Скачать презентацию петровское время в памяти потомков. Россия в эпоху петровских преобразований. "Их воодушевляла победа, соединила смерть

Фигура Петра I неотделима от истории России и продолжает вызывать резкие споры историков, публицистов, философов. Большие достижения во всех областях жизни, превращение России в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют длительный, устойчивый, повышенный интерес к эпохе Петра в русской и зарубежной исторической науке.

После смерти Петра и наследовавшей ему вдовы Екатерины I была сделана попытка вернуть столицу в Москву, и все же столичный статус Петербурга был восстановлен, что позволило продолжить дело Петра - приобщение России к культуре европейского Просвещения. В итоге Россия прошла за сто лет путь, который на Западе длился четыре века, и уже в начале XIX столетия по уровню развития культуры она стала вровень со странами Запада.

Оценка деятельности царя-реформатора - а по суждениям некоторых историков даже «революционера» или «первого большевика», и самой его личности была, естественно, крайне противоречивой и остается таковой поныне: одни восхищаются им как гениальным политическим деятелем, переломившим ход русской истории, и обходят молчанием те методы, с помощью которых он это сделал, другие гневно осуждают именно за эти методы, за самовластье, а подчас и самодурство, за тысячи жертв при строительстве Петербурга, за убийство собственного сына, упрекают его в отсутствии светских манер, в издевательстве над людьми, неразвитости эстетического вкуса, пьянстве и разврате, а некоторые и вовсе заявляют, что все действия Петра были порождены заботой не о развитии России, а только об «укреплении его самодержавного престола».

Все крупнейшие ученые-историки, специалисты по истории России, начиная с XVIII столетия и до наших дней, так или иначе откликались на события петровского времени.

И правы были русские мыслители, не раз замечавшие, что если бы не реформы Петра, Россия и в XIX, и в XX в. оставалась бы на уровне Персии и Китая. Уже первая зарубежная поездка молодого царя, состоявшаяся в 1697 г., показывает смысл его интереса к современной западноевропейской культуре - приобщить Россию к достижениям европейской цивилизации.

После посещения одного из лейденских музеев царь оставил запись: «Петр, бывший здесь ради некоторых пред грядущих дел». Хорошим комментарием к этим пред грядущим делам может служить основание русской типографии по требованию царя во время той же поездки в Амстердам для широкого издания книг и последующей их перевозки в Россию.

Идею создания собственной - российской - Академии наук он вывез из этого же путешествия; тогда же зародилась у Петра мысль о строительстве «своего города, который явился бы выразителем обновленной России».

Цель моей работы - изучение личности Петра Великого в разрезе взглядов современников и историков.

Перед собой я поставила следующие задачи: используя материал различных книг, взглянуть на реформы Петра I глазами разных историков подвести общие итоги проделанной работы и сделать выводы.

В письме послу Франции в России Людовик XIV так отзывался о Петре: «Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть».

Мориц Саксонский называл Петра величайшим человеком своего столетия.

Август Стриндберг так охарактеризовал Петра «Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, а сам в них жить не хотел; он, который наказывал кнутом свою супругу и предоставил женщине широкую свободу -- его жизнь была великой, богатой и полезной в общественном плане, в частном же плане такой, какой получалась».

Западники положительно оценивали петровские реформы, благодаря которым Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации.

С.М. Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России как во внутренних делах, так и во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ:

Необходимость движения на новую дорогу была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился.

Историк считал, что главную свою задачу император усматривал во внутреннем преобразовании России, а Северная война со Швецией была только средством к этому преобразованию. По мнению Соловьёва:

Различие взглядов происходило от громадности дела, совершённого Петром, продолжительности влияния этого дела. Чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём, чем долее ощущают на себе его влияние.

П.Н. Милюков, в своих произведениях развивает мысль, что реформы проводились Петром спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой-либо логики и плана, были «реформами без реформатора». Также он упоминает о том, что только «ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы». По мнению Милюкова, в период правления Петра, население России в границах 1695 года сократилось в силу беспрестанных войн.

С.Ф. Платонов принадлежал к числу апологетов Петра. В своей книге «Личность и деятельность» он писал следующее:

Люди всех поколений в оценках личности и деятельности Петра сходились в одном: его считали силой. Пётр был заметнейшим и влиятельнейшим деятелем своего времени, вождём всего народа. Никто не считал его ничтожным человеком, бессознательно употребившим власть или же слепо шедшим по случайной дороге.

Кроме того, Платонов уделяет много внимания личности Петра, выделяя его положительные качества: энергию, серьёзность, природный ум и дарования, желание во всём разобраться самому.

Н.И. Павленко считал, что преобразования Петра -- крупный шаг по дороге к прогрессу (хотя и в рамках феодализма). С ним во многом согласны выдающиеся советские историки: Е.В. Тарле, Н.Н. Молчанов, В.И. Буганов, рассматривая реформы с точки зрения марксистской теории.

Вольтер писал неоднократно о Петре. К концу 1759 г. выпустил первый том, а в апреле 1763 г. вышел второй том «Истории Российской империи при Петре Великом». Главной ценностью петровских реформ Вольтер определяет прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500. Пётр I, его реформы, их значение стали объектом спора Вольтера и Руссо.

Н.М. Карамзин, признавая этого государя Великим, сурово критикует Петра за чрезмерное увлечение иностранным, стремление сделать Россию Нидерландами. Резкое изменение «старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором, по мнению историка, далеко не всегда оправдано. В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».

