Киса и ося здесь были. "двенадцать стульев" Здесь были женя и возможно ося

«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный.

– Дядя! – весело кричал он. – Дай десять копеек!

Молодой человек вынул из кармана налитое яблоко и подал его беспризорному, но тот не отставал. Тогда пешеход остановился, иронически посмотрел на мальчика и воскликнул:

– Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат

Луганская обл.

Винница - памятник тому самому ключу от квартиры, где деньги лежат..

«На третьем ходу выяснилось, что Остап играет восемнадцать испанских партий. На остальных досках васюкинцы применили хотя устаревшую, но верную защиту Филидора.»

(первый в Росии памятник литературному герою - великому комбинатору был открыт в 1999 г. в Э

листе (Калмыкия)

«Три месяца я кормлю его, пою и воспитываю, и этот альфонс становится теперь в третью позицию и заявляет, что он…»

(В Екатеринбурге)


«Берегите пенсне, Киса! Сейчас начнется»

в кофейне «Рога и копыта» - Кострома

«Жизнь, господа присяжные заседатели, это сложная штука, но, господа присяжные заседатели, эта сложная штука открывается просто, как ящик.»

в Харькове.

«Лёд трону лся, господа присяжные заседатели! Заседание продолжается!»

(этот памятник Остапу в Питере, что стоит у ресторана «золотой Остап», мне кажется ваяли с актера С.Юрского)

- А с какой целью взимается плата?!

- С целью ремонта провала. Чтобы не слишком проваливался!

памятник в Пятигорске возле того самого провала



___________________

«Остап спросил Шуру Балаганова: „Шура, а какие вы знаете центры мировой цивилизации?“ Шура знал, кроме Москвы, ещё три: Киев, Мелитополь и… Жмеринку! „

Памятник Остапу Бендеру на вокзале в Жмеринке.

“Месье, же не манж па сис жур. Гебен мир зи битте этвас копек ауф дем штюк брод. Подайте что-нибудь бывшему депутату Государственной думы.»

Киса Воробьянинов в Харькове

"…Вы знаете кто этот мощный старик? Это гигант мысли, отец российской демократии. Особа, приближенная к императору"

Пятигорск.

«Не учите меня жить!»

вот эта Эллочка тоже харьковчанка

«Почем опиум для народа?»

На харьковском вокзале отец Федор спешит вслед за стульями

«Утром деньги - вечером стулья, вечером деньги - ночью стулья…»

памятник двенадцатому стулу в Одессе



памятник Остапу и Шуре в Бердянске


___

«Паниковский вас всех продаст, купит и снова продаст… но уже дороже»

памятник Паниковскому в Киеве

«Вы знаете, Бендер, как я ловлю гуся? Я убиваю его как тореадор, - одним ударом! Это опера, когда я иду на гуся! «Кармен»!

____________

“Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того - лучшую его часть. Пешеходы создали мир.»

Антилопа Гну (сад скульптуо при Одесском лит.музее)





к/ф, 2 серии, 1971 г.

