Понятие об ощущении и его физиологической основе. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущения. Анализатор. Виды ощущений Функциональная схема анализатора

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ярославская государственная медицинская академия»

Министерство здравоохранения Российской федерации

Кафедра педагогики и психологии с курсом ИПДО

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

(ОЩУЩЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ)

Учебное пособие для студентов 1 курса лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов

Ярославль

УДК 15

Васильева Л.Н., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии с курсом ИПДО Ярославской государственной медицинской академии, кандидат психологических наук, Мисиюк Ю.В., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии с курсом ИПДО Ярославской государственной медицинской академии, Одинцова О.Ю., преподаватель кафедры педагогики и психологии с курсом ИПДО Ярославской государственной медицинской академии.

Рецензент:

Барабошин Александр Тимофеевич, заведующий курсом кафедры педагогики и психологии с курсом ИПДО Ярославской государственной медицинской академии, доцент, кандидат медицинских наук.

Познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение). Ярославль, Ярославская государственная медицинская академия, 2013, 60 с.

Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение в реальной жизни неразделимы и неразрывно связаны между собой и влияют на успешную деятельность. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Учебное пособие раскрывает понятие, свойства, виды и основные характеристики познавательных психических процессов, их развитие в онтогенезе.

Адресовано студентам 1 курса лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов.



Разрешено в печать Центрально-координационным методическим советом (протокол № 7 от 18.06.2013).

© Васильева Л.Н., Мисиюк Ю.В., Одинцова О.Ю.

© Ярославская государственная медицинская академия, 2013.

ВВЕДЕНИЕ 4 с.
§ 1. ОЩУЩЕНИЯ 7 с.
1.1. Физиологические основы ощущений 8 с.
1.2. Классификация ощущений 8 с.
1.3. Свойства ощущений 9 с.
1.4. Феномены ощущений 11 с.
1.5. Развитие ощущений в онтогенезе 14 с.
§ 2. ВОСПРИЯТИЕ 15 с.
2.1. Физиологические основы восприятия 16 с.
2.2. Классификация восприятия 16 с.
2.3. Свойства восприятия 20 с.
2.4. Феномены восприятия 22 с.
2.5. Развитие восприятия в онтогенезе 22 с.
§ 3. ВНИМАНИЕ 23 с.
3.1. Физиологические основы внимания 24 с.
3.2. Классификация видов внимания 25 с.
3.3. Свойства внимания 25 с.
3.4. Рассеянность внимания 27 с.
3.5. Развитие внимания в онтогенезе 27 с.
§ 4. ПАМЯТЬ 29 с.
4.1. Классификация видов памяти 30 с.
4.2. Основные характеристики памяти 32 с.
4.3. Факторы, влияющие на запоминание 33 с.
4.4. Основные законы памяти 34 с.
4.5. Развитие памяти в онтогенезе 35 с.
§ 5. МЫШЛЕНИЕ 36 с.
5.1.Операции и формы мышления 37 с.
5.2. Виды мышления 39 с.
5.3. Индивидуальные особенности мышления 40 с.
5.4. Диагностическое мышление врача 42 с.
5.5. Речь и язык 43 с.
5.6. Современные представления о структуре интеллекта 45 с.
§ 6. ВООБРАЖЕНИЕ 47 с.
6.1. Физиологические основы воображения 47 с.
6.2. Виды воображения 48 с.
6.3. Функции воображения 50 с.
6.4. Воображение и творчество 51 с.
6.5. Индивидуальные особенности воображения 53 с.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ 55 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60 с.

ВВЕДЕНИЕ

Небывалый рост науки и техники, усложнение профессиональной деятельности усилили зависимость успеха специалиста в работе от профессионализации его познавательных процессов: мышления, речи, воображения, внимания, памяти, мышления. Причиной неправильных действий врача-специалиста может стать неточность восприятия, невнимательность, инертность его мышления и т. п. Профессиональная подготовленность специалиста формируется вместе с совершенствованием чувствительности его органов чувств, внимания, представлений, памяти, воображения и других психических процессов. Например, чем точнее различает специалист близкие между собой воздействия, определяет едва заметные изменения в воспринимаемых явлениях, помнит и воспроизводит необходимые данные, тем лучше он выполняет свои обязанности. И наоборот, недостаточно острое зрение, инертность внимания (неумение переключать и распределять его), слишком сильная тенденция к автоматизму действий, слабость памяти могут привести к ошибкам, неточному выполнению задачи.

Направленность развития ощущений, восприятий и внимания у студентов должна соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к ним будущая профессия. Ощущения, восприятия и внимание развиваются в активной и личностно-значимой деятельности. Будущему врачу нужны равномерно развитые основные свойства внимания. Он не сможет правильно поставить диагноз, провести лечение, не будучи внимательным к объективным и субъективным показателям заболевания, к состоянию и личности больного. Формирование внимания и его свойств у студентов предполагает воздействие на направленность их личности, волю, отношение к труду. Для этого нужно разъяснять им предстоящие профессиональные обязанности, упражнять в решении задач, требующих правильного восприятия и быстрого осмысливания ситуаций будущей работы (выделение в этих ситуациях главного и второстепенного). Внимание и внимательность формируются у студентов в процессе активной учебной деятельности, благодаря поддержанию дисциплины и организованности на всех занятиях.

Нет ни одной профессии, занимаясь которой специалист мог бы обойтись без воображения. Во врачебной профессии оно особенно важно. Одной из основных функций воображения является проникновение во внутренний мир другого человека, что составляет основу такого профессионально важного качества врача как эмпатия (сопереживание). Воображение не является врожденным и постоянным качеством человека, как и другие психические процессы и свойства, оно развивается и совершенствуется.

Врачебная профессия предъявляет высокие требования к мышлению специалиста. Оно должно быть целеустремленным, гибким, глубоким, мобильным, быстрым и точным. Для формирования профессионального клинического мышления у студентов надо, прежде всего, вооружить их системой понятий и знаний, необходимых для выполнения задач будущей работы. Но это вооружение должно быть особенным: простого запоминания понятий и знаний мало, так как мышление предполагает целенаправленное соотношение уже имеющихся знаний и воспринятых в данный момент сведений.

Формирование мышления включает в себя умение сравнивать, анализировать, осуществлять операции синтеза, абстракции, конкретизации, классификации, систематизации, широко мобилизовать знания, избегать шаблона, творчески учитывать конкретные данные. Формировать мышление – значит на основе определенных знаний, научных фактов с помощью определенной формы их усвоения и применения, которая обеспечивает активную деятельность студентов, усовершенствовать операции, процессы, виды и формы мышления, а также качества ума в соответствии с задачами и условиями профессиональной врачебной деятельности.

Развитие самостоятельного мышления – одна из важнейших задач высшей школы. При решении ее необходимо учитывать разнообразное проявление самостоятельного мышления человека, в частности не только умение решать какие-то новые проблемы, но и способность увидеть эти проблемы самостоятельно. Неумение видеть проблемы - это результат формализма в усвоении учебной информации, состоящем в том, что студент лишь запоминает конкретное содержание проблемы различных наук, но не видит, в чём они состоят. Если же решается проблема, обнаруженная самим студентом, то это сопряжено с высоким уровнем умственной активности, получение знаний идет творческим путем и обеспечивает более высокое их качество.

