Приказная система. Приказная система Приказная реформа содержание

В середине XVI в. в России завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления - сложилась разветвленная сеть приказов. Перерастание

дворцово-вотчинной системы в приказную было показателем централизации Российского государства, так как дворцовые органы, ведавшие ранее лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.

Приказы - это учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Первые приказы

появились еще до реформы Ивана IV, когда функции управления теми или иными вопросами стали поручаться (приказываться) боярам. К середине XVI в. в стране существовало около 20 приказов. Ведущая роль в период становления приказной системы принадлежала военно-административным приказам. В числе реформ, проведенных Иваном IV, была военная реформа, реорганизовавшая армию. Основу русской армии составили дворянская конница и стрельцы.

Необходимость в стрелецком войске возникла в связи с развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Создание постоянного стрелецкого войска явилось большим шагом вперед в организации военных сил России. Первоначально стрельцов было три тысячи.

Для управления стрельцами был создан специальный Стрелецкий приказ. Военная реформа предусматривала усиление артиллерии

(для ее управления создан Пушкарский приказ), наем в русскую армию иностранцев привел к созданию Иноземного приказа. Для несения пограничной службы стали привлекать казачество - возник Казачий приказ, ведавший казачьими войсками. Личным составом боярской и дворянской конницы ведал созданный в начале XVI в.

Разрядный приказ, фиксировавший все назначения на службу, перемещения в должностях на основе принципа местничества, т.е. родовитости и знатности. Поместный приказ ведал поместными земельными владениями служилых дворян. В его функции входил контроль по обеспечению дворян поместными землями за военную службу в соответствии с установленными нормами.

В это же время появились специальные территориальные приказы, в ведении которых находилось управление территориями, присоединенными к России или осваиваемыми (Казанский приказ).

В период сословно-представительной монархии возник в России зародыш центрального полицейского органа. Сначала это была Боярская дума по разбойным делам, а затем Разбойный приказ, в компетенцию которого входила разработка для местных органов наказов по борьбе с общеуголовными преступлениями и назначение на места соответствующих должностных лиц. Этот приказ уже в середине XVI в. возглавил систему полицейско-сыскных органов. В данном приказе утверждались на должности губные старосты, целовальники и дьяки, приговоры губных изб; во второй инстанции рассматривались разбойные и тяжебные дела. В Москве полицейские функции выполнял Земский приказ.

Дворцовые приказы обслуживали личные потребности царя и его семьи. Их было несколько: приказ Конюшенный ведал царской конюшней, были Ловчий, Сокольничий, Постельничий и другие приказы.

Должности руководителей этих приказов считались особо почетными, и по принципу местничества их могли занимать наиболее родовитые феодалы. Специально для рассмотрения обращений к самому царю дворян и детей боярских как особая их привилегия при Иване IV был создан

Челобитный приказ. Для ведения дел о холопах создан Холопий приказ, тогда как прежде ими занимались местные органы управления и Каенный приказ. В Холопьем приказе в особых книгах регистрировались кабальные записи, рассматривались иски по делам о беглых холопах.

Особо важную роль выполнял Посольский приказ, ведавший многообразными внешнеполитическими вопросами, которыми до этого занимались многие органы, в том числе Боярская дума. Отсутствие единого центра посольского дела создавало значительные неудобства: прежде всего при большом числе лиц, участвовавших в регулировании межгосударственных отношений, трудно было со- хранить государственную тайну.

Посольский приказ вел переговоры с представителями иностранных государств, вырабатывал важнейшие документы по внешнеполитическим вопросам с обоснованием позиции Российского государства, решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Роль Боярской думы в результате создания Посольского приказа в решении вопросов внешней политики снизилась. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. По мере усложнения задач государственного управления число приказов росло. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной, но в то же время создало значительный бюрократический аппарат и стиль его работы.

