Поэтический мир Ф. И. Тютчева (о творчестве поэта). Почему Федора Ивановича тютчева называют «ночной душой русской поэзии »? (ЕГЭ по литературе) Почему тютчева называют поэтом романтиком

"В середине XIX столетия в русской культуре определились два различных отношения к искусству вообще. Революционные демократы ждали от искусства прежде всего гражданской направленности: непосредственного участия в общественно- политической борьбе, отражения наиболее наболевших вопросов времени. Все, что находилось вне сферы общественных интересов, считалось пошлостью, в том числе и «чистая» поэзия. Крайнюю точку зрения на предназначение искусства высказал Некрасов в известной формулировке: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» . В противоположность теории искусства общественного служения сложилась теория «чистого искусства» . Согласно этой теории, искусство должно быть свободным («чистым») от общественной жизни: поэту нужно создавать чистые возвышенные образы, отражающие мир интимных переживаний. Краткая формула «чистого искусства»: «искусство - для искусства» . Ф Тютчев и А. Фет - поэты «чистого искусства» . "Долгое время было широко распространено совершенно неверное представление о Тютчеве как о приверженце теории "чистого искусства". Ото представлений находится в противоречии с фактами творческой биографии поэта и основано на одностороннем понимании отдельных мотивов его творчества. Глубоко знаменательно, что в своей борьбе с этой реакционной теорией великие революционно-демократические критики Чернышевский и Добролюбов никогда не относили Тютчева к числу представителей "чистой" поэзии. Мало того: "чистому" лирику Фету Добролюбов противопоставлял именно Тютчева как поэта, чей талант раскрывается отнюдь не в "уловлении мимолетных впечатлений от тихих явлений природы", но которому "доступны, кроме того, - и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни" 2. В этой оценке тютчевского творчества Добролюбов подчеркнул основное, что отличало Тютчева от ревнителей теории искусства для искусства, - острое чувство социально-исторической действительности, пронизывающее его раздумья, склонность к философским обобщениям, тонкий психологизм и лирический пафос. Всю жизнь Тютчев не уставал быть жадным зрителем "высоких зрелищ", настойчиво пытавшимся разгадать исторический смысл происходящего. Эпоха "бурь гражданских и тревоги" и была той социально-исторической почвой, на которой развивалось лирическое творчество Тютчева. Поэзия Тютчева полна мысли, это философская поэзия. Однако Тютчев прежде всего был художником. В поэтические образы он облекал лишь то, что было передумано и перечувствовано им самим. Сущность его творческого процесса прекрасно определил Й. С, Тургенев: "...каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так выразиться, свойства происхождения своего, мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятых из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно" .

В поэзии Ф.И. Тютчева преобладают философские размышления о вечных и самых сложных вопросах человеческого бытия: место человека во Вселенной, тайны рождения и смерти, любви, смысл существования...

Поэт зачастую объединяет и сопоставляет различные стороны бытия, поэтому для его творчества характерны такие темы, как природа и человек, любовь и природа, человек и история.

Наиболее полно философская концепция мира и места человека в нем выражена в стихотворении «Два голоса». Пусть человек смертен, но он может стать вровень с силами природы, которые в данном произведении олицетворяют олимпийские боги.

Тютчев в своем творчестве отходит от жанрового канона в лирике. Он часто прибегает к новому для того времени жанру миниатюры. Философские миниатюры имеют двухчастную композицию: например, в стихотворениях «Еще земли печален вид...», «Фонтан» по аналогии сопоставляются различные явления (весна и душа, мысль и фонтан). «Сюжет» стихотворений развивается от конкретного к обобщенному.

Чистое искусство-это произведении о любви, о природе, о исскустве. Вообщем лирика. А основными темами Тютчева и Фета, были такие вот темы поэзии. Явления природы у Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др, и каждая птица показана в ее своеобразии. Фет тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит.

Тютчев открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен. Наиболее ярко бытие расколотой человеческой души выражено в его любовной лирике.

Признаки чистого искусства:

Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а летучеенастроение поэта. Искусство не должно быть связано с жизнью. Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира. Это поэзия для избранных.

Вот таким были их стихи, поэтому Ф Тютчев и А. Фет - поэты чистого исскуства.


Фёдор Иванович Тютчев – величайший поэт 19-го века. Он написал множество стихотворений, посвященных различным вопросам. Особое внимание поэт уделял теме ночной природы. Его даже называли "ночной душой русской поэзии ". Назревает вопрос: "почему? "Попробуем в этом разобраться.

Чтобы ответить на поставленный вопрос, следует обратиться к стихотворениям Федора Ивановича Тютчева. Так, в произведении "как хорошо ты, о море ночное "ставится акцент на красоте водной стихии именно в ночное время: "в лунном сиянии, словно живое… "Лирический герой любуется морем в "безлюдье ночном "и мечтает слиться с ним, потопить там свою душу.

В стихотворении же "святая ночь на небосклон зашла "нет описание прелестей ночи.

Здесь она противопоставлена свету. Человек, который днём, возможно, не был ничем примечателен, "стоит теперь, как сирота бездомный ". Он погружен в себя, в свои думы. В этом произведении была показана отличительная особенность ночи. Только в тёмное время суток, по мнению автора, можно глубоко поразмыслить о некоторых вещах.

Идею предыдущего стихотворения продолжает произведение "бессонница ". В то время, как во мраке ночи "часов однообразный бой "отсчитывает последние минуты старшего поколения, днём расцветает на солнце "младое племя ". Так, мы можем проследить в этом стихотворении ярко выраженную антитезу. День – это жизнь, а ночью – это смерть.

В итоге, проанализировав произведения Федора Ивановича Тютчева, мы пришли к выводу, что тёмное время суток представлена в его лирике во всём своем могуществе. Оно имеет своеобразную власть над миром природы и миром человека. Поэт всю жизнь стремился к неизведанному, непознанному. Он искал ответы на вечные вопросы о тайнах мироздания, поэтому обращался к образу ночи. Ведь именно она способна на натолкнуть человека на размышления и дать ключ к какой-либо разгадке. Есть в ней что-то волшебное, что зачастую привлекает людей творческих, подобных Фёдору Ивановичу Тютчеву.

Обновлено: 2017-10-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • В каких произведениях отечественной поэзии встречается тема «невыразимого» и чем их можно сопоставить со стихотворением Тютчева? Почему молчание кажется таким значимым лирическому герою? (Тютчев «Silentium!»)