Профессиональное развитие речи помогает студенту овладевать знаниями, совершенствовать свое мышление, память и другие качества. Специалист без достаточно высокого уровня профессиональной речи не сможет успешно выполнять свои обязанности. Очень важно, чтобы студенты расширяли свой общий и профессиональный словарь, вырабатывали умения и навыки свободного и правильного владения профессиональным языком, учились кратко, четко и логично излагать свои мысли на занятиях, развивали навыки быстрого чтения.

Выбор человеком одного из многих решений и действий в каждый момент времени определяется его потребностями и картиной мира, т.е. его знаниями и представлениями о мире вообще и о конкретной ситуации в частности. Все знания о явно наблюдаемом и скрытом от непосредственного взора устройстве вещей, закономерностях отношений между ними, о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных процессов разного уровня сложности.

Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и структуру и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанного, динамичного, но в то же время целостного образа мира. Протекая одновременно, психические процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и незаметно для нас, что мы в каждый данный момент времени воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми. Благодаря этим процессам мир предстает перед нами не застывшим, а во временной перспективе, как нечто, что развивается и существует не только в настоящем, но имеет также прошлое и будущее. Психические процессы, с помощью которых формируются представления об окружающем мире, а также о самом организме и его внутренней среде, называются познавательными психическими процессами.

Образы окружающего мира представляют собой сложнейшие психические образования, в их формировании принимают участие различные психические процессы, значение которых в структуре целостной картины можно выявить путем искусственного (экспериментального или логического) расчленения этого образа на составные части, а также при нарушениях протекания этих процессов. Принятое в психологии деление единого психического процесса на отдельные познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение) таким образом является условным. В то же время в основе этого разделения лежат объективные специфические особенности каждого из этих процессов, отличающие их друг от друга по тому вкладу, который они вносят в построение целостного образа.

Рассмотрим более подробно те основные познавательные психические процессы, которые участвуют в построении образов окружающего мира.

ОЩУЩЕНИЯ

Простейшим познавательным процессом является ощущение, которое представляет собой некий первоисточник завершенного образа мира. В ходе практической деятельности человек одинаково опирается как на данные чувственного опыта, так и на мышление; они теснейшим образом переплетаются. Первичность ощущений при этом не означает, что весь образ является простой их суммой. Ощущения дают лишь исходный материал, на основе которого строится целостный образ. При этом ощущение как отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета, восприятие как целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений, и представление как чувственно-наглядный образ предмета традиционно относят к формам чувственного познания.

Ощущение это психический познавательный процесс чувственного отражения отдельных свойств предметов и явлений объективной реальности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Потребность в постоянном получении ощущений хорошо проявляется в том случае, когда органы чувств полностью лишают внешнего воздействия. Как показали эксперименты, если поместить человека в среду, изолированную от любых ощущений, психика перестает нормально функционировать. Подобные результаты наблюдал в 1950-е гг. Джон Лилль, ученый-нейробиолог, разработавший барокамеру. Она имела вид темного звуконепроницаемого резервуара, изолированного от звуков, света и запахов. Резервуар заполнялся раствором высокой плотности, температура которого соответствовала температуре человеческого тела. Помещённый в бак человек пребывал как бы в невесомости. Однако испытуемый довольно скоро просил закончить эксперимент по причине возникновения галлюцинаций, нарушений мышления, искаженного восприятия времени, пространства, своего тела и т.д. Специфические проблемы психологического характера возникают при сенсорной депривации, то есть при ограничении притока внешних воздействий, что хорошо известно на примере развития людей слепых или глухих, а также плохо видящих и слышащих. Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепо-глухими или лишенными слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным, и они не будут самостоятельно развиваться. Таким образом, для нормальной жизнедеятельности человека ощущения необходимы. Они являются основным источником знаний о внешнем мире. К этому можно, пожалуй, добавить лишь то, что ощущения отражают и состояние организма человека с помощью рецепторов, расположенных в его теле.

Физиологические основы ощущений

Явления внешнего мира и состояния организма, воздействующие на наши органы чувств (например, звуковые волны, фотоны света, температура и пр.), называются раздражителями . Процесс воздействия раздражителей на органы чувств называется раздражением . Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение . Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Ощущения обеспечиваются деятельностью специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами . Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) Периферического отдела , называемого рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс);

2)Афферентные или чувствительные нервы (центростремительные), проводящие возбуждение в нервные центры;

3) Центрального отдела анализатора – это отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого.

Физиологические исследования показывают, что ощущение не является пассивным процессом. В результате ощущения возникают двигательные реакции, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т.д.). Двигательные реакции обеспечиваются за счет эфферентных нейронов, несущих нервный импульс к исполнительным органам.

Ощущения человека – это продукт исторического развития, качественно отличающиеся от ощущений животных. У животных развитие ощущений целиком ограничено их биологическими, инстинктивными потребностями. Человек способен ощущать гораздо большее количество свойств окружающих его предметов. Это связано с тем, что у человека в процессе исторического развития сформировался несравненно более широкий круг потребностей.

Классификация ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощущений:

1. По основным модальностям выделяют :

- обоняние;

- вкус;

- осязание

- зрение;

- слух.

2. Систематическая классификация Ч. Шеррингтона делит ощущения на 3 вида:

- интероцептивные – это ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма. Возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и др. внутренних органов. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Они мало осознаваемы и имеют наиболее диффузную форму, чаще всего близки к эмоциональным состояниям.

- проприоцептивные – это ощущения, передающие сигналы о положении тела в пространстве и составляющие основу движений человека. Играют решающую роль в их регуляции. Это ощущение равновесия (статическое) и двигательное (кинестетическое) ощущение. Рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Возбуждение возникает в этих рецепторах при растяжении мышц и изменении положения суставов. К проприоцептивным ощущениям относится и специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

- экстероцептивные – это ощущения, обеспечивающие получение сигналов из внешнего мира. Экстероцептивные ощущения являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой. Экстероцептивные ощущения принято разделять на две подгруппы:

а) контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности соответствующего рецептора. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

б) дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние, слух и зрение.

3. Генетическая классификация Х. Хеда позволяет выделить два вида чувствительности:

- протопатическую чувствительность - более примитивную, менее дифференцированную и локализованную, к которой относятся органические чувства (голод, жажда и др.);

- эпикритическая чувствительность - тонко дифференцированная, рациональная, более молодая в генетическом плане. К данному виду чувствительности относят основные виды ощущений человека.

Свойства ощущений

К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность, пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги.

1. Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений (зрительное ощущение качественно отличается от слухового и т.д.).

2. Интенсивность – это количественная характеристика, которая зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции.

3. Длительность (или продолжительность) ощущения – это временная характеристика возникшего ощущения. Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем и интенсивностью действия раздражителя. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время - так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370, а для вкусовых - всего 50 мс. Аналогичным образом, ощущение не исчезает одновременно с прекращением действия раздражителя. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии . Например, зрительное ощущение сохраняется в виде последовательного образа. Так, например, если в полной темноте на некоторое время зажечь яркую лампу, а потом погасить ее, то после этого некоторое время на темном фоне мы «видим» яркий свет лампы. Эффект последействия также объясняет почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами мультипликационного фильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров - последовательными образами от них.

4. Пространственная локализация раздражителяпозволяет локализовать его в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

До сих пор шла речь о качественном различии видов ощущений. Однако не менее важное значение имеет количественный анализ интенсивности ощущений. Не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения (или порогом появления ощущения). Раздражители, которые не достигают его, лежат под порогом ощущения. Так, например, мы не ощущаем отдельных пылинок и мелких частиц, опускающихся на нашу кожу. Световые раздражители ниже определенной границы яркости не вызывают у нас зрительных ощущений. Величина нижнего абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств. Чем слабее раздражители, вызывающие ощущения (т.е., чем меньше величина абсолютного порога), тем выше абсолютная чувствительность органов чувств.

