Прочитайте что вы представили увидели услышали. Роль глаголов в языке. Работа над композицией сочинения

8. «Хранила я среди младых созвучий…»

Хранила я среди младых созвучий
Задумчивый и нежный образ дня.
Вот дунул вихрь, поднялся прах летучий,
И солнца нет, и сумрак вкруг меня.

Но в келье - май, и я живу, незрима,
Одна, в цветах, и жду другой весны.
Идите прочь - я чую серафима,
Мне чужды здесь земные ваши сны.

Идите прочь, скитальцы, дети, боги!
Я расцвету еще в последний день,

Моя любовь - немеющая тень.
17 октября 1901

Из воспоминаний Л.Д.:
«В сумерки октябрьского дня (17 октября) я шла по Невскому к Собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой. Мы сидели в стемневшем уже соборе на каменной скамье под окном, близ моей Казанской. То, что мы тут вместе, это было больше всякого объяснения. Мне казалось, что я явно отдаю свою душу, открываю доступ к себе.»

В рамках романа Любочки с Сашурой…
Представьте измученного «беспричинной ревностью», приступами отчаяния 20-тилетнего Блока, увидьте их встречу – на Невском, в сумерках… Совершенно случайную… Как на зимой на Сенной площади, как в театре на соседних местах, как мистическим летом в Богом забытой деревеньке или посреди Церковного леса… Случайно – раз, два, три – в двухмиллионном городе, случайно в миллионногектарном подмосковье…
Теперь вслушайтесь в слова Любови Дмитриевной: «Позволила идти с собой». Всей «привычной суровостью» насладились? Всю «привычную суровость» впитали? А теперь услышьте: «Я рассказала, куда иду и как все это вышло».
Если Вы всё правильно представили, увидели, услышали – у Вас должна закружиться голова.

В рамках сюжета СПД – это вставка чужим почерком - ответ Твой на обвинения: какие «страсти»? Страсти у той, у русской твоей Венеры, а у меня–

Мои мечты - священные чертоги,
Моя любовь - немеющая тень.

Вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

Ал. Блок: «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.

Вот их краткая сводка:

I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма.
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень - 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:

III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года ()

1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути». Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты» осталась – «в сумраке».

3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».

4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от… ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают, что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.
8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
9.Тропа
И рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.

Вставка чужим почерком.

8. «Хранила я среди младых созвучий…» ()
Вставка другим почерком: «Какие страсти?! - Мои мечты - священные чертоги, моя любовь - немеющая тень.»

9. «Медленно в двери церковные…» ()
Вставка другим почерком: «в церковные двери я вхожу без сомнения.»
10. «Ловлю я тонкий прах надежды…» ()
Вставка другим почерком: «тоска по брачному венцу».
11. «Скрипнула дверь. Задрожала рука…» (

Ребята! Закройте глаза и прослушайте отрывок из муз. произвед. Чайковского «Щелкунчик».

А теперь постарайтесь передать своё эмоциональное состояние, чувства, которые вы испытали во время слушания, употребив только глаголы.

Почему именно глаголы помогли передать ваши ощущения?

Слайд 2.

К нашему уроку я подобрала эпиграф:

- "Глагол - самая огнедышащая, самая живая часть речи". А. Югов.

Таково мнение писателя Алексея Югова.

А как вы понимаете смысл этих слов?

Слайд 3.

Какова же тема нашего урока ?
-У каждого из вас есть таблица
«Что я хочу узнать», отметьте галочкой цели, которые вы хотите достичь на сегодняшнем уроке.

Сформулируйте цели, которые поставили перед собой.

На протяжении всего урока вы будете заполнять лист самоконтроля. Каждое выполненное задание оцениваете и ставите соответствующий балл в колонку «Моя самооценка». В конце урока я соберу эти листы и поставлю за ваши задания баллы в колонку «Оценка учителя», а затем мы сравним наши оценки и проверим, правильно ли вы оцениваете свои достижения.

Запишем в тетрадях число, Классная работа с комментированием.

(На доске написано предложение:

Лера видела в лесу настоящую лису.)

Прочитаем предложение.

Чтобы отгадать букву минутки чистописания, послушаем её характеристику:

Эта буква согласная.