В.О. Ключевский думал, что Пётр делал историю, но не понимал её. Чтобы защитить Отечество от врагов, он опустошил его больше всякого врага… После него государство стало сильнее, а народ -- беднее. "Вся преобразовательская его деятельность направлялась мыслью о необходимости и всемогуществе властного принуждения; он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага. «Горе грозило тому, кто хоть тайно, хоть во хмелю задумался бы: „К добру ли ведёт нас царь, и не напрасны ли эти муки, не приведут ли они к мукам злейшим на многие сотни лет?“ Но думать, даже чувствовать что-либо, кроме покорности было воспрещено».

Б.В. Кобрин утверждал, что Пётр не изменил в стране самого главного: крепостного права. Крепостническая промышленность. Временные улучшения в настоящем обрекли Россию на кризис в будущем.

По Р. Пайпсу, Каменскому, Н.В. Анисимову реформы Петра имели крайне противоречивый характер. Крепостнические методы, репрессии привели к перенапряжению народных сил.

Н.В. Анисимов полагал, что, несмотря на введение целого ряда новшеств во все сферы жизни общества и государства, реформы вели к консервации самодержавно-крепостнической системы в России.

А.М. Буровский называет Петра I вслед за старообрядцами "царём-антихристом", а также "бесноватым садистом" и "кровавым извергом", утверждая, что его деятельность разорила и обескровила Россию. По его словам, всё хорошее, что приписывается Петру, было известно задолго до него, а Россия до него была гораздо более развитой и свободной, чем после.

Мнения о реформах Петра чрезвычайно расходились уже при его жизни. Некоторые из ближайших соратников Петра держалась мнения, которое впоследствии Ломоносов формулировал словами: “он Бог твой, Бог твой был, Россия”. Народная масса, напротив, готова была согласиться с утверждением раскольников, что Петр был антихристом. И те, и другие исходили из того, что Петр совершил радикальный переворот и создал новую Россию, не похожую на прежнюю. То, что одни считали полезным, другие признавали вредным для русских интересов; что одни считали великой заслугой перед отечеством, в том другие видели измену преданиям; наконец, где одни видели необходимый шаг по пути прогресса, другие признавали прихотью деспота. Оба взгляда могли приводить фактические доказательства в свою пользу, так как в реформах Петра были перемешаны оба элемента - и необходимости, и случайности. Во всех областях общественной и государственной жизни - в развитии учреждений и сословий, в развитии образования, в обстановке частного быта - задолго до Петра обнаруживаются те же самые тенденции, которым даёт торжество Петровская реформа. Являясь, таким образом, подготовленными всем прошлым развитием России и составляя логический результат этого развития, реформы Петра, ещё не находят достаточной почвы в русской действительности, а потому и после Петра остаются формальными и видимыми. Россия входит в число европейских держав, но на первый раз только для того, чтобы почти на полвека сделаться орудием в руках европейской политики. Из 42 цифирных провинциальных школ, открытых в 1716-1722 годах, только 8 доживают до середины века; из 2000 навербованных, большей частью силой, учеников действительно выучиваются к 1727 году только 300 на всю Россию. Высшее образование, несмотря на проект Академии, и низшее, несмотря на все приказания Петра, остаются надолго мечтой.

Масштабы изменений, произошедших за время правления Петра огромны. Значительно выросла территория страны, которая после многих веков борьбы получила выход к морю и ликвидировала состояние политической и экономической изоляции, вышла на международную арену, заняла видное место в системе международных отношений и превратилась в великую европейскую державу. В России в это время возникла мануфактурная промышленность, в которой особое значение приобрела мощная металлургия. Коренным образом изменился характер и размеры внутренней и внешней торговли и объём экономических связей с другими странами. Были созданы мощная регулярная армия и флот, сделан огромный шаг в развитии культуры и просвещения. Был нанесён сильный удар духовной диктатуре церкви в культуре, просвещении и других областях жизни страны. Осуществлялась ломка старого рутинного патриархального быта.

Все эти изменения происходили в условиях вступления феодально-крепостнических отношений в стадию разложения и зарождения в их недрах новых буржуазных отношений. Направленные на ликвидацию технико-экономической и культурной отсталости страны, на ускорение и развитие, они имели огромное прогрессивное значение.

Очевидно также и сопротивление, которое вызвала каждая из реформ, недовольство ими со стороны самых различных социальных сил и слоев: боярства - тем, что его оттеснили “худородные”, и тем, что перестало существовать “самодержавие с Боярской думой”; дворянства - постоянной и тяжёлой службой; церкви - утратой самостоятельной политической роли и господствующего положения в культуре и просвещении, изъятием государством значительной части её доходов; купцов и посадского люда - ростом налогов, повинностей и служб; народных масс - усилением крепостнического гнёта и тем, что реформы осуществлялись за их счёт. К этому добавлялось общее недовольство новшествами, которые разрушали укоренившиеся традиции и средневековую косность патриархального быта и уклада жизни.

Их осуществление было в немалой степени связано с деятельностью и личностью Петра Первого, - пожалуй, самого крупного государственного деятеля дореволюционной России, с его исключительной целеустремлённостью и смелостью, с которыми он ломал рутинные порядки и преодолевал бесчисленные трудности. Выдающийся политик, военный деятель и дипломат, он умел правильно оценивать внутри- и внешнеполитическую обстановку, выделять главное, делать правильные выводы из ошибок и неудач.

Обладавший широкими знаниями, проявлявший большой интерес к литературе, истории, праву, искусству, ремёслам и естественным наукам, он прекрасно знал военное дело, кораблестроение, кораблевождение и артиллерию. Пушкинские строки “то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник” метко выразили всю многогранность кипучей деятельности Петра I. Он умел подбирать деятельных и энергичных людей в каждой из отраслей и сфер государственной деятельности. В числе “птенцов гнезда Петрова” были такие крупные государственные и военные деятели своего времени, как А.Д. Меньшиков, В.П. Шереметьев, Ф.М. Апраксин, А.А. Сенявин, Б.А. Куракин, Феофан Прокопович, В.Н. Татищев.