Билет 1

Образование древнерусского государства

Источники сведений о славянах: 1.письменные (известия греческих и римских авторов (геродот, иордан, тацега и др) 2.археологические источники (связывают славян пряжской, пеньковской, культуры длинных курганов) 3. лингвистические (данные топонимики (названия) 4.антропологические (костные останки)

проблема прародины славян: если обобщить разные источники, то можно выделить несколько теорий:

1. Дунайская (с Дуная на север и северо-восток) - появились на Балканах(Ключевский, Соловьев) 2, скифосарматская (Соболевский ) 3. Прибалтийская (ломоносов, Шахматов) 4. Висло-одерская (носек, мартынов) славяне появились в польше, восточной украине. 5. среднеднепровская (нидерле, рыбаков)

Расселение восточных славян

Восточные славяне обособились чуть позднее южных и западных в 7-9 вв «повесть временных лет» упоминает 13 восточнославянских племен (поляне, древляне, новгородцы, вятичи, полочане, волоняне, хорваты)

происхождение этнонима «русь» 1. днепрово-киевская гипотеза - правый приток Днепра река Рось (Тихомиров, Рыбаков)2. индоиранские корни - ролаксаны 5-6 вв. (трубачев, седов)3. византийское происхождение «русиус» -пурпурный, красный (завитневич)4. финно-угорские племена называли так всех чужеземных воинов и гребцов (ковалев, петрухин)5. Норманская теория - появилась в середине 18 века, авторами ее были немецкие историки байей, шлецер (кртика норманской теории: 1.археологические - раскопки Новгорода 2.лингвистические-синеус и трувор;3.историографические-«бироновщина»1730-40 гг; 4.создание государства - это длительный социально-экономический процесс, который нельзя навязать извне, 3 человека не могут организовать государство, 5. государство получило название от племен норманов, 6.у норманов к этому времени не было государства, они были военными торговцами, их предгосударственный уровень развития был намного ниже, чем у Руси 7.новгородцы - это жители города, значит у них было ремесло, торговля, система самоуправления (вече), то есть рюрик пришел в место, где уже были предпосылки к созданию государства)

Повесть временных лет

Задачи: -укрепление русской митрополии (положение церкви)-поддержка киевского князя-трансляция христианских ценностей-формирование коллективной идентичности через память народа

этапы формирования древнерусского государства:

1.объединение племен восточных славян 862-882

862 - признание рюрика новгородцами

882-объединение Киева и Новгорода князем Олегом

древнерусское гос-во, объединив киев и Новгород стало контролировать, торговый путь из варяг в греки

2.расширение границ - конец 9 - 10 вв

князь Игорь - походы на Константинополь, ольга, святослав, победа над ясами икосонами

подчинение вятичей, победа над печенегами, захват болгарии

З.языческие реформы и принятие христианства князем Владимиром. Целью этих преобразований стало идеологическое объединение славянских племен

988 - Владимир принимает христианство

причины:- дипломатический союз с Византией - соотношение церкви и государственной власти - славянская письменность- социально-психологические причины кроме религиозной реформы Владимир создал собственную монету, создал (общегосударственную систему укрепления «змиевы валы», ликвидировал старые теменные княжения и посадил наместниками в большинство городов своих сыновей. принятие единого свода законов Русской правды (11-12 вв) была создана и единая судебная система.

«русская правда» ! правовой кодекс Руси. правда Ярослава основана на устном законе Руси. Содержит в себе, прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства, является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.

Вывод: формирование государства у славян шло с 9 по 12 века, это был длительный и сложный процесс, в котором участвовали разные племена и силы, включая варяг.

Билет 2

Политический строй и социальная структура Древнерусского государства. Русская правда(первый письменный свод русских законов).основные редакции, дошедшие до нашего времени:

Краткая лравда(Пв)состоит из 2 составных частей: 1.правда Ярослава(сг.1-18)2.правда Ярославичей(ст19-41). Пространная правда(12в):1.и2.правда Ярослава и Ярославичей(ст.1-52) З. устав Владимира Мономаха(ст.53-121). Сокращенная правда(15в): включает ряд переработанных статей Пространной правды. Социальная структура населения(по правде Ярослава): князь->люди->холопы. Для правды Ярослава характерно: право кровной мести, холопы-объекты права, социальное разделение по принципу-свободы/несвободы, изгой Пространная редакция(12в): князь->старшая дружина(80гривен)->младшая дружина, люди(40гр0->смерды, закупы, рядовичи(5гр.)->холопы(нет виры) <=лестничная система. Смерды- полузависимые крестьяне(государственные)в случае смерти смерда его имущество переходит к старшему сыну или князю. Закупы-временные холопы, взявшие долг или вынужденный отрабатывать его своим трудом. Рядовичи-време.холоп, заключивший ряд или договор с господином. Источники холопства добровольная продажа в рабство, женитьба на рабе + бегство закупов и рядовичей: дети холопов На протяжении 11-12веков в Киевской Руси произошли ряд изменений:запрет кровной мести(штраф),появление новый социальных категорий,социальное расселение идет по экономическому принципу.