Она обозначает звонкий звук.

Она является суффиксом в глаголах прошедшего времени.

В данном предложении она встречается 4 раза. Слайд 4.

Пропишем заглавную и строчную Л

одну строку.

На следующей строке запишите предложение.

Выполним синтаксический разбор.

На какой вопрос отвечает глагол?

Каким членом в предложении является?

Отметьте в листе самоконтроля свой результат.

Что обозначает глагол?

На самом деле обозначать действие может и существительное.

Послушайте стихотворение поэта 19 века Афанасия Фета и попытайтесь найти глаголы.
Шёпот, робкое дыханье,
трели соловья.
Серебро и колыханье
сонного ручья
- Ну что, вы услышали хоть один глагол? Шепот, дыханье, колыханье - это всё существительные, хоть и обозначают действия. Но всё же существительные не для этого созданы. Обозначать действия существительными, всё равно, что гвозди скалкой забивать, лучше всё-таки взять молоток. Для того чтобы обозначать действия, в русском языке есть часть речи - глагол. Глагол многогранен.

Выясним, какова его роль в речи? Слайд 5.

1. Работа с текстами.

Прочитаем тексты на экране.

Сравним их.

Что общего между ними?

Чем они отличаются?

Какая часть речи помогла передать настроение каждого рассказа?

Какова роль глагола в нашей речи?

2. Работа по учебнику

Откройте учебник на стр. 68. Найдите упр. 139.

О чем может идти речь в тексте, к которому выполнена иллюстрация?

Прочитаем стихотворение. Кто написал это произведение?

С помощью каких частей речи Елена Благинина рисует картину весеннего дня?

Почему она использовала глаголы?

Найдите их в тексте, работаем в парах.

Какая пара готова?

Прочитайте свои глаголы.

По каким признакам определили глаголы?

Запишем эти слова в тетрадь. (у доски)

Как различаются глаголы? (по временам)

Как определить время глаголов?

Определите в каком времени употребляются данные глаголы?

Какие ещё грамматические признаки глаголов вам известны? (по числам)

Как определить число глаголов?

Определите в каком числе употребляются эти глаголы?

Изменяются глаголы по родам?

Какой сделаем вывод?

Поставьте оценку во 2-ю строку.

Я буду называть действия, а вы их выполнять.

Встаньте, хлопайте,

Топайте, прыгайте,

Шагайте, поворачивайтесь

Хлопайте, топайте,

Прыгайте, стойте.

Вдохните, выдохните, Садитесь.

С помощью слов какой части речи нам удалось провести физ. минутку?

Это ещё раз доказывает, что глаголы – большие труженики, они всегда что-то делают.

Слайд 6.

- А сможем ли мы обойтись без них?

Предлагаю проверить.

Рассмотрите картинку, попробуйте безглаголов описать, что на ней изображено.

………….. долгожданная зима.

…………. первый снег.

Дети ………… на улицу.

Они ………. снеговика.

У Миши ………. пальцы.

Яша ….. ему рукавицы.

Весело …. время дети.

(Наступила, выпал, лепят, выбежали, замёрзли, дал, проводят

Смогли узнать из этого текста о чем идет речь? (Нет)

Как «оживим» текст?

Вставьте в предложения подходящие по смыслу глаголы. Прочитайте предложения.

Что скажете теперь? Можем ли мы обойтись без глаголов? Каково их значение в предложении?

- Как можно назвать глаголы, которые создают действия?

Из упр.145унаем, какие ещё глаголы существуют в речи? Прочитайте текст.

Что вы представили, увидели, услышали, читая эти строки?

Как его можно озаглавить?

Какую роль выполняют глаголы в пейзажных зарисовках грозы, молнии, грома, радуги?

Назовите глаголы, передающие звуки.

В каком значении употреблены эти глаголы?

Как глаголы характеризуют неодушевленные предметы?

Как называется такой прием в литературе?

Найдите в тексте глаголы движения.

Перечислите глаголы, которые обозначают цвет.

Какую функцию в речи выполняют эти глаголы?

Какой глагол не назвали? (любят)

Что он обозначает?

Это глагол состояния души.

