Лиепая военный гарнизон. Лиепая. Военный городок. миллиметровое орудие береговой обороны

Лиепайский военный городок, он же Karosta (военный порт - лат.), он же бывший порт Александра III, на мой взгляд наиболее впечатляющая и известная часть города, сформировавшаяся на рубеже ХIХ-ХХ веков в качестве крупного военно-морского порта и форпоста Российской империи на Балтике. Лиепая (тогда город назывался Либава) обладала незамерзающим коммерческим портом и было принято сомнительное решение обустраивать опорную базу Балтийского военно-морского флота именно здесь. Сомнительное, ибо она (база) не могла представлять надёжного и безопасного прикрытия ввиду чрезвычайной близости к прусской границе, которая была километрах в 60-ти от Либавы. Да и для флота потенциального противника не составляло труда блокировать выход в море для русской эскадры. Кстати, ещё за несколько десятилетий до сооружения военного порта Либаве было отдано предпочтение перед Виндавой (Вентспилсом) в выборе кандидатуры главного торгового порта России на южной Балтике, так как она меньше замерзала и была ближе к европейским рынкам.

В конце ХIХ века Либава вновь вышла на авансцену - здесь решили сооружать военный порт, причём специальная Комиссия "О связи и совместности действий сухопутных и морских сил в обороне государства" отвергла такие варианты как Виндава, Моонзунд и Екатерининская гавань, что аж на севере Кольского полуострова. В итоге судьба истории сыграла с Лиепаей злую шутку уже после распада СССР - ничего не скажу за Моонзунд и Екатерининскую гавань, но Вентспилс, что в 100 км севернее Лиепаи, в советское время превратился в мощный торговый порт с современными причалами и пирсами, и пережил действительно бурный расцвет, что при умелом руководстве оставленным наследием положительно сказалось на благосостоянии города уже в наши дни - а Лиепая, получив статус закрытого города как база военно-морского флота СССР, осталась в 1991 году у разбитого корыта. Одно из подтверждений тому - жесточайшее запустение военного городка (он же Karosta) в последние два десятилетия.


Так или иначе, сегодня это впечатляющий и уникальный памятник архитектуры, район со своими особенностями и своеобразной аурой, тяжело переживший смутные 90-ые, а ныне, как говорят латвийские источники информации, понемногу превращающийся в цельный туристический объект. Однако до большой известности ещё далеко, так как при всём желании явление в два с половиной прибалта и полтора немца, приезжающие посетить наиболее известный объект городка Лиепайскую гарнизонную тюрьму, я не могу назвать массовым. Привлечение туриста - задача тяжёлая и творческая, на это требуется не одно десятилетие. Так что можете считать, что этим постом я продвигаю Лиепаю в интернете, хотя от местного туристического центра я не получил не копейки. Шутка!

На самом деле прогулка получилась не совсем целостной, потому что планировал приехать сюда на следующий день вновь, но не вышло, так что наверстаю упущенное в следующий раз, который будет, надеюсь, летом.

Я вам так скажу - ещё недавно, лет пять назад, военный городок являлся страшнейшей дырой, но в последнее время местные власти вроде бы взялись за облагораживание этого района. Ремонтируют дороги, прокладывают новые тротуары, выделяют жилье малоимущим слоям населения. Лично я ожидал увидеть ситуацию намного печальнее, но заметил, что процесс медленно продвигается в позитивную сторону. Очень медленно, но продвигается. Предстоит пройти долгий путь, когда массовый турист, да что турист - обычный лиепайчанин, сможет приехать в городок и сказать, что здесь круто.

Административное здание судоремонтного завода, некогда производившего ремонт боевых кораблей. Сейчас вроде бы предприятие работает, но далеко не в прошлых масштабах. С распадом СССР и обружением плановой экономики город покинули тысячи военнослужащих и гражданских лиц, для которых не осталось работы, а 90-ые ознаменовались повальным исходом активной, трудоспособной части населения.

Неподалёку можно увидеть удручающее зрелище на месте бывшего дома культуры "Балтика". Подобных заколоченных и забытых зданий в Каросте и Тосмаре (Tosmare - прилегающий район) здесь немало, но опять же, повторюсь, необходимо время.

В во времена СССР в военном городке проживали военные, их семьи, рабочие с окрестных производств и гражданские вольнонаёмные. Район был приятный и ухоженный, а в середине 90-ых соваться сюда было опасно для здоровья. Вдруг появилось огромное количество разнообразных гопников, люмпенов и маргиналов, криминальная обстановка была крайне неблагоприятной.

Сейчас в Каросте живёт порядка 7 тысяч человек. Разговаривал с людьми, там живущими. Настроены позитивно, не жалуются, магазины есть, транспортное сообщение с основным городом хорошее и регулярное. Бедность вот только, зарплаты совсем невысокие, пенсии тоже маленькие, работы мало.

Это жилой массив Тосмаре, внутренний двор между пятиэтажками. Обращает на себя внимание граффити с российским флагом, ярко выделающееся на фоне февральской серости. Кстати, национальному состав нынешних резидентов городка примерно такой: 70% русскоговорящие, а для остальных 30% родным языком является латышский.

Одна из местных достопримечательностей - водонапорная башня, построенная в 1905 году и обеспечивающая водой всю территорию Военного порта.

