Занимательная орфография. Программа внеурочной деятельности «Занимательная орфография Употребление Ь для обозначения мягкости согласных
№ 1.
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
Если буква у тебя вызовет сомнение,
Ты немедленно ее ставь под ударение.
Например, ли
са в ле
су как-то заблудилась.
В ле
с на выручку ли
сы много ли
с явилось.
№ 2.
Непроверяемые гласные и согласные в корне.
Есть слова, в которых буквы невозможно заменять.
Удареньем бесполезно их запомни проверять.
Помнить надо те слова и не путать никогда.
Не ленись в словарь взглянуть –
Это к грамоте твой путь.
Апельсин, арена, здесь
Орфограмма эта есть.
И в конфете
притаилась, в пианино
закатилась.
В баскетбол идешь играть, но про т не забывать.
На футболе не зевай, букву т не потеряй.
– Все запомнил?
–Повтори!
Орфограмму заучи.
№ 3.
Проверяемые согласные в корне слова.
"Дуб”
ли, "год”
ли разберись,
Ответ дать не торопись.
Докажи сначала мне,
Что напишешь ты в конце.
Дуб – дубы,
а год – года
Пишем букву д
тогда.
Значит просьба – попросить,
А ходьба
будет ходить
.
– Все понятно?
– Повтори!
Орфограмму заучи.
№ 4.
Непроизносимые согласные в корне слова.
И ужасно
, и опасно
Букву т
писать напрасно.
Всем известно
, как прелестно
Букву т
писать уместно.
А проверить?
Известить.
Грустно
станет – загрустить.
Поздно
– значит опоздать
;
Здравствуй
– здравия
желать.
№ 5.
Буквы и, у, а после шипящих.
Буквы и, у, а
ты пиши, дружок, всегда.
После всех шипящих
букв:
После ж
и после щ
, после ч
и после ш
.
Щука
к чаще
подплыла, чудеса
: щавель нашла.
Пищать начали щурята: шиповника
маловато.
Парашют, жюри, брошюра
Пиши с
ю
, как имя Юра.
№ 6.
Разделительный ъ и ь знаки.
Соловьи, семья, друзья
Пиши Ь
всегда.
Объявленье, съемка, въезд
Ъ
напишем здесь.
Ъ
не обделяй, им приставки
отделяй.
В корне пишем – это правило пустяк.
№ 7.
Раздельное написание предлогов с другими словами.
Приставки пишем слитно –
То правило просто
Предлоги же раздельно-
Известно всем давно.
По опушке
бродит волк
По
, понятно вам, предлог.
Прокрадется
он в село –
Про
– приставка. Повезло.
Но овцу он не унес:
Встретил волка старый пес.
Из – под
дома,
Из – за
туч –
Черточку не позабудь.
№ 8.
Употребление Ь на конце существительных после шипящих.
В женском
роде пишем смело Ь
–
Вперед за дело.
Не забудь о том, что рожь
,
Дочь, дичь, помощь, вещь, речь, ложь;
Им подобные слова
Любят Ь
всегда.
Но вот луч
, и еж
, и врач
Иных требуют задач
.
Ь
здесь не пиши,
Вспомнить правило спеши.
Род мужской не подведем
Ь
прибережем.
Мы напишем: "Из – за туч
выглянул последний луч.
Помощь
вовремя пришла,
Молодежь
плясать пошла”.
№ 9.
Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.
Хищный, мощный и кончать
Ь
нельзя писать.
Мостик, гвоздик и очки
Ь
не пишешь ты.
Но болельщик, вскользь, возьмем
Ь
опять вернем
№ 10.
Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з (с-).
Ты запомни, что у нас
Правило одно:
Не меняем никогда
За-, над-, под-, о-, до -.
Все приставки заучите,
Слова правильно пишите.
Надпись, сделать, посидеть,
Телевизор
посмотреть.
№ 11.
Буквы з- и с- на конце приставок.
Из-
, ли, ис-
, ли, раз-
и рас-
?
Объясню я вам сейчас.
Напиши, дружок, ты з
Перед б, г, д, в, ж.
Не забудь про л.
про м,
и, конечно, букву з
.
Изв
ергаться, разжимать, пишем букву з
,
Но расс
вет, ис
кать, всп
лакнуть пишем только с
.
№12.
Буквы -о, -а в корне -лаг-, -лож-.
Если после корня -а,
В корне а
пиши всегда.
Предлагать, предполагать
Должен правило ты знать.
Отлож
ить и излож
ить
Букву о
здесь не забыть.
– Все запомнил?
– Повтори.
Орфограмму заучи
№ 13.
Буквы о-а в корне -раст- -рос-.
Подро
сла сирень в саду,
Я с рас
теньем к вам иду.
Корень -рос-
влюбился в о
,
Ему очень повезло.