Какой сделаем вывод?

- 1 ряд выписывает глаголы, которые создают движения, 2 ряд выписывает глаголы, передающие звуки, 3 ряд выписывает глаголы, обозначающие цвет и состояние (3 уч. у доски)

Слайд 7.

Слайд 8.

Самым показательным с точки зрения употребления глаголов, на мой взгляд, является стихотворение Ф.Тютчева «Весенние воды».

Сколько глаголов использовал поэт? (14)

По какому значению распределим их в группы?

- Назовите глаголы, передающие звуки,создающие движения, обозначающие цвет.

Самостоятельно выпишите глаголы, создающие действия, движения.

1 уч. выписывает глаголы, передающие звуки.

2 уч. выпишет глаголы, обозначающие цвет.

Слайд 9. Проверим, верно ли распределили глаголы по значению? (Проверка по слайду)

Это стихотворение интересно тем, что поэт не только описывает приход весны, но и рисует его, и наделяет музыкой.

Давайте вернемся к эпиграфу урока. Прав ли Алексей Югов, называя глагол самой живой частью речи? Докажите. Глагол – это…

Какова роль глагола в речи?Какие грамматические признаки глаголов вам известны? Какие глаголы придают речи выразительность?

Слайд 10. Перед вами на экране оценочный лист, сформулируйте своё отношение к уроку.

Слайд 11. Запишите Дом. Зад.

139. Прочитайте стихотворение Е. Благининой.

      Звенеть сосульки перестали,
      У крыш застыли бахромой.
      Холодным светом заблистали,
      Заледенели, как зимой.

      Но завтра снова солнце встанет,
      Оно возьмётся припекать,
      И по крыльцу забарабанит
      Капель весёлая опять.

  • О каком времени года говорится в стихотворении?
  • Выпишите глаголы. Объясните, по каким признакам вы их определили.

140. Прочитайте.

Мяукать, радоваться, бежать, идти, грустить, работать, спросить, ехать, рассказывать, думать, лететь, жужжать, размышлять, строить, говорить, рисовать.

  • Назовите группы глаголов со значением движения, речи, звучания, труда, мысли, проявления чувств.
  • Запишите глаголы со значением движения.

141. Прочитайте.

  1. Я коня водой пою, песню солнышку пою. (Я. Козловский)
  2. Он купил ириску, решил её не есть. Но как не съесть ириску, когда ириска есть? (А. Барто)
  • Найдите глаголы. Какие из них являются омонимами? Что они обозначают?
  • Спишите первое предложение. Подчеркните главные члены. Каким членом предложения является глагол?

142. Рассмотрите рисунок. Определите его тему.

  • Назовите глаголы, которые вам помогут составить по рисунку рассказ.
  • Составьте рассказ по рисунку. Запишите несколько предложений из составленного текста.
  • Подчеркните в предложениях глаголы.

143. Прочитайте. Чем интересны предложения?

1. Зависело б от мыла , веснушки я б отмыла . 2. Однажды кот подкрался к попугаю : «Сейчас тебя я, братец, попугаю ...» 3. Медведь в бору, не зная правил , однажды мотоциклом правил и в ёлку врезался. 4. Ты свети, свети, светило , я хочу, чтоб ты светило ... 5. Кто без кисти и белил крыши города белил ?

(Я. Козловский)

  • Какой частью речи является каждое выделенное слово? По каким признакам вы различили эти части речи?
  • Спишите любое предложение. Подчеркните глаголы.

144. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Блестели чёрные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям, как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче.

(К. Паустовский)

  • Определите тип текста. Какова в нём роль глаголов? Назовите глаголы, передающие звуки.
  • Спишите. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

145. Прочитайте.

Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых н..бесных явлений!

Летние грозы пр..ходят над землёй и заваливаются за г..р..зонт. В н..роде любят г..в..рить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху б..ют в землю прямым ударом, то полыхают на ч..рных тучах, как вырванные с корнем в..твистые дерев..я.

Радуги сверкают над дымной, сырой дал..ю. Гром п..р..катывается, гр..хочет, в..рчит, р..кочет, встряхивает землю.