Территория военного городка буквально нашпигована железнодорожными путями, особенно при подъезде к нему. Те пути на снимке ведут к зернопогрузочному терминалу на берегу Военного канала, о котором чуть ниже.

Так называемый в простонародье Красный магазин, по цвету строительного материала. Неподалёку есть ещё и Белый магазин, в смысле там тоже какая-то местная торговая сеть, но местные жители называют магазины по-прежнему: красным и белым.

Какую-то часть городка занимает подобный жилой фонд - дома, построенные после войны.

Некоторые дороги в Каросте ещё заасфальтированы бетонными авиационными плитами, которые постепенно снимают.

Большой ремонт, замена дорожного покрытия и коммуникаций на улице, где находился Подплав - военная база подводного плавания. Поясню, что в 1906 году в Подплаве был организован первый в России учебный отряд подводного плавания. Родина российского подводного плавания находится именно здесь, в Лиепае. А в советское время здесьбыла база подлодок Балтийского флота.

Эта часть городка наиболее запущена. Состояние зданий плачевное.

Здесь располагались службы Подлава и казармы, когда-то тут базировались новейшие подводные лодки Балтийского флота. Сейчас в Военном городке ни подводных лодок, ни Подплава, зато функционирует единственный в Балтии центр подготовки водолазов. И сапёров там тоже обучают.

Где-то здесь был большой плавательный бассейн, но от него не осталось и следов. Здесь, кстати, вроде бы есть открытый проход к гавани Подплава, но и запрещающие надписи тоже имеются. Так что не пошёл я дальше на закрытую территорию порта.

Ещё немного советского жилого фонда Каросты. Хотите узнать сколько стоит недвижимость в таких домах? 2-хкомнатную и требующую небольшого косметического ремонта квартиру в 48 кв.метров можно взять за 4-5 тысяч евро. Желающих пока откровенно немного.

Лиепайский Свято-Никольский морской собор, освящение которого состоялось в 1903 году в присутствии Императора Николая II и его семьи. Во времена Латвийской СССР в соборе располагался обычный матросский клуб и кинотеатр.

От собора по прямой 300 метров до берега. На горизонте виднеется северный мол, защищающий Лиепайский порт от ветра и песчаных наносов.

Затем я направился к руинам Либавской , а выезжал из военного городка уже через известный разводной мост, что на Военном канале. Мост был спроектирован по эскизу того самого Эйфеля и предназначался для обеспечения судоходства по каналу военного городка либавской базы и сухопутного сообщения между Каростой, являющейся отдельной административной единицей и Либавой. Мост образован из двух одинаковых разводных ферм, которые поворачиваются на 90 градусов каждая в свою сторону.

Немного информации о мосте. Он считается технический памятником, ето единственный сохранившийся разводной мост в Латвии. Интересно, что сам Александр Густав Эйфель лишь набросал технический эскиз, по которому в Петербурге был разработан окончательный проект, а металлические конструкции привезли из Брянска.

Мост неоднократно выходил из строя, он был повреждён и немецкой армией в ходе Первой мировой войны, и во время Великой Отечественной войны. А чуть менее 10 лет назад произошёл и вовсе анекдотический случай - танкер "Анна", ходивший под флагом Грузии, врезался в северный пролёт моста, вновьповредив его, причём случилось это перед долгожданной масштабной реконструкцией. Проэкт реконструкции вновь пришлось пересматривать.

Военный канал, сооружение которого потребовало грандиозных дорогостоящих гидротехнических работ.

Хмурая, но спокойная Балтика на горизонте.

Далее направляюсь уже в "материковую" Лиепаю и с надеждой вернуться в городок летом. Что можно сказать в итого? Район непростой и неоднозначный, понемногу происходят изменения к лучшему. Безусловно, в городке много страшных запущенных углов, впереди много работы, но...возможно, сейчас происходит медленное пробуждение после многолетней спячки.

В предыдущей части я показал немного Лиепаи и местный трамвай, а эта - посвящена собственно главной цели осмотра, а именно военного городка Лиепайской ВМБ, заповедника военно-морской истории двух великих государств - СССР и Российской империи. Сейчас этот самый северный район города называется Karosta, район чуть восточнее - Tosmare, а начиналось всё это когда-то с грандиозного строительства новой базы императорского флота в Либаве, получившей тогда название Порт Александра III.

Место это в целом оказалось невезучее - дважды базу отдавали врагу (1915 и 1941), дважды она оказывалась в распоряжении осколка-лимитрофа после распада государственности (1920 и 1991); с самого начала строительства базы (1892) никак не могли определиться с её ролью, постоянно меняя планы. Огромные средства империи тут были в буквальном смысле закопаны в землю: сперва тут строилась мощная крепость, а всего лишь через несколько лет начался её демонтаж. Отсюда ушла в морскую могилу под названием "Цусима" Вторая Тихоокеанская эскадра вице-адмирала Рожественского, произошло несколько восстаний...