Но все изменения и реформы сопровождались распространением крепостнических отношений на новые территории и новые категории населения, на новые сферы экономической жизни, насаждением наиболее грубых и тяжёлых форм крепостничества, распространением деспотизма и произвола царя, чиновничье-бюрократического аппарата и помещиков. Это тормозило формирование капиталистических отношений в стране, не позволяло ликвидировать технико-экономическую и культурную отсталость нации. Негативная сторона изменений и преобразований была органически связана и с личностью самого Петра I, для которого была характерна крайняя жестокость и проявление ничем не ограниченного самодержавного произвола.

В результате петровских преобразований Россия быстро догоняла те европейские страны, где сохранялось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла достичь уровня стран, вставших на капиталистический путь развития.

Несмотря на неоднозначность оценок реформ Петра, с уверенностью можно сказать, что вся его деятельность была направлена во благо России, на её развитие и защиту интересов страны. Петр Великий не жалея ни душевных, ни физических сил, посвятил всю свою жизнь во имя процветания Российской Империи.

Разделы: История и обществознание

Цели урока:

  • Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран.
  • Показать особенности преобразований в России.
  • Сформировать представление о причинах начала реформ в военной области.
  • Раскрыть суть государственных реформ Петра I;
  • Дать оценку реформам.
  • Продолжать формирование умений у учащихся работать с историческими документами, анализировать данные, давать оценку историческим событиям.

Основные понятия: протекционизм, меркантилизм, экспорт, импорт, мануфактура, подушная подать, абсолютная монархия.

Оборудование урока: карта “Российская империя при Петре I”, ПК, м/м проектор, экран, презентация.

Ход урока

Учитель: Да, действительно, времена не выбирают, в них живут и умирают. Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. И одна из задач сегодня на уроке – изучив реформы Петра I, дать оценку его деятельность, доказать, что реформы были неизбежны.

– Можно ли назвать точную дату преобразований?

Учащиеся дают различные ответы. Одни считают, что это конец 80-х годов, когда были созданы первые регулярные полки русской армии (Преображенский и Семеновский). Другие считают, что это 1695 год, когда в Воронеже началось строительство русского флота. Некоторые ученики называют началом преобразований досадное поражение под Нарвой.

Учитель: Здесь не будет серьезной ошибки, ибо точную дату начала преобразований, конечно, установить нельзя. Нет, и никогда не было у Петра документа, который бы назывался “Проект реформ”. Конечно, были и непоследовательность, и отдельные импровизации в законодательной деятельности. Порой пером Петра водили чувства гнева и державной вседозволенности. Недаром А.С. Пушкин скажет спустя столетие, что некоторые из указов царя написаны кнутом. Одни реформы проводились не сразу, а годами, другие – урывками, в перерывах между военными действиями. Война заняла огромное место в жизни Петра. Не успела закончиться в 1700 году турецкая компания, как началась Северная война. В этом промежутке была недолгая, но кровопролитная война с Турцией в 1723 году. Для ведения этих войн нужна бала большая, хорошо вооруженная и обученная армия. И Петр необычайно много времени уделял ее созданию и укреплению.

– Как Вы думаете, какое сокрушительное поражение русской армии сделало реформу безотлагательной?

Учитель: Совершенно верно – поражение под Нарвой. У Петра уже не было сомнений, что армия должна строиться на иных, чем раньше принципах комплектования и обеспечения.

Учитель: Россия нуждалась в регулярной армии, подобной тем, которые были у других европейских государств. Первый шаг был сделан еще в 1699 году, когда в армию стали набирать волонтеров из разных социальных слоев. Сразу же создавая из них регулярные полки. (Волонтер-лицо, добровольно поступившее на военную службу). В 1705 году Петр I делает следующий шаг в военной реформе: он издает указы о прекращении вольности (добровольцев) и переходе к рекрутскому набору. (Рекрутская повинность – способ комплектования русской регулярной армии из податного сословия, которое выставляло из своих общин определенное число рекрутов).

Учитель: Давайте определим основные причины реформ. (Слайд 5) Приложение.

Обсуждение.

Учитель: Каковы были особенности преобразований в России? (Слайд 6)

Петровские преобразования были направлены на европеизацию внутренней жизни российского общества и модернизацию социально – экономического и государственного строя России. (Слайд 7)

Вопросы для обсуждения: (Слайд 8)

  1. Каким было состояние экономики накануне петровских реформ?
  2. Как вы думаете в чем причины активного вмешательства государства в хозяйственные области?
  3. В каких отраслях и почему стали появляться мануфактуры?
  4. Каким образом русское правительство сумело защитить свою промышленность от европейских конкурентов?

Учитель: Цели экономических преобразований:

  • Обеспечение армии и флота оружием, обмундированием, снаряжением;
  • Развитие промышленности, преодоление экономической отсталости;
  • Развитие внутренней и внешней торговли России.

И как следствие – создание мануфактур и заводов (75 металлургических заводов к середине VIII в.) (Слайд 9)

(Слайд 10) Организующей силой в создании отечественной промышленности было государство. Значительная часть мануфактур и заводов были государственными.

(Слайд 11) Труд на мануфактурах.

(Слайд 12) Особенности государственных мануфактур.

В ходе реформ произошел переход к преимущественному использованию принудительного труда крепостных крестьян на мануфактурах и заводах (Слайд 13).

