Народы средиземноморья. Народы моря в истории древнего египта. Описание народов моря

4 265

Одна из величайших загадок древнего мира – таинственные народы моря. О них практически ничего неизвестно. Первые упоминания относятся примерно ко времени правления Рамзеса III. Однако ко времени вступления этого египетского владыки на престол, народы моря уже 40 лет выжигали соседние земли и уничтожали великие государства Средиземноморья.

Одним из первых пало Хеттское царство. Города были уничтожены, сожжены. Не осталось ни следа былой культуры. А через некоторое время на их месте поселились племена, во многом превосходящие хеттов по уровню развития.

Нашими современниками в недавнем времени высоко в горах острова Крита было найдено около 80 деревень-убежищ. По данным историков, это коренные жители острова спасались от безжалостных могущественных захватчиков, прибывших к берегам на многочисленных военных кораблях.

К укреплениям ведут довольно узкие тропы, по которым не могло бы пройти более 2-х человек одновременно. Высоко в горах даже небольшая группа мужчин могла сдерживать натиск целого войска в течение долгого времени, сбрасывая на вражеских захватчиков тяжелые камни или осыпая их градом стрел.

Судя по находкам археологов, исконное население Крита пряталось в деревеньках долгие годы, сумев обустроить в гористой местности довольно приличный быт.

Хуже приходилось тем, кто не сумел укрыться в недоступных горах. Народы моря проявляли нечеловеческую жестокость, практически начисто выжигая города, в которые вторгались. Они, как настоящая машины убийств, неожиданно высаживались на берег. После них оставались лишь пепелища и груды костей.

Первое появление народов моря у границы египетских земель отмечено во время правления фараона XIX династии Мернептаха (приблизительно в 1203 году до н.э.). Со стороны финикийской земли показалось бесчисленное число военных судов. Но фараону удалось собрать многочисленное войско и расположить его вдоль побережья. Возможно, именно по этой причины таинственные захватчики не стали вступать в бой.

Вся их неистовость обрушилась на город Угарит, что располагался на территории современной Сирии. Варвары уничтожили город, сожгли ценнейшую библиотеку, разрушили святилища и храмы. Часть жителей увели в плен, остальных просто убили. Цветущий Угарит был превращен в руины.

Не избежал трагической участи и другой величайший город, сравнимый по своей мощи с Римом – Анатолия (Малая Азия). Народы моря сеяли смерть и разрушения, целая культура была превращена в прах.

Нападения их длились в течение долгих двадцать лет. По одной из версий, великая Троя пала именно от рук этого загадочного народа. Хотя здесь нет однозначного ответа: не привела ли к уничтожению города междоусобная распря задолго до вторжения морских завоевателей.

В начале XII века до н.э.пришла очередь ослабевшего Египта испытать все зверства и жестокость, безжалостность и мощь непобедимого народа. Войска прибывали в несметном количестве. Часть высаживались на берег, другие передвигалась сушей. Жены и дети ехали на телегах вместе с ними. Достоверно неизвестно, всегда ли в походах воинов народа моря сопровождали их семьи.

Однако Рамзес III собрал мощное войско против наступающих захватчиков. Решающая битва состоялась в 1777 году до н.э., в котором народы моря потерпели сокрушительное поражение. Египтяне безжалостно убивали поверженных захватчиков. Кровь лилась рекой. К побежденным не было ни пощады, ни милости.

Народы моря бесследно исчезли. Однако, по приказу Рамзеса, на территории Средиземноморья осели племена, которые стали называть себя филистимлянами. Являлись ли они потомками народа, склонившего головы перед силой победителя – не известно.

Существует и другая версия. Некоторые ученые считают, что народами моря являлись племена тирсенов. Они были предками этрусков и населяли территорию Апеннинского полуострова до прихода римлян. Тирсены научили жителей могущественной империи строить дороги, возводить уникальные города и вести гладиаторские бои.

Но никто и не исключает того, что некогда могущественным народом могли быть и племена тевкров, населявших таинственно уничтоженную Трою. Собрав «охотников за удачей», тевкры вполне могли превратиться в безжалостных убийц, терроризирующих побережье всего Средиземноморья.

Существует и еще одна версия. Считается, что народами моря могли быть некогда наемные войска, которые служили в высокоразвитых странах древнего мира. После того, как воинское дело стало занятием элиты, плебеи-наемники остались не у дел. Организовавшись в сплоченную группу, они составили мощное войско. Город за городом покоряли они.

Многочисленные слабые племена присоединялись к могущественным и безжалостным войнам. Неподготовленное к войне население больших и богатых городов оказалось неспособным дать отпор закаленным в боях завоевателям. И целые культуры превращались в пепел под воинственным мечом захватчиков. Пока сами они не были уничтожены достойным соперником. Рамзес третий, сплотивший египетский народ, быть может, спас не одну культуру от полного разорения и уничтожения.

Сегодня версий о том, кем же были народы моря – бесчисленное множество. И хотя есть доказательства и факты в пользу каждой, невозможно точно сказать, какая же верна. Эта мистическая загадка пока останется неразрешенной тайной древнего мира.

Одна из величайших загадок древнего мира – таинственные народы моря. О них практически ничего неизвестно. Первые упоминания относятся примерно ко времени правления Рамзеса III. Однако ко времени вступления этого египетского владыки на престол, народы моря уже 40 лет выжигали соседние земли и уничтожали великие государства Средиземноморья.