И тем не менее, позитивные страницы тут тоже были: имперская Либава стала колыбелью подводного флота России - именно здесь в 1906 г. был сформирован легендарный "Учебный отряд подводного плавания". После войны советская Лиепая стала базой подплава Балтфлота СССР и успешно играла эту роль вплоть до 1991-го.
* * *
Мне с посещением тоже не очень повезло: когда я достиг этого места, начался дождь, то сильный, то утихавший. Он не прекращался до темноты. Кроме того, весьма короткий осенний световой день сильно ограничил мои возможности и поставил перед жёстким выбором осмотра объектов. Слишком велика была территория ВМБ и бывшего гарнизона, волей-неволей пришлось выбирать приоритеты и только наметить точки для более подробного осмотра этого места. Поэтому я осмотрел Тосмаре, центральную часть Каросты с собором, берег канала и царский мост, а также несколько гарнизонных кварталов. Ни мол аванпорта, ни территория Подплава, ни тюрьма, ни ряд других руинированных объектов - детсады, клубы, казармы ВЧ в мой маршрут на этот раз не вошли.
Но то, что увидел - покажу. Военный городок я собрал в два поста - не хочу делить более дробно, поэтому фоторассказ получился весьма объёмным.

Костлявая с косой окончательно настигла военный городок в 1994 году


Однако начнём рассказ с географического обзора местности.
Так вот. Главное, что поражает своей странностью, как только вникаешь в историю этого места - какого вообще рожна была начинать колоссальное строительство стратегического военного порта в 35 вёрстах от границы своего главного соперника по противостоящей коалиции - Второго Рейха?

2. Вот посмотрите карту Балтики 1900-х годов, Либава тут отмечена мною красным пунсоном. С юга территорию подпирает выступ границы кайзеровской Германии с прекрасно оборудованным портом Мемелем и развитой железнодорожной сетью Восточной Пруссии.

В общем, совершенно непонятно, зачем именно тут - при том, что создание порта потребовало рытья судоходного канала, устройства внутренней гавани и масштабных дорогостоящих гидротехнических работ. Была ведь более северная и отдалённая от границы Виндава или, скажем, остров Эзель, более защищённый от нападения. Последующая история наглядно показала, насколько неудачно расположена Либава при таком раскладе: сперва её постоянно обстреливали немцы, располагавшие более мощным флотом и дальнобойной артиллерией; а в апреле 1915-го порт просто оставили, разрушив мост и остатки укреплений, куда затем вошли кайзеровские войска. Затем, в Первую Мировую, Второй Рейх активно использовал бывший царский военный порт - в частности, отсюда был предпринят осенью 1917-го десант на Моонзунд, завершившийся захватом островов.

То же самое и в довоенном СССР: латвийская Лиепая досталась ему в относительной целости и сохранности, однако расположение базы не давало никаких иллюзий. При нападении Германии базу оставили 27-го июня, обороняя её всего пять дней. Для сравнения: Моонзундский архипелаг Советский Союз оставил только 19 октября (аж через полтора месяца после начала блокады Ленинграда), и оттуда же ВВС РККА летали на Берлин и другие объекты, при том, что на северном участке успехи вермахта были очень впечатляющими.

3. Вот тут на атласе, изданном в июне 1940 г., хорошо видно, как уязвима была Лиепая при той конфигурации границ, особенно после того, как Гитлер отжал в марте 1939-го у перепуганной Литвы бывший немецкий порт Мемель. Полноценно безопасной она стала только в послевоенном СССР, после присоединения Восточной Пруссии.

Но как бы то ни было, ценой колоссальных затрат к началу 1900-х тут был сооружён крупный военный порт, крепость с артиллерией, а также военно-морской городок, строившийся по регулярному плану. Территория Порта Александра III была административно отдельной от гражданской Либавы единицей, имевшей свой почтовый индекс и ограниченный доступ.

4. Печально известная 2-я Тихоокеанская эскадра на либавском рейде, готовится отправляться на Тихий океан. 2 октября 1904 года.

* * *
Ну ладно, от небольшого экскурса в историю перейдём к современности - от начала октября 1904-го к середине октября 2012-го.

5. Вот фрагмент карты современной Лиепаи. Кароста и Тосмаре - это самый север города, стрелочками показан мой путь до Морского Собора. Правда, начиная от Тосмаре (перелом направления с северо-запада на запад), я его проделал пешком. Выступ судоходного канала на север и западный его берег - это и есть район Учебного Отряда подводного плавания (основан в 1906 г.), затем его занимали подводники советского Балтфлота. Восточная часть - тут был СРЗ и сухие доки для ремонта кораблей флота. Крест - это Морской Собор.

6. Что сразу же привлекает внимание на местности - это пронизанность её ж/д путями, которые тут приходят к береговой линии буквально везде. Здесь показан вид на подходы к портовому нефтетерминалу, он расположен на южном берегу канала.

7. Далее автобус №3 следует на север. Когда он огибает тупиковую часть гавани, у поворота дороги на запад, к Каросте, сразу же начинаются старые дома Порта Александра III. И хотя начал крапать дождик, я тут же и сошёл, чтобы смотреть устройство военного городка с самой его границы.

8. Итак, вышли и идём вдоль типовых царских капитальных домов, видимо, сооружённых для служащих судоремонтного завода или офицеров базы. Понятное дело, что все улицы сейчас тотально переименованы лимитрофной Латвией на свой лад, и эта называется им. Генерала Баложа. Вот вдоль неё мы и пойдём.

9. Вывески кое-где, тут и в жилгородках, остались ещё советские - независимая Латвия в этой страшной дыре особо не заморачивается полной вычисткой русского духа, как в других, более цивилизованных местах.

10. Магазины также размещаются в царском казённом фонде. Обратите внимание, что и тут на вывеске в оформлении попадаются русские слова.