Учитель: Каковы были главные направления экономических преобразований. (Слайд 14)

(Дать определения, записать в тетрадь понятиям протекционизм, меркантилизм).

В торговой политике государства можно выделить два периода. (Слайд 15, 16)

  • I период (1700–1719)

Система запретов, высоких пошлин и налогов. Монополия государства почти на все виды товаров.

Последствия:

  1. Получение значительных средств казной на нужды армии и флота.
  2. Разрушение старых деловых связей купечества, разорение торговых фамилий
  • II период (1719–1725)

Переход к политике меркантилизма и протекционизма – накоплению денег в стране с помощью покровительства отечественной торговли.

Последствия:

  1. Развитие торговли. Превышение вывоза товаров над ввозом их в страну.
  2. Накопление капитала.
  3. Рост молодой российской промышленности.

Учитель: Реформы государственного аппарата управления. В начале 18 века в России не было даже столицы, так как Москва перестала ею быть, а Петербург еще ею не стал. А единственной центральной властью был сам император, но с кем? Приказы прекратили свое существования (кроме военных), в 1699 г. Боярская дума была заменена царем Ближней канцелярией, а с 1708г. “консилией министерств”. Петр желал создать временный орган власти, который бы управлял страной во время его разъездов по России и военных походов.

Исходные идеи преобразования государственного аппарата Петра I (Слайд 17)

  • Государство – творение человека, а не Бога.
  • Система управления страной может быть изменена, улучшена.
  • Государство может взять на себя часть прав общества во имя поддержания общественного порядка и безопасности.

Основные принципы деятельности новых органов власти (Слайд 18)

  • Функциональность и жесткая регламентация деятельности
  • Строгая иерархия Органов власти

Учитель:

(Слайд 19) Схема Органов власти и управления в 20–70-е гг. 18 в.

(Слайд 20, 21) Сенат.

(Слайд 22, 23) Синод (Установление абсолютной монархии сопровождалось утратой церковью самостоятельности – подчинением духовной власти светской).

(Слайд 24) Коллегии.

Учреждение Сената не означало создания нового централизованного аппарата управления, призванного заменить старую систему приказов.
1712 г. – Петр 1 отправляет за границу специальные экспедиции для изучения опыта по организации коллегий по разным отраслям управления.
1718 г. – подписан указ об учреждении коллегий

(Учитель организует работу с классом – заполнение таблицы)

Деятельность коллегии распространялось на всю территорию России. Круг обязанностей каждой коллегии был более точно ограничен и дублировал работу других коллегий, коллегии подчинялись императору и Сенату; коллегиям подчинялись местный аппарат управления.

Учитель: В условиях Северной войны Петр 1 столкнулся с острой нехваткой денежных средств. (Слайд 25, 26)

Петр 1 решает и эту проблему активно и оперативно:

  1. Начинает разработку Нерчинских серебряно-свинцовых рудников (1700 г.).
  2. Вводит новые виды монет, в том числе и медные.
  3. В 1711 г. проводится денежная реформа, чеканка золотой, серебряной, медной монет. В монетах снижено содержание серебра на 20%.

Государство было также заинтересовано в росте налогов.

  • 1714 г. – подворно-подушная перепись населения.
  • 1718–1724 гг . – введена подушная подать, вместо налога со двора.

Учитель: За годы правления Петра1 произошли грандиозные экономические и политические изменения. (Слайд 27) Приложение

  1. Промышленность страны выросла в 11 раз;
  2. Увеличилось количество мануфактур в 7 раз;
  3. Петр целенаправленно стремился сделать Россию передовой индустриальной державой;
  4. Россия занимала в Европе 3 место по выплавке металла;
  5. В сельском хозяйстве постепенно внедрялись новые орудия труда и технологии;
  6. Росли обороты внешней торговли;
  7. Увеличился товарооборот внутри страны;
  8. Подчинение церкви государству;
  9. Ускорение темпов социально – экономического и культурного развития России;
  10. Превращение России в империю с мощной армией и флотом;
  11. Улучшение международного положения;
  12. Становление абсолютной монархии в России.

НО есть и другая “сторона медали”:

  1. Тяжелые налоги привели к нищете крестьянские хозяйства;
  2. Предпринимательство не развивалось из-за крепостного права;
  3. Государство играло главную роль в экономике;
  4. Назревал конфликт в обществе.
  5. Подавление личности государством.

Вывод: Реформы Петра I привели

  • к установлению в России абсолютной монархии – формы правления, при которой законодательная, судебная и исполнительная власть в стране принадлежала всецело главе государства (императору). Власть царя никем и ничем не ограничена.
  • Значительно ускорили экономическое развитие России.
  • Но одновременно в этих же реформах уже зарождались причины будущего отставания России.

Домашнее задание:

  • § 15, 16
  • Заполнить таблицу

Значение реформ Петра 1

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цель урока: Охарактеризовать международное и внутреннее положение России на рубеже 17-18 веков.

3 слайд

Описание слайда:

Задачи урока: Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран. Показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени. Продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.

4 слайд

Описание слайда:

Россия на рубеже 17-18 веков К кону 17 века страна занимала большую часть Восточно-Европейской равнины, всю Сибирь, часть Дальнего Востока. Покажите границы России на карте.

5 слайд

Описание слайда:

Вывод по карте У нашей страны на юге не было выхода к Черному, Азовскому морям. Крым и Кубань принадлежат Крымскому ханству. На северо-западе нет выхода к Балтийскому морю. На севере есть выход только к Белому морю и Ледовитому океану.

