Семинар-практикум для педагогов "современные технологии как инструмент управления качеством образования". Разработка методического семинара для педагогов дополнительного образования - «Современные технологии как инструмент повышения качества образования С

ксения Шаимова
Семинар-практикум по организации дополнительного образования в ДОУ в соответствии с ФГОС

Цель : Систематизировать знания воспитателей об . Совершенствовать умения педагогов при организация кружковой и студийной работы ДОУ.

Задачи :

1. Изучить теорию и практику об организации дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС

2. Кружки как форма

3. Разработать вариативную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом кружковой и студийной работы.

Оборудование : Интерактивная доска

I. 1. Теоретическая часть :

1.1. «Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС »

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование , но и дополнительное . Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление , расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности .

Дополнительного образования детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает :

Интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;

образовательных

дополнительного образования детей именно на ее основе;

Нормы нагрузки на ребенка.

Дополнительное образование детей в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования .

Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического направления : по обучению детей различным техникам изобразительной деятельности - лепка из пластилина, нетрадиционным способам рисования, а также по физическому развитию дошкольников.

Дополнительное образования осуществляется во внеурочной деятельности, и осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.

Дети занимаются 1 раз в неделю во вторую половину дня. Результаты деятельности детей выражаются в оформлении коллективных выставок, в издании альбомов, оформлении стенгазет, в проведении отчетных концертов.

1.2. Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ ;

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога) .

Цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций :

- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений , навыков в интересующем его виде деятельности;

Социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха» , научиться самоутверждаться;

Коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс , реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

Воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями :

1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии) .

2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми) .

3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами :

Уставом ДОУ;

- Образовательной программой ДОУ ;

Положением о кружке;

Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат) ; - Планом работы кружка на год;

Списком детей;

Расписанием деятельности;

Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты) .

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии) :

1. Изучение нормативно-правовой базы.

2. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в .

3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования .

4. Разработка (подбор) программы кружка.

5. Разработка плана кружка на учебный год.

6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.

7. Реализация плана работы кружка на практике.

8. Анализ результативности работы кружка.

9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т. д.)

Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий :

организация рабочего пространства;

– возможность детей заниматься по своим силам и интересам.

– игровой характер подачи любого материала;

Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм :

С детьми :

Фронтальные занятия (групповые)

Экскурсии

Тематические прогулки

Развлечения, досуги

Участие в различного уровня конкурсах

С педагогами :

Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов ДОУ

С родителями :

Консультации, мастер- классы, выступления на родительских собраниях , информация на сайте.

Кружки могут быть различной направленности :

1) Физическое развитие

2) Социально - личностное развитие

3) Познавательно-речевое развитие

4) Художественно-эстетическое развитие

Тематика кружков может быть разнообразна .

При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать :

Интересы детей и добровольность выбора ими кружка;

Возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

Необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

Понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

Необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

Нормы нагрузки на ребенка.

Схема разработки программы кружковой работы

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи)

3. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)

4. Учебно-тематическое планирование

5. Диагностические карты, методы проведения диагностики

6. Список литературы

2. Практическая часть :

2.1. Составление примерных вопросов для выявление потребностей родителей, детей в дополнительных образовательных услугах .

2.2. Разработка (подбор) программы кружка (студии, секции) .

Ожидаемый результат семинара-практикума :

1) Повышение эффективности педагогической деятельности.

2) Улучшение качества предоставляемых образовательных услуг .

3) Создание и привлечение инновационных педагогических технологий.

4) Создание доступного дошкольного образовательного пространства .

Методическая разработка семинара

для педагогов дополнительного образования на тему

Кудряшова Н.Л., методист

Клявлино, 2016

Аннотация семинара по теме: «Создание развивающей образовательной среды

для обучающихся на занятиях»

Данная методическая разработка семинара посвящена теме создания развивающей образовательной среды педагогами для обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.

Методические материалы семинара нацелены на повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дополнительного образования детей в

области организации развивающего образовательного пространства на занятиях,

в вопросах оказания психолого-педагогической поддержки каждому ребенку.