Там, где есть -ст-
и -щ-
,
Пишем только букву а
.
Кустик быстро подрас
тал,
Летом вишенкою стал.
Исключение: росток
Мы напишем через о
.
№ 14.
Буквы ё-о после шипящих в корне слова.
Зашипеть захочешь ты,
Букву ё
в корне пиши.
Щётка, щёголь,
жёлудь, чёлка,
Щёлкнуть, чётко,
чёрт и пчёлка.
Но не путай:
шов, трущоба, шорох, шоколад, обжора.
Ты запомни те слова один раз и навсегда.
№ 15.
Буквы ы-и после ц.
Помни, что в словах на -ция
Пишем ия
, слаша ыя.
Милиция, полиция, рация, акация.
И с корнями разберись.
Поставить и
поторопись.
Цифру
дали циркачу,
Цинга
не страшна силачу.
Но запомни-ка слова
И не путай никогда.
Цыган
с цыганкою
дружны.
Стоят на цыпочках
с ребенком,
Не смея цыкнуть
на цыпленка.
№ 16.
Прописная буква в именах собственных.
Во Владивостоке
я родился,
С Сашей
в школе подружился.
С Ивановым
мы друзья,
Не любить его нельзя.
Подарил он мне котенка
Я назвал его Сластёнка.
Все названья рек, морей,
Теплоходов, кораблей,
Городов и островов-
Имя собственное я
Пишу с прописной буквы, друзья.
№ 17.
Буквы Е и И в окончаниях имен существительных.
Падежи разные у нас, но трудны они подчас.
Родительный, дательный да еще предложный.
Е
и И
запутались, сложно, но возможно
Разобрать, где Е, где И
, вот, пожалуйста, смотри.
У 3-его
склонения есть только буква И
: вещи
, вещи
и
еще раз о вещи
.
Но о море
во 2-ом (легче не бывает!).
Страны, стране в стране
родной друг мой проживает.
№ 18.
Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных и прилагательных.
Недоволен я скворцом,
Недоволен я грачом
.
Букву О
писать должны,
Понимаешь это ты?
Но с товарищем
моим
Мы за птицей
последим.
Принесла та наконец
Букву Е
к себе в конец.
Буква О
под удареньем,
Буква Е
без ударенья.
№ 19.
Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
Каким
утром вышел я воздухом
дышать?
Ранним.
Значит, будем мы букву И
писать.
В синеве (какой
?) душистой пахнет ландыш серебристый
Не ленись вопрос
задать, чтобы правильно писать.
№ 20.
Краткие прилагательные с основой на шипящую.
Могуч, пахуч, дремуч, тягуч.
Прошу: здесь Ь
не мучь!
№ 21.
Не с глаголами.
Не берег, не знал, не видел.
Не
, случайно, не обидел?
Не
раздельно напиши и соседу подскажи.
Ненавижу, негодую
Здесь без
не
я жить не
буду.
Потому что без нее
Я не стою
ничего
№ 22.
Ь после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2-м лице ед.ч.
Ь беречь
не сметь. Почему об этом речь?
У глагола право есть взять все то, что захотеть.
А ведь наша буква Ч любит Ь
вообще.
Вот смотри: зажечь, привлечь,
ненадолго бы отвлечь
,
Испечь
что-то и сберечь
, а потом опять прилечь
.
Ты рисуешь
и поешь
, с Ь
ты живешь
.
У II
-ого же лица Ь пиши
всегда
.№ 23.
-тся и –ться в глаголах.
Что делать? Купаться, нырять, кувыркаться.
Коль в вопросе Ь
, не забудь о нем, чудак.
Но купается
мой брат, кувыркается
солдат,
Улыбается
отец: "Подскажи-ка мне конец?”
Ну, конечно, угадал. Правильно: вопрос задал.
Что он делает? Смеется, улыбается, клянется.
Что
же делает
солдат? А отец? А ты? А брат?
Ь
не пишем здесь. Вам секрет понятен весь?
№ 24.
Буквы Е-И в корнях с чередованием.
Если после корня а,
В корне И
пиши тогда.
Расстилала, собирала,
Запирала, отпирала.
А без буквы этой
а
Только е
пиши всегда.
Расстелила, заперла,
Заблестела, замерла.
№ 25.
Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и IIспряжения.
Ко II
же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключив стелить и брить.
И еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, вертеть,
и зависеть, и терпеть.
Занимательная орфография
№ 1.
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
Если буква у тебя вызовет сомнение,
Ты немедленно ее ставь под ударение.
Например, л
и
са в л
е
су как-то заблудилась.
В л
е
с на выручку л
и
сы много л
и
с явилось.
№ 2.
Непроверяемые гласные и согласные в корне.
Есть слова, в которых буквы невозможно заменять.
Удареньем бесполезно их запомни проверять.
