История авиации и космонавтики мгту га. История авиации: интересные факты и фото. История русской авиации: гражданской, военной, космической. История авиации и космонавтики

(Указатель подготовлен по библиографическим материалам Сектора библиографии истории техники Центральной политехнической библиотеки Всесоюзного общества «Знание». Список охватывает литературу, изданную в СССР на русском языке. Включены книги с имеющимися на них рецензиями, статьи из научных и научно-популярных журналов, сборник трудов научно-исследовательских и учебных учреждений. Газетные статьи учтены выборочно. Разделы указателя: научная литература (с подразделом: литература, посвященная отдельным историческим датам); научно-популярная литература; персоналии. В тех случаях, когда литература по тематике относится к двум разделам, она дублируется. Составитель - главный библиограф Сектора Б. С. Коган. )

Авиация и воздухоплавание в России в 1907 - 1914 гг. Вып. 7. Аннотированный перечень наиболее значительных изданий, вышедших в 1908 - 1914 годах, по теории, технике, научному и военному применению авиации и воздухоплавания в России: Указ. имен. Предм.-темат. указ./ Сост. Н. И. Шауров.- М.: ИИЕТ АН СССР, 1977 - 79 с. - В надзаг.: АН СССР. Сов. нац. об-ние историков естествознания и техники; Гл. арх. упр, Центр, гос. воен.-ист. арх.

Агапова В. С. Основные периоды развития в СССР приборов для измерения характеристик атмосферы.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 31, с. 3 - 10.

Агапова В. С. Метод изучения тенденций развития конкретного вида техники: (На примере моделирования развития в СССР метеорологических приборов).- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 32, с. 52 - 60.

Антонов О. К., Малашенко Л. А., Цепляева Т. П. Развитие научных направлений кафедры конструкции летательных аппаратов.- В кн.: Вопросы проектирования самолетных конструкций. Харьков, 1979, вып. 2, с. 3 - 15.- Библиогр.: 10 назв.- К 50-летию Харьк. авиац. ин-та и кафедры конструкций самолетов.

Береговой Г. Т., Николаев А. Г. 15 лет со времени полета Ю. А. Гагарина и ближайшие задачи по исследованию Вселенной.- В кн.: Труды XI Чтений К. Э. Циолковского. Секция «Проблемы ракетной и космической техники». М.: ИИЕТ АН СССР, 1977, с. 3 - 10.

Белов Б. Л. Проблемы баллистики ракет дальнего действия в творчестве Г. Оберта.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 32, с. 61 - 67.

Беляев В. В. Основные направления и тенденции развития вертикально взлетающих реактивных самолетов за рубежом.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 31, с. 11 - 23.

Беляев В. В. Некоторые вопросы развития винтовых вертикально взлетающих самолетов (с конца XIX в. до второй половины 1970-х годов).- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1979, вып. 36, с. 3 - 18.

Борин А. А. Из истории решения проблемы флаттера.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 32, с. 68.

Бурдаков В. П. С. П. Королев и проблемы тяговой энергетики космических полетов будущего.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 34, с. 26 - 33.

Глушко В. П. Путь в ракетной технике.- Избр. труды, 1924 - 1946. М.: Машиностроение, 1977. 504 с.- Рец.: Мухин О., Прянишников В. Труды академика В. П. Глушко. - Авиация и космонавтика, 1978, № 5; с. 39.

Городинская В. С. Развитие представлений о биологических системах жизнеобеспечения человека в космических объектах с конца XIX в. до начала 60-х годов XX в.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1979, вып. 36, с. 19 - 32.

Дроздов О. А. О развитии в России и в СССР методов и средств регулирования влажности и температуры воздуха в термообъемах.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 31, с. 33 - 40.

Дузь П. Д. История воздухоплавания и авиации в России (период до 1914 г.). 2-е изд., перераб.- М.: Машиностроение, 1979. 271 с, ил.

Журня Л. Л. Исторические аспекты медико-биологических исследований в условиях кратковременной невесомости, выполненных за рубежом в 1918 - 1957 гг.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1979, вып. 36, с. 33 - 43. Из истории авиации и космонавтики. Вып. 31.- М.: ИИЕТ АН СССР, 1978.- 147 с, ил.- В надзаг.: АН СССР. Сов. нац. об-ние историков естествознания и техники.- Библиогр. в конце статей. Из истории авиации и космонавтики. Вып. 32. Памяти Михаила Павловича Макарука посвящается.- М.: ИИЕТ АН СССР, 1978.- 178 с, ил.- В надзаг.: АН СССР. Сов. нац. об-ние историков естествознания и техники.- Библиогр. в конце статей. Из истории авиации и космонавтики. Вып. 33. Основные исторические события (1977 г.).- М.: ИИЕТ АН СССР, 1978.- 214 с, ил.- В надзаг.: АН СССР. Сов. нац. об-ние историков естествознания и техники. Из истории авиации и космонавтики. Вып. 34. Памяти Сергея Павловича Королева посвящается.- М.: ИИЕТ АН СССР, 1978.- 180 с- В надзаг.: АН СССР. Сов. нац. об-ние историков естествознания и техники - Библиогр. в конце статей. Из истории авиации и космонавтики. Вып. 35. Основные исторические события (1978 г.).- М.: ИИЕТ АН СССР, 1978.- 134 с. - В надзаг.: АН СССР. Сов. нац. об-ние историков естествознания и техники. Из истории авиации и космонавтики. Вып. 36. Основные исторические события (1979 г.).- М.: ИИЕТ АН СССР, 1979. - 230 с. - В надзаг.: АН СССР. Сов. нац. об-ние историков естествознания и техники. Из истории авиации и космонавтики. Вып. 37. Основные исторические события (1979 г.).- М.: ИИЕТ АН СССР, 1979. - 152 с. - В надзаг.: АН СССР. Сов. нац. об-ние историков естествознания и техники.

Исаев А. М. Первые шаги к советским космическим двигателям (1941 - 1948).- Вопр. истории, 1979, №6, с. 86 - 95.

Карпов И., Францев О. Совершенствование вооружения истребительной авиации и зенитной артиллерии войск ПВО страны.- Воен.-ист. журн., 1977, № 7, с. 92 - 100, ил. - Период Великой Отечественной войны.

Качур П. И. Об основных закономерностях развития концепции надежности ракетно-космической техники.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 34, с. 68 - 81.

Качур П. И. О модели развития науки о надежности ракетной техники.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1979, вып. 36, с. 44 - 55.

Королев Б. В., Осипов В. Г. О роли С. П. Королева в создании в СССР спутниковой системы связи.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 34, с. 34 - 38. Ларченко П. Ф., Селезнев В. П. Информационный подход к оценке процесса развития комплексных систем навигации.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 34, с. 82 - 86.

Левин М. А. К вопросу о развитии самолетов с крылом изменяемой геометрии.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1979, вып. 36, с. 56 - 67. В. И. Ленин и советская авиация: Документы, материалы, воспоминания/ Сост.: Д. С. Землянский, Д. Я. Зильманович, В. Н. Мягков и др.- М.: Воениздат, 1979.- 238 с, 5 л., факс.- Рец.: Чугунов Н. Ленин и авиация.- Крылья Родины, 1980, № 2, с. 8 - 9; Пинчук В. Страницы славной летописи.- Гражд. авиация, 1980, № 4, с. 32: Кутахов П.- Кн. обозрение, 1979, № 44, с. 6; Марюхин В.- Коммунист Вооруж. Сил, 1980, № 7, с. 86 - 87.

