Древняя Русь: столица. Какой город был столицей Древней Руси? Все столицы руси Три столицы древней руси

Владимир – это старинный русский город, расположенный на высоком левом берегу реки Клязьмы. В прежние времена город имел название Владимир-на-Клязьме, также его называли Владимир-Залесский, поскольку по отношению к Киеву он находился за дремучими лесами.

Название из двух слов объяснялось тем, что на Юго-Западе Руси на реке Луга в то время существовал еще город Владимир-Волынский, ныне это территория Волынской области в Украине.

В отличие от Владимира-на-Клязьме, имя города Владимир-Волынский закрепилось официально.

Владимир-на-Клязьме прославился тем, что в XII-XIII веках он был столицей северо-восточной Руси. Город расположен на треугольном мысу, в том месте, где река Лыбедь впадает в Клязьму.

История становления Владимира-на-Клязьме

Первые стоянки в этой местности появились еще около 30-25 тысяч лет до н. э, позднее здесь поселились волго-финские племена и финно-угорское племя меря. Славяне обосновались в этом крае в IX-X веках.

Во второй половине XI века Ростово-Суздальские земли перешли сыну Ярослава Мудрого - Всеволоду, а затем - старшему сыну Всеволода - Владимиру Мономаху.

  • Владимир Мономах в 1108 году на месте одного из поселений, расположенном на крутом холме на берегу Клязьмы, основал город Владимир , ставший столицей Северо-Восточной Руси и имевший важное значение в развитии истории и культуры России. Это традиционная версия основания города
  • В 1990-е годы владимирские краеведы на основании изучения нескольких древних летописей пришли к выводу, что город был основан раньше - в 990 году князем Владимиром Святославовичем, при котором произошло крещение Руси и которого называли Красным Солнышком.

Именно благодаря усилиям Владимира Мономаха, город был укреплен и стал опорным пунктом защиты Ростово-Суздальского княжества.

Первая крепость строилась на обрывистом холме в окружении рек Клязьмы, Лыбедь и глубоких оврагов. Там, где не было естественных преград, вырыли глубокие рвы. Укрепления протянулись на два с половиной километра, это были земляные валы, деревянные стены и башни. При Мономахе была построена первая каменная церковь во имя Спаса.

Позже, при Юрии Долгоруком, младшем сыне Владимира Мономаха, была построена каменная церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца - небесного покровителя князя Юрия Владимировича. Обе эти церкви не сохранились.

Владимир-на-Клязьме - столица княжества

В 1157 году после смерти Юрия Долгорукова, его сын Андрей Боголюбский стал Владимиро-Суздальским князем и перенес во Владимир столицу Северо-Восточной Руси.

При князе Андрее Боголюбском в 1158-1160 годах был возведен белокаменный Успенский собор .

Владимир застраивался, в западной его части появился так называемый Новый город. Для его защиты князь Андрей возвел дополнительные оборонительные сооружения. Новый город был огорожен укреплениями в виде валов высотой около 9 метров, на которых соорудили деревянные стены и четыре воротные башни. Деревянные башни назывались «Волжские», «Иринины» и «Медные».

Для основного въезда в древний город с запада, со стороны Москвы были поставлены парадные белокаменные Золотые ворота с надвратной церковью Положения риз Пресвятой Богородицы. Для въезда во Владимир со стороны востока, у моста через реку Лыбедь, на дороге к Нижнему Новгороду , Суздалю и княжескому замку в Боголюбово установили Серебряные ворота. Путь в ремесленные слободы вел через Медные ворота. Да настоящего времени сохранились только Золотые ворота.

Золотые ворота

Золотые ворота отличались высотой, стройностью пропорций и богатым убранством. Огромные дубовые створки ворот покрыли позолоченными листами бронзы, благодаря которым ворота и получили свое название. К воротам примыкали деревянные стены крепости Нового города.