* А вам некуда торопиться: ГПУ за вами само придет! Остап.
* А двести рублей не могут спасти гиганта мысли? Кислярский.
* А что, отец, в вашем городе женихи требуются? Невесты у вас есть? - Кому и кобыла невеста. Остап, Тихон.
* Альпийское нищенство! Святое дело! Остап.
* Без уголовщины. Кодекс мы должны... кодекс мы должны чтить! Остап.
* Ближе к телу, как говорит Ги де Мопассан! Остап.
* Бунт на корабле?! Остап.
* В Берлине есть очень странный обычай: там едят так поздно, что нельзя понять, что это, ранний ужин или поздний обед. Остап.
* В Москве, в центре города, на площадке девятого этажа стоял взрослый человек с высшим образованием абсолютно голый. Идти ему было некуда. Он скорее согласился бы сесть в тюрьму, чем показаться в таком виде. Оставалось одно: пропадать! Автор.
* В этот день Бог послал Александру Яковлевичу на обед бутылку "Зубровки", домашние грибки, черной зернистой икорки, форшмак из селедки, украинский борщ, курицу с рисом, фрукты и так далее и тому подобное. Автор.
* Вас обманули, вам дали гораздо лучший мех! Это., это шанхайские барсы! Остап.
* Вас, конечно, удивил ранний визит неизвестного мужчины! Остап.
* Ваше политическое кредо? - Всегда! - Россия вас не забудет! Остап, эпизод.
* Ваши бриллианты почти что у меня в кармане, и вы меня интересуете лишь постольку, поскольку я хочу обеспечить вашу старость! Остап.
* Вегетарианского не держим-с! Эпизод.
* Великолепный символ! Отрыв от народа - и падение! Зритель.
* Вот тебе милиция! Вот тебе дороговизна стульев для трудящихся всех стран! Вот тебе ночные прогулки по девочкам! Вот тебе седина в бороду! Вот тебе бес в ребро! Остап.
* Всю контрабанду делают в Одессе на Дерибасовской улице. Остап.
* Вы в каком полку служили? Остап.
* Вы знаете, кто этот мощный старик? Не говорите, вы этого не можете знать! Остап.
* Вы любите деньги больше, чем надо. - А вы их не любите? - Нет. - А зачем же вам тогда 60 тысяч? - Из принципа. Остап, Киса.
* Вы мне в конце концов не мать, не сестра и не любовница! Остап.
* Вы мне льстите, проказница! Киса.
* Вы мне стулья, а я вам - ситечко. Хо-хо? - Железно! Остап, Эллочка.
* Вы не в церкви, вас не обманут! Остап.
* Вы, кажется, спросили меня про какие-то деньги? - А как же! За мебель, за ордера. - Ой, голуба! Клянусь честью покойного батюшки, забыл снять с текущего счета. Остап, Коробейников.
* Гаврила был неверным мужем, Гаврила женам изменял! Ляпис-Трубецкой. Гаврила был примерным мужем, Гаврила женам верен был! Он же. Страдал Гаврила от гангрены, Гаврила от гангрены слег. Он же. Служил Гаврила бюрократом, Гаврила бюрократом был! Он же. Хоть был пожарником Гаврила, Гавриле дали фильм снимать! Он же.
* Где вы видели, чтобы мужья изменяли женам? Я лично такого совершенно не помню. Потом, это же наши мужья, это же наши жены! Да абсолютно не типично! Эпизод.
* Где среди пампасов бегают бизоны, а над баобабами закаты словно кровь... П/ф.
* Гигант мысли! Отец русской демократии! Особа, приближенная к императору! И такие мелко-уголовные наклонности! Остап. Это гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору! Он же.
* Глубоко... копает! Эпизод.
* Гроссмейстер отдал, слона! - Хитрит! - Ладью подставил! - Заманивает! Эпизод.
* Дача взятки должностному лицу при исполнении служебных обязанностей - да это... статья 114-я Уголовного кодекса! Остап. Дача ложных показаний - статья 321-я, раздел 3-й, пункт "ж". Он же.
* Денги давай, давай денги! Давай денги, денги давай, я тебе говорю!.. Остап.
* Деньги вперед! Мечников. А можно так: утром стулья, а днем деньги? - Можно. Но деньги вперед! Остап, Мечников.
* Держите гроссмейстера! Любитель.
* Держите! Держите его, он украл нашу колбасу! Киса.
* Дети вас не забудут! Остап.
* Дуся, вы меня озлобляете! Мечников.
* Дяденька, дай десять копеек! Дай десять копеек, я тебе говорю! Эпизод.
* Железный парниша! Эллочка.
* Живыми мы им не сдадимся! Остап.
* Жуть! Эллочка.
* Забьем Мике баки! Остап.
* Завтра на конспиративной квартире нас будет ждать... нас будет ждать засада. Придется отстреливаться. Остап.
* Запад нам поможет, крепитесь, полная тайна вкладов, то есть организации. Остап.
* Здесь Паша, обладающий сверхъестественным чутьем, понял, что сейчас его будут бить. Может быть, даже ногами. Автор.
* Знойная женщина, мечта поэта! Остап.
* И в нее влюбился, и ее назвал он птичкой на ветвях своей души... П/ф.
* И одною пулей он убил обоих, и бродил по берегу в тоске... П/ф.
* Из уважения только к вашему дворянскому происхождению я готов работать за жалкие какие-то 40%. Остап.
* Камни, я вижу, подобраны со вкусом! Остап.
* Киса и Ося были тут. Остап.
* Командовать парадом буду я! Остап.
* Конкурирующая фирма! Остап.
* Контора пишет! Остап.
* Краситель "Наяда". Окрашивает волосы в изумительный каштановый цвет! Остап.
* Крепитесь! Заграница нам поможет! Полная тайна организации! Остап.
* Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень. Остап.
* Куда девал сокровища убиенной тобой тещи? Говори! Покайся, грешник, покайся! Отец Федор.
* Лед тронулся, господа присяжные заседатели! Остап.
* Лучшие времена скоро наступят! Впрочем, к беспризорным детям, которых я в настоящий момент представляю, это не относится. Остап.
* Любителя бьют! Любитель.
* Мексиканский тушкан! Эллочка.
* Месье, же не манш па сис жур! Киса.
* Мне моя жизнь дорога как память! Остап.
* Мне угодно продать вам от мертвого осла уши. Остап. Дяденька, добавить бы надо. - От мертвого осла уши. Эпизод., Остап.
* Может быть, вы, святой отец, партейный? Киса.
* Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат? Остап. Вы хотите, чтобы я работал даром, да еще дал ключ от квартиры, где деньги лежат! Он же. Двадцать пять! - И ключ от квартиры. Киса, Остап. Прекрасный вариант: ключ от квартиры, где будут лежать деньги. Остап.
* Молчи, грусть, молчи! Остап.
* Моя курочка, твой петушок сейчас придет! Остап. Ничего, моя курочка, твой петушок здоров! Он же.
* Мусик, ну, готов гусик? Брунс.
* Мусик, ну, ты не жалеешь своего маленького мужика. Брунс.
* Мы объяснимся в другом месте. Остап.
* Мы чужие на этом празднике жизни! Остап.
* Набил бы я тебе рыло, да только Заратустра не позволяет! Остап.
* Наши стулья на месте, ревизор выехал - мы можем уходить. Остап.
* Наших в городе много? Каково настроение? - При наличии отсутствия, я бы сказал... Остап, эпизод.
* Не бейте себя ушами по щекам, не надо! Остап.
* Не корысти ради, а токмо волею пославшей мя царицы Тамары! Отец Федор.
* Не учите меня жить! Эллочка.
* Непонятно, зачем, почему, отчего я тебя повстречал ни с того ни с сего, я тебя повстречал и утратил покой, непонятно, зачем, не известно, на кой... Ляпис- Трубецкой.
* Нервных просят не смотреть. Остап.
* Никогда! Никогда еще Воробьянинов не протягивал руки! - Так протянете ноги, старый дуралей! Киса, Остап.
* Ну дайте же человеку поспать! Эпизод.
* Ну что, лед тронулся? - Жулик! - Что? - Тронулся. Остап, Киса.
* Ну не верю, не верю! Жалостливее, больше музыки в голосе! Остап.
* Ну, ты, жертва аборта! Остап.
* Оказание сопротивления при исполнении служебных обязанностей - статья 215-я пункт "б". Остап.
* Он крал, и ему было стыдно. Он крал постоянно и постоянно стыдился. Автор.
* Он мне пожертвовал ферзя! Что делать? - Сдавайся, пока не поздно! Эпизод.
* Отдай колбасу, дурак! Я все прощу! Остап.
* Откуда же в Париже может быть известно имя Остапа-Сулеймана Берта-Мария-Бендер-бея! Остап.
* Официант, шампанского! Киса.
* Ох, побьют нас! - Когда будут бить, будете плакать. Киса, Остап.
* Охотник за табуретками! Остап.
* Пишите письма! Остап.
* По мне, хоть всю жизнь живи, раз хороший человек. Тихон.
* Почем опиум для народа? Остап.
* Побольше цинизма! Людям это нравится. Остап.
* Поедем, поедем в номера! Киса.
* Получишь у Пушкина. Остап.
* Правосудие продано! Эпизод.
* Предупреждаю: у нас длинные руки! Остап.
* При современном развитии печатного дела на Западе изготовить советский паспорт - это такой пустяк, что об этом даже смешно говорить! Остап.
* Простенько и со вкусом! Но жить с такими волосами в Советской России не рекомендуется. Остап.
* С вас, между прочим, за стрижку и бритье 2 рубля. - Почему так дорого? Везде берут 40 копеек. - За конспирацию, товарищ фельдмаршал. Остап, Киса.
* С какой целью берется плата? - Э-э, с целью капитального ремонта провала, чтобы не слишком проваливался. Эпизод., Остап.
* Сам дурак! Федор.
* Сами сознаемся или будем дальше отпираться? Остап.
* Сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии принято разливать чай через ситечко. Остап.
* Сейчас такие дивные погоды стоят: "Это май, весельчак, это май, чародей, веет свежим на нас опахалом!" Киса.
* Серьезнее, серьезнее! Слезу дайте! Остап.
* Сколько же вам лет? - К науке, которую я в данный момент представляю, это не имеет никакого отношения. Лиза, Киса.
* Скоро заживем по-новому и свечной заводик свой заведем, и еще кое-что! Федор.
* Скоро только кошки родятся! Остап. Словарь Вильяма Шекспира составляет пример-> 12 тысяч слов, словарь дикаря из людоедского
племени мумба-юмба составляет 300 слов, Эллочка Щукина легко обходилась 30-ю словами. Автор.
* Словно статуэтка, девушка стояла... П/ф.
* Слушайте вы, дамский любимец! Остап. Снимите меня, я отдам колбасу! Отец Федор Сорок? - А-ха-ха-ха!.. - Пятьдесят? - Хо-хо-хо!.. Почти. Тридцать восемь. Лиза, Киса.
* Союз... союз Меча и... этого, как его... орала! Остап.
* Спокойно! За дело берусь я! Остап.
* Старуха не подкачает, надежная женщина? Остап
* Старухи живут на полном пансионе. - Это которые еще до исторического материализма родились? - Когда родились, тогда и родились. Тихон Остап.
* Стройная фигурка цвета шоколада... П/ф.
* Стулья надо ковать, пока они горячи! Остап.
* Стулья расползаются, как тараканы! Остап.
* Считаю до пяти. Да или нет?.. Раз... - Да Остап, Киса.
* Торг здесь не уместен! Киса.
* У меня все ходы записаны! Любитель.
* У меня есть не меньше оснований полагать что и я один справлюсь с вашим делом! Остап
* У нас хотя и не Париж, но милости просим к нашему шалашу! Остап.
* Утром деньги - днем стулья, днем деньги - вечером стулья, вечером деньги - ночью стулья ночью деньги - утром стулья, утром... Мечников. Утром деньги - вечером деньги, вечером деньги... Он же.
* Хамите, парниша! Эллочка.
* Хо-хо! - Хо-хо!.. О-го-го! Эллочка, Остап
* Хрупкие камыши издавали в темноте свой шорох. Двое влюбленных... - Шумел камыш, деревья гнулись. Киса, Остап.
* Что хо-хо?.. Где второй стул? Остап.
* Это грабеж среди белого дня! Киса.
* Это сироты. - Ага, тяжелое наследие царского режима. Алъхен, Остап.
* Это типичное пижонство - грабить бедную вдову! Остап.
* Я приглашаю вас сейчас же сделать свои взносы и помочь детям. Только детям! И никому другому вы меня понимаете! Остап.
* Я человек, измученный "Нарзаном"! Мечников.

