Пройти тесты онлайн на темперамент и характер. Методика «интеллектуальная лабильность» или умение переключаться Интеллектуальная лабильность тест 12 15 лет костроминой

Нервная система любого живого организма обладает таким свойством, как лабильность. Это скорость изменения процессов возбуждения и торможения в специфических клетках – нейронах. Проявляется такое качество и в физиологическом плане, и в психологическом. В первом случае отмечаются вегетативные нарушения в организме, что приводит к сбоям в работе различных его органов и систем. При этом часто нарушаются такие жизненно важные функции как дыхание, кровообращение и многие другие. Психологическое же проявление данного свойства нервной системы – эмоциональная и интеллектуальная лабильности. При этом в современных условиях для человека очень важна последняя из них.

Интеллектуальная лабильность – что это такое

Психическая активность человеческого мозга основана, прежде всего, на качестве его интеллекта. Это понятие подразумевает определенный уровень умственного развития, позволивший в свое время разделить человека, как существо разумное, и животных. Интеллект как способность включает в себя склонность к познанию, логическому мышлению, анализу полученной информации. И здесь, как никогда важна интеллектуальная лабильность. Что же это такое?

В условиях современного общества, его быстрого развития, поток поступающей извне информации непрерывно растет. Успешность деятельности человека зависит не только от его конкретных профессиональных знаний. Крайне необходимо умение мыслить продуктивно и конструктивно, быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, выделяя существенное и необходимое в каждый конкретный момент. Для этого требуется достаточно высокий уровень интеллектуальной лабильности, что подразумевает быстрое переключение между процессами возбуждения и торможения в нервной системе.

Подобное качество нервной системы очень востребовано в современном мире. Человек, обладающий достаточной лабильностью умственных способностей, всегда адекватно реагирует на изменения ситуации, умеет мыслить нестандартно, быстрее приобретает новые умения и навыки. Такие свойства очень важны в различных сферах деятельности. Для оценки уровня интеллектуальной лабильности разработан специальный тест. Он позволяет определить профессиональную пригодность человека, претендующего на получение достойной работы.

Интеллектуальная лабильность, тест

Существует множество тестов, на основе которых можно выяснить, насколько развиты у конкретного человека различные психические качества: память, внимание, мышление. Обычно определяется только одно какое-либо из них, например, внимание. Однако для человека очень важной является способность к его переключению, или интеллектуальная лабильность, тест на которую проводят с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности.

Материал для обследования, состоящий из 40 быстро перечисляемых заданий, предлагается в устной форме. Это исключает возможность возврата к пропущенному вопросу. Для записи ответов есть специальный бланк. Он представляет собой прямоугольник, разделенный на 42 квадрата с определенными номерами, которые идут не по порядку. Для проверки уровня интеллектуальной лабильности тест предусматривает задания, требующие быстрого переключения внимания, начиная уже с того, что их номера не совпадают с порядком нумерации квадратов.

Ответы, вписываемые в бланк, могут представлять собой буквы, цифры, прямые линии, а также различные геометрические фигуры. При оценивании результатов учитываются как ошибочно выполненные, так и пропущенные задания. Высокий уровень интеллектуальной лабильности предполагает не более 4 допущенных недочетов. При наличии же 15 ошибок и более, переключаемость между процессами возбуждения и торможения очень низка.

Исследование интеллектуальной лабильности, методика

Для получения точных результатов при проведении тестирования необходима правильная его подготовка. С помощью специально разработанной методики интеллектуальная лабильность человека становится практически «прозрачной». Тест проводится с участием двух сторон. Первая из них представлена так называемым экспериментатором – человеком, который озвучивает все задания. В случае необходимости можно использовать аудиозапись с текстовым материалом.

Вторая сторона, принимающая участие в исследовании – это человек, выступающий в качестве испытуемого. С помощью универсальной методики интеллектуальную лабильность можно также исследовать одновременно у группы людей, конечно, относительно малой. Ограничение по численности связано со сложностью подачи информации в большой аудитории.

