Предмет экономической и социальной географии мира. Экономическая география. Предмет и задачи социально-экономической географии
География – наука о природе земной поверхности, о населении и его хозяйственной деятельности. Географическую науку можно разделить на два больших раздела: физическую географию с одной стороны и социально-экономическую географию – с другой.
Физическая география
Объектами изучения физической географии является географическая оболочка Земли, почвоведение, климатология, гляциология, которая изучает льды, океанология и гидрология, а также палеогеография, которая изучает прошлое географической оболочки. Физическая география изучает климат и рельеф стран мира, их особенности расположения на материках.
В последние годы проявляется интерес к такой дисциплине физической географии, как урбанистика. Урбанистика – наука о городах, о взаимодействии городских систем между собой и с человеком.
Рис. 1. Нью-Йорк – огромный мегаполис.
Физическую географию изучают с 6 класса школы, а социальную и экономическую, как более сложную отрасль науки, проходят в 10 -11 классе.
Физическая география в зачаточном виде зародилась еще в IV веке до нашей эры. Но только спустя столетия, после крупных морских экспедиций Колумба, Поло, Магеллана человечество осознало, как важно изучать и постигать окружающий мир.
Рис. 2. Ф. Магеллан.
Социальная и экономическая география
Социальную и экономическую географию зачастую объединяют в один большой раздел – социально-экономическую географию. Социальная география изучает общество, жизнь и взаимодействие людей в нем. Экономическая география изучает экономическую жизнь общества, его место в мировом хозяйстве. Но в центре любого общества находится человек, поэтому две отрасли одной науки объединились в одну.
ТОП-1 статья которые читают вместе с этой
Рис. 3. Человек и общество.
Социально-экономическая география ставит перед собой конкретный предмет и задачи. Предметом является исследование мировой экономики в целом, а также экономика отдельных государств и обществ внутри различных государств. Также предметом является процесс формирования и развития социально-экономических систем, а также способы управления ими.
Объектом изучения социально-экономической географии являются отдельные страны, их население, политические институты. Главной целью являются совершенствование территориальной организации общества и рациональное размещение производственных сил.
Социально-экономическая география начала развиваться еще в античности. Происходило это во время процесса заселения новых территорий.
Место социально-экономической географии в системе наук очень велико, так как в нашем стремительно развивающемся обществе необходимо обладать знаниями о социально-экономическом развитии общества, о свойствах и особенностях образа и качества жизни людей.
Что мы узнали?
Физическая, экономическая и социальная география являются важными отраслями одной науки. Социальную и экономическую географию часто объединяют в одну отрасль, и рассматривают их как зависящие друг от друга дисциплины.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 100.
Конспект урока
Тема урока: Предмет социально-экономической географии мира. Методы экономико-географических исследований.
Цель урока:
образовательная: сформировать в учеников общее представление о предмете и задании социально-экономической географии мира, расширить знания о методах экономико-географических исследований;
развивающая: развить интерес к изучения темы;
воспитательная - воспитывать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход.
Оборудование: атлас, учебник, тетрадь.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: стандартная.
Ход урока
І. Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.
ІІ. Сообщение темы, цели задач урока и мотивации учебной деятельности.
Актуальность курса социально-экономической географии мира значительно выросла в связи с большими изменениями, что произошли в обществе за последние десятилетия. Это общественная наука, которая исследует население и его хозяйственную деятельность, а также хозяйство отдельных регионов, стран мира в целом. Таким образом, главное задание курса - выучить отдельные стороны жизни общества и хозяйства, чтоб знать как его улучшить.
ІІІ. Изучение нового материала.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.
Предметом изучения социально-экономической географии мира являются особенности и закономерности пространственной (территориальной) организации общества как части географической оболочки Земли. Основные задачи этого курса:
получить представление о современной политической карте мира;
научить различать государства мира по форме правления, территориально-административному устройству и уровню развития;
познакомиться с закономерностями в размещении мировых природных ресурсов, научиться оценивать обеспеченность ресурсами мира и отдельных стран;
рассмотреть глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения;
рассмотреть глобальные проблемы и возможные пути их решения;
выявить и изучить наиболее характерные особенности населения и хозяйства мира и отдельных стран;
показать роль регионов и крупнейших стран в мировом хозяйстве.