12. "Музей" истории базы тут может попадаться практически во всех местах - например, в сохранившихся старых заборах.

13. Подъездных путей и тут много, проходят прямо через жилые районы.

14. Есть и полуразрушенные дома.

15. Посмотрим один из них изнутри.

16. Мощение во многих дворах и переходах старое, каменное, начала века. Видно, что строили надолго, основательно.

17. А вот жилой дом, в хорошем состоянии.

18. Двери, мелкие детали - многое уцелело ещё Бог знает с каких времён. Заглянем внутрь?

19. Изнутри тоже фактурно. Сохранились и лестничные перила с коваными элементами, и двери, опять же, оригинальные. Несмотря на то, что пережили много хозяев, оккупаций и войн.

20. Вдоль улицы с южной стороны также сохранился царский производственный фонд.

21. Есть с этой стороны и жильё, немного.

23. Однако мы сейчас перейдём опять улицу на северную сторону и углубимся в жилгородок Тосмаре, где располагалась советская в/ч 54605.

24. Показывать этот жилгородок я не буду, ввиду ограниченности объёма поста; более подробно мы осмотрим такие же здания в Каросте. Просто выходим оттуда и перпендикулярной улицей опять выходим на основную улицу. Этот 2-этажный дом, кстати, тоже частично заброшен.

25. Напротив, на южной стороне, уже видны припортовые сооружения внутреннего бассейна. Высокие краны - со стороны СРЗ, восточной, а западная сторона (правей кадра) - территория Подплава.

26. Здесь же есть и демонтированные линии, при том, что многочисленные пересечения оставшихся веток я просто не показываю - они все похожи друг на друга (см. кадр №13).

27. Идём по каростинской дороге на запад дальше. Сейчас виден парк, а далее будет гарнизонное кладбище.

28. Завернул и на гарнизонное кладбище. Фамилии почти все русские, украинские, немного татарские, подписи кириллицей. В центре стоит военный мемориал 1941-45 гг.

29. К сожалению, в этот момент дождь буквально полил, поэтому вышло нерезко. Но выбора у меня не было, Каросту надо было смотреть обязательно сегодня, т.к. завтра с утра надо было покидать Лиепаю - сообщение с Литвой тут мизерное, висит буквально на тонкой ниточке.

31. Напротив неё - принципиальная развилка. Идти ли на Подплав (в кадре - направление прямо), с риском не успеть из-за темноты осмотреть центр гарнизона, или всё-таки к Собору с мостом и каналом? Я подумал, и выбрал второе. К тому же дождь шпарит, намокнешь весь в руинах и развалинах...

32. Так что идём в основной жилгородок гарнизона, где собор. Вон он, уже показался из-за домов.

33. Взгляд назад, на главную Водонапорку. Прямая дорога ведёт на Тосмаре и далее в город.

34. А мы вступаем в гарнизонный жилгородок и сворачиваем с главной дороги направо. К собору подойдём позже.

35. Примерно треть домов тут заброшена, некоторые - заброшены частично или недостроены из-за краха СССР.

36. Выглядит это несколько жутковато - как будто кто-то подошёл и внезапно выключил рубильник стройки.

37. Вот ещё недострой.

38. А вот рядом напротив друг друга недострой и жилая пятиэтажка.

39. Надписи на цоколях, если вокруг ходить, отражают географию СССР - тут можно найти и Ровно, и Чимкент, и Красноярск, и Львов, и Череповец.

40. Тем не менее, жизнь на этом Марсе теплится - правда, явно хреново. Есть и детишки. Я постоял, послушал - тут во дворах только русский язык.

41. Некоторые из домов вроде и не заброшены, но куски фасадов закрыты гигантскими тряпками. Причём не только тут. Я так и не понял - это, что ли, ремонт такой, или что? Дом дальше этого - заброшен или недостроен.

42. С инфраструктурой тут явная деструкция, видимо, нет денег совсем - везде попадаются импровизированные решения, типа вот таких водоотводов.

43. У подьезда кто-то нарисовал Костлявую. Да, дух тут очень депрессивный и печальный.

44. И много где попадается год местного Апокалипсиса - 1994. Применительно к Лиепайской базе он именно такой, ведь бывшие советские войска, последние арьергарды, с этой базы ушли в ельцинскую Россию именно тогда - одновременно с эвакуацией ГСВГ (ЗГВ). 94-й вмурован в здания, начерчен на бетоне, накорябан на трубах... в общем, попадается нередко.

45. Выходим опять на центральную дорогу...

46. Магазинный вход. Тут видна ещё одна беда бывшего гарнизона - вывоз мусора. С ним, определённо, явные траблы - городское хозяйство в этом районе в большой заднице, почти на нуле. И тоже попадаются импровизированные решения по его складированию.

47. Какое-то историческое здание. Пожилой русак рядом, увидев мой интерес, сказал - "Красный Гастроном". Однако в нём ничего нет, окна заделаны.

48. Приближаемся к самому центру. Ряд старых зданий представлен тут только фундаментами - как будто кто-то огромный пришёл и произвольно стёр ластиком целые здания.

49. Пробираемся вдоль сильно замурзанных царских двухэтажек с сараями на задних дворах. Собор уже близко.

50. И вот наконец он, лиепайский Морской Собор... смотрит с высоты на все эти печальные окрестности и запустение, как град Китеж ушедшей отсюда русской цивилизации.