Объективность исследования во многом зависит от двух важных факторов. Один из них – это четкость произнесения каждого задания экспериментатором либо хорошее качество аудиозаписи. Второй фактор – готовность испытуемой стороны к предстоящему тестированию. Для этого необходимо заблаговременное разъяснение того, что предстоит сделать. Также обязательно требуется и предупреждение об ограниченности времени, предоставленного для выполнения каждого задания.

В результате тестирования возможно выявление одного из четырех уровней интеллектуальной лабильности, в зависимости от количества допущенных ошибок. Способность нервной системы к быстрому переходу от состояния возбуждения к торможению или же, наоборот, оценивается следующим образом: хорошая, средняя, низкая и очень низкая.

Современный мир требует от человека достаточно высокого уровня интеллектуальной лабильности. Ведь только при хорошей способности нервной системы к своевременному переключению можно достичь значительных успехов в выбранной сфере деятельности. Это объясняется тем, что получение любых новых знаний и умений требует обучения, способность к которому зависит от интеллекта и такого его свойства, как лабильность.

Инструкция. Перед вами бланк, разделенный на тридцать квадратов. Каждый квадрат - это простое задание, которое вы должны выполнить всего за три секунды. Задание не повторяется. Если вы не успели его выполнить, переходите к следующему.

Примечание. Задания следует читать в обычном темпе (не диктовать!), громко и четко. Ребят надо предупредить, чтобы они не смотрели друг другу в тетради и не просили повторить задание. Оценка производится по количеству ошибок. Пропущенное задание считается ошибкой. В рабочих тетрадях учитель проставляет результат, выражающийся в количестве правильно выполненных заданий. Не стоит акцентировать внимание на том, что кто-то лучше всех справился с этой работой - пусть ребята сами сделают выводы об уровне развития у них качеств, необходимых для данной группы профессий. Учитель собирает бланки и сам проверяет выполненное задание.

Текст опросника

1. Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца в году.

2. Напишите слово «пар» так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике.

3. Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями.

4. Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3.

5. Поставьте в треугольнике «+», а в прямоугольнике - «1».

6. Разделите третий круг на две части.

7. Напишите предпоследнюю букву своего полного имени.

8. Соедините точки прямой линией и поставьте «+» в меньшем треугольнике.

9. Зачеркните гласные буквы.

10. Продлите боковые стороны трапеции до их пересечения друг с другом.

11. Соедините между собой точки 2, 4 и 5.

12. Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные.

13. Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В - стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку.

14. Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус.

15. Поставьте в верхнем левом углу прямоугольника 0, в нижнем правом плюс.

16. Подчеркните галочки и зачеркните палочки.

17. Если в слове «подарок» третья буква - не «и», запишите сумму чисел 3 и 5.

18. В слове «салют» обведите кружком согласные буквы, а в слове «дождь» зачеркните гласные.

19. Разделите 54 на 9 и впишите результат в прямоугольник.

20. Обведите в кружок повторяющиеся цифры.

21. Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните.

22. Под согласными буквами поставьте плюс, а под гласными - минус.

23. Напишите слово «мир» так, чтобы первая буква была написана в прямоугольнике, а последняя - в круге.

24. Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево.

25. Заключите букву «М» в квадрат, «К» - в круг, «О» - в треугольник.

26. Напишите в прямоугольнике сумму чисел 5 и 2.

27. Зачеркните цифры, которые делятся на 3.

28. Поставьте в круг галочку, а в прямоугольник - цифру 3.

29. Обведите четные цифры.

30. Поставьте нечетные цифры в скобки.

Методика предназначена для исследования лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Методика состоит из ряда несложных заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке. Методика предназначена для взрослых испытуемых. Обследование можно проводить как индивидуально, так и в группе, возможно использование магнитофона.

Процедура проведения

Инструкция

“Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание! Начинаем!”

Обработка и интерпретация результатов

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание.

Нормы выполнения:

0 - 4 ошибки - хорошая способность к обучению;

5 - 9 ошибок - средняя лабильность;

10 - 14 ошибок - низкая лабильность, трудности в переобучении;

15 и более ошибок - мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе.