Исследуя определенное пространство, социально-экономическая география использует знания по физической географии. Это позволяет комплексно изучить регионы и страны, устанавливая взаимосвязь между их природными и социально-экономическими объектами. В этом появляется принцип единства системы географических наук.
Территориальная организация общества - это пространственная организация жизни людей, что включает размещение населения и хозяйства, а также ихние пространственные комбинации, объединения с определенными законами на определенной территории.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.
Как научная дисциплина социально-экономическая география очень сложная. Ведь она опирается на природные, экономические, социальные и политические понятия и факты. Поэтому спектр методов, которые применяют в общественно географических исследованиях, очень широкий, он включает как общенаучные, так и отраслевые методы.
Среди общенаучных методов общественно-географических исследований традиционно применяют наблюдения за новостями и фактами, их описание и объяснение с помощью анализа. Отдельно существует метод анализа аналоговых объектов, которые применяются в тех случаях, когда исследованные объекты подобны (аналогичны) и когда про одного из них есть достоверное знание. В этом случае основные результаты уже исследованного объекта переносят на все другие аналогичные объекты. Успешно используют и давний сравнительно-географический метод, отдельно в пространственных исследованиях политико-географических явлений и процессов.
Заметное место среди общенаучных методов имеет исторический метод, что дает возможность выучить динамику и тенденции социально-экономического развития.
В общественной географии пользуются также общенаучным балансовым методом, когда, составляют определенные компоненты, определяют схожесть, между ними. Так, например, часто рассматривают балансы природных ресурсов, населения и трудовых ресурсов, топлива, электроэнергии, продовольствия, грузопотоков, производства и потребления и др. Более специальным есть метод межотраслевых балансов, по которым анализируют движение или иных ресурсов между отраслями и между регионами. Такие исследования, где есть численные показатели требуют математических методов обработки данных.
Для получения оперативных данных нередко используют аэрометоды, космические методы с компьютерным дешифрованием полученной информации.
Картографический метод, что давно считается традиционным у географии, сейчас получил новый толчок развития благодаря ГИС-технологиям. Ведь теперь считывание и анализ карт можна можно использовать в автоматических режимах. К тому же для социально-экономической географии, что часто опирается на динамические характеристики, очень важным есть часовое зависимость ГИС. Ведь, в отличии от обычной географической карты, ГИС - активна многофункциональная база данных, которая может постоянно дополняться и обновляться.
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.
На протяжении всех лет изучения географии вы пользовались разными картами. Вам известно, что они содержат в десятки раз больше информации, чем текст. Важными источниками географических знаний являются энциклопедии, географические словари и другая научная и научно-популярная литература. Огромные возможности предоставляет также компьютер. С его помощью можно работать с электронными учебниками, картами и атласами.
Какие преимущества имеют электронные учебники перед обычным?
Географии необходим выход в мировое пространство.
ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РЕГИОНЫ МИРА.
Социально-экономическая география предлагает вам познакомиться с деланием мира на историко-географические регионы.
Европа: Западная Европа, Центральная и Восточная Европа.
Азия: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Восточная Азия, Центральная Азия, Северная Азия.
Африка: Северная Африка, Тропическая и Южная Африка.
Америка: Англо-Америка, Латинская Америка.
Австралия и Океания.
IV . Закрепление изученного материала.
Дайте ответы на вопросы.
1.Дайте определение социально-экономической географии мира.
2.Роскройте сущность понятия «территориальная организация общества».
3.Назавите задачи социально-экономической географии.
4.Какие вы знаете источники географических знаний?
V . Обобщение и систематизация знаний.
Задание 1.
Современную социально-экономическую географию можно рассматривать как группу наук, которая включает географию населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы услуг, культуры, политическую географию. Постройте в тетради схему, которая будет отображать социально-экономическую географию как группу наук.
Задание 2.
Блицопрос.
1.Что изучает социальная география?
2.Что изучает экономическая география?
3.Перечислите какие методы изучения географии вы знаете?
4.Объясните как вы понимаете «историко-географический регион»?
5.Назовите причины формирования историко-географических регионов.
Задание 3.
Пользуясь картой атласа «Историко-географические регионы мира», определите, к какому европейскому субрегиону относиться Украина.
Проблемное задание.
