Московские высшие женские курсы. Московские высшие женские курсы (мжвк) Основание высших женских курсов кто основал

Хватит мечтать. Приходи на курсы "Стервологии" и начинай действовать!

Ты слышала такое утверждение: "Чтобы иметь то, чего никогда не имел, нужно делать то, чего никогда раньше не делал"?

Вот Ты хочешь, чтобы мужчины носили Тебя на руках, присылали корзины роз, осыпали подарками и комплиментами… Хочешь стать успешной женщиной в деловом мире, построить карьеру или даже создать своё дело…

Позволь уточнить: а что именно Ты для этого делаешь? И если это "что-то" до сих пор не сработало — так может быть, пора изменить стратегию и начать делать что-то другое?

Тебе когда-нибудь приходило в голову записаться на курсы "Стервологии" и принципиально изменить свою линию поведения? Нет? Значит это как раз то, что Тебе нужно!

Самый Небанальный курс "Стервологии" : 3 модуля + 2 практикума. Основное отличие курса — углублённый практический подход! Через трансактный анализ — разбираем жизненные сценарии, роли и внутренние установки. Учимся менять их по своему усмотрению. Никаких ритуалов, медитаций и эзотерики — только прикладная психология!

Что конкретно ты получишь на курсе:

  • чёткое понимание, какой должна быть Твоя жизнь, и как превратить желаемое в реальность;
  • осознание, как твоё поведение мешает Тебе строить отношения, которых хочешь Ты;
  • ответ на вопрос, какой мужчина Тебе нужен и где его искать;
  • понимание, какой внешний образ нужно создать, чтобы окружить себя поклонниками;
  • практическое знание, как соблазнять и удерживать интересных Тебе мужчин.

Ты получишь набор инструментов, с помощью которых построишь ту жизнь, о которой мечтаешь. Жизнь, где будут комплименты, поклонники, любимый мужчина и карьерные успехи.

Ты научишься:

  • быть уверенной в себе и независимой;
  • быть яркой, сногсшибательной и обаятельной;
  • вдохновлять и мотивировать мужчин к нужным Тебе действиям;
  • тонко и изящно управлять ситуациями;
  • быть сильной и мудрой женщиной;
  • уверенно и успешно решать сложные вопросы в жизни;
  • всегда оставаться при этом женственной.

Чем эта комплексная программа "Стервологии" отличается от других:

  • Наша программа-основанная на многолетнем опыте психолога Владимира Раковского, в которой используются теория и практика транзактного анализа Эрика Берна, основателя этого направления и автора мировых бестселлеров: "Транзактный анализ в психотерапии", "За пределами игр и сценариев", "Люди, которые играют в игры".
  • В основе программы — профессиональный подход и экспертный взгляд на взаимоотношения людей. Ведущий программы — профессиональный спасатель МЧС, профессиональный психолог, профессиональный "Мужчина", и, конечно, профессиональный "Стерволог". Богатый жизненный опыт, лучшее психологическое образование в России и 20-летний опыт работы позволяют ему великолепно разбираться в женской психике.
  • Уникальное сочетание теории, технологии и практики — примеры только из реальной жизни. Все действия и роли подробно разбираются и ты поймёшь, что изменить ситуацию в твоих руках.
  • Для Тебя создаётся новая модель поведения, которая и приведёт Тебя к нужным результатам.
  • На курсе освещаются все этапы отношений — от понимания, какой именно мужчина Тебе нужен, и его поиска, до построения таких отношений, в которых Ты будешь счастлива.
  • В отличие от большинства других тренингов по отношениям, здесь Ты ставишь перед собой чёткие цели и получаешь конкретные инструменты для их достижения.
  • Наш курс больше похож на бизнес-коучинг, ориентированный на личный результат.

Курс состоит из 3 модулей и 2 практикумов.

Модуль "Как относиться к себе и мужчинам"

В программе — как относиться к себе и мужчинам.

Ты разберёшься, какой мужчина нужен именно Тебе. Также разберёшься в себе, поймёшь, чего хочешь от жизни. И как Твоё поведение мешает это получить.

Пройдя модуль, Ты:

  • поставишь себе чёткие цели;
  • найдёшь то, что делает Тебя счастливой;
  • разберёшься, как эффективнее решать проблемы в жизни;
  • поймёшь, с каким мужчиной Тебе лучше строить отношения и как;
  • перестанешь нервничать, беспокоиться и обижаться из-за мужчин;
  • освоишь новые приёмы достижения желаемого;
  • начнёшь развивать качества, необходимые для успешной женщины.

Модуль "Я самая обаятельная и привлекательная"

В программе — как стать самой обаятельной и привлекательной.

Ты поймёшь, как мужчины воспринимают Твой внешний образ, как он влияет на отношения и как пользоваться своей женской привлекательностью на все 100%.

Пройдя модуль, Ты:

  • начнёшь притягивать восхищённые взгляды мужчин;
  • создашь образ, соответствующий твоему новому поведению;
  • научишься правильно подбирать аксессуары под разные костюмы;
  • научишься быть неотразимой с помощью причёски и макияжа;
  • станешь роскошной женщиной;
  • после этого модуля количество внимания к тебе будем таким, что кому-то придётся отказывать в свидании.

