Роль причастий и деепричастий в речи. Функции причастных и деепричастных оборотов в русском языке. V. Работа с деформированным текстом

Урок по теме

«Роль причастия и деепричастия в тексте»

Учитель русского языка и

литературы МОУ СОШ № 13

Флягина Т.В.

Учебные цели урока:

    формировать представление об изобразительно-выразительных возможностях причастия и деепричастия;

    организовать наблюдение за использованием глагольных форм в текстах различных стилей;

    тренировать учащихся в проведении морфологического разбора.

Воспитательные цели:

воспитывать чувство любви к родине;

воспитывать эстетический вкус у детей на примете известных произведений живо-

Задачи урока:

    уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи;

    развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:

  • дидактический материал;

    репродукции картин В.Д.Поленова

1.Вступительное слово.

Сегодня мы поговорим об изобразительно-выразительных возможностях глагольных форм в текстах различных стилей.

В качестве материала для наших исследований я подобрала тексты о родной при­роде и картины русских художников, изображающих её красоту и самобытность.

Гоголь сказал: «Человек идет рядом с природой, с временами года, он соучастник и собеседник всего, что совершается в творении».

Как вы понимаете эту фразу? (Человек и природа неразрывны. Природа радует глаз человека, дает ему пищу, вдохновляет на творчество. А человек восхищается природой, воспевает ее).

Красоту родной природы можно нарисовать не только красками, но и словами, синтак­сическими средствами. Этим мы сегодня и займемся.

Перед вами картина В.Д.Поленова «Золотая осень».

1) С какими картинами этого художника вы уже знакомы? «Московский дворик»

Вот ещё одна не менее известная его картина «Заросший пруд».

2 . П роверка домашнего задания.

Вашим домашним заданием было составить несколько предложений с использованием причастий и деепричастий. Завтра нам с вами предстоитписатьсочинение по этой картине, а сегодня мы послушаем рабочие материалы, подготовленные вами.

Ученики, читают, называя причастные и деепричастные обороты.

2)Какой тип речи используется в этих предложениях? Описание.

3)Какую роль играют причастия в предложениях? Они делают описание ярким, динамичным, выразительно описывают состояние природы.

3. Отредактировать текст

У вас на столах лежат отпечатанные тексты, в которых нужно заменить предложения
с однородными сказуемыми и сложноподчиненные предложения предложениями с при-
частными и деепричастными оборотами, а также сделать орфографический анализ текста.

Помните, каким шумным был лес весной и летом?

Теперь он стоит перед нами, застыл в какой-то таинственной тиши, (застыв, д/о)
Кругом чернеют берёзы, которые лишились листвы. (лишившиеся, п/о)
Шустрые синицы возят(ь)ся в сучьях и тихо попискивают.(попискивая, д/о)
От деревьев, которые освещены косыми холодными лучами, ложатся длинные тени на
снегу. (освещенные, п/о)

Но даже в этой т.. .шине и холодности есть своя прелесть!

4) Какие изменения внесли в предложения причастия и деепричастия?Деепричаст­ный оборот характеризует основное действие, дорисовывая его.

Предложения с причастными оборотами стали образнее, красивее, чем сложноподчинен­ные предложения, выразительно и точно описывают состояние природы.

5) К какому стилю речи относится этот фрагмент текста?(художественный)

Синтаксический разбор предложения (4 предложение)

Морфологический разбор слова «освещенных»

Взаимопроверка разборов.

4 . Наблюдение за научным текстом.

А теперь прочитаем еще один текст.

Деепричастие - это особая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основ­ном действии, выраженном глаголом.

В деепричастии совмещены признаки глагола и прилагательного.

Деепричастие не изменяется.

Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

В предложении деепричастие является определением.

    Нет ли у меня ошибок в формулировке правила?

    Определите стиль речи этого текста. (научный)

    Назовите особенности.(точность, безобразность, наличие научных терминов).

    Какую роль играют здесь причастия?Они сжимают информацию, которая в сл/подч. предложении излагается не так лаконично.

5 . Наблюдение за употреблением фразеологизмов в разговорной речи.

10) Как называются сочетания слов? Можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь
слово, не изменяя значения этих сочетаний?