Социальное устройство Киевской руси.1.раннеклассовый характер общества,в соц.строе которого сочетаются элементы родового, рабовладельческого и феодального обществ.(Фроянов) 2.Раннефеодальный характер общества,кот. находится на начальной стадии феодального развития. Основную роль отводили княжеской власти.(Греков,Рыбаков). З. Княжеско-общинный строй,который стоял еще на пороге феодального развития Вече(Зимин, Алексеев).

Билет 3

Образ жизни, быт и нравы древних русичей

Основным типом поселений славян 6-7 вв были селища - небольшие укрепленные или полуукрепленные поселения вдоль рек.

В 8-9 вв появляются городища мысового типа (Изборское, Псковское и др) В 10-11 вв количество городов растет, вокруг крепостей появляются посады В 11-13 вв полуземлянки сменяются домами каркасно-столбовой конструкции В городах развивается ремесло (выделялось 65 ремесленных специальностей) Численность населения киевской руси в 11-12 вв составляла 8,5 млн человек, прирост населения 10-13 вв - 64% Процент городского населения 2,4% Религиозные представления

Исторические источники - археологические (погребения, капища)- фольклор (мифология) лингвистические- письменные (негативная оценка христианства) этапы развития языческих представлений

1. культ предков (упыри, берегини, лешие, домовые)2. топические боги (род, лада, леля, макошь)3. рост социальных функций идолов (перун, велес, семаргл) наиболее известен Збручский идол

изменения погребального обряда- скорченное трупоположение (представления о реинкарнации)- вытянутое трупоположение- кремация- 9-11 вв кремация и ингумация (трупоположение) объединяются.

религиозные реформы князя Владимира

977-980 гг - междоусобная борьба с Ярополком Святославичем

980 - языческая реформа, цели: - объединение славянских племен- создание иерархии богов- противодействие христианству 988 г. Владимир принимает христианство Двоеверие на Руси

Этапы: 1. 10-13 вв - борьба христианства и язычества. 2. 14-17 вв - замещение или наложение христианства на язычество З. 17-20 вв -вытеснение языческих пережитков на бытовой уровень

религиозные противостояния в культуре 10-13 вв

христианство:- литература (жития, хождения, летописи, поучения)- архитектура (кресто-купольная система)- живопись (иконопись, фрески, миниатюра, мозаика) Язычество:- фольклор (былины, сказания, песни)- музыка- повседневная культура (ритуалы, ремесла, быт) медицина в 9-11 вв

медицина в киевской руси была тесно связана с языческими представлениями о магии. Она составляла основу народной медицины, которой занимались волхвы и знахари светская медицина использовалась князьями в военных целях, появились первые лекари (в основном священники)

появляется монастырская медицина. При монастырях образуются больницы

наиболее известными монахами, считавшимися покровителями медицины были Агапит, Дамиан и Алитий.

Билет 4

Монголо-татарское нашествие. в 1223 на реке Калке произошло первое столкновение монголов с русскими. из-за несогласованности в действиях князей русские дружины потерпели поражение. 1237-нападение Батыем на рязанское княжество. Батый разорил Коломну и москву, взял владимир. движение на восток называют «татарской облавой».1240-пал киев,1241-пало Галицко-волынское княжество. В 1243создано государство Золотая Орда. установилась система-монголо-татарское иго, сущность:князья получали ярлык на княжение в Орде, утверждавшей их пребывание на престоле;они должны были выплачивать большую дань монгольским правителям. Сначала сбором дани занимались баскаки(монгольские лица) в случае неповиновения посылались карательные отряды-рати. Военное превосходство монголо-татар,разобщенность русских князей,их распри. последствия-набеги нанесли тяжелый урон,гибель населения,разорение городов,дань разоряла страну, тормозила развитие экономики. Агрессия с Северо-запада, в 1240 князь Александр разгромил в устье Невы отряд шведский Биргера. Получил прозвище невского. 1241 вернули Псков. Решающее сражение в 1242 на Чудском озере (Ледовое побоище).победа русских-относительная безопасность северо-западных рубежей Руси, Новгородской земли.

