научной картине мира, б) духовно-нравственное воспитание учащихся на основе базовых национальных ценностей, в) индивидуально-личностное развитие и воспитание учащихся, г)воспитание ученика субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: мультимедийный урок, состоящий из двух стандартных уроков по 45 минут.

Методы: а) технология интеграции предметов и информационная технология; б) педагогика сотрудничества; в) прием выхода за рамки своего учебного предмета, использование поэзии, литературных произведений; г) форма работы: групповая.

Оборудование: а) компьютерный класс в медиацентре гимназии б) мультимедийное оборудование: проектор, интерактивная доска, лазерная указка, в) источники информации: Интернет, специальная литература по теме, г) дидактические средства обучения: рабочие листы для создания опоры нового учебного материала,перечень тем для презентаций с единым планом, листы защиты презентации, плакаты по разным системам мира, д) презентация учителя, е) модель планетной системы и самодельные приборы учащихся, ж) таблички с названиями ролей учеников.

Последовательность этапов урока:

  1. Организационный;
  2. Проверка домашнего задания;
  3. Усвоение и закрепление новых знаний;
  4. Рефлексия;
  5. Информация о домашнем задании, инструктаж.

Этап урока. Время

Приемы. Методы

Что делают ученики.

Что делает учитель

1)организационный Вход в урок: настройка на данный тип работы, вид деятельности с учетом работы всего класса по групам.

Выход с урока: “Урок завершен, всего вам хорошего! До свидания!”. Важно, чтобы фраза всегда обозначала конец урока.

Приветствие учителя; доклад дежурных об отсутствующих Самостоятельное деление на группы для работы в медиацентре. Выбор в группах ответственных лиц, условно названных:

а) “системный администратор,
б) “консультант”,
в) “сборщик информации”,
г) “оратор”.

Приветствие учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности детей к уроку. Определить цель: формирование знаний о вкладе ученых в создание современной научной картины мира. На доске запись: вклад ученых в создание современной научной картины мира.
2) проверка домашнего задания Устный опрос по цепочке. Ответы учащихся, которые сидят на своих местах. Если кто-то затрудняется в ответе, то право ответа переходит автоматически к другому ученику, рядом сидящему. Организация устного опроса по цепочке. Демонстрация модели планетной системы, прибора для рисования эллипса.
3) усвоение и закрепление новых знаний Частично поисковые, исследовательские методы обучения; эвристичес-кое обучение; самостоятель-ное добывание знаний. Межпредмет-ные связи с информати-кой, литерату-рой, поэзией. Записи на интерактив-ной доске. Прием выхода за рамки своего предмета для создания примера нравственности учителя, желания ему подражать. Работа с рабочими листами для создания опоры нового учебного материала. Самостоятельно решают, кто сдает на проверку рабочие листы из учеников группы. Отчет “сборщика информации” о ходе работы два раза за весь период урока. После окончания выступлений товарищей сдают рабочие листы на проверку, с учетом того, что оценка “отлично” будет выставлена ученикам, кто выполнит любое творческое задание дома. Инструктаж о работе с рабочими листами. Введение в новый материал через записи №1, 2, 3, 4 на интерактивной доске. Демонстрация плакатов по разным системам мира. Мои стихи. Задание группам: создание по конкретной теме презентации от каждой группы с использованием единого плана. Фиксация ответственных лиц в группах. Беседы с “консультантами” групп при необходимости теоретических консультаций по теме.Прием на проверку рабочих листов.
4) рефлексия Записи на интерактив-ной доске. Сотрудниче-ство и партнерство между учителем и учениками. Элементы ролевой игры. Презентации от каждой группы представляет “системный администратор”. Защищает продукт работы “оратор”, доказывает свою точку зрения, но и принимает, выслушивает чужую. Пользуясь своими опорами, осознают главные нравственные качества, характерные для всех ученых, помогают их записать на интерактивной доске учителю. Запись № 5 на интерактивной доске. Участие в просмотре презентаций от каждой группы. Фиксация результатов защиты в листах защиты презентации. Оценка неудовлетворительная не ставится. Устная оценка продукта работы для хорошей эмоциональной атмосферы урока. Фразы типа “Отлично поработали вместе!”, “Прекрасный ответ!”, “Хороший вопрос!”, “Ты сегодня очень внимательна!”, “Очень точный ответ! Тебя было приятно слушать!” Организация рефлексии дает возможность осознать базовые национальные ценности в духовно – нравственном воспитании учащихся.
5) информация о домашнем задании, инструктаж Самостоятельное добывание знаний при работе с различными источниками учебной информации. Ученик – субъект, конструктор своего образования, источник и организатор своих знаний. Создание ситуации успеха для ученика. Обязательная фиксация домашнего задания в своих тетрадях, причем не только традиционного задания, но и творческого задания. Конкретные ученики, которые создают презентации по теме “Ф.В.Бессель”, получают план, но могут по согласованию с учителем его изменить. Создание учениками личного опыта в приобретении знаний и продукта своей деятельности; Сообщение домашнего задания: а) традиционное задание: учить записи в тетради и изучить §8. Сделать самостоятельно записи о Ф.В.Бесселе. б) творческое задание (по желанию):1) найти стихи об ученых или свои написать; 2) создать презентацию о Ф.В.Бесселе.