Границы частей света проведены довольно условно. Так, в последних изданий атласов 10 класса к Азии отнесена часть острова Новая Гвинея, которая раньше традиционно считалась частью Австралии и Океании. Такой подход, наверное, не совсем последователен. Поскольку если руководствоваться исключительно проведением границ регионов по границам государств, то Гавайские острова нужно относить не к Океании, а к Америке (это территория США). Но при таком подходе больше всего вопросов могут вызывать границы между Европой и Азией. Приведите примеры стран, территория которых расположена в двух частях света, и предложите свой подход к тому, относить их к Европе или Азии.
Таблица 1
Страны, расположенные в двух частях света.
Страна | Часть света |
VI . Итог урока.
Прием «Микрофон»
Дети, пятью предложениями скажите, что вам понравилось на уроке?
VIII . Домашнее задание.
Cоциально-экономическая география – это наука о территориальной организации общества, о формировании и развитии территориальных социально-экономических систем (ТСЭС).
Объектом исследований социально-экономической географии являются сложные территориальные социально-экономические системы, их подсистемы, структурные образования и элементы (рис. 1). Объект науки включает территориальные комплексы производительных сил в их единстве с природными условиями и ресурсами, населением и конкретным способом производства. В качестве подсистем и элементов ТСЭС выступают такие объекты исследований, как население, хозяйство и его различные отрасли, природные условия и ресурсы, территориально-производственные комплексы, экономические районы, поселения, их сети и системы, агломерации и узлы, системы транспорта, другие территориальные сочетания.
Таким образом, социально-экономическая география сочетает в себе
одновременно элементы географии, экономики и социологии. Будучи наукой
географической, она использует в исследованиях общегеографические подходы и методы и работает в тесном контакте с природоведческими дисциплинами. Будучи наукой общественной, она использует в исследованиях экономические и социологические подходы и методы и работает в тесном контакте с общественными науками, имеющими с ней общий объект изучения.
Основная цель социально-экономической географии - изучение социально-экономических процессов и явлений в их территориальном выражении. Отсюда вытекают главные задачи исследований:
· изучение закономерностей формирования, развития и размещения ТСЭС;
· оценка условий и факторов, влияющих на развитие и размещение ТСЭС, их подсистем и элементов;
· выявление взаимосвязей между географической средой, производством и расселением;
· научно обоснованное районирование территории;
· выработка предложений по оптимизации и повышению эффективности функционирования отдельных элементов ТСЭС;
· исследование проблем народонаселения, формирования оптимальной системы населенных мест и рационального использования трудовых ресурсов;
· изучение экистических условий (условий расселения) и определение мер по их улучшению и выравниванию в территориальном плане;
· исследование географических различий в условиях, уровне и характере жизни населения, обоснование мер по сближению социально-экономических -параметров в различных типах поселений и районах страны;
- разработка научных основ пространственной организации жизни социалистического общества для целей планирования и проектирования.
- изучение экологического воздействия производства и расселения на природную среду.
География в настоящее время переживает глубокие структурные изменения, особенно ее общественные, социально-экономические ветви. Объект ее изучения расширяется и дополняется экономическими, социальными и экологическими направлениями. Вопросы экономического районирования, формирования промышленных узлов, территориально-промышленных и агропромышленных комплексов составляют главное направление работы экономико-географов. В связи с этим в рамках географии стали быстро развиваться такие направления, как география населения, география сферы обслуживания, география туризма и отдыха, медицинская география и др.
Необходимость оценки взаимосвязей в системе «общество - производство - окружающая среда» обусловила экологизацию современной социально-экономической географии, Отсюда вытекают новые направления исследований: контроль над изменениями природной среды, вызванными деятельностью человека; научные географические прогнозы последствий этого воздействия; предупреждение, ослабление и ликвидация стихийных природных бедствий; оптимизация среды в природно-техногенных системах.
Предмет экономической и социальной географии мира
География сегодня представляет собой целую систему наук об особенностях природы, географической оболочке Земли, о размещении населения и его хозяйственной деятельности.
Исходя из того, что является объектом изучения, географию принято делить на физическую географию, экономическую и социальную географию.
Каждая из этих географических наук состоит из отдельных дисциплин.
Сам термин «экономическая география» предложил М. В. Ломоносов в 1760 г. Позже в становлении науки принимали участие выдающиеся отечественные ученые-географы Н. Н. Баранский, Ю. Г. Саушкин, Н. Н.Колосовский, А. А. Григорьев и другие.
