Задания по грамоте и чтению для дошкольников в картинках. «Буква «Х». Звуки «х-хь» -согласные». план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему Звук и буква х задания для дошкольников
Коррекционно-развивающие задачи.
Научить ребенка дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на наглядность).
Познакомить с предлогом под, учить различать предлоги под, над по значению.
Научить правильно произносить звуки [X] — [Х! ], дифференцировать их на слух и в произношении.
Закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать слова с определенным количеством слогов.
Продолжать учить производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
Продолжать учить писать зрительные диктанты.
Задание 1 . Взрослый предъявляет ребенку картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если ребенок услышит правильное название, то он должен хлопнуть в ладоши, а если искаженное — то нет:
баман — панам — банан — банам;
ваван — даван — диван — ванан;
альбом — альбон — альмон — аньбом — аблем — альпом;
витавин — митанит — фитамин — митавим — витамин — виталим.
Задание 2 . Знакомство с предлогом под.
Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие команды: положить мяч под стул, поднять мяч над стулом; положить книгу под стол, поднять книгу над столом. Потом спрашивает: «Куда ты положил мяч?» или «Что ты с ним сделал?» Ребенок отвечает. Затем взрослый поднимает мяч над столом и спрашивает: «Где находится мяч (по отношению к столу)?» Взрослый вспоминает с ребенком значение предлога над, объясняет значение предлога под, знакомит с его графическим изображением. Затем взрослый предлагает выполнить следующие задания:
— договорить предложения:
Лампа висит над... Ручка упала под...
— выбрать нужный предлог:
Мальчик поднял мяч... головой. Девочка положила книгу... подушку;
— исправить ошибку:
Лампа висит под столом. Заяц спит в лесу над елкой;
— составить предложения из заданных слов:
Самолет, лететь, лес, над; гриб, расти, елка, под;
— самостоятельно составить предложения с предлогами над и под.
Задание 3 . Знакомство со звуком [X].
Взрослый предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением. Сколько слогов в этом слове?
светло — темно, жарко — ...(холодно).
хлеб, холодно, хоккей, ходули.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [X]:
губки и зубки свободны;
кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;
горлышко «молчит».
Символ звука: дедушка храпит: XXX... .
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Задание 4 . Фонетическое упражнение.
Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ... (на плавном длительном выдохе).
Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X]»:
х, п, м, х...; ха, хо, пу...; ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох, ухо..
Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов:
ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...
Задание 7 . Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове.
пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...
Задание 8. Дидактическое упражнение «Составь слово»:
хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки; му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха.
Задание 9 . Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:
Не вкусно без соли,
Не сытно без... (хлеба)
Легкий, а не пух,
Мягкий, а не мех,
Белый, а не снег,
Но оденет всех. (Хлопок)
Назвать последний звук в слове:
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох)
С красным гребнем,
Посадили зернышко,
Выросло солнышко. (Подсолнух)
Задание 10 . Из ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в названии которых звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом — в конце слова. Разделить все слова на слоги, найти самое длинное слово и самое короткое.
Задание 11 . Самостоятельно подобрать слова со звуком [X], состоящие из одного, двух, трех, четырех слогов.
Задание 12 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [X].
Задание 13 . Выучить чистоговорки:
Ха-ха-ха — испугали петуха.
Ху-ху-ху — ели мы уху.
Их-их-их — ветерок затих.
Ох-ох-ох — зеленый мох.
Задание 14. Знакомство со звуком .
Символ звука: детям весело, они смеются: хьхьхь...
Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.
Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук »:
хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь...; хитрый, молоко, химия, машина, хирург.
Задание 16. Повторить за взрослым серию слогов (с выделением голосом любого слога).
хя-хе-хю-хи; ахь-охь-ухь-ихь...
Задание 17 . Повторить за взрослым ряд слов. Объяснить ребенку значение каждого слова. Разделить эти слова на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово:
хижина, хитрый, хирург, хищник, хек.
Задание 18 . Выучить чисто говорку:
Хи-хи-хи — в поле пели петухи.
Задание 19. Дифференциация звуков [X] — . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ха-хя, хо-...; хю-ху, хи-...
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и ). Объяснить ребенку значение незнакомых слов:
муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина.
Дидактическое упражнение «Подбери слово по его началу». Назвать первый звук в словах:
хит-... (-рый, -рость, -рец), хо-... (-бот, -ма, -лод), храб-... (-рость, -рец, -рый).
