Новое здание адмиралтейства захаров. Главное адмиралтейство. Перестройки здания Адмиралтейства

Здание Главного Адмиралтейства - шедевр русского национального зодчества, одно из высших достижений архитектуры русского классицизма. Облик здания, как и его роль в ансамбле центра города, определился в итоге длительной строительной деятельности на протяжении всего XVIII и первой четверти XIX столетия.

Адмиралтейство - первая русская кораблестроительная верфь на Балтийском море - заложено 5 ноября 1704 года по собственноручному чертежу Петра I.

В условиях военного времени возникла необходимость оградить верфь со стороны суши укреплениями - земляным валом с пятью бастионами и рвом перед ним.

Первое петровское Адмиралтейство было фахверковым (мазанковым). В 1711 году в центр здания были встроены каменный корпус Адмиралтейской коллегии и над ним фахверковая башня с часами и шпилем.

Обширные одноэтажные строения располагались «покоем», ограничивая открытое к Неве пространство верфи с доками, эллингами и каналами.

В 1721 году началась замена фахверковых адмиралтейских строений каменными.

Несмотря на некоторые искажения в 1820-х годах и во второй половине XIX века гениального патриотического замысла Захарова - уничтожение части скульптур на фасадах, пробивку оконных проемов третьего этажа на месте лепного фриза, завершавшего плоскости стен главного фасада, и застройку Адмиралтейской набережной, здание Адмиралтейства сохраняет свое значение архитектурной доминанты в грандиозном ансамбле центра города.


Адмиралтейство с его башней и шпилем, на которые ориентированы три основные городские магистрали - Невский проспект, Горховая улица и Вознесенский проспект, по-прежнему является композиционным центром города.



В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от артиллерийских обстрелов и бомбардировок. Более семидесяти бомб и снарядов нанесли тяжелые увечья зданию, которое начали восстанавливать уже в последний год войны под руководством главного архитектора Адмиралтейства В. И. Пилявского, при самоотверженной работе скульптора Я. А. Троупянского и художника-реставратора В. С. Щербакова.

Уничтоженные бомбой три скульптуры на башне были восстановлены к моменту окончания войны.



Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, значительный памятник архитектуры, считающийся одним из главных символов города. Первое каменное здание было построено в 1732-1738 годах по проекту И. К. Коробова, однако, в 1806-1823 годах здание было почти полностью перестроено по проекту А. Д. Захарова.

Здание Адмиралтейства («места для строительства и ремонта военных судов») ведет свою историю от Адмиралтейских крепости и верфи, построенных в 1705-1706 годах по чертежам, утвержденных императором Петром I. Здесь закладывались корабли, а также размещались сопутствующие службы всего флотского хозяйства России. В то время к зданию подходил Адмиралтейский канал, служащий для доставки леса и прочих строительных материалов.

В 1711 году над зданием Адмиралтейства появился знаменитый шпиль, «адмиралтейская игла», увенчанный корабликом, который сегодня считается одним из главных символов Санкт-Петербурга. Первый кораблик установил голландский мастер, и он простоял до 1815 года, пока не был заменен на новый. Вес кораблика — 65 килограмм, длина — 192 сантиметров, высота — 158 сантиметров. Под первым корабликом в специальной кубышке поместили все образцы золотых монет, отчеканенных к тому времени в Санкт-Петербурге. Уже в наше время, в 1977 году, в этот ларец поместили Конституцию СССР.

Когда в 1732-1738 годах строилось первое каменное здание Адмиралтейства, оно повторило П-образные очертания прежней постройки, а высота шпиля стала составлять 72 метра.

Площадь перед Адмиралтейством — Адмиралтейский луг — долгое время никак не использовалась, пока на ней не появился архитектурный ансамбль Дворцовой площади.

Адмиралтейство почти сразу стало играть роль «главного здания» Санкт-Петербурга, к нему тремя лучами сходились основные городские улицы — Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект.

До 1873 года со двора Адмиралтейства производили известный полуденный пушечный выстрел, а с 1777 года в здании был установлен колокол, предупреждающий горожан об опасности наводнения.