Не разгибая спины; повесив нос;

положа руку на сердце; засучив рукава;

сломя голову; скрепя сердце;

сложа руки; затаив дыхание;

11)Для какого стиля речи характерно их употребление?(для разговорной, большая часть фразеологизмов имеет яркую, эмоционально-экспрессивную окраску, некоторые шутливую, ироничную)

Хочу напомнить, что никогда не обособляются фразеологические обороты, включающие деепричастия.

Составить предложения с двумя фразеологизмами.

Все засучив рукава принялись за дело.

На тренировку она мчалась сломя голову.

Эту редкую книгу мой друг отдавал мне скрепя сердце.

6.Работа с учебником . Выполнение упр. 691.

12)С помощью каких языковых средств художник создает картину русской зимы?Дееприч. Они создают движение, показывают смету картин деревенской жизни.

7.Проверка индивидуального задания.

Некоторые ребята получили индивидуальное задание: они доказывали, что вне предложе­ния и словосочетания нельзя установить, какими частями речи являются словасев, устав, пошив.

Сев в такси, девушка нервно посмотрела на часы.

Сев озимых хлебов в этом году начался гораздо позже обычного.

Устав от повседневных забот, мама прилегла отдохнуть.

Устав воинской службы - закон для военнослужащих.

Пошив себе новые сапоги, чиновник гордо шёл по улице в обновке. Пошив и ремонт верхней одежды - очень трудоёмкая работа.

Это слова, совпадающие по звучанию в отдельных формах.

8.Выводы.

Сегодня мы наблюдали за использованием глагольных форм в различных стилях речи.

Какиевыводы о роли причастия и деепричастия в текстемы можем сделать?

    Причастия делают описание ярким, делают речь живой и образной художественном стиле).

    Причастия дают точную, лаконичную характеристику предмету, сжимают информацию (в научном стиле).

    Деепричастия дорисовывают основное действие, выраженное глаголом, придают на­строение ему (в художественном и публицистическом стиле).

    Деепричастные обороты в составе фразеологизмов придают яркую, эмоционально-экспрессивную окраску предложениям (в разговорном стиле иногда шутливую, ироничную)

9.Домашнее задание . Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова «Заросший
пруд». Составить план,по которому вы будете писать сочинение.

Cлайд 1

Употребление причастий и деепричастий в речи 6 класс подготовила учитель Леонидова Е.Т. ГБОУ школа №337 г. Санкт-Петербурга

Cлайд 2

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Н.В.Гоголь

Cлайд 3

Цели урока: Формировать умение определять роль причастий и деепричастий в речи; Формировать умение правильно употреблять причастия и деепричастия в книжной и разговорной речи; Повторить правописание причастий и деепричастий.

Cлайд 4

Найдите словосочетания с причастиями: Танцующая пара Потерянный вид Бегающие дети Растаявший снег Потерянный платок Бегающие глаза Открытое окно Шуршащие листья Танцующая походка

Cлайд 5

Причастия, встречающиеся в названиях книг, запишите в 2 колонки: действительные и страдательные «Унесё(н,нн)ые ветром» «Поющие в терновнике» «Бегущая по волнам» «Блистающий мир» «Отверже(н,нн)ые» «Открытая книга» «Утраче(н,нн)ые иллюзии» «Пылающий остров»

Cлайд 6

Проверьте себя: Действительные «Поющие в терновнике» «Бегущая по волнам» «Блистающий мир» «Пылающий остров». Страдательные «Унесённые ветром» «Отверженные» «Открытая книга» «Утраченные иллюзии»

Cлайд 7

Найдите неверное утверждение: Причастие – изменяемая часть речи. Причастие в предложении выполняет роль определения. Деепричастие обозначает признак предмета по действию. Деепричастие – неизменяемая часть речи. У причастия нет зависимых слов.