Помнить надо те слова и не путать никогда.
Не ленись в словарь взглянуть –
Это к грамоте твой путь.
Апельсин, арена, здесь
Орфограмма эта есть.
И в
конфете
притаилась, в
пианино
закатилась.
В баскетбол идешь играть, но про т не забывать.
На футболе не зевай, букву т не потеряй.
– Все запомнил?
–Повтори!
Орфограмму заучи.
№ 3.
Проверяемые согласные в корне слова.
“Дуб”
ли,
“год”
ли разберись,
Ответ дать не торопись.
Докажи сначала мне,
Что напишешь ты в конце.
Дуб – дубы,
а
год – года
Пишем букву
д
тогда.
Значит
просьба – попросить,
А
ходьба
будет
ходить
.
– Все понятно?
– Повтори!
Орфограмму заучи.
№ 4.
Непроизносимые согласные в корне слова.
И
ужасно
, и
опасно
Букву
т
писать напрасно.
Всем
известно
, как
прелестно
Букву
т
писать уместно.
А проверить?
Известить.
Грустно
станет –
загрустить.
Поздно
– значит
опоздать
;
Здравствуй
–
здравия
желать.
№ 5.
Буквы и, у, а после шипящих.
Буквы
и, у, а
ты пиши, дружок, всегда.
После всех
шипящих
букв:
После
ж
и после
щ
, после
ч
и после
ш
.
Щука
к
чаще
подплыла,
чудеса
: щавель нашла.
Пищать начали щурята: шиповника
маловато.
Парашют, жюри, брошюра
Пиши с
ю
, как имя
Юра.
№ 6.
Разделительный ъ и ь знаки.
Соловьи, семья, друзья
Пиши
Ь
всегда.
Объявленье, съемка, въезд
Ъ
напишем здесь.
Ъ
не обделяй, им
приставки
отделяй.
В корне пишем – это правило пустяк.
№ 7.
Раздельное написание предлогов с другими словами.
Приставки пишем слитно –
То правило просто
Предлоги же раздельно-
Известно всем давно.
По опушке
бродит волк
По
, понятно вам, предлог.
Прокрадется
он в село –
Про
– приставка. Повезло.
Но овцу он не унес:
Встретил волка старый пес.
Из – под
дома,
Из – за
туч –
Черточку не позабудь.
№ 8.
Употребление Ь на конце существительных после шипящих.
В женском
роде пишем смело
Ь
–
Вперед за дело.
Не забудь о том, что
рожь
,
Дочь, дичь, помощь, вещь, речь, ложь;
Им подобные слова
Любят
Ь
всегда.
Но вот
луч
, и
еж
, и
врач
Иных требуют
задач
.
Ь
здесь не пиши,
Вспомнить правило спеши.
Род мужской не подведем
Ь
прибережем.
Мы напишем: “Из – за
туч
выглянул последний луч.
Помощь
вовремя пришла,
Молодежь
плясать пошла”.
№ 9.
Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.
Хищный, мощный и кончать
Ь
нельзя писать.
Мостик, гвоздик и очки
Ь
не пишешь ты.
Но
болельщик, вскользь, возьмем
Ь
опять вернем
№ 10.
Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з (с-).
Ты запомни, что у нас
Правило одно:
Не меняем никогда
За-, над-, под-, о-, до -.
Все приставки заучите,
Слова правильно пишите.
Надпись, сделать, посидеть,
Телевизор
посмотреть.
№ 11.
Буквы з- и с- на конце приставок.
Из-
, ли,
ис-
, ли,
раз-
и
рас-
?
Объясню я вам сейчас.
Напиши, дружок, ты
з
Перед
б, г, д, в, ж.
Не забудь про
л.
про
м,
и, конечно, букву
з
.
Изв
ергаться, разжимать, пишем букву
з
,
Но
расс
вет,
ис
кать,
всп
лакнуть пишем только
с
.
№12.
Буквы -о, -а в корне -лаг-, -лож-.
Если после корня
-а,
В корне
а
пиши всегда.
Предлагать, предполагать
Должен правило ты знать.
Отл
ож
ить и из
лож
ить
Букву
о
здесь не забыть.
– Все запомнил?
– Повтори.
Орфограмму заучи
№ 13.
Буквы о-а в корне -раст- -рос-.
Под
ро
сла сирень в саду,
Я с
рас
теньем к вам иду.
Корень
-рос-
влюбился в
о
,
Ему очень повезло.
Там, где есть
-ст-
и
-щ-
,
Пишем только букву
а
.
Кустик быстро под
рас
тал,
Летом вишенкою стал.
Исключение:
росток
Мы напишем через
о
.
№ 14.
Буквы ё-о после шипящих в корне слова.
Зашипеть захочешь ты,
Букву
ё
в корне пиши.