Макарук Л. М. Роль М. П. Макарука в создании первых советских авиационных двигателей «М-4» и «М-5».- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 32, с. 12 - 35.

Меркулов И. А. Результаты испытаний первых отечественных ракет (1933 - 1941 гг.).- В кн.: Труды XII Чтений К. Э. Циолковского. Секция «К. Э. Циолковский и проблемы ракетной и космической техники». М.: ИИЕТ АН СССР, 1979, с. 29 - 46.

Мироненко А. Авиация Военно-Морского Флота в послевоенные годы.- Воен.-ист. журн., 1978, № 12, с. 25 - 32, ил.

Михайлов В. П. Модель существования ракетных летательных аппаратов: (На примере баллистических ракет дальнего действия).- В кн: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 34, с. 87 - 92.

Михайлов В. П. Развитие железнодорожных комплексов межконтинентальных баллистических ракет.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1979, вып. 36. с. 68 - 78.

Михайлов В. С. Исследование влияния смежных областей техники на развитие конкретного технического средства (на примере развития самолетов с ракетными двигателями).- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 31, с. 55 - 63.

Михайлов В. С. О работах Н. А. Телешова - автора проекта реактивного самолета (1867 г.).- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 32, с. 94 - 106.

Михайлова Т. А. Исследования длительного воздействия ускорений на живые организмы в начале XX в. и их значение для развития космической биологии и медицины.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 31, с. 64 - 74.

Михайлова Т. А. Анализ работ основоположников ракетной техники по решению проблемы ускорений на рубеже XIX - XX вв.- В кн.: Труды IV и V Чтений Ф. А. Цандера. Секция «Исследование научного творчества Ф. А. Цандера». М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, с. 106 - 114.

Николайчук И. А. Процесс замены старой техники новой: (На примере внедрения газовой турбины в авиацию США).- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 31, с. 75 - 85.

Новиков М. Развитие техники бомбардировочной авиации в годы войны.- Воен.-ист. журн., 1978, № 4, с. 35 - 42, ил.

Новичков Н. Н. Из предыстории создания в США беспилотных крылатых летательных аппаратов.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 34, с. 93 - 104.

Новичков Н. Н. Некоторые особенности развития беспилотных крылатых летательных аппаратов до конца 40-х годов XX века.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1979, вып. 36, с. 79 - 90.

Панкратов Е. А. Анализ развития автономных электрических пусковых систем авиадвигателей (до 1955 г.).- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1979, вып. 36, с. 91 - 106. Пионеры ракетной техники: Гансвиндт, Годдард, Эсно-Пельтри, Оберт, Гоман.- Избр. труды/ Ред.-сост. Т. М. Мелькумов, В. Н. Сокольский.- М.: Наука, 1977.- 632 с. с ил., портр.- В надзаг.: АН СССР. Сов. нац. об-ние историков естествознания и техники; Ин-т истории естеств. и техники.

Подзей А. В. Михаил Павлович Макарук и становление отечественной авиационной промышленности.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 32, с. 4 - 11.

Пономарев А. Н. Советские авиационные конструкторы.- М.: Воениздат, 1977.- 278 с, ил., портр.- Введение (с. 3 - 24) содержит обзор развития авиации дореволюционной России, советского самолетостроения и двигателестроения.- Рец.: Нечаев Ю. Слово о конструкторах.- Красная звезда, 1977, 20 дек.; Асташенков П. Творцы крылатых машин.- Крылья Родины, 1978, № 5, с. 30.

Раушенбах Б. В. С. П. Королев и советская ракетная техника.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 34, с. 4 - 13.

Сагдеев Р. 3. Космонавтика: достижения и перспективы.- Природа, 1977, № 10, с. 4 - 10.

Салахутдинов Г. М. Анализ взаимодействия науки и техники в процессе развития работ по охлаждению ЖРД (1903 - 1975 гг.): Автореф. дис. ... канд. техн. наук. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978. 31 с.

Серова Е. Я. Истоки формирования отечественной авиационной психологии.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1979, вып. 36, с. 107 - 116.

Соболев Д. А. Развитие аэродинамического совершенства скоростных рекордных самолетов с поршневыми двигателями.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 31, с. 86 - 95.

Соболев Д. А. Вопросы классификации и периодизации развития самолетов бесхвостой схемы.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1979, вып. 36, с. 117 - 126.

Соколова Т. П. История разработки и использования топливных элементов на космических летательных аппаратах США.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 34, с. 105 - 117.

Соколова Т. П. История разработки и применения солнечных батарей на космических летательных аппаратах США.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.:ИИЕТ АН СССР, 1979, вып. 36, с. 127 - 137.

Сокольский В. Н. Работы Р. X. Годдарда в области теоретической космонавтики.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 31, с. 96 - 124.

Титов Н. Н. Модели развития ракетных двигателей на твердом топливе в США.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 34, с. 118 - 130.

Урмин Е. В. Опыт периодизации истории газотурбинных двигателей.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1979, вып. 36, с. 138 - 155. Успехи Советского Союза в исследовании космического пространства: Второе космическое десятилетие, 1967 - 1977/Редкол.: С. Н. Вернов (гл. ред.) и др.- М.: Наука, 1978. - 751 с, ил. - В надзаг.: АН СССР. Ин-т истории естествознания и техники. - Библиогр. в конце разд.

Фрид Ю. В. Из истории развития отечественной авиационной светотехники.- Светотехника, 1979, № 7, с. 9 - 12, ил.

Цандер Ф. Собрание трудов/ Сост. и отв. ред. Г. А. Тетере - Рига: Зинатне, 1977. - 566 с, ил., портр. - В надзаг.: АН ЛатвССР, Ин-т механики полимеров.

Цепляева Т. П. Самолеты ХАИ, их значение в развитии авиации.- В кн.: Самолетостроение. Техника воздушного флота. Харьков, 1977, с. 3 - 8, ил. - 1931 - 1940 гг.

Шавров В. Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.: (Материалы к истории самолетостроения).- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Машиностроение, 1978. - 576 с, ил.; 1-е изд., 1969.

Шавров В. Б. История конструкций самолетов в СССР, 1938 - 1950 гг.: (Материалы к истории самолетостроения).- М.: Машиностроение, 1978. - 440 с, ил.- Библиогр.: с. 437 - 438 (63 назв.). - Рец.: Арлазоров М. Портреты всех самолетов.- Знание - сила, 1978, № 11, с. 31 - 33; Ковыршин Ф. - Знание - сила, 1979, № 4, с. 23 - 24.

Шатоба И. Я. Исследование С. И. Лоцманова в области пайки алюминия и его сплавов.- В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М.: ИИЕТ АН СССР, 1978, вып. 31, с. 125 - 129.

Яковлев А. С. Советские самолеты: Крат. очерк.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 1979. - 399 с, ил.