Побывать в Пятигорске и не посетить Провал?! Это право слово, неприлично, ей богу. И вообще, Пятигорск, и Остап Бендер, и незабвенной памяти Киса Воробьянинов, мммм… Решено, идем покупать билеты на осмотр Провала!

«Остап сбегал в писчебумажную лавчонку, купил там на последний гривенник квитанционную книжку и около часа сидел на каменной тумбе, перенумеровывая квитанции и расписываясь на каждой из них. — Прежде всего система, — бормотал он, — каждая общественная копейка должная быть учтена. Великий комбинатор двинулся стрелковым шагом по горной дороге, ведущей вокруг Машука к месту дуэли Лермонтова с Мартыновым, мимо санаториев и домов отдыха…. Он остановился у входа в Провал и, трепля в руках квитанционную книжку, время от времени вскрикивал: — Приобретайте билеты, граждане! Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно! Студентам — пять копеек! Не членам профсоюза — тридцать копеек!


«Небольшая, высеченная в скале галерея вела в конусообразный провал. Галерея кончалась балкончиком, стоя на котором можно было увидеть на дне Провала лужицу малахитовой зловонной жидкости. Этот Провал считается достопримечательностью Пятигорска, и поэтому за день его посещает немалое число экскурсий и туристов-одиночек."


Информация к размышлению. Провал — естественная пещера на склоне горы Машук, памятник природы, представляет собой конусообразную воронку диаметром 15 и высотой 41 метр, а на дне воронки бирюзовое озеро, цвет которому придают содержащиеся в воде сера и особые бактерии. Температура воды от плюс 26 до 42 градусов, глубина озера 11 метров. Первые попытки исследования Провала относятся к 1793 году. Ученый Паллас приблизился ползком к краю воронки и наблюдал пещеру сверху. Паллас измерил глубину внешней воронки и описал ее вид. В то время на дне были видны два озера — большое и малое, соединенные узким проливом. Подземная пещера, образованная под действием минеральных вод. Горные породы постепенно разрушались, свод пещеры рухнул, образовав воронку с гротом и озером минеральной воды внутри.


Свод Провальской пещеры В то время тоннеля, ведущего внутрь Провала, ещё не было и почтенная публика осматривала его сверху, подойдя к самому краю воронки. Чтобы осмотреть провал, посетители взбирались к его воронке и оттуда всматривались в казавшуюся бездонной пропасть. Прогулки к Провалу были любимым развлечением «водяного общества». Один из эпизодов повести «Княжна Мери» связан с его посещением: «Вечером многочисленное общество отправилось пешком к провалу. По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал». В 1857 — 58 г. к провальскому озеру пробили горизонтальный тоннель длиной около 58 метров и воду стали принимать в лечебных целях. С тех пор Провал приобрел большую популярность.

Тоннель провальскому озеру Несмотря на старания великого комбинатора вход в Провал пока бесплатный,

но вот долго любоваться малахитовой водой провальского озера вам все равно не удасться — сероводородный запах тухлых яйц, витающий вокруг, не оставляет шансов для медитации. Да и само провальское озеро обнесено решеткой в защите от хулиганов и несчастных случаев, когда фанатичные курортники погибали, надышавшись паров сероводорода. И даже образ целителя Пантелеймона в такой ситуации не спасет, увы.


Хотя если быть очень настойчивым, то принять ванны рядом с Провалом все же можно — в «бесстыжих» ванных, которые образованы стекающими по склону горы водами…


Позвольте, а чем же занят Киса в то время, как Остап сабозабвенно собирает дань с горожан и отдыхающих? А господин Воробьянинов в это же самое время…


В то время как великий комбинатор ловко торговал видом на малахитовую лужу, Ипполит Матвеевич, сгорбясь и погрязая в стыде, стоял под акацией и, не глядя на гуляющих, жевал три врученных ему фразы: — Мсье, же не манж па… Гебен зи мир битте… Подайте что-нибудь депутату Государственной думы., Подавали не то чтобы мало, но как-то невесело. Однако, играя на чистом парижском произношении слово «манж» и волнуя души бедственным положением бывшего члена Госдумы, удалось нахватать медяков рубля на три. Под ногами гуляющих трещал гравий. Оркестр с небольшими перерывами исполнял Штрауса, Брамса и Грига. Светлая толпа, лепеча, катилась мимо старого предводителя и возвращалась вспять. Тень Лермонтова незримо витала над гражданами, вкушавшими мацони на веранде буфета. Пахло одеколоном и нарзанными газами. — Подайте бывшему члену Государственной думы,- бормотал предводитель.

Ипполит Матвеевич продолжал стоять, обратив глаза к земле. И напрасно так стоял он. Он не видел многого. В чудном мраке пятигорской ночи по аллеям парка гуляла Эллочка Щукина, волоча за собой покорного, примирившегося с нею Эрнеста Павловича. Поездка на Кислые воды была последним аккордом в тяжелой борьбе с дочкой Вандербильда. Гордая американка недавно с развлекательной целью выехала в собственной яхте на Сандвичевы острова. — Хо-хо! — раздавалось в ночной тиши.- Знаменито, Эрнестуля! Кр-р-расота!


Пятигорск, ах, Пятигорск…

Пониже Пятигорска плохонькие огоньки обозначали станицу Горячеводскую. На горизонте двумя параллельными пунктирными линиями высовывался из-за горы Кисловодск. Остап глянул в звездное небо и вынул из кармана известные уже плоскогубцы….

Продолжение следует…

Актовый зал школы украшен в стиле к/ф «12 стульев» и «Золотой телёнок»: на стенах зала размещены вывески Аптека, Парикмахерская, Контора Рога и копыта, на сцене – плакат с названием праздника «Киса и Ося были тут», а так же изображения стульев.

Действующие лица:

Ведущие – 2 девочки и 2 мальчика.

Остап Бендер

Ипполит Матвеевич Воробьянинов, или просто Киса

Эллочка Щукина

Фима Собак

Санитары – 2 ученика

Звучат фанфары. Выходят ведущие.

ВЕДУЩИЙ 1:

Внимание! Внимание! Слушайте все!

ВЕДУЩАЯ 2:

Впервые! Сейчас! Здесь и у нас!

ВЕДУЩАЯ 3:

Самое необыкновенное!

ВЕДУЩИЙ 1:

Звёздное представление!

ВЕДУЩАЯ 2:

И не зря бытует мнение: звёздами не рождаются.

ВЕДУЩАЯ 3:

Звёздами становятся!

ВЕДУЩИЙ 1:

Этими звёздочками на школьном небосклоне стали наши нынешние выпускники.

ВЕДУЩАЯ 2:

А самыми яркими звёздами-путеводителями были и есть вы, дорогие учителя!

ВЕДУЩАЯ 3: (На фоне лирической музыки) Настало долгожданное время пригласить всех одиннадцатиклассников на последний школьный урок, на Последний школьный звонок.

ВЕДУЩИЙ 1: Замерли фотовспышки, а видеокамеры медленно шуршат, боясь пропустить наиболее важный момент. Итак, встречайте! 11 «А» класс со своим классным руководителем (ФИО) ! (Звучит торжественная, праздничная музыка, 11 «А» входит в зал).