Выбрать из ряда слов те, которые рифмуются со словом храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит, подходит это слово к слову храбрец или нет.)
молодец, весельчак, сорванец, плакса, хитрец, лодырь.
Подобрать слова со звуками [X] и . Выучить скороговорку:
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.
Задание 20 . Знакомство с буквой X.
Хорошо хвалить, хихикать,
Худо — хвастаться и хныкать.
О. Гофман
На что похожа буква X?
Буква X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и леве рук.
Игры с буквой.
Задание 21 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.
Выкладывание схем из кружков. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:
уха, мох, муха, мухи, хата, Хома.
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:
муха — мухи; хата — хатка — хатки.
Чтение и запись предложения по памяти после зрительного предъявления:
У Хомы хата.
Тема. Звук и буква Х.
Цель – создать акустико-артикуляционный образ звука Х и соотнести его с буквой.
Задачи:
Закрепить зрительный образ изученных букв (а,о,у,м).
Учить слышать слова со звуком Х в тексте.
Познакомить со звуком Х и буквой Х.
Развивать память, общую моторику и координацию движений.
Воспитывать интерес учащихся к звуковой стороне речи, желание активно работать на занятии.
Учить самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Оборудование.
Цветные домики для звуков (красные – гласные, синие – согласные).
Картинка-символ звука Х. Изображение хомяка Хомки.
Фишки-смайлики.
Коробочки с материалом для конструирования букв.
Ход занятия.
1.Знакомство со звуком Х.
Ребята, отгадайте загадку:
Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так... (показ)
Это делает …
(хомяк).
- Знакомьтесь, ребята, это хомяк. Зовут его Хомка. Хомка хороший хомячок, но иногда он любит похвастаться. Он утверждает, что он всё знает. Проверим?
Хомка, а ты знаешь, на какой звук начинается слово хомяк?
Конечно, со звука А.
Ребята, вы согласны с Хомкой? С какого звука начинается слово хомяк?
Сегодня на занятии мы познакомим Хомку со звуком Х и буквой Х.
Учитель-логопед:
Вова гулял во дворе. Была зима. У Вовы замерзли руки. Снял он рукавички и стал дуть теплым воздухом на руки: х-х-х-х.
Повторите, как Вова дул на руки.
Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его - за нижними зубами.
Произнеси XXX и попробуй это почувствовать.
Что мешает воздуху выходить изо рта? (Дети отвечают)
Гласный или согласный звук Х?
Правильно. Когда мы произносим звук [х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит, звук [х| - согласный звук. Запомните!
Ребята, что вы узнали о звуке Х?
2. Упражнение «Кто внимательный?» За правильные ответы вы получите фишки-смайлики.
Запомните слова со звуком [х, х"], которые встретятся вам в сказке.
Хомяк-хвастун
Жил-был хомяк-хвастун. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы
послушать его удивительные истории.
Хотите верьте, хотите нет,- начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: «Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.
Ух, ты! - восхитились хомяки.
Что, что потом?! – хором спросили хомяки.
Я... потом...
Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.
Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка.- Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?! (Г. Юдин)
3. Физкультминутка. (Дети имитируют все движения хомячка.)
Хомка-хомка, хомячок, Подметает хомка хатку
Полосатенький бочок. И выходит на зарядку.
Хомка раненько встает, Раз, два, три, четыре, пять!
Щечки моет, Хомка хочет сильным стать.
Шейку трет.
Какой первый звук в слове хатка? А знаете ли вы, что такое хатка? Словознайкин познакомит вас с этим словом.
4. Соотнесение звука с буквой.
- Давайте познакомим Хомку с буквой Х.
а) чтение стихотворения и показ картинки
Х всё ходит, ходит, ходит –
Места что ли не находит? (А.Шибаев)
б) Рассматривание буквы. Из каких элементов она состоит, и как они расположены?
в) Конструирование буквы из палочек.
г) Письмо в тетради.
д) Показ буквы при помощи рук, пальцев.
е) На что похожа буква Х?
5. Упражнение «Живые буквы».
Узнайте, о какой букве идёт речь, и покажите её.
Взялись за руки друзья и сказали: Посмотри на колесо
«Ты да я!». А между тем получилась буква…. И увидишь букву …
Буква ходит, ходит, ходит – Стоит в начале алфавита,
Места что ли не находит. Тем она и знаменита.