Актуальность семинара обусловлена тем, что данные психолого-педагогические

знания свидетельствуют об огромном значении развивающей образовательной среды и психолого-педагогической поддержки со стороны педагога на развитие личности ребенка, сохранения его психологического здоровья.

Получение теоретического и практического опыта на семинаре будет ориентировать

педагогов на успех в дальнейшей педагогической деятельности.

Материалы семинара могут быть использованы в сфере дополнительного

образования детей в работе методистов по организации семинаров, индивидуальных консультаций, в работе непосредственно педагогов дополнительного образования в целях самообразования и повышения своей психолого-педагогической компетентности.

Пояснительная записка методической разработки семинара на тему «Создание развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях»

Цель семинара состоит в том, чтобы обеспечить для педагога дополнительного

образования осознанность, целесообразность и эффективность создания развивающей образовательной среды на занятиях с обучающимися.

Задачи семинара :

1. Мотивировать педагогов на работу по созданию и совершенствованию

развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях.

2. Ознакомить педагогов с понятиями развивающей среды и условиями ее создания.

3. Формировать умение оказывать поддержку обучающимся на занятиях через

интериоризацию профессиональных способов выполнения практических упражнений.

Целевая группа : педагоги дополнительного образования.

Организационные параметры семинара. Семинар состоит из одной встречи,

которая может быть проведена в течение года. Продолжительность встречи –1час.

Количество участников семинара –от 8 до 15 человек.

Продолжительность семинара:1 час.

Вид семинара: практико-ориентированный.

Краткое описание ожидаемого результата. Работа участников на семинаре будет способствовать:

Систематизации знаний по созданию развивающей образовательной среды для

обучающихся на занятиях;

Получению практического опыта оказания поддержки детям в процессе их

обучения и воспитания;

Овладению опытом анализа собственной педагогической деятельности и нахождению путей по ее совершенствованию.

Методическое и материально-техническое обеспечение семинара:

Комплект раздаточного материала;

Листы А4 и ручки;

Большое помещение: должна быть возможность свободного передвижения

участников, их расположение по кругу, объединения в микрогруппы.

ПЛАН проведения семинара по теме

«Создание развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях»

Дата проведения: 11.03.2016 г.

Начало семинара – 09.00.

Место проведения: СП «Прометей» ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина

1. Приветствие. Создание эмоционально-положительного настроя на работу на

семинарском занятии.

2. Теоретическая часть семинара – ознакомление ПДО с техниками, обеспечивающими развивающую и комфортную образовательную среду обучающимся, тезисы в сочетании с работой участников по комплектам раздаточных материалов

3. Практическая часть семинара – Отработка элементов теоретического материала при выполнении практических упражнений и игр.

4. Подведение итогов семинара – рефлексия участников о возможности использования материалов семинара для дальнейшей работы, пожелание в завершении семинара

Ход проведения семинара:

1. Приветствие. Создание эмоционально-положительного настроя на работу

в семинарском занятии.

Участники располагаются на стульях, заранее расставленных по кругу.

Проводится упражнение «Приветствие». Основное назначение данного упражнения

–создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.

Ведущий встает в центр круга и предлагает каждому участнику по очереди назвать

свое имя и одним словом охарактеризовать себя. Например: «Я -Катя. Я -симпатичная».

2. Теоретическая часть семинара

Понятие и сущность развивающей среды

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С.

Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его

черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует:

внешние условия -среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А

также внутренние условия -эмоциональное состояние ребенка, его отношение к

самому себе, жизненный опыт, установки. В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда

Это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котор

ом осуществляется развивающее обучение. Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства.

Свойства образовательной развивающей среды:

Гибкость, обозначающая способность образовательных структур к быстрому

перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности,

окружающей среды, общества;

Непрерывность, выражающаяся через взаимодействие и преемственность в

деятельности входящих в нее элементов;

Вариативность, предполагающая изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

Интегрированность, обеспечивающая решение воспитательных задач

посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур.