В учебнике английского языка для 5-го класса издательства «Атамура» летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин оказался нерусского происхождения. Об этом сообщает корреспондент Tengrinews.kz. В частности, в учебнике, который был переиздан в 2010 году тиражом 43 тысячи книг, в тестовом задании предлагается ответить на вопрос, какой национальности первый человек в мире, совершивший полет в космос. Однако в трех вариантах ответа присутствуют только: англичанин, американец и испанец. Между тем, как заверили в самой корпорации «Атамура», они не имеют никакого отношения к ошибке, допущенной в учебном издании, и пообещали разобраться с этим. «Это не у руководства (издательства. — Прим. автора), а у автора учебника надо спросить. Я не думаю, что это они по неведению сделали, что не знали, какой национальности Гагарин (…) Если бы там буква была пропущена, можно было бы сказать, что техническая ошибка, вина редактора или корректора», — прокомментировала вице-президент корпорации «Атамура» Гульбаршын Жарылгасимова. Она также пояснила, что ошибка в учебнике по английскому языку может быть исправлена только лишь к 2014 году, так как книги эти переиздаются один раз в четыре года. «Да и то впереди 12-летка, может, и не будет (переиздаваться. — Прим. автора). 12-летнее обучение будет и уже учебники другие будут, и программа другая, возможно, учебник последние годы существует», — отметила Жарылгасимова. По словам вице-президента корпорации, авторы книг всегда работают в процессе создания учебников параллельно, и их учебники проходят экспертизу в Министерстве образования и науки. Помимо этого, Жарылгасимова пояснила, что подобные ошибки довольно дорого обходятся в финансовом плане. «Я вам не скажу (цену. — Прим. автора), это в каждом конкретном случае зависит от тиража книги, от количества ошибок, сколько страниц поменять нужно. Потом страница не одна меняется, а весь печатный лист-блок, поэтому это стоит довольно дорого», — заключила она".

А моя двоюродная сестра недавно прислала фотографию из Лондона:

Нил Армстронг

Скончался первый человек на Луне Нил Армстронг

Американский ответ советскому Гагарину, он делал все, чтобы дистанцировать себя от того самого главного достижения в своей жизни. "Мне не нравится, что большинству людей я известен как тот самый парень с Луны. Мне кажется, что все мы глубоко внутри хотим, чтобы нас чествовали не за какие-то яркие вспышки нашей биографии, а за сумму всего, что было сделано, создано и сказано," - рассказал он в одном из последних интервью. Но любовь истории неотвратима и жестока. Пока есть учебники истории, Нилу Армстронгу зарезервировано в них место как первому человеку на Луне.

Нил Олден Армстронг родился 5 августа 1930 года в Огайо в городе Вапаконета. Детство он провел недалеко от Дейтона, места рождения одного из двух братьев Райт. Это соседство много значило для Армстронга - в немногих своих интервью он вспоминал его постоянно. В сам же полет к Луне он взял с собой фрагмент пропеллера и крыла самолета легендарных братьев.

Со школы Армстронг болел небом. "Когда я учился в школе, мы говорили только о летчиках. И иногда о девочках," - рассказывал он. В 15 лет Армстронг уже получил удостоверение пилота - раньше, чем у него появились водительские права. В 1947 году Нил пошел учиться на авиационного инженера в университет Пердью в Индиане. Он также поступил в Массачусетский технологический институт, но отказался от учебы там - Массачусетс казался ему, будущему покорителю Луны, слишком далеким от дома.

Армстронг учился по знаменитому "плану Холлоуэя" - программе, по которой молодые люди получали бесплатное образование в обмен на три года службы в ВМС США. Через два года учебы Нил был призван в армию и всего через несколько месяцев с квалификацией военно-морского летчика очутился на передовой Корейской войны. Во время одного из вылетов в сентябре 1951 года его самолет был подбит, но пилот смог довести машину до дружественных территорий, где и катапультировался. В общей сложности за время службы Нил Армстронг совершил 78 боевых вылетов и удостоился нескольких наград.

После трех лет службы он вернулся к учебе в университете Пердью. "Помню, когда я вернулся в колледж после Корейской войны, мои сверстники казались мне такими юными, что я даже не знал, о чем с ними говорить," - рассказывал он в интервью.

В 1955 году Армстронг начинает работать в NACA - предшественнице NASA - в качестве летчика-испытателя. Ему довелось работать с самыми быстрыми самолетами, включая X-15, который до сих пор считается самым быстрым пилотируемым воздушным судном. Будущий капитан "Аполлона 11" отлетал на более чем двух сотнях экспериментальных машин. В 1962 Нил Армстронг попал в команду астронавтов. Это знаменательное событие совпало с трагедией в личной жизни - после длительной болезни умерла его дочь Карен.

Свой первый полет Нил Армстронг совершил в 1966 году на борту аппарата Gemini 8. Главной целью миссии была стыковка со спутником, и вместе с напарником Дэвидом Скоттом Армстронгу удалось ее выполнить. Вместе с тем полет закончился провалом - спустя некоторое время после отстыковки аппарат начал неконтролируемое вращение. Как оказалось, в результате короткого замыкания один из маневровых двигателей не выключился в заданное время. Используя тормозные двигатели, Армстронг сумел стабилизировать аппарат, но, согласно правилам, был обязан вернуть корабль на Землю. Как следствие, большинство заданий оказались не выполнены, среди них - выход Скотта в открытый космос.

По словам сослуживцев, Армстронг всегда производил впечатление несгибаемого и хладнокровного человека, способного действовать разумно даже в самых критических ситуациях. Про него ходило множество историй (в отличие от истории с мистером Горски, реальных) еще со времен его работы летчиком-испытателем, но самым ярким был случай в 1968 году: Армстронг работал на LLTV - аппарате, на котором астронавты программы "Аполлон" отрабатывали посадку на земной спутник. Во время одного из таких полетов аппарат потерял управление. Армстронг до последнего пытался вернуть контроль над машиной, но на высоте 30 метров катапультировался, как оказалось, в последний момент - в отчете об инциденте говорилось, что задержка в 0,5 секунды могла стоить астронавту жизни. Чудом избежав смерти (у него был только прокушен язык), Армстронг тотчас же после приземления отправился писать о произошедшем отчет. "Надо было закончить работу," - рассказывал Нил после этого случая.

16 июля 1969 года космический корабль "Аполлон 11" с Нилом Армстронгом (командир корабля), Базом Олдрином и Майклом Коллинсом отправился к Луне. Земного спутника они достигли 20 июля. Коллинс остался на орбите, а Армстронг с Олдрином прилунились в море Спокойствия. "Хьюстон, это база Спокойствие. Орел приземлился", - произнес знаменитые слова командир корабля. А после, выходя из корабля, Армстронг сказал в прямом эфире еще более знаменитую фразу "Один маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества".

Возвращение команды было триумфальным, но после второго полета Армстронг в космос не вернулся. Точнее, говорят, ему не дали - берегли его как символ. Спустя всего два года Нил Армстронг покинул Американское космическое агентство, устроившись преподавателем в университет Цинциннати. С начала 90-х он ушел в бизнес, жил достаточно скромно и даже немного скрытно, сторонясь политики и прессы.

История развития космонавтики


Чтобы оценить вклад того или иного человека в развитие какой-то области знаний, надо проследить историю развития этой области и попытаться усмотреть прямое или косвенное влияние идей и трудов этого человека на процесс достижения новых знаний и новых успехов. Рассмотрим историю развития ракетной техники и вытекающей из нее истории ракетно-космической техники.