Щётка, щёголь, жёлудь, чёлка,
Щёлкнуть, чётко, чёрт и пчёлка.
Но не путай:
шов, трущоба, шорох, шоколад, обжора.
Ты запомни те слова один раз и навсегда.
№ 15.
Буквы ы-и после ц.
Помни, что в словах на
-ция
Пишем
ия
, слаша ыя.
Милиция, полиция, рация, акация.
И с корнями разберись.
Поставить
и
поторопись.
Цифру
дали
циркачу,
Цинга
не страшна силачу.
Но запомни-ка слова
И не путай никогда.
Цыган
с
цыганкою
дружны.
Стоят на
цыпочках
с ребенком,
Не смея
цыкнуть
на
цыпленка.
№ 16.
Прописная буква в именах собственных.
Во
Владивостоке
я родился,
С
Сашей
в школе подружился.
С
Ивановым
мы друзья,
Не любить его нельзя.
Подарил он мне котенка
Я назвал его
Сластёнка.
Все названья рек, морей,
Теплоходов, кораблей,
Городов и островов-
Имя собственное я
Пишу с прописной буквы, друзья.
№ 17.
Буквы Е и И в окончаниях имен существительных.
Падежи разные у нас, но трудны они подчас.
Родительный, дательный да еще предложный.
Е
и
И
запутались, сложно, но возможно
Разобрать, где Е, где
И
, вот, пожалуйста, смотри.
У
3-его
склонения есть только буква
И
: вещ
и
, вещ
и
и еще раз о вещ
и
.
Но о мор
е
во 2-ом (легче не бывает!).
Страны, стране в стране
родной друг мой проживает.
№ 18.
Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных и прилагательных.
Недоволен я
скворцом,
Недоволен я
грачом
.
Букву
О
писать должны,
Понимаешь это ты?
Но с
товарищем
моим
Мы за
птицей
последим.
Принесла та наконец
Букву
Е
к себе в конец.
Буква
О
под удареньем,
Буква
Е
без ударенья.
№ 19.
Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
Каким
утром вышел я
воздухом
дышать?
Ранним.
Значит, будем мы букву
И
писать.
В синеве (как
ой
?) душистой пахнет ландыш серебристый
Не ленись
вопрос
задать, чтобы правильно писать.
№ 20.
Краткие прилагательные с основой на шипящую.
Могуч, пахуч, дремуч, тягуч.
Прошу: здесь
Ь
не мучь!
№ 21.
Не с глаголами.
Не берег, не знал, не видел.
Не
, случайно, не обидел?
Не
раздельно напиши и соседу подскажи.
Ненавижу, негодую
Здесь без
не
я жить
не
буду.
Потому что без нее
Я
не стою
ничего
№ 22.
Ь после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2-м лице ед.ч.
Ь беречь
не сметь. Почему об этом речь?
У глагола право есть взять все то, что захотеть.
А ведь наша буква Ч любит
Ь
вообще.
Вот смотри:
зажечь, привлечь,
ненадолго бы
отвлечь
,
Испечь
что-то и
сберечь
, а потом опять
прилечь
.
Ты
рисуешь
и
поешь
, с
Ь
ты
живешь
.
У
II
-ого же лица
Ь пиши
всегда
.№ 23.
Тся и –ться в глаголах.
Что делать? Купаться, нырять, кувыркаться.
Коль в вопросе
Ь
, не забудь о нем, чудак.
Но
купается
мой брат,
кувыркается
солдат,
Улыбается
отец: “Подскажи-ка мне конец?”
Ну, конечно, угадал. Правильно: вопрос задал.
Что он делает? Смеется, улыбается, клянется.
Что
же
делает
солдат? А отец? А ты? А брат?
Ь
не пишем здесь. Вам секрет понятен весь?
№ 24.
Буквы Е-И в корнях с чередованием.
Если после корня
а,
В корне
И
пиши тогда.
Расстилала, собирала,
Запирала, отпирала.
А без буквы этой
а
Только
е
пиши всегда.
Расстелила, заперла,
Заблестела, замерла.
№ 25.
Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и IIспряжения.
Ко
II
же
спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на
-ить,
Исключив
стелить и брить.
И еще:
смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, вертеть,
и зависеть, и терпеть.
«ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Тема: «Занимательная орфография»
Рабочая программа курса по русскому языку «Занимательная орфография» для 6 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на основе примерной программы общего образования по русскому языку и программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов под редакцией Н.М.Шанского.
Программа рассчитана на 30 часов.
Уровень обучения класса по русскому языку – базовый.
В Федеральном компоненте Государственного стандарта сказано, что изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения
Задача данного курса – воспитывать интерес к родному языку, его истории, научить видеть взаимосвязь языковых явлений, помочь учащимся совершенствовать основные виды речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, развить способности учащихся осознанно
воспринимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать собственные мысли, учитывая условия общения, подготовить учащихся к предметной олимпиаде.