Согласно преданию, князь Андрей, искренне любивший город, хотел порадовать горожан и открыть Золотые ворота в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Строители не стали дожидаться усадки здания и сразу после завершения кладки навесили ворота. В результате створки упали и придавили 12 горожан.

Тогда князь с молитвой обратился к Царице Небесной, прося ее спасти пострадавших: "Если Ты не спасешь этих людей, я, грешный, буду повинен в их смерти". Мольба Андрея была услышана и совершилось чудо: когда ворота были подняты, оказалось, что все придавленные ими люди остались живыми и невредимыми.

После убийства Андрея Боголюбского в 1174 году великокняжеский стол занял его младший брат Всеволод Большое гнездо, которого также называли Всеволодом III.

Владимир-на-Клязьме при Всеволоде Большое гнездо

Всеволод Большое гнездо, при крещении получивший имя Дмитрия Солунского, был одним из самых могущественных русских князей. Именно он стал первым, кому присвоили титул «великий», который в дальнейшем закрепился за владимирскими князьями. Во время правления Всеволода Большое гнездо город достиг наибольшего расцвета.

  • В 1194-1196 годах возведены белокаменные укрепления владимирского детинца, имеющего ворота, напоминающие Золотые ворота
  • Также был построен Рождественский монастырь с белокаменным храмом, где в 1263 году похоронили выдающегося полководца Александра Ярославича Невского. Позже его святые мощи перенесли в Александро-Невский монастырь Санкт-Петербурга
  • Во имя небесного покровителя князя, великомученика Димитрия Солунского, был сооружен белокаменный Дмитровский собор . Небольшой по размерам, украшенный красивой каменной резьбой, храм отличается стройностью и величием.

После смерти Всеволода III в 1212 году Владимирское княжество уже не было единым, оно было поделено на уделы сыновей князя, в связи с чем и начинаются раздоры среди представителей владимирской династии.

Но даже в это трудное время в городе строились новые храмы. Столица Северо-Восточной Руси представляла собой красивый город, состоящий из трех частей, каждая из которых отделялась от другой крепостными стенами.

В центральной его части, в Среднем городе, располагался каменный детинец, а за его стеной возвышались каменные храмы. За пределами детинца была построена церковь Воздвижения, а в Новом городе - женский Успенский Княгинин монастырь. Протяженность стен и валов города составляла около 7 километров.

Взятие монголо-татарами Владимира-на-Клязьме

Зимой 1237-1238 годов началось наступление на Русь монголо-татар. Их жертвами стали Рязань и Москва , Коломна и другие города. В феврале 1238 года их полчища подошли к Владимиру . В это время князя Георгия Всеволодовича не было в городе, он уехал на север, на берега реки Сить, чтобы собрать войско.

Оборону города возглавили его сыновья - Всеволод и Мстислав, решившие бороться до конца и лучше умереть перед Золотыми воротами за Святую Богородицу, чем сдаться врагу. Город оказал жестокое сопротивление монголам, об этом писали не только русские летописцы, но и восточные авторы.

Взять крепость штурмом враги не смогли и тогда использовав стенобитные орудия, пробили крепостную стену в районе Спаса и проникли в город. Взятые в плен защитники Владимира жестоко уничтожались, для князей и знати также не было исключения.

Важным историческим событием стал переезд в 1325 году из Владимира в Москву митрополита Петра. В это же время Дмитрий Донской добился признания наследственных прав на Владимир со стороны всех соседних князей и Орды, что означало слияние Московского и Владимирского княжеств.

Владимир постепенно утрачивает свое значение. В XIV-XV веках из его соборов в Москву вывозятся самые чтимые иконы - образ Богоматери Владимирской и изображение святого великомученика Димитрия Солунского.

Со времени свержения монголо-татарского ига в конце XV века Владимир перестал выделяться из ряда других городов Центральной России. И воспоминание о великом княжестве часто связывается с неприятным фактом зависимости русских князей от Золотоордынских ханов, выдававших разрешение на княжение.