Экономическая и социальная география занимается изучением закономерностей размещения как по территории планеты в целом, так и по отдельным странам и регионам, населения и хозяйства.
Экономическая и социальная география имеет конкретные объекты исследования, которыми являются отрасли хозяйства, развивающиеся в определенных социально-экономических условиях, население, природные ресурсы. Все эти объекты изучаются под углом зрения их территориальной организации.
Замечание 1
Отсюда можно сказать, что предмет экономической и социальной географии – это процессы формирования территориальной организации хозяйства в разных странах, особенности и закономерности его развития и управления.
Эти объекты, только под другим углом изучаются и другими науками. Например, статистика занимается изучением хозяйства и его отраслей, более подробно изучением населения занимается демография и этнография, природные ресурсы и условия – предмет изучения физической географии, геологии, гидрологии. Таким образом, у всех этих наук существует общий объект исследования.
Страноведение является ветвью экономической и социальной географии и вместе они представляют общественную географическую науку, которая сочетает в себе географические, социологические, экономические элементы.
Являясь традиционной географической дисциплиной, страноведение занимается комплексным изучением отдельных стран и регионов планеты.
Также экономическая и социальная география занимается изучением и специфических объектов – это территориально-производственные комплексы, экономические районы, городские агломерации.
Экономическая и социальная география имеет присущую ей характерную черту – это связь с практикой хозяйственного строительства. Суть заключается в том, что она помогает хозяйству в вопросах научно-обоснованного использования природных ресурсов, охраны и воспроизводства этих ресурсов, преобразования и управления окружающей средой.
Экономическая и социальная география оказывает помощь в вопросах рационального размещения промышленного и сельскохозяйственного производства, в вопросах создания оптимальной транспортной системы, обеспечивающей более целесообразное географическое разделение труда.
Экономическая и социальная география вносит большой вклад в практику градостроительства, в создание систем расселения, участвуя, таким образом, в повышении экономической эффективности хозяйства.
Замечание 2
Экономическая и социальная география превратилась в конструктивную науку и стала непосредственной производительной силой общества.
Основные задачи экономической и социальной географии
Любую социально-экономическую систему экономическая и социальная география рассматривает как следствие хозяйственной деятельности людей, тесно связанную с природными условиями и ресурсами.
В общем виде социально-экономическая система представляет собой Мировое хозяйство, состоящее из хозяйств отдельных стран и регионов.
Базовую основу экономики той или иной страны или региона составляют трудовые и природные ресурсы.
Специализированные и вспомогательные отрасли хозяйства вместе с их транспортными артериями опираются на эту базовую основу.
Свое назначение экономическая и социальная география реализует через исторические, территориальные, системные, типологические методы исследования.
Как любая другая наука экономическая и социальная география ставит перед собой задачи и решает их:
- ведет разработку научных основ рациональной пространственной организации общества, производства, расселения, социальных направлений, природопользования;
- выявляет те законы, по которым идет формирование политической карты мира;
- проводит анализ размещения природных ресурсов мира, а также степень их использования в хозяйстве;
- ведет разработку географических основ управления, научной теории прогнозирования;
- проводит анализ состава, размещения, динамики роста населения планеты;
- исследует и дает оценку воздействия на мировое хозяйство научно-технического прогресса;
- проводит учебную пропагандистскую работу по выработке общественного экономического и экологического мышления людей;
- занимается исследованием особенностей формирования разных отраслей мирового хозяйства и их свойств;
- оценивает место и роль отдельных азиатских и европейских стран и регионов в мировом хозяйстве;
- занимается анализом природных ресурсов, населения и хозяйства отдельных африканских регионов и в целом континента;
- анализирует экономико-географическое развитие стран Северной и Южной Америки, а также Австралии и Океании.
Замечание 3
Задачи, стоящие перед экономической и социальной географией мира, подчеркивают её многогранность и сложность. Знание её законов дает возможность каждому человеку ориентироваться в происходящих событиях и правильно их оценивать.
Мировое хозяйство, его состав и структура
Научно-техническая революция оказала большое влияние на структуру Мирового хозяйства, и специалисты выделяют в нем три уровня отраслей:
- макроструктура;
- мезоструктура;
- микроструктура.