Орфография и пунктуация как разделы языка, действующие сегодня, складывались исторически, но менялась жизнь, менялись и условия их применения. Эти изменения происходят постоянно, они отражают жизнь языка, и поэтому правила, стабильные и узаконенные, неизбежно отстают от своего времени, а практика идёт дальше. Данный спецкурс позволяет не только укрепить знания учащихся по темам «Орфография» и «Пунктуация», разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, но также углубить знания по этимологии и истории развития русского языка от древнерусского до современного.
Цель данного курса заключается в том, чтобы помочь учащимся 6 класса разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации с помощью изучения истории языка, систематизировать знания учащихся по этим разделам, отработать шаги и звенья единого целого для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи – в целом, помочь школьникам стать грамотнее, уверенно владеющими родным языком.
Основные образовательные задачи курса :
Расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;
Повысить уровень логического мышления учащихся;
Создать условия для формирования языковой компетенции;
Развивать интерес к истории своего народа через историю языка.
Развивающие задачи курса:
Развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи;
Способствовать развитию речи учащихся;
Совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой);
Воспитательные задачи курса :
Формировать ключевые компетенции;
Повышать интерес к гуманитарному образованию;
Воспитывать грамотного гражданина РФ.
Курс носит практико-ориентированный характер, рассчитан на 1 года.
Курс рассчитан на учащихся с разной степенью мотивации и обученности.
На занятиях учащиеся будут получать теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:
Современный русский язык,
Культура речи
Историческая грамматика
Диалектология
Введение в языкознание
Стилистика
Формы работы: с очетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
Лекция;
Беседа;
Объяснение учителя;
Создание проблемной ситуации;
Анализ текстов различных стилей и типов;
Работа с тестами;
Различные виды грамматического разбора;
Работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
Создание таблиц, схем, алгоритмов;
Обсуждение, диалог;
Написание и редактирование орфографических диктантов;
Самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
Использованы следующие методы, способы обучения, педагогические технологии:
Информационно-коммуникативные технологии, технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения. Технологии личностно - ориентированного образования (игровые технологии, метод проектов и др.)
По окончании курса учащиеся должны знать :
Принципы русской орфографии и пунктуации;
Исторически сложившиеся закономерности языка;
Основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность.
По окончании курса учащиеся должны уметь :
Использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;
Применять теоретические знания на практике;
Грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;
Владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Личностные результаты.
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать ;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы .
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия
Цель
Дата
Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.
Познакомить с возникновением письменности на Руси, дать понятие о богатстве, выразительности, образности русского языка.
Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.
Знать основные принципы русской орфографии.
Тайна фонемы.
Расширить представление учащихся о фонемах. Уметь применять алгоритмы выбора верного написания; работать с таблицами и схемами; производить фонетический разбор слова.
Ударение над гласной может сделать букву ясной.
Углубить и укрепить полученные знания, отрабатывать умения учащихся правильно подбирать однокоренные слова.
Коварные словарные слова.
Познакомить учащихся с методикой запоминания и написания словарных слов.
Орфографический словарь - наш главный помощник.
Выработать навыки работать с орфографическим словарем.
Проверь себя. Тест№1.
Опасные согласные.
Развивать орфографическим словарем.
Звонкие и глухие «двойняшки»
Уметь применять алгоритмы выбора верного написания; работать с таблицами и схемами; производить фонетический разбор слова.
Старые знакомые Ъ и Ь
Закрепить знания о Ъ и Ь знаках.
Большие и маленькие (правописание имен собственных)
Отработать навыки правописания имен собственных существительных.
Слитно, раздельно, через дефис.
Знакомство с основными способами образования сложных прилагательных.
Сколько Н писать?
Знакомство с правилом написания Н в прилагательных, усвоение правила о написании Н и НН в полных и кратких прилагательных.
Как «справиться со сложными словами»?
Научить учащихся образовывать сложные имена существительные из двух корней при помощи соединительных гласных.
Решение орфографических задач.
Закрепить орфографические и пунктуационные навыки.
Проверь себя. Тест№2.
Углубить и укрепить полученные знания учащихся.
17-18
История образования и правописания числительных.
Знакомство с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль), отличие числительных от других частей речи.
Что вместо имени у нас? (правописание местоимений)
Знакомство с семантикой местоимения как самостоятельной части речи, группами местоимений, их морфологическими признаками и синтаксической ролью.
Орфографические головоломки.
Привлечь учащихся и развить интерес в решении головоломок.
Приставки-труженицы (классификация приставок)
Расширить знания о приставках, знать классификацию.
23-24
Кто командует корнями?
Повторить и закрепить орфограммы в корне слова.
Проверь себя. Тест№3.