ВЕДУЩАЯ 2: 11 «Б» класс со своим классным руководителем (ФИО) ! (Звучит музыка, 11 «Б» торжественно входит в зал).

Звучит тревожная музыка. Выбегает четвёртый ведущий. Говорит как бы по секрету остальным.

ВЕДУЩИЙ 4: Ребята, ребята, у нас непредвиденное обстоятельство! ЧП!

ВЕДУЩИЕ: (Вместе) Что случилось? Что происходит?

ВЕДУЩИЙ 4: Мы не можем начать праздник.

ВЕДУЩИЙ 1: Как не можем? (Имя, отчество директора) на месте, её заместители и учителя – тоже.

ВЕДУЩАЯ 2: Дети в зале, микрофоны работают, гости пришли.

ВЕДУЩИЕ: (Вместе) Что случилось?

ВЕДУЩИЙ 4: Звонок. Звонка нет!

ВЕДУЩАЯ 3: Как нет? Этого праздника не бывает без звонка!

ВЕДУЩИЙ 4: Может, праздник отменить?

ВЕДУЩИЙ 1: Нет, поздно, все уже собрались.

ВЕДУЩИЕ: (Вместе) Да что же случилось? Как такое могло произойти?!?

ВЕДУЩИЙ 4: Ребята кое-что видели. И даже сняли скрытой камерой.

Затемнение в зале. На экране демонстрируется видеоролик о том, как колокольчик был спрятан. Сценарии всех роликов находятся в Приложении 1 .

Вспыхивает свет. Звучит музыка к титрам кинофильма «12 стульев» композитора Г. Гладкова. В глубине зала появляются Остап Бендер и Киса, проходят через зрительские ряды и поднимаются на сцену.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: На нем был пиджак, шея была несколько раз обмотана старым шарфом, на ногах - туфли неопределенного цвета. Носков под штиблетами не было, что, впрочем, было модно. Звали молодого человека…

БЕНДЕР: (уже на сцене): Я Остап Сулейман Берта Мария Бендер-Бей! Мой папа был турецкоподданным.

ВЕДУЩИЙ 1: А это кто с Вами?

БЕНДЕР : Это – гигант мысли, отец русской демократии, фельдмаршал, бывший член Государственной Думы от бывшей кадетской фракции, прошу любить и жаловать – Ипполит Матвеевич Воробьянинов!

КИСА : Для вас – можно просто Киса (целует девочкам-ведущим ручки).

ВЕДУЩАЯ 2 : (тараторит) Вы представляете, у нас пропал звонок, а он нам срочно нужен, потому, что праздник «Последнего звонка» не бывает без последнего звонка.

БЕНДЕР : А что такое «звонок»?

ВЕДУЩАЯ 3 : Это колокольчик.

БЕНДЕР : А он что, золотой?

ВЕДУЩИЙ 4 : Да нет, самый обыкновенный. С красным бантиком.

БЕНДЕР : (В зал) В этом что-то есть! Он наверняка золотой. (Обращаясь к Кисе) А может, речь идёт бриллиантах мадам Петуховой?

КИСА : Да…уж…

БЕНДЕР : (Всем) Лёд тронулся, господа выпускники! Командовать парадом буду я!

Остап поёт на мотив «Белеет мой парус», (музыка Г. Гладкова из к/ф «12 стульев»):

Ах, успокойтесь, и не рыдайте!
Ваш колокольчик отыщу я, так и знайте!
Ведь я же супер-стар,
Имею редкий дар,
И это вовсе, друзья, не пиар.
Я – комбинатор, конечно, лучший,
И вам представился сегодня этот случай
Увидеть высший класс,
Какой я мастер, ас,
И всё для вас, всё для вас, всё для вас!
На блюдечке с синей каёмкой
Ваш колокол будет лежать.
Для Бендера это – не головоломка,
И праздник вернётся опять.

БЕНДЕР : Ну что, Киса, попробуем связаться с малолетней агентурой.

Звучит музыка Г. Гладкова «Танец беспризорников» из фильма «12 стульев». Бендер свистит. Выбегают первоклассники. У них в руках разноцветные листы бумаги с крупно написанными названиями кабинетов. Танцуют, затем передают Бендеру листы, которые он демонстрирует залу. Последним оказывается лист с надписью «Начальная школа».

БЕНДЕР : Киса! Вперёд, в начальную школу! (Уходят за кулисы).

Первоклассники остаются на сцене, поздравляют одиннадцатиклассников. В ответ ученики 11 классов дают напутствие первоклассникам. Первоклассники уходят.

Две ученицы 11 класса исполняют песню Н. Королёвой «Неужели это я», музыка и стихи И. Николаева. Текст песни немного изменён.

Ученица 1:

Неужели это я, эта девочка
С огромным бантом?
Неужели это я, с мамой папой
И пушистым котом?
Неужели это было со мной,
Я любила всех открытой душой,
Мне весь мир казался
Сказкой цветной,
Неужели это было со мной?
Неужели это было со мной,
Я любила всех открытой душой,
Мне весь мир казался
Сказкой цветной,
Неужели это было со мной?

Ученица 2:

Неужели это я,
В первый класс иду
С букетом цветов?
Неужели это я, не познавшая,
Что значит любовь?
Не познавшая, что значит печаль,
Улетело всё в далёкую даль.
Неужели это всё-таки я,
И беспечная улыбка моя.
Неужели это было со мной,
Я любила всех открытой душой,
Неужели это всё-таки я,
И беспечная улыбка моя.

Ученица 1:

Неужели это я, неужели?
Словно ласточки, года пролетели,
Вместо ласточек примчались метели,
Неужели это я, неужели?

Ученица 2:

Неужели это я?
Неужели это я?

Ученица 1 и 2 вместе:

Неужели это было со мной,
Я любила всех открытой душой,
Мне весь мир казался
Сказкой цветной,
Неужели это было со мной?
Неужели это было со мной?
Неужели это я...

В это время на экране демонстрируется видеоролик о том, как одннадцатиклассники учились в начальной школе. Для монтажа можно использовать фото- и видеоматериалы школьного архива и личных архивов учителей и учащихся.

ВЕДУЩИЙ 1 : Мы хотим сказать слова благодарности (ФИО первых учителей).

ВЕДУЩАЯ 2 : Первые дни в школе и первый учитель, как первая любовь, не забывается никогда! Не забывайте и Вы нас! Будьте здоровы и счастливы!

Видеоролик о том, как Киса и Ося ищут стул в кабинетах начальной школы.

Бендер и Киса возвращаются с первоклассником.

БЕНДЕР : Так, в начальной школе ничего нет.

ПЕРВОКЛАССНИК : (с дневником в руке, дёргая Бендера за рукав) Дяденька, ну, дяденька, мы хорошо поработали, поставьте нам оценочку!

БЕНДЕР : А может, тебе ещё ключ от учительской, где журналы лежат?

Ученик начальной школы пожимает плечами. Бендер разворачивает ученика и легонько подталкивает его к выходу. Ученик, пожимая плечами, уходит.

БЕНДЕР : Киса! А это конгениально! В учительскую! (Киса и Бендер ходят).

Видеоролик о том, как Бендер и Киса ищут колокольчик в стульях учительской и канцелярии.

Учащиеся 11 класса говорят тёплые слова директору школы. Поют песню для неё. Директор говорит ответное слово о допуске к экзаменам, а так же желает ученикам удачи.

ВЕДУЩАЯ 3 : Спасибо, (имя, отчество директора) ! Это Ваша неустанная забота позволила нам успешно окончить школу, и поможет не менее уверенно сдать экзамены!