Одним из первых пало Хеттское царство. Города были уничтожены, сожжены. Не осталось ни следа былой культуры. А через некоторое время на их месте поселились племена, во многом превосходящие хеттов по уровню развития. Нашими современниками в недавнем времени высоко в горах острова Крита было найдено около 80 деревень-убежищ. По данным историков, это коренные жители острова спасались от безжалостных могущественных захватчиков, прибывших к берегам на многочисленных военных кораблях. К укреплениям ведут довольно узкие тропы, по которым не могло бы пройти более 2-х человек одновременно. Высоко в горах даже небольшая группа мужчин могла сдерживать натиск целого войска в течение долгого времени, сбрасывая на вражеских захватчиков тяжелые камни или осыпая их градом стрел.
Судя по находкам археологов, исконное население Крита пряталось в деревеньках долгие годы, сумев обустроить в гористой местности довольно приличный быт. Хуже приходилось тем, кто не сумел укрыться в недоступных горах. Народы моря проявляли нечеловеческую жестокость, практически начисто выжигая города, в которые вторгались. Они, как настоящая машины убийств, неожиданно высаживались на берег. После них оставались лишь пепелища и груды костей. Первое появление народов моря у границы египетских земель отмечено во время правления фараона XIX династии Мернептаха (приблизительно в 1203 году до н.э.). Со стороны финикийской земли показалось бесчисленное число военных судов. Но фараону удалось собрать многочисленное войско и расположить его вдоль побережья. Возможно, именно по этой причины таинственные захватчики не стали вступать в бой. Вся их неистовость обрушилась на город Угарит, что располагался на территории современной Сирии. Варвары уничтожили город, сожгли ценнейшую библиотеку, разрушили святилища и храмы. Часть жителей увели в плен, остальных просто убили. Цветущий Угарит был превращен в руины. Не избежал трагической участи и другой величайший город, сравнимый по своей мощи с Римом – Анатолия (Малая Азия). Народы моря сеяли смерть и разрушения, целая культура была превращена в прах. Нападения их длились в течение долгих двадцать лет. По одной из версий, великая Троя пала именно от рук этого загадочного народа. Хотя здесь нет однозначного ответа: не привела ли к уничтожению города междоусобная распря задолго до вторжения морских завоевателей.
В начале XII века до н.э.пришла очередь ослабевшего Египта испытать все зверства и жестокость, безжалостность и мощь непобедимого народа. Войска прибывали в несметном количестве. Часть высаживались на берег, другие передвигалась сушей. Жены и дети ехали на телегах вместе с ними. Достоверно неизвестно, всегда ли в походах воинов народа моря сопровождали их семьи. Однако Рамзес III собрал мощное войско против наступающих захватчиков. Решающая битва состоялась в 1777 году до н.э., в котором народы моря потерпели сокрушительное поражение. Египтяне безжалостно убивали поверженных захватчиков. Кровь лилась рекой. К побежденным не было ни пощады, ни милости.
Народы моря бесследно исчезли. Однако, по приказу Рамзеса, на территории Средиземноморья осели племена, которые стали называть себя филистимлянами. Являлись ли они потомками народа, склонившего головы перед силой победителя – не известно. Существует и другая версия. Некоторые ученые считают, что народами моря являлись племена тирсенов. Они были предками этрусков и населяли территорию Апеннинского полуострова до прихода римлян. Тирсены научили жителей могущественной империи строить дороги, возводить уникальные города и вести гладиаторские бои.
Но никто и не исключает того, что некогда могущественным народом могли быть и племена тевкров, населявших таинственно уничтоженную Трою. Собрав «охотников за удачей», тевкры вполне могли превратиться в безжалостных убийц, терроризирующих побережье всего Средиземноморья. Существует и еще одна версия. Считается, что народами моря могли быть некогда наемные войска, которые служили в высокоразвитых странах древнего мира. После того, как воинское дело стало занятием элиты, плебеи-наемники остались не у дел. Организовавшись в сплоченную группу, они составили мощное войско. Город за городом покоряли они. Многочисленные слабые племена присоединялись к могущественным и безжалостным войнам. Неподготовленное к войне население больших и богатых городов оказалось неспособным дать отпор закаленным в боях завоевателям. И целые культуры превращались в пепел под воинственным мечом захватчиков. Пока сами они не были уничтожены достойным соперником. Рамзес третий, сплотивший египетский народ, быть может, спас не одну культуру от полного разорения и уничтожения. Сегодня версий о том, кем же были народы моря – бесчисленное множество. И хотя есть доказательства и факты в пользу каждой, невозможно точно сказать, какая же верна. Эта мистическая загадка пока останется неразрешенной тайной древнего мира.

Самой интересной версией происхождения народов этрусков и умбров, а также их языка и письменности, является их происхождение от «народов моря» – пеласгов, лелегов, дарданов, троянцев и данайцев.

«Виновниками вселенского переполоха XII столетия (до н.э. –авт.) египтяне назвали народами моря. Впрочем по египетским данным, из этого пестрого конгломерата племён можно вычленить собственно пеласгов. В одних памятниках они прямо называются пеласгами (пуласати) , в других, фигурируют под именами троянских пеласгов-дарданцев (дардна), пеласгов-тевкров (таккара) или аргосских пеласгов – данайцев (дайниуна) .

Упоминание дайниуна в египетских надписях породило целую литературу, в основном сосредоточенную на вопросе: а не были ли дайниуна знаменитыми гомеровскими греками-данайцами? Впрочем, представляется сомнительной правомочность самой постановки подобного рода вопросов, потому, что данайцами, скорее, были не греки, а те же пеласги» .

Чрезвычайно важное и полновесное исследование по пеласгам и другим народам Средиземноморья догреческой эпохи было сделано исследователем Сергеем Дардой в книге «Пояс мира». Им отмечены следующие варианты трактования имени «пеласг»:

«ПЕЛАСГА (PELASGA) или ПЕЛАСГИСА (PELASGUS — Πελασγις).

Употребляется, как второе имя Фессалийской Геры и Деметры. Деметра под этим именем имела храм в Аргосе и, согласно существующему поверью, получила это имя от Пеласга, сына Триопа, который основал святилище, посвященное ей» .

«ПЕЛАСГИ (PELASGI — Πελασγoι) — д ревний народ, населявший в доисторические времена всю Грецию и побережье с островами Эгейского моря . Их следы также находятся в Малой Азии (Турция) и Италия. A Dictionary of Greek and Roman Geography» .

Совершенно гениальное, на мой взгляд, предположение относительно происхождения имени пеласгов и лелегов выдвинул Сергей Дарда: «Согласно древним легендам, пеласгов называли пеласгами потому, что это был кочевой народ, который подобно аистам перелетал с места на место.» На греческом языке аист — πελαργoς, пеларгос — pelargós, и, как утверждают античные авторы, именно от этого слова и происходит этноним пеласги. Название второго по частоте упоминаний до-греческого народа, лелегов, очень сходно с украинским словом «лелека» — аист, турецким — leylek , албанским — lejlek .

«Аттический историк рассказывает про их жизнь там, и говорит, что из-за их склонности к миграциям, жители Аттики называли их Πελαργoι (аисты), (Страбон, 5.Р.221)» .

«Далее, Антиклид рассказывает, что пеласги первыми заселили области около Лемноса и Имброса , и, действительно, часть их во главе с Тирреном , сыном Атиса, переправилась в Италию. И сопоставители «Истории Атфиды» сообщают также о пребывании пеласгов в Афинах , но так как это было кочевое племя, которое подобно птицам перелетало куда попало, то жители Аттики назвали их «пеларгами» (буквально «аистами» )» .

Ещё одна трактовка имени связана со словом Πελαγoς – море (греч.). Пеласги известны в истории, как народ, населявший Палестину под именем филистимлян :

«Термин филистимляне – типичная в греческом переводе Библии переделка древнееврейского пелиштим. В свою очередь, библейское пелиштим – переделка слова пеласги с характерным переосмыслением этого этнонима, приобретшего значение странники, переселенцы » .

На основании исторических данных о пеласгах Сергей Дарда делает следующий вывод: «Учитывая, что Малая Азия была в те времена заселена в основном пеласгийскими народами, то можно предположить, что малоазийские авторы имели прямой доступ к информации о пеласгах , что повышает степень достоверности данных о пеласгах. Исходя из информации, предоставленной нам авторами античности, можно сделать следующие выводы относительно пеласгов.

1. Согласно преданиям, пеласги были самым древним летописным народом, который обитал на территории современной Греции, на восточном побережье Анатолии (греч. ἀνατολή) (современная Турции) и на территории Италии.

2. Местности, на которых пеласги обитали наверняка — это Аркадия, Арголида, Аттика, Беотия, Фессалия, Эпир, Иония, острова Самофракия, Лемнос, Имброс, Лесбос , который согласно преданиям раньше назывался Пеласгией, и Крит, а также части Италии.

3. В результате прихода древнегреческих племён, пеласги были вытеснены из Греции на восток, в Малую Азию и прилегающие к ним острова. Оставшиеся пеласги были ассимилированы греческими колонистами. Несмотря на различия между греками и пеласгами, и те и другие принадлежали к индоевропейской группе народов» .