Углубить и укрепить полученные знания учащихся.
Суффиксы - большие молодцы.
Расширить знания о суффиксах, знать классификацию.
Волшебный клубок орфограмм.
Расширить знания об орфограммах, знать классификацию.
Путешествие в страну русского языка.
Показать разнообразие орфограмм в русском языке
Проверь себя. Тест №4.
Углубить и укрепить полученные знания учащихся.
Значение орфографии.
Показать значение орфограмм в русском языке
Литература:
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Просвещение. 2013г.
В. В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости// . Русская словесность.2000. №1.
Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение., 1997.
Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб., 2001.
5.Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.
Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.
Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.
Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000.
Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.
Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993.
Слайд 1
Работу выполнила: ученица 5 «А» класса МБОУ сош№3 Морозова Анастасия Руководитель: учитель русского языка Фокина Г.В.
Занимательная орфография
Слайд 2
Слайд 3
План
Почему я решила выбрать эту книгу?
М.В.Панов
Для кого предназначена?
Содержание книги
Разделы, которые мне понравились
Д.Н.Ушаков
Зачем нужна эта книга?
Ресурсы
Слайд 5
Общие сведения об этой книге
Книга выдающегося языковеда М.В.Панова в занимательной форме рассказывает, "как устроено наше письмо", как связано правописание с фонетикой и каковы основные принципы орфографии в русском языке.
Эта книга - увлекательный рассказ о том, как устроено наше письмо? На каких принципах и основаниях? Почему мы пишем корова, а не карова?
Книга содержит и статьи об учёных - лингвистах, о возникновении письменности, в занимательной форме рассказывается об удивительной стране « Орфография» (от др.греч. орфо - правильный, граф - пишу)
Слайд 6
Михаил Викторович Панов
(21 .09.1920- 3.11. 2001)
Российский лингвист, литературовед, доктор
филологических наук. Автор трудов по русской фонетике,
орфографии и орфоэпии, а также по русской морфологии и
синтаксису, истории русского языка, стилистике, русской поэзии …
Слайд 7
Книга адресована
для внеклассного чтения учащихся
средней школы.
«Занимательная орфография» - книга весёлая и умная
Слайд 8
Из каких частей состоит книга
Предисловие
Первая глава - «Картинка и буква»
Вторая - «Буква - слуга звука?»
Третья - «Буква - слуга морфемы?»
Четвёртая - «Повелительница букв»
Слайд 9
Раздел, который мне понравился
Мне понравился первый раздел-« Картинка и буква».
И я хочу рассказать о нём.
Слайд 10
Возникновение письменности
У народа манси (живёт на севере, между Уральским хребтом и Обью) есть такой вид письма: знаки, вырубаемые топором на деревьях; обычно – рассказ об охоте. Вот такие знаки:
Письмо топором
Слайд 11
Шорилэ
Своё рисуночное письмо юкагиры (народ, живущий на крайнем востоке России) называют шорилэ. И так же они называют настоящее буквенное письмо. Значит, и то, и другое для них – письмо. Посмотрите, какое бывают шорилэ.
Слайд 12
Пиктограмма
Изображение, используемое в качестве символа. Обычно пиктограмма соответствует некоторому объекту и используется с целью предоставления более конкретной информации, подчеркивающей его типичные черты.
Слайд 13
Пиктография торжествует!
Казалось бы, пиктография обречена на смерть. Буквенное письмо её вытеснило. И вдруг во всех многолюдных городах – возрождение пиктографии! Её расцвет! Её торжество!
Возьмём дорожные знаки:
Слайд 14
«Въезд запрещён!»
Всё это настоящие пиктограммы. Условный рисунок, который не связан ни с каким языком.
Например, знак « Въезд запрещён» (его попросту называют кирпичом). Его словесно можно так перевести: « Стоп!», или: « Поворачивай назад,!», или: « Проезд закрыт!».
Для француза этот знак имеет другие, французские словесные истолкования. Для финна- опять свои, и тоже можно перевести разными словами. Значит, это на самом деле пиктограмма: это рисунок, включающий в себя условность, не связанный с определённым языком, потому что он не соответствует определенному слову.
Слайд 15
Спорт и пиктограмма
На международных соревнованиях, на Олимпийских играх бывают люди из разных стран. И для них вывешивают такие знаки:
Слайд 16
Учёные - лингвисты
Интересная научная информация в книге содержится об учёных - лингвистах, внесших весомый вклад в развитие языкознания. Одним из таких учёных был Д.Н.Ушаков.
Четырёхтомный « Толковый словарь русского языка» (1935 – 1940), созданный под руководством Д. Н. Ушакова, стал большим событием в нашей культуре. Он до сих пор остаётся замечательной сокровищницей русского языка.
