Историческая наука изучающая культуру особенности быта народов. Значение слова «этнография. Окно. XVIII в. Дерево. Северная Индия

гр. – народ, описывать) – наука о народах мира – этносах, их характерных этнических чертах. Эта наука описывает этнический состав населения территорий, происхождение народов и народностей, историю общественных форм жизни; изучает современное состояние, традиции, обычаи, культурные ценности, современное состояние. Этнография дает общую картину человечества, историю его прогресса. Выделилась она из географии в середине XIX века. И до сего дня имеет разные названия: «этнология», «народоведение», «культурная антропология». Этнография изучает также и славян, и русский народ, рассматривает его место и роль в развитии мировой культуры и цивилизации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Этнография

гр. этнос - народ + гр. графо - пишу) - составная часть антропологии, описывающая состав, происхождение, расселение, особенности материальной и духовной культуры племен, народов и обществ. Этнографические описания -источник информации для этнологических исследований. Термин этнография традиционно применялся с XIX века преимущественно при "изучении малых, бесписьменных и доиндустриальных обществ, называемых примитивными в противопоставление цивилизованному миру". Крупные этнографы конца XIX -нач. XX века - Л.Г.Морган, Ф. Боас, Б.Малиновский - в полевых исследованиях уделяли основное внимание материальной культуре, практической деятельности, языку, политической жизни, системе родства, ритуалам, космологии, мифологии, символизму, описанию медицинской практики, обрядам, верованиям, фольклору изучаемых народов; составляли отчеты бесед с коренными представителями, записывали продиктованные тексты. В России основным объектом исследования этнографии "является культура народов, но описываемая, классифицируемая и анализируемая преимущественно сточки зрения выявления ее этнической специфичности", "этнографические исследования обращены по преимуществу к сфере обыденной (повседневной, традиционной) культуры прежде всего сельского населения. В течение долгого времени этнография в России развивалась как отрасль географического знания, а в настоящее время относится к группе исторических наук". Первые российские этнографы - В.Н.Татищев, С.П.Крашенинников, Н.Н.Миклухо-Маклай, А.Н.Пыпин. Этнографы советского периода - Н.Я.Марр (языковед), Л.Н.Гумилев (изучал генезис этносов, т.е. возникновение и развитие народностей, репрессирован при Сталине) и др.; наши современники: Ю.В.Бромлей (изучал социальную природу этносов), С.А.Токарев (этнолог, специалист по религиоведению, изучает ритуалы), В.П.Алексеев (научн. интересы -расоведение, первобытн. общество), С.А.Арутюнов и Ю.П.Аверкиева (лингвисты, этносемиотики) и др.

Термин «этнография» более привычен для представителей русской куль­туры, поскольку в советские годы антропология практически не получила развития и этнография служила как бы ее заменителем. Но в какой степени она способна выполнить эту функцию, являются ли две науки - антрополо­гия и этнография - синонимами или это две разные науки, с этим мы по­пытаемся разобраться.

Этнографию часто путают не только с антропологией, но и с этнологией, поэтому в научных словарях, определяя этнографию, в скобках часто упо­минают этнологию как ее эквивалент либо очень похожую на нее дисцип­лину.

Этнография (от греч. ethnos - племя, народ) (этнология) - наука об эт­носах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культу­ру. Становление этнографии как науки во второй половине XIX в. связано с эволюционной школой (Э. Тэйлор, Л.Г. Морган и др.), исходившей из идей единства культуры человечества. С конца XIX в. исследуются региональные культуры и их взаимовлияние (диффузионизм, культурно-историческая школа). Объектом исследования являлись живые первобытные общества. Отсюда наименование этнографии как «науки о живой старине». На первых порах этнография исследовала не столько общественные отношения, сколь­ко культуру. Главным методом сбора эмпирической информации было и остается полевое исследование. Постепенно горизонт этнографии расширил­ся до изучения культуры традиционного общества в целом, куда первобыт­ное общество входило только как один из элементов. Ученые стали изучать крестьянскую (простонародную) культуру и ее трансформацию под влияни­ем капитализма. Постепенно в ряде стран, в том числе в СССР, на правах самостоятельных дисциплин выделились два раздела этнографии: 1) этно­графия первобытности и 2) этнография крестьянства. История становления

Леви Дж. К вопросу о микроистории//Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 167-190; Медик X. Микроистория // THESIS. Теория и история экономических и соци­альных институтов и систем. 1994. Т. II. Вып. 4. С. 193-202; Ревель Ж. Микроанализ и конструиро­вание социального // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 236-261. (Краткий вариант той же работы см.: Одиссей: Человек в истории. 1996. М., 1996. С. 110-127.) Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии // Соци­альная история. 1998/99. М., 1999. С. 77-100; Оболенская СВ. «История повседневности» в совре­менной историографии ФРГ // Одиссей: Человек в истории. 1990. М., 1990. С. 182-198.