Другим догреческим народом Средиземноморья , который часто встречающееся в исторических источниках являются ЛЕЛЕГИ. О лелегах Сергей Дарда сообщает следующее: «В общих чертах можно сделать следующие выводы на основании информации о лелегах:

1. Историки античности считали лелегов, как и пеласгов, древнейшим народом населявшим Грецию.

2. Согласно данным историков античности, лелеги жили на значительной территории Греции , а именно: на Левкаде, в Акарнании, Локриде, Беотии, Мессении, Лаконии, Арголиде, в Ионии на побережье Малой Азии, возле Трои, в Карии, Галикарнассе, Писидии, на Хиосе и Самосе.

3. Лелеги считались народом родственным карийцам, лидийцам и мисийцам.

4. Если лидийцы были народом, родственным лелегам , а, таким образом, возможно и пеласгам , то легенда пересказанная Геродотом о предках этрусков, колонистах из Лидии в Италию, косвенно подтверждает принадлежность этрусков к пеласгическим народам , населявшим Средиземноморье до прихода греков.

5. Гомер причисляет Лелегов к народам, союзным троянцам.

6. Существовало предание, согласно которому Лелег, предок лелегов, прибыл из Египта.

7. Лелеги (греч. λελεκι — лелеки) были вытеснены из Греции, а затем и из Малой Азии греческими племенами » .

У славянских народов аист (греч. λελεκι — лелеки) это священное животное , о котором сложено множество легенд, поверий и историй, убить аиста — смертный грех, считается, что аисты были когда-то тотемным животным древних славян. В одной из славянских легенд рассказывается, что аист осенью улетает в загадочный далекий край Вырий или в Ирей («в Арийскую страну» ), в Рай , где обитают души умерших предков. Согласно одной из легенд об аистах, аист осенью улетает на край света, где он окунается в озеро и превращается в человека ; весной он окунается в другое озеро, снова превращается в аиста, и возвращается домой. Этимология слова Ирей связана с далеким морем: «Согласно этой версии, з.-рус. вырей, укр. вирій, вирей , бел. вырай , пол. диал. Wyraj «мифологический край, где зимуют перелетные птицы» (праслав. форма *irijь или vyrijь ) восходит к и.-е. *iur «водоём, море», лит. Jura «море». (Ф. Безлай, Славянские Древности , Т2, стр. 423). Подтверждением этому служат многочисленные русские гидронимы: Вырий, Вырья, Выра , топонимы Вырья, Вырец и древнерусские лексемы вырь, вир «водоворот», укр. Вирей, вирій, «круговорот, водоворот, омут», словен. virij «болото», ir «глубина, глубь», а также название словенского села Verjana , стоящего на слиянии двух рек, реконструируемое как *vyr(ьj)ane — «живущие у вырия» .

Большая часть аистов из славянских земель улетает на зиму в Африку. Среди древнеегипетских артефактов 3-2 тысячелетия до нашей эры, находят изображения аистов, загробный мир или рай у древних египтян назывался Иару.

Можно предположить, что пеласги и лелеги — родственные народы, имевшие один тотем — аиста.

С состав до-греческих народов Средиземноморья входили и ДАРДАНЫ (DARDANUS, греч. Δαρδανος). Относительно дардан Сергей Дарда пишет: «На данный момент можно сделать следующие выводы:

1. Период жизни Библийного Дарды и Дардана Средиземноморья приблизительно совпадают на временной шкале.

2. Время жизни Дардана Средиземноморья приходится приблизительно на период близкий к потопу Девкалиона. В этой связи интересно вспомнить, что согласно преданиям Дардан покинул Аркадию в результате потопа и беспорядков, последовавших за этим.

3. Поскольку, согласно легендам, исконными жителями Аркадии являлись пеласги , то Дардана, иммигрировавшего в Малую Азию, можно считать с большой степенью вероятности пеласгом.

4. Битва при Кадеш, в которой упоминаются дарданы, как союзники хеттов, произошла приблизительно через сто лет после основания Дардании в Малой Азии; таким образом эти два факта (битва при Кадеш и основание Дардании) в хронологическом смысле увязываются друг с другом.

5. Троянская война (1240-1230 гг. до н. э.) по времени приблизительно совпадает с битвой Рамсеса третьего с филистимлянами (пеласгами) . Учитывая, что Малая Азия проиграла Троянскую войну, а филистимляне, согласно преданиям нахлынули из Малой Азии и прилегающих островов, то вполне вероятно, что филистимляне совершали вынужденную миграцию из Малой Азии, если, конечно, мы можем их идентифицировать с троянцами и их союзниками.

6. Пелег Библии и Пеласг Средиземноморья, если имеющаяся у нас датировка верна, жили в разные эпохи.

7. Дардания Малой Азии и страна Дарада на севере Индии, вероятно, существовали параллельно во времени, однако индийская Дарада, скорее всего, возникла раньше Дардании Малой Азии».

Сергей Дарда не упомянул ДАНАЙЦЕВ (дайниуна – егип.) — народ Средиземноморья известный по многим историческим легендам, в том числе, по древнегреческому мифу о царе Данае и его дочерях данаидах. Правда, по рассказу Еврипида данайцы вынудили пеласгов принять на себя имя данайцев:

«Отец пятидесяти дочерей Данай,
Прибывши в Аргос, основал Инаха град
И всем, пеласгов имя кто носил,
Данаев прозвище велел в Элладе взять ».

Тем не менее, данайцы имеют право быть упомянутыми в истории под собственным именем в числе «народов моря», также как и пеласги.

Ещё один народ, упомянутый в египетских летописях в составе «народов моря» — ТЕВКРЫ (таккара –егип.) или ТРОЯНЦЫ. Троянцы, также как и данайцы не могут претендовать на самостоятельность, поскольку являются объединением племён дарданцев и малоазийских народов.

Все выше перечисленные «народы моря», которые являлись родителями известных древних цивилизаций, обладают в историческом аспекте загадочным статусом мифических или исчезнувших народов, хотя нам известно по законам физики, что ничего не исчезает бесследно и также не возникает из ничего . И фраза летописца Нестора: «Исчез аки обры» в данном случае несправедлива.

«В других частях Италии мы постоянно натыкаемся» , — недоумевает Швеглер, — «на те же самые широко распространенные имена. Так, говорят, что в Герничах проживали когда-то пеласги. Пиченум так же был ими населён когда-то. Существует свидетельство, что Ночерия, Геркуланум и Помпеи были основаны ими, или же, что они там проживали какое-то время. Уже были приведены примеры других городов, которые история ассоциирует с именем пеласгов ».

Основываясь на этом и на такого рода легендах, по сообщению Сергея Дарды, Бартольд-Георг Нибур, выдвинул гипотезу, которая в настоящее время является общепризнанной, и против которой возражения могут быть выражены только с точки зрения сравнительной филологии. Согласно Нибур у, пеласги были самым первым народом, который населял не только Грецию, но также и Италию. Когда-то очень давно в прошлом, говорит он, пеласги — самый многочисленный народ, населяли все страны, начиная с Арнуса и Падуса и заканчивая Босфором ; и они были не кочевниками , как это представляют многие историки, а как оседлый, могущественный и уважаемый коренной народ. Это было в далекие времена, — задолго до начала греческой истории в её классическом понимании. Однако позже, во времена наших историков, от них остались только изолированные, разбросанные части этой необъятной нации, — так же это случилось с кельтами в Испании – которые подобно верхушкам гор, возвышаются островами, после того, как сушь превращена потопом в озеро. «Древность можно сравнить с огромным городом развалин, при котором нет даже плана, в котором каждый должен сам разобраться и понять целое из частей, а части из тщательного сравнения и изучения отношения последних к первому» — писал Бартольд-Георг Нибур .