Этот модуль Владимир Раковский ведёт вместе со своей женой Евгенией Стешовой — моделью, стилистом и имидж-консультантом.

Модуль "Как соблазнять, влюблять и удерживать мужчин"

В программе — как влюблять в себя и удерживать мужчин.

Ты научишься соблазнять именно тех мужчин, которые Тебе интересны, и строить с ними отношения. Узнаешь, как вернуть пылкие чувства влюблённого в Тебя когда-то мужчину.

Пройдя модуль, Ты:

  • избавишься от внутренних негативных установок в отношениях;
  • научишься не только привлекать мужчин, но и удерживать их рядом;
  • научишься развивать отношения и закреплять возникшие чувства;
  • начнёшь получать от мужчины всё, что захочешь;
  • мужчины будут счастливы радовать Тебя и носить на руках.

Практикум "Школа соблазнения"

Пройдя практикум, Ты:

  • начнёшь производить на мужчин желаемое впечатление;
  • научишься мягко, деликатно, изящно и незаметно соблазнять;
  • научишься пользоваться своим женским обаянием;
  • будешь чувствовать себя раскованно и уверенно;
  • раскроешь свою сексуальность и привлекательность;
  • научишься обольщать настоящих мужчин.

Практикум "Школа стиля"

Пройдя практикум, Ты:

  • найдёшь свой неповторимый стиль;
  • станешь яркой и притягательной;
  • научишься во всём подчёркивать свою индивидуальность;
  • будешь сводить с ума мужчин одним своим внешним видом;
  • научишься быть разной, интересной и непредсказуемой;
  • подчеркнёшь свои достоинства и скроешь недостатки.

Если Ты хочешь к лету 2015 г. стать счастливой женщиной… любимой, единственной, окружённой вниманием интересных Тебе мужчин — пройди всю программу целиком!

Не успела? Да, курс уже стартовал. Но ничего страшного! Это не повод откладывать своё счастье до "следующего раза". Ведь его может и не быть. Присоединяйся сейчас — всё самое интересное ещё впереди!

Предупреждение

"Стервология" — это довольно жёсткий провокационный курс. Это — вызов. Это — Твой выход из привычной зоны комфорта. Это — ломка стереотипов и шаблонов. Будь к этому готова! Такова цена за достижение реальных результатов. И помни — на кону Твоя новая жизнь!

Сделай шаг из зоны комфорта, и мы изменим Твою жизнь, или оставайся в своём комфортном "футляре" со всеми проблемами, сомнениями и пустыми мечтаниями . Или.

Не хочешь дискомфорта? Ок. Оставайся в своей старой жизни со всеми проблемами, комплексами, сомнениями и мечтаниями, которым никогда не суждено сбыться.

Ну что, всё-таки, как обычно, сомневаешься..?

  • "Да, мне страшно рассказывать о своих проблемах перед чужими людьми" .

В группе вместе с Тобой будут работать точно такие же девушки и женщины. Умные, красивые, успешные, но Не счастливые в личной жизни. Они точно так же , как и Ты, привыкли скрывать своё одиночество и делать вид, что всё хорошо. Так что — Тебе нечего их стесняться.

  • "Я не верю, что это работает" .

Наш курс "Стервологии" идёт уже более 15 лет. Его прошли более 24 000 участниц. И вот, что они говорят. Почитай, как изменилась их жизнь.

  • "Это, наверное, не для меня" .

Да, цели и картины личного счастья, каждой участницы индивидуальны и кажется, что единого рецепта нет, но факт остаётся фактом — все выпускницы получают то, что они хотят, и даже больше.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

1 ноября 1872 года в здании Первой мужской гимназии на Волхонке курсы открыли. Обучение было рассчитано на 2 года, а с 1879 стало длиться 3 года. Московские высшие женские курсы имели историко-филологическую направленность, а основными предметами были русская и всеобщая история, русская и всемирная литература, история цивилизации и история искусств. Физику, астрономию, математику и гигиену с 1879 года преподавали по сокращенной программе. Обучение стоило 30 рублей в год за весь курс для студенток, а для вольноопределяемых - 10 рублей в год за каждый предмет.

Слушательниц было по тем временам довольно много: в первый год после открытия МВЖК - 70. Число студенток росло и в 1885 году достигло уже 256 человек. При этом обучение было платным, и курсисткам часто было негде жить. А завершение обучения фактически не давало девушкам никаких перспектив.

В 1886 году прием на курсы запретили, и в 1888 МВЖК закрылись. А вскоре стало понятно, что это решение ошибочно.

Новые курсы после открытия уже не были частным учебным заведением и получали часть средств от Министерства народного просвещения. Срок обучения в 1900 году увеличился до 4 лет. Было два отделения - историко-филологическое и физико-математическое, а в 1906 году открылся медицинский факультет (сейчас РГМУ).

До 1905 года директором МВЖК был В.И. Герье, а потом директором стал В.И. Вернадский. Но так как одновременно он стал помощником ректора Московского университета, Вернадский к исполнению обязанностей так и не приступил. Новым директором курсов стал С.А. Чаплыгин.