Различные анализаторы обладают разной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для некоторых пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется, по крайней мере, в 25000 раз больше молекул, чем для возникновения обонятельного ощущения. У человека очень высока чувствительность зрительного и слухового анализаторов.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом ощущения называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает болевое ощущение (например, при сверхгромкои звуке, слепящей яркости света и пр.).

Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т.д.

От абсолютной чувствительности надо отличать относительную, или разностную, чувствительность, т.е. чувствительность к изменению раздражителя ,открытую немецким ученым М.Вебером. Разностная чувствительность -величина относительная, а не абсолютная. Это значит, что чем больше величинапервоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней для того,чтобы возникло изменение ощущения. Например, изменения в освещенностикомнаты мы замечаем в зависимости от исходного уровня освещенности. Еслиисходная освещенность составляет 100 лк (люксов), то прибавка освещенности,которую мы впервые заметим, должна составлять не менее 1 лк. То жесамое относится и к слуховым, и к двигательным, и к другим ощущениям.Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едваз аметное различие ощущений, называется порогом различения ,или разностнымпорогом. Порог различения характеризуется относительной величиной,постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора этосоотношение составляет приблизительно 1/100 от интенсивности первоначального раздражителя, для слухового - 1/10, для тактильного - 1/30.

Феномены ощущений

1. Сенсорная адаптация. Как абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств может меняться в очень больших пределах. Например, в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда человек из темной комнаты переходит в ярко освещенную. В этом случае глаз человек начинают испытывать резь, требуется некоторое время, чтобы анализатор приспособился к яркому освещению. В противоположном случае, когда человек перешел из ярко освещенного помещения в темную комнату, он также сначала ничего не видит (временно «слепнет»), и необходимо 20-30 мин, чтобы он стал достаточно хорошо ориентироваться в темноте. Как показали исследования, чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200 000 раз. Описанные изменения чувствительности носят название адаптации органов чувств к окружающим условиям. Адаптация – изменение абсолютной и относительной чувствительности органов чувств под влиянием внешних воздействий. Явления адаптации характерны и для слуховой сферы, и для обоняния, осязания, вкуса. Изменение чувствительности, происходящее по типу адаптации, не происходит сразу, оно имеет свои временные характеристики. Эти временные характеристики различны для разных органов чувств. Так, для того, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Также быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое соприкосновение с кожей нашей одежды перестает восприниматься уже через несколько секунд). Хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры). Однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре так же, как и к болевым раздражениям, почти не имеет места. Известны и явления адаптации к запахам. Таким образом, выделяют три разновидности явления адаптации:

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя;

2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. (Данные два вида адаптации относятся к негативной адаптации , так как в результате ее снижается чувствительность анализаторов.)

3. Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная адаптация . Например, в зрительном анализаторе темновая адаптация глаза, когдаувеличивается его чувствительность под влиянием темноты, - это позитивнаяадаптация. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Физиологический механизм явления адаптации состоит в изменениях в функционировании рецепторов. Так, например, известно, что под влиянием света разлагается зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Явление адаптации объясняется также процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность.

2. Взаимодействие и взаимовлияние ощущений друг на друга. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Все наши анализаторные системы способны влиять друг на друга. При этомвзаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположныхпроцессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерностьсостоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижаютчувствительность анализаторов при их взаимодействии.Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторовназывается сенсибилизацией. А.Р. Лурия выделил два варианта повышения чувствительности (сенсибилизации):

На основе устойчивых изменений, происходящих в организме;

На основе временных физиологических и психологических изменений состоянии организма (например, под воздействием психоактивных веществ, психических расстройств и пр.).

Сенсибилизацию органов чувств легко заметить в следующих случаях: при компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) и специфических требований некоторых профессий. Так, утрата зрения или слуха в определенной степени компенсируется развитием других видов чувствительности. Слепота вызывает повышение тактильной чувствительности, и люди могут читать книги со специальной азбукой Бройля с помощью пальцев. Известны случаи, когда люди, имеющие ограниченный возможности по зрению, занимались скульптурой, что свидетельствует о высокоразвитом осязании. Глухота вызывает развитие вибрационных ощущений. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слышать музыку - для этого они кладут руку на инструмент. Слепоглухонемые, держа руку у горла говорящего собеседника, могут таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются и у лиц определенных профессий. Красильщики могут различать до 50-60 оттенков черного цвета. Известна способность музыкантов улавливать различия в тонах, не воспринимаемых обычным слушателем, или чувствительность вкусового анализатора у дегустаторов.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией - возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, например, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные». Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей.

Все эти факты показывают, что острота абсолютной и разностной чувствительности может существенно изменяться и что участие человека в разных формах сознательной деятельности может изменить остроту этой чувствительности.

Понятие о восприятии. Свойства восприятия.

Классификация основных видов восприятия

1. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущения. Анализатор. Виды ощущений.

ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ

Определение ощущений.

Знания об отдельных свойствах предметов возникают при деятель­ности любого органа чувств. Например, когда предмет экспонирует­ся (показывается) 1/100 сек, человек может сказать, что он видел свет или пятно определенного цвета, но не сможет точно сказать, какой это предмет. Слушая речь на незнакомом языке, человек улавливает отдельные свойства звука (высоту, громкость, тембр), хотя не воспринимает содержания речи.

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущение является первичной формой ориентировки организма в окружающем мире.

Ощущение является исходной формой развития познавательной деятельности.

Органические ощущения соотнесены с объектами внешнего мира, рождают желания, служат источником волевого импульса. Движения и действия, направленные на достижение цели, регулируются ощущени­ями, которые необходимы для построения действия. Таким образом, ощущения обеспечивают жизнедеятельность человека.

Ощущения не являются единственной формой отражения мира. Более высокие формы чувственного отражения (восприятие, представление) не могут быть сведены к сумме или комбинации ощущений. Каждая из форм отражения имеет качественное своеобразие, но без ощущений как первоначальной формы отражения невозможно существование ка­кой бы то ни было познавательной деятельности.

Без ощущений невозможна психическая активность человека.

Физиологические основы ощущений.

Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств.

Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах. Он приспособлен для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внут­ренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецепторами. Такие органы чувств, как глаз, ухо, объединяют десятки рецептор­ных окончаний. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определенные участки коры больших полушарий голов­ного мозга. Ответная реакция передается по эфферентному (двига­тельному) нерву.

Рецептор, проводящие нервы и участки в коре г.м. называются анализатором.

Ощущение всегда связано с ответной реакцией: либо с движени­ем, либо с перестройкой вегетативных процессов.

Итак, физиологический механизм ощущений может быть охаракте­ризован как механизм условнорефлекторной деятельности анализато­ров, возникающий на базе ограниченного числа безусловных рефлек­сов. В первосигнальные механизмы ощущений человека включена дея­тельность второй сигнальной системы.

ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ Классификация ощущений.

Уже древние греки различали пять органов чувств и соответс­твующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обоня­тельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека. В настоящее время нас­читывается около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.

Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

· По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение выделяют дистантную (з рение, слух, обоняние) и кон­тактную (вкусовую, болевую, тактильную) рецепцию.

· По расположению на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают соответственно экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.), проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).