6 слайд

Описание слайда:

Проблемы России данного периода. Отставание России от европейских стран. Попытки совершенствования феодального строя приводили к нарастанию экономических проблем. К концу 17 века в России всего 17 (!!!) мануфактур на всю страну. Не ведутся разработки полезных ископаемых. Не хватает металлов. Многие необходимые товары привозятся из-за границы. - Почему некоторые европейские страны успешно развивались?

7 слайд

Описание слайда:

Задачи стоящие перед Российским государством: Нашей стране было просто необходимо овладеть морскими путями, получить выходы к Балтийскому и Черному морям. Устранить серьезные недостатки в организации русской армии. Нужна реформа устаревшей системы управления страной.

8 слайд

Описание слайда:

Основные черты социально-экономического и политического развития России на рубеже 17-18 веков.

9 слайд

Описание слайда:

Феодально-крепостнический строй Слабое развитие мануфактурного производства. Использование труда крепостных крестьян. Отсутствие навыка геологоразведочных работ по добыче полезных ископаемых. Слабое развитие международной торговли. Отсутствие регулярной армии и флота. Недостатки управления.

10 слайд

Описание слайда:

В России назрели социально-экономические, внешнеполитические предпосылки будущих преобразований.

11 слайд

Описание слайда:

Внутренние предпосылки реформ Необходимость переустройства армии Необходимость замены системы налогов Отсутствие собственной промышленности Несовершенство системы приказов Необходимость развития образования Несовершенство управления Отсутствие единого суда Отсутствие годового бюджета Слабая изученность месторождений полезных ископаемых. полезных ископаемых Отсутствие добычи полезных ископаемых, в т.ч. золота и серебра.

12 слайд

Описание слайда:

Внешние предпосылки реформ Отсутствие флота (торгового и военного) Отсутствие выхода к морям Отсутствие колоний как источника богатств Попробуйте разделить все эти предпосылки на экономические, политические и культурные.

13 слайд

Описание слайда:

На чем базировались грядущие реформы? Наличие неразведанных полезных ископаемых Отсутствие угрозы потерять государственную независимость Наличие самобытной и богатой культуры

14 слайд

Описание слайда:

Основные преобразования Федора Алексеевича Отмена местничества – 1682 год Увеличение числа полков «нового строя» – регулярной армии Усиление власти воевод на местах Упразднение некоторых приказов, сосредоточение части приказов под управлением одного лица На что были направлены проводимые реформы?

15 слайд

Описание слайда:

Усиление западного влияния на Россию Постоянные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией – усиление западного влияния на внешнюю, внутреннюю политику, на быт и традиции населения России. Польская шляхта привнесла новые обычаи, иностранные слова. Приглашение для консультаций и на службу иностранных специалистов, прежде всего военных. Участие 6 полков «иноземного строя» в войне с Польше1. При Алексее Михайловиче принят первый воинский устав по западным образцам. Участие голландских специалистов в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля. Мода на западноевропейскую одежду, танцы, иностранные языки. - В чем вы видите причины обращения российских правителей к европейскому опыту 17 века?

16 слайд

Описание слайда:

Симеон Полоцкий Белорус. Постригся в монахи. Служил в Богоявленском монастыре в Полоцке (отсюда – Полоцкий). Писал стихи, учительствовал, имел широкое признание у населения. Выступал за объединение русского, белорусского и украинского народов. Был приглашен в Москву. Воспитывал царевичей Федора и Софью, которые под его руководством получили западное образование – первыми среди русских руководителей страны. В их правление под его влиянием отмечены целенаправленные попытки проведения реформ по западному образцу

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Афанасий Лаврентьевич Ордин – Нащокин (1605-1680) – боярин, министр при дворе – «государевой большой печати оберегатель», дипломат. Именно благодаря ему, Россия двинулась навстречу Западу. Стоял у истоков создания русского военного флота.

19 слайд

Описание слайда:

Реформы Афанасия Ордин-Нащокина Один из известнейших политических деятелей России 17 века. Как глава Посольского приказа выступал за расширение экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока. Предлагал союз с Речью Посполитой против Турции. Андрусовское перемирие – его заслуга. Предлагал создать союз стран против Швеции.

20 слайд

Описание слайда:

Сокращение дворянского ополчения, увеличение числа стрелецких полков, введение рекрутской повинности – шаги на пути к созданию постоянной армии. Попытка ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения. Отмена привилегий иностранных компаний и предоставление льгот русским купцам, основание новых мануфактур. Установление почтовой связи между Москвой, Вильно и Ригой. Какие меры Ордина-Нащокина вы считаете важными? Почему он подвергся опале?

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Преобразовательные планы Фактический правитель России в период регентства Софьи. При его поддержке открыта Славяно-греко-латинская академия (1687). Главное направление внутренней политики, по его мнению, - исправление нравов и развитие инициативы. Курс на развитие и поддержку торговли и ремесел. Какие реформаторские планы строил В.Голицын? Почему они не были реализованы? Определите по учебнику.

23 слайд

Описание слайда:

Предлагал отменить смертную казнь за «возмутительные слова» против власти. Принятие указов о европейских формах быта. Предлагал освободить крестьян от власти помещиков. Высказывался за введение «поголовной» подати с крестьянских хозяйств. Предлагал отказаться от дворянского ополчения и заменить его армией по западному образцу – наемной армией. Используя документ «Иностранец Де ла Невилль о Голицыне», определите, какие еще изменения планировал ввести Голицын.