(К. Паустовский)

  • Что вы представили, увидели, услышали, читая эти строки? Какую роль выполняют глаголы в пейзажных зарисовках грозы, молнии, грома, радуги?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы. Укажите их число.

све рка́ть

Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Школа России»

Федотова Ирина Евгеньевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Комсомольская СОШ»,

Кунгурского района, Пермского края

Тема: По страницам детского журнала «Мурзилка».

Весёлые истории в рассказе Ю.И. Ермолаева «Проговорился»

Цель: познакомить учащихся с журналом «Мурзилка» и рассказом Ю.И. Ермолаева «Проговорился».

Задачи урока:

    продолжить работу над совершенствованием навыка выразительного чтения,

    развивать творческие способности детей и внимание к авторскому слову,

    формировать умения логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной и письменной речи,

    способствовать расширению кругозора, памяти, мышления,

    воспитывать любовь и интерес к чтению,

    развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:

Детские журналы «Мурзилка»,

Индивидуальные листы-задания,

Портрет Ю.И.Ермолаева,

Карточки,

Клей, краски, кисточки.

Ход урока:

    Орг. момент:

Начнём урок с маленького слова - Еж.

Какие ассоциации возникли у вас с этим словом?

Что вы представили, увидели, услышали, когда прочитали это слово?

Можете ли вы предположить, чем мы будем заниматься на уроке?

Моя подсказка. Ёж предлагает принять телеграмму: М ихалков, У спенский, Р ачёв, З аходер, И ванов, Л аптев, К анашевич, А лтаев. (МУРЗИЛКА)

    Постановка темы и цели урока:

Что объединяет эти 2 слова Еж и Мурзилка? Это названия детских журналов.

(ЕЖ - ежемесячный журнал для детей. Издавался с 1928 года. Его, возможно, читали ваши прабабушки и прадедушки.)

А сейчас вы готовы сказать, что нам предстоит сделать на уроке?

Какие ещё детские журналы вы знаете? (выставка детских журналов)

Д/з –

    Знакомство с новым материалом:

Прежде, чем мы будем работать с журналом «Мурзилка», найдите объяснения значения слов с помощью толкового словаря.

Работа в группах.

ТИРАЖ 4

ПЕРИОДИКА 1

РЕДАКТОР 9

Поставьте слова в алфавитном порядке

ПЕРИОДИКА 1 РЕДАКТОР 9 РУБРИКА 2 ТИРАЖ 4

( 1924) – это год издания 1 номера журнала «Мурзилка»

Сообщение учащегося « Из истории создания журнала «Мурзилка ».

В далёком 1924 году собрались писатели и художники и решили выпускать журнал для детей. Сказано, сделано: написаны рассказы, стихи, нарисованы картинки. Но названия у журнала пока нет. Думали, спорили, гадали. И кому-то вспомнились популярные дореволюционные книжки о весёлых приключениях маленьких лесных человечков. Среди множества крохотных существ был озорник и проказник по имени Мурзилка.

А в журнале пришлось ему стать беленькой собачкой и путешествовать вместе с мальчиком Петей. Это имя изначально было дано щенку – грязнуле, синоним этого слова «замурзыка». Мурзилка в таком обличии не очень нравился писателям, художникам,да и самим детям. И тогда редакция попросила знаменитого художника Каневского создать образ Мурзилки. Было это в 1937 году. И с тех пор в журнале поселился пушистый волшебный герой, жёлтенький как одуванчик, в красном берете и шарфике, с фотоаппаратом через плечо, такой, каким все видят его сейчас. Он весёлый, находчивый, любознательный, иногда озорной. Дети полюбили его, доверяют свои тайны, ждут от него совета, хотят поговорить с ним, зовут в гости. Они верят в то, что существует на свете добрый, понимающий Мурзилка!` За все годы существования любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу. В следующем 2014 году исполняется журналу Мурзилка 90 лет!Несмотря на «почтенный» возраст, журнал с каждым годом становится красочнее и интереснее по содержанию.

Работа в паре.

Рассмотрите журнал и назовите рубрики, которые есть в «Мурзилке».

Кто главный редактор журнала, какой тираж журнала?

В одном из номеров журнала «Мурзилка» был напечатан рассказ Ю.И.Ермолаева «Проговорился».