Перестройка 1823 года была вызвана необходимостью привести внешний вид здания в соответствие с соседними Дворцовой площадью и Зимним дворцом.

Современное Адмиралтейство состоит из двух П-образных корпусов и монументальной башни со шпилем. Внешнее оформление здания — арка, колоннада и портики на флангах и боковых фасадах. Поверхность богато украшена скульптурой и рельефами с изображением богов, нимф и античных героев (56 статуй, 11 барельефов и 350 лепных украшений). Центральная башня декорирована горельефом «Заведение флота в России» работы И. И. Теребенева.

Строительство кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года, позже здесь размещались Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор. После революции 1917 года в здании находились Центрофлот, Военно-морской революционный комитет, Высшее военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского, штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы и, наконец, с 2012 года — Главный штаб ВМФ России.

Протяженность главного фасада здания — 407 метров.

Здание Главного Адмиралтейства включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение здания Главного Адмиралтейства будет интересно туристам, интересующимся архитектурой XVIII — первой половины XIX веков, военным историкам, изучающим развитие российского флота, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — , (где расположен

Адмиралтейство

Адмиралте́йство (зда́ние Гла́вного Адмиралте́йства) - комплекс зданий, в которых раньше располагалось Главное адмиралтейство Российской империи. Расположено на 2-м Адмиралтейском острове в Санкт-Петербурге, считается одним из шедевров архитектуры, памятником русского классицизма.

Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора.

Адмиралтейская крепость, построенная по чертежам Петра I

Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным самим Петром I.

Санкт-Петербургское адмиралтейство было заложено 16 (5) ноября 1704 года, об этом сохранилась следующая запись:

Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен

Походный журнал Петра I

Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок и в начале 1705 года на верфи были построены основные постройки и на эллиннгах были заложены первые корабли.

В условиях войны необходимо было защищать верфь, поэтому в 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость. Оно было ограждено земляным валом с пятью земляными бастионами. По периметру были прорыты рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и экспланада - обширный луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника. В первой постройке была реализована вертикальная доминанта с металлическим шпилем. Свободное от построек пространство простиралось до современной Малой Морской улицы.

10 мая (29 апреля) 1706 года состоялся первый спуск корабля на воду - был построен прам с 18 пушками. К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону реки Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по периметру двора был внутренний канал.

Канал вокруг адмиралтейства носил не только оборонительную функцию, но и транспортную - по нему доставлялся строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы. Он был интегрирован в сеть городских каналов, соединяясь с Адмиралтейским каналом. Канал был засыпан в 1817 году.

Архитектура

Здание 1711 года

В 1711 году была произведена первая перестройка адмиралтейства. В ходе работ над воротами был установлен шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Х. ван Болосом. Под корабликом на шпиле укреплён позолоченный шар, внутри которого находится круглая кубышка из чистого золота. В ней помещены все образцы золотых монет, отчеканенных в Санкт-Петербурге с момента его основания. Этот шар никогда не вскрывался, так как секрет поворота одной из его половин в нужную сторону безвозвратно утрачен.

Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, и во время ремонта был заменён на второй кораблик. При этом оригинальный кораблик Фон Болоса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год, и в 1886 году при очередном ремонте шпиля был снят и заменён на точную копию. Второй кораблик помещён в экспозицию Военно-морского музея. Вес кораблика - 65 кг, длина - 192 см, высота - 158 см.

Здание Адмиралтейства производило серьёзное впечатление на жителей той эпохи. Сохранилось описание этой аллеи камер-юнкера в свите герцога Карла-Фридриха Голштейн-Готторпского:

На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта

Есть мнение, что прообразом кораблика Адмиралтейства стал первый русский военный корабль - фрегат «Орёл», построенный в 1667-1669 годах по указу Алексея Михайловича. Это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на шпиле Адмиралтейства не имел.

Существует легенда, что три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I. Так же существует легенда, что кораблик повторяет силуэт первого корабля вошедшего в только что построенный порт Санкт-Петербурга.

Здание 1738 года

В 1732-1738 годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, иногда называемым «Адмиралтейская игла». На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгер, и на этой позиции он находится до наших дней.