этнографии в единстве двух ее составляющих, прослеженная Ю.И. Семено­вым 27 , позволяет заключить следующее. В Англии к моменту появления эт­нографии крестьянская культура уже исчезла, уступив месту промышленно­сти, - сохранились только письменные источники, которыми активно за­нимались фольклористы и историки. Единственным объектом оставались



заморские колонии, где во множестве обитали первобытные общества, а в не­которых, например в Индии, и живые крестьянские общества. Но эти исследо­вания чаще всего не рассматривались как относящиеся к этнографии, тем бо­лее что их объектом была не столько крестьянская культура, сколько кресть­янская община. В США традиционное крестьянство никогда не существовало, но зато отчасти рядом с американским обществом, отчасти в его недрах суще­ствовало множество индейских об­ществ, относимых к первобытным. По­этому этнография здесь возникла как наука почти исключительно о живых первобытных обществах. В Германии, где крестьянство, в отличие от Англии, продолжало существовать, этнография зародилась прежде всего как наука о простонародной культуре, и только потом, с превращением Германии в ко­лониальную державу, появилась возможность изучать живую первобытность и развивать ее этнографию.

В России, в силу особенностей ее развития, крестьянский и первобытный миры не просто сосуществовали, но и взаимопроникали. Поскольку грани­ца между ними носила относительный характер, для обозначения двух дис­циплин обходились одним термином - «этнография». Изучая первобыт­ность, этнографы называли объекты своего исследования народами или пле­менами, изучая цивилизованные общества, - просто народами, что и дало им основание назвать свою науку этнографией, или этнологией (от греч. ethnos - народ). Часто описание этносов, или народов, дается в этнографии по всему миру и в сравнительном ключе: народы Западной Европы, Юго-Вос­точной Азии, Южной Америки и т.п., в результате чего постепенно намети­лось сближение этнографии с географией. Начиная с середины 30-х гг. в СССР был взят курс в основном лишь на геоэтнографию. Остальным разде­лам этнологической науки уделялось все меньше и меньше внимания, что на­шло, в частности, отражение в структуре Института этнографии АН СССР, который весь состоял из региональных секторов: Западной Европы, Кавка­за, Средней Азии и др. Этнография как наука о первобытных обществах по­лучила меньшее развитие. При Институте этнографии АН СССР до 1991 г. существовал сектор истории первобытного общества, подготовивший фун­даментальные работы по потестарной системе, экономической этнологии,

Семенов Ю.И. Предмет этнографии (этнологии) и проблема его соотношения с предметом социаль­ной антропологии // Наука о культуре и социальная практика: антропологическая перспектива. М., 1998. С. 7-39.

истории брака и семьи, проблемам войны и мира в первобытном, предклас-совом и раннеклассовом обществах и т.д. В этой области отечественными учеными получены серьезные результаты (труды С.А. Арутюнова, СП. Тол-стова, A.M. Золотарева, МО. Косвена, А.К. Байбурина, А.И. Першица, С.А. Токарева и др.).

Сохранение понятия «первобытная культура» в составе этнографии позво­лило предложить теорию, построенную на идее развития, эволюции. Так возникла эволюционистская теория первобытной культуры Э.Б. Тэйлора «Первобытная культура» (1871), где системообразующим фактором в разви­тии первобытного общества, как и у М. Вебера при анализе эволюции капи­талистического общества, была религия.

Со временем специалисты стали разделять два родственных понятия - этнографию и этнологию. Под этнографией понимают изучение первобыт­ной и (или) крестьянской культуры преимущественно методом сбора эмпи­рической информации, а под этнологией - изучение тех же объектов и про­цессов, но преимущественно теоретическим методом. Обе науки (разделы) не противоречат, но дополняют друг друга. Развитие теоретического слоя зна­ний в этнографии (этнологии) связано с концепциями Э. Тэйлора, Л.Г. Морган, Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, Б. Малиновского, А. Радклифф-Брауна, К. Леви-Стросса и др.