Стимульный материал

Тестовый материал

1. (Квадрат 1). Напишите первую букву имени «Сергей» и последнюю букву первого месяца года (3 сек.).

2. (Квадрат 4). Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек.).

3. (Квадрат 5). Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек.).

4. (Квадрат 6). Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом № 2 и над кругом № 3 (3 сек.).

5. (Квадрат 7). Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.).

6. (Квадрат 6). Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек.).

7. (Квадрат 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек.).

8. (Квадрат 12). Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 сек.).

9. (Квадрат 13). Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек.).

10. (Квадрат 15). Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек.).

11. (Квадрат 17). Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 сек.).

12. (Квадрат 18). Если в слове СИНОНИМ шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 сек.).

13. (Квадрат 19). Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек.).

14. (Квадрат 20). Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек.)

15. (Квадрат 21). Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек.).

16. (Квадрат 22). Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек.).

17. (Квадрат 23). Соедините конец первой линии и верхним концом второй, а верхний конец второй – с нижним концом четвертой (3 сек.).

18. (Квадрат 24). Зачеркните нечетные цифры и подчерните четные (5 сек.).

19. (Квадрат 25). Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 сек.).

20. (Квадрат 26). Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку (3 сек.).

21. (Квадрат 27). Если слова ДОМ и ДУБ начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек.).

22. (Квадрат 28). Поставьте в крайней слева клеточке О, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 сек.).

23. (Квадрат 29). Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек.).

24. (Квадрат 30). Если в слове ПОДАРОК третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5 (3 сек.).

25. (Квадрат 31). В слове САЛЮТ обведите кружком согласные буквы, а в слове ДОЖДЬ зачеркните гласные (4 сек.).

26. (Квадрат 32). Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек.).

27. (Квадрат 33). Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек.).

28. (Квадрат 34). Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек.).

29. (Квадрат 35). Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными – стрелку, направленную влево (5 сек.).

30. (Квадрат 36). Напишите слово МИР так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 сек.).

31. (Квадрат 37). Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных – вверх (5 сек.).

32. (Квадрат 39). Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек.).

33. (Квадрат 40). Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек.).

34. (Квадрат 41). Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией -стрелку, направленную влево (2 сек.).

35. (Квадрат 42). Заключите букву М в квадрат, К – в круг, О – в треугольник (4 сек.).

36. (Квадрат 43). Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел – в ромбе (4 сек.).

37. (Квадрат 44). Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 сек.).

38. (Квадрат 45). Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 – только в прямоугольник (3 сек.).

39. (Квадрат 46). Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек.).

40. (Квадрат 47). Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные – в круглые (5 сек.).

Скачать тестовый материал

Бланк ответов

Скачать бланк ответов

Литература

1.Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с. (с. 553-559)

Цель : исследование лабильности, то есть способности к обучению, освоению нового вида деятельности, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Она состоит из нескольких заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке, который выдается перед началом работы (Образец бланка см. Приложение).

Инструкция : «Вам предлагается выполнить 40 несложных заданий, ответы на которые вы будете фиксировать на специальном бланке. Время работы над каждым заданием ограничено несколькими секундами. Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание. Начинаем».

1. Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3с).

2. (Квадрат 4) Напишите слово ПАР так, чтобы одна любая буква была в треугольнике (3с).

3. (Квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4с).

4. (Квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3с).

5. (Квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3с).

6. (Квадрат 8) Разделите второй круг на три, а четвертый на две части (4с).

7. (Квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3с).

8. (Квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте ноль (4с).

9. (Квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4с).

10. (Квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4с).

11. (Квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точку пересечения последней буквой названия вашего города (4с).

12. (Квадрат 18) Если в слове «синоним» шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3с).

13. (Квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3с).

14. (Квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3с).

15. (Квадрат 21) Если два многозначных числа не одинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2с).

16. (Квадрат 22) Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой (4с).

17. (Квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй – с нижним концом четвертой (3с).

18. (Квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5с).

19. (Квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4с).

20. (Квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С – галочку (3с).

21. (Квадрат 27) Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3с).

22. (Квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3с).

23. (Квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3с).