Из биографии писателя Ю.И.Ермолаева

Ермолаев Юрий Иванович (1921-1998г.г.), русский писатель. Окончил театральное училище им. Щепкина в г. Москве в 1943 г. Но прославился Юрий Иванович не как драматический актёр, а как детский писатель.

Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 году. Она называлась “Почему рассердились бумажные полоски”. Юрий Иванович является автором нескольких популярных повестей и сказок. Книги Ермолаева выходили довольно регулярно. Некоторые свои произведения он назвал “ Грустными шутками”, забавность которых таит в себе много важного и поучительного.

Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем.

Мы сейчас познакомимся с этим рассказом. (стр.179)

Назовите слова – синонимы или выражения, которые могут заменить название рассказа (разболтал, сказал лишнее, рассказал какую - то тайну, не подумал, что можно рассказать, обещал молчать, но не выдержал, рассказал чей-то секрет)

Чтение рассказа (хорошо читающие ученики).

Прослушав рассказ, вы должны ответить на вопрос

- О чём проговорился попугай?

Чтение рассказа учащимися.

- Так о чём же проговорился попугай?

Почему попугай отвечал такими фразами?

Что ребята узнали о девочке из общения с попугаем? (то, как вела себя девочка, какая она на самом деле; что она говорит, когда её никто не видит, когда она не притворяется).

Как вы думаете, почему получилась такая неприятность?

А чего ожидала Ирочка со стороны одноклассников? (похвалы, восторга)

Ребята, а как называют людей, которые стараются научить животных чему-либо? (дрессировщики)

Ирочка тоже хотела научить говорить попугая. Получилась ли из неё дрессировщица? Почему? Как нужно дрессировать животных? (лаской, добрым, нежным словом)

О чём самом главном рассказал попугай?

Может ли Ирочка исправить ситуацию? Как?

Что хотел показать писатель в этом рассказе? Что мы можем прочитать между строк? (Вежливым и воспитанным человек должен быть всегда)

Физ.минутка Игра Девочки – мальчики

Весной венки из одуванчиков

Плетут, конечно, только…..

Болты, шурупы, шестерёнки

Найдёшь в кармане у ……

В хоккей с утра играли…

Болтали час без передышки

В цветастых платьицах….

Конечно, любят лишь…

Боятся темноты трусишки

Все как, один они….

Выходят на прогулку…..

    Творческое задание по группам

1группа НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

Изба красна пирогами, а человек – делами.

Труд кормит, а лень портит.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Землю красит солнце, а человека – труд.

Не по виду суди, а по делам гляди.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Делу – время, а потехе – час.

2 группа КРОССВОРД

1. Детский поэт Самуил Яковлевич ……..

2. Кто такой Чико?

3. Количество экземпляров, выпущенного в свет печатного издания.

4. Печатное периодическое издание.

5. Заголовок раздела.

7. Главная героиня рассказа «Проговорился».

8. Литературный работник, занимающийся журналистикой.

3 группа ВЕСЁЛЫЙ ХУДОЖНИК

Раскрасьте попугая Чико.

4 группа ПРОБА ПЕРА

«Мурзилка» – журнал 21 века

………………………………….

«Мурзилка» - весёлый журнал для детей,

……………………………………………….

Д/з – написать заметку в газету «Солнышко» о своём классе, об однокласснике, о своих увлечениях

(на доске появляются рубрики, заполненные детьми)

5. Итог урока:

Результатом совместной работы у нас получился номер журнала. Осталось заполнить ещё 1 рубрику «Игродром».

Обсудите в группе и выберите, каким цветом вы раскрасите полоску, какому настроению она соответствует. Раскрасьте её и объясните свой выбор (появляются слова: спасибо, молодцы, отлично, успешно )

    Принести в класс любой детский журнал и сделать обзор.

    Написать заметку в газету «Солнышко» о своём классе, об однокласснике, о своих увлечениях

Закончите фразы:

Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Было трудно…

Мне захотелось…

Меня удивило…

Приложение 1

ТИРАЖ 4

РЕДАКТОР 9

ПЕРИОДИКА 1

Приложение 2

Выберите пословицы, которые можно отнести к рассказу Ю.Ермолаева «Проговорился».