ВЕДУЩИЙ 4 : Они приходят в школу самыми первыми и последними уходят из неё, они тщательно следят, чтобы в школе было всё по расписанию, чтобы мы успешно и интересно учились, трудились и развивались.

ВЕДУЩИЙ 1 : Мы благодарим заместителей директора (ФИО заместителей директора).

ВЕДУЩАЯ 2 : Слово предоставляется (ФИО выступающих заместителей директора).

Учащиеся 11 классов поют песню для завучей.

Появляются Бендер и Киса. Держит в руках листочки с названиями кабинетов, которые принесла «малолетняя агентура».

БЕНДЕР : Начальная школа – три стула. (Рвёт лист, выбрасывает.)

КИСА : Да…уж…

БЕНДЕР : Канцелярия – 3 стула. (Сминает листочки и выбрасывает).

КИСА : Да…уж…

БЕНДЕР : Учительская – 4 стула. (Сминает и выбрасывает за спину).

КИСА : Да…уж…

БЕНДЕР : Не огорчайтесь, Киса! Каждый вскрытый нами стул увеличивает наши шансы! Заседание продолжается! (Достаёт листок с надписью «Русский язык»).

ГОЛОС ЗА КАДРОМ : (Звучит лирическая музыка.) Эта надпись навеяла Бендеру воспоминания об одной романтической встрече. Словарь Вильяма Шекспира (На экране - изображение Шекспира в рамочке), по подсчету исследователей, составлял 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени мумбо-юмбо - 300 слов... (Фото негра в рамочке) Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. (Фото Эллочки в рамочке). Её подруга Фима Собак слыла культурной девушкой, её словарь составлял 180 слов. (Фима Собак в рамочке).

Танго Эллочки Щукиной, Фимы Собак, Бендера и Кисы (музыка А. Зацепина из к/ф «12 стульев» Л. Гайдая).

Бендер и Эллочка на переднем плане, Киса и Фима – в глубине сцены. В танце произносятся слова:

ЭЛЛОЧКА : Хо-хо!

ФИМА : Красота!

ЭЛЛОЧКА : Хо-хо!

ФИМА : Жуть!

БЕНДЕР : Прекрасный мех.

ЭЛЛОЧКА : Мексиканский тушкан!

БЕНДЕР : Это не тушкан, это шанхайский барс! Я узнаю его по оттенку.

ЭЛЛОЧКА : Парниша что надо!

ФИМА : Хо-хо!

ЭЛЛОЧКА : Шалишь, парниша.

ЭЛЛОЧКА И ФИМА ВМЕСТЕ : Хамите!

Танцующие замерли.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ : Если бы у этих девиц была такие великолепные учительницы, как (ФИО учителей русского языка и литературы), их словарный запас был бы сравним по богатству со словарём Даля. (На экране – словарь Даля в рамочке).

ВЕДУЩАЯ 3 : Дорогие наши (ФИО учителей русского языка и литературы) ! Вы научили нас понимать и любить литературу, правильно излагать свои мысли на бумаге и вслух. Спасибо Вам за Ваш труд!

Киса и Бендер уходят за кулисы.

Ученики 11 классов поют песню для учителей русского языка и литературы.

Ответное слово учителей русского языка и литературы.

Киса и Бендер возвращаются на сцену.

БЕНДЕР : Киса, я давно хотел спросить, какая сумма Вам нужна для счастья?

КИСА : Двадцать.

БЕНДЕР : О-о-о… Это что, на троечку? Тогда мне с Вами не по пути. Мне нужно сто баллов. Сразу.

КИСА : (С сарказмом) А может, возьмёте частями?

БЕНДЕР : Я бы взял частями… Но мне нужно сразу! Особенно – по математике!

ВЕДУЩИЙ 4 : Благодарим учителей математики (ФИО). Вы не просто научили нас считать, но и помогли полюбить эту прекрасную древнюю науку математику.

Ученики поют песню о математике.

Ответное слово учителей математики.

Бендер и Киса возвращаются на сцену.

КИСА : (Держит листочки с надписями «Русский язык», «Математика») Русский язык, Математика… (Бросает листки). Шансы всё увеличиваются, а денег ни копейки…

БЕНДЕР : Вы пошлый человек. Любите деньги больше, чем надо.

КИСА : А вы не любите денег?

БЕНДЕР : Нет.

КИСА : Зачем же вы взялись за это безнадёжное дело?

БЕНДЕР : Я хочу уехать. Уехать очень далеко. В Рио-де-Жанейро. (На экране – фото Рио-де-Жанейро. Звучит музыка Bellini - Samba di Janeiro).

КИСА : У вас там родственники?

БЕНДЕР : Нет. Я с детства хочу в Рио-де-Жанейро. Вы, конечно, знаете о существовании такого города?

КИСА : Да…уж…

БЕНДЕР : (Цокает языком) Киса! Вот это – учебник географии. Знаете, что там написано? (Мечтательно, не глядя в книгу). «Рио-де-Жанейро, крупнейший город в Бразилии, неофициальное название «Изумительный город», расположен на берегу обширнейшей бухты Атлантического океана, 6 миллионов 150 тысяч жителей, большинство из них – мулаты…» Представляете, Киса – 6 миллионов и все поголовно в белых штанах! Географию надо было в школе учить!

Бендер и Киса уходят за кулисы.

ВЕДУЩИЙ 1 : Уважаемая (имя отчество учителя географии) , знания, которые Вы дали, помогут нам выбрать правильный жизненный маршрут, не спутать направление и не свернуть с проложенного школой азимута. Спасибо Вам!

Песня для учителя географии.

Ответное слово учителя географии.

Киса и Бендер снова на сцене.

БЕНДЕР : (В руках - листок с надписью «География». Сминает, бросает.) Слушайте, Киса, а может нам плюнуть на всё это?

КИСА : (Удивлённо.) Как плюнуть?

БЕНДЕР : Как же нам плюнуть-то? Слюной. Как плевали до эпохи исторического материализма. Ну-ну! Выше голову, Киса! Ничего не потеряно. (Достаёт листок с надписью «История, кабинет 312». Демонстрирует зрителям.) Я измучен желанием поскорее побывать в кабинете истории. Как говорил Гай Юлий Цезарь – «Жребий брошен!» (Остап и Киса спускаются со сцены, Бендер подходит к учительнице истории, сидящей в зрительном зале). Первый этаж, кабинет 312! Это она! Знойная женщина, мечта поэта!

КИСА : Может быть, она… может быть, она сейчас сидит именно на этом стуле! Но как же этот стул достать?

БЕНДЕР : Не волнуйтесь, фельдмаршал, операцию я беру на себя! Так, детишки! Пойте!

Учащиеся поют песню для учителя истории и обществознания. Бендер приглашает учителя на танец, тем самым увлекая её подальше от стула. Киса в это время выносит стул на сцену и запускает руки под его обшивку.

Песня для учителя истории и обществознания на мотив песни «Утомлённое солнце», муз. Е. Петерсберского, стихи авторские.

Каждый раз – удивленье,
Радость новых познаний,
Море ярких событий –
Всё Ваш урок!
Вот и кончилось время
Наших школьных мечтаний!
Мы прощаемся с Вами –
Звенит звонок.
Расстаёмся мы! Ну что ж, прощайте!
С Вами было хорошо всегда!
Просим – не забывайте,
Хоть немножко скучайте!
Иногда вспоминайте,
Хоть иногда!

ВЕДУЩАЯ 2 : Кто-то из великих сказал: «Кто забывает своё прошлое, тот перечёркивает своё будущее!» Мы хорошо учили историю, и у нас будет прекрасное будущее! Спасибо Вам за труд, (имя, отчество учителя истории и обществознания) !

