Польские спряжения. Прошедшее время глагола в польском языке Самая большая сложность

Прослушайте аудио урок с дополнительными объяснениями

В этом уроке мы с вами продолжаем работать с глаголами.

Как вы знаете, принцип работы с глаголами всегда один и тот же, независимо от группы:

убрали окончание от инфинитива и поставили правильные окончания для я , ты , мы , они и т.д.

В польском языке 4 группы глаголов. Мы постарались дать в этом уроке довольно простое и структурированное объяснение этой темы. Поймите принцип, выучите окончания, а дальше набирайте словарный запас и доучивайте глаголы и их спряжение по мере работы с польским языком.

Правильные окончания позволяют нам правильно говорить «я слушаю », «мы понимаем », а не «я слушать », «мы понимать ».

Группа 1. Глаголы с окончанием -ować

kupować (покупать) , pracować (работать) , studiować (учиться в высшем учебном заведении) , drukować (печатать) , znajdować się (находиться) , marznąć (мёрзнуть)

Для этой группы глаголов будут характерны окончания -esz , -iesz для местоимения ты :

pracować – работать

Ja pracuję
Ty pracujesz
On, ona, ono pracuje
My pracujemy
Wy pracujecie
Oni (one) pracują

Pracuję na pół etatu. – Я работаю на полставки.
Gdzie pracujesz ? – Где ты работаешь?
On nie pracuje. – Он не работает.
Ona pracuje od ósmej do czwartej. – Она работает с восьми до четырех.
Pracujemy w weekend. – Мы работаем в выходные.
Do której pracujecie? – До которого часа вы работаете?
Oni pracują w brygadzie. – Они работают в бригаде.

Группа 2. Глаголы, которые заканчиваются на -ić, -eć, -yć (а также несколько слов с окончанием -ać)

prosić (просить) , mówić (говорить) , dzwonić (звонить)
myśleć (думать) , milczeć (молчать)
patrzyć (смотреть) , uczyć (учить)
stać (стоять) , spać (спать)

Для таких глаголов характерны окончания -ysz , -isz для местоимения ты :

mówić – говорить

Ja mówię
Ty mówisz
On, ona, ono mówi
My mówimy
Wy mówicie
Oni (one) mówią

myśleć – думать

Ja tak nie myślę – Я так не думаю.
Czy myślisz , że ona dzisiaj do nas przyjdzie? – Думаешь, она сегодня придёт?
Co pani o tym myśli? – Что вы об этом думаете? (обращение к женщине)
Myślicie, że jutro będzie zimno? – Вы думаете, завтра будет холодно?
Skoro (jeżeli) oni o tym nie myślą, musimy to zrobić sami – Если они об этом не думают, мы должны сделать это сами.

prosić – просить

Proszę cię. – Я тебя прошу.
Dlaczego nie poprosisz go? – Почему ты не попросишь его?
Nikt o to (tym) ciebie nie prosi. – Никто тебя об этом не просит.
Prosimy przyjść jutro wcześniej. – Мы просим Вас, приходите завтра пораньше.
Dobrze, skoro tak prosicie. – Хорошо, раз вы так просите.
Oni nie proszą. Oni robią. – Они не просят. Они делают.

Группа 3. Глаголы с окончанием -ać

podobać się (нравиться) , czekać (ждать) , szukać (искать) , czytać (читать) , mieszkać (жить) ,
zaczynać (начинать) .

Такие глаголы будут иметь окончание -am для местоимения я и окончание -asz для ты :

czekać – ждать

Ja czekam
Ty czekasz
On, ona, ono czeka
My czekamy
Wy czekacie
Oni (one) czekają

Czekam na ciebie. – Я жду тебя.
Poczekasz na mnie z pracy? – Подождёшь меня с работы?
Ona czeka na nas o dwunastej. – Она ждёт нас в двенадцать часов.
Niepotrzebnie czekamy tak długo. – Мы зря так долго ждём.
Też czekacie państwo na ten pociąg? – Вы тоже ждёте этот поезд?
Oni czekają na samolot z Berlina. – Они ждут самолёта из Берлина.

Группа 4. Исключения, их проще выучить

jeść (есть) , umieć (уметь) , być (быть) , rozumieć (понимать)

Для местоимения я характерно окончание -em . Но очень часто изменяется сама основа.

rozumieć – понимать

Rozumiem cię doskonale. – Я тебя прекрасно понимаю.
Dlaczego ty tego nie rozumiesz? To jest takie łatwe (tak łatwo)! – Почему ты этого не понимаешь? Это так легко!
Nikt tego nie rozumie. – Никто этого не понимает.
Czy wszystko rozumiecie? – Вы всё понимаете?
Rozumiemy o czym nas prosicie. – Мы понимаем, о чём вы нас просите.
Oni nie rozumieją po polsku. – Они не понимают по-польски.

