Архитектурная энциклопедия барановский. Архитектор Барановский Петр Дмитриевич: биография, личная жизнь и фото. В голодные годы

Всякая художественная лепта, вложенная в общую сокровищницу,

должна быть добросовестно причислена к итогу,

которым измеряются приобретения человеческого духа.

Гавриил Васильевич Барановский, как и многие интеллигенты его поколения, был сформирован мировоззрением романтизма, развив его в своем творчестве до нового рубежа - русского модерна. В год его рождения - 1860 - скончался Артур Шопенгауэр, убеждавший современников, что мир смутен, человек окутан слепящими инстинктами, и лишь творческий гений в этом хаосе является путеводной звездой.

Что может быть дальше от мальчика, родившегося в провинциальной Одессе в семье мелкого чиновника? Такое начало жизни, казалось бы, не освещено ни светом героической романтики, ни печатью исключительности... Но тем интересней понимать, как своей судьбой Гавриил Барановский воплощал тип человека , сопрягая глубоко романтическое мироощущение человека искусства с практичностью и рациональностью мастера и ученого.

В 1880 году Гавриил Барановский поступает вольнослушателем в Академию художеств на архитектурное отделение. Жизнь в столице в то время была неспокойной, социальные проблемы бурно обсуждались, и студенты горячо участвовали в этом. Барановский публично высказал сожаление о казни двух молодых народовольцев, Александра Квятковского и Андрея Преснякова, совершивших неудачное покушение на Александра II. Этого хватило, чтобы он был отчислен с учебы - по политическим мотивам.

Зато через год он поступил на второй курс будущего Института гражданских инженеров, в котором проявил себя очень хорошо. Окончил институт Гавриил Барановский в 1885 году, удостоившись отличных отзывов и серебряной медали за лучший архитектурный проект. Его руководителем и учителем стал Павел Юльевич Сюзор, прославившийся впоследствии одним из ярких и противоречивых образцов модерна - домом Зингера на Невском проспекте, который будет возведен через 15 лет после этого момента.

Первые самостоятельные работы молодого архитектора были малыми: отделка домовой церкви, возведение семейной усыпальницы. А вот первыми заметными работами стали доходные дома на набережной Фонтанки. Хотя зрелые работы Гавриила Барановского относят к модерну, первые его шаги как архитектора были не так определены стилистически. Доходный дом на набережной Фонтанки, 64 отдает дань классическим канонам в итальянском варианте. При этом архитектор использует в качестве декора облицовочный кирпич, керамику, создает выдающийся вынесенный вперед карниз. Отметим, что этот дом одним из первых в Петербурге имел центральное отопление. Трудно определить и стиль соседского дома на Ломоносова 14, возведенного в 1890ые. Довольно ярким стало здание - также доходный дом - на Чернышевом переулке, 14. Два дома выглядят как единый комплекс, хотя это две разные постройки, решенные схожим образом. Здесь используется такой же принцип фасадного декора, хотя еще более пестрый и дробный. Фактически, Барановский застроил целый небольшой квартал, а по завершении доходных домов стал их управляющим. Это позволило ему вскоре стать и владельцем собственного подобного заведения: доходный дом Барановского сохранился на улице Достоевского.

Как понятно, плеяда доходных домов уже была началом сотрудничества с легендарными братьями Елисеевыми. Но до этих зданий почти 10 лет, которые Гавриил Барановский работал над разнообразными проектами семьи Елисеевых. Кроме доходных домов он проектировал для них особняки, магазины и даже богадельню. Существует легенда, что такое тесное сотрудничество объяснялось родством - якобы архитектор женился на женщине из этого семейства. Однако сохранившиеся документы не подтверждают этого: в 1889 году Гавриил Васильевич венчался с Е.Б.Кобелевой, и прожил с ней до конца. Правда здесь в том, что брат его супруги действительно работал с архитектором - был его помощником. А заказы от Елисеевых объясняются удачным сотрудничеством и удовлетворявшими их результатами. Во всей этой работе Барановский показал себя зодчим, последовательно переосмысляющим принципы классицизма в духе модерна. Он использовал новые приемы объемной компоновки, а в здании собственного доходного дома, возведенного в те же годы, новаторски обошелся совсем без украшений, опоясав дом ленточными балконами.