· По времени возникновения в ходе эволюции животного мира вы­деляют древнюю и новую чувствительность. Так, дистантную рецеп­цию можно считать новой по сравнению с контактной, но в структу­ре самих контактных анализаторов выделяют более древние и более новые функции. Болевая чувствительность является более древней, чем тактильная.

Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности.

Рассмотрим основные закономерности ощущений. К ним относятся пороги чувствительности, адаптация, сенсибилизация, взаимодейс­твие, контраст и синестезия.

Пороги чувствительности.

Понятие порога ощущений , или порога чувствительности выражает психологическую характеристику "зависимости" между интенсивностью ощущения и силой раздражителей.

В психофизиологии различают два вида порогов : порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению .

Та наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности .

Та наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхнимабсолютным порогом чувствительности .

Пороги ограничивают зону чувствительности к раздражителям. Например, из всех электромагнитных колебаний глаз способен отражать волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон;

Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя су­ществует обратная зависимость: чем большая сила нужна для воз­никновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Поро­ги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Порог чувствительности к различению - та наи­меньшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различение в силе или качестве ощущений.

Так, в ощущении давления (тактильная чувствительность) эта прибавка равна 1/30 веса первона­чального раздражителя. Это значит, что к 100 г нужно прибавить 3,4 г, чтобы почувствовать изменение в давлении, а к 1 кг - 34 г. Для слуховых ощущений эта константа равна 1/10, для зритель­ных- 1/100. (ознакомьтесь с исследованиями Вебера).

Адаптация - приспособление чувствительности к постоянно дейс­твующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов.

В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме боле­вой.

Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз.

Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности од­ной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Это объясняется корковыми связями меж­ду анализаторами.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствитель­ность в другой.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия ана­лизаторов, а также систематических упражнений называется сенси­билизацией .

Контраст ощущений – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

При одновременном действии двух раздражителей возникает од­новременный контраст. Такой контраст хорошо прослеживается в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнее.

Широко известно явление последовательного контраста. После хо­лодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

Последовательный образ - физиологический механизм его возникновения таков: прекращение действия раздражителя не вызывает мгновен­ного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбуждения в корковых частях анализатора.

Синестезия - возбуждение возникшими ощущениями одной модаль­ности ощущений другой модальности.

Синестезию можно рассматривать как частный случай взаимодейс­твия ощущений, который выражается не в изменении уровня чувстви­тельности, а в том, что усиливается воздействие ощущений данной модальности через возбуждение ощущений других модальностей. Си­нестезия усиливает чувственный тон ощущений.

(Так, звук становится окрашенным и т.п.)

СЕНСОРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ – характерный для инди­вида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы.

В животном мире преимущественный уровень развития чувствитель­ности какой-либо одной модальности является родовым признаком. Все представители одного вида (например, орлы) обладают хорошим зрением, а другого (например, собаки) - обонянием. Особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается прижизненно, на нее влияет деятельность.

3. Понятие о восприятии. Свойства восприятия .

ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ

Общая характеристика восприятия.

Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокуп­ности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Восприятие зависит от определенных отношений между ощущени­ями, кроме которых оно включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (оп­ределенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).

Основными х-ками восприятия являются константность, пред­метность, целостность и обобщенность.

Константность - это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, нес­мотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств непрерывно меняются.

Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

Это соотношение является основой ориентировочной функции нашего поведения и деятельности.

Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя орга­ническая взаимосвязь частей и целого в образе.

Восприятие целого влияет и на восприятие его частей. Несколько правил группировки частей в целое были сформулированы Вертгеймером.

1. Правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе. В качестве группирующих свойств может выс­тупать сходство по размеру, форме, по расположенности частей.

2. Правило общей судьбы. Множество элементов, движущиеся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимаются це­лостно, как единый движущийся объект (или когда эти объекты не­подвижны но движется наблюдатель).

3. Правило близости. В любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко к друг другу, воспринимаются как единый объект.

Целое доминирует над частями. Выделяют три формы такого до­минирования: 1. Один и тот же элемент, будучи включенным в раз­ные структуры воспринимается по разному. 2. При замене отдельных элементов но сохранении соотношений м/у ними структура образа остается неизменной. 3. Структура воспринимается как целое и при выпадении некоторых ее частей.

Обобщенность означает отнесенность к некоторому классу объ­ектов, имеющему название.

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожден­ными и развиваются в течении жизни человека.

8.Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущений. Виды и основные свойства, механизмы изменения чувствительности, проблема измерения ощущения .

Ощущением на­зывается психическое отражение в коре головного моз­га отдельных свойств предметов и явлений, непосред­ственно воздействующих на органы чувств.Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые назы­ваются раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Инфор­мация о внешнем мире может попадать в головной мозг, то есть перерабатывающий ее центр, только че­рез сенсорную систему, которую можно поэтому счи­тать воротами сознания. Сенсорная клетка - рецептор - преобразует стимул (воздействие) в короткие ритми­ческие электрохимические импульсы. Затем их поток передается по нервным путям в различные переключа­тельные станции центральной нервной системы, где эти импульсы, переходя с одного нейрона на другой, синтезируются и «декодируются» в систему данных о характере внешнего воздействия.

Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной" системой, но осозна­вать свои ощущения могут только те из них, у кого есть головной мозг с высокоразвитой корой. Если кора моз­га временно отключается (с помощью наркоза или нар­котиков), то человек не может осознанно реагировать даже на сильную боль.

Физиологическая основа ощущений - сложная дея­тельность органов чувств. И.П. Павлов назвал эту дея­тельность анализаторной, а системы клеток, наиболее

сложно организованных и являющихся воспринимаю­щими аппаратами, которые непосредственно осущест­вляют анализ раздражений, - анализаторами.

Анализатор характеризуется наличием трех, специ­фических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозго­вого).

Периферический (рецепторный) отдел анализаторов составляют все органы чувств - глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, располо­женные во внутренней среде организма (в органах пи­щеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реа­гирует на конкретный вид раздражителя и перерабаты­вает его в определенное возбуждение. Рецепторы мо­гут находиться на поверхности тела (экстероцепторы) и во внутренних органах и тканях (интероцепторы). Ре­цепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители Такими рецепторами обла­дают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обоня­тельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма (ощуще­ние голода, жажды). С деятельностью интероцепторов связаны органические ощущения. Промежуточное по­ложение занимают проприоцепторы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения дви­жения и положения органов тела, и участвуют в опре­делении свойств, качеств объектов, т.о. пери­ферический отдел анализатора выполняет роль спе­циализированного, воспринимающего аппарата.

В зависимости от месторасположения рецептора различают внешние анализаторы (у которых рецепто­ры находятся на поверхности тела) и внутренние (у ко­торых рецепторы расположены во внутренних органах и тканях). Промежуточное положение занимает двига­тельный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах и связках. Для всех анализаторов общими яв­ляются болевые ощущения, благодаря которым орга­низм получает информацию о разрушительных для не­го свойствах раздражителя.

виды ощущений

Классификации ощущений: 1) по наличию или от­сутствию непосредственного контакта с раздражите­лем, вызывающим ощущение: 2) по месту расположе­ния рецепторов, 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя.

По наличию или отсутствию непосредственного кон­такта рецептора с раздражителем, вызывающим ощу­щение, выделяют дистантную (зрение, слух, обоняние - ориентировка в ближайшей среде) и контактную (вкусовые, болевые, тактильные ощущения) рецепцию.