Образовательная среда–система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (В. Ясвин). Развивающая образовательная среда проявляется в продуктивном творческом общении, в адекватной самооценке ребенка, в его оценке достижений других участников творческого процесса, в его ориентации на общечеловеческие ценности, в готовности защищать свои интересы и в уважении прав других людей. Элементы педагогических технологий, направлены на создание развивающей образовательной среды, развитие творческих способностей детей. В основе педагогических технологий лежит идея «деятельностного подхода». Условия для формирования развивающей образовательной среды:

Создание психологического климата на занятиях: доброжелательного

отношения к обучающимся, эмоционального отношения к познанию;

Создание у ребенка высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих

Соблюдение принципа «права на ошибку»;

Диалогическая форма проведения занятий, «субъект -субъектные» отношения

между педагогом и обучающимся;

Учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого ребенка свой «портфель» достижений). Дети в едут дневник собственных творческих достижений;

Сравнение новых успехов обучающегося с его прошлыми успехами, а не

сравнение друг с другом;

Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм

работы на занятиях;

Формирование у школьников целостного видения мира и понимание места и

роли человека в этом мире, превращение всей получаемой учащимися в процессе обучения информации в личностно значимую для каждого обучающегося;

Создание системы проблемно-познавательных задач поискового характера.

При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: компромисс, примирение противоположных требований или создание качественно новой идеи. Второй путь – это путь развития!

Таким образом, развивающая образовательная среда–такая образовательная

среда, которая способна обеспечить комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

Психологическая поддержка ребенка

Психологическая поддержка -один из важнейших факторов успешности

функционирования развивающей образовательной среды.

Психологическая поддержка –это процесс:

В котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах

ребенка с целью укрепления его самооценки;

Который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

Который помогает ребенку избежать ошибок;

Который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того чтобы научиться поддерживать ребенка нужно изменить стиль общения и

взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение детей, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

ПОДДЕРЖИВАТЬ РЕБЕНКА – значит ВЕРИТЬ В НЕГО!

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка необходимо:

Опираться на сильные стороны ребенка;

Избегать подчеркивание промахов ребенка;

Показывать, что вы удовлетворены ребенком;

Уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку.

Внести юмор во взаимоотношения с ребенком;

Уметь помочь ребенку разбить большое задание на более мелкие задания, такие с которыми он может справиться;

Уметь взаимодействовать с ребенком;

Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;

Избегать дисциплинированных поощрений и наказаний;

Демонстрировать оптимизм

Проявлять веру в ребенка, уметь сопереживать ему;

ПОДДЕРЖИВАТЬ можно посредством:

ОТДЕЛЬНЫХ СЛОВ И ФРАЗ («красиво», «аккуратно», «здорово»,

«продолжай», «мне нравиться как ты работаешь...»).

ПРИКОСНОВЕНИЙ (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять,

приблизить свое лицо к его лицу).

СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ (сидеть, стоять рядом с ребенком, слушать его).

ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦА (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Очень важный вопрос в методике психолого-педагогической поддержки о том, как создать в учреждении образования необходимые условия ее реализации. Здесь уместным будет напомнить известную мудрость, имеющую прямое отношение к этому вопросу:

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках. Он учится жить с чувством вины.

Осуществляя психолого-педагогическую поддержку очень важно соблюдать

чувство меры, руководствоваться соображениями педагогического такта.

В воспитании, которое мы называем педагогической поддержкой, очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, палитра ценностных ориентаций, психологический климат...Но главное –воспитанник должен жить и развиваться в пространстве любви.

3. Практическая часть семинара:

Упражнение «Поддержка»

Цель: дать участникам почувствовать эффект поддерживающего отношения со

стороны партнера.

Участники группы делятся на пары. В парах один рассказывает какую-либо ситуацию (проблемную или успешную) , его партнер внимательно слушает, говорит

что-то, что считает нужным, чтобы оказать поддержку говорящему, затем роли в

паре меняются. После того, как все участники побывают в роли оказывающего

поддержку и принимающего ее, проводится обсуждение упражнения по схеме:

В каком случае было легче отреагировать, в каком –труднее?

Какими словами вы оказывали поддержку, какие чувства испытывали при этом?

Упражнение «Ты, молодец»!

Цель: дать участникам упражнения возможность получить поддержку и повысить

4. Подведение итогов семинара

Рефлексия участников семинара – ответить на три вопроса и написать свое мнение

на листах А4.

1. вопрос –Что было самым интересным и полезным для вас в течение

сегодняшнего занятия?