Владимир-на-Клязьме – это столица Руси в XII-XIII веке, город, прославившийся своими историческими и архитектурными памятниками, многие из которых строились, страдали от пожаров и грабежей, а затем восстанавливались вновь, напоминая нам о том, каким Владимир был 800 лет назад.

Влади́мир (др. названия Владимир-на-Клязьме, Владимир-Залесский ), город в России , административный центр Владимирской области, кафедральный город Владимирской епархии . Древняя столица Северо-Восточной Руси. Расположен преимущественно на левом берегу реки Клязьмы, в 176 км к востоку от Москвы . Население 345,6 тыс. (2010).

Дата первоначального поселения людей на месте города Владимира не установлена. Известно, что уже в начале века здесь появились славяне . До их прихода коренным населением были финно-угрские племена . На основании, археологических находок, можно утверждать, что на месте нынешнего города было издревле поселение аборигенов Суздальской земли - мерян , а их далёкие предки жили здесь задолго до Рождества Христова.

Столица Руси

Владимир в эпоху Российской империи

Сохранившиеся до настоящего времени описи города Владимира XVII века и начала XVIII века свидетельствуют, что город был тогда очень беден и малолюден. Так в 1626 году людей, годных к воинскому делу во Владимире было только 340 человек, из них - посадских - 128, дворовых -62, крестьян - 50; спустя 10 лет в 1635 году население немного увеличилось: посадских людей было уже 184, дворовых 100. Судя по описи, город сохранял древнее устройство и по-прежнему разделялся на три части: кремль или нечерний город, земляной город, и ветшаный город.

Монастыри

Храмы

  • Авраамия Болгарского, в пос. Энергетик
  • Александра Невского, домовая церковь при мужской гимназии
  • Александра Невского, в микрорайоне Юрьевец, храм-часовня
  • Андрея Стратилата, в микрорайоне Оргтруд
  • Афанасия Ковровского, при православной гимназии домовая
  • Введения во храм Пресвятой Богородицы, при женском епархиальном училище
  • Владимира равноапостольного
  • Владимирской иконы Божией Матери, домовая церковь при архиерейской резиденции
  • Владимирской иконы Божией Матери, часовня при областной больнице (строящийся)
  • Воскресения Христова, на Судогодском шоссе (строящийся)
  • Воскресения Христова
  • Всех Святых, в микрорайоне Юрьевец (строящийся)
  • Всех Святых
  • "Всех скорбящих радость" иконы Божией Матери, тюремная церковь
  • Гавриила Архангела (строящийся)
  • Димитрия Солунского , собор
  • Елисаветы Феодоровны , домовая церковь при Владимирской городской клинической больнице скорой помощи

Как известно, Древнерусское государство возникло на торговом пути, который также называли «из варяг в греки». На территории новообразовавшегося государства проживали такие племена, как кривичи, ильменские славяне, поляне, дреговичи, древляне, радимичи, полочани и северяни.

Самое первое документальное упоминание о таком этнониме, как «Русь», появляется ближе к IX веку. Как утверждают историки, этноним «Киевская Русь» появился лишь в XVIII-XIX веках в документальных исследованиях.

Первая столица Руси

Период основания такого государства, как Древняя Русь – VIII столетие. Вместе с возникновением державы появляется и первая столица Древней Руси – Ладога. Воспоминания об этом городе описаны в Ипатьевском списке «Повести временных лет». Как известно, Ладога принадлежала Рюрику, а предполагаемые даты пребывания Ладоги в статусе столицы государства – 862-864 года. Именно в эти годы Рюрик постоянно находился в столице, а после её переименовали в Новую Ладогу (современная Ленинградская область).

Стоит также упомянуть, что большинство ученых не признает Ладогу первой столицей Древней Руси, поэтому о ней практически не упоминается в основных научных работах, связанных с возникновением Древней Руси. Тем не менее, не стоит забывать, что многие источники указывают именно на то, что Ладога – первая столица Руси.