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

Идеи Юрия Крижанича Выступал за введение в России европейской системы образования, за просвещение населения, но предупреждал об опасности слепого заимствования западного опыта. Его главная идея – объединение всего славянства для борьбы с «немецкой опасностью». Предлагал объединить православную и католическую церковь под властью папы римского и создать единое славянское государство под властью московского царя. Предлагал реформировать самодержавную российскую власть, убрав из нее жестокие методы правления, но сохранив силу государства. Нужны ли были данные идеи России?

26 слайд

Описание слайда:

В. Ключевский. «Исторические портреты». Задачи, стоящие перед Россией накануне петровской эпохи. Вот важнейшие части этой программы: 1) Мир и даже союз с Польшей; 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию; 3) завершение переустройства войска в регулярную армию; 4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной; 5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности; 6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса; 7) освобождение крепостных крестьян с землей; 8) заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства, - и все это по иноземным образцам и даже с помощью иноземных руководителей. Какие из этих задач предлагали решить А.Ордин-Нащокин, В. Голицын, Ю. Крижанич?

27 слайд

Описание слайда:

Тесты по теме «Предпосылки петровских преобразований». 1. Экономическое развитие России сдерживалось: а) развитием товарного производства; б) системой крепостного права; в) специализацией районов по выработке той или иной продукции. 2. В отличие от стран Запада в России на мануфактурах применялся труд а) наемных и крепостных крестьян; б) батраков; в) крепостных крестьян; г) наемных рабочих. 3. На рубеже 17-18 вв. Росси отставала от европейских стран, потому что а) в стране выплавлялось мало стали; б) недостаточно развита была система образования; в) была отсталая система управления; г) господствовали феодальные порядки; д) Россия не имела выхода к морю. Обозначьте указанные причины слева порядковыми номерами в убывающей последовательности (от большего к меньшему) в зависимости от их значимости.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Покоснинская СОШ»

Исследовательский проект

«Живая память потомков»,

посвящённый 70 летию ПОБЕДЫ

Выполнила:

Ковалева Марина Ивановна,

учитель начальных классов

МКОУ «Покоснинская СОШ»

С.Покосное

Паспорт проекта

1. Название проекта

Исследовательский проект «Живая память потомков»

2. Название организации;

ФИО руководителя проекта, должность

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Покоснинская СОШ»

Ковалева Марина Ивановна, классный руководитель

3. Фактический адрес

Иркутская область, Братский район, с.Покосное, ул.Сибирская,22

Ковалева Марина Ивановна – классный руководитель 4 «Б» класса

5. Срок реализации проекта

6. Краткое изложение идеи проекта

Цель проекта

Задачи проекта:

    Сбор материала о ветеранах Великой Отечественной войны, жителей посёлка Кобляково.

Планируемый результат

    Изготовление учащимися проектных продуктов (презентация, доклад);

    Исполнение песни.

    Актуальность выбранной темы проекта

«Мы должны поклониться до земли

нашему советскому человеку.

Повсюду и везде он делал все от него зависящее,

чтобы приблизить час победы над фашизмом».

Г.К.Жуков.

Для жителей нашей страны слово «Победа» исполнено глубочайшего смысла. В нем смешались память о выживших и погибших, слезы радости и скорби. Проходят годы, десятилетия, сменяются поколения, но разве можно предать забвению подвиг воинов, защитивших не только нашу жизнь, но и само звание человека, которое хотел растоптать фашизм.

Великая Отечественная война – одно из тех редких исторических событий, память о которых не стирается со временем. Все дальше и дальше уходят от нас эти страшные и в тоже время героические дни 1941-1945 годов; все меньше становится среди нас победивших в той войне ветеранов. Однако память о событиях семидесятилетней давности никуда не ушла; она остается с нами. Но для нынешнего подрастающего поколения ВОВ - это далекое прошлое, событие, которое по мировосприятию не имеет для них прямого отношения к современной жизни. Поэтому очень важно, чтобы дети знали о людях, которые ценой своей жизни, либо своими подвигами рассказали правду о войне, прониклись уважением и гордостью к выжившим ветеранам войны и тружеником тыла. Сегодня особенно важно вернуться к истокам нашей великой победы, осмыслить уроки и ценности этого величайшего события века, что имеет огромное значение как для сохранения памяти о легендарных защитниках Родины, так и для воспитания молодого поколения в деле беззаветного служения Родине и своему народу.

В течение нескольких месяцев был собран богатый материал о ветеранах Великой Отечественной войны. Считаю, что необходимо продолжать начатую работу, которая, по позволит:

    лучше узнать историю Великой Отечественной войны;

    обратить внимание учащихся на основные этапы Великой Отечественной войны, историческую роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии;

    воспитывать гражданина-патриота своей Родины на примере истории своей семьи и родного края;

    развивать познавательный интерес учащихся, формировать навыки исследовательской деятельности;

    развивать коммуникативные качества учащихся при поиске и сборе информации;

    лучше узнать историю своей семьи, своего родного края;

    расширение кругозора учащихся.

      Цель и задачи проекта:

Цель проекта : расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Задачи проекта:

    Сбор материала о ветеранах Великой Отечественной войны, жителях посёлка Кобляково.

    Повышение престижа у подрастающего поколения подвига Советского народа в годы войны, осознания значимости Победы для страны и всего мира.

    Развитие познавательного интереса учащихся.

    Развитие коммуникативных способностей учащихся.

    Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности.

    Участие в различных конкурсах по данной тематике.

Объект исследования: дед и дяди - ветераны Великой Отечественной войны, жившие в поселке Кобляково в послевоенное время.

Предмет исследования: судьбы ветеранов.

Гипотеза исследования: изучение архивных материалов и организация поисковой работы позволят нам больше узнать о жизни ветеранов.