Зарождение ракетной техники

Если говорить про саму идею реактивного движения и первую ракету, то эта идея, и ее воплощение родились в Китае примерно во 2 веке н.э. Движущей силой ракеты был порох. Китайцы сначала использовали это изобретение для развлечений - китайцы до сих пор являются лидерами в производстве фейерверков. А затем поставили эту идею на вооружение, в прямом смысле слова: такой "фейерверк" привязанный к стреле увеличивал дальность ее полета примерно на 100 метров (что было одной третью от всей длины полета), а при попадании цель зажигалась. Было и более грозное оружие на том же принципе - "копья яростного огня".

В таком примитивном виде реактивные ракеты просуществовали до 19 века. Только в конце 19-го века стали предприниматься попытки математически объяснить реактивное движение и создать серьезное вооружение. В России одним из первых этим вопросом занялся Николай Иванович Тихомиров в 1894 году 32 . Тихомиров предлагал использовать в качестве движущей силы реакцию газов, получающихся при сгорании взрывчатых веществ либо легко воспламеняющихся жидких горючих в сочетании с эжектируемой окружающей средой. Тихомиров стал заниматься этими вопросами позже Циолковского, но в смысле реализации продвинулся намного дальше, т.к. он мыслил более приземлено. В 1912 году он представил морскому министерству проект реактивного снаряда. В 1915 подал прошение о выдаче привилегии на новый тип "самодвижущихся мин" для воды и воздуха. Изобретение Тихомирова получило положительную оценку экспертной комиссии под председательством Н. Е. Жуковского. В 1921 по предложению Тихомирова в Москве была создана лаборатория для разработки его изобретений, получившая впоследствии (после перевода в Ленинград) наименование Газодинамической лаборатории (ГДЛ). Вскоре после основания деятельность ГДЛ сосредоточилась на создании ракетных снарядов на бездымном порохе.

Параллельно с Тихомировым над ракетами на твердом топливе трудился бывший полковник царской армии Иван Граве 33 . В 1926 году он получил патент на ракету, которая в качестве топлива использовала особый состав дымного пороха. Он стал пробивать свою идею, писал даже в ЦК ВКП(б), но эти хлопоты завершились вполне типично для того времени: полковник царской армии Граве был арестован и осужден. Но И.Граве еще сыграет свою роль в развитии ракетной техники в СССР, и примет участие в разработке ракет для знаменитой "Катюши".

В 1928 году была запущена ракета, топливом для нее служил порох Тихомирова. В 1930 году на имя Тихомирова выдан патент на рецептуру такого пороха и технологию изготовления шашек из него.

Американский гений

За рубежом проблемой реактивного движения одним из первых занялся американский ученый Роберт Хитчингс Годдард 34 . Годдард в 1907 году пишет статью "О возможности перемещения в межпланетном пространстве", которая по духу очень близка работе Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами", правда Годдард пока ограничивается только качественными оценками и никаких формул не выводит. Годдарду тогда было 25 лет. В 1914 году Годдард получает патенты США на конструкцию составной ракеты с коническими соплами и ракеты с непрерывным горением в двух вариантах: с последовательной подачей в камеру сгорания пороховых зарядов и с насосной подачей двухкомпонентного жидкого топлива. С 1917 года Годдард ведет конструкторские разработки в области твёрдотопливных ракет различного типа, в том числе, многозарядной ракеты импульсного горения. С 1921 Годдард переходит к экспериментам с жидкостными ракетными двигателями (окислитель - жидкий кислород, горючее - различные углеводороды). Именно эти ракеты на жидком топливе стали первыми прародителями космических ракет-носителей. В своих теоретических работах он не раз отмечал преимущества жидкостных ракетных двигателей. 16 марта 1926 года Годдард проводит успешный запуск простейшей ракеты с вытеснительной подачей (топливо - бензин, окислитель - жидкий кислород). Стартовый вес - 4.2 кг, достигнутая высота - 12.5 м, дальность полёта - 56 м. Годдарду принадлежит первенство в запуске ракеты на жидком топливе.

Роберт Годдард был человеком трудного, сложного характера. Он предпочитал работать скрытно, в узком кругу доверенных людей, слепо ему подчинявшихся. По словам одного из его американских коллег, "Годдард считал ракеты своим частным заповедником, и тех, кто так же работал над этим вопросом, рассматривал как браконьеров… Такое его отношение привело к тому, что он отказался от научной традиции сообщать о своих результатах через научные журналы..." 35 . Можно добавить: и не только через научные журналы. Весьма характерен ответ Годдарда от 16 августа 1924 года советским энтузиастам исследования проблемы межпланетных полетов, которые искренне желали, установить научные связи с американскими коллегами. Ответ совсем короткий, но в нем весь характер Годдарда:

"Университет Кларка, Уорчестер, Массачузетс, отделение физики. Господину Лейтейзену, секретарю общества по исследованию межпланетных связей. Москва, Россия.

Уважаемый сэр! Я рад узнать, что в России создано общество по исследованию межпланетных связей, и я буду рад сотрудничать в этой работе в. пределах возможного. Однако печатный материал, касающийся проводимой сейчас работы или экспериментальных полетов, отсутствует. Благодарю за ознакомление меня с материалами. Искренне ваш, директор физической лаборатории Р.Х. Годдард" 36 .

Интересным выглядит отношение Циолковского к сотрудничеству с зарубежными учеными. Приведем отрывок из его письма к советской молодежи, опубликованного в "Комсомольской правде" в 1934 г.:

"В 1932 году крупнейшее капиталистическое Общество металлических дирижаблей прислало мне письмо. Просили дать подробные сведения о моих металлических дирижаблях. Я не ответил на заданные вопросы. Я считаю свои знания достоянием СССР" 37 .

Таким образом, можно сделать вывод, что ни с той, ни с другой стороны не было никакого желания сотрудничать. Ученые очень ревностно относились к своей работе.

Споры о приоритете

Теоретики и практики ракетной техники в то время были совершенно разобщены. Это были те самые "... не связанные друг с другом исследования и опыты многих отдельных ученых, атакующих неизвестную область вразброд, подобно орде кочевых всадников", о которых, применительно, правда, к электричеству, писал Ф. Энгельс в "Диалектике природы". Роберт Годдард очень долгое время ничего не знал о трудах Циолковского, равно как и Герман Оберт, работавший с жидкостными ракетными двигателями и ракетами в Германии. Столь же одинок был во Франции один из пионеров космонавтики, инженер и летчик Робер Эсно-Пельтри, будущий автор двухтомного труда «Астронавтика».