Cлайд 8

Не узнав горя Сделав худо Не зная броду Не отведав горького Снявши голову по волосам не плачут не узнаешь и сладкого и лаптя не сплетёшь не лезь в воду не узнаешь и радости Найдите соответствия

Cлайд 9

Проверьте себя! Не узнав горя, Сделав худо, Не зная броду, Не отведав горького, Снявши голову, не узнаешь и радости не жди добра не лезь в воду не узнаешь и сладкого по волосам не плачут

Cлайд 10

Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя А.С.Пушкин

Cлайд 11

Cлайд 12

Назовите автора и произведение. Определите стиль речи. Найдите метафоры и эпитеты. Подчеркните причастия и причастные обороты. Какова их роль в тексте? Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького тёплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море покрывалами воздушного золота. Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, смотря, как обнажённое у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к чёрному горизонту наполнил пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в свирепом отчаянии к далёкому утешению.

Cлайд 13

Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького тёплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море покрывалами воздушного золота. Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, смотря, как обнажённое у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к чёрному горизонту наполнил пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в свирепом отчаянии к далёкому утешению.

Cлайд 14

1. Образуйте причастия от глаголов в скобках. 2.Объясните постановку знаков препинания при обособленных членах предложения. 3. Найдите примеры эпитетов, олицетворений, метафор. Море, огромное, лениво (вздыхать) у берега, - уснуло и неподвижно в дали, (облить) голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не (скрывать) собою золотых узоров звёзд. (М.Горький)

Cлайд 15

Море, /огромное, лениво вздыхающее у берега/, - уснуло и неподвижно в дали, /облитой голубым сиянием луны/. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, /неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звёзд/. Ключ

Cлайд 16

Исправьте ошибки в употреблении деепричастий Раздвинув кусты шиповника, виднеется старинный дом. Мальчик гладил пёсика по спине, виляя хвостом. Наловив рыбу, у нас кончились червяки. Подъехав к платформе, собаки встретили нас дружным лаем.

Cлайд 17

За раздвинутыми кустами шиповника виднеется старинный дом. Мальчик гладил по спине пёсика, вилявшего хвостом. После того, как мы наловили рыбу, у нас кончились червяки. Когда мы подъезжали к платформе, собаки встретили нас дружным лаем. КЛЮЧ

Урок русского языка в 6 классе.

Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Красноармейское

Листрова Тамара Викторовна.


1.Повторить и обобщить теоретические сведения о причастии и деепричастии.

2. Научиться конструировать предложения с причастным и деепричастным оборотом, уметь использовать их в своей речи.

3. Уметь орфографически и пунктуационно правильно оформлять письменную реч ь.



Портрет причастия

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола(вид, время, возвратность) и признаки прилагательного(род, число, падеж), отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший?

Зависит от существительного или местоимения.

Суффиксы Наст. вр. –ущ- ющ,ащ-ящ; ом-ем-им.

Прош. вр. Вш, ш, енн, нн, т.

В предложении является определением или сказуемым.


Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии глагола, отвечает на вопросы Как? Каким образом? Что делая? Что сделав?

Сочетает в себе признаки глагола(вид, возвратность) и наречия(неизменяемость).

Зависит от глагола.

Суффиксы: а- я, вщи, ши, учи- ючи.

В предложении выполняет роль обстоятельства.


узнал

знаю

Хочу узнать

Что такое причастие и

деепричастие




Серебряная сказка зимы.

Поля, занесенные снегом, блестят от яркого солнца.

Переплетенный лентами следов лес кажется волшебным покрывалом.

В звёздные ночи лунный свет, колдующий над полями, создает картину серебряного ожерелья.


Холодная ночь раскинулась над лесом, занесенным снегом.

Деревья оделись в белые шубы, сверкающие на ярком солнце.

А на краю опушки стоял могучий старый дуб, побелевший от мороза.




Блестя на солнце, снег лежит;

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу…


Причастия обыкновенно избегаются в разговоре.

Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и проч ., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.

А.С.Пушкин


« Не то, не то,- раздраженно проговорил Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам …надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая …»Да, выходило гораздо живописнее.

«Звеня и подпрыгивая»

дорисовывает

движение.

Д.В.Григорович.


Иней, сверкающийся на ветках, завораживал.

Увидев заснеженную лесную опушку, меня охватило чувство радости.

Метель, начавшийся утром, не переставала до вечера.


1.Внимательно рассмотрите картинки, которые будут перед вами, запишите ваши впечатления от просмотра.

2. Напишите сочинение

«Зимняя сказка леса».

3. Проверьте свою работу.