Первая столица Руси – Новгород

Согласно другим летописям, первой столицей Руси был Новгород (862-882 годы). Считается, что с начала 862 года Рюрик правил Русью именно находясь в Великом Новгороде. Но, не смотря на это, все же с 882 года столица вновь меняет свое местоположение и переносится в Киев. Тем не менее, Великий Новгород продолжает иметь для государства важное политическое значение. Согласно древним княжеским традициям, старшие сыновья князя отправлялись властвовать именно в Новгород, поэтому между этими двумя столицами продолжалось соперничество, которое являлось яркой чертой древнерусского государства во все периоды его существования. В итоге до сих пор остается окончательно не ясным, какой же город все таки являлся столицей Руси. Споры продолжаются и по сегодняшний день.

Первая столица Киевской Руси

После того, когда к власти пришел Олег, столицей древнерусского государства стал Киев, из-за чего государство стало называться Киевская Русь. В этот момент Новгород теряет свою власть и авторитет. После крещения Руси (начало X столетия) Киев окончательно дал понять, что является столицей, так как в нем проживал главный митрополит. Этот факт играл большую роль в развитии города и самой державы.

Помимо политических убеждений, Киев был удобен также и с географической точки зрения. Он находился на земле древлян и имел очень удобное местонахождение, благодаря чему он служил столицей Руси многие годы, а точнее 361 год (с 882 по 1243 год).

Начиная с конца XII века и вплоть до начала XIII века Русь была разделена на четыре основных центра: Волынский, Смоленский, Суздальский (Владимирский) и Черниговский. Не смотря на то, что в каждом центре был свой основной правитель, они все равно оставались зависимы от Киевского княжества. Княжеский трон, что находился в Киеве, имел право занять лишь наследник Рюрика, вот только династия прервалась, так как борьба за киевский трон была очень жестокой и каждый желал заполучить самый большой «кусок» власти над всеми другими княжествами. Братоубийственные войны привели Киев к падению, но он все равно продолжал оставаться центром интересов всего древнерусского государства.

В XII столетии Киев продолжал являться столицей Руси, но он постепенно терял свою роль как центр государства. Великому князю уже не нужно было располагаться именно в Киеве, а с 1169 года Киев подчинялся кому-то из родственников Великого князя. Традицию киевского правления прервало нашествие монголов. После разрушений город окончательно потерял свою ценность, и за него перестали бороться. После этого городом управляли лишь слабые князья, которые не гонялись за престолом.

Столица Древней Руси – Владимир

Сам город Владимир появился в 1108 году, а его основателем стал Владимир Мономах. Спустя несколько лет Владимир стали считать столицей Северо-Восточной Руси, а до этого столицей являлся город Суздаль. Причиной таких изменений стало желание князя Андрея Боголюбского перенести все свои владения из Суздали во Владимир, дабы превратить этот город в такой же влиятельный политический и экономический центр, как и Киев. По этой же причине архитектурные особенности Владимира очень схожи с киевскими.

Многие ученые спорят и по сегодняшний день, был ли Владимир столицей всей Руси, или же только его Северо-Восточной части. Город Владимир достиг пика своей власти во время правления Всеволода Юрьевича, а после о нем позабыли, так как Киевская Русь находилась под влиянием Золотой Орды. После того, как Золотая Орда захватила Древнюю Русь, хан назвал Владимирских князей основными правителями государства, а начиная с 1299 года во Владимир переезжает резиденция митрополита. Последний правитель Владимира был Василий I, а его наследники были уже коронованы в Москве. Но, не смотря на это, Владимир хоть и стал обычной провинцией, все равно его ещё долго упоминают в летописях как город большого государственного значения.

Москва – первая столица на Руси

Самые первые упоминания о Москве датируются 1147 годом. До того момента, как монголы напали на Киев, а Золотая Орда получила власть над Киевской Русью, Москва не играла никакой роли. Город считался обычной провинцией, но с начала 1263 года, когда в Москве стал править Даниил Александрович, она стала очень быстро развиваться. Хоть князь Даниил и не претендовал на княжеский трон, но и просто сидеть сложа руки он не собирался. С помощью смоленской и рязанской волости Даниил увеличил свои территории, благодаря чему князю удалось собрать сильное войско. Именно этот шаг стал огромным толчком в будущем.