Ответное слово учителя истории.

КИСА : Есть! Есть! (Вытаскивает красный бантик от колокольчика).

Бендер и Киса грустные и обессиленные поднимаются на сцену.

БЕНДЕР : (Рвёт листок с надписью «История» и выбрасывает). Где мы ещё не были?

КИСА : В химии…

БЕНДЕР : По данным разведки так просто к стулу не пробраться. Для этого нужно выучить 50 химических реакций.

КИСА : Да… уж… Может, реакций 5-10?

БЕНДЕР : Я думаю, торг здесь неуместен. Хотя можно предложить обмен. Сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии приняли новую традицию – разливать химикаты через ситечко.

КИСА : (Копируя интонацию Эллочки) Блеск! (Испуганно прикрывает рот рукой).

Бендер и Киса уходят.

ВЕДУЩАЯ 3 : (Имя, отчество учителя химии) ! Мы никогда не забудем Ваших интересных уроков! Спасибо Вам за Ваш труд!

Песня для учителя химии. Учитель химии говорит тёплые слова одиннадцатиклассникам.

Литература

1. 12 стульев. Золотой телёнок. / И. Ильф, Е. Петров. – М.: Эксмо, 2009.

2. Выпускные вечера и последние звонки: 9, 11 классы / Жиренко О. - М.: 5 за знания, 2008.

3. Сценарий последнего звонка "Листая старую тетрадь..." / Сафонова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы http://festival.1september.ru/articles/514208/

4. Сценарий "Последнего звонка" для выпускников 11-го класса / Букина Ирина Александровна, заместитель директора по ВР http://festival.1september.ru/articles/515948/

5. Сценарий проведения праздника "Последний звонок" в 11-м классе / Юдин Иван Иванович, заместитель директора ОУ по УВР, учитель русского языка и литературы, учитель-дефектолог http://festival.1september.ru/articles/560105/


В Беслане Остапа, ехавшего без билета, согнали с поезда, и великий комбинатор дерзко бежал за поездом версты три, грозя ни в чем не виновному Ипполиту Матвеевичу кулакам. После этого Остапу удалось вскочить на ступеньку медленно подтягивающегося к Кавказскому хребту поезда. С этой позиции Остап с любопытством взирал на развернувшуюся перед ним панораму кавказской горной цепи.

Почти вот так выглядела станция Беслан в те времена.

Был четвертый час утра. Горные вершины осветились темно-розовым солнечным светом. Горы не понравились Остапу.


- Слишком много шику! - сказал он. - Дикая красота. Воображение идиота. Никчемная вещь.
"Был четвёртый час утра"???
Здесь неувязочка.Самый ранний восход солнца во Владикавказе бывает в июне.В этот месяц первые лучи появляются в
5:26 ч.(2013 год).

У Владикавказского вокзала приезжающих ждал большой открытый автобус Закавтопромторга,и ласковые люди говорили:
- Кто поедет по Военно-Грузинской дороге - тех в город везем бесплатно.
- Куда же вы, Киса? - сказал Остап. - Нам в автобус. Пусть везут, раз бесплатно.
Владикавказский вокзал того времени


Вот так выглядел автобус"Закавтопромторга".


В какую же гостиницу повёз он незадачливых концессионеров?
Возможно в нынешний "Империал".



Там располагалось бюро"Закавтопромторга".

Но ещё одно бюро находилось в гостинице "Европа",тоже на Пролетарском проспекте.


Второй этаж углового здания занимала гост."Европа".

Подвезенный автобусом к конторе Закавтопромторга, Остап, однако, не поспешил записаться на место в машине. Оживленно беседуя с Ипполитом Матвеевичем, он любовался опоясанной облаком Столовой горой и, находя, что гора действительно похожа на стол, быстро удалился.
Любоваться Столовой горой,Остап Бендер мог с одной из двух точек отмеченных красным.
Действительно, в то время деревья на проспекте ещё не были так высоки и вид на Столовую гору с этих точек был великолепен.

Во Владикавказе пришлось просидеть несколько дней. Но все попытки достать деньги на проезд по Военно-Грузинской дороге или совершенно не приносили плодов, или давали средства, достаточные лишь для дневного пропитания. Попытка взимать с граждан гривенники не удалась. Кавказский хребет был настолько высок и виден, что брать за его показ деньги не представлялось возможным. Его было видно почти отовсюду. Других же красот во Владикавказе не было. Что же касается Терека, то протекал он мимо «Трека», за вход в который деньги взимал город без помощи Остапа. Сбор подаяний, произведенный Ипполитом Матвеевичем, принес за два дня тринадцать копеек.
Фотографии входа в Трек середины 20-х годов я не нашёл.
Но в середине 30-х он выглядел точно также)))

Т огда Остап извлек из тайников своего походного пиджака колоду карт и, засев у дороги при выезде из города, затеял игру в три карты. Рядом с ним стоял проинструктированный Ипполит Матвеевич, который должен был играть роль восторженного зрителя, удивленного легкостью выигрыша. Позади друзей в облаках рисовались горные кряжи и снежные пики.
- Красненькая выиграет, черненькая проиграет! - кричал Остап.
Перед собравшейся толпой соплеменных гор, ингушей и осетинов в войлочных шляпах Остап бросал рубашками вверх три карты, из которых одна была красной масти и две - черной. Любому гражданину предлагалось поставить на красненькую карту любую ставку. Угадавшему Остап брался уплатить на месте.
- Красненькая выиграет, черненькая проиграет! Заметил - ставь! Угадал - деньги забирай!
Горцев тешила простота игры и легкость выигрыша. Красная карта на глазах у всех ложилась направо или налево, и не было никакого труда угадать, куда она легла.
Зрители постепенно стали втягиваться в игру, и Остап для блезира уже проиграл копеек сорок. К толпе присоединился всадник в коричневой черкеске, в рыжей барашковой шапочке и с обычным кинжалом на впалом животе.

Возможно всадник-ингуш выглядел именно так:)

Красненькая выиграет, черненькая проиграет! - запел Остап, подозревая наживу. - Заметил - ставь! Угадал - деньги забирай!
Остап сделал несколько пассов и метнул карты.
- Вот она! - крикнул всадник, соскакивая с лошади. - Вон красненькая! Я хорошо заметил!
- Ставь деньги, кацо, если заметил, - сказал Остап.
- Проиграешь! - сказал горец.
- Ничего. Проиграю - деньги заплачу, - ответил Остап.
- Десять рублей ставлю.
- Поставь деньги.
Горец распахнул полы черкески и вынул порыжелый кошель.
- Вот красненькая! Я хорошо видел.
Игрок приподнял карту. Карта была черная.
- Еще карточку? - спросил Остап, пряча выигрыш.
- Бросай.
Остап метнул.
Горец проиграл еще двадцать рублей. Потом еще тридцать. Горец во что бы то ни стало решил отыграться. Всадник пошел на весь проигрыш. Остап, давно не тренировавшийся в три карточки и утративший былую квалификацию, передернул на этот раз весьма неудачно.
- Отдай деньги! - крикнул горец.
- Что?! - закричал Остап. - Люди видели! Никакого мошенства!
- Люди видели, не видели - их дело. Я видел, ты карту менял, вместо красненькой черненькую клал! Давай деньги назад!
С этими словами горец подступил к Остапу. Великий комбинатор стойко перенес первый удар по голове и дал ошеломляющую сдачу. Тогда на Остапа набросилась вся толпа. Ипполит Матвеевич убежал в город. Вспыльчивые ингуши били Остапа недолго. Они остыли так же быстро, как остывает ночью горный воздух. Через десять минут горец с отвоеванными общественными деньгами возвращался в свой аул, толпа возвратилась к будничным своим делам, а Остап, элегантно и далеко сплевывая кровь, сочившуюся из разбитой десны, поковылял на соединение с Ипполитом Матвеевичем.