В конце XIX - начале XX вв. некоторые ученые (Л. Фробениус, Ф. Греб-нер, В. Шмидт, Ф. Боасидр.), отказавшиеся от старых эволюционистских под­ходов, утверждая, что объектом исследования должны быть не народы, а куль­туры, отвергли термин «этнография», объявив о создании новой науки, кото-

рую они назвали культурной антропологией. Другая часть этнографов из Великобритании и США (Б.К. Малиновский, А.Р. Рэдклифф-Браун, Л.Э. Уайт, Дж. Стюард, Э.Р. Сервис и др.) продолжали считать главным пред­метом исследования общество, а не культуру. Но и они отказались от термина «этнография», заменив его другим - «социальная антропология» и понимая под ней науку о живых первобытных обществах. В результате в середине XX в. сформировались три науки вместо одной: 1) этнология, которая занималась сбором эмпирических данных об обычаях и традициях разных народов и их «географическим» распределением; 2) культурная антропология, на первое ме­сто выдвинувшая полевое исследование культуры живущих ныне примитив­ных племен; 3) социальная антропология, интересовавшаяся социальной стра­тификацией, семейной структурой, хозяйственным укладом тех же примитив­ных племен. Изучая один и тот же объект, культурная антропология исходила из первичности культуры, а социальная - из первичности социальной струк­туры общества. Но поскольку культура и социальная структура составляют неразрывное единство, специалисты часто говорят о существовании не двух, а одной науки - социальной и культурной антропологии. В этой паре наук лидирует социальная антропология, разделом которой иногда считают куль­турную антропологию. В рамках социальной антропологии в XX в. выделились в качестве самостоятельных направлений, в частности: антропология права (anthropology of law), изучающая первобытные законы и правовые нормы; ан­тропология семьи (anthropology of family), изучающая системы родства и род­ственные организации; антропология войны (anthropology of war), исследую­щая конфликты и войны в первобытном обществе, и др. 28

м Подробнее см.: Семенов Ю.И. Указ. соч.

Социология изучает социальные отно­шения, структуру и институты совре­менных индустриальных и постиндуст­риальных обществ, преимущественно городское население, составляющее более половины населения Земли

Антропология изучает социальные отношения, традиции и обычаи прими­тивных племен, сохранившихся до на­стоящего времени, и проводит сравне­ние с современными обществами

Этнография изучает обычаи и традиции малых народов, а также негородского населения развитых стран, составляюще­го менее половины жителей Земли

Рис. 21. Предметы изучения социологии, антропологии и этнографии

Современная этнография изучает малые народы и сельское население, сохранившее традиционный уклад жизни, во всех цивилизованных и инду­стриальных странах Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Южной Аме­рики и т.п. Описание народов, их традиций, культуры, образа жизни ведет­ся на сравнительном материале. Географический принцип при этом часто яв­ляется ведущим в систематизации этнографических знаний, которая опирается на эмпирические данные, собранные, обработанные, классифи­цированные и интерпретированные после проведения полевой работы. Эт­нографы изучают местные нравы и обычаи, язык и ритуалы, экономику и по­литику, социальную организацию и институты, занимаются сбором эмпи­рических данных о разных народах мира и их «географическом» распределении по планете.

В последнее время российские специалисты восстановили традиции на­шего великого соотечественника Миклухо-Маклая и после векового пере­рыва впервые отправились изучать обычаи и традиции не народов севера России, а диких племен, живущих далеко за ее пределами, в частности око­ло берегов Австралии.

1. Этнография как наука. Предмет, объект, задачи исследования

Слово «этнография» происходит от «этнос» - племя, народ и «граф» - описание.

Этнография - это наука, которая изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения, культурно-историческое взаимоотношение. Этнография связана с другими науками, как с гуманитарными, так и с естественными.

Объекты исследования:

Народы, этносы;

Историко-культурные общества в прошлом и настоящем.

В этнографии предмет исследования - это комплексное изучение этносоциального и этнокультурного развития народов мира в прошлом и настоящем.

В этнографии существуют различные направления исследований:

Палеоэтнография - реконструкция культурно бытовых особенностей по археологическим материалам;

Этногенез - изучение процесса формирования народов;

Этническая история, демография;

Картография - методика фиксации этнических и этнографических процессов в картах;

Этническая экология – изучение процессов взаимодействия этноса с природной средой;

Этносоциология; этнопсихология; физическая антропология...