Чаще всего домашнее задание формулируется в начале урока на организационном этапе урока.

Приложения: №1. Перечень вопросов для устного опроса по цепочке.

  1. Как вы понимаете выражение: “дети Солнца” и “внуки Солнца”? Уточнить, какие тела к ним относятся (модель планетной системы, самодельная модель, рисунок Юпитера).
  2. Кто создал законы, управляющие движением планет? Каковы формулировки этих законов (прибор рисования эллипса).
  3. Какой физический закон справедлив и для небесных тел? Кто его автор?
  4. Какое тело в центре нашей планетной системы? Откуда мы это знаем?

№2. Рабочий лист для создания опоры нового учебного материала.

Фамилия, имя ученика, класс_______________________________________________________________________

Тема урока: “Развитие представлений о Солнечной системе”

Цель урока: рассмотреть, каков вклад ученых в формирование современной научной картины мира.

Задание на урок:

  1. Внимательно прослушать выступления товарищей на уроке.
  2. Письменно ответить на вопросы единого плана (часть класса работает в своих тетрадях), заполнив таблицу.

Домашнее задание:1.Учить записи в тетради и изучить §8. 2.Сделать самостоятельно записи о Ф.В.Бесселе. 3. Творческая работа (по желанию):1) найти стихи об ученых или свои написать; 2) создать презентацию о Ф.В.Бесселе.

№3. Записи на интерактивной доске.

№1. Страница 1. “Но больше всего я удивился, когда совершенно случайно выяснилось, что он понятия не имеет о теории Коперника и о строении Солнечной системы. Чтобы цивилизованный человек, живущий в 19 веке, не ведал о том, что земля вращается вокруг Солнца, – мне это представлялось настолько невероятным…”. (Джон Уотсон из произведения А.К. Дойля). Фотография артистов, исполнявших главных героев в советском фильме (рисунок 1).

№2. Страница 2. Развитие представлений о Солнечной системе.

  1. Греческий ученый Аристарх Самосский Итальянские ученые Николай Кузанский и Леонардо да Винчи считали, что Земля вращается вокруг Солнца. Фотографии ученых (рисунок 2, 3,4).

№3. Страница 3. 2. Геоцентрическая система мира Птолемея (2 век н.э.) Фотография ученого (рисунок 5,6) (таблица на стенде).

№5. Страница 5.

“Печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию. Такой человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной невежества, разъедающей плоть и душу”. (Леонардо да Винчи)

Нравственные качества ученых

(записи при обсуждении).

№4. Стихи собственного сочинения.

Солнце водит за руку своих “детей”, большие так планеты называем.
И “внуки” есть, конечно, у него. Астероиды, кометы мы не забываем.
Прошло веков немало с давних пор, как человек таким увидел мир.
Для многих знаменитых астрономов Коперник как ученый был кумир.
Мы вам расскажем про ученых, как все они науку развивали.
Своими взглядами и смелостью суждений научный мир, конечно, удивляли!

№5. Лист защиты презентации.

Группа №_: тема__________________________________________________________

Рис.1 Рис.2

Рис.4

Рис.5 Рис.6

63

Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, вкруг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: “ ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?”
Он дал такой ответ: « Что в том Коперник прав
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такого,
Который бы вертел очаг кругом жаркого?”
М. Ломоносов

Урок 2/8

Тема: Развитие представлений о Солнечной системе.

Цель: Познакомить учащихся со становлением представлений человечества о строении Солнечной системы, геоцентрической и гелиоцентрической системах. Объяснение петлеобразного движения планет.