узнал

знаю

Хочу узнать

Что такое причастие и

Какова роль причастий и деепричастий в речи?

деепричастие

Как образуются эти части речи, с помощью каких суффиксов. Чем являются в предложении


Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола - причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.

Ошибки в образовании причастий обычно заключаются в неверном конструировании формообразующей основы (ср.: употребление неверной формы скакающий вместо нормативной - скачущий ) и в неверном выборе формообразующего суффикса. Поскольку выбор формообразующей основы является общим для спрягаемых и неспрягаемых форм, то при затруднении следует пользоваться рекомендациями, данными в п. 2.6 .

При выборе формообразующего суффикса в образовании формы причастия особое внимание обратите на следующие случаи.

1. Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:

писать - писавший, решать - решавший.

    Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:

    нести - нёсший, везти - вёзший.

Обратите внимание , что суффикс -ш- используется также в том случае, если основа инфинитива оканчивается на -шибить, -ереть : вытереть - вытерший, ушибить - ушибший . Ошибочные формы вытеревший, ушибивший достаточно часто встречаются в речи, но они недопустимы в литературном языке!

2. В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы -нн- (-н- ), -енн- (-ен- ) и -т- (убранн ый, застеленн ый, допит ый ). В речи достаточно часто встречается ошибка, связанная с использованием одного суффикса вместо другого.

Например, в предложении: В комнате убрато - вместо нормативной формы убрано с суффиксом -н- ошибочно использован суффикс -т- .

3. Следует помнить, что при образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола. Наиболее распространённой ошибкой является отбрасывание суффикса -ся при образовании причастий от возвратных глаголов.

Например, в предложении: Ветер срывал оставшие на деревьях листья - неправомерно опущен суффикс -ся . Грамматически правильным будет такой вариант предложения: Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.

4. Следует учитывать, что некоторые глаголы характеризуются отсутствием или неупотребительностью отдельных форм причастий. Так, по правилам русской грамматики страдательные причастия образуются только от переходных глаголов:

    Не может быть образовано страдательных причастий от глаголов типа вставать, лежать и др., поскольку эти глаголы не могут сочетаться с винительным падежом без предлога.

    В то же время отсутствие отдельных форм причастий может быть связано не с грамматическими законами, а с традицией.

Обратите внимание

1) Не употребляются формы страдательных причастий настоящего времени (суффиксы -ом-, -ем-, -им- ) у глаголов:

арестовать, беречь, бить, брать, будить, везти, вертеть, вить, возить, вязать, гладить, глядеть, готовить, греть, громить, грузить, грызть, давить, держать, жалеть, жарить, жать, ждать, жечь, звать, знать, иметь, кипятить, класть, клеить, колоть, кормить, красить, лепить, лечить, лить, мести, молоть, мыть, находить, пахать, петь, печь, писать, пилить, пить, полоть, портить, прятать, рвать, резать, рубить, солить, ставить, сторожить, сушить, сыпать, ткать, тушить, тянуть, учить, хоронить, чистить, шептать, шить и др.

2) Отсутствуют формы страдательных причастий прошедшего времени у переходных глаголов:

вернуть, достать, заставить (что-то сделать), застать, затмить, лизнуть, миновать, напомнить, облететь, подождать, пожелать, полюбить, приветствовать, пробежать, проводить, проехать, просклонять, проспрягать, разглядеть, толкнуть.

При употреблении причастий в речи особое внимание следует обратить на следующие моменты.

1. Противопоставление действительных и страдательных причастий связано с выражаемым ими значением.

    Действительные причастия (суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш- ) обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие:

    поющая девочка, рисовавший мальчик.

    Страдательные причастия (суффиксы -ом-, -ем-, -им-; -нн- (-н- ), -енн- (-ен- ), -т- ) обозначают признак того, кто (что) испытывает действие:

    читаемая книга, купленный журнал.

    В речи достаточно распространённой ошибкой является использование действительных причастий вместо страдательных, и наоборот.

    Например, в предложении: У меня был один выигранный билет - неправомерно использовано страдательное причастие, поскольку в этом случае эта конструкция означает: Я выиграл билет , а не определённый приз, сумму денег и т.п. по счастливому билету. Грамматически корректным в такой ситуации будет использование действительного причастия (выигравший билет ), поскольку определяемое существительное не испытывает, а производит действие.