Сергей Дарда констатирует: «То, что название «пеласги» когда-то означало существующий народ, мы можем вполне поверить; но мы не можем сформировать какую бы-то ни было историческую концепцию народа, который Геродот называет оседлыми, другие же — кочевым, и чье древнейшее место проживания было где-то между горою Осса и горой Олимп, а также в Аркадии и Арголиде «

И если мы уделяем пеласгам сегодня больше внимания, чем другим реально существующим расам , то не потому, что они оставили много правдивых доказательств их существования, но потому, что они занимали такое действительно важное место в мифах Греции и Италии» .

Первое, что хочется сказать, концепция, собственно говоря, уже была представлена в работе автора «Бойтесь данайцев, дары приносящих». И второе, определенно, предложенная концепция требует доработки. Прежде, чем излагать концепцию развития индоевропейского этноса проведем обобщение выводов различных исследователей по поводу происхождения «народов моря» , их местоположения, общности имен, обычаев, культуры, экономических отношений.

-nos \ — na

Общие выводы о «народах моря» напрашиваются следующие:

1. «Народы моря» территориально локализуются в одном регионе Средиземноморья (см. карту проживания пеласгов и лелегов в Средиземноморье С. Дарды).

2. Дарданы, согласно источникам, происходят с острова Самофракия и в дальнейшем мигрировали в Малую Азию, основав Троаду.

3. Лелеги согласно источникам переселились из Египта в Малую Азию по соседству с карийцами и лидийцами.

4. Происхождение пеласгов неизвестно.

5. Данайцы присвоили арголидским пеласгам своё имя. Из исторических источников известно, что пеласги мигрировали из Египта в Арголиду и приняли имя данайцев по принуждению царя Даная, как сообщает Еврипид, однако в древнегреческом мифе о данаидах говорится, что царь Аргоса Пеласг приютил, бежавших от преследования египтян данаид во главе с царем Данаем. В египетских летописях упоминается о нашествии «народов моря» пеласгов и данайцев. По-видимому, мифическое бегство данайцев из Египта является интерпретацией исторических данных о нашествие на Египет «народов моря».

: -ssos \ — ssa; -sos\ -sa.

6. Пеласги и лелеги проживали на Крите и островах Эгейского моря.

7. Пеласги, лелеги согласно источникам именуются кочующими народами (аистами).

8. Этноним лелег в восточных славянских языках означает «аист».

9. Одним из символов позднейшей форме критского письма (XV-XII веков до н. э.), так называемого «линейного письма В» является символ очень похожий на аиста — ai.

10. Пеласги и лелеги частично переселились на Апеннинский полуостров после природного катаклизма или по другим причинам.

11. Народы моря были воинственны (нападение на Египет), создали высокую культуру земледелия, ремесел, градостроительства, которую заимствовали автохтонные племена ойкумены Средиземноморья и греки.

12. Пеласги и лелеги говорили на варварском, неизвестном для греков языке.

13. Пеласги завезли письменность в Италию.

На —nthos / -ntha; -ndos / -nda; -nza / -nzos в Восточной Анатолии

14. Пеласги и лелеги не имели топографических и топонимических названий от собственного имени , хотя строили и проживали во множестве городов и на разных территориях.

15. Дарданы и данайцы (от корня слова дан — река, поток ) имели топографические и топонимические названия (Дардан, Дарданеллы, Данай, Дунай, Днепр, Днестр, Дон, Донец и т.д .).

16. Этнонимы дарданы и данайцы имеют один корень «-дан-«.

17. Пеласги под именем филистимлян проживали в Палестине , воевали и соседствовали с иудеями на правах господствующего этноса.

18. Пеласги делали человеческие жертвоприношения (младенцев первенцев) своим богам. В Загребской мумии на этрусском языке описан обычай человеческих жертвоприношений (Дюжина – запелёнутый ребенок), что, кстати, характерно было и для иудеев (эпизод из Библии избиения младенцев).

19. Согласно источникам, пеласги были отличными мореходами.

20. «Народы моря» неожиданно появляются в поле зрения летописцев и историков, также как неожиданно исчезают.

21. Этрусские тексты, Загребская мумия, Игувинские таблицы переводятся только с помощью славянских языков.

Совпадение многих характеристик «народов моря», таких как миграция, появление, исчезновение, варварский, непонятный грекам язык, наряду с высоки уровнем цивилизации, наводит на мысль, что пеласги, лелеги, данайцы, дарданы один суть народ, существовавший до греков под разными именами.

Имя этому народу – ДАНАЙЦЫ. Только, этот многочисленный народ не «народ моря», а «народ рек» по корню «дан, d-n», на санскрите: (родственные слова в рус. яз.: ДОН, ДНепр, ДОНец, ДНестр, река Дон называлась «Тихий Дон», т. е. «река Тихая».). Данайцы пришли с севера Европы на Балканский полуостров где-то в 4 тыс. до н.э, и в дальнейшем, расселившийся в Средиземноморье.

Египтянам, в сущности, было всё равно, откуда родом этот народ, главное, что он пришёл с моря на кораблях , поэтому и назвали его, как один «народ моря»- данайцы, стали собирательным образом «народов моря». Данайцев наделяли всеми эпитетами, какие имели поселенцы Средиземноморья: пеласги – «кочующие», лелеги – «аисты», дарданы – «хранящие поток» , то есть Геллиспонт.

Откуда же пришли данайцы в Средиземноморский бассейн?

Распад языковой индоевропейской общности датируется IV тысячелетием до н.э. Индоевропейские племена , проживающие в северном Причерноморье, расселились по главным рекам Восточной Европы Дунаю, Днепру, Днестру, Дону и двинулись в Западную Европу и на Скандинавский полуостров. Это был объединенный индоевропейский этнос, ещё не разделенный на кельтов, германцев, славян . В дальнейшем, в течении 2-х тысячелетий в Восточной Европе по рекам сформировался этнос данайцев (народов рек), в Западной Европе оформились кельтские племена . В Скандинавии народился новый этнос, который вернулся на берега старой Европы под именем германцев.

Многочисленные племена данайцев освоили не только Дунай, но и Адриатическое побережье и Балканский полуостров, а затем и бассейн Средиземноморья. На острове Крит данайцам и была создана древняя развитая цивилизация, появилось линейное письмо А.

Нашествие греческих племён во II тыс. до н.э. из Малой Азии остановило экспансию данайцев в Средиземноморье. На материковой Греции греки постепенно вытеснили данайцев и создали свою Микенскую цивилизацию . На острове Крит была создана первая письменная Минойска цивилизация — линейное письмо В. В середине 2-го тыс. до н.э. произошла природная катастрофа на острове Фера, которая практически уничтожила Минойскую и Микенскую цивилизации. Выжившие данайцы с Крита мигрировали на Аппенинский полуостров, где слились с автохтонным населением и в дальнейшем стали называться этрусками и умбрами (лат. Umbri) - древний италийский народ, сформировавшийся в Северной Италии в конце бронзового века. После событий Троянской войны и последующей природной катастрофы в конце 2-го тыс. до. н. э. Данайцы практически вернулись в прежние районы обитания, то есть в Восточную Европу. Маршруты следования:

  • — Балканкий полуостров, где стали известны под именем венетов и дарданцев ;
  • Паннония – известны под именем скловен;
  • — Центральная Европа – западные славяне (чехи, словаки, поляки);
  • — Восточная Европа – восточные славяне (украинцы, белорусы, русские.).