Методы исследования: работа с литературой, ресурсами Интернета, изучение документов семейного архива, анализ, обобщение.

Научная новизна: впервые собраны и обобщены сведения о ветеранах Великой Отечественной войны, живших в поселке Кобляково в послевоенное время.

      Планируемый результат

Главными итогами реализации проекта должно стать:

    Изготовление учащимися проектных продуктов (мультимедийных презентаций, докладов);

    Позитивная тенденция к увеличению количества учащихся, включенных в реализацию данного проекта.

    Исполнение песни.

    Результаты участия в конкурсах.

    Технология реализации проекта

    1. Этапы реализации проекта

Подготовительный (начало декабря 2014г)

    Осознания актуальности проблемы;

    Создание творческой группы;

    Работа творческой группы над созданием проекта - черновика «Мои предки»;

Первый этап: практический (середина декабря 2014 г.)

    Работа творческой группы по поиску и сбору информации, организация исследовательской деятельности.

Второй этап: итогово – аналитический (январь 2015 г.)

    Разучивание песни с учащимися «Мы шагаем, как солдаты»

    Анализ деятельности проекта.

    Рефлексия.

      План основных мероприятий по реализации проекта

Сроки

Мероприятия, направление, деятельность

Ответственные

Подготовительный этап

Начало декабря 2014г

    Создание творческой группы по разработке проекта.

    Осознание актуальности проблемы.

    Работа творческой группы над созданием проекта - черновика «Деды моей мамы»;

Ковалева М.И.

Первый этап

Середина декабря 2014г

    Работа творческой группы по поиску и сбору информации, организация исследовательской деятельности учащихся.

Ковалева М.И.

Второй этап

Январь 2015г

    Разучивание песни «Мы шагаем, как солдаты»

    Обобщение работы по реализации проекта.

    Анализ деятельности проекта.

    Рефлексия.

Ковалева М.И.

    Ресурсное обеспечение. Виды ресурсов

      Информационные ресурсы: материал, собранный в декабре прошлого года, личные архивы, архив сельской библиотеки, информация, полученная участниками проекта ходе исследования и бесед, Интернет – ресурсы.

      Человеческие ресурсы: Ветераны труда, педагоги школы, жители посёлка Кобляково.

      Материально – технические ресурсы: компьютер, мультимедиа, методические материалы по составлению мультимедийных презентаций, по работе с программами Microsoft Office , Microsoft Office PowerPoint , цифровой фотоаппарат, домашние цифровые ресурсы.

3. Целевые группы проекта

Качественный состав целевых групп

Состав

Педагоги школы с. Покосное

Ковалева Марина Ивановна

Педагоги школы п. Кобляково

Вирт Ольга Ивановна

(моя сестра)

Сотрудники библиотеки п. Кобляково

Зуева Ольга Владимировна

Ветераны труда п. Кобляково

Черемных Любовь Михайловна (моя мама)

    Управление проектом

Организация управления проектом и контроль над ходом его реализации.

5.1. Управление деятельностью всех участников проекта выполняет функции:

    информационно-аналитическая;

    организационная;

5.2. Организацию и коррекцию деятельности по реализации проекта «Живая память потомков» осуществляет классный руководитель . Ответственной за реализацию проекта являются Ковалева Марина Ивановна.

    Социальная оценка проекта

Социальная оценка проекта может быть дана:

    Ветеранами Великой Отечественной войны и педагогического труда.

    Семьями учащихся.

    Выпускниками школы в зависимости от степени их активной гражданской позиции.

    Педагогическим сообществом.

    Другими представителями общественности села.

    Результаты участия в конкурсах.

    Смета проекта «Живая память потомков»»

Мероприятие

Виды расходов

Поездка в посёлок Кобляково

Бензин, газ

2000 рублей

2000 рублей

Результат работы над проектом «Живая память потомков»

(2 слайд)

(3 слайд)

Сын Ираклия Моисеевича, художника изобразившего плакат «Родина – мать зовёт», вспоминает: «Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица…

В руке Родина-мать держит присягу военнослужащего, напоминая своим "детям" о присягнувшем долге.
Текст военной присяги гласит:
"Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.
Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Рабоче-Крестьянскому Правительству.

И на фронт шли все, кому за 18, все кому не было 18, но они хотели защищать свою Родину, своих близких.

(4 слайд)

1418 дней продолжалась эта война.

(5 слайд)


(6 слайд)

1418 дней подвига советских людей на фронтах и в тылу.

(7 слайд)


(8 слайд)

1418 дней убийств и издевательств над советскими людьми.

(9 слайд)


(10 слайд)

1418 дней разрушений и уничтожений советских городов и деревень.

Нападение Германии на СССР закончилось затяжной войной, которая унесла множество жизней и фактически обрушила экономику страны, которая была не готова к масштабным военным действиям.

(11 слайд)


(12 слайд)

Но всё же советским войскам удалось получить преимущество и начать контрнаступление.

(13 слайд)

(14 слайд)

(15 слайд)


(16 слайд)

В этой войне участвовали мамин дед и два дяди.

(17 слайд)

Черемных Николай Алексеевич – двоюродный дедушка моей мамы, по материнской линии.

Родился в селе Кобляково в 1919 году. До призыва в армию работал в колхозе.

В 1938г был призван в армию, служил на Дальнем востоке, станция Завитая.

В 1940г. его перевели на Амур и направили в школу младших командиров. После окончания курсов в 1941г был направлен в г. Кузнецк, где формировалась 120 стрелковая бригада. Сформированная бригада была направлена под Москву на ее защиту. В первом же бою под Москвой Николай Алексеевич был ранен. 1.5 месяца лечился в госпитале. После этого служил в 5 танковом корпусе. Воевал, был командиром орудия, подбивал немецкие танки. В бою под Козельском был сильно контужен, попал в госпиталь. После излечения был направлен 311 авиадивизию. Воевал на штурмовике ИЛ, вторым стрелком-радистом.