Разделенные пространствами и границами, не скоро узнают они друг о друге. 24 октября 1929 года Оберт раздобудет, наверное, единственную во всем городке Медиаше пишущую машинку с русским шрифтом и отправит в Калугу письмо Циолковскому. "Я, разумеется, самый последний, кто стал бы оспаривать Ваше первенство и Ваши заслуги по делу ракет, и я только сожалею, что не раньше 1925 г. услышал о Вас. Я был бы, наверное, в моих собственных работах сегодня гораздо дальше и обошелся бы без тех многих напрасных трудов, зная ваши превосходные работы",- открыто и честно писал Оберт. А ведь нелегко написать так, когда тебе 35 лет и ты всегда считал себя первым. 38

В фундаментальном докладе, посвященном космонавтике, француз Эсно-Пельтри ни разу не упомянул Циолковского. Популяризатор науки писатель Я.И. Перельман, прочитав работу Эсно-Пельтри, написал Циолковскому в Калугу: "Есть ссылка на Лоренца, Годдарда, Оберта, Гомана, Валье,- но ссылок на вас я не заметил. Похоже, что автор с Вашими трудами не знаком. Обидно!" Через некоторое время газета «Юманите» довольно категорически напишет: "Циолковского по справедливости следует признать отцом научной астронавтики". Получается как-то неловко. Эсно-Пельтри пытается все объяснить: "...я предпринял все усилия для того, чтобы получить их (работы Циолковского.- Я.Г.). Для меня оказалось невозможным получить хотя бы маленький документ до моих докладов 1912 года". Улавливается некоторое раздражение, когда он пишет, что в 1928 году получил "от профессора С. И. Чижевского заявление с требованием подтвердить приоритет Циолковского". "Мне думается, я полностью удовлетворил его",- пишет Эсно-Пельтри. 39

Американец Годдард за всю жизнь ни в одной из своих книг, ни в статьях никогда не называл Циолковского, хотя получал его калужские книги. Впрочем, этот трудный человек вообще редко ссылался на чужие работы.


Нацистский гений

23 марта 1912 года в Германии родился Вернер фон Браун - будущий создатель ракеты ФАУ-2. Его ракетная карьера началась с чтения научно-популярной литературы и наблюдения за небом. Позже он вспоминал: "Это была цель, которой можно было посвятить всю жизнь! Не только наблюдать планеты в телескоп, но и самому прорваться во Вселенную, исследовать таинственные миры" 40 . Серьезный не по годам мальчик зачитывался книгой Оберта о полетах в космос, несколько раз смотрел фильм Фрица Ланга "Девушка на Луне", а в 15 лет вступил в общество космических путешествий, где познакомился с настоящими специалистами-ракетчиками.

Семья Браунов была помешана на войне. Среди мужчин дома фон Браунов только и шли разговоры, что об оружии и войне. Эта семья, по-видимому, была не лишена того комплекса, который был присущ многим немцам после поражения в Первой Мировой войне. В 1933 году в Германии к власти пришли нацисты. Барон и истинный ариец Вернер фон Браун со своими идеями реактивных ракет пришелся ко двору новому руководству страны. Он вступил в СС, и стал быстро подниматься по карьерной лестнице. На его исследования власти выделяли огромные деньги. Страна готовилась к войне, и фюреру было очень нужно новое оружие. О полетах в космос Вернеру фон Брауну приходится забыть на долгие годы. 41

В конце 1934 года фон Браун и Ридель запустили с острова Боркум две ракеты A-2, прозванные "Макс и Мориц" по имени популярных комиков. Ракеты взлетели на полторы мили - это был успех! В 1936 году на остове Узедом в Балтийском море, недалеко от родовых владений фон Браунов, началось строительство сверхсовременной военной базы Пенемюнде. В конце 1937 года в Пенемюнде ракетчикам удалось создать 15-метровую ракету А-4, которая могла перенести тонну взрывчатки на 200 километров. Это была первая в истории современная боевая ракета. Ее прозвали "Фау" - от первой буквы немецкого слова Vergeltungswaffee (что переводится как "оружие возмездия"). Летом 1943 года на побережье Франции выстроили бетонные бункеры для запуска ракет. Гитлер требовал к концу года засыпать ими Лондон. Карты спутала работа английской разведки. Фон Браун был мастером маскировки, и долгое время самолеты союзников просто не залетали в прибалтийские дюны. Однако в июле 1943 году польские партизаны сумели достать и переправить в Лондон чертежи "Фау" и план ракетной базы. Через неделю в Пенемюнде прилетели 600 английских "летающих крепостей". В огненной буре погибли 735 человек и все готовые ракеты. Производство ракет было перенесено в известковые горы Гарца, где в подземном лагере Дора работали тысячи заключенных. Через год в 1944 году союзники высадились во Франции и захватили площадки запуска "Фау". Пришло время фон Брауна, ведь его ракеты летели дальше и вполне могли запускаться с территории Голландии или даже самой Германии. Еще в ноябре 1943 года "Фау-2" испробовали на польских селах, из которых для конспирации не выселили жителей. Ракеты не попали в цель, но немцы утешали себя тем, что в такую большую цель, как Лондон, попасть легче. И попадали - с сентября 1944 по март 1945-го по Лондону и Антверпену выпустили 4300 ракет "Фау-2", которые убили 13029 человек. 42

Но было уже поздно. Это была агония нацистской власти. В январе 1945 года к Пенемюнде подступили советские войска. 4 апреля охранники покинули Дору, расстреляв перед этим 30 тысяч узников. Фон Браун укрылся на альпийском лыжном курорте, где 10 мая 1945 года появились американцы. Его, штурмбанфюрера СС, запросто могли расстрелять или взять под арест. Даже его будущий начальник генерал Медарис, штурмовавший в рядах союзников Берлин, позднее признался, что, попадись ему Браун в 1945-м, он бы не задумываясь его повесил. Но Браун попал в руки совсем других людей - специальных агентов американской миссии "Paper-Clip" ("скрепка"), занимавшейся поиском немецких ракетчиков. "Ракетного барона" со всеми почестями переправили за океан как особо ценный груз. 43

Под руководством барона фон Бауна американские инженеры колдовали над вывезенными из Германии "Фау-2". Уже в 1945 году компания "Конвейер" изготовила ракету МХ-774, где вместо одного мотора "Фау" было установлено четыре. В 1951-м лаборатория фон Брауна разработала баллистические ракеты "Редстоун" и "Атлас", которые могли нести ядерные заряды. В 1955 году Вернер фон Браун становится гражданином США, о нем стало разрешено писать в прессе.

4 октября 1957 года в небо взмыл первый советский спутник, что сильно подорвало престиж американцев. Американский "Эксплорер" был запущен лишь 119 дней спустя, а советские лидеры уже намекали на скорый полет человека в космос. Так началась космическая гонка. Запуск ракет в США перешел из единоличного ведения Пентагона в руки государственного агентства НАСА. При нем был создан космический центр имени Джона Маршалла в Хантсвилле под научным руководством Вернера фон Брауна. Теперь у Брауна было еще больше денег и людей, чем в Пенемюнде, и он смог наконец осуществить давнюю мечту о космических полетах.

Первую ракету-носитель "Атлас" в последствии сменила более мощная "Титан", а потом и "Сатурн". Именно последняя 16 июля 1969 года доставила на Луну "Аполлон-11", и весь мир, затаив дыхание, наблюдал первые шаги Нейла Армстронга и американский флаг на Луне. Программу "Аполлон", как и предыдущие космические полеты, разрабатывал Вернер фон Браун. Вершины своей карьеры Браун достиг в 1972 году - он стал заместителем директора НАСА и начальником космодрома на мысе Канаверал. Нацистский гений Вернер фон Браун прожил 65 лет полной, богатой, и в смысле денег и в смысле впечатлений, счастливой жизни. Он был счастлив и в работе и в личной жизни.