Где находилось это месте на котором Остап Ибрагимович отхватил "люлей" от местного населения-неизвестно:)
Но вот как могли выглядеть "азартные игроки" в войлочных шляпах:

Довольно, - сказал Остап, - выход один: идти в Тифлис пешком. В пять дней мы пройдем двести верст. Ничего, папаша, очаровательные горные виды, свежий воздух… Нужны деньги на хлеб и любительскую колбаску. Можете прибавить к своему лексикону несколько итальянских фраз, это уж как хотите, но к вечеру вы должны насобирать не меньше двух рублей!.. Обедать сегодня не придется, дорогой товарищ. Увы! Плохие шансы!..
Спозаранку концессионеры перешли мостик через Терек, обошли казармы и углубились в зеленую долину, по которой шла Военно-Грузинская дорога.
Какой "мостик" имелся в виду?
Самый близкий к Военно-Грузинской дороге мост - Чугунный.
Через него, скорее всего и перешли Терек компаньоны.



Дальше по тексту,речь заходит о казармах.
Наверное "казармы" - это кадетское училище.

Нам повезло, Киса, - сказал Остап, - ночью шел дождь, и нам не придется глотать пыль. Вдыхайте, предводитель, чистый воздух. Пойте. Вспоминайте кавказские стихи. Ведите себя как полагается!..
Но Ипполит Матвеевич не пел и не вспоминал стихов. Дорога шла на подъем. Ночи, проведенные под открытым небом, напоминали о себе колотьем в боку, тяжестью в ногах, а любительская колбаса - постоянной и мучительной изжогой. Он шел, склонившись набок, держа в руке пятифунтовый хлеб, завернутый во владикавказскую газету, и чуть волоча левую ногу.

Самая многотиражная владикавказская газета в то время была газета"Власть труда".
Возможно,что хлеб был завёрнут именно в неё
.

Опять идти! На этот раз в Тифлис, на этот раз по красивейшей в мире дороге. Ипполиту Матвеевичу было все равно. Он не смотрел по сторонам, как Остап. Он решительно не замечал Терека, который начинал уже погромыхивать на дне долины. И только сияющие под солнцем ледяные вершины что-то смутно ему напоминали - не то блеск бриллиантов, не то лучшие глазетовые гробы мастера Безенчука.

Остап Бендер был молод и полон сил,чего не скажешь о Кисе.
Посмотрите,как выглядел путь на схеме1925 года,который они должны были пройти.
"Всё выше и выше,и выше..."

До первой почтовой станции - Балты - путники шли в сфере влияния Столовой горы. Ее плотный слоновый массив с прожилками снега шел за ними верст десять. Путников обогнал сначала легковой автомобиль Закавтопромторга, через полчаса - автобус, везший не менее сорока туристов и не больше ста двадцати чемоданов.

- Кланяйтесь Казбеку! - крикнул Остап вдогонку машине. - Поцелуйте его в левый ледник!

После автомобилей долго еще в горах пахло бензинным перегаром и разогретой резиной. Звонко бренча, обгоняли путников арбы горцев. Навстречу из-за поворота выехал фаэтон.

В Балте Остап выдал Ипполиту Матвеевичу вершок колбасы и сам съел вершка два.

- Я кормилец семьи, - сказал он, - мне полагается усиленное питание.

Станция Балта:

После Балты дорога вошла в ущелье и двинулась узким карнизом, высеченным в темных отвесных скалах. Спираль дороги завивалась кверху, и вечером концессионеры очутились на станции Ларс в тысяче метров над уровнем моря.

Переночевали в бедном духане бесплатно и даже получили по стакану молока, прельстив хозяина и его гостей карточными фокусами.

Ст.Ларс.
Возможно в одном из этих домов переночевали путешественники:)

Утро было так прелестно, что даже Ипполит Матвеевич, спрыснутый горным воздухом, зашагал бодрее вчерашнего.

За станцией Ларс сейчас же встала грандиозная стена Бокового хребта. Долина Терека замкнулась тут узкими теснинами. Пейзаж становился все мрачнее, а надписи на скалах многочисленнее.

Эта надпись около С.Ларс,100% попалась на глаза Кисе и Осе:

Там, где скалы так сдавили течение Терека, что пролет моста равен всего десяти саженям, там концессионеры увидели столько надписей на скалистых стенках ущелья, что Остап, забыв о величественности Дарьяльского ущелья, закричал, стараясь перебороть грохот и стоны Терека:

Великие люди! Обратите внимание, предводитель. Видите, чуть повыше облака и несколько ниже орла. Надпись: «Коля и Мика, июль 1914 г.» Незабываемое зрелище! Обратите внимание на художественность исполнения! Каждая буква величиною в метр и нарисована масляной краской! Где вы сейчас, Коля и Мика?

Задумался и Ипполит Матвеевич.

Где вы, Коля и Мика? И что вы теперь, Коля и Мика, делаете? Разжирели, наверное, постарели? Небось теперь и на четвертый этаж не подыметесь, не то что под облака - имена свои рисовать.

Где же вы, Коля, служите? Плохо служится, говорите? Золотое детство вспоминаете? Какое же оно у вас золотое? Это пачканье-то ущелий вы считаете золотым детством? Коля, вы ужасны! И жена ваша Мика противная женщина, хотя она виновата меньше вашего. Когда вы чертили свое имя, вися на скале, Мика стояла внизу на шоссе и глядела на вас влюбленными глазами. Тогда ей казалось, что вы второй Печорин. Теперь она знает, кто вы такой. Вы просто дурак! Да, да, все вы такие - ползуны по красотам! Печорин, Печорин, а там, гляди, по глупости отчета сбалансировать не можете!

Киса, - продолжал Остап, - давайте и мы увековечимся. Забьем Мике баки. У меня, кстати, и мел есть! Ей-богу, полезу сейчас и напишу: «Киса и Ося здесь были».

И Остап, недолго думая, сложил на парапет, ограждавший шоссе от кипучей бездны Терека, запасы любительской колбасы и стал подниматься на скалу.
Ипполит Матвеевич сначала следил за подъемом великого комбинатора, но потом рассеялся и, обернувшись, принялся разглядывать фундамент замка Тамары, сохранившийся на скале, похожей на лошадиный зуб.
Именно с этого места начинается фрагмент фильма о приключениях Остапа Бендера, Ипполита Матвеевича Воробьянинова и отца Фёдора на Кавказе.
Режиссёр фильма - Великий Леонид Гайдай.

В это время, в двух верстах от концессионеров, со стороны Тифлиса в Дарьяльское ущелье вошел отец Федор. Он шел мерным солдатским шагом, глядя только вперед себя твердыми алмазными глазами и опираясь на высокую клюку с загнутым концом, как библейский первосвященник.
На последние деньги отец Федор доехал до Тифлиса и теперь шагал на родину пешком, питаясь доброхотными даяниями. При переходе через Крестовый перевал (2345 метров над уровнем моря) его укусил орел. Отец Федор замахнулся на дерзкую птицу клюкою и пошел дальше. Он шел, запутавшись в облаках, и бормотал:
- Не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены!