2. вопрос–Как Вы планируете использовать полученные материалы семинара для

дальнейшей работы?

Пожелание в завершении – в завершении семинара мне хотелось бы поблагодарить всех участников за работу. Пожелать успехов и творчества в работе. При возникновении трудностей буду рада Вам оказать методическую помощь и поддержку.

Используемая литература:

    Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного

взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. –4-е изд., испр. И доп. –(Психолог в школе). –М.: Генезис, 2004.

    Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дувровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. –М.: ТЦ «Сфера», 2000.

    Интернет-ресурсы: www.edu.ru, http://edu.rin.ru.

муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Центр развития и творчества»

муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области

Сценарий

проведения семинара – практикума

для педагогов дополнительного образования

«Современные подходы, принципы и формы планирования

и организации работы с родителями и общественностью

в дополнительном образовании »

методист МКУ ДО «ЦРТ»

Волкова Валентина Васильевна.

Нея, 2018

Семинар-практикум для педагогов « »,

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями обучающихся

Задачи:

уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.

повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями;

активизировать педагогическое мышление ПДО как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в УДО, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;

поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Материал: сердечки, дерево с листочками, клей, карточки с названиями животных, таблицы с формами работы.

Ход семинара:

I. Вступительная часть. Создание позитивной атмосферы.

Тема семинара-практикума «« «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации работы с родителями и общественностью в дополнительном образовании » . Сегодня пойдет речь о том, как эти встречи сделать интересными. А проведем наш семинар в форме тренинга, как одной из инновационных форм работы.

Девизом, послужит высказывание Конфуция: "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму. " Мы будем сегодня играть, и разговаривать!

Любое мероприятие начинается с организационного момента или «знакомства». Я вам предложу несколько вариантов. Можно использовать в работе с родителями:

Упражнение «Волшебный клубок», (клубок) называя свое имя, (имя ребенка,) рассказывает какую-то информацию о себе; А начну я. Пока вы немного соберете свои мысли.

Мы сегодня знакомимся так. А можно и так (Упражнение «Разноцветные колпачки», (коктейльные трубочки, колпачки) передвигаясь по залу, группе знакомиться друг с другом;

(Упражнение «Сердечки» (Коробочка, сердечки)

Я вам предлагаю взять одно, два или несколько сердечек из нашей коробочки. В зависимости от того сколько у вас сердечек, расскажите о себе несколько фактов (рассказы воспитателей).

(Упражнение «Идеальное общение» (пары названий животных)

Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Прочитайте название так, чтобы надпись видели только вы, карточку можно убрать.

Задача каждого найти свою пару, при этом можно использовать любые выразительные средства, нельзя только говорить и издавать звуки характерные для вашего животного. Когда вы найдете пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда у нас будут все пары образованы, мы посмотрим, что у нас получилось.)

Это упражнение можно провести с родителями, обычно проходит оно весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Особенно, если не все родители знакомы друг с другом.

Продолжаем: Сейчас встанут те, кто любит читать книги. А теперь поднимут руки те у кого есть кот или кошка. Попрыгают на левой ноге те, у кого есть бусы. Те, кто любит мороженое, попрыгают на правой ноге… У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове…

Отлично. Сняли немного напряжение, и продолжаем.

Педагоги присаживаются.

II. Теоретическая часть.

Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образовательных. Наравне с традиционными формами работы мы чаще слышим инновационные, нетрадиционные. Сегодня мы с вами попробуем с ними разобраться.

Но сначала послушаем наших педагогов. Они поделятся опытом работы, мы узнаем их опыт работы с родителями.

(выступают ПДО, методисты)

Круглый стол для ПДО «Инновационные формы работы с родителями: мостик общения»

А сейчас упражнение:

Упражнение «Найди определение»

На одном столе лежат формулировки форм работы, на втором – приблизительные их определения: найдите правильное определение к формам работы.

Круглый стол - это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения.

Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.

Родительский ринг - одна из дискуссионных форм общения родителей, возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В ходе проведения по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения.

Родительская конференция - одна из форм просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей.

Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Родительский клуб - это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания и домашней коррекции.

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.

Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.

Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Посещение семьи – эта форма работы позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.

Папки-передвижки - в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и заменяются новыми.

Индивидуальные беседы - родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша.