Крупные экономические пропорции отражает макроструктура – пропорции между производственной и непроизводственной сферами, пропорции между промышленностью, строительством, сельским хозяйством, транспортом.
Исходя из этих пропорций, определяется тип страны – аграрный, индустриальный, постиндустриальный.
Формирование постиндустриальной структуры начало складываться под воздействием научно-технической революции. Характерной её чертой является изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферой.
В развитых странах мира число занятых в нематериальной сфере – сфере услуг, науке, образовании, культуре, превосходит число занятых в сфере производства.
В структуре материального производства научно-техническая революция вызвала большие прогрессивные сдвиги, которые проявились в том, что произошло изменение в соотношении между промышленностью и сельским хозяйством.
От того, насколько развита промышленность, зависит рост производительности труда во всех сферах хозяйства.
Мезоструктура отражает основные пропорции, которые складываются внутри промышленности, внутри сельского хозяйства, внутри транспорта и др. в структуре промышленности изменения происходят значительно быстрее, чем в структуре сельского хозяйства.
Тем не менее, заметно растет доля животноводства, увеличивается роль технических и кормовых культур, овощей и фруктов в растениеводстве.
Что касается микроотраслевой структуры, то она отражает те сдвиги, которые происходят в отдельных видах, прежде всего, промышленного производства.
В этой сфере на первый план сегодня выходят новейшие наукоемкие виды машиностроения и химической промышленности, производство электронно-вычислительной техники, аэрокосмической, лазерной техники, оборудование для атомной энергетики и др.
Предмет экономической и социальной географии мира. Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука. Она изучает развитие и размещение населения и хозяйства в мире в целом, в отдельных регионах и странах. Затрагивая вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и взаимодействия общества и природы, социально-экономическая география позволяет лучше понять современный этап мирового развития.
Социальная география; география населения; геодемография; география сферы обслуживания; рекреационная география; экономическая география; география промышленности; география транспорта; география сельского хозяйства; география внешних экономических связей; геоэкология. В настоящее время в состав дисциплин, изучаемых социально- экономической географией, входят:
Метод системного анализа. Включает изучение внутренних и внешних связей территориальной системы и всестороннее изучение всей территориальной системы. Статистический метод. Включает обработку и анализ большого массива количественной информации. Картографический метод. Необходим для изучения размещения хозяйства и населения в разрезе стран и отдельных регионов. Сравнительно-географический метод. Предполагает сравнение различных территориальных систем по различным признакам. Исторический метод. С помощью сравнения общего и особенного в исторических явлениях выявляет основные тенденции развития. При изучении социально-экономической географии используют следующие научные методы:
В нашей стране становление науки экономической географии связано с именами многих ученых-географов. Советский экономико-географ, участник революционного движения, общественный деятель, член-корреспондент АН СССР (1939), профессор МГУ (с 1929) и других вузов Москвы, заслуженный деятель науки РСФСР (1943), Герой Социалистического Труда (1962). Член Коммунистической партии с 1898 (перерыв в был меньшевиком- интернационалистом). Баранский Николай Николаевич 1881 – 1963
Основоположник районного направления в экономической географии. Основал кафедру экономической географии в ряде вузов, в том числе в Московском университете. При его активном участии в Московском университете создан географический факультет. Написал ряд учебников по экономической географии СССР.
Организатор науки, один из основателей советской научной школы социально- экономической географии зарубежного мира и страноведения. Специализировался на изучении стран Латинской Америки, Франции, Германии и др. стран Европы. Автор известного учебника «Экономическая география зарубежных стран» (16 изданий в гг.). Витвер Иван Александрович (1891–1966)
Учебник был издан в Польше, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Китае, Японии, Великобритании, Франции. В МГУ создал географические курсы по географии мирового хозяйства, истории экономической и политической географии зарубежных стран, спецкурсы по Германии, Франции и Великобритании.
Владимир Павлович Максаковский Известен в первую очередь как автор серии учебников по социально-экономической географии мира. Почетный член Русского географического общества, географических обществ Болгарии и Чехии. Входит в Учебно-Методический Совет по географии УМО по классическому университетскому образованию Секция экономической и социальной географии. Почетный профессор МПГУ, входит в ученый совет вуза, заведующий кафедрой экономической и социальной географии географического факультета Московского педагогического государственного университета.