Наиболее древняя - органическая (прежде всего -болевая) чувствительность, затем появились контакт­ные (тактильная) формы. И самые эволюционно моло­дые - слуховые и зрительные системы рецепторов.

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные (85% информации), слуховые, обоня­тельные, вкусовые, тактильные, статические и кинесте­тические, температурные, болевые, жажды, голода.

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть глаза - сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздейст­вует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов - палочки и колбочки. Благодаря слуховым ощущениям (дистантные) человек слышит речь, общается с другими людьми. Раздражителями для этих ощущений являются звуковые волны - про­дольные колебания частиц воздуха, распространяю­щиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Слуховые ощущения отра-жают высоту звука, которая зависит от частоты коле­бания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука - формы колеба­ний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам - речевые, музыкальные, шумы. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувст­вительность Вибрационные ощущения отражают ко­лебания упругой среды. Этот вид чувствительности на­зывают «контактным слухом». Специальных вибраци­онных рецепторов у человека не обнаружено. Отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувстви­тельность подчинена слуховой и зрительной. Обоня­тельные ощущения (дистантные) отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния явля­ются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости. Вкусовые ощущения вызы­ваются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы -вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба различают ощущения, сладкого, кислого, соленого, горького. Кожные ощущения. В кожных по­кровах имеется несколько анализаторных систем; так­тильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Система так­тильной чувствительности неравномерно распределе­на по всему телу. Но более всего скопление тактиль­ных клеток наблюдается на ладони, на кончиках паль­цев и на губах. Тактильные ощущения руки, объ­единяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание. Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на негр, то давление может вы­звать болевое ощущение. Тактильная чувствитель­ность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют яркий эмоцио­нальный тон. Третий вид кожной чувствительности -температурные ощущения - регулирование теплооб­мена между организмом и окружающей средой. Рас­пределение тепловых и Холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спи­на, наименее - грудь. О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибу­лярном аппарате внутреннего уха. Резкие изменения положения тела относительно земли могут приводить к головокружению. Особое.место занимают интероцеп-тивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют об их функционировании. Эти ощуще­ния образуют органическое чувство (самочувствие) че­ловека. К ним относят чувство голода, жажды, насыще­ния, комплексы болевых и половых ощущений.

Общие свойства ощущений

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность,продолжительность и пространственная локализация.

Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа светового раздражения того же качества, что и действующий раздражитель. Если в полной темноте на некоторое время зажечь яркую лампу, а потом погасить ее, то после этого некоторое время на темном фоне мы видим яркий свет лампы. Наличие положительных последовательных образов объясняет, почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров - последовательными образами от них. Последовательный образ изменяется во времени, положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света последовательный образ переходит в дополнительный цвет.

И.Гете в «Очерке учения о цвете» писал: «Когда я однажды под вечер зашел в гостиницу и в комнату ко мне вошла рослая девушка с ослепительно белым лицом, черными волосами и в ярко-красном корсаже, я пристально посмотрел на нее, стоявшую в полусумраке на некотором расстоянии от меня. После того, как она оттуда ушла, я увидел на противоположной от меня светлой стене черное лицо, окруженное светлым сиянием, одежда же вполне ясной фигуры казалась мне прекрасного цвета морской волны».

Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного участка сетчатки к определенному цвету. В обычных условиях мы не замечаем последовательных образов, так как глаз совершает непрерывные движения и поэтому значительного утомления каких-либо одних участков сетчатки не наблюдается.

И, наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

Как известно, реализация личностного потенциала осуществляется в процессе жизнедеятельности. Она, в свою очередь, возможна за счет познания человеком окружающих условий. Обеспечение взаимодействия индивида с внешним миром обуславливается установками и мотивами. Между тем любое психическое явление представляет собой отражение реальности и является звеном системы регуляции. Определяющим элементом при функционировании последней выступает ощущение. Понятие, физиологическая основа чувств, в свою очередь, связаны с мышлением и логическим познанием. Существенную роль при этом играют слова и язык в целом, которые реализуют функцию обобщения.

Обратная зависимость

Физиологические основы ощущения, кратко говоря, являются базой, на которой формируется чувственный опыт человека. Его данные, представления памяти обуславливают логическое мышление. Все, что составляет физиологическую основу ощущений , выступает в качестве связующего звена между человеком и окружающим миром. Чувства позволяют познавать мир. Рассмотрим далее, как характеризуется физиологическая основа ощущений в психологии (кратко ).

Сенсорная организация

Она представляет собой уровень развития определенных систем чувствительности, возможность их объединения. Сенсорными структурами называют Они выступают как . Сенсорные структуры можно назвать приемниками. Ощущения поступают в них и преобразуются в восприятие. Любой приемник обладает определенной чувствительностью. Если обратиться к представителям фауны, можно отметить, что у них физиологической основой ощущений является деятельность определенного вида сенсоров. Это, в свою очередь, выступает как родовой признак животных. К примеру, летучие мыши чувствительны к коротким ультразвуковым импульсам, собаки имеют великолепный нюх. Если затрагивать физиологические основы ощущений и восприятия человека, то следует сказать, что сенсорная система существует с первых дней жизни. Однако развитие ее будет зависеть от усилий и желания индивида.

Понятие об ощущении: физиологические основы понятия (кратко)

Прежде чем рассматривать механизм функционирования элементов сенсорной системы, следует определиться с терминологией. Ощущением называют проявление общебиологического свойства - чувствительности. Она присуща живой материи. Посредством ощущений человек взаимодействует с внешним и своим внутренним миром. За счет них информация о происходящих явлениях поступает в мозг. Все, что является физиологической основой ощущений, позволяет получать различные сведения предметах. Например, об их вкусе, цвете, запахе, движении, звуке. Сенсоры передают в мозг и информацию о состоянии внутренних органов. Из возникающих ощущений формируется картина восприятия. Физиологическая основа процесса ощущения позволяет осуществлять первичную обработку данных. Они, в свою очередь, выступают как база для более сложных операций, например, таких процессов, как мышление, память, восприятие, представление.

Обработка информации

Ее осуществляет мозг. Результат обработки данных - выработка ответной реакции либо стратегии. Она может быть направлена, к примеру, на повышение тонуса, большую концентрацию внимания на текущей операции, настройку на ускоренное включение в познавательный процесс. Количество доступных вариантов, а также качество выбора той или иной реакции зависит от разных факторов. Значение, в частности, будут иметь индивидуальные особенности индивида, стратегии взаимодействия с окружающими, уровень организации и развития высших нервных функций и так далее.

Анализаторы

Физиологическая основа ощущений формируется за счет функционирования особых нервных аппаратов. Они включают в себя три компонента. В анализаторе различают:

  1. Рецептор. Он выступает в качестве воспринимающего звена. Рецептор преобразует внешнюю энергию в нервную операцию.
  2. Центральный отдел. Он представлен афферентными или чувствительными нервами.
  3. Корковые отделы. В них нервные импульсы подвергаются переработке.

Конкретным рецепторам соответствуют определенные участки корковых отделов. Каждый орган чувств имеет свою специализацию. Она зависит не только от особенностей строения рецепторов. Немаловажное значение имеет и специализация нейронов, которые включены в центральные аппараты. К ним поступают сигналы, проходящие через периферические органы чувств. Следует отметить, что анализатор - не пассивный приемник ощущений. Он обладает способностью к рефлекторному перестроению под влиянием раздражителей.