С 1325 года резиденция митрополита основывается в Москве, территории московских князей значительно увеличиваются, за счет чего растет количество и качество московского войска. Но не смотря на такое стремительное развитие, из-за гнета монгольского хана она имела очень непрочное положение. Лишь разногласия с Золотой Ордой дали шанс московским князям усилить свое политическое влияние, а переломным моментом стала победа Москвы над ордынской армией Мамая в 1380 году, также известная, как Куликовская битва. После этого Москва окончательно стала столицей Руси, а сегодня Российской Федерации.

Старинная Москва 17-го веке. Познавательный фильм о истории столицы древней Руси.

Влади́мир - исторический город России, расположен преимущественно на левом берегу реки Клязьмы. Являлся древней столицей Северо-Восточной Руси.

Первые люди стали появляться на территории, которую занимает современный город, около 30-25 тыс. лет до н. э. В третьем тысячелетии до н. э. здесь живут волго-финские племена. В VI-VII веках н. э. эту территорию осваивает финно-угорское племя меря.

В IX-X веках сюда стали проникать сначала ильменские словене, а затем другие племена. В VIII-X веках на холме, где позже был построен Успенский собор, существовал мерянский посёлок.

Основание Владимира традиционно связывается с летописным известием о том, что Владимир Мономах заложил город в 1108 году. Наиболее крупный специалист по владимирской археологии, Н. Н. Воронин, также придерживался этой датировки.

Но в 1990-е годы владимирские краеведы высказались за перенос даты основания города на 990 год, приводя в обоснование этой даты известия ряда поздних летописных источников, где основателем города фигурирует Владимир Святославич.

Когда бы город ни был основан, Владимир начинает расти и усиливаться благодаря заботам Владимира Мономаха, который укрепил его как опорный пункт защиты Ростово-Суздальского княжества.

Расцветом город обязан князю Андрею Боголюбскому, который в 1157 году перенёс сюда столицу княжества. Его преемник - Всеволод Большое гнездо - был одним из самых могущественных русских князей, и с его правления за владимирскими князьями закрепляется титул «великих».

Сейчас Владимир один из крупнейших в стране туристических центров, входит в Золотое кольцо России. Наибольший интерес представляют сохранившиеся в нем памятники домонгольской эпохи.

Сразу два таких памятника можно увидеть на Соборной площади:

Первый — Собор Успения Пресвятой Богородицы, он же Успенский собор во Владимире-Волынском, он же Мстиславов храм во Владимире-Волынском, он же Свято-Успенский собор во Владимире-Волынском - древнейший и единственный памятник на Волыни, дошедший до нас со времен Киевской Руси.

Был построен и расписан в 1160 году при волынском князе Мстиславом Изяславичем киевскими строителями.

Собор был усыпальницей князей, бояр и епископов. Под храмом есть 6 великокняжеских, 2 епископские и много гробниц знатных лиц. Здесь похоронен и строитель храма князь Мстислав.

Был разорен полчищами Батыя и снова восстановлен.

В первой половине XV века опустошен, а в конце века стараниями Владимирского епископа Васиана восстановлен.

Пострадал храм и в межконфессиональной борьбе между православными и униатами: в 1596 году, когда владимирский епископ Ипатий Потей принял унию, храм стал униатским. Во время пожара 1683 году, который опустошил весь город, собор сильно пострадал и был восстановлен лишь в 1753 г. Униаты переделали византийскую архитектуру храма на латинский манер.

В 1772 г. собор пришел в запустение. Использовался как «казенный магазин» (склад).

На 1829 г. он превратился в сплошную руину - обвалились своды и купол.