2. Методы и источники исследования в этнологии

Классификация источников:

1. По типам:

Вещественные – любые реально существующие предметы (одежда, пища, утварь);

Письменные – любые материалы, письменно зафиксированные (исследования и описания ученых, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты…);

Изобразительные (картины, фотографии, наскальная живопись);

Устные или мемораты (рассказы о жизни).

2. По видам:

Фольклорные;

Статистические;

Материалы делопроизводства;

Этнографические описания;

Материалы исследования других наук (археологические, этнолингвистические…).

3. По методам:

Метод – способ получения материала и его последующей обработки.

Основным является метод полевых экспедиционных исследований.

Метод сбора материала:

Опрос, интервьюирования;

Непосредственное наблюдение;

Аудиофиксация и видеофиксация;

Выборка и анализ статистических и архивных источников.

Методы обработки:

Описание;

Историко-сравнительный;

Историко-генетический;

Историко-типологический;

Структурно-типологический;

Структурно-функциональный;

Семиотический;

Системный подход;

Математико-статистический;

Социологический (анкетирование);

Картографирование.

3. Развитие этнографии как науки

1. Зачатки этнографических знаний формируются уже в античный период (9 век до н.э. – 2 век н. э.). Ученые: Геродот (5 в. до н.э.), Аристотель (4 в. до н.э.) – ввел термин «этнос».

2. 13-сер. 15 вв. – оживление интереса к культуре других народов из-за нашествия монгольских племен.

Плано Карпени: путешествие в Среднюю и Центральную Азию для заключения дипломатических договоров. Марко Поло: путешествия в Центральную, Восточную и Южную Азию.

1. сер. 15 - сер. 17 вв. - Эпоха Великих Географических открытий.

Плавание Христофора Колумба, Васко да Гама, колонизаторские походы Англии, Голландии и других стран; появляются сведения о Московском государстве; расширяются знания европейцев об окружающих народах.

4. конец 17-18 вв. - «Век Просвещения».

В это время организовывалось много экспедиций; появляются сведения об индейцах, народах Австралии и Океании, народах Сибири и Дальнего Востока, появляется интерес к культуре европейского крестьянства. Начинает применяться историко-сравнительный метод исследования (сравнение народов), а также начинает разрабатываться схема всемирно-исторического развития народов мира, где отсталые народы являются первой ступеней.

5. 1 пол. 19 века - бурный рост интереса к культуре европейского крестьянства, рост патриотизма и романтизма. Зарождается мифологическая школа.

Первое научное направление в этнографии - эволюционная школа (середина 19 века).

Исследования проводились в Англии, Италии, США…

Представители: Джеймс Фрэзер, Адольф Бастиан, Генрих Морган.

Объект исследования эволюционистов :

Человек или общество;

Изучение семейно-брачных отношений;

Изучение первобытных верований и их эволюции;

Периодизация первобытного общества;

Изучение эволюционного хозяйства…

Основные идеи:

единство человеческого рода;

однолинейность развития от простого к сложному;

источником эволюции являются постоянное действие различных сил (принципы естественного отбора, классовая борьба, столкновение противоречий, накопление знаний…).

Параллельно с эволюц. школой стала развиваться диффузионистская школа .

Центром стала Германия.

Представители: Фридрих Ратцель, Лео Фробениус, Фриц Гребнер.

Объект исследования: культура, как результат взаимодействия народов.

Методы: картографирование, культурных кругов, полевых исследований.

Начало 20 века - «Фрейдизм» или «психоаналитическая теория».

Представители: Зигмунд Фрейд, Карл Густо Юнг, Рохейм.

Методы : психоанализ для исследования некоторых явлений в человеческой культуре: тотемизма (вера в сверхъестественное родство человека с растением, животным), табу (система человеческих запретов), экзогамия (запрет браков внутри родственной группы), эндогамии (заключение браков внутри родственной группы).

- «Социологическая школа» (конец 19- начало 20 века).

Центром являлась Франция.

Объект исследования : общество. Исследовались вопросы происхождения религии, изучали коллективные представления, выявляли особенности первобытного мышления.

Представители: Эмиль Дюркгейм (основатель), Марсель Мосс, Леви Брюль.

- «Структурный функционализм» (начало 20 века) Центром стала Англия. Представители: Бронислав Малиновский, Радклифф-Браун, Леви-Строс.