День открытых дверей - мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей.

Это только малая часть инновационных форм работы, которые можно использовать, попробуем пополнить недостающими формами.

Но для начала ном нужно разделиться на подгруппы, какие варианты можно использовать? (ответы участников семинара)

Игра «Мозаика», сложить картинку.

«Лидеры», которые, набирают себе группу.

«Разведчики. Стрельба глазами». Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга.

Внешние признаки: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч.

Игра «Один, два, три» под музыку передвигаются по залу, ведущий говорит «три» - участники нашли разгруппировались по три человека и т. д.

Игра «Капля, река, море»

Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга. (2-3 мин)

Инструкция: «Представьте, что мы капли. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Река!» берем за руку рядом стоящего товарища, «Море» все беремся за руки».

Работы в подгруппах:

Упражнение «Карусель»

Мы с вами остановились на формах работы. На команды разделились, выполняем упражнение «Карусель». Ваша подгруппа, в таблицу записывает

информационно-аналитические формы работы;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные.

На выполнение дается 1 минута, далее меняемся, пока все подгруппы не заполнят таблицы.

Теперь зачитываем.

Информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми: (опрос; тесты; анкетирование; заполнение социального паспорта; почтовый ящик доверия; интервью с родителями; посещение обучающихся на дому; ознакомление родителей с документацией по объединению, с уставом и др. документами ОУ)

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки - призваны установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и детьми. (семейные театры, концерты, игры, конкурсы; спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии; вернисаж совместного творчества; выставки семейных коллекций; родительский уголок творчества..).

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей возраста, формирование практических навыков детей. (родительские собрания в нетрадиционной форме (читательская конференция, аукцион); родительские клубы; проекты; индивидуальные практические занятия (ребенок + родитель); семинар-практикум; информационные стенды, и др).

Наглядно-информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. (открытые занятия; родительские уголки; выпуски газет; выставки детских работ, фотографий; просмотр видеороликов; день открытых дверей; интернет странички для родителей; проведение коррекционных занятий по скайпу; кейс технологии; мини-библиотека; прайс-листы.)

Я надеюсь, что наш семинар-практикум не прошел даром, и при планировании работы с родителями на следующий учебный год, спектр разнообразных форм работы увеличится.

    Уважаемые коллеги, а теперь в двух словах продолжите фразу:

Я узнал…

Я понял…

Я думаю, что….

    упражнение «Улыбка»

Закройте глаза, постарайтесь ни о чем ни думать несколько минут, при этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удалось удержать ее хотя бы минуту, вы стразу почувствуете, что успокоились, и ваше настроение улучшилось. Такое упражнение старайтесь выполнять хотя бы один раз в день.

Итоговая рефлексия.

Вот и подошло к концу время нашего общения. Я предлагаю вам взять на память себе сердечко, а на втором сердечке написать пожелания о нашей встрече и прикрепить их на наше дерево.


Дополнительное образование – это «самостоятельный, самоценный, личностно-ориентированный вид образования, способный к удовлетворению индивидуальных и творческих потребностей личности, к активному участию в решении социокультурных проблем региона» (Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? – М.: АРКТИ, С.9)


Важнейшая характеристика дополнительного образования – соотнесенность с принципом природосообразности: все его программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями, что обуславливает личностную значимость образования для детей. В дополнительном образовании иной, по сравнению со школой, тип взаимодействия педагога и ребенка: педагог не просто передает информацию, а формирует развивающую среду.


ЧТО ТАКОЕ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ? Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем содержание дополнительных образовательных программ должно: соответствовать достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию); направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально- экономической, естественнонаучной); современным образовательным технологиям, отраженным в принципах в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).


Быть направлено на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур; целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья детей; взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей.