В 1896-1900 архитекторами А. Праховым и Г. И. Котовым была проведена не очень удачная реставрацию, собор восстановили в формах XII века.

Успенский собор является памятником древнерусского зодчества и памятником архитектуры Украины.

Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1158-1160.

Обязательно зайдите внутрь Успенского собора — это один из немногих храмов, где сохранились фрески Андрея Рублева.

«2000 летию рождества Христова»

Соборная площадь.

Второй не менее интересный домонгольский памятник — Дмитровский собор.

Дмитровский собор, 1192-1194 — придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. Первоначально храм окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX в.). Собор знаменит своей белокаменной резьбой - его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века.

Надпись на дверях Дмитровского собора: «Дорогие молодожены! Желаю счастья, но предупреждаю, что барабанить в двери храма — плохая примета! Князь Всеволод.» — т.е. работники православной церкви пугают народ приметами — потрясающе!

Но это не все, что можно посмотреть на Соборной площади и ее окрестностях.

В 1785 г. был торжественно заложен корпус палат присутственных мест, построенный к 1790 по проекту известного архитектора К.И. Бланка в виде вытянутого сооружения, фасад которого украшен в центре и по флангам портиками пилястр. Своеобразный интерьер: все 3 этажа, имеют длинные коридоры, перекрытые сводами. В здании находился губернский управленческий аппарат.
Во время ВОВ в здании размещался военный госпиталь.
В настоящее время почти все здание передано под экспозиции и службы Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Памятник Александру Невскому.

Исторический музей.

Церковь Николая Чудотворца, 1761-1769.
Николо-Кремлевская церковь построена в 1761 году на месте более древнего деревянного храма, сгоревшего во время большого пожара. По месту расположения церкви, на территории бывшего городского кремля, храм именовали Николо-Кремлевским. В настоящее время в ней размещается владимирский планетарий, открытый в 1962 году.

Памятник Андерю Рублеву. Последняя работа московского скульптора О.К. Комова, над которой он работал несколько лет. Памятник открыт в августе 1995 года к 1000-летию города.

Монумент в честь 850-летия основания г. Владимира (в народе именуемый «три ленивца»).
Первый обелиск из дерева со звездой был поставлен здесь еще в 1916 году. Нынешний был заложен на его месте в 1958 году в честь 850-летия города (тогда годом основания считался 1108 год), и торжественно открыт 30 октября 1969 года. Скульптор А.Б. Рябичев, архитекторы А.Н. Душкин и Е.А. Архипов. По сторонам вогнутой трехгранной усеченной призмы расположены три фигуры: древний воин, обращенный в сторону оборонительных Золотых Ворот, зодчий, обращенный в сторону Успенского собора и современный рабочий, обращенный к промышленной части города.

В 1191 году великий князь Всеволод Юрьевич, избрав во Владимире (в среднем городе-кремле) место к восточной стороне, в осыпи около Ивановских ворот, положил начало мужскому монастырю.

С 1230 года монастырём стали управлять архимандриты. Рождественская обитель стала называться великою архимандриею и до времен царя Иоанна Васильевича значилась первой в числе русских монастырей.

В 1237 году, при нашествии Батыя на Владимир, настоятель монастыря архимандрит Пахомий и братия монастыря были убиты татарами, а сам монастырь разграблен и опустошен.

23 ноября 1263 года в церкви Рождественского монастыря был погребен великий князь Александр Невский, скончавшийся 14 ноября в Городце, на обратном пути из Орды. Однако, в 1723 году по указу Петра I мощи Александра Невскогоо были перенесении в в Александро-Невскую Лавру.

В 1561 году, по указу Ивана Грозного первенство среди монастырей перешло , затем в 1720 году второе место занял Александро-Невский монастырь, так Рождественский монастырь стал третьим.

В середине 17 века в монастыре снова началось каменное строительство: в 1654 г. возводится колокольня (не сохранилась), в 1659 г. построены казенные кельи.

В 1667 г. монастырь стал ставропигиальным.