Свойства информации

Позволяют описать данные, поступающие через сенсоры. Любая информация может характеризоваться присущими ей свойствами. К ключевым из них можно отнести длительность, интенсивность, пространственную локализацию, качество. К примеру, последнее представляет собой специфическую особенность конкретного ощущения, по которой оно отличается от остальных. Качество варьируется в пределах определенной модальности. Так, в зрительном спектре выделяют такие свойства, как яркость, цветовой тон, насыщенность. Слуховые ощущения обладают такими качествами, как высота, тембр, громкость. При тактильном контакте мозг получает информацию о твердости, шероховатости предмета и так далее.

Особенности дифференциации

Какими могут быть физиологические основы ощущений? Классификация ощущений может проводиться по разным признакам. Самой простой считается дифференциация по модальности раздражителя. Соответственно, по этому признаку можно выделить и . Модальность - это качественная характеристика. В ней отражается специфичность ощущений как простейших психических сигналов. Дифференциация проводится в зависимости от расположения рецепторов. По этому признаку выделяют три группы ощущений. К первой относят те, которые связаны с поверхностными рецепторами: кожными, обонятельными, вкусовыми, слуховыми, зрительными. Ощущения, которые возникают в них, называют экстерорецептивными. Во вторую группу включены те, которые связаны с сенсорами, расположенными во внутренних органах. Эти ощущения именуют интерорецептивными. В третью группу включены те, которые связаны с рецепторами, находящимися на мышцах, в сухожилиях и связках. Это двигательные и статические ощущения - проприорецептивные. Дифференциация также осуществляется по модальности сенсора. По этому признаку выделяют ощущения контактные (вкусовые, осязательные) и дистантные (слуховые, зрительные).

Типы

Физиологические основы ощущений - комплексные элементы единой сенсорной системы. Эти звенья позволяют распознавать разные свойства одного предмета одновременно. Это обуславливается тем, что реагируют на определенные раздражители. Для каждого рецептора существует свой агент. В соответствии с этим, выделяют такие как:

  1. Зрительные. Они возникают под влиянием лучей света на сетчатку.
  2. Слуховые. Эти ощущения вызывают речевые, музыкальные или шумовые волны.
  3. Вибрационные. Такие ощущения возникают за счет способности улавливать колебания среды. Такая чувствительность слабо развита у человека.
  4. Обонятельные. Они позволяют улавливать запахи.
  5. Тактильные.
  6. Кожные.
  7. Вкусовые.
  8. Болевые.
  9. Температурные.

Особо сильна эмоциональная окраска болевых ощущений. Они видны и слышны окружающим. Температурная чувствительность различается на разных участках тела. В некоторых случаях у человека могут появляться псевдоощущения. Они выражаются в форме галлюцинаций и появляются при отсутствии раздражителя.

Зрение

В качестве воспринимающего аппарата выступает глаз. Этот орган чувств обладает достаточно сложным строением. Волны света отражаются от предметов, преломляются при прохождении через хрусталик, и фиксируются на сетчатке. Глаз считается дистантным рецептором, поскольку дает представление о предметах, находящихся на расстоянии от человека. Отражение пространства обеспечивается за счет парности анализатора, изменения размера картинки на сетчатке при приближении/удалении к/от предмета, способность сведения и разведения глаз. В сетчатой оболочке присутствует несколько десятков тысяч нервных окончаний. Под воздействием волны света они раздражаются. Нервные окончания различают по функциям и форме.

Слух

Чувствительные окончания, позволяющие воспринимать звук, располагаются во внутреннем ухе, улитке с мембраной и волосками. Внешний орган собирает колебания. Среднее ухо направляет их в улитку. Чувствительные окончания последней раздражаются за счет резонанса - разные по толщине и длине нервы приходят в движение при поступлении определенного количества колебаний в секунду. Полученные сигналы направляются в мозг. Звук обладает следующими свойствами: силой, тембром, высотой, продолжительностью и темпоритмическим узором. Фонематическим называют слух, который позволяет различать речь. Он зависит от среды обитания и формируется в течение жизни. При хорошем знании иностранного языка вырабатывается новая система фонематического слуха. Он оказывает влияние на грамотность письма. Аналогично речевому развивается Меньшее значение для человека имеют шорохи и шумы, если они не мешают его деятельности. Они могут вызывать и приятные эмоции. К примеру, многим нравится шум дождя, шорох листьев. При этом такие звуки могут сигнализировать и об опасности. Например, шипение газа.

Вибрационная чувствительность

Она считается разновидностью слуховых ощущений. Вибрационная чувствительность отражает колебания среды. Образно ее называют контактным слухом. У человека отсутствуют специальные вибрационные рецепторы. Ученые полагают, что такая чувствительность - самая древняя на планете. При этом отражать колебания внешней и внутренней среды могут все ткани в организме. Вибрационная чувствительность в жизни человека подчиняется зрительной и слуховой. Ее практическое значение возрастает в тех сферах деятельности, где колебания выступают в качестве сигналов неисправностей или опасности. Слепоглухие и глухие люди обладают повышенной вибрационной чувствительностью. Она компенсирует отсутствие других ощущений.

Обоняние

Оно относится к дистантным ощущениям. В качестве раздражителей, вызывающих обонятельную чувствительность, выступают элементы веществ, проникающих в полость носа. Они растворяются в жидкости и оказывают воздействие на рецептор. У множества животных обоняние является основным ощущением. Они ориентируются по запаху, когда ищут пищу либо спасаются от опасности. Человеческое обоняние мало связано с ориентированием на местности. Это обусловлено наличием слуха и зрения. На нестойкость и недостаточную развитость обонятельной чувствительности указывает и отсутствие в лексике слов, точно обозначающих ощущения и при этом не связанных с самим предметом. К примеру, говорят "запах ландышей". Обоняние связано со вкусом. Оно способствует распознаванию качества пищи. В некоторых случаях обоняние позволяет отличать вещества по химическому составу.

Вкус

Он относится к контактным ощущениям. Вкусовая чувствительность обуславливается раздражением рецепторов, находящихся на языке, с предметом. Они позволяют определить кислые, соленые, сладкие, горькие продукты. Комбинация этих качеств формирует совокупность вкусовых ощущений. Первичная обработка данных осуществляется в сосочках. Каждый из них имеет 50-150 рецепторных клеток. Они достаточно быстро изнашиваются при контакте с пищей, но обладают функцией восстановления. Сенсорные сигналы направляются во вкусовую кору через задний мозг и таламус. Как и обонятельные, эти ощущения повышают аппетит. Рецепторы, оценивая качество пищи, выполняют защитную функцию, что очень важно для выживания.

Кожа

В ней располагается несколько самостоятельных сенсорных структур:

  1. Тактильная.
  2. Болевая.
  3. Температурная.

Кожная чувствительность относится к группе контактных ощущений. Максимальное количество сенсорных клеток находится на ладонях, губах и кончиках пальцев. Передача информации от рецепторов осуществляется в спинной мозг за счет их контакта с двигательными нейронами. Это обеспечивает осуществление рефлекторных действий. Например, человек одергивает руку от горячего. Температурная чувствительность обеспечивает регуляцию теплообмена между внешней средой и организмом. Стоит сказать, что распределение холодовых и тепловых сенсоров неравномерно. Более чувствительна к пониженной температуре спина, менее - грудь. Болевое ощущение возникает вследствие сильного давления на поверхность тела. Нервные окончания располагаются глубже тактильных рецепторов. Последние, в свою очередь, позволяют сформировать представление о качествах предмета.