Ответ от ЀОшАН[гуру]

Источник:

Ответ от Віта марченко [гуру]
Народы моря - группа народов-беженцев из Малоазиатского, Эгейского и Балканского регионов, проводивших свои набеги на цивилизованные регионы Средиземноморья, в том числе Хеттское и Египетское государства. Этническая принадлежность «народов моря» достоверно не установлена. В состав народов моря египетские надписи включают PLST (пеласги= филистимляне?) , "KWS (ахейцы?) , RK (ликийцы?) , SRDN (сардины?) , TKR (тевкры=троянцы?) , TRS (тирсены=этруски?) , SKLS (сикулы?) , DNWN (данайцы?) , WSS (?).
Первые упоминания о них относятся к временам Аменхотепа III, а первые крупные столкновения -- при Мернептахе. Египтяне назвали их «народами моря» , поскольку они пришли с северных морей и были искусными мореходами. В XIII в. до н. э. «народы моря» начали массовую эмиграцию из своих родных земель. По пути эти племена безжалостно грабили занятые ими территории. В 50-е XIII до н. э. было уничтожено государство Амурру. Многие историки считают, что именно стремление ахейцев-микенцев, входящих в состав «народов моря» , захватить ресурсы богатой Трои, а не поэтизированный рассказ величайшего поэта древности Гомера, стало реальной причиной Троянской войны. Около 1190 до н. э. именно «народы моря» сокрушили Новое царство хеттов.
Разбитые фараоном Рамзесом III в наземной и морской битве (1173 до н. э.) , «народы моря» разделились на несколько групп племен, которые заселили неосвоенные земли Средиземноморского побережья. Племя пеласгов или филистимлян, известное своим умением воевать на суше, осело на средиземноморском побережье в Ханаане, который стал называться (от названия племени) Палестиной, должно быть, с разрешения фараона. Они долгое время держали за собой торговлю железом и служили у фараонов наемниками, пока израильтяне не установили полный контроль над регионом. Шерданы, которые формировали личную гвардию египетских фараонов, осели в Сардинии. Сицилия предположительно называется так из-за племени SKLS (шекелеш) , также бывшего частью «народов моря». Современные историки предполагают, что тирсены были умелыми мореплавателями и достигли Северной и Центральной Италии, где дали начало племени этрусков, до 510/509 г. до н. э. владевшего и Римом. Этруски оставили множество следов высокоразвитой культуры (так, в их городах была канализация, и именно этруски дали римлянам такой вид одежды, как тога) , так, что, вероятно, они имели сильный фундамент для построения такой культуры. Племя чьекеров (тевкры?) прибыло к горе Кармель и поселилось в городе Дер (были вскоре ассимилированы филистимлянами) , а другая часть обосновалась на Кипре (см. Этеокипрский язык) .
Этническая принадлежность
Основную массу «народов моря» составляло древнее доиндоевропейское население запада и юго-запада Малой Азии, а также их греческие союзники (ахейцы, в более поздних источниках они именуются данайцами). Следует обратить внимание на то, что по данным лингвистики, языки этрусков (TRS), пеласгов (PLST) и, видимо, также тевкров (TKR, см. Этеокипрский язык) находились в близком родстве. А. И. Немировский предполагал, что в эту же языковую группу следует включить сардинцев (SRDN).
"...Следует отметить также, что египетские источники называли "народы моря" гитами (гетами) , а это имя издревле было одним из самых распространенных в скифской среде; так, во времена Геродота "геты" жили на Дунае, "фисса-геты" на Волге и "масса-геты" - в Средней Азии... Судя по изображениям, эти древние скифы-геты были удивительно похожи на средневековых казаков. Не оттого ли казачьи руководители носили титул "гетман"?...


Ответ от ВАНО [гуру]
«Народы моря» - группа средиземноморских народов, двинувшаяся в XIII веке до н. э. к границам Египта и государства хетов предположительно с региона Эгейского моря (Балканы и Малая Азия ). Этнографическими следами их миграций считают гарамантов , сикулов, филистимлян , фригийцев и этрусков . Троянскую войну также считают эпизодом переселений народов моря .
Родиной народов моря часто называют регион Микенской цивилизации , которая на тот момент гибла под ударами дорийцев
Основную массу «народов моря» составляло древнее доиндоевропейское население запада и юго-запада Малой Азии, а также их греческие союзники (ахейцы, в более поздних источниках они именуются данайцами). Следует обратить внимание на то, что по данным лингвистики, языки этрусков (TRS), пеласгов (PLST) и, видимо, также тевкров (TKR, см. Этеокипрский язык) находились в близком родстве. А. И. Немировский предполагал, что в эту же языковую группу следует включить сардинцев (SRDN). Л. А. Гиндин и В. Л. Цымбурский, в книге «Гомер и история Восточного Средиземноморья» , высказывают мнение, что «народы моря» , в основном, это выходцы с севера Балканского п-ова, родственные протофракийским племенам.
Народы моря впервые достигли границ Египта в 1243 году до н. э. в царствование фараона Мернептаха. В числе их были племена шерданов, шакалаша, турша и акайваша. «Народы моря» выступили в союзе с ливийцами, поддержав последних во время их нападения на Дельту в 1219 до н. э. , но были отражены престарелым Мернептахом у мыса Мигдол.
Около 1200 года до н. э. народы моря стерли с лица земли Угарит . Около 1190 до н. э. именно «народы моря» сокрушили Новое царство хеттов.
Разбитые фараоном Рамсесом III в наземной и морской битве (состоявшейся в 1173 до н. э. по «краткой хронологии») , «народы моря» разделились на несколько групп племен, которые заселили неосвоенные земли Средиземноморского побережья. Племя пеласгов или филистимлян, известное своим умением воевать на суше, осело на средиземноморском побережье в Ханаане, который стал называться (от названия племени) Палестиной, должно быть, с разрешения фараона. Они долгое время держали за собой торговлю железом и служили у фараонов наемниками, пока израильтяне не установили полный контроль над регионом. Шерданы, которые формировали личную гвардию египетских фараонов, осели в Сардинии.
Сицилия предположительно называется так из-за племени SKLS (шекелеш) , также бывшего частью «народов моря». Современные историки предполагают, что тирсены были умелыми мореплавателями и достигли Северной и Центральной Италии, где дали начало племени этрусков, до 510/509 г. до н. э. владевшего и Римом. Этруски оставили множество следов высокоразвитой культуры (так, в их городах была канализация, и именно этруски дали римлянам такой вид одежды, как тога) , так, что, вероятно, они имели сильный фундамент для построения такой культуры. Племя чьекеров (тевкры?) прибыло к горе Кармель и поселилось в городе Дер (были вскоре ассимилированы филистимлянами) , а другая часть обосновалась на Кипре (см. Этеокипрский язык) .