При архимандрите Викентии в 1678-85 гг. к собору пристроили каменные палатки (не сохранились.), тогда же возвели братский корпус.

Во 2-й половине 17 века строится каменная надвратная церковь Рождества Христова с примыкающей трапезной.

С 1774 года монастырь обращен в архиерейский дом.

В 1859-69 гг. по проекту архитектора Н.А. Артлебена собор монастыря полностью перестраивается в кирпиче, в формах, близких к первоначальным. В 1866-67 гг. по проекту того же Артлебена капитально перестроена надвратная Христорождественская церковь и трапезная.

В 1930 г. были сломаны собор и колокольня.

Впоследствии здания монастыря неоднократно ремонтировались. На территории возвели несколько новых зданий.

В монастыре хранится икона Знамения Божией Матери, принадлежавшая святому князю Александру; она была с ним в битве со шведами и ливонскими рыцарями в 1242 году.

Церковь Александра Невского в Рождественском Владимирском мужском монастыре.

Слева церковь Александра Невского, справа собор Рождества Богородицы.

Стена Рождественского монастыря.

Угловая башня.

Хотя и говорят о том, что несмотря на утраты, дошедший до нашего времени монастырь сохранил облик позднесредневековой обители со свободной планировкой, монастырь неинтересен с исторической точки зрения, особенно на фоне сохранившихся по соседству древнейших храмов.

Идем дальше. Вид со смотровой площадки Соборной площади совершенно никакой — на поезда, зачем она вообще здесь нужна не понятно. Из интересного удалось разглядеть только Успенскую церковь, которую несмотря на ее древность почему-то долго не реставрировали.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1644-1649. Ныне принадлежит старообрядцам Белокриницкого согласия. Ведется реставрация.

«В этом здании помещался Владимирский комитет РСДРП (большевиков)».
«В этом здании с 1980 по 1985 годы работал Тихон Степанович Сушков — председатель исполкома Владимирского областного Совета депутатов трудящихся, внесший значительный вклад в развитие народного хозяйства области».

Старообрядческая Белокриницкого согласия (белокриничники) церковь Троицы Живоначальной, 1913-1916. Архитектор С. М. Жаров.

Вечный огонь. Мемориал в честь владимирцев, погибших в годы Великой Отечественной войны был заложен 6 ноября 1967 года и торжественно открыт 9 мая 1975 на месте ямской Казанской церкви, сломанной танками в 1966 году, примыкающей сквер разбит на месте старого ямского кладбища. Архитектор Б.А.Шиганов, скульптор В.А.Шанин. В центре площадки монумента горит Вечный огонь Славы, доставленный из Москвы с Могилы Неизвестного солдата в Александровском саду.
9 мая 1985 года была установлена бронзовая скульптурная композиция из трёх фигур: женщины-матери, солдата и рабочего тыла, символизирующая единство народа в борьбе против захватчиков. Скульптор А.А. Перевертень, архитектор В.И. Фомин.

В двух очерках Ел. Блиновой рассказывается об интересных и важных исторических периодах в жизни нашего края. В первом - о том, как город Владимир стал столицей древней Руси; во втором - о грозном для Родины XIII веке и о славных делах великого русского полководца Александра Невского, княжившего во Владимире в течение одиннадцати лет.

Более тысячи лет назад, в IX веке в Восточной Европе сложилось огромное славянское государство - Киевская Русь.

Русская земля простиралась от Белого моря на севере до причерноморских степей на юге, от Карпатских гор - до Урала.

В конце X - первой половине XI века Киевская Русь, как отмечал К. Маркс, вступила в период своего расцвета, став самым крупным и могущественным государством в Европе. Оно не было ни украинским, ни белорусским, ни великорусским, а являлось общей исторической колыбелью этих славянских народов. Но Киевское государство оказалось недолговечным. Развитие феодальных отношений в нем привело к образованию местных экономических и политических центров. С ростом и укреплением их падало значение Киева.