Куликовская битва. В1380. хан Мамай, князь Дмитрий. Причины победы русских: полководческое искусство Дмитрия, мужество русских,несогласие в ордынских рядах, на куликовском поле впервые сражалось единое русское войско,под единым командованием. Значение:москва-объединение земель, произошел перелом в отношениях русь-орда, снизился размер дани, Орда продолжала слабеть. битва важнейший этап в формировании национального самосознания

5билет

реформы Ивана 4

Иван грозный в 1549 году впервые венчается на царство избранная рада (1547-1560 гг)

-думный дворянин Адашев-лротопоп Благовещенского собора Сильвестр.

1 Реформа- создание приказов(приказы вводили иерархию подчинения).

во главе приказа стоял Дьяк, которому подчинялись подьячие – писари.

количество приказов постепенно увеличивалось (основные - посольский, разрядный, поместный)

позже появился аптекарский приказ

ливонская война 1558-1583 гг вызвала необходимость военной реформы (служба была разделена на 3 группы: «по прибору» - стрельцы, по отечеству (землевладельцы), служилые иностранцы)

опричнина (1565-1572гг)

в декабре 1564 года Иван 4 забрал казну, все ценности и уехал из Москвы в александровскую слободу. Он заявил, что бояре мешают ему управлять. Опричнина разделила все территорию гос-ва на 2 части:

    центральную (наиболее развитые в экономическом плане уезды были переданы в личное управление царя)

    остальные территории называли земщиной и управлялись они по прежней схеме В рамках опричнины бояре подвергались систематическим преследованиям, уничтожались и выселялись на окраины.

-установление самодержавного управления -изъятие бояровских вотчин

в 1572 году опричнина была отменена. К этому времени она уже достигла своих целей -привела к экономическому упадку гос-ва

поводом для отмены опричнины стало нашествие крымского хана, справиться с которым могли лишь совместно земское и опричное войско смутное время

в отечественной историографии существуют несколько точек зрения по поводу начала смутного времени: (смерть Ивана4, смерть его сына Федора (1598)- наиболее принятая, смерть Бориса Годунова) 1598 - конец династии Рюриковичей

причины:- династический кризис - борьба крестьянства против закрепощения-последствия опричнины- иностранное вмешательство- междоусобная борьба боярских родов и их противостояние дворянам

окончанием смутного времени считается 1613 год, когда земский собор избрал на царство Михаила Романова

причины:- его активно поддерживала церковь- Романовы занимали промежуточное положение между враждующими группировками: боярами и дворянами.

Билет 6

социальная структура российского общества в период борьбы русского народа с иноземными завоевателями.

Изменение в укладе жизни, социальной структуре закрепило принятие христианства распространение новой религии способствовал о расширению международных связей Руси.

Но во время воин тратились огромные средства на содержание армии, поборы дани, выкачивали из страны огромные средства, которые могли бы пойти на развитие экономики и культуры страны. Так же происходило истребление знати. Русский боярин оказался прежде всего княжеской слугой и был очень тесно связан с верховной властью-Фамилии бояр происходили от имени и прозвища, владения могли быть легко.

Также престол могли потерять суверенные князья. Эта система пошла вниз.

Билет 7

Изменение образа жизни российского населения в период борьбы русского народа с иноземными завоевателями. «домострой» как свод нравственных норм и правил. Повседневная культура: В 15-16 вв появляется гос-ные праздники и общенациональные ритуалы. Основным источником о быте и нравах московского гос-ва является «домострой» он появляется в 15 веке в Новгороде. В 15 веке он был переработан и записан протоколом Сильвестром, как поучение своему сыну, «домострой» состоит из Зх частей:- отношение к церкви и царской власти-внутрисемейное устройство- организация домашнего хозяйства их объединяет общая идея христианской воцерквленности быта проблемы церковной организации в 15-17 вв. в 15-16 вв в русской православной церкви развернулась борьба между иосифлянами и нестяжателями

иосифляне выступали за укрепление материального положения церкви и царской власти, (иосиф волоцкий)

Нестяжатели высказывались за возвращение аскетизму раннего христианства (у церкви не должно быть богатств) Нил Сорский Стоглавый собор 1551 года

(митрополит макарий)- интересы государственной казны - устройство церкви- борьба с предрассудками и нравами мирян

Реформа центрального управления. Приказы

В царствование Ивана Васильевича окончательно оформляется приказная система. Приказы принимают значение отраслевых министерств. Прежде многие из них носили характер дворцовых ведомств, на что указывали их названия - приказ Ловчий (1509), Казённый (1512), Большого дворца (1534).