В 1905 году Московская городская управа бесплатно передала высшим женским курсам земли на Девичьем поле по Малой Царицынской улице (сейчас Малая Пироговская).

Путеводитель по архитектурным стилям

3 июня 1907 года заложили здание учебных корпусов по проекту C.У. Соловьева, а уже в 1908 открылись корпуса физико-химического факультета и анатомического театра, украшенные барельефами работы Ф.Ф. Кенигсэдера, в 1913 - Аудиторный корпус МВЖК (сейчас главный корпус МПГУ). C.У. Соловьев использовал место максимально эффективно: в подвалах размещаются фондохранилище и книгохранилище, у здания несколько этажей и 3 аудитории, при этом под первой находится холл, под второй - гардероб, под третьей - столовая. Самую большую аудиторию называют ленинской, так как там трижды выступал Ленин. А изюминка здания - стеклянная крыша по проекту Шухова, которая держится на деревянном каркасе.

В 1911 году из-за конфликта между Московским университетом и министром народного просвещения Л.А. Кассо, университет покинула большая группа преподавателей. Большинство из них начали преподавать на МВЖК. А в 1913 году для курсов купили зоологическую коллекцию профессора А.Ф. Котса. Она положила начало Дарвиновскому музею на улице Вавилова.

В 1915-1916 учебном году Московские высшие женские курсы получили право проводить выпускные экзамены и выдавать дипломы о высшем образовании. К 1918 курсы насчитывали 8 300 учащихся и уступали только МГУ. То есть МВЖК стали одним из крупнейших вузов Российской империи.

Но в сентябре 1918 года МВЖК преобразовали во 2-й Московский государственный университет, а в 1930 - в Педагогический институт. При этом во время войны его не закрывали, а для отопления здания даже вырубили парк Мандельштама.

Среди учащихся были герои и знаменитости. Николай Рубцов потерял на фронте руку, но вернулся и закончил курсы. А ночная ведьма Вера Белик погибла. Им стоят памятники в холле здания. В МВЖК училась Надежда Булгакова. Тогда для курсисток в доме Пигита выделили целый подъезд, и благодаря сестре Михаил Булгаков получил там квартиру. Учились в МГПУ Юрий Визбор, Светлана Багдасарова, Юрий Ким. Они давали студенческие концерты, которые иногда длились 9 часов. А сейчас в МГПУ преподает Николай Басков.

В России стремление женщин к высшему образованию вполне определенно проявилось ещё в 1860 г., когда на университетских лекциях стали появляться женщины. При разработке университетского устава 1863 г. министерство народного просвещения сделало университетам запрос о том, могут ли женщины быть допускаемы к слушанию лекций совместно со студентами, могут ли они быть допускаемы к испытанию на учёные степени и какими правами, в случае выдержания испытания, они должны пользоваться. На все эти вопросы советы университетов московского и дерптского (первый - большинством 23 голосов против 2) дали резкий отрицательный ответ. Советы университетов казанского и спб. предложили допустить женщин к совместному со студентами слушанию лекций и приобретению всех учёных степеней, на правах вольнослушателей, причём второй полагал, что диплом должен давать женщинам право на медицинскую практику и на штатные должности лишь в высших Ж. учебных заведениях, совет же казанского университета не делал этого ограничения. Наконец, советы университетов харьковского и киевского находили возможным допустить женщин к слушанию лекций, как на правах вольнослушателей, так и на правах студентов, а равно к приобретению учёных степеней, которые, по мнению совета харьковского университета, должны им давать те же права по государственной службе, что и мужчинам. Дело, однако, кончилось ничем. Русские женщины, не находя на родине доступа к высшему образованию, массами устремлялись в заграничные университеты.

Сам вопрос организации в России высшего женского образования, горячо обсуждавшийся в начале шестидесятых годов, в 1864 году окончательно замер даже в печати, пока он вновь не был возбужден Е. И. Конради . В декабре 1867 года она внесла в собравшийся тогда в Санкт-Петербурге первый съезд русских естествоиспытателей и врачей записку о необходимости научного образования для женщин; но съезд, не имея в своем составе педагогического отдела, не имел права входить в обсуждение записки и вынужден был ограничиться выражением сочувствия к её основной мысли. В мае 1868 года на имя ректора Санкт-Петербургского университета К. Ф. Кесслера поступили заявления от 400 женщин с просьбой об устройстве «лекций или курсов для женщин». В числе ходатайствовавших было около ста женщин высшего круга; во главе движения стояли Е. И. Конради, Н. В. Стасова, В. П. Тарновская, Е. Н. Воронина, О. А. Мордвинова, А. П. Философова , М. В. Трубникова; содействие им с самого начала оказывал А. Н. Бекетов . Одновременно с этим и в Москве образовался кружок женщин, решившихся добиваться высшего образования.

Прошение о разрешении устроить научные курсы было подано министру народного просвещения графу Д. А. Толстому .