Слайд 17
Вывод
Многочисленные фрагменты из «Занимательной орфографии» можно встретить на страницах детской энциклопедии «Языкознание: Русский язык» издательства «Аванта+».
Я считаю, что эта книга нужна для обогащения знаний, из неё мы узнаём много нового, нам интересно ее читать и рассматривать иллюстрации.
Эту книгу советую прочитать всем ребятам, ведь с ней изучать русский язык становится интереснее, увлекательнее.
Слайд 18
Слайд 19
Ресурсы
Текстовая информация – книга М. В. Панова « Занимательная орфография
Картинки: http://mama.tomsk.ru/forums/vi http://culture48.ru/events/per http://ka2.ru/nauka/m_panov_1. http://www.labirint.ru/books/1… http://skupiknigi.ru/static-in… http://bag.bigvps.ru/znaki-dor Фотографии « Письмо топором» и « Шорилэ» взяты из книги « Занимательная орфография» http://nishamag.tumblr.com/pos… http://withme.pp.ua/bukvy.html
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
Если буква у тебя вызовет сомнение,
Ты немедленно ее ставь под ударение.
Например, ли
са в ле
су как-то заблудилась.
В ле
с на выручку ли
сы много ли
с явилось.
Непроверяемые гласные и согласные в корне.
Есть слова, в которых буквы невозможно заменять.
Удареньем бесполезно их запомни проверять.
Помнить надо те слова и не путать никогда.
Не ленись в словарь взглянуть –
Это к грамоте твой путь.
Апельсин, арена, здесь
Орфограмма эта есть.
И в конфете
притаилась, в пианино
закатилась.
В баскетбол идешь играть, но про т не забывать.
На футболе не зевай, букву т не потеряй.
– Все запомнил?
–Повтори!
Орфограмму заучи.
Проверяемые согласные в корне слова.
“Дуб”
ли, “год”
ли разберись,
Ответ дать не торопись.
Докажи сначала мне,
Что напишешь ты в конце.
Дуб – дубы,
а год – года
Пишем букву д
тогда.
Значит просьба – попросить,
А ходьба
будет ходить
.
– Все понятно?
– Повтори!
Орфограмму заучи.
Непроизносимые согласные в корне слова.
И ужасно
, и опасно
Букву т
писать напрасно.
Всем известно
, как прелестно
Букву т
писать уместно.
А проверить?
Известить.
Грустно
станет – загрустить.
Поздно
– значит опоздать
;
Здравствуй
– здравия
желать.
Буквы и, у, а после шипящих.
Буквы и, у, а
ты пиши, дружок, всегда.
После всех шипящих
букв:
После ж
и после щ
, после ч
и после ш
.
Щука
к чаще
подплыла, чудеса
: щавель нашла.
Пищать начали щурята: шиповника
маловато.
Парашют, жюри, брошюра
Пиши с ю
, как имя Юра.
Разделительный ъ и ь знаки.
Соловьи, семья, друзья
Пиши Ь
всегда.
Объявленье, съемка, въезд
Ъ
напишем здесь.
Ъ
не обделяй, им приставки
отделяй.
В корне пишем – это правило пустяк.
Раздельное написание предлогов с другими словами.
Приставки пишем слитно –
То правило просто
Предлоги же раздельно-
Известно всем давно.
По опушке
бродит волк
По
, понятно вам, предлог.
Прокрадется
он в село –
Про
– приставка. Повезло.
Но овцу он не унес:
Встретил волка старый пес.
Из – под
дома,
Из – за
туч –
Черточку не позабудь.
Употребление Ь на конце существительных после шипящих.
В женском
роде пишем смело Ь
–
Вперед за дело.
Не забудь о том, что рожь
,
Дочь, дичь, помощь, вещь, речь, ложь;
Им подобные слова
Любят Ь
всегда.
Но вот луч
, и еж
, и врач
Иных требуют задач
.
Ь
здесь не пиши,
Вспомнить правило спеши.
Род мужской не подведем
Ь
прибережем.
Мы напишем: “Из – за туч
выглянул последний луч.
Помощь
вовремя пришла,
Молодежь
плясать пошла”.
Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.
Хищный, мощный и кончать
Ь
нельзя писать.
Мостик, гвоздик и очки
Ь
не пишешь ты.
Но болельщик, вскользь, возьмем
Ь
опять вернем
Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з (с-).
Ты запомни, что у нас
Правило одно:
Не меняем никогда
За-, над-, под-, о-, до -.
Все приставки заучите,
Слова правильно пишите.
Надпись, сделать, посидеть,
Телевизор посмотреть.
Буквы з- и с- на конце приставок.
Из-
, ли, ис-
, ли, раз-
и рас-
?
Объясню я вам сейчас.
Напиши, дружок, ты з
Перед б, г, д, в, ж.
Не забудь про л.
про м,
и, конечно, букву з
.