Захваченные в битвах Народов Моря


Ответ от Ирина Головач [гуру]
Народы моря» - группа средиземноморских народов, двинувшаяся в XIII веке до н. э. к границам Египта и государства хетов предположительно с региона Эгейского моря (Балканы и Малая Азия). Этнографическими следами их миграций считают гарамантов, сикулов, филистимлян, фригийцев и этрусков. Троянскую войну также считают эпизодом переселений народов моря.
Родиной народов моря часто называют регион Микенской цивилизации , которая на тот момент гибла под ударами дорийцев. Основную массу «народов моря» составляло древнее доиндоевропейское население запада и юго-запада Малой Азии, а также их греческие союзники (ахейцы, в более поздних источниках они именуются данайцами). Следует обратить внимание на то, что по данным лингвистики, языки этрусков (TRS), пеласгов (PLST) и, видимо, также тевкров (TKR, см. Этеокипрский язык) находились в близком родстве.


Ответ от Justpretty [активный]
"Ни одна страна не устояла перед десницей их, начиная от Хатти. Кеде, Каркемиш, Арцава, Аласия были уничтожены. Они разбили лагерь посреди Амурру, они погубили его людей, как если бы те (никогда) не существовали. Они надвинулись на Египет... В союзниках объединены были среди них прст, чкр, шкрш, дйнй и вшш. Они наложили руки на страны до края земли, сердца их были полны упования и говорили они: "Преуспеют наши замыслы"..." Так говорит одна из египетских хроник, начертанная на стенах храма Meдинет-Хабу, повествующая о нашествии "народов моря".
Кеде – это Кицуватна, страна в Малой Азии, в горах Килийского Тавра (впоследствии провинция Катаония). Каркемиш – столица Хеттского государства, могучей державы Хатти, соперницы Египта и Вавилона. Арцава – это союз rocyдарств лувийцев (народа, родственного хеттам) , бывший то вассалом, то союзником, то врагом державы Хатти и располагавшийся на западе Малой Азии. Аласия – это остров Кипр, страна Амурру – нынешняя Сирия. Все это расшифровать нетрудно. Но вот прочтение названий "народов моря", сокрушивших державу хеттов и ряд других государств восточного Средиземноморья и едва не покоривших Египет, требует, особого подхода.
Дело в том, что в письменах египтян не передавались гласные звуки, и узнать, какие именно народы скрываются за набором согласных звуков вроде прст, чкр и т. п. , не так-то уж легко. Тем более, что есть и восточный, малоазиатский вариант этих народов, и западный, средиземноморский. Возьмем, например, название шкрш. Это могут быть и сикулы, древние жители Сицилии, от которых остров получил свое название, и жители области Сагаласс в Малой Азии. Египетские источники упоминают народ шрдн. Однако это могут быть как сарды, жители острова Сардиния, так и сарды, обитатели малоазийского царства Лидия. В египетских текстах есть народ трш. Безусловно, под ним подразумеваются предки этрусков – тирсены. Но, они могли двигаться на Египет как с запада, со стороны Апеннинского полуострова, так и с востока, со стороны Малой Азии (ибо, согласно показаниям ряда античных авторов, прародиной этрусков была не Италия, а Малая Азия) .
И к счастью, не только египетские хроники, но и другие письменные источники говорят о "народах моря": это архивы хеттских царей и Библия. Надписи Мединет-Хабу упоминают народ прст. Библия говорит о филистимлянах, захвативших приморскую полосу Южной Сирии, которая получила наименование Палестина, сохранившееся с тех пор по сей день. Филистимляне и есть народ прет. Библия говорит о нем как о могущественном народе, ведущем постоянные войны. Филистимляне "сорок лет" властвовали над народом израильским. Есть в Библии и указание на место, откуда пришли филистимляне в Палестину.
"Не я ли вывел народ Израиля из земли египетской и филистимлян из Кафтора? " – говорит Иегова. Кафтором же древние иудеи именовали остров Крит. Знаменательно, что и на таинственном диске из Феста самый частый знак изображает голову воина в уборе из перьев (воиы точно в таких же шлемах запечатлены на египетских фресках, изображающих битву с "народами моря").
О филистимлянах в Палестине говорят не только древние тексты. Археологи нашли в земле Палестины образцы керамики, принесенной сюда филистимлянами. Она резко отличалась от керамики более древних жителей этой земли, но была идентична керамике острова Кипр, культура которого испытывала сильное влияние минойского Крита, и сходна с керамикой греческой провинции Аргос, относимой к позднемикенскому времени.
В библейской "Книге Иеремии" говорится о приходе филистимлян с Крита. Южные филистимляне именуются "крэти" филистимлянские наемники в Израиле носят название "крэти" и "плэти", во второй "Книге Самуила" речь идет о "керефеях и фелефеях". Все это указывает на то, что филистимляне пришли в Палестину с запада, со стороны Кипра и Крита. Видимо, тем же путем шли и другие "народы моря". Тем более, что наступали они на Египет в союзе с ливийцами, чьи земли также находились к западу от долины Нила.
Многие исследователи; связывают ф

Фото: Морское сражение египтян с «народами моря». Художник Дж. Рава.

Катастрофа бронзового века

В XII веке до н. э. произошла так называемая катастрофа бронзового века. Многие античные цивилизации рухнули. В прошлом осталась микенская культура, центром которой были Эгейские острова. Снизилась грамотность, угасли прежние торговые пути. В этих обстоятельствах народы моря двинулись на юг и стали представлять для Египта серьезную опасность.

Орды, которые покинули сумрачный север, превращали в руины все, что попадалось на их пути. Великолепие и богатство античных городов привлекали мародеров и варваров. Порядок сменился хаосом, нужда и обнищание пришли на место изобилия. Общее брожение, вызванное миграционными волнами, привело к знаменитой Троянской войне. Ее события до сих пор известны по полумифологическим и полуреальным источникам. Если, например, народы Балтийского моря и другие жители тогдашней Европы нам практически неизвестны, то о египтянах и их соседях по Средиземноморью мы можем судить по богатому историческому материалу.


фото: Керстиан де Кейнинк (1560-1632) - "Пожар Трои".

Приближение чужестранцев

Смертельный удар народами моря был нанесен Хеттскому царству, существовавшему в Анатолии. Первое, что сделали пришельцы – перерезали северо-западные торговые пути. Они двигались вниз по эгейским берегам на юг вдоль средиземноморского побережья. По пути было сметено еще одно древнее царство, долго враждовавшее с хеттами, – Арцава. Его столицей был нынешний Эфес. Затем пала Киликия. Египет был все ближе. Орды иноземцев шли туда, где море. Мало народа Кипра пережило нашествие. После него на острове прекратилась добыча медной руды. Катастрофа бронзового века вообще характеризовалась уничтожением любой инфраструктуры. То же самое случилось с Северной Сирией – она была разорена.

После этого оказалась перерезанной еще одна важная экономическая артерия хеттов. Их древняя столица Хаттус, ослабленная изоляцией, не смогла отразить несколько нападений вездесущих народов моря. Вскоре город был сожжен дотла. Его руины археологи обнаружили только в начале XX века. До того момента когда-то процветающая столица на протяжении многих столетий была предана забвению.

Империя хеттов являлась ведущей державой Ближнего Востока на протяжении 250 лет. Она долго и много воевала с Египтом. Один из дипломатических договоров двух стран стал самым древним обнаруженным документом этого типа в истории человечества. Однако ни сила, ни авторитет хеттов не смогли ничего противопоставить неизвестным варварам.


фото: сражение египтян с «народами моря» на суше. Художник Дж. Рава.