Торговые дома братьев Елисеевых, возведенные в Петербурге и Москве Гавриилом Барановским, стали настоящей творческой удачей этого союза, прославив архитектора и сделав прекрасную рекламу промышленникам. На пересечении Малой Садовой улицы и Невского проспекта стоит здание в стиле раннего модерна, привлекающее внимание огромным витражом со стороны проспекта и утонченным внешним декором. Вход в магазин украшен скульптурами эстонского мастера А.Адамсона с характерным символическим значением: “Промышленность”, “Наука”, “Торговля” и “Искусство”. Внутри здания было три торговых зала, лучшие в Европе погреба для хранения, а на втором этаже - служебные помещения (такие как банк, контора) и даже концертный зал, сдававшийся театральным труппам. Богатство, пышность, даже некоторая вычурность зданий вызывали неоднозначную реакцию современников, и некоторые даже прозвали стиль новых петербургских зданий (как Елисеевский или дом Зингера) - “купеческим”. Но петербуржцы со временем приняли это здание и имена его создателей не затерлись в народной памяти и во времена советских переименований.

Второе воплощение этого образа - это московский Елисеевский магазин («Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин»), также сооруженный Барановским в стиле модерн за пару лет до этого. Фактически, концепция шикарного, цепляющего внимание покупателей яркой роскошью магазина вначале была “обкатана” в Москве. Елисеевские магазины вошли в плеяду произведений раннего русского модерна наряду с работами Шехтеля, Клейна, Фомина. Так что же такое ранний русский модерн в архитектуре, переосмысливший на пороге 20 века плоды романтизма века минувшего? Это попытка воплотить - целостно и предметно. Отказ от диктата формальных идеалов (как в классицизме) в пользу новых удобных решений, внешне имитирующих природные формы; сглаженность углов, новаторские матриалы (камень, железо), и тесная связь здания и его элементов характерны для этого стиля. Интерьер здания модерна не менее важен, чем его общая архитектура, большое внимание уделяется всем формам внешнего , отделке лестниц, . Здесь правит бал идея синтеза всех искусств для выражения единой идеи. Так, заходя в отреставрированный магазин на Тверской, посетитель оказывается почти оглушен изобретательным и ярким декором с большим количеством акцентов - ослепительными люстрами, плиткой, украшением стен. Для романтизма (и модерна в архитектуре) очень важно внимание к национальным корням и их переосмысление - недаром и модерн искусствоведы часто классифицируют по странам. “Наше прекрасное - в самобытном и рациональном”, - сформулировал это сам Г. Барановский. Что-то народное, развесистое есть в интерьере магазинов - будто попадаешь в сказочно-изобильный русский терем (это ощущение создает выбранный дизайн колонн, декор на растительные темы и цветовые решения).

Буддийский храм

В творчестве Г. Барановского “национальную” тему, пусть и в свойственном романтизму колониальном духе, проследить можно. Так, он явился автором здания Русского географического общества (которому, в частности, покровительствовали Елисеевы), возведенного в 1907-1909 годах и сохранившегося по адресу: переулок Гривцова, 10. Это здание отличает использование больших витражей и строгих форм. Примечательно, что металлические стеллажи библиотеки в нем укреплены прямо на фундаменте постройки. Другой знаменитый, и уже по-настоящему экзотический проект Барановского - это Буддийский храм (дацан), возведенный в Петербурге по канонам тибетской архитектуры. Для его создания был создан научный совет, включивший востоковедов-этнографов. Среди них был Николай Рерих - он же изготовил 8 больших витражей с изображениями благих буддийских символов. Это здание, построенное и разработанное под руководством Барановского целым коллективом авторов, соединяет черты с и явилось одним из самых дорогих буддийских сооружений в Российской империи на тот момент.