Высшие женские курсы

Аларчинские курсы

1 апреля 1869 года, И. И. Паульсон, с разрешения правительства открыл в здании 5-й Санкт-Петербургской мужской гимназии , у Аларчина моста , подготовительные курсы, которые должны были пополнить пробелы среднего образования женщин. Здесь читались: русский язык (И. Ф. Рашевский), физика (К. Д. Краевич), математика (А. Н. Страннолюбский), химия (А. Н. Энгельгардт , до ареста в декабре 1870)), педагогика (И. И. Паульсон), а впоследствии: ботаника (А. Я. Гердт), зоология, математическая и физическая география. В помещении гимназии курсы работали до 1875 года, после чего, претерпев ряд преобразований, положили основание Бестужевским курсам.

Лубянские курсы

В октябре 1869 года открылись в Москве, в здании 2-й гимназии , а затем на Лубянке, «публичные курсы для женщин по программе мужских классических гимназий» (Лубянские курсы).

Владимирские курсы

29 ноября 1869 года Министр народного просвещения дал согласие на учреждение «общих публичных лекций, то есть совокупно для мужчин и женщин, на основании общих постановлений о публичных лекциях», поскольку организация таких курсов не требовала новых постановлений в сложившейся учебной системе государства. 20 января 1870 года курсы открылись в Санкт-Петербурге, сначала в свободном помещении здания Министерства внутренних дел; читались лекции по русской словесности, всеобщей и русской истории, ботанике (морфологии и физиологии растений), зоологии, геологии, анатомии и физиологии человека, органической и неорганической химии; лекции эти имели определенный систематический характер университетского преподавания; чтение каждого предмета рассчитано было на два года: два года также читались лекции по государственному и уголовному праву. Лекции читались по вечерам. Наплыв слушателей был очень большой: в первый же год записалось более 900 человек. На следующий год курсы были перенесены в , а затем - в здание Владимирского уездного училища (Владимирский проспект , д. 21 - построен в 1870, разобран в 1991), по которому и получили своё название. Через некоторое время контингент курсов стал преимущественно женский и курсы были переведены в Василеостровскую женскую гимназию (9-я линия В. О. , д. 6). Владимирские курсы, по многим причинам, вынуждены были приостановить свою деятельность в 1875 году.

Характерная черта первых женских курсов - их самоуправление: аларчинские курсы управлялись выборными из среды слушательниц; учредивший лубянские курсы, Н. Ф. Королёв, оставив курсы, всё управление передал в руки слушательниц; владимирские курсы управлялись выборными из среды учредителей.

Курсы В. И. Герье

Наиболее прочную организацию высшее женское образование получило в 1872 году, когда профессор московского университета В. И. Герье организовал в Москве высшие женские курсы. Согласно положению, утвержденному 6 мая 1872 года министром народного просвещения, графом Д. А. Толстым, московские высшие женские курсы были частным учебным заведением, которое имело своей задачей дать возможность девицам, окончившими средние учебные заведения, продолжать общее образование. Преподавателями были профессора московского университета, которые составляли педагогический совет, не только заведовавший всей учебной частью, но и составлявший смету расходов. Совет избирал из своей среды председателя (В. И. Герье), на котором лежала ответственность перед правительством за действия курсов. На курсы допускались как слушательницы, так и вольнослушательницы. Курс ученья сначала был двухлетний, но с 1879 года он стал трёхлетним, а из учебной программы был исключён общеобразовательный курс энциклопедического характера по естественным наукам. Таким образом курсы В. И. Герье приобрели историко-филологическую направленность. Число слушательниц в первый год по открытии курсов доходило до 70, затем постепенно возросло в 1884-1885 учебном году - до 256. Средства московских курсов складывались в основном из платы от слушательниц.

Все заботы по изысканию средств лежали на попечительном комитете (Е. К. Станкевич (в девичестве - Бодиско (1824-1904), жена А. В. Станкевича), К. Т. Солдатенков , Е. И. Герье(в девичестве - Евдокия Ивановна Токарева, жена В. И. Герье, племянница Н. В. Станкевича).

Уровень преподавания не уступал университетскому. Учреждение в Москве курсов В. И. Герье не могло не отразиться на Лубянских курсах, но привело не к закрытию их, а к специализации: они постепенно усвоили себе университетский характер, а с 1882 года окончательно преобразовались в физико-математический факультет, с четырёхлетним курсом преподавания и с двумя отделениями, математическим и естественным.