Задачи :
1. Обучающая : Продолжить начатое в курсе истории формирование представлений о геоцентрической и гелиоцентрической системах мира и ввести их понятия.
2. Воспитывающая : На примере борьбы за гелиоцентрическое мировоззрение показать несовместимость науки и религии. Использовать примеры подвижнических судеб Дж. Бруно и Г. Галилея для формирования высоких нравственных представлений у учащихся. Содействуя эстетическому воспитанию учащихся, сделать акцент на простоту и красоту гелиоцентрической системы мира.
3. Развивающая : показать, как с позиций гелиоцентризма естественным образом было объяснено петлеобразное движение планет и получен простой метод определения относительных расстояний планет от Солнца. Для развития мышления учащихся и их познавательных интересов нужно, во-первых, использовать проблемное изложение материала (показав, что совершенствование гелиоцентрической системы привело ее к очень громоздкой схеме, которая все-таки позволяла с известной степенью точности предвычислять условия видимости планет, но нуждалась в дальнейшем усложнении), и, во-вторых, дать возможность изучить петлеобразное движение планет.

Знать:
1-й уровень (стандарт)
2-й уровень - понятие геоцентрической и гелиоцентрической системы строения мира.
Уметь:
1-й уровень (стандарт) - находить вид конфигурации и решать простые задачи с использованием синодического уравнения.
2-й уровень - находить вид конфигурации не только на чертежах, но и с помощью CD- "Red Shift 5.1", решать задачи с использованием синодического уравнения.

Оборудование: Таблица “Солнечная система”, к/ф “Планетная система”, “Астрономия и мировоззрение”. ПКЗН. CD- "Red Shift 5.1"(принцип нахождение небесного объекта в заданный момент времени). Демонстрация и комментирование диафильмов «Борьба за становление научного мировоззрения в астрономии» (I и II фрагменты) и «Развитие представлений о Вселенной». Фильм "Астрономия" (ч.1, фр. 2 "Самая древняя наука")

Межпредметная связь : Представления о Земле в Древнем мире и Средние века (история, 5-6 кл). Солнечная система, ее состав; планеты, метеоры, метеориты (природоведение, 5 кл). Борьба церкви против передовой науки (история, 6 кл).

Ход урока:

1. Повторение материала (8-10мин).
А) Вопросы:

  1. Конфигурация планет.
  2. Состав Солнечной системы.
  3. Решение задачи №8 (стр. 35). [1/S=1/Т - 1/Т з , отсюда Т= (Т з. S)/(S+Т з)= (1 . 1,6)/(1,6+1)= 224,7 d ]
  4. Решение задачи №9 (стр. 35). [1/S=1/Т з - 1/Т , отсюда S=(1 . 12)/(12-1)=1,09 года]
  5. "Red Shift 5.1" - найти планету на сегодня и дать характеристику ее видимости, координат, удаленности (можно несколько учеников, указав конкретную планету - желательно письменно, чтобы не отнимать времени на уроке).
  6. "Red Shift 5.1" - когда будет ближайшее противостояние, соединение планет: Марса, Юпитера? [противостояние: Марса - 24.12.2007г, 30.01.2010г; Юпитера - 14.04.2008г, 9.07.2008г, 9.10.2008г, соединение: Марс - 5.12.2008г, ; Юпитер - 23.12.2007г, 24.01.2009г ]

Б) По карточкам:

К-1 1. Период обращения Сатурна вокруг Солнца около 30 лет. Найти промежуток времени между его противостоянием. [1/S=1/Т з - 1/Т , отсюда S=(1 . 30)/(30-1)=1,03 года]
2. Указать вид конфигурации в положении I, II, VIII. [противостояние, нижнее соединение, западная элонгация]
3. Используя "Red Shift 5.1" нарисуйте расположение планет и Солнца в данный момент времени.
К-2 1. Найти период обращение Марса вокруг Солнца, если есть противостояние повторяется через 2,1 года. [1/S=1/Т з - 1/Т , отсюда Т= (Т з. S)/(S- Т з )= (1 . 2,1)/(2,1-1)=1,9лет]
2. Указать вид конфигурации в положении V, III, VII. [восточная элонгация, верхнее соединение, восточная квадратура]
3. Используя "Red Shift 5.1" определите угловое удаление от Полярной звезд ковша Большой Медведицы и изобразите в масштабе на рисунке.
К-3 1. Чему равен период обращение Юпитера вокруг Солнца, если его соединение повторяется через 1,1года. [1/S=1/Т з - 1/Т , отсюда Т= (Т з. S)/(S-Т з )= (1 . 1,1)/(1,1-1)=11 лет]
2. Указать вид конфигурации в положении IV, VI, II. [верхнее соединение, западная квадратура, нижнее соединение]
3. Используя "Red Shift 5.1" определите координаты Солнца сейчас и через 12 часов и изобразите в масштабе на рисунке (используя угловое удаление от Полярной). В каком созвездии Солнце находится сейчас и будет через 12 часов.
К-4 1. Период обращение Венеры вокруг Солнца составляет 224,7 дней, Найти промежуток времени между её соединениями. [1/S=1/Т - 1/Т з , отсюда S=(365,25 . 224,7)/(365,25-224,7)=583,9 d ]
2. Указать вид конфигурации в положении VI, V, III. [западная квадратура, восточная элонгация, верхнее соединение]
3. Используя "Red Shift 5.1" определите координаты Солнца сейчас и изобразите положение его на рисунке через 6, 12, 18 часов. Каковы будут его координаты и в каких созвездиях Солнце будет находиться?

В) Остальные:

  1. Синодический период некоторой малой планеты 730,5 дней. Найдите звездный период ее обращения вокруг Солнца. {730,5 дней или 2 года}
  2. Через какие промежутки времени встречаются на циферблате минутная и часовая стрелки? {1 1 / 11 ч}
  3. Нарисуйте, как будут располагаться на своих орбитах планеты: Венера - в нижнем соединении, Марс - в противостоянии, Сатурн - западная квадратура, Меркурий -восточная элонгация.
  4. Оцените примерно сколько времени может наблюдаться и когда (утром или вечером) Венера, если она удалена к востоку от Солнца на 45 о. {вечером, около 3 часов, т.к 45 о /15 о =3}

2. Новый материал (20мин)

Первичное представление окружающего мира :
Первые высеченные в камне звездные карты были созданы 32-35 тысяч лет назад. Знание созвездий и положений некоторых звезд обеспечивало первобытным людям ориентацию на местности и приблизительное определение времени ночью. Более чем за 2000 лет до НЭ люди заметили, что некоторые звезды перемещаются по небу - их позже греки назвали “блуждающими” - планетами. Это послужило основой для создание первых наивных представлений об окружающем нас мире (“Астрономия и мировоззрение” или кадры другого диафильма).
Фалес Милетский (624-547 гг. до н.э.) самостоятельно разработал теорию солнечных и лунных затмений, открыл сарос. Об истинной (сферической) форме Земли древнегреческие астрономы догадались на основе наблюдений формы земной тени во время лунных затмений.
Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.) учил о бесчисленном множестве непрерывно рождающихся и гибнущих миров в замкнутой шарообразной Вселенной, центром которой является Земля; ему приписывалось изобретение небесной сферы, некоторых других астрономических инструментов и первых географических карт.
Пифагор (570-500 гг. до н.э.) первым назвал Вселенную Космосом, подчеркивая ее упорядоченность, соразмерность, гармоничность, пропорциональность, красоту. Земля имеет форму шара, потому что шар наиболее соразмерен из всех тел. Cчитал что Земля находится во Вселенной без всякой опоры, звездная сфера совершает полный оборот в течение дня и ночи и впервые высказал предположение, что вечерняя и утренняя звезда есть одно и то же тело (Венера). Считал что звезды находятся ближе планет.
Предлагает пироцентрическую схему строения мира = В центре священный огонь, а вокруг прозрачные сферы, входящие друг в друга на которых закреплена Земля, Луна и Солнце со звездами, затем планеты. Сферы, вращаясь с востока на запад и подчиняясь определенным математическим соотношениям. Расстояния до небесных светил не могут быть произвольными, они должны соответствовать гармоническому аккорду. Эта "музыка небесных сфер" может быть выражена математически. Чем дальше сфера от Земли, тем больше скорость и выше издаваемый тон.
Анаксагор (500-428 гг. г. до н.э.) предполагал, что Солнце - кусок раскаленного железа; Луна - холодное, отражающее свет тело; отрицал существование небесных сфер; самостоятельно дал объяснение солнечным и лунным затмениям.
Демокрит (460-370 гг. до н.э.) считал материю состоящей из мельчайших неделимых частиц - атомов и пустого пространства, в котором они движутся; Вселенную - вечной и бесконечной в пространстве; Млечный Путь состоящим из множества неразличимых глазом далеких звезд; звезды - далекими солнцами; Луну - похожей на Землю, с горами, морями, долинами... "Согласно Демокриту, миров бесконечно много и они различных размеров. В одних нет ни Луны, ни Солнца, в других они есть, но имеют значительно большие размеры. Лун и солнц может быть больше, чем в нашем мире. Расстояния между мирами различны, одни больше, другие меньше. В одно и то же время одни миры возникают, а другие умирают, одни уже растут, а другие достигли расцвета и находятся на краю гибели. Когда миры сталкиваются между собой, они разрушаются. На некоторых совсем нет влаги, а также животных и растений. Наш мир находится в самом расцвете" (Ипполит "Опровержение всякой ереси", 220 г. н.э.)
Евдокс (408-355 гг. до н.э.) - один из крупнейших математиков и географов древности; разработал теорию движения планет и первую из геоцентрических систем мира. Он подбирал комбинацию из нескольких вложенных одна в другую сфер, причём полюса каждой из них были последовательно закреплены на предыдущей. 27 сфер, из них одна для неподвижных звёзд, вращаются равномерно вокруг различных осей и расположены одна внутри другой, к которым прикреплены неподвижные небесные тела.
Архимед (283-312 гг. до н.э.) впервые попытался определить размеры Вселенной. Считая Вселенную шаром, ограниченным сферой неподвижных звезд, а диаметр Солнца в 1000 раз меньшим, он вычислил, что Вселенная может вмещать 10 63 песчинок.
Гиппарх (190-125 гг. до н.э.) "более, чем кто-либо доказал родство человека со звездами...он определил места и яркость многих звезд, чтобы можно было разобрать, не исчезают ли они, не появляются ли вновь, не движутся ли они, меняются ли они в яркости" (Плиний Старший). Гиппарх был создателем сферической геометрии; ввел сетку координат из меридианов и параллелей, позволявших определять географические координаты местности; составил звездный каталог, включавший 850 звезд, распределенные по 48 созвездиям; разделил звезды по блеску на 6 категорий - звездных величин; открыл прецессию; изучал движение Луны и планет; повторно измерил расстояние до Луны и Солнца и разработал одну из геоцентрических систем мира.