Эту же фразу он повторял, войдя в Дарьяльское ущелье. Расстояние между врагами сокращалось. Поворотив за острый выступ, отец Федор налетел на старика в золотом пенсне.
Ущелье раскололось в глазах отца Федора. Терек прекратил свой тысячелетний крик. Отец Федор узнал Воробьянинова. После страшной неудачи в Батуме, после того, как все надежды рухнули, новая возможность заполучить богатство повлияла на отца Федора необыкновенным образом.
Он схватил Ипполита Матвеевича за тощий кадык и, сжимая пальцы, закричал охрипшим голосом:
- Куда девал сокровище убиенной тобою тещи?
Ипполит Матвеевич, ничего подобного не ждавший, молчал, выкатив глаза так, что они почти соприкасались со стеклами пенсне.


Говори! - приказывал отец Федор. - Покайся, грешник!
Воробьянинов почувствовал, что теряет дыхание.
Тут отец Федор, уже торжествовавший победу, увидел прыгавшего по скале Бендера. Технический директор спускался вниз, крича во все горло:

Дробясь о мрачные скалы,
Кипят и пенятся валы!..

Великий испуг поразил сердце отца Федора. Он машинально продолжал держать предводителя за горло, но коленки у него затряслись.
- А, вот это кто?! - дружелюбно закричал Остап. - Конкурирующая организация!
Отец Федор не стал медлить. Повинуясь благодетельному инстинкту, он схватил концессионную колбасу и хлеб и побежал прочь.
- Бейте его, товарищ Бендер, - кричал с земли отдышавшийся Ипполит Матвеевич.
- Лови его! Держи!
Остап засвистал и заулюлюкал.
- Тю-у-у! - кричал он, пускаясь вдогонку. - Битва при пирамидах или Бендер на охоте! Куда же вы бежите, клиент? Могу вам предложить хорошо выпотрошенный стул!
Отец Федор не выдержал муки преследования и полез на совершенно отвесную скалу. Его толкало вверх сердце, поднимавшееся к самому горлу, и особенный, известный только одним трусам, зуд в пятках. Ноги сами отрывались от гранитов и несли своего повелителя вверх.
- У-у-у! - кричал Остап снизу. - Держи его!
- Он унес наши припасы! - завопил Ипполит Матвеевич, подбегая к Остапу.
- Стой! - загремел Остап. - Стой, тебе говорю!
Но это придало только новые силы изнемогшему было отцу Федору. Он взвился и в несколько скачков очутился сажень на десять выше самой высокой надписи.


Отдай колбасу! - взывал Остап. - Отдай колбасу, дурак! Я все прощу!
Отец Федор уже ничего не слышал. Он очутился на ровной площадке, забраться на которую не удавалось до сих пор ни одному человеку. Отцом Федором овладел тоскливый ужас. Он понял, что слезть вниз ему никак невозможно. Скала шла и опускалась на шоссе перпендикулярно, и об обратном спуске нечего было и думать. Он посмотрел вниз. Там бесновался Остап, и на дне ущелья поблескивало золотое пенсне предводителя.
- Я отдам колбасу! - закричал отец Федор. - Снимите меня!
В ответ грохотал Терек и из замка Тамары неслись страстные крики. Там жили совы.
- Сними-ите меня! - жалобно кричал отец Федор.
Он видел все маневры концессионеров. Они бегали под скалой и, судя по жестам, мерзко сквернословили.
Скала, на которой возможно сидел Отец Фёдор


Через час легший на живот и спустивший голову вниз отец Федор увидел, что Бендер и Воробьянинов уходят в сторону Крестового перевала.

Это место тоже удалось опознать:)

Одно из самых живописных мест на В.Г.Д.-Скала Пронеси Господи.

Спустилась быстрая ночь. В кромешной тьме и в адском гуле под самым облаком дрожал и плакал отец Федор. Ему уже не нужны были земные сокровища. Он хотел только одного - вниз, на землю.

Ночью он ревел так, что временами заглушал Терек, а утром подкрепился любительской колбасой с хлебом и сатанински хохотал над пробегавшими внизу автомобилями. Остаток дня он провел в созерцании гор и небесного светила - солнца. Ночью он увидел царицу Тамару. Царица прилетела к нему из своего замка и кокетливо сказала:

Соседями будем.

Матушка! - с чувством сказал отец Федор. - Не корысти ради…

Знаю, знаю, - заметила царица, - а токмо волею пославшей тя жены.

Откуда ж вы знаете? - удивился отец Федор.

Да уж знаю. Заходили бы, сосед. В шестьдесят шесть поиграем! А?

Она засмеялась и улетела, пуская в ночное небо шутихи.

На третий день отец Федор стал проповедовать птицам. Он почему-то склонял их к лютеранству.

На четвертый день его показывали уже снизу экскурсантам.

Направо - замок Тамары, - говорили опытные проводники, - а налево живой человек стоит, а чем живет и как туда попал - тоже неизвестно.

И дикий же народ! - удивлялись экскурсанты. - Дети гор!

Шли облака. Над отцом Федором кружились орлы. Самый смелый из них украл остаток любительской колбасы и взмахом крыла сбросил в пенящийся Терек фунта полтора хлеба.

Отец Федор погрозил орлу пальцем и, лучезарно улыбаясь, прошептал:

Птичка божия не знает ни заботы, ни труда, хлопотливо не свивает долговечного гнезда.

Орел покосился на отца Федора, закричал «ку-ку-ре-ку» и улетел.

Ах, орлуша, орлуша, большая ты стерва!

Через десять дней из Владикавказа прибыла пожарная команда с надлежащим обозом и принадлежностями и сняла отца Федора.

Когда его снимали, он хлопал руками и пел лишенным приятности голосом:

И будешь ты цар-р-рицей ми-и-и-и-рра, подр-р-руга ве-е-ечная моя!

И суровый Кавказ многократно повторил слова М. Ю. Лермонтова и музыку А. Рубинштейна.

Не корысти ради, - сказал отец Федор брандмейстеру, - а токмо…

Хохочущего священника на пожарной колеснице увезли в психиатрическую лечебницу.

Как вы думаете, предводитель, - спросил Остап, когда концессионеры подходили к селению Сиони, - чем можно заработать в этой чахлой местности, находящейся на двухверстной высоте над уровнем моря?

Ипполит Матвеевич молчал. Единственное занятие, которым он мог бы снискать себе жизненные средства, было нищенство, но здесь, на горных спиралях и карнизах, просить было не у кого.

Впрочем, и здесь существовало нищенство, но нищенство совершенно особое - альпийское. К каждому пробегавшему мимо селения автобусу или легковому автомобилю подбегали дети и исполняли перед движущейся аудиторией несколько па наурской лезгинки. После этого дети бежали за машиной, крича:

Давай денги! Денги давай!

Пассажиры
швыряли пятаки и возносились к Крестовому перевалу.

Святое дело, - сказал Остап, - капитальные затраты не требуются, доходы не велики, но в нашем положении ценны.

К двум часам второго дня пути Ипполит Матвеевич, под наблюдением великого комбинатора, исполнил перед летучими пассажирами свой первый танец. Танец этот был похож на мазурку, но пассажиры, пресыщенные дикими красотами Кавказа, сочли его за лезгинку и вознаградили тремя пятаками. Перед следующей машиной, которая оказалась автобусом, шедшим из Тифлиса во Владикавказ.

Давай денги! Денги давай! - закричал он сердито.

Смеющиеся пассажиры щедро вознаградили его прыжки. Остап собрал в дорожной пыли тридцать копеек. Но тут сионские дети осыпали конкурентов каменным градом. Спасаясь из-под обстрела, путники скорым шагом направились в ближний аул, где истратили заработанные деньги на сыр и чуреки.

На заднем плане можно увидеть Дарьяльское военное укрепление,построенное в 1804 году для охраны В,Г,Д,


Сайт"СТАРЫЙ ВЛАДИКАВКАЗ"