Продолжение следует

Лиепая - самый западный и третий по величине город Латвии, крупнейший в Курляндии-Курземе. Его исторический центр, т.н. Вецлиепая (Старая Лиепая) занимает перешеек между Балтийским морем и Лиепайским озером. К северу от Старого города, между Торговым каналом, соединяющим море и озеро, и железнодорожной станцией расположен город Новый (Яунлиепая), где еще в дореволюционные времена были сконцентрированы основные промышленные предприятия Либавы. За железной дорогой - предместья, частично занятые советским спальником, а еще севернее, уже за каналом Кароста, одноименный с ним район, где ранее размещалась крупная имперская, а потом советская военно-морская база с жилым городком. Вот, собственно, об этом обо всем я и попытаюсь рассказать в следующих нескольких сериях.

И начну как раз с окраины, с Каросты. Военно-морскую базу в процветающем и, что самое странное при этом, всего лишь заштатном городе Либаве в нескольких десятках километрах от границ с Германией стали строить в 1893 году. Т.н. "Порт Александра III" должен был стать одной из основных баз имперского флота, и государство на него не поскупилось, вложив туеву хучу денег (более 15 млн рублей) в гидротехнические и прочие строительные работы, включавшие не только возведение портовых и крепостных сооружений, прокладку железнодорожной ветки и создание жилого городка, но и, например, рытье специального судоходного канала вглубь суши, где собственно и предполагалось размещать флот.

В советское время Кароста была закрытым военным городком, где, помимо прочего, размещалась и база подводных лодок. Теперь с уходом отсюда военных район влачит довольно депрессивное существование, представляя при этом немалый интерес для любителей военной истории. Я к последним не отношусь, но все же счел нужным заглянуть на часок сюда, чтобы, так сказать, получить общее представление о местной застройке и атмосфере. Прогулялись мы и по длиннющему Северному молу, возведенному в конце XIX века для защиты новой портовой гавани от балтийских штормов.

Лиепая стала последним новым латвийским городом в нашей майской поездке, и этот тот самый случай, когда сладкое мы оставили на десерт.

1. Лиепая в Латвии известна как весьма ветренное место, неудивительно поэтому, что именно тут расположена крупнейшая в стране ВЭС, ветровая электростанция с 33 ветряками немецкой компании Enercon. Это все хозяйство хорошо видно при подъезде к городу со стороны Кулдиги.

3. Въездной знак в город с гербом и якорем.

4. Для начала мы сразу отправились к Северному молу.

5. Пляж в его районе.

6. На берегу видны остатки сооружений бывшей Либавской крепости и одинокий ветряк.

7. Это бывшая 3-я батарея крепости. Вообще любители фортификации и абандона в Лиепае вообще и Каросте в особенности нашли бы много материала для лютого бешеного фапанья.

8. Гавань, откуда на русско-японскую войну ушла погибшая у Цусимы 2-я эскадра флота Тихого океана вице-адмирала Зиновия Рожественского, а позже выходили на боевое дежурство советские подлодки. У левого края снимка видны сооружения Лиепайского порта, справа на горизонте еле заметны волноломы, ограничивающие гавань с запада.

9. Порт отсюда крупнее.

10. А это уже вид в противоположную сторону, на север, в открытое Балтийское море.

11. Северный мол был сооружен в конце XIX века в процессе строительства "Порта Александра III". Его длина составляет 1,8 км, а ширина до 7 метров. Сейчас мол открыт для свободного доступа, и, надо сказать, здесь было довольно людно, учитывая ебеня, в которых он находится.

12. Финальный часток мола в ужасающем состоянии. Стремновато здесь наверное в шторм.

13. Северный мол в сторону берега.

14. Особенно впечатляюще, горой надолбов, сооружение выглядит с пляжа.

15. Хорошо отсюда заметно наверное и самое эффектное здание всей Каросты - Никольский морской собор.

16. Здание было построено в 1900-03 гг. по проекту петербургского архитектора Василия Косякова и было освящено в присутствии императора Николая II, из собственных средств в основном и профинансировавшего стройку.

17. Сейчас собор на реставрации и весь стоит в лесах.

18. Вокруг собора, занимающего центральное место в ансамбле военного городка, остатки дореволюционной Каросты. Застройка велась по регулярному плану с использованием типовых (или вероятно как говорили тогда, "образцовых") проектов зданий.

19. Здесь конечно очень много заброшки. Увы, середина солнечного дня в конце мая - не лучшее время для фотографирования застройки бывшего военного городка. К тому же многие здания просто не видно за деревьями.

20. А многие из тех, что не были обсажены со всех сторон зеленью, как назло, находились в контровом свете.

21. Дворец Офицерского морского дворянского собрания.

22. Это одно из немногих используемых сейчас дореволюционных зданий Каросты. Тут и в соседних постройках размещается Учебный центр Военно-морских сил Латвии.

23. Что делать с остальными, городские власти, такое впечатление, пока не определились.

24. Впрочем, в одном из домов открыли музей-гостиницу "Каростская тюрьма", где всем желающим предлагают испытать на себе прелести бывшей тюрьмы Лиепайской военно-морской базы. Фото из Викимапии .

25. Я здание не снимал, оно за забором, но зато щелкнул экскурсионную группу из школьников. Мужик в форме советского полковника построил детей в колонну, сказал "Руки за голову", приказал сесть и далее прыгать на территорию заведения. Видимо, это один из элементов программы посещения музея, позволяющий глубже проникнуться его атмосферой.