Советский гений

Вернемся опять в прошлое, в СССР. 12 января 1907 года в г. Житомире в семье учителя русской словесности П.Я. Королева рождается сын - Сергей Павлович Королев 44 . Королев с детства стал увлекаться самолетами и аэропланами. Однако его особенно увлекали полеты в стратосфере и принципы реактивного движения. В сентябре 1931 г. С.П. Королев в возрасте 24 лет, и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф.А.Цандер, которому тогда было уже 44 года, добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима - Группы изучения реактивного движения (ГИРД): В апреле 1932 г. она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостные баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

В 1933 г. на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) основывается Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) под руководством И.Т. Клейменова. С.П. Королев назначается его заместителем. Работы в институте велись по двум направлениям. Реактивные снаряды разрабатывались отделом, которым руководил Г. Лангемак. В состав этого отдела и вошли И. Граве и сотрудники Тихомирова. Именно этим людям и этому отделу Красная армия должна быть благодарна за создание знаменитой "Катюши" 45 . Второй отдел РНИИ разрабатывал дальнобойные ракеты на жидком топливе. В нем работали Сергей Королев и Валентин Глушко. Однако расхождения во взглядах с руководителями ГДЛ на перспективы развития ракетной техники заставляют С.П. Королева перейти на творческую инженерную работу, и ему как начальнику отдела ракетных летательных аппаратов в 1936 г. удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную - 217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную-212 с жидкостным ракетным двигателем. 46

В конце тридцатых годов государственная репрессивная машина не обошла стороной молодого конструктора. По ложному обвинению С. П. Королев был арестован, и 27 сентября 1938 г. осужден на 10 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях строгого режима и отправлен на Колыму

В 1939 новое руководство НКВД решило организовать конструкторские бюро, в которых должны были трудиться заключенные специалисты. В одно из таких бюро, возглавляемое А.Н. Туполевым, тоже заключенным, и был направлен Королев. Этот коллектив занимался проектированием и созданием пикирующего бомбардировщика Ту-2. Вскоре после начала войны Особое техническое бюро Туполева эвакуировали в Омск. В Омске Королев узнал, что в Казани аналогичное бюро занимается ракетными ускорителями для бомбардировщика Пе-2 под руководством бывшего сотрудника НИИ-3 Глушко. Королев добился перевода в Казань, где стал заместителем Глушко. В эти же годы он начал самостоятельно разрабатывать проект нового аппарата - ракеты для полетов в стратосферу. 27 июля 1944 по указу Президиума Верховного Совета СССР Королев и ряд других сотрудников режимного КБ были досрочно освобождены со снятием судимости.

После окончания войны во второй половине 1945 года Королев в числе других специалистов был командирован в Германию для изучения немецкой техники. Особый интерес для него представляла немецкая ракета V-2 (Фау-2), обладавшая дальностью полета около 300 км при стартовой массе около 13 т.

13 мая 1946 г. было принято решение о создании в СССР отрасли по разработке и производству ракетного вооружения с жидкостными ракетными двигателями. В соответствии с этим же постановлением предусматривалось объединение всех групп советских инженеров по изучению немецкого ракетного вооружения Фау-2, работавших с 1945 г. в Германии, в единый научно-исследовательский институт "Нордхаузен", директором которого был назначен генеоал-майор Л.М. Гайдуков, а главным инженером-техническим руководителем - С.П. Королев. 47

Параллельно с изучением и испытаниями ракеты V-2 Королев, назначенный главным конструктором баллистических ракет, с группой сотрудников разработал ракету на жидком топливе Р-1; в мае 1949 г. состоялось несколько пусков геофизических ракет такого типа. В те же годы были разработаны ракеты Р-2, Р-5 и Р-11. Все они были приняты на вооружение и имели научные модификации. В середине 1950-х годов в КБ Королева была создана знаменитая Р-7 - двухступенчатая ракета, которая обеспечила достижение первой космической скорости и возможность вывода на околоземную орбиту летательных аппаратов массой в несколько тонн. Эта ракета (с ее помощью были выведены на орбиту первые три спутника) затем была модифицирована и превращена в трехступенчатую (для вывода «лунников» и полетов с человеком). Первый спутник был запущен 4 октября 1957, через месяц - второй, с собакой Лайкой на борту, а 15 мая 1958 - третий, с большим количеством научной аппаратуры. С 1959 Королев руководил программой исследований Луны. В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой, а 12 апреля 1961 осуществлен первый полет человека в космос. При жизни Королева на его космических кораблях в космосе побывало еще десять советских космонавтов, был осуществлен выход человека в открытый космос (А.А. Леонов 18 марта 1965 на КК «Восход-2»). Королевым и группой координируемых им организаций были созданы космические аппараты серий «Венера», «Марс», «Зонд», искусственные спутники Земли серий «Электрон», «Молния-1», «Космос», разработан космический корабль «Союз».

Итак, можно отметить следующие основные исторические вехи развития ракетной и космической техники и их основные фигуры. Прародителями жидкотопливных ракет были твердотопливные ракеты на порохе. Идея создания таких ракет уходит далеко в древность, поэтому все исследователи из разных стран начали эти разработки независимо друг от друга в конце 19-го века. Но вот первая идея перейти от твердотопливной ракеты, к жидкотопливной принадлежит Циолковскому. Позже Циолковского американец Годдард независимо ни от кого, сам доходит до этой идеи и первый воплощает ее в жизнь. В 30-х годах XX в. почти одновременно в СССР и Германии ведутся разработки баллистических ракет на жидком топливе. Германский гений барона Вернера фон Брауна оказывается успешнее или скорее удачливее, советского Сергея Королева, которому советские власти мешали, а фон Брауну германские всецело помогали. 30-е годы XX в. - это прорыв в ракетно-космической отрасли. После Второй Мировой войны ракеты ФАУ-2 Вернера фон Брауна становятся основой создания советских и американских баллистических ракет. Из этих разработок вырастают многоступенчатые космические ракеты-носители. Эти послевоенные успехи становятся вторым главным прорывом в космонавтике.


Список литературы

1. "Энциклопедия КОСМОНАВТИКА", М.: "Советская энциклопедия", 1985, с. 398

2. М. Штейнберг "Красивое имя, наводящее страх", Независимая газета, 17.06.2005

3. И.Н. Бубнов "Роберт Годдард", М.:"Наука", 1978

4. Я.К. Голованов "Королев и Циолковский". РГАНТД. Ф.211 оп.4 д.150, с. 4-5

5. "Мы - наследники Циолковского", Комсомольская правда, 17.09.1947

6. Я.К. Голованов "Дорога на космодром", М.: Дет. лит., 1982

7. В.Эрлихман, "Доктор Вернер. Молчание ягнят", Профиль N.10, 1998

8. "Сергей Павлович Королёв. К 90-летию со дня рождения." Редколлегия журнала "Ракетостроение и Космонавтика", ЦНИИмаш

9. М.Штейнберг "Красивое имя, наводящее страх", Независимая газета, 17.06.2005

10. "Сергей Павлович Королёв. К 90-летию со дня рождения." Редколлегия журнала "Ракетостроение и Космонавтика", ЦНИИмаш




И за тем, как производственная деятельность человека влияет на окружающую его природу. Информацию из космоса используют сегодня специалисты лесного и сельского хозяйств, с орбит ведутся наблюдения за Мировым океаном, движением ледников, активностью вулканов. Однако, несмотря на столь широкое использование космонавтики в интересах науки и хозяйства, она еще очень молода, и впереди у нее много...