Результатом развития феодальных отношений явилось усиление эксплуатации трудящегося населения сел и городов. Уже в XI веке в Древнерусском государстве происходят открытые выступления угнетенных классов против феодалов. Первое крупное движение «мятеж великий» в Суздальской земле относится к 1024 году.

В борьбе со всеми проявлениями антифеодального протеста феодалы энергично укрепляли аппарат власти в разных частях Руси.

В результате феодального дробления на территории Руси в XI-XII веках сложилось свыше десяти феодальных княжеств.

Крупнейшими из них стали: Новгородское, Полоцкое, Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское), Галицко-Волынское, Черниговское.

Наибольшее значение из обособившихся земель приобрело Владимиро-Суздальское княжество. Оно занимало весьма обширную территорию от Нижнего Новгорода до Твери по Волге, до Гороховца, Коломны и Можайска на юге, включая Устюг и Белоозеро на севере.

Владимиро-суздальские князья стремились подчинить себе соседние народы. На востоке и северо-востоке их власть распространялась на волжско-камские (мордовские и марийские) и подвинские земли. Издавна по Волге плавали корабли. Русь торговала с народами Кавказа, с которыми поддерживались и культурные связи.

Северо-Восточная часть территории Древнерусского государства отличалась некоторыми особенностями в социально-политическом развитии.

Она была сравнительно удаленной от центра Древнерусского государства и менее зависела от власти киевского князя. Бояре-землевладельцы фактически являлись хозяевами этого края. Политическими центрами здесь были Ростов, цитадель «старого боярства», и Суздаль. К XII веку в крае произошли существенные изменения. Резко увеличилось население прежде всего в результате колонизации из других районов Древнерусского государства, особенно тех, которые подвергались нападениям кочевников-печенегов, половцев.

Это привело к появлению новых групп населения, не связанных со «старым» ростовским боярством и независимых от него, возникли новые города, важнейшим из которых стал Владимир-на-Клязьме, основанный при Владимире Мономахе.

Владимиро-Суздальская земля становится вотчиной переяславского князя Владимира Мономаха в конце XI века. Владимир Мономах родился в 1053 г. Его отцом был Всеволод, любимый сын одного из могущественных киевских князей Ярослава Мудрого, а матерью - принцесса Мария, дочь императора Византии Константина IX Мономаха.

Владимир Мономах с большой дружиной несколько раз бывал в своих северо-восточных владениях.

Во время одного из таких походов, с целью дальнейшего укрепления и защиты своей вотчины - Ростово-Суздальской земли - от разорительных набегов других князей-феодалов, Владимир Мономах на месте поселка землевладельцев и ремесленников на левом, возвышенном берегу реки Клязьмы основал новый город.

Владимир Мономах, хорошо знавший Киев, его укрепления, выбирал возвышенное место и для нового города с тем, чтобы естественные рубежи можно было усилить дополнительными укреплениями.

Было это в 1108 году. Город получил имя - Владимир.

Последние годы своей жизни Владимир Мономах был великим князем киевским и делами своих северо-восточных владений почти не занимался.

Политический вес и значение Владимиро-Суздальской земли резко возрастают в княжение Юрия Долгорукого - младшего сына Владимира Мономаха.

Юрий был в курсе всех бурных событий, происходивших в древнем Киеве в связи с борьбой за великое княжение, и в то же время он обживал и свою вотчину - Владимиро-Суздальскую землю. Он распространил свое влияние на Новгород, Муром, Рязань, установил прочный союз с Галицкой землей. С именем Юрия Долгорукого связано строительство новых и укрепление существующих городов.

Основание Юрием Долгоруким Москвы - одна из самых видных страниц его деятельности. Впервые Москва упоминается в летописи под 1147 годом.

Результаты произведенных за последние годы раскопок позволяют заключить, что еще задолго до того здесь существовал ремесленный поселок наших далеких предков - вятичей, а в западной части Боровицкого холма - небольшая крепость.