Г. Барановский известен не только как представитель русского модерна, но и как систематизатор и общественный деятель. Мы уже упоминали о его преподавании в Институте гражданских инженеров: он также составил свод работ выпускников под названием “Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища)”, в 1894-1905 году издавал журнал “Строитель” и способствовал развитию архитектурного сообщества.

Дом на Ломоносова, 14

Но самую большую известность принесла ему многотомная “Архитектурная энциклопедия второй половины 19 века”, начатая с конца 1890ых годов. До сих пор эта энциклопедия, а особенно седьмой том "Детали" - кладезь идей фасадного декора.

С 1902 по 1908 год вышло семь томов этого труда (востребованный зодчий мог позволить себе работать не “в стол”). Первый посвящен “архитектуре исповеданий”, затем - каталоги общественных зданий (просветительских, управленческих, профессиональных), пространств “зрелищ”, выставок и театров. Четвертый том посвящен “жилищам и службам”, пятый же описывает архитектурные решения улиц, площадей, парков. Два последних тома посвящены фрагментам зданий и деталям. По этой четкой композиции (последовательности) энциклопедии видно, что к ее созданию Барановский подошел как зодчий: положив в основу главные темы - культовые и просветительские сооружения как важнейшие проявления человеческого Духа, он постепенно завершает этот труд “до отделки”, описания самых частных деталей, в которых проявляется архитектурное искусство. При этом очень интересна прямая речь автора, который в предисловии к труду как настоящий модернист указывает, что только в 19 веке архитектуре стало присуще “стремление освободиться от вековых традиций подражательности и условности и стать непосредственным выражением идей и требований своего времени”. Именно это делает проект энциклопедии при всей смиренности выбранного минимально субъективного жанра, тем не менее, очень смелым: описать эволюцию искусства и человеческого духа на языке архитектуры.



Том 2. Книга 1, 2. Общественные здания. Во...

Читать полностью

Репринт с издания. СПб. 1902-1908.
В издание включены лучшие на тот период времени образцы художественно-архитектурного творчества мастеров всего мира. В энциклопедию включены графические таблицы с подробными изображениями фасадов зданий, их фрагментов; планы, различные проекции, перспективы, разрезы и пр., иллюстрирующие все богатство мировой культуры, явленное в самых различных темах и сюжетах, где архитектура и зодчество, так или иначе, проявляют себя. Ничего подобного ни до, ни после этого издания не было ни в России, ни в мире. Богатство и количество представленного на страницах томов материала позволяет архитекторам, художникам, застройщикам, а также всем, кто интересуется архитектурой, найти ответы на интересующие вопросы, получить необходимые идеи для дальнейшего творчества.
Том 1. Архитектура исповеданий (церкви, мечети, часовни, надгробия и др.). В первый том энциклопедии вошли сведения об архитектуре исповеданий.
Том 2. Книга 1, 2. Общественные здания. Во второй том книгу первую и вторую энциклопедии вошли сведения об общественных зданиях.
Том 3. Выставки, зрелища, спорт. В третий том энциклопедии вошли сведения об архитектурных сооружениях, предназначенных для выставок, зрелищ и спорта.
Том 4. Жилища и службы. В четвертый том энциклопедии вошли сведения о жилищах и службах.
Том 5. Улицы, площади, парки. В пятый том энциклопедии вошли сведения об улицах, площадях и парках.
Том 6. Части сооружений (фасады, подъезды, балконы, лестницы и др.). В шестой том энциклопедии вошли сведения частях сооружений (фасадах, подъездах, балконах, лестницах и др.).
Том 7. Архитектурные и скульптурные детали. В седьмой том энциклопедии вошли сведения об архитектурных и скульптурных деталях. В каждом томе около 2000 илл.
Тираж 30 экз.