И узнать её легко –
Буква есть с любом лесу. Ноги ставит широко.
На сук похожа буква ….
6. Игра «Доскажи словечко»
Загадка эта нелегка: Хлоп - и конфета стреляет,
Пишусь всегда через два К: Как пушка!
И мяч, и шайбу клюшкой бей, Каждому ясно: это...
А называюсь я - ... (хоккей). (Хлопушка).
Отгадать легко и быстро: В нашей кухне целый год
Мягкий, пышный и душистый, Дед Мороз в шкафу живёт
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб) (Холодильник)
7. Подведение итогов занятия.
С каким звуком мы познакомились?
Что вы узнали о нём?
Кто помог нам?
Покажите букву Х.
Ребята, подсчитайте фишки, которые вы получили за правильные ответы в течение всего занятия.
Логопед предлагает детям сделать отметки на линейках достижений.
Цель: познакомить детей с буквой X.
Задачи:
Учить ставить ударение в словах
Развивать умение сопоставлять слова, противоположные по смыслу
Закреплять умение делить слова на слоги и выполнять звуковой анализ.
Ход занятия
I. Объяснение нового материала
1. Знакомство со звуками [х], [х"] Послушайте стихотворение.
Завидовал хорек соседу хомяку:
«Имеет он в каждой щеке по мешку!
И мне бы хотелось с такими щеками
Зерно приносить в кладовую мешками».
(По Т. Крюковой)
О каких животных в нем идет речь? С какого звука начинаются слова хорек и хомяк? Догадайтесь, с каким звуком мы сегодня познакомимся? (Со звуками [х], [х"].) Рассмотрите картинку. Кто из зверьков худой, а кто толстый? Кто высокий, а кто низкий?
2. Работа с антонимами. Послушайте слова-признаки. Подберите к ним
слова, противоположные по смыслу.
длинный - ... маленький - ... кислый - ...
белый - ... хороший - ... сухой - ...
Определите место звука [х] в словах: хороший, плохой, сухой, худой .
3. Знакомство с буквой X. Записать буквы X, х на доске.
4. Работа с Городом букв, буквой X.
X - это согласная буква. Как и буква М, она непарная и живет на Непарной улице. Вырежьте из разрезной
азбуки и наклейте букву X в свой домик
5. Письменное задание. Научитесь писать печатные буквы X, х по клеточкам.
6. Чтение слогов. Посмотрите, как весело смеются дети
Давайте к ним присоединимся! Для этого прочитайте ряды слогов.
ха-ха-ха хе-хе-хе
хо-хо-хо хи-хи-хи
В каких слогах согласный звук звучит твердо?
(Ха, хо.) В каких - мягко? (Хе, х и.)
7. Чтение слов. Подготовьте слова для чтения и прочитайте их.
мех муха сухо
мох ухо уха
Выполните звуковой анализ слова мех. Если буква обозначает гласный звук - подчеркните её красным
карандашом, если твёрдый согласный - синим, если мягкий согласный - зелёным.
Педагогу необходимо четко произнести с детьми все звуки слова и дать характеристику каждому звуку (сказать, гласный звук или согласный, твердый согласный звук или мягкий).
Слова муха, ухо и уха раздели на слоги вертикальными черточками. Педагог еще раз напоминает детям, что в каждом слоге обязательно должен быть гласный звук, обращает внимание детей на то, что одна гласная буква может составлять целый слог (у-хо, у-ха).
8. Знакомство с понятием «ударение» Эту собачку зовут Муха. Давайте ее позовем!
Подставьте ладошку под подбородок и произнесите слово. Сколько в нем слогов? Теперь позовите собачку: «Му-у-у-ха». Какой слог вы тянули дольше, выделили голосом? (My.) Этот Слог называется ударным. На письме он выделяется знаком ударения - наклонной черточкой над буквой.
Ударение всегда ставится над гласной буквой. На слоговой схеме ударный слог отмечается также. Назовите второй слог в слове Муха. (Ха.) Он называется безударным. Затем педагог просит детей подобрать собаке другие клички и найти ударный слог в этих словах.
II . Физкультминутка
На морковной вкусной грядке. Зайка делает зарядку. Предложил нам делать вместе | |
- Будет первым бег на месте,Чтобы вы всегда смогли Быстро бегать от лисы. | движения по тексту |
А теперь пора кружиться,Чтобы точно убедиться:Волка рядом с вами нет,Значит, можно есть обед:На обед вас ждет морковка,Накланяйтесь, рвите ловко! |
I I I. Закрепление изученного материала
1. Выделение ударного слога. Послушайте слова: мама, бабуля. Устно разделите их на слоги. Назовите ударный слог в каждом слове.