Бестужевские курсы

Особая комиссия, образованная в 1873 году под председательством статс-секретаря И. Д. Делянова , выработала проект правительственного высшего учебного заведения для женщин, а в 1875 году последовало правительственное сообщение с обещанием доставить женщинам в России ту же возможность высшего образования, ради которой они устремлялись за границу. Этим настроением воспользовались учредительницы Владимирских курсов, с А.Н. Бекетовым во главе, и достигли разрешения открыть в 1878 году высшие женские курсы с систематическим, университетским характером преподавания, причём открытие курсов признано было министром народного просвещения, графом Д. А. Толстым , делом полезным и даже необходимым в видах отвлечения русских женщин от обучения в заграничных университетах (цель эта и была достигнута; в 1881 году число русских женщин, учившихся за границей, упало до 9, тогда как с закрытием курсов высших и врачебных оно вновь стало выражаться в сотнях). Во главе педагогического совета, в качестве заведующего курсами стал, согласно желанию министра, профессор К. Н. Бестужев-Рюмин (отсюда название курсов бестужевскими), которого в 1881 году заменил А. Н. Бекетов (состоявший в 1879-1885 годах и председателем комитета Общества для доставления средств высшим женским курсам). Педагогическому совету вверено было «общее управление курсами», ближайшее же наблюдение за слушательницами лежало на «распорядительнице курсов» (Н. В. Стасовой, всецело посвятившей себя курсам) и её помощницах. Курс преподавания, первоначально рассчитанный на 3 года, уже в 1881 г. сделан был четырёхлетним. Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое; последние два различались только со второго курса. По всем почти предметам и на всех отделениях происходили практические занятия, особенно по естественным наукам, для чего курсы располагали богато обставленными кабинетами, лабораторией, библиотекой, а впоследствии и аудиториями, специально приспособленными к чтению экспериментальных лекций. Привлекая в качестве преподавателей лучших профессоров университета и других высших учебных заведений Петербурга, курсы стали подготовлять и самостоятельный преподавательский персонал из числа бывших слушательниц; девять из них были оставлены при курсах в качестве ассистенток или руководительниц практических занятий. Некоторые из слушательниц выступили с самостоятельными трудами по разным отраслям науки, с докладами на съездах естествоиспытателей. Хозяйственной частью заведовал комитет Общества для доставления средств высшим Ж. курсам, избираемый общим собранием Общества на три года. С 1885 г. курсы помещаются в собственном доме. Министерство народного просвещения, отпускавшее с 1872 г. 1000 руб. в год в пользу Владимирских курсов, в 1878 г. увеличило эту сумму до 1500 руб., а в 1879 г. - до 3000 руб.; с 1882 г. высшие курсы получают также пособие от спб. городской думы, в размере 3000 руб. Между тем одни текущие расходы по содержанию курсов составляли в среднем 48000 руб. в год. Все эти значительные средства получались как от платы за слушание лекций, так и от добровольных пожертвований и членских взносов. Членов Общества, при открытии деятельности его, было не более 89; в течение первого же года число их возросло до 254, в 1885 г. равнялось 785, а в 1890 г. - 1026. При открытии курсов слушательниц поступило 814, всего же перебывало на них слушательниц до 2800; из них полный курс прослушали 1014. На словесно-историческое отделение поступала 1 / 3 всех слушательниц, остальные главным образом - на физико-математическое.

Казанские курсы

В 1876 г., по ходатайству профессора Н. В. Сорокина, открылись высшие женские курсы в Казани. Первоначально они были устроены по образцу курсов В. И. Герье, но в 1879 г. последовало подразделение общеобразовательной программы курсов на две специальности: словесно-историческую и физико-математическую. На словесно-историческом отделении преподавались: русская грамматика и история русской литературы, естествоведение, всеобщая история, русская история, история физико-математических наук, история философии, эстетика, немецкая литература, английский язык, гигиена. Курс физико-математического отделения составляли: естествоведение, геометрия, приложение алгебры к геометрии, география, физика, история философии, гигиена, химия, история физико-математических наук, английский язык. В качестве необязательного предмета преподавался с 1884 г. латинский язык. В этой программе заметно стремление примирить специализацию высшего образования с общеобразовательной целью; в этом отношении казанские курсы стоят несколько особняком от всех других курсов. Материальные средства казанских курсов были крайне скудны; при них не было и попечительного комитета, а следовательно, и добровольных пожертвований. Как учебная, так и вся хозяйственная часть лежала на педагогическом совете, в котором последовательно председательствовали профессора: Н. А. Фирсов (1876-1877), Н. А. Осокин (1877-1880), С. М. Шпилевский (1880-1882) и Н. В. Сорокин (с 1882 г.). В Казани профессора были и первыми работниками курсов, и первыми жертвователями. На вознаграждение за чтение лекций обращалось, соответственно числу часов, лишь то, что оставалось от покрытия других расходов по курсам (свой гонорар за слушание лекций многие профессора жертвовали в пользу курсов и в других городах, например в Петербурге); при этом часы практических занятий (а обилие их составляло отличительную черту казанских курсов) в расчет не принимались. Казанские курсы не имели даже своей аудитории; лекции читались по вечерам в здании университета. На казанских курсах перебывало 575 женщин, из которых около 200 окончили курс с дипломом.