Скрыть

    - (25 марта 1860 около 1920, Петроград), российский архитектор, историк архитектуры, издатель. Жил и работал в Петербурге. В 1885 окончил Институт гражданских инженеров (ИГИ), в 1885 1917 служил в Технико строительном комитете Министерства… … Энциклопедический словарь

    Барановский Гавриил Васильевич - (1860—1920), архитектор, историк архитектуры. Окончил ИГИ (1885). Занимался вопросами строительного законодательства и градостроительства. Член правления общества гражданских инженеров. Ранние постройки Барановского — жилые дома на… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1860 1920), архитектор, историк архитектуры. Окончил ИГИ (1885). Занимался вопросами строительного законодательства и градостроительства. Член правления общества гражданских инженеров. Ранние постройки Б. жилые дома на набережной р.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1860 1920), российский архитектор. Работал в Санкт Петербурге. Постройки с фасадами в духе эклектики отмечены рационализмом планировочных решений (жилой дом на набережной Фонтанки, 1890); позже строил в стиле модерн (комплекс товарищества… … Энциклопедический словарь

    - (1860—1920), архитектор. Работал в Санкт Петербурге. Постройки с фасадами в духе эклектики отмечены рационализмом планировочных решений (жилой дом на набережной Фонтанки, 1890); позже строил в стиле модерн (комплекс товарищества «Братья… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1860 1920). Окончил ПИГИ в 1885 со званием гражд. инж. Имел частную практику в СПб. Зять купца Г. Г. Елисеева, для которого построил в СПб (1902 03) и переделал в Москве (1903, ул. Тверская, 14) торговые дома. Построил доходный дом по Козицкому… … Большая биографическая энциклопедия

    - … Википедия

    - … Википедия

    Барановский русская фамилия. Фамилии Мужские: Барановский Александр Иванович (1890 1965) советский график и архитектор. Барановский, Борис Евгеньевич главный балетмейстер Московского академического театра оперетты, заслуженный… … Википедия

    Барановский Г. В. - БАРАНÓВСКИЙ Гавриил Васильевич (1860–1920), архитектор. Работал в С. Петербурге. Постройки с фасадами в духе эклектики отмечены рационализмом планировочных решений (жилой дом на набережной Фонтанки, 1890); позже строил в стиле модерн… … Биографический словарь

Книги

  • Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. В 7 томах. Комплект из 8 книг , Барановский Гавриил Васильевич. Репринт с издания. СПб. 1902-1908. В издание включены лучшие на тот период времени образцы художественно-архитектурного творчества мастеров всего мира. В энциклопедиювключены графические…
  • Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Том 2. Книга 1 , Барановский Г.В.. Энциклопедия воссоздана по изданию 1902-1908 годов, впервые печатается в 7 томах (8 книгах), в оригинальном формате и в полном объеме. Автор энциклопедии Барановский Гавриил Васильевич,…

Историки архитектуры, специалисты в области охраны памятников, генеалоги, краеведы, журналисты собрались для обсуждения вопросов, связанных с поиском и введением в научный дискурс новых документов, раскрывающих неизвестные ранее факты биографии архитектора, историю некоторых его построек и проблему востребованности наследия Гавриила Барановского.

Дом Русского географического общества в Санкт-Петербурге стал местом проведения научного обсуждения неслучайно, ведь это единственное здание архитектора, никогда не менявшее своего предназначения и сохранившееся в том виде, в котором задумал его Гавриил Барановский в начале XX века.

Во внешнем и внутреннем облике устройства Штаб-квартиры Русского географического общества в Санкт-Петербурге соединились имперская репрезентативность и одновременно демократизм, присущий науке, и романтизм, неотделимый от духа географических путешествий.

(Из выступления А. Ильиной).

Жизнь и судьба

В историю Гавриил Барановский вошел как один из самых прогрессивных русских архитекторов начала XX века, оставивший много удивительных зданий. «Историки архитектуры очень ценят Барановского, но для простой публики это достаточно загадочная фигура», – считает Елена Травина – исследователь биографии зодчего.

Гавриил Васильевич Барановский (1860–1920) – архитектор, историк архитектуры, издатель. В 1885–1917 служил в Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел, одновременно в 1897–1905 преподавал в Институте гражданских инженеров, занимался вопросами строительного законодательства.