Группа 1
studiować
(учиться)
Группа 2
dzwonić
(звонить)
Группа 3
mieszkać
(жить)

jeść
(есть, кушать)
Ja studiuję dzwonię mieszkam jem
Ty studiujesz dzwonisz mieszkasz jesz
On, ona, ono studiuje dzwoni mieszka je
My studiujemy dzwonimy mieszkamy jemy
Wy studiujecie dzwonicie mieszkacie jecie
Oni (one) studiują dzwonią mieszkają jedzą

Нам с вами осталось только сделать упражнения, чтобы оттренировать правильные окончания, набрать словарный запас из предложений и послушать польский язык в ответах к упражнениям – это отличная практика для аудирования.

Совет к упражнениям: если не получается проспрягать глагол, прослушайте озвучку и впишите под диктовку.

Традиционно глагол iść (идти) считается исключением из правил, так как в прошедшем времени у него полностью меняется основа. В прошедшем времени польского языка исключений не так много, но все же хватает и здесь материалов для заучивания. И если можно избежать лишних усилий, то почему бы этого не сделать? Для того, чтобы не заставлять себя зазубривать лишнее исключение, я предлагаю воспользоваться родственными связями русского и польского языков. Надо сказать, что у нас с вами действительно есть огромное преимущество перед англо-, франко- или немецкоговорящими студентами, изучающими польский язык. Сегодняшний пример с глаголом iść – далеко не единственный, облегчающий нам изучение польского языка. И если вы научитесь видеть подобные (не всегда, к слову, очевидные) аналогии между русским и польским языками, то, уверяю вас, вы существенно облегчите себе путь к вашей цели – овладению польским языком. Обещаю на страницах этого сайта еще вернуться к этой теме и открыть еще несколько подобных русско-польских секретов.

Итак, к делу. Корни глагола iść в русском и польском языках очень уж похожи. Судите сами.
В польском, как и в русском языке в прошедшем времени в формах единственного числа мужского рода в корне глагола iść есть буква «е» меду согласными «ш» (sz) и «л» (l/ł).
И в то же самое время в обоих языках «е» в подобной позиции отсутствует во всех других формах прошедшего времени.

Мне кажется, что эта весьма понятная и очевидная аналогия способна помочь нам с вами с глаголом iść в прошедшем времени.

Глаголы бывают совершенного вида и несовершенного вида . Они практически не отличаются от соответствующих в русском языке. Небольшое количество глаголов обладает сразу двумя видовыми значениями (ofiarować «жертвовать», anulować , kazać «велеть, заставить/заставлять»). Есть также слова, не имеющие видовой пары, например, глаголы несовершенного вида mieć «иметь», móc «мочь», dyszeć , owocować «плодоносить», rozkoszować ; или глаголы совершенного вида opaść , osierocić , osłupieć «остолбенеть», owdowieć . Могут встретиться случаи, когда разным значениям одного и того же глагола будут соответствовать различные видовые формы (cisnąć «бросить» - совершенный вид, «жать» - несовершенный вид).

Однако большинство польских глаголов образуют видовые пары при помощи приставок, суффиксов, изменений в основе:

Совершенный вид Несовершенный вид
изменение суффикса rzucić «бросить» rzucać
wydać «выдать» wydawać
kupić «купить» kupować
przegrać «проиграць» przegrywać
błysnąć «блеснуть» błyskać
mignąć «моргнуть» migać
появление приставки wypić «выпить» pić
napisać «написать» pisać
zrobić «сделать» robić
изменение в основе zabrać «забрать» zabierać
изменение в основе и изменение суффикса uschnąć «высохнуть» usychać
odetchnąć «вздохнуть» oddychać
wrócić «вернуть» wracać
образование формы от другой основы brać «брать» wziąć
mówić «говорить» powiedzieć
widzieć «видеть» zobaczyć
obejrzeć «осмотреть» oglądać

Глаголы несовершенного вида могут образовывать формы настоящего и будущего сложного времени (piszę , będę pisał ), действительное причастие настоящего времени (piszący ), деепричастие с суффиксом -ąc (pisząc ), в то время, как глаголы совершенного вида образуют формы простого будущего времени (napiszę ), деепричастия с суффиксами -wszy-/-łszy- (pisawszy ), и не имеют форм настоящего времени. Формы прошедшего времени, условного и повелительного наклонений образуют глаголы обоих видов.

При помощи суффиксов у глагола также выражаются значения однократности и многократности:

  • nieść «нести» - nosić ,
  • mówić «говорить» - mawiać ,
  • ciąć «резать» - wycinać ,
  • płakać «плакать» - popłаkiwać ,
  • chrapać «храпеть» - pochrapywać ,
  • jeść «есть» - jadać ,
  • czytać «читать» - czytywać ,
  • spać «спать» - sypiać ,
  • widzieć się «видеться» - widywać się ,
  • być «быть» - bywać ,
  • siedzieć «cидеть» - siadywać ,
  • mieć «иметь» - miewać ,
  • chodzić «ходить» - chadzać ,
  • płynąć «плыть» - pływać .