Б. Малиновский разработал теорию потребностей, методику включенного наблюдения в полевых условиях, сравнительно-социологический метод, создание социальных институтов. Радклифф-Браун создал направление – социальная антропология. Он разрабатывал сравнительно социологический метод и изучал сеть социальных отношений. Леви-Строс – основатель направления структурализм. Он рассматривал и изучал материалы мифологии и фольклора.

Американская школа исторической этнологии «Школа Боас» (кон. 19-нач. 20 вв.). Основатель- Франц Боас. В рамках этой школы исследовалась динамика культуры, взаимоотношения человека и культуры.

Позднее стали развиваться Американская этнопсихологическая школа, а с сер. 20 в. – Американская культурная эволюционная школа, неофункционализм.

19 век - становление эволюции в России, как науки. В середине 19 века появляются профессиональные кадры, учреждаются академии наук.

1845 г. – создано императорское русское географическое общество, в котором были отделения географии, статистики и этнографии). Среди теоретических разработок следует отметить концепцию хозяйственно-культурных типов (Левин, Чебоксаров).

4. Этнос. Основные этнические процессы

Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общность культуры, языка и психики, а также самосознанием и самоназванием.

Основные признаки:

Самосознание (отнесение себя к определенному народу);

Самоназвание.

Основной культурный символ – язык.

Типы этноса (на основании качества и характера исторических связей):

1. Племя основано на мнимых или реальных кровнородственных связях. В процессе исторического развития племена объединили для усиления экономической, культурной, идеологической и территориальной связи.

2. Народность основана на территориальных связях.В последующем, с усилением культурных и экономических связей, ликвидируется раздробленность, характерная для народности.

3. Нации формируются в пределах одного государства. Для нее характерны общность экономики, территории, языка, культурной символики и идеологии.

Выделяется определенная иерархия или структура этнических образований.

Суперэтнос (славяне)

Этнос (русские)

Субэтнос (поморы)

Субэтнос – локальные группы.

Этнофор – носитель этнических свойств.

5. Этногенез. Этническая история. Этнические процессы

Этногенез – процесс формирования этноса. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

В этногенезе выделяют три основных составляющих:

1. антропогенез (расогенез) – формирование расовых особенностей;

2. глотогенез - формирование языковых особенностей;

3. культурогенез – формирование культурных особенностей.

Этнические процессы - любые изменения того или иного компонента этноса. Если этнические процессы не изменяют этнос как систему в целом, то они носят название этноэволюционные , а если изменяют самосознание, то они называются этнотрансформационные . Они делятся на этнические объединения и разделения.

6. Расы. Расовая классификация народов мира

Расовая классификация основана на физических отличиях между людьми, которые исторически сложились в различных природно-климатических условиях.

Раса - исторически сложившаяся реальная группа людей, связанных единством происхождением, что выражается в комплексе наследственных, морфологических и физиологических признаков.

К морфологическим признакам относятся форма и строение волос, степень развития третичного волосяного покрова, пигментация кожи, волос и глаз, строение черепа и зубной системы. К физиологическим признакам относят: строение внутренних органов, группа крови др. Выделяются большие, малые, смешанные и переходные расы, и в рамках расы выделяются антропологические типы: европеоидный, монголоидный, негроидный, австралоидный.

Этнография (описание народов) – наука, основным объектом изучения которой являются народы +мира. Их происхождение, расселение, состав, культурно-бытовые особенности, материальную и духовную культуру.

Этнология (наука о народах)– наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного взаимодействия и поведения. При этом этнология рассматривается иногда как теоретическая дисциплина и противопоставляется этнографии, как описательной науке.

По сравнению с этнографией, которая исследует отдельные этносы через прямой контакт с их культурой, этнология более академична, начинает с исследований, собранных этнографами, затем сравнивает и противопоставляет различные культуры, чтобы развить это в исследовательских работах и изложить в учебниках. В США данная наука обозначается как «культурная антропология», а в Великобритании - как «социальная антропология».

Теснейшими узами связана этнография с антропологией. Несмотря на то, что физическая антропология изучает народы в их антропологическом многообразии, взаимодействие очевидно: иногда даже родственные народы и племена имеют отличия, объяснить которые только сравнением фольклора и письменными источниками нельзя. Важнейшее значение антропология имеет и при изучении этногенеза (этническая история - процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.)

Социальная и культурная антропология - дисциплина, достаточно близкая этнологии, занимается сравнительным изучением человеческих обществ.