В 1740-х годах это пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний, ярмарок; здесь устанавливали карусели, балаганы, катальные горки.

Также было упорядочено пространство вокруг адмиралтейства: в 1760-х годах архитектором А. В. Квасовым были определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства.

До середины XVIII века пространство к югу от адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом. На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья.

Во второй половине XVIII века крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II (в последней четверти XVIII века).

К этому времени южная часть луга была застроена, и определились границы Адмиралтейской площади перед главным фасадом Адмиралтейства.

Здание 1823 года

К началу XIX века утилитарная архитектура адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) - сходятся к нему лучами. К востоку от адмиралтейства незастроенное пространство доходило до реки Мойки, вдоль которой шла Большая Луговая улица. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с адмиралтейством.

В 1806-1823 годах архитектор А. Д. Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (как уже говорилось выше, главные магистрали сходятся к нему тремя лучами).

Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.

В центре здания - монументальная башня со шпилем (архитектор И. К. Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии).

Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков - рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы (скульптор - Ф. Ф. Щедрин). Над аркой - парящие Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» (ск. И. И. Теребенев). На углах первого яруса - фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой - 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии - Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.

Внутри, в интерьерах Адмиралтейства (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека) суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.

История

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление. В 1709-1939 годах в нём размещался Военно-морской музей.

С июня 1917 года здесь находился Центрофлот - центральный демократический орган флота, поддерживающий Временное правительство. Во время Великой Октябрьской революции он был распущен, и 26 октября по инициативе В. И. Ленина был создан Военно-морской революционный комитет (ВМРК), мобилизовавший силы флота на создание и упрочение Советского государства. ВМРК помещался в крыле Адмиралтейства, обращенном к Медному всаднику.

С 1925 года в здании находится Высшее военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 года там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.

Сохранность и реставрация

Во время блокады Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлён; укрытие было снято 30 апреля 1945 года. Реставрационные работы в здании проводились в 1928,1977 и в 1997-1998 гг.

Современность

В пост-советское время неоднократно возникали различные проекты по новому использованию помещений адмиралтейства. Так в 2006 году выдвигалось предложение переместить сюда, на ограниченную площадь, Центральный военно-морской музей, в здании которого правительство Санкт-Петербурга планировало открыть нефтяную биржу. Осенью 2007 года появилось предложение разместить в адмиралтействе командование Военно-морского флота. Между тем жителями города было замечено, что башня Адмиралтейства дала трещину. Ситуация разбирается в КГИОП

По словам министра обороны Анатолия Сердюкова (сентябрь 2010), переезд Главного штаба ВМФ и основных структур в Петербург начнется после окончания ремонта в Адмиралтействе. В 2009 году оттуда выехало Военно-морское училище и штаб Ленинградской военно-морской базы. Вместе с тем глава Минобороны отметил, что командный пункт управления переноситься в ближайшие год-два все же не будет.

Интересные факты

В 1932-1933 годах в здании размещалась Газодинамическая лаборатория - первое в СССР конструкторское бюро по разработке ракетных двигателей.

Адмиралтейская игла запечатлена на медали «За оборону Ленинграда» и на знаке, вручавшемся выпускникам Ленинградского механического института.

При золочении Адмиралтейского шпиля в 1977 году в шар под корабликом, где установлен специальный ларец, положили проект Конституции СССР.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Главное адмиралтейство

Санкт-Петербург:

2-й Адмиралтейский остров, Дворцовый проезд, 1; Адмиралтейский проезд, 1; Адмиралтейская наб., 2

Архитектурный стиль:

Иван Коробов(1738), Андреян Захаров(1823)

Первое упоминание:

Строительство:

1704-1706 годы

Объект культурного наследия РФ № 7810001000

Состояние:

Удовлетворительное

Модель-камера

Здание 1711 года

Кораблик

Здание 1738 года

Здание 1823 года

Здание Главного Адмиралтейства - комплекс адмиралтейских построек в Санкт-Петербурге на 2-м Адмиралтейском острове, расположенный на берегу реки Невы, значительный памятник архитектуры русского ампира. Изначально построенный в качестве верфи, подвергался перестройке в XVIII-XIX веках.