Изв
ергаться, разжимать, пишем букву з
,
Но расс
вет, ис
кать, всп
лакнуть пишем только с
.
Буквы -о, -а в корне -лаг-, -лож-.
Если после корня -а,
В корне а
пиши всегда.
Предлагать, предполагать
Должен правило ты знать.
Отлож
ить и излож
ить
Букву о
здесь не забыть.
– Все запомнил?
– Повтори.
Орфограмму заучи
Буквы о-а в корне -раст- -рос-.
Подро
сла сирень в саду,
Я с рас
теньем к вам иду.
Корень -рос-
влюбился в о
,
Ему очень повезло.
Там, где есть -ст-
и -щ-
,
Пишем только букву а
.
Кустик быстро подрас
тал,
Летом вишенкою стал.
Исключение: росток
Мы напишем через о
.
Буквы ё-о после шипящих в корне слова.
Зашипеть захочешь ты,
Букву ё
в корне пиши.
Щётка, щёголь,
жёлудь, чёлка,
Щёлкнуть, чётко,
чёрт и пчёлка.
Но не путай: шов, трущоба, шорох, шоколад, обжора.
Ты запомни те слова один раз и навсегда.
Буквы ы-и после ц.
Помни, что в словах на -ция
Пишем ия
, слаша ыя.
Милиция, полиция, рация, акация.
И с корнями разберись.
Поставить и
поторопись.
Цифру
дали циркачу,
Цинга
не страшна силачу.
Но запомни-ка слова
И не путай никогда.
Цыган
с цыганкою
дружны.
Стоят на цыпочках
с ребенком,
Не смея цыкнуть
на цыпленка.
Прописная буква в именах собственных.
Во Владивостоке
я родился,
С Сашей
в школе подружился.
С Ивановым
мы друзья,
Не любить его нельзя.
Подарил он мне котенка
Я назвал его Сластёнка.
Все названья рек, морей,
Теплоходов, кораблей,
Городов и островов-
Имя собственное я
Пишу с прописной буквы, друзья.
Буквы Е и И в окончаниях имен существительных.
Падежи разные у нас, но трудны они подчас.
Родительный, дательный да еще предложный.
Е
и И
запутались, сложно, но возможно
Разобрать, где Е, где И
, вот, пожалуйста, смотри.
У 3-его
склонения есть только буква И
: вещи
, вещи
и
еще раз о вещи
.
Но о море
во 2-ом (легче не бывает!).
Страны, стране в стране
родной друг мой проживает.
Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных и прилагательных.
Недоволен я скворцом,
Недоволен я грачом
.
Букву О
писать должны,
Понимаешь это ты?
Но с товарищем
моим
Мы за птицей
последим.
Принесла та наконец
Букву Е
к себе в конец.
Буква О
под удареньем,
Буква Е
без ударенья.
Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
Каким
утром вышел я воздухом
дышать?
Ранним.
Значит, будем мы букву И
писать.
В синеве (какой
?) душистой пахнет ландыш серебристый
Не ленись вопрос
задать, чтобы правильно писать.
Краткие прилагательные с основой на шипящую.
Могуч, пахуч, дремуч, тягуч.
Прошу: здесь Ь
не мучь!
Не с глаголами.
Не берег, не знал, не видел.
Не
, случайно, не обидел?
Не
раздельно напиши и соседу подскажи.
Ненавижу, негодую
Здесь без не
я жить не
буду.
Потому что без нее
Я не стою
ничего
Ь после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2-м лице ед.ч.
Ь беречь
не сметь. Почему об этом речь?
У глагола право есть взять все то, что захотеть.
А ведь наша буква Ч любит Ь
вообще.
Вот смотри: зажечь, привлечь,
ненадолго бы отвлечь
,
Испечь
что-то и сберечь
, а потом опять прилечь
.
Ты рисуешь
и поешь
, с Ь
ты живешь
.
У II
-ого же лица Ь пиши
всегда
-тся и –ться в глаголах.
Что делать? Купаться, нырять, кувыркаться.
Коль в вопросе Ь
, не забудь о нем, чудак.
Но купается
мой брат, кувыркается
солдат,
Улыбается
отец: “Подскажи-ка мне конец?”
Ну, конечно, угадал. Правильно: вопрос задал.
Что он делает? Смеется, улыбается, клянется.
Что
же делает
солдат? А отец? А ты? А брат?
Ь
не пишем здесь. Вам секрет понятен весь?
Буквы Е-И в корнях с чередованием.
Если после корня а,
В корне И
пиши тогда.
Расстилала, собирала,
Запирала, отпирала.
А без буквы этой а
Только е
пиши всегда.
Расстелила, заперла,
Заблестела, замерла.
Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и IIспряжения.
Ко II
же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключив стелить и брить.
И еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, вертеть,
и зависеть, и терпеть.