1. Типовые программы 1. Типовые программы представляют собой государственный стандарт образования. Эти программы создаются на государственном уровне, утверждаются Министерством образования и науки РФ и являются базисными в работе по данному профилю. 2. Модифицированные (или адаптированные) программы 2. Модифицированные (или адаптированные) программы по содержанию и логике совпадают с типовыми, изменены с учетом особенностей организации и формирования детских объединений, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов воспитания, развития и образования. Изменения вносятся в структурные компоненты по усмотрению автора, стандартное нормирование в количественном и качественном отношении отсутствует. Диагностика результатов по данным программам определяется как количественными показателями, заложенными в программу (знания, умения, навыки), так и практическими достижениями обучающихся (отчетные концерты, конкурсы, выставки, олимпиады и т. д.). З. Экспериментальные программы З. Экспериментальные программы призваны отражать изменения в основах содержания образования, либо изменение принципов, методов, форм обучения в интересах его совершенствования, а также внедрять новые педагогические технологии. Однако такие программы после успешной апробации и экспертизы могут перейти в статус авторской программы. Виды рабочих образовательных программ системы дополнительного образования детей.


4. Авторские программы 4. Авторские программы полностью разработаны педагогом, методистом или коллективом педагогов или методистов. Их содержание – это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью, самобытностью. Авторская программа должна содержать гипотезу и ее концептуальное обоснование, цели, задачи, способы достижения целей, способы диагностики результатов на промежуточных этапах и в конце реализации. Продуктивными идеями в авторских программах выступают идеи, направленные на создание комплексного образовательного маршрута для обучающихся. Такие программы должны быть оснащены авторскими технологическими аспектами, иметь две рецензии: внутреннюю и внешнюю.


По уровню освоения По уровню освоения программы могут быть: Общеразвивающие, направленные на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социальном опыте. Здесь предполагается удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности в освоении программы. Специализированные, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы ориентированы на развитие компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне практического применения. Профессионально ориентированные, направленные на ознакомление и последующее углубление той или иной профессиональной сферы жизнедеятельности. Они помогают выявлять личные возможности обучающихся и определиться им в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти образовательные программы предусматривают достижение высоких результатов образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения.


По цели обучения По цели обучения программы различают: 1. Познавательные, дающие углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивающие интеллектуальные способности, расширяющие кругозор. Цели этих программ – знакомство, расширение и углубление знаний детей и подростков в отдельных областях науки, искусства, отечественной и региональной культуры, а также становление индивидуального механизма освоения социокультурной деятельности). 2. Научно-исследовательской ориентации, направленные на раскрытие и развитие творческих способностей детей к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять в жизнь авторскую идею. 3. Социальной адаптации, направленные на освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработку ценностных ориентаций. 4. Профессионально-прикладные, дающие определенные навыки и умения в практической деятельности, формирующие специалиста, владеющего профессиональными знаниями, умениями и навыками. Ориентированы на 2 основные цели: а) формирование специалиста в области науки или практической деятельности, отсутствующей в базовой средней школе; б) ознакомление и выработку определенных навыков и умений в актуальных на сегодняшний день областях науки или практической деятельности. 5. Физкультурно-спортивные, помогающие осуществлять здоровый образ жизни, развивающие систему профилактики и коррекции здоровья обучающихся. 6. Досуговые, наполняющие активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободное время обучающихся. 7. Развивающие художественную одаренность, которые воздействуют на эмоциональную сферу обучающихся, осуществляют «погружение» в художественный образ


По форме организации образовательного процесса программы различают По форме организации образовательного процесса программы различают: 1. Комплексные, определенным образом соединяющие отдельные области, направления, виды деятельности в единое целое. 2. Интегрированные, изучающие несколько отраслей в едином ключе. Основываются на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом исследования, который устанавливает связи между учебными дисциплинами. З. Модульные, состоящие из нескольких самостоятельных, устойчивых, целостных блоков. 4. Сквозные, соизмеряющие материал по направлениям, входящим в них, с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, физического состояния, морально-психологического комфорта и т.д. Создание образовательной программы – процесс творческий и сложный, требующий специальной подготовки и кропотливой работы. Образовательная программа педагога выступает наглядным показателем его профессионального педагогического мастерства» (Кульневич С.В..Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», С.84-88).


Структура программы дополнительного образования детей Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Учебный план. 4. Учебно-тематический план. 5. Содержание изучаемого курса. 6. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 7. Список литературы: - список литературы, используемой педагогом; - список рекомендуемой литературы для детей и родителей; 8. Перечень оборудования, необходимого для реализации программы (в расчете на количество обучающихся). При разработке программы на несколько лет структура программы усложняется в основном за счет повторения частей 4 и 5. Объем каждого блока программы может быть различным. К программе могут быть добавлены приложения различного характера (творческий сценарий мероприятия, предложения по созданию иллюстративного материала тематики занятий, методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми и т. д.).