С 1718 года здесь располагалась Адмиралтейств-коллегия (с 1827 - Адмиралтейств-совет), в 1709-1939 годах - Модель-камера (с 1805 года - Морской музей). С 2012 года здесь находится Главное командование ВМФ России.

Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора. Адмиралтейская игла запечатлена на медали «За оборону Ленинграда».

Адмиралтейская крепость, построенная по чертежам Петра I

Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным лично Петром I. Было заложено 5 (16) ноября 1704 года, о чём сохранилась следующая запись:

Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок: в начале 1705 года на верфи были возведены основные постройки и на эллингах заложены первые корабли.

Так как в условиях Северной войны необходимо было защищать верфь, в 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость: постройки были огражденыземляным валом с пятью земляными же бастионами, по периметру были прорыты рвы, заполненные водой и сделана насыпь гласиса. Эспланада - обширный, свободный от построек луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника, простиралась до современной Малой Морской улицы.

10 мая (29 апреля) 1706 года, после завершения строительства прама с 18 пушками, состоялся первый спуск корабля на воду.

К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по его периметру был внутренний канал (засыпан в 1817 году). Канал Адмиралтейства носил как оборонительную, так и транспортную функции: соединяясь с Адмиралтейским каналом, он был интегрирован в сеть городских каналов, по нему доставлялись строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы.

Модель-камера

В 1709 году по распоряжению Петра I в Адмиралтействе была основана модель-камера (нидерл. model-kammer - комната моделей, кладовая образцов), где хранились корабельные чертежи и модели. Согласно «Регламенту о управлении адмиралтейства и верфи» 1722 года в модель-камере сохранялись модели всех судов, здесь построенных: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую. В 1805 году модель-камера была преобразована в Морской музеум (с 1908 года - имени Петра Великого), существовавший здесь до 1939 года.

Архитектура

Здание 1711 года

В 1711 году была произведена первая перестройка Адмиралтейства. В 1719 году была реализована идея вертикальной доминанты: над воротами был установлен металлический шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Харманом ван Болосом:

Кораблик

Возможно, что кораблик Адмиралтейства повторяет силуэт первого корабля, вошедшего в только что построенный порт Санкт-Петербурга. Также есть мнение, что прообразом кораблика стал фрегат «Орёл» - первый русский военный корабль, построенный в 1667-1669 годах по указу царя Алексея Михайловича (это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей не имел ничего общего с корабликом на шпиле).

Согласно легенде, три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I.

Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, когда во время ремонта был заменён на новый, при этом оригинальный кораблик ван Болоса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год: в 1886 году при очередном ремонте шпиля он был снят и заменён на точную копию; оригинал, вес которого 65 кг, длина - 192 см и высота - 158 см, был помещён в экспозицию находившегося здесь же Морского музея.

Здание Адмиралтейства производило впечатление на людей той эпохи:

Здание 1738 года

В 1732-1738 годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, иногда называемым «Адмиралтейская игла» (огласно некоторым свидетельствам, на позолоту шпиля были пущены золотые дукаты, полученные Петром I в подарок от Соединённых провинций). На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгер, здесь он находится до наших дней.

В 1740-х годах пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний и ярмарок; здесь устанавливались карусели, балаганы, катальные горки.

Также было упорядочено пространство вокруг адмиралтейства: в 1760-х годах архитектором Андреем Квасовымбыли определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства.

Пространство к югу от адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом до середины XVIII века, На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья.

Во второй половине XVIII века крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II (в последней четверти XVIII века).

К этому времени южная часть луга была застроена, и определились границы Адмиралтейской площади перед главным фасадом Адмиралтейства.

Здание 1823 года

К началу XIX века утилитарная архитектура адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) - сходятся к нему лучами. К востоку от адмиралтейства незастроенное пространство доходило до реки Мойки, вдоль которой шла Большая Луговая улица. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с адмиралтейством.

В 1806-1823 годах архитектор Андреян Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (как уже говорилось выше, главные магистрали сходятся к нему тремя лучами).

Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). Между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.

В центре здания - монументальная башня со шпилем (архитектор Иван Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии).

Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков находятся рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. В создании скульптур принимали участие Степан Пименов, Василий Демут-Малиновский, Артемий Анисимов. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы (скульптор -Феодосий Щедрин). Над аркой - парящие Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» авторства Ивана Теребенева. На углах первого яруса - фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой - 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх сторон света, музы астрономии - Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др.

Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.

Из интерьеров Адмиралтейства сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний и библиотека. Суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.

История эксплуатации

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор. В 1709-1939 годах в нём размещался Военно-морской музей.

С июня 1917 года здесь находился Центрофлот - центральный демократический орган флота, поддерживающий Временное правительство. Во время Октябрьской революции он был распущен, и 26 октября по инициативе В. И. Ленина был создан Военно-морской революционный комитет (ВМРК), мобилизовавший силы флота на создание и упрочение Советского государства. ВМРК помещался в крыле Адмиралтейства, обращенном к Медному всаднику.

В 1932-1933 годах в здании размещалась Газодинамическая лаборатория - первое в СССР конструкторское бюро по разработке ракетных двигателей.

С 1925 года в здании находится Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 года там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.

Сохранность и реставрация

Во время блокады Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлён; укрытие было снято 30 апреля 1945 года. Реставрационные работы в здании проводились в 1928, 1977 и в 1997-1998 гг. В 1977 году, при золочении шпиля, в шар под корабликом был установлен специальный ларец, куда положили проект Конституции СССР.

Современность

В пост-советское время неоднократно возникали различные проекты по новому использованию помещений адмиралтейства. Так, в 2006 году выдвигалось предложение переместить сюда, на ограниченную площадь, Центральный военно-морской музей, в здании которого правительство Санкт-Петербурга планировало открыть нефтяную биржу. Осенью 2007 года появилось предложение разместить в адмиралтействе командование Военно-морского флота. Между тем жителями города было замечено, что башня Адмиралтейства дала трещину. Ситуация разбирается в КГИОП

В 2009 году Военно-морское училище и штаб Ленинградской военно-морской базы выехали из здания. 31 октября 2012 года состоялся официальный переезд Главного штаба ВМФ в здание Адмиралтейства, в тот же день на здании был поднят Андреевский флаг, официально символизирующий присутствие здесь высшего военно-морского командования.

25 декабря 2013 года в Адмиралтействе, в башне со шпилем на пересечении Адмиралтейской набережной и Дворцового проезда, был открыт храм святителя Спиридония Тримифутского(крестом храма будет являться Андреевский стяг, развивающийся над башенкой). На открытии храма присутствовало командование ВМС РФ во главе с Виктором Чирковым, по мнению которого, это событие было приурочено к спуску второго ракетоносца проекта Борей.

В конце января 2014 года министр обороны Сергей Шойгу одобрил концепцию приспособления комплекса зданий Адмиралтейства для нужд ВМФ: внутренние дворы здания в нарушение законодательства по охране памятников предлагается накрыть прозрачным куполом, а между историческими корпусами перекинуть стеклянные переходы.

Петербургское здание Адмиралтейства является одним из самых узнаваемых символов города. Оно было построено при Петре I и с тех пор использовалось в качестве места расположения коллегий, министерств и других государственных учреждений.

Детище Петра I

Важность, которую здание Адмиралтейства представляет для города, подчеркивает тот факт, что оно было возведено сразу после основания новой столицы. Петр I лично занимался разработкой плана и чертежа верфи, необходимой для постройки и стоянки кораблей. Вся необходимая подготовительная работа была проделана всего за несколько месяцев, и в 1705 году появилось самое первое здание Адмиралтейства.

Из-за того что в это время Россия вела войну со Швецией (в том числе и на море), все хозяйственные корпуса были огорожены крепостной стеной и защитными бастионами. Они были необходимы в случае осады Петербурга, хотя их так и не использовали. Первый корабль, полностью сделанный в Адмиралтействе, был спущен на воду в 1706 году.