Киевские курсы

В 1878 г. открылись высшие женские курсы в Киеве. Здесь почин принадлежал женщинам - г-жам Алексеевой, Антонович, Ватиновой, Гогоцкой, Горовой, Покровской и Толочиновой, собравших для начала дела 550 руб. Учредителем курсов был избран профессор С. С. Гогоцкий , который председательствовал в педагогическом совете до 1881 г., когда его заменил В. С. Иконников . Материальные средства киевских курсов не могли считаться скудными, прилив общественных пожертвований был довольно сильный, но не было правильной организации и единства в заведовании хозяйственной частью курсов, которое распадалось между педагогическим советом и попечительным комитетом. Курс ученья, первоначально двухлетний, к 1881 г. был постепенно расширен до четырёхлетнего. Разделялись киевские курсы на 2 отделения: словесно-историческое или историко-философское и физико-математическое. Отличительную черту киевских курсов составляло обилие необязательных предметов (на первом отделении - 7 из 21, на втором - 10 из 21), а также недостаточное развитие практических занятий. При открытии киевских курсов поступило 324 слушательницы, затем ежегодно поступало от 142 до 119 слушательниц. В первое 4-летие всего было 708 слушательниц. С 1882 г. началась резкая убыль: общее число слушательниц упало, в 1885-86 учебном году, до 195; число ежегодно поступавших на курсы сократилось до 74. В 1885-86 г на физико-математическом отделении закрылось два курса, вследствие недостаточного числа слушательниц. Всего на киевских курсах перебывало 1098 слушательниц, из которых до 1886 г., когда дальнейший прием слушательниц прекратился, сдали все экзамены около 200, а 75 прошли полный 4-летний курс, но не держали окончательных испытаний. Наиболее широкого развития достигли высшие женские курсы в Петербурге, главным образом благодаря энергии их учредительниц и лиц им содействовавших (А. Н. Бекетов, О. Ф. Миллер, А. Я. Герд, А. Н. Страннолюбский), а также учреждению «Общества для доставления средств высшим женским курсам».

Прочие проекты

В остальных университетских городах открытие высших женских курсов не могло состояться. В 1879 г. профессор А. С. Трачевский открыл в Одессе приготовительные курсы и представил проект высших курсов, но проект этот не получил осуществления; в 1881 году поступили из Варшавы и Харькова ходатайства профессоров об открытии высших женских курсов, но разрешения не последовало. В 1879 году предписано было принимать в вольнослушательницы только таких лиц, которые имеют постоянные служебные занятия или живут в семьях в том городе, где находятся курсы, и притом с особого, каждый раз, разрешения попечителя учебного округа. В 1886 году министерство народного просвещения предписало прекратить приём слушательниц на все высшие женские курсы, мотивируя эту меру необходимостью пересмотра вопроса о высшем женском образовании.

В 1889 году было разрешено возобновить приём на петербургские курсы, но при этом им дана была совершенно иная организация - заведование курсами перешло из рук Общества, их создавшего, в руки директора, избирающего преподавателей, и инспектрисы, руководящей воспитательной частью. Как директор, так и инспектриса назначались министерством народного просвещения. Обществу, через посредство попечительного комитета, предоставлено заведование исключительно хозяйственной частью. Из учебной программы было исключено преподавание естественной истории, гистологии и физиологии человека и животных. Учебные планы утверждались министерством. Курсы состояли из двух отделений - историко-филологического и физико-математического. В слушательницы принимались окончившие среднее учебное женское заведение и представлявшие письменное разрешение родителей, опекунов или других лиц, на попечении которых они состояли (такое разрешение требовалось и раньше), а также удостоверение о том, что располагают достаточными средствами для безбедного существования во всё продолжение учения. Вольнослушательницы принимались в числе не более 2 % от всего числа учащихся. Плата за учение 100 руб. в год. Слушательницы должны были жить либо у родителей или близких родственников, либо в устроенном при курсах интернате (плата - 300 руб. за учебный год), но не на частных квартирах. Обеспечение материальными средствами осталось за Обществом (за первые три года существования курсов в новом изменённом виде субсидия министерства народного просвещения - 3000 руб. в год, шедшее полностью на содержание директора курсов, а также платежи слушательниц составили 65580 руб., или 58 % всех расходов на курсы; остальное покрывалось Обществом). В 1892/1893 учебном году, когда уже открыты были на обоих отделениях все четыре курса, слушательниц числилось 385; из них только 87 - на физико-математическом отделении.

В 1894 году открыло свою деятельность Общество вспоможения окончившим Санкт-Петербургские высшие женские курсы. В Москве, а также в Одессе, при Обществе естествоиспытателей, читались лекции для женщин по отдельным предметам. С 1863 года в ведомстве Императрицы Марии существовали женские педагогические курсы. В 1889 году в Санкт-Петербурге были открыты М. М. Бобрищевой-Пушкиной женские курсы новых языков, на которых преподавалась и история западноевропейских литератур, а также изящные рукоделия (выжигание по дереву, рисование по фарфору и проч.); несколько ранее княгиней Масальской были открыты подобные курсы в Варшаве. С 1906 года действовали в Санкт-Петербурге Высшие Женские историко-литературные курсы Н. П. Раева .

В Финляндии с 1871 года женщинам был ткрыт доступ в Гельсингфорсский университет , где в 1890 году было 17 студенток, из них 6 - на историко-филологическом факультете, 9 - на физико-математическом и 2 - на медицинском.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Бемерт (Böhmert), «Университетское образование женщин» (СПб., 1873); *П. Мижуев, «Женское образование и общественная деятельность женщин в Соединённых Штатах Северной Америки» (СПб., 1893);
  • E. Лихачева, «Материалы для истории Ж. образования в России» (т. I-II, СПб., 1890-93);
  • Д. Семенов, «Епархиальные женские училища» («Русская Школа», 1893 г., № 10-12);
  • Е. Некрасова, «Из прошлого женских курсов» (М., 1887);
  • ст. М. Песковского о высшем Ж. образовании в России в «Наблюдателе» (1882 г., № 4-6) и в «Русской Мысли» (1886 г., № 7, 11-12 и 1887 г., № 1).