……………………………………………………

Раскрасьте попугая Чико.

……………………………………………………

Разгадайте кроссворд « МУРЗИЛКА»

…………………………………………………

Напишите в журнал заметку о своём однокласснике или о своём классе.

Попробуйте подобрать рифму к строкам стихотворения:

«Мурзилка» - журнал 21 века.

«Мурзилка» - весёлый журнал для детей.

Приложение 3

Игра Девочки – мальчики

Весной венки из одуванчиков

Плетут, конечно, только…

Болты, шурупы, шестерёнки

Найдёшь в кармане у …

Коньки на льду чертили стрелочку

В хоккей с утра играли…

Болтали час без передышки

В цветастых платьицах…

При всех помериться силёнкой,

Конечно, любят лишь…

Боятся темноты трусишки

Все как, один они…

Щёлк, кружева и в кольцах пальчики

Выходят на прогулку…

Приложение 4

Д/з: Выполнить задание на выбор:

    1. Принести в класс любой детский журнал и сделать обзор.

      Написать заметку в газету «Солнышко» о своём классе, об однокласснике, о своих увлечениях.

Приложение 5

Конспект урока по литературному чтению.

Дата проведения: 2.05.2017.
Класс: 3 вУчитель: Черняева Татьяна Владиславовна
Студентка: Власкова Юлия Андреевна
Тема урока: По страницам детских журналов.