24. (Квадрат 30) Если в слове «подарок» третья буква не И, напишите сумму чисел 5 +5 (3с).

25. (Квадрат 31) В слове «салют» обведите кружком согласные буквы, а в слове «дождь» зачеркните гласные (4с).

26. (Квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3с).

27. (Квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4с).

28. (Квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3с).

29. (Квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными – стрелку, направленную влево (5с).

30. (Квадрат 36) Напишите слово «мир» так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3с).

31. (Квадрат 37) Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных вверх (5с).

32. (Квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3с).

33. (Квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5с).

34. (Квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией – стрелку, направленную влево (2с).

35. (Квадрат 42) Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник (4с).

36. (Квадрат 43) Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел – в ромбе (4с).

37. (Квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5с).

38. (Квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 – только в прямоугольник (3с).

39. (Квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5с).

Тест «Интеллектуальная лабильность»

Цель. Исследование лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Материал. Специальный бланк для ответов, выдается каждому испытуемому.

Описание. Методика состоит из нескольких заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке (рис. 22). Методика предназначена для взрослых испытуемых.

Инструкция. «Вам предлагается выполнить 40 несложных заданий, ответы на которые вы будете фиксировать на специальном бланке. Время работы над каждым заданием ограничено несколькими секундами. Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание. Начинаем».

Тестовый материал

    (Квадрат 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 сек.).

    (Квадрат 4). Напишите слово «ПАР» так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек.).

    (Квадрат 5). Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек.).

    (Квадрат 6). Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом № 2 и над кругом № 3 (3 сек.).

    (Квадрат 7). Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.).

    (Квадрат 8). Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек.).

    (Квадрат 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек.).

    (Квадрат 12). Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 сек.).

    (Квадрат 13). Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек.).

    (Квадрат 15). Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек.).

    (Квадрат 17). Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 сек.).

  • 12. (Квадрат 18). Если в слове «СИНОНИМ» шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 сек.).
  • 13. (Квадрат 19). Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек.).
  • 14. (Квадрат 20). Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек.).
  • 15. (Квадрат 21). Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек.).
  • 16. (Квадрат 22). Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек.).
  • 17. (Квадрат 23). Соедините конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой (3 сек.).
  • 18. (Квадрат 24). Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 сек.).
  • 19. (Квадрат 25). Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 сек.).
  • 20. (Квадрат 26). Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В - стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку (3 сек.).
  • 21. (Квадрат 27). Если слова «ДОМ» и «ДУБ» начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек.).
  • 22. (Квадрат 28). Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 сек.).
  • 23. (Квадрат 29). Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек.).
  • 24. (Квадрат 30). Если в слове «ПОДАРОК» третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5 (3 сек.).
  • 25. (Квадрат 31). В слове «САЛЮТ» обведите кружком согласные буквы, а в слове «ДОЖДЬ» зачеркните гласные (4 сек.).
  • 26. (Квадрат 32). Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек.).
  • 27. (Квадрат 33). Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек.).
  • 28. (Квадрат 34). Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек.).
  • 29. (Квадрат 35). Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево (5 сек.).
  • 30. (Квадрат 36). Напишите слово «МИР» так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 сек.).
  • 31. (Квадрат 37). Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных - вверх (5 сек.).
  • 32. (Квадрат 39). Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек.).
  • 33. (Квадрат 40). Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек.).
  • 34. (Квадрат 41). Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево (2 сек.).
  • 35. (Квадрат 42). Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник (4 сек.).
  • 36. (Квадрат 43). Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел - в ромбе (4 сек.).
  • 37. (Квадрат 44). Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 сек.).
  • 38. (Квадрат 45). Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 - только в прямоугольник (3 сек.).
  • 39. (Квадрат 46). Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек.).
  • 40. (Квадрат 47). Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые (5 сек.).

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нормы выполнения: 0-4 ошибки - высокая лабильность, хорошая способность к обучению; 5-9 ошибок - средняя лабильность; 10-14 ошибок - низкая лабильность, трудности в переобучении; 15 и более ошибок - мало успешен в любой деятельности.