Геоцентрическая система строения мира (от Аристотеля до Птолемея).


По теории Птолемея:
1) Земля неподвижна и находится в центре мира;
2) планеты вращаются по строго круговым орбитам;
3) движение планет равномерно.
Первая научно обоснованная теория строения мира была разработана (384-322) и опубликована в 355г до НЭ в книге “О небе”, обобщив все знания предшественников и основываясь на умозаключениях, которые в то время не могли быть проверены. Развив более подробно учение Платона, переняв у него вращающиеся хрустальные сферы, рассчитав радиусы сфер, введя сферу комет (считал их всего лишь земным испарением, самовозгорающиеся высоко над Землей и не имеющие никакого отношения к небесным телам), как подлунную, взяв его название планет по именам богов: Гермес - Меркурий, Афродита - Венера, Арес - Марс, Зевс - Юпитер, Кронос - Сатурн. Признавая шарообразность Земли, Луны и небесных тел, отказывается от движения Земли и ставит ее в центр, так как считал, что звезды должны были бы описывать круги, а не находиться на месте (что было доказано лишь в 18 веке). Система получила название геоцентрической (Гея - Земля).
С развитием астрономии и получении более точных знаний о движении планет, система была доработана Гиппархом и окончательно кинематически разработана к 150г НЭ александрийским астрономом (87-165) в сочинении, состоящем из 13 книг “Великое математическое построение астрономии” (Альмагест). Для объяснения движения планет, применив систему эпициклов и деферентов, сделав их гармоническими: сложное петлеобразное движение представлялось суммой нескольких гармонических движений, выражаемых формулой:
, где где w n - круговая частота, t - время, A n - амплитуда, δ n - начальная фаза.
Эпициклическая система Птолемея была простой, универсальной, экономичной и, несмотря на свою принципиальную неверность, позволяла предвычислять небесные явления с любой степенью точности; с её помощью можно было бы решать некоторые задачи современной астрометрии, небесной механики и космонавтики. Сам Птолемей, обладая честностью настоящего ученого, делал упор на чисто прикладной характер своей работы, отказываясь рассматривать её как космологическую ввиду отсутствия явных доказательств в пользу гео- или гелиоцентрической теорий мира.