26. Вообще застройка Каросты и соседнего военного городка Тосмаре довольно разнообразная. Есть и сталинки.

27. И типичные панельные пятиэтажки с облицовкой мелкой бирюзовой плиткой, каких тысячи в военных городках на просторах бывшего Союза и тех государств, где советские войска дислоцировались.

28. Все выглядит весьма депрессивно, хотя порой попадаются и реновированные здания.

29. Но заброшки все же куда больше.

30. Тщательно я Каросту не исследовал. И из-за неподходящих условий для фотосъемки, и из-за желания подробнее посмотреть саму Лиепаю, потому за деталями отправляю вас к постам коллеги nordprod и коллеги periskop.su и . Я же направился к каналу Кароста (тому самому прорытому искусственным образом) для осмотра еще одного любопытного объекта. Канал Кароста в сторону военно-морской базы. Вот все это сооружение вырыли специальным землечерпальными машинами, импортированными из Марселя. Ширина канала 128 метров. Году в 1965-м за такой снимок мне бы провели личную эскурсию по интерьерам местной тюрьмы с подробной демонстрацией всех ее порядков.

31. На фото выход канала в гавань Каросты.

32. Интересный же объект, за которым мы сюда приехали - это прекрасно отреставрированный мост Оскара Калпака, построенный через канал Каросты в 1903-05 гг. по проекту фирмы Гюстава Эйфеля.

33. Обратите внимание на элегантные кованые фонари, от которых так и несет Парыжом. Во время прохождения по каналу судов обе половины моста поворачиваются на 90 градусов каждая в свою сторону.

34. У моста висит электронное табло с точным временем следующего развода. Подмывало конечно обождать, но т.к. никаких ожидающих судов рядом заметно не было, я рассудил, что мост могут и не развести вовсе, потому рисковать потерей времени не стал.

35. Вместо этого я зато успел посмотреть Яунлиепаю, Новый город Либавы с железнодорожной станцией.

Об этом очень атмосферном районе города в следующей серии.



Большой пост о Лиепае, включающий в себя три части: военный городок, построенный как база флота Российской империи в конце ХIХ века, береговые укрепления того же времени и один из нетуристических районов города, сформировавшийся опять же на на рубеже ХIХ-ХХ веков.

// conrad.livejournal.com


Лиепайский военный городок, он же Karosta (военный порт - лат.), он же бывший порт Александра III, на мой взгляд наиболее впечатляющая и известная часть города, сформировавшаяся на рубеже ХIХ-ХХ веков в качестве крупного военно-морского порта и форпоста Российской империи на Балтике. Лиепая (тогда город назывался Либава) обладала незамерзающим коммерческим портом и было принято сомнительное решение обустраивать опорную базу Балтийского военно-морского флота именно здесь. Сомнительное, ибо она (база) не могла представлять надёжного и безопасного прикрытия ввиду чрезвычайной близости к прусской границе, которая была километрах в 60-ти от Либавы. Да и для флота потенциального противника не составляло труда блокировать выход в море для русской эскадры. Кстати, ещё за несколько десятилетий до сооружения военного порта Либаве было отдано предпочтение перед Виндавой (Вентспилсом) в выборе кандидатуры главного торгового порта России на южной Балтике, так как она меньше замерзала и была ближе к европейским рынкам.

В конце ХIХ века Либава вновь вышла на авансцену - здесь решили сооружать военный порт, причём специальная Комиссия "О связи и совместности действий сухопутных и морских сил в обороне государства" отвергла такие варианты как Виндава, Моонзунд и Екатерининская гавань, что аж на севере Кольского полуострова. В итоге судьба истории сыграла с Лиепаей злую шутку уже после распада СССР - ничего не скажу за Моонзунд и Екатерининскую гавань, но Вентспилс, что в 100 км севернее Лиепаи, в советское время превратился в мощный торговый порт с современными причалами и пирсами, и пережил действительно бурный расцвет, что при умелом руководстве оставленным наследием положительно сказалось на благосостоянии города уже в наши дни - а Лиепая, получив статус закрытого города как база военно-морского флота СССР, осталась в 1991 году у разбитого корыта. Одно из подтверждений тому - жесточайшее запустение военного городка (он же Karosta) в последние два десятилетия.

// conrad.livejournal.com


Так или иначе, сегодня это впечатляющий и уникальный памятник архитектуры, район со своими особенностями и своеобразной аурой, тяжело переживший смутные 90-ые, а ныне, как говорят латвийские источники информации, понемногу превращающийся в цельный туристический объект. Однако до большой известности ещё далеко, так как при всём желании явление в два с половиной прибалта и полтора немца, приезжающие посетить наиболее известный объект городка Лиепайскую гарнизонную тюрьму, я не могу назвать массовым. Привлечение туриста - задача тяжёлая и творческая, на это требуется не одно десятилетие. Так что можете считать, что этим постом я продвигаю Лиепаю в интернете, хотя от местного туристического центра я не получил не копейки. Шутка!

// conrad.livejournal.com


На самом деле прогулка получилась не совсем целостной, потому что планировал приехать сюда на следующий день вновь, но не вышло, так что наверстаю упущенное в следующий раз, который будет, надеюсь, летом.