При царе Иване IV появляются следующие приказы: финансовый приказ Большого прихода (1554), Земский (1564), Печатный (1553), Полоняничный (начало 1550-х), Посольский (1549), Разрядный, Стрелецкий (1571), Холопий (1550-е), Челобитный (1550-е), Ямской (1550).

Военные реформы Ивана IV привели к созданию Разрядного приказа, ведавшего личным составом и службой поместного войска, а также Поместного приказа, который занимался обеспечением служилых людей землёй. К 1550-м относится появление Стрелецкого приказа, ведавшего регулярными подразделениями русской армии - стрелецким войском.

Упорядочивание системы «ямской гоньбы» привело к возникновению Ямского приказа - государственной службы связи.

Введение местных губных учреждений, занимавшихся сыском и наказанием уголовных преступников, вызвало организацию Разбойного приказа.

Расширение международных связей Московского государства способствовало созданию Посольского приказа.

Следствием «собирания земель» явилось учреждение, преимущественно в 1560-х, административно-финансовых и судебных приказов территориального характера. К ним относились приказы Костромской четверти, Новгородской четверти, Устюжской четверти, приказа Казанского дворца.

Несмотря на возникновение системы центрального управления, количество профессиональных бюрократов в московском государстве было ничтожным, не сравнимым ни с современными ей западно-европейскими странами, ни с Россией петербургского периода.

Столь любимые либеральными критиками ситуации, когда государственные чиновники больше работают на себя, чем на государство, были невозможны в эпоху Ивана Грозного. Казнокрадство, мздоимство, действия в интересах знати или своего кармана каралось быстро и однозначно - смертью.

Феодалов, вроде Курбского, бесило, что чиновников царь «избирает их не от шляхетского роду, ни от благородства, но паче от поповичей или от простого всенародства, а от ненавидячи творит вельмож своих».

Недовольный новыми порядками боярин Т. Тетерин писал боярину М. Я. Морозову: «Есть у великого князя новые верники-дьки… у которых отцы вашим отцам в холопстве не пригожалися, а ныне не только землею владеют, но и вашими головами торгуют».

Пропагандист Гваньини, работавший на польского короля, с возмущением замечает: «Простолюдинов он делает, большей частью по собственной воле (в чем ему никто не прекословит), дворянами, воеводами и чиновниками».

Что ж, дьяки (чиновники) в самом деле происходили из грамотных простых людей, преимущественно «поповского рода». Их квалификация была на голову выше чем у знатных персон, поэтому их действительно включали в состав правительства, где они становились «думными дьками», назначали комендантами крепостей и командирами гарнизонов.

Михалон Литвин с восхищением писал о порядках, установленных в Московии: «Москвитяне соблюдают равенство между своими и не дают одному много должностей. Управление одной крепостью на год или, много, на два поручают двум начальникам вместе и двум нотариям (подъячим). От этого придворные ревностнее служат своему князю и начальники лучше обращаются с подчиненными, зная, что они должны отдать отчет и подвергнуться суду, ибо осужденный за взятки бывает принужден драться на поединке с обиженным».

В течение 1550-х, благодаря новой системе управления, была проведена перепись и установлены справедливые налоги, которые должны были платить также бояре и монастыри.

Если ранее податные единицы - соха, выть, обжа - назначались произвольно и были свои в каждой области, то теперь вводились стандартные сохи. Они зависели от качества земли («хорошей», «средней», «худой»), каждой присваивался номер. Со всех одинаковых сох платились одинаковые подати.