2. Этнография в системе общественных наук

Этническая специфика выступает в качестве основного ориентира для определения ее взаимоотношения со смежными дисциплинам, с которыми она тесно связана. Будучи одной из исторических дисциплин, этнография имеет немало точек соприкосновения с общей гражданской историей в изучении первобытной эпохи и в вопросах этнической истории. Исследуя вопросы этногенеза, этнограф постоянно обращается к археологии, археология для своих реконструкций, в том числе для определения этнической принадлежности археологических памятников, широко используют данные этнографии. С историей культуры, искусствоведением, фольклористикой этнография соприкасается при изучении народного художественного творчества, с экономическими науками – при изучении хозяйственной деятельности. С конкретной социологией этнографию связывает изучение взаимодействия социально-классовых и этнокультурных явлений (этническая социология). С социальной психологией этнография имеет общий раздел – этническую психологию. С лингвистикой этнографию связывает изучение языкового родства народов, взаимных языковых влияний и заимствований, диалектологические и ономастические исследования, взаимодействие языковых и этнических процессов (этнолингвистика). С географией этнография контактирует в изучении взаимодействия этноса и природной среды, типов расселения, а также по вопросам этнического картографирования. В исследовании численности народов мира, миграционных процессов этнография смыкается с демографией (этнодемография). С антропологией этнография наиболее тесно сопряжена в исследовании этногенеза (этническая антропология), а также истории первобытного общества. В той или иной мере этнография взаимодействует и со многими другими естественнонаучными дисциплинами (ботаникой, зоологией, океанологией и др.) данные, которых способны дополнить этническую историю человечества.

О том, что такое этнография, рассказывают в курсе специализированного университетского обучения при подготовке этнографов. Впрочем, тема интересная, а само слово знакомо многим - этнографические музеи открыты в самых разных городах нашей страны (и не только).

Общее представление

Этнография - это наука, изучающая самые разные объекты народного творчества. Это и бытовые предметы, а также украшения и одежда, используемые разными народностями. Внимание уделялось утвари и используемым в работе инструментами. Этнографы собирают сказания, былины, песни и легенды разных местностей. Они занимаются крылатыми фразам, систематизируют и сохраняют для потомков информацию о практикуемых обрядах, принятых в конкретной местности обычаях. Объекты изучения науки общим словом можно охарактеризовать как памятники народного творчества. Сохранение информации о них расширяет и обогащает культурный запас и страны, и нашего мира в целом.

В настоящее время, рассматривая, что такое этнография, обязательно делают акцент на самостоятельности этой дисциплины. В рамках научной сферы исследуется количество национальностей, народностей на планете и их отличительные особенности, расселение. Этнографы изучают, откуда произошли народы, какие языки используют для коммуникации, в каких домах традиционно обитают и какие своеобразные культурные особенности имеют. Объекты изучения этнографии разнообразны, разброс их масштабен как в качественном плане, так и в географическом. Этнографические карты, составленные учеными, представляют собой настоящий кладезь любопытных данных, позволяющих составить представление о быте, жизни, истории различных народностей.

Предмет исследований

Этнография - это наука, изучающая всевозможные аспекты бытовой и культурной жизни разных народов. Собранные исследователями данные важны не только для пополнения коллекций этнографических музеев: они дают большой объем информации для историков, позволяя восстановить прошедшие эпохи. Многочисленные уникальные образцы сохранены не только в специализированных музеях, но и посвященных нескольким исследовательским областям одновременно.

Особенно ценны коллекции орнаментов, сохраняемые этнографами всего мира. В настоящее время такие материалы оцениваются, как незаменимая информация, позволяющая восстановить быт прошедших столетий. Орнамент - слово, пришедшее к нам из латинского языка, изначально подразумевает украшение. Сегодня под термином принято понимать сочетания теней, оттенков, линий, фигур, равномерно чередующихся и украшающих разнообразные предметы. Этнография - это наука, которая коллекционирует орнаменты всего мира, собирает данные об используемых мотивах, доминирующих, а также о правилах выбора тех или иных вариантов. Орнаментами украшают одежду, дома, изделия. Известно, что всякая народность имеет уникальный орнамент, отражающий культурные пласты. Если знать все особенности конкретного украшения, можно понять, откуда появился исследуемый предмет, кто был его автором. Это дает возможность исследования перемещения как предметов, так и людей в прошлых столетиях.