// conrad.livejournal.com


Я вам так скажу - ещё недавно, лет пять назад, военный городок являлся страшнейшей дырой, но в последнее время местные власти вроде бы взялись за облагораживание этого района. Ремонтируют дороги, прокладывают новые тротуары, выделяют жилье малоимущим слоям населения. Лично я ожидал увидеть ситуацию намного печальнее, но заметил, что процесс медленно продвигается в позитивную сторону. Очень медленно, но продвигается. Предстоит пройти долгий путь, когда массовый турист, да что турист - обычный лиепайчанин, сможет приехать в городок и сказать, что здесь круто.

// conrad.livejournal.com


Административное здание судоремонтного завода, некогда производившего ремонт боевых кораблей. Сейчас вроде бы предприятие работает, но далеко не в прошлых масштабах. С распадом СССР и обружением плановой экономики город покинули тысячи военнослужащих и гражданских лиц, для которых не осталось работы, а 90-ые ознаменовались повальным исходом активной, трудоспособной части населения.

// conrad.livejournal.com


Неподалёку можно увидеть удручающее зрелище на месте бывшего дома культуры "Балтика". Подобных заколоченных и забытых зданий в Каросте и Тосмаре (Tosmare - прилегающий район) здесь немало, но опять же, повторюсь, необходимо время.

// conrad.livejournal.com


В во времена СССР в военном городке проживали военные, их семьи, рабочие с окрестных производств и гражданские вольнонаёмные. Район был приятный и ухоженный, а в середине 90-ых соваться сюда было опасно для здоровья. Вдруг появилось огромное количество разнообразных гопников, люмпенов и маргиналов, криминальная обстановка была крайне неблагоприятной.

// conrad.livejournal.com


Сейчас в Каросте живёт порядка 7 тысяч человек. Разговаривал с людьми, там живущими. Настроены позитивно, не жалуются, магазины есть, транспортное сообщение с основным городом хорошее и регулярное. Бедность вот только, зарплаты совсем невысокие, пенсии тоже маленькие, работы мало.

// conrad.livejournal.com


Это жилой массив Тосмаре, внутренний двор между пятиэтажками. Обращает на себя внимание граффити с российским флагом, ярко выделающееся на фоне февральской серости. Кстати, национальному состав нынешних резидентов городка примерно такой: 70% русскоговорящие, а для остальных 30% родным языком является латышский.

// conrad.livejournal.com


Одна из местных достопримечательностей - водонапорная башня, построенная в 1905 году и обеспечивающая водой всю территорию Военного порта.

// conrad.livejournal.com


Территория военного городка буквально нашпигована железнодорожными путями, особенно при подъезде к нему. Те пути на снимке ведут к зернопогрузочному терминалу на берегу Военного канала, о котором чуть ниже.

// conrad.livejournal.com


Так называемый в простонародье Красный магазин, по цвету строительного материала. Неподалёку есть ещё и Белый магазин, в смысле там тоже какая-то местная торговая сеть, но местные жители называют магазины по-прежнему: красным и белым.

// conrad.livejournal.com


Какую-то часть городка занимает подобный жилой фонд - дома, построенные после войны.

// conrad.livejournal.com


Некоторые дороги в Каросте ещё заасфальтированы бетонными авиационными плитами, которые постепенно снимают.

// conrad.livejournal.com


Большой ремонт, замена дорожного покрытия и коммуникаций на улице, где находился Подплав - военная база подводного плавания. Поясню, что в 1906 году в Подплаве был организован первый в России учебный отряд подводного плавания. Родина российского подводного плавания находится именно здесь, в Лиепае. А в советское время здесьбыла база подлодок Балтийского флота.

// conrad.livejournal.com


Эта часть городка наиболее запущена. Состояние зданий плачевное.

// conrad.livejournal.com


Здесь располагались службы Подлава и казармы, когда-то тут базировались новейшие подводные лодки Балтийского флота. Сейчас в Военном городке ни подводных лодок, ни Подплава, зато функционирует единственный в Балтии центр подготовки водолазов. И сапёров там тоже обучают.

// conrad.livejournal.com


Где-то здесь был большой плавательный бассейн, но от него не осталось и следов. Здесь, кстати, вроде бы есть открытый проход к гавани Подплава, но и запрещающие надписи тоже имеются. Так что не пошёл я дальше на закрытую территорию порта.

// conrad.livejournal.com


Ещё немного советского жилого фонда Каросты. Хотите узнать сколько стоит недвижимость в таких домах? 2-хкомнатную и требующую небольшого косметического ремонта квартиру в 48 кв.метров можно взять за 4-5 тысяч евро. Желающих пока откровенно немного.

// conrad.livejournal.com


Лиепайский Свято-Никольский морской собор, освящение которого состоялось в 1903 году в присутствии Императора Николая II и его семьи. Во времена Латвийской СССР в соборе располагался обычный матросский клуб и кинотеатр.

// conrad.livejournal.com


От собора по прямой 300 метров до берега. На горизонте виднеется северный мол, защищающий Лиепайский порт от ветра и песчаных наносов.

// conrad.livejournal.com


Затем я направился к руинам Либавской морской крепости. Это интересное место для фанатов и почитателей военной истории, крепостей и различного рода фортификационных сооружений. Это так называемая 3-я береговая батарея, расположенная на северной окраине военного городка.