Гелиоцентрическая система строения мира (Коперника).


Идея поместить в центр Солнечной системы не Землю а Солнце принадлежит (310-230) впервые определившему расстояние до Луны, Солнца и их размеры. Но заключений и доказательств о том, что Солнце больше и вокруг движутся планеты было явно недостаточно. "Он полагает, что неподвижные звезды и Солнце не меняют свои места в пространстве, что Земля движется по окружности вокруг Солнца, находящегося в её центре" - писал Архимед. В работе "О размерах и взаимных расстояниях Солнца и Луны" Аристарх Самосский, принимая гипотезу о суточном вращении Земли, зная диаметр Земли (по Эратосфену) и считая Луну в 3 раза меньше Земли, на основе собственных наблюдений рассчитал, что Солнце - одна, ближайшая из звезд - в 20 раз дальше от Земли, нежели Луна (на самом деле - в 400 раз) и больше Земли по объему в 200-300 раз.
Только в эпоху Возрождения польский ученый (1473-1543) обосновал гелиоцентрическую систему строения мира к 1539г в книге “Об обращении небесных сфер” (1543г), объяснив суточное движение светил вращением Земли и петлеобразное движение планет их обращением вокруг Солнца, рассчитав расстояния и периоды обращения планет. Однако сферу неподвижных звезд он оставил, отодвинув её в 1000 раз дальше, чем Солнце.

Подтверждение гелиоцентрической системы мира.

Доказательство гелиоцентрическая система получила в трудах Галилео Галилея (1564-1642) и Иоганна Кеплера (1571-1630).
- открыл смену фаз Венеры, доказывающую ее вращение вокруг Солнца. Открыл 4 спутника Юпитера, доказав что не только Земля (Солнце) может быть центром. Открыл горы на Луне и определил их высоту - значит нет существенного различия между земным и небесным. Наблюдал пятна на Солнце и сделал вывод о его вращении. Разложив Млечный путь в звезды делает вывод о различности расстояний до звезд и что никакой “сферы неподвижных звезд” не существует.
Казнь Джордано Бруно (1548-1600), официальный запрет церковью учения Коперника, суд над Галилеем не могли остановить распространение коперниканства.
В Австрии Иоганн Кеплер открывает движение планет, в Англии Исаак Ньютон (1643-1727) опубликовывает закон всемирного тяготения, в России Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765) не только высмеивает идеи геоцентризма в стихах, но и открывает атмосферу на Венере, защищает идею множества обитаемых миров.

III. Закрепление материала (8 мин).

  1. Разбор задач решавшихся на уроке остальными учащимися класса (В) тех, что вызвали затруднение.
  2. Решение .

Итог:
1) В чем отличие геоцентрической от гелиоцентрической системы строения мира?
2) Каких видных ученых-астрономов вы помните?
3) Оценки

Домашнее задание: §8; вопросы и задания стр. 40, стр. 52 п.1-5. Рассказ об ученом - астрономе (любом из перечисленных на уроке). Не решившим с/р №4 доделать. Можно дать составить презентацию о каком либо ученом с данного урока, открытиях Г. Галилея, об одной из систем строения мира и т.д.

Урок оформили члены кружка "Интернет-технологии" - Прытков Денис (10кл) и Березуцкая Аня (11кл)

Изменен 21.10.2009 года

«Планетарий» 410,05 мб Ресурс позволяет установить на компьютер учителя или учащегося полную версию инновационного учебно-методического комплекса "Планетарий". "Планетарий" - подборка тематических статей - предназначены для использования учителями и учащимися на уроках физики, астрономии или естествознания в 10-11 классах. При установке комплекса рекомендуется использовать только английские буквы в именах папок.
Демонстрационные материалы 13,08 мб Ресурс представляет собой демонстрационные материалы инновационного учебно-методического комплекса "Планетарий".
Планетарий 2,67 мб Данный ресурс представляет собой интерактивную модель "Планетарий", которая позволяет изучать звездное небо посредством работы с данной моделью. Для полноценного использования ресурса необходимо установить Java Plug-in
Урок Тема урока Разработки уроков в коллекции ЦОР Статистическая графика из ЦОР
Урок 8 Развитие представлений о Солнечной системе Тема 15. Эволюция представлений о системе мира 670,7 кб Планеты Солнечной системы 446,6 кб
Гелиоцентрическая система мира Коперника 138,3 кб
Геоцентрическая система Птолемея 139 кб
Деферент и эпицикл 128,2 кб