Тогда же здесь появился приказ (аналог министерства), отвечавший за весь российский флот. Так Петр I наконец смог воплотить в жизнь свою мечту о новой столице страны, которая, кроме того, была сердцем ее кораблестроения.

В то время, помимо административных корпусов, здесь располагались кузницы, мастерские и эллинги, где создавали новые суда. Вдоль здания был проведен канал Адмиралтейства, ставший частью единой системы городских каналов. Таким образом, данное место было еще и важным транспортным узлом.

Кораблик на шпиле

В первый раз здание Адмиралтейства перестроили в 1711 году, а еще через восемь лет оно получило свой знаменитый шпиль. На самом его верху расположили фигурку корабля, изготовленную голландскими мастерами, знаменитыми своей любовью к флоту. Именно их европейский опыт Петр старался привить городу своей мечты.

О кораблике на шпиле до сих пор идут острые споры исследователей и краеведов. Единой теории о его прообразе нет. Есть две популярных точки зрения. Одна гласит о том, что стало первое судно, которое принял в своем порту г. Санкт-Петербург. С самого начала здесь кипела жизнь, и удобная верфь стала домом для многих экипажей. Согласно другой теории, фигура корабля была срисована с силуэта фрегата «Орел». Это было первое военное судно российского флота, построенное по приказу отца Петра, Алексея Михайловича, в 60-е годы XVII века.

Шпиль Адмиралтейства несколько раз ремонтировали. В ходе этих процедур кораблик меняли. При этом оригинальная фигурка, изготовленная голландцами в годы Петра I, была утеряна. Шпиль сразу же приглянулся жителям города. Для них он стал неофициальным символом Петербурга. Кораблик Адмиралтейства в этом звании может успешно поспорить с Медным всадником, разводными мостами и Петропавловским собором.

В XVIII веке

За долгие годы своего существования здание Адмиралтейства в Петербурге несколько раз перестраивалось. В 1730-е гг. архитектор Иван Коробов возвел новое каменное здание, заменившее устаревшие корпуса. При этом автор проекта сохранил старую петровскую планировку, но изменил внешний вид, придав ему монументальность.

Важность презентабельности фасада была крайне высока, ведь Главное адмиралтейство находилось на пересечении центральных и самых оживленных улиц столицы - Невского проспекта, Вознесенского проспекта и Гороховской улицы. Тогда же появилась так называемая «игла» - позолоченный шпиль.

На протяжении следующих десятилетий городские власти систематически занимались облагораживанием и перестройкой площадей, примыкающих к комплексу. В дни праздников они становились излюбленным местом народных гуляний. В конце правления Елизаветы Петровны был полностью замощен луг, окружавший здание. Этот пешеходный маршрут сразу стал популярным среди жителей и гостей города.

Водное пространство вокруг Адмиралтейства служило центральной площадкой для морских учений флота. Канал, бывший транспортной артерией внутри города, периодически засорялся. При Елизавете Петровне стали проводить регулярные работы по его очистке.

Проект Захарова

В середине XVIII века был построен Зимний дворец. Он соответствовал стилю, который позже был назван Дворец находился совсем недалеко от Адмиралтейства. Их разительная несхожесть и принадлежность к разным эпохам легко бросались в глаза. Поэтому в начале XIX столетия городские власти рассмотрели несколько проектов по обновлению и перестройке здания Адмиралтейства.

На роль ведущего архитектора был выбран Андреян Захаров. Он начал работу в 1806 году и скончался, так и не успев увидеть свое детище. Его проект продолжили ученики. Они не изменили основных посылов и замыслов Захарова.

Новый фасад Адмиралтейства

Согласно предложению архитектора, было перестроено почти все Главное адмиралтейство. От старого здания осталась лишь былая башня, на которой покоился позолоченный шпиль с корабликом. Были снесены прежние фортификации, оставшиеся в городе со времен Северной войны. Теперь столица наслаждалась мирной жизнью, и необходимость в бастионах отпала. На освобожденном месте появился популярный среди жителей Петербурга бульвар. Сейчас здесь находится не менее востребованный Александровский сад.