Общая сумма государственных податей составляла для крестьянского двора около девяти процентов дохода.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Пётр Первый - проклятый император автора Буровский Андрей Михайлович

РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Со страниц множества книг звучит рефрен: «Пётр создал новые государственные учреждения! Пётр отменил прежнюю систему управления!»Но в первые годы правления Петра он и не думал ничего менять. Страна жила, управляемая все теми же

автора Щепетев Василий Иванович

Реформа местного управления Губернское правление. В начале своего царствования Петр I пытался использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя выборные элементы управления. Так, указом от 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении наряду с

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформа городского управления Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур, приисков, шахт и верфей при Петре I появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоставить

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформа центрального управления Сразу же по восшествии Екатерины II на престол участник переворота Н. И. Панин (1718–1783) представил императрице проект изменений в центральном управлении. Он предлагал создать постоянный императорский совет, состоящий из четырех секретарей

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформа государственного управления В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом. Первая статья Основных законов утверждала: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и не ограниченный. Повиноваться

автора

Судьба центрального управления по смерти Петра I Комиссия не выработала проекта нового уложения, но депутатские наказы и прения обнаружили нужды и стремления различных классов населения. С этой точки зрения ценила Комиссию и сама Екатерина; она писала, что «Комиссия

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Устройство центрального управления по плану Сперанского Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный приступ к

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Сосредоточение центрального управления Централизация, хотя в меньшей степени, коснулась и центрального управления, где она была даже нужнее, чем в областном. Говоря о московских приказах XVI в., я уже имел случай заметить, что они и в XVII в. строились по-прежнему (лекция XXXVIII).

Из книги В тени Великого Петра автора Богданов Андрей Петрович

Реформа местного управления Кому-то может показаться, что Федор просто плыл по течению, принимая логичные решения, соответствующие интересам большинства в своем окружении. На самом деле он, пусть не всегда удачно, пытался переломить ход событий, диктовавшийся

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 3. Реформа местного управления Реформа центральных и местных органов власти была огромным шагом вперед по сравнению со старой приказно-воеводской системой государственной власти. Создана была система органов управления, каждое звено которой отличалось от других

Из книги «Вдовствующее царство» [Политический кризис в России 30–40-х годов XVI века] автора Кром Михаил Маркович

1. Жалованные и указные грамоты как источник по истории центрального управления 30–40-х гг. XVI в. (историографические заметки) Хотя актовый материал неоднократно привлекался исследователями при рассмотрении тех или иных аспектов внутренней политики 30–40-х гг. XVI в.,

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 1] автора Коллектив авторов

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 2] автора Военное дело Коллектив авторов --

№2п Справка Управления делами НКВМ по истории организации центрального аппарата военного управления в 1917-1928 гг. 28 июня 1928 г.Краткая историческая справка об организации центрального военного управления РККА (1917-1928)*Схема №1**. В июне 1917 г. постановлением Всероссийской

автора Красильников Рэм Сергеевич

Схема Центрального разведывательного управления

Из книги Призраки с улицы Чайковского автора Красильников Рэм Сергеевич

РУКОВОДИТЕЛИ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ США (В скобках указаны годы работы на посту директора ЦРУ). Ричард ХЕЛМС (1966-1973) Джеймс ШЛЕССИНДЖЕР(1973) Уильям КОЛБИ (1973-1976) Джордж БУШ (1976-1977) Уильям КЕЙСИ (1981-1987) Роберт ГЕЙТС (1991-1993) Джон ДЕЙЧ (1995-1997) Стэнсфилд

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. т 1 автора

№48 Предложение начальника Управления РККА В.Н. Левичева по пересмотру структуры центрального аппарата 25 августа 1924 г.**Общеармейское управление соответственно двум основным задачам Наркомвоенмора: подготовка страны и населения к войне и руководство прохождением

Приказная форма управления - уникальное явление в истории русской государственности. Эта система развивалась на протяжении двух веков и имела важное значение в укреплении русской государственности. Чем была вызвана необходимость реформы приказной системы, почему она утратила свое значение - читаем ниже.

Возникновение приказов

Образование приказной системы управления приходится на конец 15-го века. Несогласованность действий местных властей не могла обеспечивать постоянный контроль государства над обширными и отдаленными регионами. Те учреждения, которые уже были сформированы на тот момент, не имели четких В период разрозненных и нечастых отношений между различными территориями удельных княжеств на короткое время возникали «приказы», иначе называемые «дворами» или «избами». Их функции были заточены на выполнение того или иного распоряжения верховной власти. Обычно князья поручали то или иное распоряжение - «приказ» - своим боярам для выполнения и контроля. Выражение «быть в приказе» в те времена означало ведать непосредственно поручением князя и следить за его выполнением.