V I. Подведение итогов занятия
Педагог читает выводы и проверяет, насколько правильно и точно дети усвоили материал занятия.
Вырежьте из разрезной азбуки и наклейте букву Х в свой домик.
Научитесь писать печатные буквы X, х по клеточкам
«Звуки [х], [х′]. Буква Х».Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.
Задачи:
Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
Выделять звуки [х], [х′] начале, в середине и в конце слова.
Познакомить с буквой Х , составлять слова из букв.
Развивать внимание, память, мышление, моторику.
Организационный момент
Психогимнастика
- Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»
Сообщение темы занятия.
Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.
- Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.
– Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?
- Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? (Звук [х]).
Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х′]. Звук [х′] - братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.
Характеристика звука.
Характеристика: [х] - согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным цветом(на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).
Развитие фонематического восприятия.
- Давайте поучим Хрюшу отличать звук [х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук».
Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх
Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.
Игра «Добавь звук», который потерялся из слов.
Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….
Игра «Замени первый звук» в слове на звук [х].
Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.
Произнесение «Х» в словах.
- Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?
Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).
- В каком месте слова слышится звук [х]?
С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. (ПЕТУХ).
Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)
Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).
- Какая картинка здесь лишняя? (утка)
- Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?
Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.
Художник, сухари, тарелка, холодильник.
- А теперь будем исправлять слова, которые Хрюша не научился правильно произносить.
На стекле сидит мута. (Нет, муха). Картину рисует тудожник. (Художник). Вот саффар. (сахар). У слона фобот. (хобот).
- У нашего Хрюши есть друг хомячок Хомка. Давайте сделаем зарядку вместе с ним.
Физминутка.
Хомка - хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Знакомство с буквой «Х».
- На что похожа буква «Х»?
Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.
Печатание её палочками на столе, на спине соседа.
Игра в подгруппе «Слово рассыпалось».
Составим слова из букв.
(Звуковое сопровождение – вой ветра). - Слова рассыпались. Составим слова из букв. Посмотрите, с обратной стороны буквы есть значок. Соберитесь в подгруппы по значкам и составьте свои слова.
1 подгруппа: пух. 2 подгруппы: мох. 3 подгруппа: ухо. 4 подгруппа: Хома.
Игра «Живые буквы» (на доске магнитные буквы)
Составим слово: уха, хатка, эхо, ухват, мухи.
Упражнение «Подарки для Хрюши».
(С опорой на картинки).
- Ребята давайте подарим Хрюше подарки с его любимым звуком в названиях. Например: - Я подарю Хрюше холодильник, для того чтобы он хранил в нем продукты. (Дети составляют предложения)
Итог занятия.
Цели урока:
- знакомство учащихся с новой буквой: печатной, строчной, заглавной;
- обучение детей чтению и письму слов с буквой «Х», умению сосредоточенно слушать и содержательно говорить;
- развитие фонематического слуха, мышления, языкового чутья, внимания, речи;
- воспитание бережного отношения к хлебу, к людям труда.
Оборудование: модели вагонов с карточками изученных букв и буквы «Х», пословицы, загадки.
Ход урока
1. Повторение изученного материала
У.: Сегодня мы отправимся в путешествие. Догадайтесь, кто будет пассажирами нашего поезда. Для этого …
*Закончите предложения
«Мы пишем и видим …» (Буквы )
«Мы слышим и произносим …» (Звуки )
У.: Пассажиры – это буквы гласных и согласных звуков.
*Смысловая группировка
У.: В нашем поезде вагоны разного цвета.
– Буквы каких звуков мы поместим в красный вагон на две полочки? (Буквы гласных звуков )
На доске:
У.: В следующем вагоне живут самые «звонкие пассажиры». Назовите их
У.: Букву какого звука вынесем отдельно? (Й )
–Обоснуйте ответ. (Буква звонкого непарного мягкого звука, остальные парные по твёрдости, мягкости).
У.: Распределите оставшиеся буквы.
Д.: Это буквы парных звонких и глухих звуков.
Д.: Нижняя полка вагона – это буквы глухих звуков [ш], [щ`], [ч`], а верхняя – буква звонкого непарного твёрдого.