Долговременные эксперименты, и ставшего бы базой для полетов к Луне и планетам. Этот логичный путь развития космонавтики был прерван лунной гонкой двух космических держав, но после ее завершения (не в нашу пользу) обе они возвратились на этот путь. В 1971г. в Советском Союзе была запущена первая в мире долговременная орбитальная станция "Салют". Этот почти 20-ти тонный аппарат был...

В живописном и респектабельном районе столицы, всего в пяти минутах ходьбы от метро Динамо в старинном здании, где когда-то размещался ресторан "Аполло" существует один не самый известный, но воистину уникальный музей. В нашем городе музеев столько, что обойти каждый не хватит и целой жизни, поэтому сейчас расскажем вам об этом удивительном доме, который мы открыли благодаря сообществу moscultura . Если вы интересуетесь историей воздухоплавания, русской авиации и космонавтики, то вам наверняка будет интересно. Если вы далеки от романтики "пыльных дорог" и знаете авиацию только как транспортное средство, переносящее вас из точки А в точку Б, то вам тоже будет интересно, потому что столько редкой и разноплановой информации вы не получите больше нигде.
Итак, Центральный Дом Авиации и Космонавтики, Красноармейская улица, дом 4

С уверенностью можно сказать, что равнодушным небо не оставляет никого. Так уж устроен человек, что его заветной мечтой всегда были крылья! Смельчаки рвались ввысь и приближали тот день, когда первый человек полетит в космос.

Авиация развивалась стремительно и в 1927 году по инициативе Второго всесоюзного совещания в Москве был основан Музей авиации. С начала своего открытия Центральный аэрохиммузей (тогда он назывался именно так) удивлял посетителей своими уникальными экспонатами. Например, на входе красовался одни из планеров Отто Лилиенталя - известного немецкого инженера XIX века, который смог доказать, что подъемная сила крыла зависит от угла атаки. Этот планер - большая редкость, но благодаря профессору Жуковскому, он был успешно выкуплен и доставлен в Москву.

Сегодня музей состоит из семи залов и пройдя по ним каждый посетитель увидит собственными глазами этапы становления и достижения в авиационном строении, самолеты Можайского, братьев Райт-А, Блерио-ХI, Гаккель III, Фарманы 4, 16 и 30, Лебедь 12, Кодрон G-3, МоранЖ, «Русский Витязь», «Илья Муромец», тяжелый самолет Слесарева, летающую лодку Григоровича М-5, Спад ХIII, Спад А-2, «Россия» А, Гризодубов 1 и геликоптер Юрьева.

Во втором зале — «История советской авиации в 1918-1940 гг.» рассказано о становлении авиационной промышленности и показаны все модели самолетов этого периода.

Что такое агитационные самолеты? Вот вам яркий пример. Самолет, названный в честь юмористического журнала "Крокодил".

А это самолет "Максим Горький". Единственный в своем роде. Вы знаете как он погиб? Это печальное событие произошло недалеко от музея, на Ходынке. Долгое время подробности той катастрофы хранились в архивах и только недавно были рассекречены. Приходите, и вам расскажут многое, что было неизвестно широкой публике

Экскурсия по Музею авиации поможет в деталях проследить историю возникновения и усовершенствования отечественной и мировой авиации и космонавтики. Дети с неподдельным интересом принимали участие в рассказе гида! Увидеть, рассмотреть большие детали двигателей, модели новейших космических зондов, а также летательные аппараты - это то, что надолго останется в памяти.



Легендарные летчики Ляпидевский, Беляков, Чкалов, Нестеров. О каждом из них можно слушать бесконечно! Проследить на карте маршрут перелета в США, узнать подробности спасения челюскинцев - все это можно во время экскурсии.

В следующем зале «Развитие истребителей, истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков в 1945-1995 гг.» представлены уникальные экспонаты. Это, например, катапультное кресло, которое применяется на самолетах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27.

Высотно-компенсирующий костюм. В случае разгерметизации кабины на большой высоте он защищает летчика от низкого давления.

И самое лучшее в мире оружие!

Здесь же можно увидеть и протестировать прицел истребителя

В третьем зале «Развитие бомбардировочной, военно-транспортной, морской и гражданской авиации в 1945-1995 гг.» можно увидеть макеты Руслана, Ил-62.

Скажите, а зачем перед креслами первого ряда эти ящики, закрепленные на перегородках? Догадались? Правда, шикарный самолет? Но ему было запрещено летать из-за высокого уровня шума. Хотя, здесь просто зависть сыграла роль (((Вряд ли Аэробусы обладают более низким уровнем шума. Бизнес, ничего личного

Тяжелый транспортный самолет АН-124 «Руслан» — самый крупный серийный транспортный самолет в мире.Когда в Москве в 1993 г. в первый раз выступал Майкл Джексон его команда завозила 310 тонн оборудования для концерта, арендовав аж три «Руслана».


Ну а теперь история космонавтики. Все мы гордимся полетом Юрия Гагарина в космос. А что мы знаем о том, что этому предшествовало? Кто именно сделал возможным то, что пионером открытия космоса стал СССР? Именно здесь мы узнали об инженерах-подвижниках, мечтавших слетать на Марс. Что такое ГИРД? Как это можно расшифровать? Группа инженеров, работающих даром. Да, именно так! Кто такой Фридрих Цандер? Что он сделал для ракетостроения? Кто был его учеником? Все это вам расскажут на экскурсии!

Вот этот экспонат воистину редчайший! Это спускаемый аппарат, побывавший на орбите. Больше таких нет нигде, есть только макеты, а это оригинал.

Спутники Земли. Искусственные. Первые! И это не копии, а оригиналы, прошедшие все испытания. Да, это первый в мире спутник, его передали музею после стендовых испытаний, а его брат-близнец полетел в космос.

Все мы знаем, что первыми на орбите побывали собаки. А сколько их было? Эти собаки - герои! Именно они сделали возможным полет человека!

Вот специальное устройство, где перед полетом содержали собачку. Вам расскажут про их судьбы. Утешает только одно, все это было во имя науки!

Ну и конечно, самое интересное! Что же ели и пили космонавты на орбите? Жаль, нельзя попробовать...

А это объектив космического фотоаппарата.

Центральный дом авиации и космонавтики очень интересный музей. Здесь собраны уникальные экспонаты и работают увлеченные и эрудированные люди, знающие историю и умеющие рассказать о ней. Неожиданно, что такой прекрасный музей находится совсем рядом и обделен вниманием публики. Наверное музей эротического искусства, что на Арбате, необходим нашему обществу, не знаю. Но то, что ЦДАиК необходим нашим детям, чтобы знать и гордиться нашей историей я уверена! Больно смотреть на ветшающие стены. Люди, работающие здесь - энтузиасты. Неужели России не нужен такой музей? Почему бы государству не увидеть, что в центре Москвы есть совершенно потрясающее собрание экспонатов, имеющих прямое отношение к нашей истории? Такими музеями мы можем по праву гордиться и показывать гостям. Ведь мы первые, кто побывал в космосе! Мы очень надеемся на то, что ДОСААФ и министерство культуры не оставят своим вниманием уникальный музей нашей российской славы.
Приходите сюда и вы! Приводите детей, родителей, друзей! Вы побываете на увлекательной экскурсии и полюбуетесь Москвой. И выходя из дверей старинного особняка вы еще раз осознаете, что живете в великой стране!