Кинестезическая чувствительность

Она включает в себя ощущения движения и статичности отдельных элементов тела. Рецепторы располагаются в сухожилиях и мускулатуре. Раздражение обуславливается сокращением и растяжением мышц. Много двигательных сенсоров находится на губах, языке, в пальцах рук. Это обуславливается необходимостью совершения этими частями тела тонких и точных движений. Работа анализатора обеспечивает контроль и координацию перемещения. Формирование речевых кинестезий происходит в младенчестве и дошкольном возрасте.

Вестибулярная чувствительность

Статические или гравитационные ощущения позволяют человеку понимать свое положение в пространстве. Соответствующие рецепторы находятся в вестибулярном аппарате во внутреннем ухе. Мешочки и каналы осуществляют преобразование сигналов об относительном перемещении и силе тяжести, передавая их затем в мозжечок, а также в участок коры в височной области. Резкая и частая смена положения туловища относительно поверхности земли может привести к головокружению.

Заключение

Физиологическая основа имеет особое практическое значение. Ее исследование позволяет определить пути проникновения сигналов извне, распределить их по рецепторам, проследить ход первичной обработки информации. Физиологическая основа ощущений в психологии - ключ к пониманию свойств сенсорной системы человека. Анализ позволяет выявить причины тех или иных отклонений чувствительности, оценить степень воздействия тех или иных раздражителей на рецепторы. Полученные сведения используются в самых разных научных и производственных сферах. Особую роль результаты исследований имеют в медицине. Изучение свойств рецепторов и раздражителей позволяет создавать новые лекарственные препараты, вырабатывать более эффективные тактики лечения психических и других заболеваний.

Учение о высшей нервной деятельности раскрывает научно-естественные основы ощущений. И. М. Сеченов и И. П. Павлов своими исследованиями показали, что ощущения - это своеобразные рефлекторные действия, физиологическим основой которых являются нервные процессы, возникающие в результате воздействия раздражителей на органы чувств, или анализаторы.

Анализаторы - это органы человеческого тела, которые анализируют окружающую действительность и выделяют в ней те или иные виды энергии и информации.

Зрительный анализатор выделяет световую энергию, или колебания электромагнитных волн; слуховой - звуки, то есть колебания воздуха; вкусовой, обонятельный - химические свойства веществ; кожные анализаторы - тепловые, механические свойства предметов и явлений, которые вызывают те или иные ощущения.

В каждом анализаторе является его периферийная, анализирующая часть, или рецептор, то есть орган чувств, назначение которого - выделять из окружающей действительности свет, звук, запах и другие свойства. Другая его часть - путь от рецептора к центральной части анализатора, размещенной в мозге. В центральной части анализатора различают его ядро, то есть скопления чувствительных клеток, и рассеяны вне его клетки.

Ядро анализатора, как отмечал И. П. Павлов, осуществляет тонкий анализ и синтез возбуждений, поступающих от рецептора. С его помощью раздражители дифференцируются по их особенностями, качеством и интенсивностью. Рассеянные клетки осуществляют более грубый анализ, например, отличают лишь музыкальные звуки от шумов, выполняют нечеткое различение цветов, запахов.

Органические нарушения любой части анализатора - периферийной, ведущей или центральной - вызывают слепоту или глухоту, потерю обоняния, вкуса и т.д., в зависимости от того, какой анализатор нарушено. Если нарушается лишь центральная часть анализатора, возникает непонимание услышанного, увиденного, хотя ощущение света или звука нет.

Простые чувства и чувствительность на первых этапах жизни человека своим физиологическим основой имеют врожденную безусловно-рефлекторную деятельность нервной системы. Сложные ощущения обусловлены условно-рефлекторной аналитико-синтетической деятельностью, в которой подкреплены жизненными условиями свойства выделяются, а не подкреплены - тормозятся.

Классификация ощущений

Существуют различные классификации органов чувств и чувствительности организма к раздражителям, поступающих в анализаторы из внешнего мира или изнутри организма. В зависимости от степени контакта органов чувств с раздражителями различают чувствительность контактную (касательная, вкусовая, болевая) и дистантного (зрительная, слуховая, обонятельная).

За размещением рецепторов в организме - на поверхности, внутри организма, в мышцах и сухожилиях - выделяют ощущение экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешнего мира (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые), интероцептивные, несущие информацию о состоянии внутренних органов (чувство голода, жажды, усталости) и проприоцептивные, отражающие движения органов тела и состояние тела (кинестетические и статические).

К самостоятельным ощущений относятся температурные, что является функцией особого температурного анализатора, осуществляющий терморегуляцию и теплообмен организма с окружающей средой.

Температурные ощущения входят также в состав осязательных ощущений.

Согласно системе анализаторов существуют такие разновидности ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, болевые, температурные, вкусовые, обонятельные, голода и жажды, половые, кинестетический и статические. Каждый из этих разновидностей ощущение имеет свой орган (анализатор), свои закономерности возникновения и функции.

Орган зрительных ощущений - глаз. В нем различают части - мир-лозаломлюючу (роговица, зрачок, стекловидное тело) и светочувствительную (сетчатка с ее чувствительными к дневному цветного света колбочками и чувствительными к темноте палочками).

Различают хроматические и ахроматические цвета. Хроматические характеризуются своим цветовым тоном, светлостью и насыщенностью. Цветовой тон - это свойство, которым отличается определенный цвет от любого другого при одинаковой светлости и насыщенности. Цветовой тон зависит от длины световой волны. Светлость цвета - мера различия определенного цвета от черного.

Наименьшая светлость свойственна черном, а наибольшая - белый цвет. Яркость цвета зависит от интенсивности световой волны, то есть от амплитуды ее колебания.

Насыщенность цвета - это мера выявления цветового тона, то есть различие определенного цвета от серого, одинакового с ним по светлостью.

Ахроматические цвета различаются только по степени светлости, которая зависит от коэффициента отражения света. Белая бумага имеет коэффициент отражения от 0, 60 до 0, 85, а черный - 0, 04-0, 003 (бумага, в который заворачивают фотопленку, черный бархат).

Чувствительность глаза к цвету разная. К синему цвету чувствительность в 40 раз меньше, чем до желтого. Самой яркой является жёлто-зелёная часть спектра. Светлым желтый цвет, от которого светлость уменьшается в сторону красного и фиолетового.

При обычных условиях человек способен различать до 150 цветов по цветовому тону, 20 оттенков - по насыщенности, около 200 - за светлостью. Под влиянием упражнений цветовая чувствительность увеличивается.

Чувствительность глаза к цвету может ослабляться в результате травм, заболеваний. В 5-7 процентов мужчин и 1-1,5 процента женщин наблюдается дальтонизм, то есть неспособность различать цвета.

Дальтонизм - явление наследственного происхождения. Оно передается преимущественно по мужской линии - от отца через дочку к внуков. Дальтонизм является противопоказанием для профессиональной деятельности, которая требует различения цветов - например, при цветной сигнализации, окраске и т.

Ухо - орган восприятия слуховых ощущений. В его строении различают звукопроводящую и звукочутливу части. Звукопроводящая часть уха - наружное ухо, барабанная перепонка, наковальня, молоточек и стремя, которые расположены в среднем ухе. Они проводят колебания звуковой волны в центральную часть уха, в которой содержится звуко- чувствительная его часть - кортиив орган. Он состоит из слуховой мембраны, поперечные волоконца которой - длиной от 0,04 до 0,5 мм - резонируют на звуковые волны, поступающие из среднего уха, вызывают возбуждение чувствительных клеток кортиевого органа.