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Высшие женские курсы" в других словарях:

    Высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно демократического движения 60 х гг. 19 в. Первые В. ж. к. с разрешения правительства были открыты в 1869 (Аларчинские в Петербурге и Лубянские в… … Большая советская энциклопедия

Расстановка ударений: ВЫ`СШИЕ ЖЕ`НСКИЕ КУ`РСЫ

ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ - высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократич. движения 60-х гг. 19 в.

В 1863 в ответ на запрос Мин-ва нар. просвещения большинство ун-тов, за исключением Московского и Дерптского, высказалось за предоставление женщинам права на высшее образование. Несмотря на это, по университетскому уставу 1863 доступ в ун-ты женщинам не был разрешён.

Многие рус. женщины получали высшее образование в Цюрихе (Швейцария), где с 1867 был открыт приём женщин в ун-т и политехнич. ин-т. Царское пр-во, встревоженное тем, что женщины, получившие высшее образование в Швейцарии, "не могут возвращаться обратно иначе, как с идеями и направлением, не соответствующим строю", создало комиссию для обсуждения вопроса "о мерах, вызываемых постоянно возрастающим приливом русских женщин в Цюрихский университет и некоторыми прискорбными явлениями в их среде",

Организации В. ж. к. в России предшествовала более чем десятилетняя борьба за создание женских ун-тов, в к-рой приняли участие широкие круги рус. общественности.

Первые В. ж. к. с разрешения пр-ва были открыты в 1869 (Аларчинские в Петербурге н Лубянские в Москве), Одним из этапов борьбы за женский ун-т была организация в Петербурге в 1870 систематических "Публичных лекций" для мужчин и женщин. Эти лекции получили название "Владимирских курсов" по имени Владимирского уч-ща, где они помещались За деятельностью В. ж. к. был установлен надзор.

В 1872 были открыты Высшие женские мед. курсы при Медико-хирургич. академии в Петербурге и В. ж. к. проф. Моск. ун-та В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 в Казани и в 1878 в Киеве В, ж. к. имели по 2 ф-та: физико-математический и историко-филологический. В 1878 в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с учёным и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские В. ж. к. (названы по имени проф. рус. истории К. Н. Бестужева-Рюмина, к-рый по требованию Мин-ва нар. просвещения был их официальным учредителем и возглавлял курсы в 1878 - 82).

Подавив революционно-демократич. движение 70-х гг., царское пр-во в 1881 предрешило закрытие всех В. ж. к. В 1886 по распоряжению Мин-ва нар. просвещения приём на В. ж. к. был прекращён, и несколько позже они были закрыты. Возрождение В. ж. к. связано с революционным движением конца 19 - нач. 20 вв. В Петербурге и в Москве были восстановлены нек-рые В. ж. к., стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В Петербурге в 1904 открылись Стебутовские высшие женские с.-х. курсы, в 1906 - Женский политехникум, Историко-литературные и юридич. женские курсы Раева, Юридпч. курсы Песковской, Естественно-научные курсы Лохвицкой. В Москве были организованы: Историко-филологич. и юридич. курсы Полторацкой, Высшие женские пед. курсы, Высшие женские мед. курсы, Высшие женские с.-х. курсы. В течение 1905 - 16 В. ж, к. были созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тифлисе, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение.

Значительную роль в развитии женского образования в России сыграли курсы Герье и особенно Бестужевские курсы. Общеобразовательные курсы Герье вначале были двухгодичными, с 1879 был введён трёхлетний, а затем и четырёхлетний срок обучения. Преподавали на курсах профессора Моск. ун-та, в т. ч. выдающиеся рус. учёные В. О. Ключевский, Ф. А. Бредихин, Ф. И. Буслаев, Д. Н. Анучин и др. Попытка добиться для оканчивающих курсы права преподавания во всех классах женских гимназий была отклонена правительством. Хотя курсы да вали знания в объёме историко-филологич. ф-та ун-та, выпускницам не присваивалось никакого звания. Как и другие В. ж. к., курсы Герье в конце 80-х гг. были закрыты. В 1900 они открылись в составе трёх ф-тов: историко-филологического, физико-математического и специально математического; в 1906 был создан мед. ф-т.

Бестужевские курсы были первым женским ун-том в России. В состав курсов входили 3 ф-та: словесно-исторический, физико-математический и специально математический, в 1906 открылся 4-й ф-т - юридический. Срок обучения на курсах до 1881 был 3-годичный, а затем 4-годичный. Лекции читали профессора Петербургского ун-та, в частности Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Д. Н. Овсянико-Куликовский, О. Ф. Миллер и др. Менее других уч. заведений связанные опекой Мин-ва нар. просвещения курсы имели возможность применять передовые методы преподавания, основанные на самостоятельной работе слушательниц. В 1886 - 89 приём на курсы был прекращён, но они были единственными В. ж. к., к-рые продолжали работать в эти годы благодаря широкой общественной поддержке. В 1889 пр-во было вынуждено разрешить новый приём слушательниц на курсы, но лишило их автономии, к-рой они пользовались в первые годы; была повышена плата за обучение, слушательницам разрешено проживание только у родных или в общежитии и т. д. После 1905 на курсах была введена предметная система обучения. Число слушательниц на Бестужевских курсах в год их организации - св.880 чел. (в т. ч. 348 вольнослушательниц), в 1914 - ок. 7 тыс. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских ср. уч. заведениях и в младших классах мужских ср. школ.