Категория наклонения

Как и в русском языке, существуют следующие наклонения: изъявительное , которое представляет действие как реально происходящее (piszę ), условное , при котором действие осознается как возможное (pisałby ), повелительное , когда слушающий призывается к выполнению определенного действия (pisz! ).

Категория времени

Эта категория объединяет следующие грамматические значения: настоящее время (widzę ), прошедшее время (widziałem , napisałaś ), будущее время (będę widział , napiszesz ). Эти значения практически не отличаются от существующих в русском языке.

Категория залога

Действительный и страдательный залог сосуществуют в предложениях, где сказуемым является переходный глагол, т.е. глагол, сочетающийся с существительным в винительном падеже без предлога. В таких предложениях подлежащее представляет или субъект, выполняющий действие, или объект, на который действие направлено (on niesie sztandar «он несет флаг» - sztandar jest niesiony przez niego , koń pije wodę «конь пьет воду» - woda jest pita przez konia ). Страдательный залог в польском языке выражается исключительно формой страдательного залога причастия (niesiony , pita ).

Категория лица

Как и в русском языке, здесь объединяются грамматические значения 3 лиц, но, в отличие от русского языка, они распространяются на все спрягаемые формы, в том числе прошедшего времени и условного наклонения.

Категория числа

Категория рода

Эта категория включает значения мужского, женского и среднего рода и проявляется в прошедшем времени и условном наклонении, а также в системе причастий и деепричастий. Во множественном числе в этих формах реализуется категория мужского лица, которая зависит от категории мужского лица подлежащего. Причастия также имеют категорию падежа.

Читать далее

Пришло время самым серьезным образом поговорить о польском глаголе. До сей поры по глаголам мы, что называется, били точечно: разобрались с польского языка, а также по случаю . Однако не зря же я сам постоянно твержу о том, что залогом №1 успеха в изучении иностранного языка является системность.

Сегодня пришло время познакомиться с системой спряжений польского глагола в настоящем времени. Самым простым спряжением польского глагола считается am-спряжение. Поскольку вполне объективно, это самое простое спряжение, с минимальным количеством исключений, то его преимущественно и рассматривают первым, хотя в грамматиках польского языка оно официально именуется третьим (). Чтобы не путаться в номерах спряжений, в польском языке их еще можно называть по характерным окончаниям: am-спряжение, ę-спряжение, i-спряжение, а иногда еще и выделяют четвертое (em-спряжение). Так гораздо удобней ориентироваться и запоминать.

Самая большая сложность
Что сложнее всего в спряжении польского глагола? Конечно, это не окончания и даже не чередования. Дело в том, что в польском языке по внешнему роду инфинитива совершенно невозможно определить, к какому спряжению относиться глагол.
Уверен, что после такого заявления, у вас возник совершенно закономерный вопрос: А как же быть?
Собственно говоря, признаюсь, что ни у меня, ни у кого бы то ни было нет четкого ответа на этот вопрос. По крайней мере, я таких не встречал. Но выход однозначно есть.
Пути решения

Во-первых, чтобы разрядить ситуацию и проблема не казалась вам настолько страшной, скажу, что в русском ситуация совершенно аналогичная. Просто мы ее не замечаем (Слава Богу!). Ведь если помните, то в школе мы учились определять спряжение русского глагола по окончанию этого самого глагола в третьем лице (-ать (-ять); -уть (-ють). А как скажите, пожалуйста, бедному поляку или несчастному немцу узнать окончания 3л. мн.ч., ведь именно для этого ему и надобно узнать спряжение! Короче говоря, ситуация такая же как и в польском, но при этом мы с вами не путаемся в глагольных окончаниях и не говорим: «спют», «работаят» и т.д. Значит есть способы не путаться и в польском.

Во-вторых, моя 7-летняя преподавательская практика открывает презанимательное наблюдение. При выполнении всех рекомендаций практически у всех моих студентов уже к 12-15 занятию практически исчезает эта проблема. Это при том, что мы знакомимся с последним спряжением где-то на 5-7 занятии! Честно говоря, с некоторыми особенно сложными глаголами приходиться разбираться и позже, но это скорее, интересные исключения из правила.

В-третьих, есть секреты, которые помогут разобраться в спряжении польских глаголов. Их сложно назвать правилами, но эти тенденции часто весьма полезны для того, чтобы навести порядок в голове. С частью из них я познакомлю вас в статьях, посвященных соответствующим спряжениям, с частью в отдельных материалах, с частью в рамках .
В конце же, чтобы совсем не оставлять вас ни с чем, перед тем как детально разобраться с каждым из спряжений отдельно, приведу произвольные примеры спряжения в каждом из 3 спряжений польского глагола.
zaimek
I-koniugacja
(е-koniugacja)
II-koniugacja
móc
uczyć się
pytać
ja
mogę
uczę się
pytam