Продолжительность нового фасада достигла 400 метров. Все архитектурные решения Захарова реализовывались только с одной целью - подчеркнуть ключевое значение здания Адмиралтейства в облике столицы. Г. Санкт-Петербург и тогда, и сейчас сложно представить без знаменитого фасада этого административного комплекса.

Убранство здания

Реставрационные работы XIX века добавили ансамблю Главного адмиралтейства множество новых скульптур, которые дополнили богатый образ здания. Декоративные рельефы, созданные российскими мастерами, изображали античные сюжеты и аллегории, а также историю создания флота в России. Все это подчеркивало имперский статус великой морской державы, чьи корабли бороздили все моря мира.

В год (1823) по проекту Захарова комплекс обзавелся собственным уникальным интерьером. Большая его часть сохранилась до наших дней и сегодня представляет собой огромную культурную ценность. Важными чертами залов Адмиралтейства являются их самобытная строгость в сочетании с богатым и ярким освещением, создающим удивительную атмосферу.

Цитадель флота

Интересная история Адмиралтейства включает в себя разные периоды его использования. Первоначально, по заветам Петра, в здании находилась флотская коллегия, а позже - Морское министерство.

Также здесь располагался штаб, членами которого были самые титулованные адмиралы империи. Именно в этих стенах принимались решения накануне ключевых военных кампаний в истории правления Романовых. Стратегия, рожденная и согласованная в Адмиралтействе, применялась во время морских операций в Крымской и Первой мировой войне.

Военно-морской музей

Гражданские лица имели доступ лишь к некоторым корпусам огромного комплекса. В частности, с самого появления Адмиралтейства в нем открыли Военно-морской музей. Здесь хранились важнейшие памятники Петровской эпохи. Например, это были модели кораблей, чертежи и личная переписка первого императора, касавшаяся создания Балтийского флота.

До 1939 года этот богатый музей принимало у себя здание Адмиралтейства. Архитектор Захаров расширил площадь для экспозиций, которые с каждым поколением все увеличивались и увеличивались. В Сталинскую эпоху музей переехал в здание бывшей петербургской биржи на стрелке Васильевского острова.

При последних Романовых

На территории Адмиралтейства закончилось в 1844 году. Все оборудование было перенесено на Новоадмиралтейскую верфь. Из-за этого отпала необходимость в каналах, окружавших комплекс. Их засыпали. Так на этом месте возник Конногвардейский бульвар.

В 1863 году по указу императора Александра II небольшая церковь внутри адмиралтейского комплекса получила статус собора Святого Спиридона Тримифунтского. Тогда же была возведена колокольня. Эти изменения не могли не отразиться на внешнем облике огромного здания. Православной церкви не нравились рельефы, изображавшие языческих богов - персонажей древних мифологических сюжетов.

Некоторое время между духовенством и Морским министерством шла упорная борьба. В конце концов Александр II согласился пойти на уступки церкви. Здание было лишено нескольких скульптур и других предметов искусства. Уничтожение памятников произошло, несмотря на активный протест архитекторов и художников Петербурга.

В 1869 году башня Адмиралтейства обзавелась собственным циферблатом, выписанным из Европы. Он провисел сорок лет, после чего был заменен на новейший электрический аналог во время правления Николая II. Адмиралтейство часто становилось местом работы членов династии Романовых, так как некоторые родственники царей получали высшие чины на флоте. Например, Николаевич ведал всем Морским министерством в период с 1855 по 1881 гг.

Современность

После Октябрьской революции большевистское правительство разместило в здании военно-морское училище. Вскоре оно получило имя Феликса Дзержинского. Заведение также подготавливало инженеров. В связи с этим в 30-е годы в Адмиралтействе находилась стратегически важная лаборатория по производству двигателей для ракет.

По счастью, здание почти не пострадало от налетов немецкой авиации во время блокады Ленинграда. Знаменитый шпиль с корабликом был зачехлен. Последняя крупная реставрация здания произошла в Брежневскую эпоху в 1977 году.

В постсоветское время среди жителей Петербурга идет острая дискуссия о дальнейшей судьбе Адмиралтейства. В 2013 году в башне со шпилем появился православный храм, на открытии которого присутствовал высший генералитет российского флота.