Его самые известные работы в Петербурге – Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» на Невском проспекте, здание Русского географического общества, Буддийский храм, собственная дача «Вилла Арфа» в Келломяках (ныне Комарово).

Издавал в 1894–1905 годах журнал "Строитель", как автор и редактор создал фундаментальную "Архитектурную энциклопедию второй половины ХIХ века" (т. 1–7, 1902–1908).

Еленой Травиной была проделана большая работа в российских и финских архивах, в ходе которой удалось развеять многие мифы и установить исторические факты, касающиеся жизни и творчества Гавриила Барановского. До недавнего времени считалось, что «придворный архитектор купцов Елисеевых» мог принадлежать к их семье, и, возможно, был женат на одной из дочерей (сестер) главы торгового дома. В действительности единственной женой Г.В. Барановского была Екатерина Васильевна Кобелева – дочь действительного статского советника унтер-шталмейстера Высочайшего Двора. В 1890 году у четы Барановских родился сын Василий (1890–1945), окончивший в 1911 году Императорское училище правоведения, а в 1914 году экстерном Консерваторию по классу фортепиано. После Октябрьской революции вторая профессия очень пригодилась сыну знаменитого архитектора, когда правоведы оказались не нужны, впрочем, как и архитекторы.

В 1917 году семья Барановских оказалась на своей даче в Келломяках, сам Гавриил Васильевич остался без любимой работы и, прожив три трудных и тревожных года, скончался от паралича сердца в июле 1920 года. Похоронен на местном кладбище. Запись о его смерти Елене Травиной удалось обнаружить в приходской книге Духовской церкви в Келломяках в Национальном архиве Финляндии. Таким образом, развеян еще один миф – о причине смерти и месте погребения архитектора, которое, к сожалению, на Комаровском кладбище найти не удалось. Установить мемориальную доску на кладбищенской ограде просто необходимо, – считает Елена Травина, – чтобы увековечить память о выдающемся архитекторе, педагоге, историке архитектуры, столь много сделавшим для России. Пока все попытки осуществить этот замысел упирались о глухую стену, – с горечью констатировала исследователь

Основные сведения об архитекторе исследователи черпали из «Юбилейного сборника сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (строительного училища)», составленным самим Г.В. Барановским в 1893 году. Долгие годы этот сборник был единственным источником информации об архитекторе, содержащим также единственный, дошедший до нас его портрет.

Виктор Крюков (г. Хельсинки) впервые познакомил участников круглого стола с некоторыми документами из семейного архива. Прабабушка Виктора Крюкова была родной сестрой жены Гавриила Барановского и, по мнению экспертов, сохранившиеся в этой семье материалы бесценны. В. Крюков представил фотографию самого архитектора, до этого не известную исследователям, портреты сына Василия Барановского и его жены скрипачки Норы Дюсберг, неизвестные фотографии виллы «Арфа» в период строительства и после его окончания. Докладчик сообщил, что в семье хранится переписка родственников, изучение семейной хроники продолжается и, возможно, специалисты в недалеком будущем получат новые сведения из жизни Гавриила Барановского и его окружения.

Вилла Нордиска – «Арфа» (Harppulinna , финск.) – собственная дача архитектора Гавриила Барановского, построенная в 1913 году в Келломяках на высоком берегу. На участке вокруг дачи был разбит парк с фонтанами и бетонным прудом в форме палитры художника перед южным фасадом дома. В обрыв была встроена двухъярусная смотровая терраса с прекрасным видом на Финский залив.

Вилла разрушена в конце Второй мировой войны и ее облик дошел до нас по немногочисленным фотографиям. Участок сохранился в первоначальном размере, также сохранились пруд, беседка и смотровая терраса.