Имеет 28 боевых вылетов.

За боевые заслуги награждён медалью «За отвагу», двумя орденами «Красной звезды» и множественными наградами. В районе Курской дуги Николай Алексеевич получил третье ранение. После госпиталя, 2 февраля 1944г. был полностью комиссован и вернулся домой.

С тех пор, до выхода на пенсию работал учётчиком, кладовщиком, бухгалтером. Все свои знания и умения отдавал сельскому хозяйству.

В 1993 году, в возрасте 74 лет Николай Алексеевич умер.

У Николая Алексеевича в живых осталась родная сестра, Ольга Алексеевна, которой 14 января 2015 года исполнилось 92 года, она является старожилом села Кобляково.

(18 слайд)

Черемных Иван Михайлович и Александр Михайлович – родные братья,двоюродные дяди моей мамы, по отцовской линии.

Иван Михайлович родился в 1919 году, уроженец села Кобляково, Братского района. Служба в армии началась призывом в 1930 году на военную службу в Белорусский военный округ. Командовал пулемётной ротой, служил в штабе отдельного лыжного батальона. После гибели командира батальона, принял командование батальоном, имея к этому времени звание капитана.

Иван Михайлович награжден 5 орденами и 10 медалями. После возвращения с фронта, работал в Братском райкоме КПСС инструктором. Затем, в числе тридцатитысячников коммунистов, Иван Михайлович возглавил колхоз в Кобляково, и работал председателем организации совхоза.

С 1961г. работал управляющим отделения, затем председателем исполкома Кобляковского сельского Совета до выхода на пенсию. Будучи пенсионером 10 лет работал в лесхозе.

В 1995году, в возрасте 76 летИван Михайлович умер.

Александр Михайлович родился в1920 году, уроженец села Кобляково, Братского района, родной брат Ивана Михайловича. Со слов брата, Александра Михайловича отправили брать «языка», но он попал в засаду и его взяли в плен. Сидел в концлагере, потом Александра Михайловича освободили и отправили служить в войска, которые отправляли на очень опасные задания. После войны, вернулся домой, женился, работал. Имеет множество наград и медалей.

В 2007 году, в возрасте 86 лет Александр Михайлович умер.

(19 слайд)


Наша страна 9 Мая будет отмечать 70 лет со Дня Победы. Великую Победу одержал наш народ в Отечественной войне с 1941-1945 годы. Нелегко досталась эта победа. Фашисты разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населённых пунктов, уничтожили миллионы людей.

Прошло много лет... Уже нет маминого деда и маминых дядей в живых. Мало сохранилось фотографий. Но в памяти родственников, односельчан ещё остались воспоминания об этих людях – людях с большой буквы.

Для себя я узнала и поняла самое главное: это были замечательные люди, которые до войны учились, трудились в своей родной деревне. С начала войны сразу ушли на фронт: кто-то прошёл через всю страну, через всю войну до самого Берлина. Но они защищали свою землю, своих родных от врага. И вернувшись с войны, продолжали в тяжёлое послевоенное время работать, помогая семьям, односельчанам.

Я узнал, что мои деды были людьми уважаемыми, трудолюбивыми, весёлыми, добрыми и порядочными.

Огромное чувство гордости переполняет меня, когда я рассказываю о них, мне хочется, чтобы мы, внуки, правнуки помнили о дедах, прадедах, соответствовали им.

(20 слайд)

А.А.Твардовского «Дом у дороги»

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда,
Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней,
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана,
О том, что в мире было.

Затем, чтоб этого забыть,
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не забвенье!

Своё выступление хочу закончить песней «Мы шагаем, как солдаты», которую исполнять учащиеся моего класса (Музыка и слова Дмитрия Трубачёва)

    Мы мальчишками отважными растём,

Придёт время – все мы в армию пойдём,

Будем родину надёжно за охранять,

Чтобы люди в ней могли спокойно спать.

Припев: А пока мы шагаем как солдаты,

Раз, два левой – мы идём,

    Чтобы нам на страже Родины стоять,

Организм нам надо строго закалять,

Чтоб зарядка и прогулка каждый день,

Все мы дружные и смелые ребята,

Раз, два левой – мы идём,

Да ещё красиво, слаженно поём.

Заключение

Исследовательская работа посвящена ветеранам, людям с разными судьбами, прошедшими фронтовыми дорогами. Они – гордость поселка Кобляково.

Сложность и уникальность работы заключается в ценности собранных материалов: фотографий, документов, воспоминаний жителей посёлка Кобляково.

В результате сбора и анализа информации удалось узнать о жизни земляков - ветеранов, выявить военные пути и историю боевых наград. На основании найденного материала была создана презентация.

Считаю, что достигла поставленной цели, решив все выдвинутые задачи. Гипотеза подтвердилась.

Используемая литература и ресурсы

http :// info wow . do . am photo / фотографии

http :// war album.ru Война Восточный фронт Начало войны с СССР

http :// images.yandex.ru фото нападение на СССР фашистами

http :// pencioner . ru news moya плакан «Родина – мать зовёт»

http :// historynotes . ru napadenie - germanii - na sssr / фото нападение на СССР фашистами

http :// pretich 2005. narod . ru map - war / war - vov /…

http :// А.А. Твардовский otvet . mail . ru question /85743274 Дом у дороги (7-я глава)

Личный архив Черемных Любовь Михайловны