Цели урока:
Образовательные: познакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детскими журналами, их структурой;
Развивающие: развивать творческие способности, мышление, навыки выразительного чтения;
Воспитательные:
воспитывать интерес к чтению периодической печати, умение работать в группе, в коллективе.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать тему урока вместе с учителем; - высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Ход урока
I Орг. момент
-Здравствуйте, дети. Проверьте свою готовность к уроку.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
II Актуализация опорных знаний
Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки. ...
Нет ушей, не видно ножек. Шар в колючках – это (ёжик).Начнём урок с маленького слова - Еж.- Какие ассоциации возникли у вас с этим словом?- Что вы представили, увидели, услышали, когда прочитали это слово?- Можете ли вы предположить, чем мы будем заниматься на уроке?Моя подсказка. Ёж предлагает принять телеграмму, она читается по первым буквам каждой фамилии Михалков, Успенский, Рачёв,Заходер, Иванов, Лаптев, Канашевич, Алтаев. (МУРЗИЛКА)На доске слоги - МУР, КАР, ЗИЛ, КИ, СЕ, ВЕ, КА, ЛЫ, ТИН, Е.- Зачем нам эти слоги? (Надо составить слова). МУРЗИЛКА, ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ. (Дети составляют у доски).- Что обозначают эти слова? (Названия журналов).- Для кого предназначены эти журналы? (Для детей).- А зачем детям нужны журналы? (Чтобы больше знать, лучше учиться, читать новые рассказы, сказки, узнавать новые игры).
III Сообщение темы и цели урока
Вы, наверное, уже догадались, что тема нашего урока: По страницам детских журналов.Сегодня мы познакомимся с самыми популярными детскими журналами, некоторые из них читали ещё ваши прабабушки и прадедушки
Кто выписывает журналы. Какие именно? Кто покупает журналы? Какие именно?
IV Изучение нового материала
1 Работа с учебником
Чтение учителем учебника на с. 174, учащиеся следят и читают про себя.- О каких детских журналах вы узнали? Прочитайте! (выборочное чтение)
Какие журналы здесь названы?Что в них можно найти? Какие журналы читали ваши прабабушки и прадедушки?– Какие журналы вам приходилось держать в руках?– Чем они вам нравятся? – Какие разделы вы особенно любите читать?
Шишкин лес.Обитатели Шишкиного Леса. HYPERLINK "http://shishkinles.ru/shishkinles/Koksik/pismo_K/" \t "_blank" Коксик, Зубок, тётушка Матильда, HYPERLINK "http://shishkinles.ru/shishkinles/Enot/pismo_E/" \t "_blank" Енотыч и HYPERLINK "http://shishkinles.ru/shishkinles/Shunja/pismo_Sh/" \t "_blank" Шуня ждут их писем с нетерпением!
2 Знакомство с журналом «Мурзилка»
.«Мурзилка» - популярный детский литературно-художественный журнал. Издаётся с мая 1924 года и адресован детям от 6 до 12 лет. За 91 год существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу.Назван он по имени сказочного существа желтого и пушистого Мурзилки. Свое имя Мурзилка получил благодаря озорнику и проказнику - маленькому лесному человечку, существовавшему в популярных книгах для детей конца 19 века. Это был человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Потом образ лесного Мурзилки поменялся на образ обыкновенной маленькой собачки, помогающей всем, кто попал в беду.
Но Мурзилка в обличии щенка просуществовал не долго. В 1937 году знаменитый художник Аминадав Каневский создал новый образ Мурзилки. С тех пор в детском издании «Мурзилка» живет жёлтый герой, в красном берете и шарфе, с перекинутым через плечо фотоаппаратом. И детям он очень нравится.
-Кто такой Мурзилка? -Рассмотрите обложку журнала «Мурзилка». Определите, как часто выходит этот журнал.
-Видно ли по картинке, что этот номер вышел летом?
-В каком месяце он вышел? (В августе, т.к. стоит №8)
«Мурзилка» - это не только детская газета с рассказами и сказками для детей, это еще и полезное детское чтение. Рубрика-это заголовок раздела в газете, журнале Постоянные рубрики журнала насыщены интересными, познавательными материалами, которые являются достойным дополнением к углублённому изучению школьных предметов: русского языка («Прогулки со словами»), природоведения (флора и фауна планеты), труда (достижения науки и техники в рубриках), физической культуры («Чемпион»), ОБЖ («Школа безопасности»), изобразительного искусства («Идём в музей», «Художественная галерея», «Галерея искусств Мурзилки»). В каждом номере «Мурзилки» есть игры и кроссворды, загадки и головоломки, ребусы, раскраска и несколько конструкций-самоделок
(дети листают, рассматривают журналы)
Физкультминутка
3 Знакомство с журналом «Весёлые картинки»
-Посмотрите на журнал «Веселые картинки». Когда вышел журнал? (год, месяц)
-Посмотрите, на его название, из каких героев оно состоит? (Весёлых человечков)
Журнал «Весёлые картинки» появился в 1956г. Его читали ещё ваши бабушки и мамы. Идея появления «Веселых картинок» принадлежала Ивану Семенову - популярному карикатуристу газеты «Крокодил». Он стал первым редактором журнала.
Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями. Но очень скоро выяснилось, что журнал вместе с детьми читают и взрослые. Так в «Веселых картинках» появились стихотворения, рассказы, считалки, загадки. Он стал не только детским, но, что не менее важно, «семейным» журналом СССР.
-Так почему журнал называется именно «Весёлые картинки»? Что значит слово «юмористический»?
- Юмор – это умение подметить смешную сторону кого-либо или чего-либо и представить, показать её в незлобиво-насмешливом виде.
V Закрепление изученного.
Ребята, сейчас вы будете выполнять такое задание. Представьте, что вы пишете рассказ рассказ для журнала. Раздаю листочки и задания. Один ряд пусть напишет рассказ про свой класс, другой ряд - рассказ про своего лучшего друга, третий - про себя самого, про интересный случай из своей жизни. Потом послушаете, что получилось.
VI Рефлексия
- Какая тема изучалась на уроке?
- С какими детскими журналами мы сегодня познакомились?
- Что вас больше всего удивило? Рассмешило?
- Какой самый старый по году выпуска журнал?
- В названии, какого журнала есть дополнение – юмористический?
- В каком журнале вы можете прочитать о житии святых, о Боге?
- Какие рубрики общие в этих журналах? Какой из них более познавательный, а с каким лучше отдыхать?
- Какой бы журнал вы хотели читать ежемесячно?
VII Итог урока. Домашнее задание
Рассказать родителям о детских периодических журналах. Расспросить, что читали в детстве мамы, папы и бабушки. Подобрать материал для «опубликования» в рубрике журнала «загадки»
Принести какой-нибудь журнал, и рассказать о нём.
Подпись учителя