Старые фотоснимки 30-х годов XX века позволяют архитекторам составить представление об ее облике. Ассиметричные объемы, характерные для модерна, обилие открытых террас, остекление веранды, легкость и изящество конструкции отличали это произведение (см.: Ушакова О.Б. Вилла "Арфа" Г.В. Барановского. Опыт графической реконструкции // Фонтанка: культурно-ист. альманах. 2015. № 18. С. 86-91).

Вилла «Арфа» и вилла «Орро»

Историк архитектуры Светлана Левошко поблагодарила устроителей за организацию круглого стола, посвященного выдающемуся зодчему, герою своего времени, воплощавшему новый тип архитектора рубежа XIX–XX веков, который вел колоссальную работу: занимался проектированием, педагогической, издательской и публицистической деятельностью. «Широта охвата, подходов в своей работе, оставленное им наследие, требовали большего внимания специалистов, но на сегодняшний день нет ни одного фундаментального исследования, посвященное его личности и творчеству», – подчеркнула исследователь.

На примере двух ныне утраченных вилл, возведенных по проекту Г.Барановского на побережье Финского залива в Келломяках и Тойла-Ору (Эстония), Светлана Левошко продемонстрировала самые сильные качества архитектора, среди которых, помимо стиля, особо выделяется новаторский и инженерный талант.

Продолжила тему дачных построек Барановского архитектор Ольга Ушакова, представившая проект виртуальной реконструкции виллы «Арфа». Работа выполнена в рамках глобального проекта "Документация утраченного" студентами двух петербургских вузов: Государственным архитектурно-строительным университетом и Университетом информационных технологий, механики и оптики под руководством автора доклада. В связи с тем, что чертежи виллы утрачены, творческой группе на основе архивных материалов – фотографий, воспоминаний современников и аналогов пришлось воссоздавать архитектурный образ виллы «Арфа» на основе трехмерной модели.

Специалисты в области охраны памятников вот уже не один год бьют тревогу по поводу сохранившихся построек на территории бывшего участка виллы «Арфа». Уникальные сооружения – беседка, смотровая терраса могут снесены в одночасье новыми владельцем в связи с тем, что не внесены ни в один из перечней объектов культурного наследия.

Исследователь Светлана Марахонова представила фотоальбом семьи главы торгового дома «Братьев Елисеевых» Григория Елисеева, посвященный имению в Орро (ныне Тойла-Ору). Уникальный альбом фотографий сохранился у потомком единственной дочери купца – Мариэтты Елисеевой и содержит подробные изображения видов, интерьеров виллы и ее окрестностей.

Дом, который построил Барановский

Одно из самых ярких сообщений сделала искусствовед Анна Ильина, впервые представившая описание интерьера Научной библиотеки Русского географического общества.

Исследователь отметила, что библиотека РГО является уникальным специальным книжным собранием, размещенном в выдающемся архитектурном сооружении и интерьере. «Бесценная книжная коллекция создавалась одновременно с Русским географическим обществом, и библиотека стала средоточием деятельности Общества, его духовным ядром. Организация пространства подчеркивает эту значимость, – отметила Ильина.– А интерьер библиотеки вполне достоин быть включенным в список наиболее значимых интерьеров эпохи модерна».

Барановский – издатель

Историк Вадим Жуков, анализируя издательскую и публицистическую деятельность архитектора, заострил внимание на двух его произведениях, занимавших особое место творческой биографии Гавриила Барановского и в истории архитектуры в целом. Данью уважения своей Alma mater стал «Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (1842–1892)». В книге приведены краткие биографические справки о выпускниках с перечислением принадлежащих им построек.

«Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века» Гавриила Барановского – фундаментальный труд, вобравший лучшие архитектурные образцы отечественного и мирового зодчества. В энциклопедию вошли графические таблицы, фотографии, подробнейшее изображение фасадов, зданий, их фрагментов и деталей в планах, проекциях, перспективах. На почти 5 тысячах страниц помещено около 22 тысячи изображений. Ничего подобного ни до, ни после этого не было издано ни в России, ни за рубежом, – подчеркнул В. Жуков.