Тем временем в Египте

Всего через несколько лет после Троянской войны и падения хеттской державы на рубеже XIII-XII вв. до н. э. египтяне впервые столкнулись со своими новыми противниками, которыми оказались народы моря. Кто они для жителей долины Нила? Незнакомые орды. Египтяне плохо представляли себе чужаков.

В то время фараоном был Рамзес III. Исследователи считают его последним великим египетским правителем императорской эпохи до прихода туда войск Александра Македонского и эллинизации страны. Рамзес принадлежал к двадцатой династии. Она точно так же, как восемнадцатая и девятнадцатая, пережила свой упадок и апогей. На рубеж XIII-XII вв. до н. э. пришелся ее расцвет. Рамзес начал царствовать приблизительно в 1185 г. до н. э. Главным событием его правления стало нашествие народов моря.

Во все античные времена Египет считался заветной целью любых завоевателей. Эту страну пытались покорить перс Камбиз, ассириец Ассурбанипал, Александр Македонский, римлянин Помпей. Позже туда вторгался осман Селим и француз Наполеон. Рвались в Египет и народы моря. Бронзовый век приближался к концу, и прежде чем перейти к железу, Средиземноморью пришлось пережить немало потрясений. Война египтян с северными чужаками, подгоняемыми победным пылом, была одним из них.


фото: казнь одного из вождей «народов моря» и конвоирование пленных; египетский воин справа с отрубленной рукой убитого лично им воина «народов моря»

Свидетельства войны

Древняя история народов моря известна нам благодаря многочисленными высеченным в камне иллюстрациям и историческим текстам, сохранившимся до XX века в египетских храмах и гробницах, когда их расшифровали современные археологи и лингвисты. Эти источники повествуют о великой войне и конечной победе Рамзеса III. А вот свидетельств о кровопролитии на Ближнем Востоке или в Греции почти не сохранилось. Только по косвенным данным ученые сделали вывод, что народы моря уничтожили не только микенскую культуру, но еще и Хеттскую империю, а также множество других мелких царств.

Самое удивительное, что там, где прошли странствующие завоеватели, жизнь как будто бы вовсе исчезла. Например, о Греции и Крите нет никаких данных в период 1200-750 гг. до н. э. После падения Трои история этих земель была вычеркнута из всех свидетельств на несколько столетий. Историки назвали их «темными веками». Этот период стал ступенькой перехода от древности к классической античности, когда Эллада вступила в свой культурный и политический зенит.


фото: Барельеф на стене в храме в Мединет-Абу. рельеф с изображением подсчета трофеев - отрубленных рук.

Победа египтян

В войне северян против Египта важна была не только армия, но и корабли народов моря. Сухопутные силы завоевателей стояли лагерем в Акко. Флот должен был направиться в дельту Нила. Рамзес также готовился к войне. Он укрепил восточные границы, где построил несколько новых крепостей. Египетский флот был распределен по северным гаваням и ждал неприятеля. В устье Нила возвели «башни» – необычные инженерные сооружения, подобных которым еще не знала античная эпоха.

Народы моря возлагали на свой флот большие надежды. Сперва они планировали, что корабли пройдут по Пелусианскому устью. Однако, поняв его неприступность, захватчики направились в другую сторону. Своей окончательной целью они выбрали другое, Мендусское устье. Суда прорвались через египетский заслон. Высадившийся на берегу трехтысячный десант захватил крепость, располагавшуюся в дельте Нила. Вскоре туда подоспела египетская конница. Завязался жаркий бой.

Нашествие народов моря на Египет изображено на нескольких барельефах эпохи Рамзеса III. Противники египтян в морском сражении изображены на них в коронообразных тиарах и рогатых шлемах. Один из барельефов показывает, как в обозе войска народов моря были повозки, заполненные наложницами. Женщинам крайне не повезло оказаться в самой гуще войны. На изображении они поднимают руки, молят о пощаде, а одна из девушек даже пытается бежать, но падает.

Захватив первую крепость, интервенты не смогли развить свой успех. Между их лидерами возникли споры о стратегии. Одни хотели идти на Мемфис, другие ждали подкреплений. Меж тем Рамзес не терял времени и с восточных границ двинулся наперерез неприятелям. Он настиг противников и разбил их. Чужеземцам не повезло еще и в том смысле, что они захватили крепость на берегу Нила накануне разлива реки. Из-за организованного отпора и разлада в собственных рядах потерпели поражение народы моря. Доспехи и оружие не помогли им. Рамзес III подтвердил свой статус великого монарха и до конца жизни уверенно правил страной.

Конечно, загадочные северяне не исчезли. Не сумев преодолеть египетскую границу, они осели в Палестине. Некоторые из них присоединились к ливийцам, жившим к западу от страны фараонов. Эти соседи вместе с авантюристами народов моря также беспокоили Египет. Через несколько лет после сражения в дельте они захватили крепость Хачо. Рамзес и на этот раз повел армию отражать очередное нашествие. Ливийцы и их союзники - выходцы из народов моря - потерпели поражение и потеряли убитыми около двух тысяч человек.


фото: Барельеф на стене в храме в Мединет-Абу.

Версия о греках

Плохо изученная история народов моря до сих пор привлекает исследователей и историков. Это был сложный конгломерат племен и о его точном составе продолжаются споры и дискуссии. Египетские барельефы, на которых изображены эти чужестранцы, находятся в погребальном храме Рамзеса III. Он называется Мединет-Абу. Захватчики на его рисунках внешне очень напоминают греков. Есть еще несколько аргументов в пользу того, что непрошенные гости, пытавшиеся ворваться в Египет, были эллинами. Например, сам Рамзес называл их не только народами моря, но и народами островов. Это может свидетельствовать о том, что интервенты приплыли с Эгейских островов, Крита или Кипра.

Против греческой версии выступает тот факт, что народ, живущий между двумя морями, у египтян изображен безбородым. Это противоречит знаниям историков об эллинах. Древнегреческие мужчины отращивали длинные бороды вплоть до IV в. до н. э. Об этом свидетельствуют в том числе и изображения на микенских вазах того периода.

фото: конвоирование пленных воинов «народов моря». Художник Дж. Рава.

Шекелеш

Теория о греках в войске народов моря спорна. Но есть этнические группы, в которых уверены все историки. Одна из них – шекелеш. Этот народ описывается во множестве источников Древнего Египта периода Нового царства. Упоминания о нем есть в таких важных местах, как Карнакский храм и Атрибис. Впервые эти надписи на стенах появились еще при предшественнике Рамзеса III Мернептахе, правившем в 1213-1203 гг. до н. э.

Шекелеш были союзниками ливийских князей. На египетских барельефах они изображены в панцирях с копьями, мечами, дротиками и круглыми щитами. Шекелеш приплыли в Египет на парусниках с изображениями птичьих голов на носовой части и корме. В XI в. до н. э. они вместе с филистимлянами обосновались в Палестине. Шекелеш упоминаются в «Путешествии Уну-Амона» – иератическом папирусе XXI династии. Сейчас этот артефакт принадлежит Московскому Музею изобразительных искусств имени Пушкина. Шекелеш промышляли пиратством. В Палестине они захватили Кармальское побережье – узкую прибрежную полосу между горным массивом Кармель и Средиземным морем, а также равнину Шарон.