У.: Последний вагон у нас без пассажира. Там едет печатная буква, с которой мы сегодны познакомимся.
2. Знакомство с новой буквой
*Моделирование буквы
У.: Соберите букву из элементов
Ученик у доски, остальные на парте.
У.: Посмотрите на алфавит и скажите, как называется буква? («ХА»)
3. Письмо строчной буквы в тетради для печатания
4. Знакомство с письменной строчной буквой
У.: Посмотрите на плакат. Из каких элементов состоит письменная буква «ХА»?
Д.: Из двух полуовалов.
*Показ написания буквы на доске.
*Письмо в воздухе.
* Прописывание буквы «Х» учащимися в тетрадь.
У.: Выделите самую красивую букву. Старайтесь писать красиво, аккуратно и правильно и все остальные значки.
5. Знакомство со звуками [х] и [х`]
У.: Подумайте, сколько и какие звуки может обозначать буква Х? Для этого подберите слова с этой буквой. (Хруст, порох, хитрый, хилый и т.д. )
* Звуковая характеристика
Д.: [х] – согласный, глухой, твёрдый, [х`] – cогласный, глухой, мягкий.
*Письмо слов в тетрадь
*Физкультминутка
У.: Я буду называть слова. Если вы услышите звук [Х] – приседаете, если произнесу звук [Х`] - встаёте и тянетесь на носочках.
Слова: художник, хилый, хор, хочу, хитрый, хмель, хек, хороший.
6. Обучение чтению слогов
(Карточка с печатной буквой «Х» прикладывается к гласным верхнего ряда А, О, У, Ы, Э. Уместно использовать «вагон поезда».)
Д.: Твёрдо, рядом гласные, командиры твёрдых команд.
(Карточка с буквой «Х» прикладывается к гласным нижнего ряда.)
У.: Как читаем первый согласный в этих слогах? (ХЯ, ХЁ, ХЮ, ХИ, ХЕ )
Д.: Произносим мягко.
У.: Почитаем слоги.
7. Словарная работа
У.: На какие группы можно разделить слова?
Д.: На слова, называющие предметы: хруст, порох и слова – признаки предметов: хилый, хитрый.
*Работа над загадкой
Мешено,
Квашено,
Валено,
На стол поставлено. (Хлеб )
– Какой звук слышим на конце?
Д.: Мы слышим звук [п].
У.: Вы правы, наблюдается оглушение звука.
– Какой буквой мы обозначим звук? Для этого подберите однокоренные слова к слову «хлеб».
*Скрытая подсказка
У.: Ласково назовём … (хлебушек )
– Предмет, где хранится хлеб … (хлебница )
– Предприятие по изготовлению хлеба … (хлебокомбинат и т.д. )
– Запишем это слово в тетрадь. Подчеркнём место – слабую позицию для согласного.
8. Соотнесение звуковой схемы со словом
На доске:
У.: Подумайте, какая из схем подходит к слову «хлеб»?
Д.: К слову «хлеб» относится 2 схема, так как [Х] - согласный, твёрдый; [Л`] - согласный, мягкий, так как буква «Е» смягчает. Следующий звук [Э] – гласный. Последний звук [П] - согласный, твёрдый.
9. Составление предложения к схеме
У.: Молодцы, а теперь подберите предложение к схеме:
Д.: Свежий хлеб лежит на столе.
– Мама положила хлеб в хлебницу.
*Письмо с комментированием
У.: Запишем 1 предложение в тетрадь.
10. Составление рассказа по опорным словам
У.: В рассказе, который вы будете составлять есть следующие слова:
ПОЛЕ, КОЛОСЬЯ, ХЛЕБ, БУЛКИ, БАРАНКИ, ПРЯНИКИ
– Придумайте свои рассказы, работая в парах.
*Подбор пословицы к тексту
(заслушиваются рассказы детей )
У.: Какая пословица подойдёт к вашим рассказам?
Д.: «Хлеб всему голова».
11. Подведение итогов
*Игра «Верите ли вы»
У.: Верите ли вы, что буква «Х» - буква гласного звука?
Д.: Это буква согласных звуков.
У.: Докажите.
У.: Верите ли вы, что буква – значок глухих звуков?
Д.: Это буква глухих звуков [х] и [х`].
У.: Почему?
Д.: Когда произносим, то горлышко не дрожит.
*Обратная связь
У.: Что вам показалось интересным в уроке? Когда было трудно?
*Оценка деятельности учащихся.