Для участников круглого стола была организована экскурсия с посещением библиотеки, зала Президиума, кабинета Президента Общества и выставки, посвященной 170-летию Русского географического общества. Экскурсанты могли также увидеть выставку исторических фотографий здания РГО, сделанных в начале XX века знаменитым фотографом, членом РГО С.М. Прокудиным-Горским, и оценить сохранность здания и его интерьеров с момента постройки и до сегодняшнего дня.

Барановский как архитектор-энциклопедист, безусловно, ощущал пульс современной архитектурной жизни, ее взаимосвязь с экономикой, культурой, политикой и все его постройки демонстрируют всегда безусловную интеллектуальную и творческую свободу, главное – очень точное понимание назначения цели здания (А. Ильина).

Текст: Татьяна Николаева

Фото: Александр Филиппов, Андрей Стрельников, сайт terijoki.spb.ru

Гавриил Васильевич Барановский (родился 25 марта 1860, Одесса; умер 1920, Петроград) - русский архитектор, гражданский инженер, искусствовед и издатель.

Гавриил Васильевич Барановский родился в семье коллежского секретаря Василия Ивановича Барановского. Учился в реальном училище в Одессе, по окончании которого поступил вольнослушателем на архитектурное отделение Санкт-Петербургской Академии Художеств. Был отчислен по политическим мотивам и продолжил образование в Институте гражданских инженеров, который окончил в 1885 году.

Г. В. Барановский начал свою архитектурную деятельность в 1883-1885 годах под руководством П. Ю. Сюзора. Первый самостоятельный проект - Главная дворцовая канцелярия. С 1888 - главный архитектор Балтийского завода.

С 1891 Барановский - архитектор благотворительного Ведомства учреждений Императрицы Марии. Проектирует Глазную больницу в Петербурге.

Барановский женился на дочери Г. П. Елисеева, главы торгового дома Елисеевых, после чего стал домашним архитектором Елисеевых. Первая работа Барановского в этом качестве - доходный дом Елисеева на набережной Фонтанки, 64 (1890). Барановский реконструирует многочисленную недвижимость Елисеевых, две его самые известные работы - Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» на Невском проспекте и московский Елисеевский магазин на Тверской (совместно с В. В. Воейковым и М. М. Перетятковичем). C 1898 Барановский официально - главный архитектор всех предприятий Елисеевых.

Состоял членом правления Общества гражданских инженеров, членом Совета по горнопромышленным делам при Министерстве земледелия и гос. имуществ (с 1904), служил в Техническо-строительном комитете (ТСК МВД) (с 1885 г. - техник, с 1902 г. - сверхштатный член ТСК МВД, с 1907 г. - штатный член ТСК МВД).

Г.В. Барановский - автор, издатель и редактор журналов «Наше жилище» (1894-1895) и «Строитель» (1895-1905). Организовал выпуск и редактировал семитомную «Архитектурную энциклопедия второй половины XIX века». Участвовал в составлении проекта строительного Устава.

Преподавал в Институте гражданских инженеров в 1897-1905 гг.

Г. В. Барановский умер в 1920 году.

Проекты и постройки.

Санкт Петербург:

. Здания мастерских при Балтийском судостроительном заводе. Петербург, 1880 совместно с Э. И. Жибером и А. П. Новицким
. Часовня-усыпальница семейства Д. А. Поливанова (1885-1888)
. Дом Домонолова на 7-ой линия Васильевского Острова (1885-1888 год)
. Дом Г. Г. Елисеева - Надстройка художественной мастерской по адресу Биржевая линия, 18 (1887 год)
. Оходный дом Г. В. Барановского - улица Достоевского, 36 (1897 год)
. Доходный дом Г. Г. Елисеева. Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, 64 (1889-1990 год)
. Дом Елисеева - Чернышев переулок (улица Ломоносова), 14 (1891-1892 год)
. Особняк Г. Г. Елисеева на Биржевой линии, 12, 14 - реконструкция и отделка интерьеров. (1893-1894 год)
. Особняк И. А. Дурдина - Свердловская набережная, 36 (1895 год) (Перестроен).
. Жилой дом. Чернышёв переулок (улица Ломоносова), 12 (1899 год)
. Здание женской гимназии княгини А. А. Оболенской (А. Б. Мещерского) и доходный дом, Басков переулок, 8 (1899-1900 год)
. Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» - «Елисеевский магазин» (Невский проспект,56/Малая Садовая, 8 1902-1903 год)
. Здание Русского географического общества переулок Гривцова, 10 - 1907-1909 год).
. Здание ломбарда. Санкт-Петербург. Набережная Мойки, 72 (1909 год)
. Жилой дом при Буддийском храме. Приморский проспект, 93 (1909-1910 год)
. Буддийский храм в Санкт-Петербурге - Приморский проспект,91 (1909-1915 год)
. Собственная дача «Замок Арфа» в Келлом