фото: Папирус Уну-Амона (в книге: M. Коростовцев. Путешecтвиe Ун-Амуна в Библ. 1960)

Шерданы

Шерданы – важная часть того конгломерата, который образовали народы моря. Кто они? Как и шекелеш, эти мореплаватели были грозными пиратами. Многие историки считают их предками современных сардинцев. По другой версии этот народ моря был родственен дарданам – жителям Трои и всей северо-западной Анатолии.

Столицей шерданов считался палестинский город Ахват, который, помимо всего прочего, упоминался в «Книге Судей Израилевых». Первые сведения о них относятся к дипломатическим глиняным табличкам, принадлежащим важному для египтологов Тель-Эль-Амарнскому архиву. Этот народ, живущий между двумя морями, упоминается Риб-Адди – правителем города Библоса.

Шерданы зарекомендовали себя не только как морские разбойники, но и как надежные наемники. Они стали появляться в египетской армии во времена XVIII династии. Рамзес II разбил этих чужестранцев, после чего они еще больше стали поступать на службу к фараонам. Наемники сражались плечом к плечу с египтянами во время их последующих военных кампаний в Палестине и Сирии. При Рамзесе III шерданы были "расколоты". Во время самой главной войны египтян против народов моря часть из них сражалась на стороне фараона, часть – против него. Классический шерданский меч – длинный и прямой. Жители Нильской долины использовали серповидные клинки.

Тевкры

В древней Трое жили не только дарданы и шерданы. Их соседями были тевкры – еще один народ моря. Они не были греками, хотя их знать владела греческим языком. Тевкры, как и другие народы моря в истории Египта, не принадлежали к индоевропейской группе народов, позже занявших доминирующее положение в Средиземноморье. Хотя это известно в точности, более подробный этногенез так и не выяснен.

По одной из неподтвержденных версий, тевкры родственны этрускам из Италии (интересно, что античные авторы считали прародиной этрусков именно Малую Азию). Другая теория связывает тевкров с мисийцами. Столицей племени был город Дор, расположенный в Палестине на берегу Средиземного моря на территории современного Израиля. За XII век до н. э. тевкры развили это крохотное поселение в крупный и богатый порт. Город был разрушен финикийцами. Известно только одно имя правителя тевкров. Это был Бедер. Информация о нем содержится во все том же «Путешествии Уну-Амона».


Филистимляне

Происхождение филистимлян в точности неизвестно. Прародиной этого народа моря, осевшего в Палестине, может быть Греция или Западная Малая Азия. В Библии ею называется Крит. В храме Рамзеса III филистимляне изображены в эгейской одежде и шлемах, украшенных перьями. Аналогичные рисунки эпохи поздней бронзы найдены на Кипре. Боевые колесницы филистимлян не выделялись ничем примечательным, а вот корабли отличались необычной формой. Уникальной у них была еще и керамика, а также антропоидные саркофаги.

Первоначальный язык филистимлян историкам неизвестен. С приходом в Израиль этот народ моря принял диалект Ханаана (западной части Плодородного полумесяца). Даже филистимские божества остались в хрониках под семитскими именами.

Почти все народы моря в истории древнего Египта так и остались малоизученными из-за недостатка источников. Исключением в этом правиле остаются филистимляне. Во-первых, они отличались многочисленностью благодаря чему в античную эпоху ассимилировали сразу несколько малых народов. Во-вторых, о филистимлянах есть множество свидетельств (особенно выделяется Библия). У них не было централизованного государства. Вместо него в Палестине существовало 5 городов-полисов. Все они (Ашдод, Ашкелон, Газа, Гати), кроме Экрона, были филистимлянами завоеваны. Об этом свидетельствуют археологические слои, не принадлежащие к их культуре. Полисы управлялись старейшинами, составлявшими совет. Библейская победа Давида над филистимлянами положила конец этому порядку.

фото: Примерно так могли выглядеть воины «народов моря» 1150 г. до н.э. на земле и на море Художник Дж. Рава.

Народы, живущие на море, постепенно исчезли. Даже египтяне после смерти Рамзеса III вступили в период длительного убытка. Филистимляне же, наоборот, продолжали жить в благополучии и довольствии. Как уже говорилось выше, после катастрофы бронзового века человечество постепенно освоило железо. Филистимляне сделали это одними из первых. Обладание уникальными технологиями и секретами выплавки железных кинжалов, мечей, серпов и элементов плуга сделало их на долгое время неуязвимыми для противников, застрявших в бронзовом веке. Армия этого народа состояла из трех костяков: тяжеловооруженной пехоты, лучников и боевых колесниц.

Поначалу культура филистимлян носила в себе некоторые крито-микенские черты, так как те поддерживали стабильные контакты с Грецией. Ярко эта взаимосвязь прослеживается на стиле керамики. Родственность начинает угасать приблизительно после 1150 года до н. э. Именно тогда керамика филистимлян приобретает первые отличные от микенской традиции черты. Любимым напитком филистимлян было пиво. На раскопках археологи нашли множество характерных кувшинов, особенность которых заключается в фильтре для шелухи ячменя. Спустя 200 лет после переселения в Палестину филистимляне окончательно теряют связь с греческим прошлым. В их культуре становилось все больше местных семитских и египетских особенностей.


Конец народов моря

После поражения в войне против Рамзеса III народы моря осели в Палестине и полностью подчинили себе южное побережье Ханаана. В середине XII в. до н. э. были завоеваны крупные города Лахиш, Мегиддо, Гезер, Бетель. Под контроль филистимлян попала долина Иордана и Нижняя Галилея. Города сначала разрушались, а затем отстраивались на свой лад – так было легче установить власть на новом месте.

В XI веке до н. э. ключевым центром Филистии стал Ашдод. Он постоянно расширялся и укреплялся. Торговля с Египтом и другими соседями приносила большую прибыль. Филистимлянам удалось закрепиться в стратегически важном регионе, где пересекалось множество купеческих путей. В Ашдоде появилась Тель-Мор – крепость, вокруг которой вырос порт.


фото: Эдвард Джон Пойнтер. Евреи в Египте 1867

Главным противником филистимлян, кроме египтян, были евреи. Их конфликт продолжался несколько столетий. В 1066 г. до н. э. произошла битва при Авен-Езере, во время которой филистимляне захватили Ковчег Завета (главную реликвию израильтян). Артефакт был перенесен в храм Дагона. Это божество народа моря изображалось в виде полурыбы-получеловека (оно покровительствовало земледелию и рыболовству). Эпизод с Ковчегом фигурирует в Библии. В ней рассказывается, что филистимляне были наказаны Господом за свой проступок. В их стране началась загадочная болезнь – люди покрывались язвами. По совету жрецов народ моря избавился от Ковчега. Во время другого конфликта с израильтянами в 770 г. до н. э. царь Иудеи Азария объявил войну филистимлянам. Он взял приступом Ашдод и уничтожил его укрепления.

Филистимляне постепенно теряли территории, хотя сохраняли свою культуру и самобытность. Самый страшный удар по этому народу был нанесен ассирийцами, захватившими Палестину в VII в. до н. э. Окончательно он исчез во времена Александра Македонского. Этот великий полководец подчинил не только Палестину, но и сам Египет. В результате и жители Нильской долины, и народы моря подверглись значительной эллинизации и потеряли свои уникальные национальные черты, которые были им свойственны во время достопомятной войны Рамзеса III с северными чужестранцами.