Народности нашей планеты

Этнография - это наука, поставившая перед собой целью собрать информацию обо всех народах, которые существовали ранее и живут на Земле в настоящее время. Именно благодаря этнографам мировая общественность знает, что и по сей день некоторые сообщества применяют изделия, аналогичные древнейшим. Азиатские, африканские, латиноамериканские племена, скажем, до сих пор охотятся, используя стрелы и лук. Именно этнографы нашли, зафиксировали эту информацию, сравнили современные луки с образцами прежних. На основании полученной информации можно говорить о различных уровнях, статусах, областях прогресса, выявлять влияющие на это факторы.

Очень тесно связаны между собой археология, этнография и антропология. Современные ученые, исследуя информацию о прошлом и настоящем разных народов, получают иногда совершенно удивительные сведения. Конечно, наибольший интерес для научного сообщества представляют такие народности, которые и в наше время используют традиционные бытовые предметы, обряды. Известно, что есть племена, где жизнь за прошедшие века практически не изменилась. Уделяя внимание традициям таких местностей, используемым трудовым орудиям, можно представить, как жили люди столетия и даже тысячелетия тому назад.

Мы уникальны!

Рассматривая, что такое этнография, не стоит пытаться равнять все объекты, на которых фокусируется наука, под одну гребенку. Наоборот, идея этой дисциплины - в признании уникальности, наличия неповторимых особенностей у всех народностей, сформировавшихся на нашей планете. При выявлении таковых анализируются самые разные аспекты - как люди строят дома, во что верят, как одеваются и готовят пищу.

В рамках изучения этнографии традиционно особенное внимание уделяют национальным одеждам. Ученые, занимающиеся наукой, собирают максимально объемные и достоверные сведения, позволяющие понять, как и что носили в разных местностях и в разные эпохи. Посетив специализированный музей, обыватель может ознакомиться с нарядами, узнать, какие социальные слои имели к ним доступ, как все использовалось правильно. Это касается не только костюмов мужчин и женщин, но и головных уборов, обуви.

Зачем это нужно?

Представляя, что такое этнография и чем она занимается, художник, перед которым стоит задача создания картины, отражающей прошлые времена, знает, куда ему обратиться, чтобы получить достоверное представление о реалиях отражаемой эпохи. Это важно и при написании книг, создании фильмов, сериалов и мультфильмов, видеоигр.

Верно и обратное: зная особенности обычаев, связанных с нарядами, свойственными разным периодам и местностям, можно понять, где и в какое время было создано произведение искусства - книга, картина. В истории этнографии есть немало примеров того, как собранные в обширные базы данных сведения помогали идентифицировать различные ценные произведения искусства. Зная, как был устроен быт в конкретную эпоху и в определенной местности, можно справедливо заключить, какого рода отношения были у этих людей с соседями: чем они ближе, тем сильнее взаимное проникновение.

Сказания и былины

Очень тесно связаны язык и этнография, в частности, в аспекте устного народного творчества. Специалисты, занимаясь сбором информации о таких элементах культуры, особенное внимание уделяют сказаниям. В частности, в нашей стране сохранилось огромное количество былин, созданных в древние времена. Такие рассказы имеют исторический подтекст, хотя порядком «сдобренный» изобретательностью рассказчиков, из уст в уста передавших сперва просто рассказ о произошедшем, который затем обрастал новыми и новыми подробностями, превращаясь в легенду о героических поступках. Наши предки видели различные славные события, память о которых сохранилась в языке. Между прочим, это не только полноценные сказания, но и отдельные крылатые фразы, выражения и даже отдельные слова. Мы применяем их в речи, даже не задумываясь над историческим прошлым, но этнограф точно может сказать, каков подтекст у некоторого слова, словосочетания.

Особенности сказаний - передача информации в устной форме между поколениями. Это одна из проблем этнографии. Любой объект, будучи незафиксированным на бумаге, может утеряться, если скончается последний помнящий его человек, не передав никому своих знаний. Кроме того, точность из-за пересказа сильно страдает, и спустя несколько столетий главный герой истории даже и не признал бы, что речь в легенде идет о нем, столь существенны трансформации. И все же современные историки, этнографы могут, тщательно проанализировав истории, понять, где вымысел, где правда, тем самым максимально точно восстановить произошедшее многие годы, века тому назад события.

Мифология

Анализируя, что такое этнография и что она изучает, обязательно нужно уделить внимание мифам. Сбор этой информации, фиксация на бумаге, систематизация собранных рассказов позволяет этнографам составить полноценное представление о самых разных представлениях об устройстве мира, свойственных конкретной местности. Мифами принято именовать такие сказания, которые повествуют о божественных поступках, природных явлениях, объяснения которым в древности люди еще не знали.