Москва:

. Жилой дом в Козицком переулке, 1 (1898-1901), совместно с В. В. Воейковым и М. М. Перетятковичем (перестройка)

Другие работы:

Вилла Елисеева в Орро (Эстляндия; ныне Тойла-Ору, Эстония), 1897-1899. Вокруг виллы был разбит парк. В 1934 г. эстонские промышленники купили виллу с парком и подарили его президенту Эстонской Республики К. Пятсу как летнюю резиденцию. Вилла была разрушена во время Великой Отечественной войны (взорвана немцами при отступлении в 1944 г.), а парк ныне является одним из туристических объектов Эстонии.
. Г. В. Барановский также был автором некоторых работ в Могилёвской губернии и в Нижнем Новгороде.

Основные публикации:

. Г. В. Барановский. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842-1892. Вып. 1. - СПб.: Изд-во Ин-та гражд. инженеров, 1892. - 184 с.
. Г. В. Барановский. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842-1892. Вып. 2. - СПб.: Изд-во Ин-та гражд. инженеров, 1893. - 216 с.
. Г. В. Барановский. Здания и сооружения Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1897. - XIV + 146 с.
. Г. В. Барановский. По вопросу о способе издания журнала «Зодчий», органа Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов. - СПб.: Тип. Е. Евдокимова, 1897. - 4 с.
. Г. В. Барановский. По вопросу о проекте устава строительного. - СПб.: Тип. «Строитель», 1915. - 11 с.

Архитектурная энциклопедия:

. Г. В. Барановский. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века:
. Т. 1. Архитектура исповеданий. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1902. - XX + 500 с.
. Т. 2, ч. 1. Общественные здания. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1908. - XXII + 732 с.
. Т. 2. ч. 2. Общественные здания. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1908. - XX + 298 с.
. Т. 3. Выставки, зрелища, спорт и т. п. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1903. - XVIII + 490 с.
. Т. 4. Жилища и службы. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1904. - 776 с.
. Т. 5. Улицы, площади, парки. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1907. - XII + 484 с.
. Т. 6. Части сооружений. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1904. - X + 494 с.
. Т. 7. Детали. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1904. - X + 528 с.

Литература:

. Барановский // Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала XX века. Каталог выставки. - Л., 1982. - Сс. 21-22.
. Ленинград: Путеводитель / Сост. В.А. Витязева, Б.М. Кириков. - Издание 2-е, стереотипное, с изменениями. - Л.: Лениздат, 1988. - 366 с. - ISBN 5-289-00492-0
. Горюнов В. С., Исаченко В. Г., Таратынова О. В. Гавриил Барановский // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. - СПб.: Лениздат, 1998. - 1070 с. - ISBN 5-289-01586-8
. Кириков Б. М., Федоров С. Г. Зодчий-энциклопедист (Г. В. Барановский) // «Ленинградская панорама». - 1985. - № 2. - С. 29-32.
. Таратынова О. В., Горюнов В. С. Новое о творчестве архитектора Г. В. Барановского // Вопросы истории, теории и практики архитектуры. Межвузовский тематич. сб. трудов. - Л., 1985. - С. 83-88.

ru.wikipedia.org