Схема составления пояснительной записки Направленность программы. ……………………………… Новизна программы состоит в ……………………………. Отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ…………… Актуальность программы………………………………… Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что…… (Краткий анализ образовательного уровня детей, особенностей образовательной среды)……………………. Цель программы:…………………………………………………… Возраст обучающихся:……………………………………… Нижняя граница возраста объясняется тем, что…………… Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей. Продолжительность и этапы образовательного процесса. Программа рассчитана на ---- года обучения. Объем программы - ……часов, которые распределяются следующим образом: 1 год обучения – 144 часа (4 часа в неделю). Учебные модули: «____»,«_____», 2 год обучения – 216 часов (6 часов в неделю). Учебные модули: «____»,«____», 3 год обучения – 216 часов (6 часов в неделю). Учебные модули: «____», «_____», Содержание и объем стартовых знаний, необходимых для начального этапа освоения программы…………… Обучение основывается на следующих педагогических принципах: ……………………


В процессе обучения используются следующие методы:………………………………………………………………… Программа предусматривает фронтальные, индивидуальные, групповые формы учебной работы с обучающимися. Фронтальная работа предполагает (позволяет, обеспечивает, предусматривает…)………………………… Групповая работа предполагает (позволяет, обеспечивает, предусматривает…)……………………………… Индивидуальная работа предполагает (позволяет, обеспечивает, предусматривает…)……………………… В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:…………………………………………. Режим занятий:..(сколько раз в неделю по сколько часов, перерывы, временные промежутки между занятиями)…………………. Прогнозируемые результаты и критерии их замера В результате освоения данной программы обучающиеся должны знать: ………………………………….. должны уметь:………………………………………………… Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: Вводный (………),текущий (………),рубежный (………), итоговый (……….). Формы контроля:…… (тест, зачет, собеседование, мини-конференция, доклад, творческий отчет, участие в олимпиаде, защита проекта…) Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы в конце каждого года обучения: …. (выставка, фестиваль, интеллектуальный марафон, итоговый праздник, соревнования, учебно-исследовательская конференция и т.д.)…… Средства, необходимые для реализации программы:… (учебно-методическое, материально- техническое обеспечение и др.) ……..


Пример учебного плана на 3 года Наименование темы - предмета Всего часов 1 год2 год3 год 1Актерское мастерство Сценическая речь Сценическое движение Массовая работа Основы грима История театра-816 7Прикладное искусство-12- 8Этикет--- 9Постановка спектакля Индивидуальная работа--16 Всего часов:144216


Примерная схема составления учебно-тематического плана Учебно-тематический план 1 года обучения Тема Общее кол-во часов В том числе Теоретические (час) Практические (час) 1.………22- 2.……… ……… ……… …… …….….… ……. ….… Итого: В учебно-тематическом плане представлены названия модулей, разделов, тем и почасовое распределение материала. Это дает представление об этапах выполнения заданий и приобретении знаний. Учебно-тематический план составляется на тот объем времени, который предусмотрен программой на каждый год.


Примерная схема составления раздела «Содержание курса» Содержание курса Первый год обучения Раздел 1……./название/…….. (2 часа) ……………………………………………………………………… Раздел 2……./название/…….. (10 часов) 2.1 …………/название/……………… ……………………………………………………………………… Практические занятия:………………………………………… …………/название/……………… ……………………………………………………………………… Практические занятия:………………………………………… …………/название/……………… ……………………………………………………………………… Практические занятия:………………………………………… …………/название/……………… ……………………………………………………………………… Практические занятия:………………………………………… Раздел 3……./название/…….. (8 часов) ………………………………………………………………………


Методическое обеспечение программы: обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д. Список литературы - список литературы, используемой педагогом; - список рекомендуемой литературы для детей и родителей Образец размещения источников литературы в списке: Фадеева Е. И. Лабиринты общения: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, с. или Галанов А. С. Игры, которые лечат (для детей от 1 года до 3 лет). - М.: ТЦ Сфера, с.