Пытаясь понять, почему все происходит именно так, как это им видится, племена изобретали собственные уникальные объяснения. Так зародились предположения о появлении небесных тел, человека и других форм жизни, огня и ремесла. Мифические герои имеют сверхъестественную силу, а божественные существа зачастую сходны с человеком. Миф - это вымысел, в котором содержится зерно правды. Со временем слово получило второе значение - выдумка, рассказ, которому нельзя верить. На основании мифов этнографы могут восстановить уникальные особенности формирования культуры, представление о вселенной в исследуемой местности.

Верить или нет?

Как видно из краткого определения, что такое этнография, под этой наукой принято понимать достоверную область, то есть информация, которую предоставляют историкам этнографы, должна быть четкой и проверенной. Иной может засомневаться: раз в качестве базы используются народные мифы, разве можно получить сколько-нибудь достоверные сведения?

Этнографы на это с уверенностью отвечают: можно. Несмотря на обилие выдумок, из сказаний отдельных народностей можно добыть немало полезной информации, ведь такие истории содержат упоминания об используемых орудиях труда, практикуемых ремеслах и культурах, выращиваемых крестьянами, а также прочих бытовых аспектах. Социальная этнография из мифов и сказаний получает немалый объем информации, связанной со взаимодействием социальных групп в прежние времена. Можно справедливо заключить, каковы были проблемы, какие сложности наблюдались, насколько существенным было деление на классы и по каким признакам производилось.

Культура и этнография

С давних пор сказания, повествовавшие о героических подвигах, были темой для рассказов. Они передавались между поколениями, были любимы народом, служили многим источниками вдохновения. Поэты и скульпторы, художники и архитекторы не раз прибегали к народным сказаниям, черпая из них мотивы для своего творчества. Этнография собирает различные произведения, созданные таким образом. Даже простейшие изготовленные ремесленниками вазы, украшенные мотивами из мифа, становятся для современного человека важным, ценным предметом, хотя для современников автор мог быть заурядным производителем.

Художники - вот та социальная группа, которая традиционно отличается интересом к мифологии. Создались и создаются многочисленные картины, посвященные мифологии. Разобраться в изображенном и в полной мере оценить авторский замысел сможет лишь знакомый с мотивами. То, что передавалось раньше из уст в уста, не уходит бесследно: наследие прошлого меняет искусство современности, вдохновляя и даруя новый опыт современникам. Мы можем видеть отражения мифов в книгах и фильмах, в живописи и музыке.

РГО: Русское географическое общество

Это сообщество с самого момента своего создания занимается не только лишь вопросами географии, но и этнологическими исследованиями. Тематическое отделение было сформировано в 1845, став одним из первой четверки этой крупнейшей и очень важной как в прежние года, так и сегодня научной организации. Задача этнографического отделения с самого начала была озвучена как познание племен, которые проживают на территории России, с самых разных сторон. В равной степени предполагалось уделять внимание и текущему положению дел, и восстановлению прошлого народностей.

Первое научное слушание состоялось уже в 1846. Выступали К. Бэр, Н. Надеждин. Первый рассматривал тематику этнографических изучений, второй сосредоточил свое внимание на русской народности. Тогда же от РГО была сформирована первая экспедиция под руководством А. Шегрена, направившегося в Прибалтийский регион с целью исследования кревингов, ливов. В 1847 впервые была отправлена экспедиция на Урал под руководством Э. Гофмана. Ее участники собирали информацию о коми, хантах, ненцах.

Шаг за шагом

Силами РГО была создана программа сбора сведений, связанных с этнографией. Уже в девятнадцатом столетии ее распространили по всей державе. В наше время можно наблюдать многочисленные рукописи, хранимые в архивах сообщества и посвященные этнографии разных местностей. Тексты стали важными материалами для занимавшихся фольклором, языкознанием специалистов. Например, Даль активно прибегал к полученным материалам, формируя свой уникальный словарь в 1862 году. Не менее ценны были сведения и для А. Афанасьева, опубликовавшего сборник народных сказаний в 1855-1864 годах.

Этнографические карты в России впервые были составлены с участием Кеппена, Риттиха. Первый занимался европейскими регионами, второй - центральными. Дополнительно РГО взяло на себя издание нескольких журналов, сборников, посвященных этнографии. Спустя некоторое время была создана уникальная награда, и первым награжденным стал исследователь марийских поверий, языка чувашей Н. Золотницкий.