Обязанности приказов

О том, что функции ранних приказов были весьма размыты, свидетельствуют такие факты:

Спонтанное возникновение различных приказов с коротким периодом действия;

Входящие документы адресовались определенным лицам, а не, собственно, учреждению;

Способ выполнения распоряжений основывался на так называемом «правовом обыкновении», таким образом, отсутствовал общий законодательный фундамент, необходимый для четкого и однозначного выполнения приказов, а значит - понижалась эффективность управления страной.

Это и есть основные причины того, чем была вызвана необходимость реформы приказной системы.

Первые приказы

Первые учреждения с более-менее четко выраженными государственными обязанностями возникли в середине 16-го века. управления в России в конце XV-XVII в. может быть классифицирована по функциональным, территориальным или сословным признакам.

Классификация приказов

В первую категорию можно отнести приказы, ведавшие дворцовыми и финансовыми делами. Это в первую очередь Дворцовый приказ, на котором лежала ответственность за ведение хозяйства князя, он управлял теми землями и людьми, которые отвечали за жизнеобеспечение княжеского дворца. Приказ Большой казны ведал сбором и чеканил монету, Ловчий приказ ведал заповедниками и охотничьими угодьями князя и прочее.

Третья категория приказов специализировалась преимущественно на судебной функции. Поместный приказ занимался имущественными тяжбами, Холопий, Разбойный (позже - Сыскной) ведал тюрьмами и уголовно-полицейскими делами, а Земский приказ осуществлял полицейский и судебный надзор над населением Москвы.

Четвертая группа - органы местной власти. Число областных и территориальных приказов росло вместе с количеством присоединенных к Так, возникают четвертичные приказы - Рязанский, Владимирский, Дмитровский, а позже - Сибирский, Малороссийский и прочие.

Пятая категория объединяла специальные органы управления. Например, существовал Каменный приказ, ведавший строительство каменных зданий и сооружений, Ямской, отвечавший за почтовые отправления. С течением времени возникали приказы Книгопечатный, Аптекарский, Посольский и другие.

Шестая группа приказов ведала церковными делами. Сюда можно отнести Монастырский приказ, Патриарший двор и другие.

Между различными приказами отношения формировались стихийно, четкого распределения обязанностей выработано не было. Одни приказы не могла давать указания другим. Чтобы отрегулировать эти отношения, были сформированы объединения приказов, которые можно было разделить на главный приказ и несколько присудов. Так, к 70-м годам 17-го века начал осуществлять руководство над Малороссийским и Новгородским. Прекращение полномочий того или иного приказа не было окончательным - с течением времени он вполне мог возродиться, как самостоятельное учреждение с определенным набором функций.

Финансирование приказов

Приказная система управления финансировалась в основном бессистемно. Для текущих дел финансирование бралось с определенной территории, с которой взимали налоги, для отдельных случаев могли перебрасываться средства с других приказов, или создаваться специальные налоги. Регуляция денежных потоков осуществлялась такими приказами, как Приказ Большой казны, Приказ сбора запросных денег и прочее. Еще одним ответом на вопрос о том, чем была вызвана необходимость реформы приказной системы, станет чрезвычайная запутанность денежных потоков и рассогласованность действий различных приказов.

Петровские реформы

С течением времени приказная система управления в России стала функционировать «под себя», требуя все больше и больше ресурсов, и все с меньшей отдачей. Реформы Петра І заменили устаревшие приказы коллегиями, которые отличались определенными функциями, четкими разграничениями законодательной, исполнительной и судебной власти. Все, чем была вызвана необходимость реформы приказной системы, должно было уйти в прошлое вместе с внедрением новых управленческих форм, которые пришли в Россию с приходом к власти царя-реформатора.


В середине 16 века внутри Дворца появляются Посольская, Поместная и Разрядная избы. С конца 60-х годов 16 века центральные органы управления стали называться приказами. Приказ – государственный орган с самостоятельными структурными подразделениями.

Структура приказа – столы и повытья (выть – единица налогообложения).

Главная функция приказа – судебная, поэтому часто главу приказа называли судьей.