2. В русском языке страдательное значение может быть выражено как страдательными причастиями, так и действительными причастиями от возвратных глаголов с суффиксом -ся .

    В одних случаях в литературном языке употребительны обе возможные формы:

    одобряемый всеми проект - одобряющийся всеми проект.

    В других случаях употребляется либо только страдательное причастие, либо только действительное причастие от возвратного глагола.

    Ср.: построенный дом - строящийся дом.

    Следует помнить , что основным выразителем значения страдательности является именно страдательное причастие, и там, где оно имеется, возвратное причастие обычно недопустимо.

    Так, грамматически некорректными будут обороты: ребёнок, одевающийся нянькой ; ящик, сделавшийся столяром . В данном случае обязательным является употребление именно страдательных причастий:ребёнок, одеваемый нянькой ; ящик, сделанный столяром .

    Возвратное причастие обычно используется тогда, когда соответствующего страдательного причастия в языке нет или оно малоупотребительно. Например, не образуются или являются малоупотребительными формы страдательных причастий прошедшего времени от глаголов несовершенного вида.

    Ср.: доклад, написанный студентом в прошлом году; доклад, писавшийся студентом в течение года.

3. Следует помнить также, что в русском языке нет и не может быть причастий будущего времени . Нельзя использовать причастия по отношению к будущему! Поэтому грамматически некорректными будут конструкции типа:

Уже через несколько лет мы будем иметь целый комплекс предприятий, могущих вызвать экологическую катастрофу.

При образовании форм деепричастий необходимо учитывать следующие моменты.

1. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -а/-я :

брать - берут - беря; плакать - плачут - плача.

    Ряд глаголов несовершенного вида образует также деепричастия с помощью суффикса -учи/-ючи :

    будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.

    Однако сколько-нибудь широкого распространения в литературном языке они не получили. Обычно формы на -учи/-ючи воспринимаются либо как устаревшие, либо как средство стилизации народной и старинной речи.

    Обратите внимание на формы деепричастия от следующих глаголов: лазать - лазая, плыть - плывя, щипать - щипля, махать - маха (допустимо - маша ), страдать - страдая (в художественной речи можно встретить - страждя ), сыпать - сыпля (допустимо - сыпя ), внимать - внимая и внемля (устаревшее).

    Кроме того, не все глаголы несовершенного вида способны образовывать деепричастия. Как правило, не образуют деепричастий глаголы, не имеющие в основах настоящего времени гласных (ср.: ткать - ткут ):

    бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), жать (рожь), ждать, жечь, лгать, лить, мять, пить, рвать, слать, спать, ткать, тереть, шить.

    Отсутствуют или не употребляются деепричастия от глаголов с чередованием в основах инфинитива и настоящего времени согласных з-ж, с-ш (ср.: вяз ать - вяж ут, пляс ать - пляш ут ):

    весить, вязать, казаться, косить, лизать, плясать, резать, чесать.

    Не образуют деепричастий глаголы несовершенного вида на -чь, на -нуть :

    беречь, жечь, мочь, печь, сечь, стеречь, стричься, течь, вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мёрзнуть, мокнуть, пахнуть, тонуть, тянуть.

    Не употребляются деепричастия несовершенного вида от глаголов:

    арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть, хотеть.

2. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) глаголов совершенного вида в основном с помощью суффикса -в :

купить - купив, решить - решив.

    От ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а/-я (войти - войдя, вычесть - вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши (обидевшись, огорчившись и др.).

    В подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом -в : они более кратки и более благозвучны. Неблагозвучность форм типа написавши особенно подчёркивал М. Горький. Но следует иметь в виду, что у возвратных глаголов обычно существует только одна форма - засмеявшись, закутавшись . Использование суффикса -ши вместо суффикса -в характерно и для многих глаголов с основой на согласную: вырасти - выросши; спасти - спасши .

    Употребление суффикса -а/-я при образовании деепричастий совершенного вида (ср.: положив - положа, услышав - услыша, заметив - заметя ) было достаточно распространённым явлением в ХIX-начале XX в. Например, такие формы широко использовались М. Горьким: наклоня, подойдя, сойдя и др. В настоящее время многие из этих форм вышли из употребления.

3. Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого.

Например, в предложении: Я набирала номер, положа трубку - ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом -а . От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса -а , но нормативным вариантом будет форма с суффиксом -в (положив трубку ).

    Достаточно частотными являются ошибки такого рода при употреблении фразеологизмов. Во многих из них встречаются устаревшие формы деепричастий (положа руку на сердце, очертя голову ). Произвольная замена таких форм на современные формы в некоторых идиоматических выражениях (бросился вон очертив голову ) является ошибкой!

    Достаточно регулярно в речи наблюдается и так называемое заполнение «пустых клеток», то есть ошибочное образование деепричастий от глаголов, которые в литературном языке не могут иметь деепричастные формы вообще (например: Спя , он вздрагивал ).






Виды исследования на уроке Наблюдение за ролью причастий и деепричастий в художественных текстах Конструирование предложений Создание минитекстов с предложенными словами и словосочетаниями Работа с фотографиями пейзажей Индивидуальная работа по карточкам Написание лирической миниатюры


Зима в стихотворениях русских поэтов Прочитайте тексты. Найдите в них примеры употребления причастий и деепричастий Береза Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром Афанасий Фет Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она… Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. Сергей Есенин Пороша Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна…


« Хрустальный звон » В. Астафьева Вышел утром на берег реки, а по ней звон, тонкий - тонкий, еле уловимый. Не сразу понял, в чем дело: река уходила в зиму высокая, прибрежные кусты затоплены, ночью ударил заморозок - вода « подсохла », - и на всех веточках, на побегах тальников и на затопленной осоке настыло по ледышке. Висели они колокольцами над водой, струями шевелило тальники, льдинки позванивали едва внятно, а когда занимался ветерок, звон густел, угрюмая, бурная, все лето недовольно гудевшая река начинала искрить из конца в конец. … Чуть слышный хрустальный звон раздавался кругом, россыпь искрящихся колокольчиков над берегами – голос грустного предзимья по всему небесному миру. Задание Найдите в тексте лирической миниатюры причастия и причастные обороты и определите их роль


Дидактические материалы Составьте предложения, используя данные слова и словосочетания: Порхающая с ветки на ветку птичка, усыпанная снегом аллея, блистающие искорки на серебристом инее, в разбушевавшейся метели, стеклянный звон, туманный лик луны, непроходимый лес, искрящийся на солнце снег, укрыв снежным одеялом. Конструирование предложений по данным схемам Ι Ι, X. X, Ι Ι,..., и …, Ι._._._._._. Ι, …. Ответьте на вопросы: Какого цвета сегодня небо? Какое солнце? Как еще можно об этом сказать? Подбор ассоциативных понятий к слову зима Какие слова вспоминаются, когда вы слышите это слово? Какие из них причастия и деепричастия?




Орфографическая и синтаксическая работа В чернеющ.. м лесу, шумящ.. м потоком, устремляющ.. гося потока, о льющ.. мся дожде, задымивш.. ся речку, закрасневш.. ся зари, у волнующ.. ся озера, колеблющ.. мся ветерком, встречающ.. ся льдинами. Блестящий снег, укрывший землю, скрипит под сапогом моим.(Синтакс. разбор) 1. К реке сбегает тропинка едва видимая во мгле. 2. Серебрится река слабо озаряемая луной. 3. Шелестит камыш чуть колеблемый ветром. 4. Чьи - то голоса слышимые издалека гулко раздаются в ночной тишине. 5. Вдали стоял почти невидимый лес. 6. Тень колеблемая ветром то укорачивалась то удлиннялась.7. Лес запорошенный снегом одиноко стоял до весны. (Графически обозначить причастные обороты).


Подведение итогов В ТЕЧЕНИЕ УРОКА БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ РАБОТ: НАБЛЮДЕНИЕ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ТЕКСТАМИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ В НИХ РОЛИ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ, РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ЛИРИЧЕСКИХ МИНИАТЮР, ПОВТОРЕНИЕ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ, СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ, КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СХЕМАМ. Домашнее задание: написать сочинение - миниатюру по данному началу. (Вот и дождались мы снега. Он выпал …)