В живописном и респектабельном районе столицы, всего в пяти минутах ходьбы от метро Динамо в старинном здании, где когда-то размещался ресторан "Аполло" существует один не самый известный, но воистину уникальный музей. В нашем городе музеев столько, что обойти каждый не хватит и целой жизни, поэтому сейчас расскажем вам об этом удивительном доме, который мы открыли благодаря сообществу moscultura . Если вы интересуетесь историей воздухоплавания, русской авиации и космонавтики, то вам наверняка будет интересно. Если вы далеки от романтики "пыльных дорог" и знаете авиацию только как транспортное средство, переносящее вас из точки А в точку Б, то вам тоже будет интересно, потому что столько редкой и разноплановой информации вы не получите больше нигде.
Итак, Центральный Дом Авиации и Космонавтики, Красноармейская улица, дом 4

С уверенностью можно сказать, что равнодушным небо не оставляет никого. Так уж устроен человек, что его заветной мечтой всегда были крылья! Смельчаки рвались ввысь и приближали тот день, когда первый человек полетит в космос.

Авиация развивалась стремительно и в 1927 году по инициативе Второго всесоюзного совещания в Москве был основан Музей авиации. С начала своего открытия Центральный аэрохиммузей (тогда он назывался именно так) удивлял посетителей своими уникальными экспонатами. Например, на входе красовался одни из планеров Отто Лилиенталя - известного немецкого инженера XIX века, который смог доказать, что подъемная сила крыла зависит от угла атаки. Этот планер - большая редкость, но благодаря профессору Жуковскому, он был успешно выкуплен и доставлен в Москву.

Сегодня музей состоит из семи залов и пройдя по ним каждый посетитель увидит собственными глазами этапы становления и достижения в авиационном строении, самолеты Можайского, братьев Райт-А, Блерио-ХI, Гаккель III, Фарманы 4, 16 и 30, Лебедь 12, Кодрон G-3, МоранЖ, «Русский Витязь», «Илья Муромец», тяжелый самолет Слесарева, летающую лодку Григоровича М-5, Спад ХIII, Спад А-2, «Россия» А, Гризодубов 1 и геликоптер Юрьева.

Во втором зале — «История советской авиации в 1918-1940 гг.» рассказано о становлении авиационной промышленности и показаны все модели самолетов этого периода.

Что такое агитационные самолеты? Вот вам яркий пример. Самолет, названный в честь юмористического журнала "Крокодил".

А это самолет "Максим Горький". Единственный в своем роде. Вы знаете как он погиб? Это печальное событие произошло недалеко от музея, на Ходынке. Долгое время подробности той катастрофы хранились в архивах и только недавно были рассекречены. Приходите, и вам расскажут многое, что было неизвестно широкой публике

Экскурсия по Музею авиации поможет в деталях проследить историю возникновения и усовершенствования отечественной и мировой авиации и космонавтики. Дети с неподдельным интересом принимали участие в рассказе гида! Увидеть, рассмотреть большие детали двигателей, модели новейших космических зондов, а также летательные аппараты - это то, что надолго останется в памяти.



Легендарные летчики Ляпидевский, Беляков, Чкалов, Нестеров. О каждом из них можно слушать бесконечно! Проследить на карте маршрут перелета в США, узнать подробности спасения челюскинцев - все это можно во время экскурсии.

В следующем зале «Развитие истребителей, истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков в 1945-1995 гг.» представлены уникальные экспонаты. Это, например, катапультное кресло, которое применяется на самолетах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27.

Высотно-компенсирующий костюм. В случае разгерметизации кабины на большой высоте он защищает летчика от низкого давления.

И самое лучшее в мире оружие!

Здесь же можно увидеть и протестировать прицел истребителя

В третьем зале «Развитие бомбардировочной, военно-транспортной, морской и гражданской авиации в 1945-1995 гг.» можно увидеть макеты Руслана, Ил-62.

Скажите, а зачем перед креслами первого ряда эти ящики, закрепленные на перегородках? Догадались? Правда, шикарный самолет? Но ему было запрещено летать из-за высокого уровня шума. Хотя, здесь просто зависть сыграла роль (((Вряд ли Аэробусы обладают более низким уровнем шума. Бизнес, ничего личного

Тяжелый транспортный самолет АН-124 «Руслан» — самый крупный серийный транспортный самолет в мире.Когда в Москве в 1993 г. в первый раз выступал Майкл Джексон его команда завозила 310 тонн оборудования для концерта, арендовав аж три «Руслана».


Ну а теперь история космонавтики. Все мы гордимся полетом Юрия Гагарина в космос. А что мы знаем о том, что этому предшествовало? Кто именно сделал возможным то, что пионером открытия космоса стал СССР? Именно здесь мы узнали об инженерах-подвижниках, мечтавших слетать на Марс. Что такое ГИРД? Как это можно расшифровать? Группа инженеров, работающих даром. Да, именно так! Кто такой Фридрих Цандер? Что он сделал для ракетостроения? Кто был его учеником? Все это вам расскажут на экскурсии!

Вот этот экспонат воистину редчайший! Это спускаемый аппарат, побывавший на орбите. Больше таких нет нигде, есть только макеты, а это оригинал.

Спутники Земли. Искусственные. Первые! И это не копии, а оригиналы, прошедшие все испытания. Да, это первый в мире спутник, его передали музею после стендовых испытаний, а его брат-близнец полетел в космос.

Все мы знаем, что первыми на орбите побывали собаки. А сколько их было? Эти собаки - герои! Именно они сделали возможным полет человека!

Вот специальное устройство, где перед полетом содержали собачку. Вам расскажут про их судьбы. Утешает только одно, все это было во имя науки!

Ну и конечно, самое интересное! Что же ели и пили космонавты на орбите? Жаль, нельзя попробовать...

А это объектив космического фотоаппарата.

Центральный дом авиации и космонавтики очень интересный музей. Здесь собраны уникальные экспонаты и работают увлеченные и эрудированные люди, знающие историю и умеющие рассказать о ней. Неожиданно, что такой прекрасный музей находится совсем рядом и обделен вниманием публики. Наверное музей эротического искусства, что на Арбате, необходим нашему обществу, не знаю. Но то, что ЦДАиК необходим нашим детям, чтобы знать и гордиться нашей историей я уверена! Больно смотреть на ветшающие стены. Люди, работающие здесь - энтузиасты. Неужели России не нужен такой музей? Почему бы государству не увидеть, что в центре Москвы есть совершенно потрясающее собрание экспонатов, имеющих прямое отношение к нашей истории? Такими музеями мы можем по праву гордиться и показывать гостям. Ведь мы первые, кто побывал в космосе! Мы очень надеемся на то, что ДОСААФ и министерство культуры не оставят своим вниманием уникальный музей нашей российской славы.
Приходите сюда и вы! Приводите детей, родителей, друзей! Вы побываете на увлекательной экскурсии и полюбуетесь Москвой. И выходя из дверей старинного особняка вы еще раз осознаете, что живете в великой стране!