Непосредственное делопроизводство вели дьяки и подъячие, Служба пожизненная, а часто и наследственная.

Приказы создавались и исчезали по мере необходимости. В 16 веке их число сравнительно невелико.

Приказы с военными функциями :

1. Стрелецкий (ранее 1571 год) – суд над стрельцами, наделение их землей, выплата жалованья, обеспечение оружием и боеприпасами.

2. Пушечный (пушкарский, 1577 год) – суд над пушкарями и казенными кузнецами. Руководил пушечным двором (производство пушек). Учет и распределение пушек и боеприпасов. Контроль за пригодностью крепостей для использования артиллерии. Деятельность этого приказа пересекалась с приказом Каменных дел. Он ведал каменщиками, кирпичниками, каменоломнями и кирпичными сараями. Руководил постройками укреплений.

3. Оружейный. Судебной функции не имел. Это оружейная палата во главе с оружничьим. Изготовление холодного и огнестрельного оружия и предметов военного снаряжения.

4. Бронный (1573 год). Судебной функции не имел. Изготовление доспехов, луков и стрел, а иногда и пищалей.

5. Аптекарский (1594 год). Лечение воинов.

6. Разрядный (приблизительно, середина 16 в. 1531 ?). Судил служилых людей. Распределял по полкам служилых людей и назначал воевод. Отвечал за конницу. Во время войны управлял всем войском и приобретал значение центра военного управления, через который шли распоряжения верховной власти. Ведал южными («украинными») районами государства. Давал распоряжения о походах, заведовал постройкой крепостей, ведал пограничной службой.

7. Поместный (приблизительно, 16 век, 1577 ?). Суд по земельным спорам. Раздача за службу поместий и вотчин. Описывал земли, в том числе «пустопорожние», проводил переписи податного населения. Контроль за изменениями в землевладениях (наследство, выморочные и тому подобные).

Приказы с финансовыми функциями .

1. Большой приход (бывшая Казна), или приказ большой казны, или казенный двор, или казенный приход. (1553 год). Суд над казенными ремесленниками. Сбор военных налогов и выплата денежного жалованья служилым людям. Хранение ценностей и архива царя. Производство новых ценностей. Торговые операции для царских нужд.

2. Четверти или чети (Новгородская, Галицкая и др.). Суд над тяглым населением некоторых территорий. Четверти возникли после отмены кормлений → сборы, заменившие кормления.

Территориальные приказы

Казанский дворец (1570 год) или Приказ Казанского дворца, или Мещерский дворец. Управление Казанскими и Астраханскими землями, а потом и Сибирью. Все вопросы судебного, военного, административного и финансового характера.

Приказы с судебными функциями (после 1549 года)

1. Московский.

2. Владимирский.

3. Дмитровский.

4. Рязанский.

Судили дворян и детей боярских этих земель, так как с 1549 года в этих землях не было наместников, а царь уже не мог выполнять роль верховного судьи по всем делам.

5. Холопский приказ (?). Суд по делам о холопах.

Административно-полицейские приказы :

1. Разбойный (1555 или 1571). Суд по тяжким государственным уголовным преступления. Контроль за деятельностью местных властей по борьбе с уголовной преступностью

2. Челобитный (?). Разбор жалоб.

3. Земский двор (1572 год). Административно-полицейские функции в Москве.

4. Ямской (середина 16 века) – ям – приблизительно 30 верст. Судил ямщиков и ведал их службой. Устройство и содержание ямов и ямских слобод. Перемещение служилых людей по казенной надобности. Обеспечение войск средствами передвижения во время походов.

Посольский приказ (1549 год).

Суд над донскими казаками и обеспечение их службы. Переводчики и толмачи. Суд над иноземцами и организация их службы (татары, европейцы). Дипломатия. Выкуп и обмен пленных. Управление территориями на юго-востоке.

Большой дворец (с 1572 года приказ Большого дворца)

Возглавлял дворецкий. Суд и повинности дворцовых крестьян. Учет и управление дворцовыми землями. Управление государевым двором. В конце 15 – начале 16 вв. упоминались конюшенный, ловчий, сокольничий, постельничий приказы.

Очевидно, что больше всего проблем создавало войско и государственное управление → много приказов занимались этими вопросами.

Значение приказов

Укрепление централизованного аппарата власти.

Начало формирования бюрократии.