На В. ж. к. учились многие деятельницы революционного движения, напр., на Бестужевских курсах - Н. К. Крупская, А. И. Елизарова-Ульянова, П. Ф. Кудели, К. Н. Самойлова, участница трёх революций Л. А. Фотиева, один из организаторов Болгарской компартии Н. Благоева и др. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках. Из среды слушательниц В. ж. к. вышло немало замечательных деятелей науки и искусства, в т. ч. действительный член АН СССР П. Н. Полубояринова-Кочина, чл.-корр. АН СССР В. Пигулевская, писательница А. Караваева и др.

После Вел. Окт. социалистич. революции, когда женщины получили широкий доступ во все вузы, В. ж. к. как особый тип вуза перестали существовать.

Лит.: Лихачева., Материалы для истории женского образования в России, [кн.] 2. СПБ, 1893; Некрасова В., Из прошлого женских курсов, М, 1886; Высшие женские курсы в С.-Петербурге Краткая историч. записка 1878 - 1903 гг., 3 изд., [СПБ], 1903; Мижуев П. Г., Женский вопрос и женское движение, СПБ. 1906; Кудрявцева А. А. и Цветаева Е. М., Высшие женские Голицинские сельскохозяйственные курсы, "Вестник высшей школы", 1958, № 10, Боброва Л. А., "Высшие женские курсы проф. Герье" в Москве (1872 - 1888), в кн.: Труды Моск. историко-архивного ин-та, М., 1961, № 16.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

Одними из первых в 1869 по инициативе российского педагога И. И. Паульсона были открыты Аларчинские высшие женские курсы в Петербурге и Лубянские - в Москве. В 1872 были также основаны Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге. С 1878 в Петербурге действовало Общество для доставления средств высшим женским курсам, во многих российских городах с 1899 были открыты отделения Общества содействия женскому сельскохозяйственному образованию. В 1878 в Петербурге были основаны Высшие женские курсы с тремя отделениями: словесно-историческим, физико-математическим (естественным) и специально математическим. Их учредителем и первым директором стал профессор русской истории Санкт-Петербургского университета К. Н. Бестужев-Рюмин , племянник декабриста М. П. Бестужева-Рюмина (курсы получили название от его имени).

За открытие таких курсов и распространение высшего женского образования в России боролись передовые женщины того времени - А. П. Философова , Н. В. Стасова , М. В. Трубникова . Содействовали учреждению курсов также профессора Военно-Медицинской Академии, Академии наук и особенно Санкт-петербургского университета . Руководство педагогической частью на курсах осуществлял Совет, председателем которого в 1882 был назначен профессор ботаники, ректор Санкт-Петербургского университета А. Н. Бекетов .

В 1872 в Москве открылись женские историко-филологические курсы историка В. И. Герье с изучением четырех основных наук: политическая история, литература, история искусства и естествознание. В 1879 в Киеве были открыты курсы с двухгодичным, а с 1881 - трехгодичным курсом обучения на физико-математическом и словесно-историческом отделениях. В 1879 по университетской программе были реорганизованы курсы в Казани. Активное участие курсисток в революционных и студенческих движениях спровоцировало издание правительственного указа 1886 о запрещении приема на все высшие женские курсы, и большинство из них было закрыто.

Но уже в 1896 в Петербурге П. Ф. Лесгафтом были организованы Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. В 1900 восстановлены курсы В. И. Герье. В 1905-1910 гг. были восстановлены высшие женские курсы в Киеве, были открыты Одессе, Казани, Харькове, Тифлисе, Новочеркасске, Варшаве, Томске. Параллельно создавались частные курсы по программам одного или двух университетских факультетов, например, историко-литературные и юридические курсы Н. П. Раева, юридические Е. И. Песковской в Петербурге, юридические и историко-филологические В.А. Полторацкой в Москве и другие. Открывались курсы институтского типа: в 1904 - Стебутовские сельскохозяйственные курсы, в 1906 - Женские политехнические курсы. В 1915 они были преобразованы соответственно в Сельскохозяйственный и Политехнический женские институты.
Несмотря на высокий уровень образования, права выпускниц были ограничены, им не присваивалось никакого звания. Лишь в 1911 законом «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительниц» те высшие женские курсы, программы которых могли быть признаны равными университетским, получили статус вузов. В 1912 на курсах, находившихся в ведении Министерства народного просвещения, обучалось около 25 тысяч слушательниц, из них почти 15 тысяч в Москве и Петербурге. После 1917 высшие женские курсы вошли стали частью единой системы высшего образования.

Среди выпускниц Бестужевских курсов - актрисы Е. И. Тиме и О. Г. Клементьева, которые преподавали в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, популярные детские писательницы Е. М. Прилежаева-Барская и Т. Д. Руссес, О. А. Добиаш-Рождественская - первая в России женщина, получившая докторскую степень по истории, первая русская женщина-астроном С. В. Романская, автор первого в России учебника библиотечного дела Е. В. Балабанова.