Возбуждение передается слуховым нервом в слуховой области коры больших полушарий головного мозга (височная доля).

Функция органа слуха заключается в анализе звуков с колебанием от 16 до 20000 герц и дифференциации их на шумы и тона. Среди тонов выделяются музыкальные тона. В музыке принимают тона от 27,5 до +4224 колебаний.

Звуковые волны различают по их высоте, громкостью (интенсивностью) и тембром. Высотная чувствительность к звукам обусловливается частотой колебаний звуковой волны. Лучше ощущаются звуки с колебанием звуковой волны между 1000-4000 герц.

Громкость, или интенсивность, звука зависит от амплитуды колебания звуковой волны -ее принято определять в белах, или децибелах (децибел в 10 раз меньше, чем бел). Наименьший рост или снижение интенсивности звука, которое может испытывать человеческое ухо, равен 1 децибела.

Тембр отражает форму колебания звука. Обычно колебания звуковой волны (звук камертона) имеет форму синусоиды. Музыкальные звуки (пение, звуки музыкального инструмента) - это сложные звуки, состоящие из главного и частичных или парциальных, тонов.

Частичные тоны - это звуки от колебания половины, четверти, восьмой и т.д. частей целого тона. Образуется сложная звучание определенной высоты и силы, которое характеризуется своим тембром, то есть своеобразной совокупностью главного и частичных тонов.

Тембр развивается у детей с развитием речи. Дети уже в первом полугодии своей жизни способны реагировать на пение, музыку, на интонации речи, различают ритмичный сторону речи, а в конце первого года жизни различают звуки речи.

Тактильная, температурная и болевая чувствительность - функция органов, расположенных в коже.

Тактильные ощущения дают знания о мере равенства и рельефности поверхности предметов, ощущаемая при их ощупывании. Больше органов тактильного ощущения размещен на пучках, кончике языка. При сильном давлении на органы тактильных ощущений ощущается боль. Тактильные ощущения, как и зрение, играют большую роль в восприятии формы, размера предметов, расположение их в пространстве. Они особенно развиты у слепых, компенсируя отсутствие зрения при восприятии некоторых пространственных явлений. На этом построена азбука Брайля для слепых, в которой буквы изображены с помощью выпуклых точек.

Болевые ощущения, поступающие от органов, которых на наружной и внутренней поверхностях тела больше, сигнализируют о нарушении целостности ткани, что, конечно, вызывает у человека защитную реакцию. Направленность внимания на боль усиливает его, а отвлечение - ослабляет болевые ощущения. Боль, зафиксировано в центральной части болевого анализатора (в коре головного мозга), вызывает иллюзию боли в ампутированных конечностях (так называемый фантомная боль). Температурное чувство - чувство холода, тепла - вызывается контактом с предметами, имеющими температуру выше или ниже, чем температура тела. Можно вызвать парадоксальные ощущения тепла и холода: прикосновение к холодному вызывает ощущение тепла, а прикосновение к теплому - ощущение холода.

Температурные ощущения обусловлены и органическими процессами (кровообращением), и психическими состояниями (эмоциональными переживаниями). Эти состояния закрепили в языке образные выражения: "бросило в жар", "бросило в холод". Температурные ощущения сигнализируют о степени благоприятности окружающей среды для жизнедеятельности, о состоянии здоровья организма.

Вибрационное чувство ярко проявляется в глухих и слепых. Глухие и слепые реагируют на вибрацию предметов, чувствуют ее ритмичность. Органа вибрационного чувства пока не найдено. Это чувство значительной мере связано с зрительной и слуховой чувствительностью. Вибрационное чувство является профессионально важным для тех специальностей, по которым вибрация предмета свидетельствует о качественных особенностях деятельности.

Обонятельные ощущения осуществляются специальными обонятельными пузырьками, расположенными на внутренней поверхности носа. Не только животные, но и человек очень чувствительна к запахам. Обонятельные ощущения сигнализируют организму о состоянии пригодности продуктов для употребления, о чистом или загрязненный воздух.

Орган обоняния человека очень чувствителен к запахам. Человек обонянием может почувствовать наличие в воздухе очень незначительных частей пахучего вещества, например розового масла, серного водорода, мускуса. У собак, например, обоняние настолько развит, что они могут почувствовать одну молекулу пахучего вещества, растворенного в одном кубическом сантиметре воды.

Обонятельные ощущения важны не только для жизнедеятельности, но и для ряда профессий: в некоторых специальностях мере химической реакции или пригодность продуктов определяют обонянием.

Вкусовые ощущения своим органом имеют специальные чувствительные к химическим раздражителям колбочки, расположенные на языке и небе. Средняя и нижняя части языка вкусовых органов не имеют. Различают чувствительность к горькому, кислого, соленого и - наименьшую - к сладкому.

Вкусы могут смешиваться, поэтому ощущается кисло-сладкое и горьковато-сладкое. Это позволяет комбинировать различные вкусовые свойства продуктов в пищевой промышленности. Вкусовые ощущения, как и обонятельные, имеют важное значение для жизни - они сигнализируют о степени пригодности пищевых продуктов для употребления. Эта чувствительность профессионально необходима в кулинарных специальностям, в пищевой промышленности - дегустация продуктов требует высокой вкусовой чувствительности и способности дифференцировать наличие в продуктах тех или иных вкусовых веществ, чтобы регулировать приготовления этих продуктов.

Вкусовые ощущения развиваются под влиянием упражнений и жизненной практики или ослабевают, если они ничем не подкрепляются.

Статические, или гравитационные, ощущение отражают положение нашего тела в пространстве - лежание, стояние, сидение, равновесие, падения. Рецепторы этих ощущений содержатся в вестибулярном аппарате внутреннего уха (преддверии, полукругом каналы). При изменении тела относительно плоскости земли, как это бывает при езде, на воде, в самолете и при заболевании вестибулярного аппарата, возникает головокружение, теряются равновесие, ориентация в пространстве.

Нарушение деятельности вестибулярного аппарата противопоказано для специальностей пилота, космонавта, для работы на судне.

Кинестетические ощущения отражают движения и состояния отдельных частей тела - рук, ног, головы, корпуса. Рецепторами этих ощущений есть специальные органы, расположенные в мышцах и сухожилиях. Давление на эти органы во время движений вызывает ощущение положения органов тела. Кинестетические ощущения, давая знания о силе, скорость, степень движений, способствуют регуляции ряда действий.

Во многих профессиях, в физической культуре эти ощущения способствуют координации движений.

Языковая кинестезия является основой для артикуляции.

Таким образом, формирование кинестетических ощущений в процессе обучения и воспитания - важная задача образовательных, физкультурных учреждений, заведений трудового воспитания и обучения.

Органические ощущения сигнализируют о такие состояния организма, как голод, жажда, самочувствие, усталость, боль, их анализаторы расположены внутри организма и реагируют на меру достаточности в организме питательных веществ, кислорода или на наличие в органах тела, в нервной системе продуктов распада, происходит во время работы, употребление недоброкачественных продуктов, алкоголя и т.

Органические ощущения вызывают различные эмоциональные состояния, которые человек своими действиями пытается поддерживать или устранять. Целесообразность этих действий (употребление пищи, напитков, лекарств, покой, труд) требует осведомленности с характером органических ощущений, их причинами и знания меры для их устранения или удовольствие.

Некоторые лекарства, еда, курение на время тормозят, притупляют неприятные ощущения, но вместе с тем наносят организму значительный вред.