Мощную и современную по тем временам морскую крепость решили строить в 1890 году в качестве прикрытия военного порта на Балтике, необходимость создания которого назревала уже давно. Однако судьба крепости сложилась трагично и в какой-то степени бездарно, менее чем через 20 лет её просто упразднили и ликвидировали, и это несмотря на колоссальные средства потраченные на строительство, а само сооружение крепости было признано стратегической ошибкой.

// conrad.livejournal.com


Вообще, система подобных укреплений опоясывала всё побережье города и относительно неплохо сохранилась до наших дней, являясь сегодня городской достопромечательностью наравне с военным городком Каростой, лиепайским трамваем и успешно сохранившейся городсой застройкой конца 19 века. Причём артиллерийские батареи, подземные сооружения и склады даже пытались взрывать, но это не дало желаемого результата.

// conrad.livejournal.com


В наши дни, особенно летом, эти места чрезвычайно популярны у местных жителей. А я попал на форты в февральский туман и на море стоял штиль, с волнами, конечно, вид был бы более эффектным. Тут вообще настоящее раздолье для профессиональных фотографов. Пишу эти строки и улыбаюсь, вспомнил как с десяток лет назад я увидел царский форт в на страницах одного латвийского мужского журнала. И одну из бывших одноклассниц на его фоне в весьма интересном и пикантном виде))

// conrad.livejournal.com


На самом деле повезло с погодой, я считаю, ибо сильный пронизывающий холодный ветер, какой обычно дует в этих краях, не самый приятный спутник для приморской прогулки, а так получилось хорошо и спокойно прогулятся. Хотя из всех фортов в этот раз я был только на 3-ей береговой батарее, именно она и на снимках. Личного времени в этот раз в Лиепае у меня практически не было, я пытался совмещать частные встречи со своими интересами. Получилось в целом, считаю, неплохо, посмотрел, пусть и в стиле "галопом по Европам", практически всё, что планировал.

// conrad.livejournal.com


Здесь всё очень впечатляюще, эта система фортов и приморские укрепления, опясывающие город действительно уникальны в своем роде. Что происходит с фортами сейчас? Природа берт свое. Ветер и море с годами подтачивают былую мощь и разрушают старую крепость, бетонные куски зданий отваливаются и падают в воду.

// conrad.livejournal.com


Зрелище грустное и печальное одновременно.

// conrad.livejournal.com


Мегапроект прошлого, на который было потрачены огромные деньги без смысла и без прока.

// conrad.livejournal.com


// conrad.livejournal.com


// conrad.livejournal.com


// conrad.livejournal.com


// conrad.livejournal.com


// conrad.livejournal.com


Следующие две фотографии сделаны в полукилометре или около того от фортов. Действительно нереально красиво, мои фото не передадут, конечно, подобных впечатлений. Невысокий отвесмый берег Балтийского моря, свержайший воздух, сосновый лес, поваленное ветром дерево на жёлтом песке и многокилометровая безлюдная полоса пляжа. Красота. Baltic Beauty.

// conrad.livejournal.com


// conrad.livejournal.com


Выезжал я через известный разводной мост, что на Военном канале. Мост был спроектирован по эскизу того самого Эйфеля и предназначался для обеспечения судоходства по каналу военного городка либавской базы и сухопутного сообщения между Каростой, являющейся отдельной административной единицей и Либавой. Мост образован из двух одинаковых разводных ферм, которые поворачиваются на 90 градусов каждая в свою сторону.

// conrad.livejournal.com


Немного информации о мосте. Он считается технический памятником, ето единственный сохранившийся разводной мост в Латвии. Интересно, что сам Александр Густав Эйфель лишь набросал технический эскиз, по которому в Петербурге был разработан окончательный проект, а металлические конструкции привезли из Брянска.

// conrad.livejournal.com


Мост неоднократно выходил из строя, он был повреждён и немецкой армией в ходе Первой мировой войны, и во время Великой Отечественной войны. А чуть менее 10 лет назад произошёл и вовсе анекдотический случай - танкер "Анна", ходивший под флагом Грузии, врезался в северный пролёт моста, вновьповредив его, причём случилось это перед долгожданной масштабной реконструкцией. Проэкт реконструкции вновь пришлось пересматривать.

// conrad.livejournal.com


Военный канал, сооружение которого потребовало грандиозных дорогостоящих гидротехнических работ.

// conrad.livejournal.com


Хмурая, но спокойная Балтика на горизонте.

// conrad.livejournal.com


И немного о наиболее колоритном районе города на мой скоромный взгляд. Это Яунлиепая или Новая Лиепая, расположенная между железнодорожным вокзалом и Торговым каналом, соединяющим Балтийское море с Лиепайским озером и делящим город на две части. Здесь отлично сохранилась архитектура рубежа XIX-XX веков, когда Лиепая развивалась фантастическими - не побоюсь этого громкого определения - темпами. Судите сами, в 1871 году сюда пришла железная дорога, давшая серьёзный импульс для развития города и торгового порта, спустя два десятка лет в Лиепае начале сооружать уже военный порт для флота Российской империи, семимильными шагами стала развиваться промышленность, включая металлургическую, появился первый в Прибалтике трамвай. К началу Первой мировой войны население Лиепаи насчитывало более 100 тысяч человек, почти в два раза больше, чем во Владивостоке (сейчас для сравнения 70-80 тысяч, данные разнятся). В общем, для города существовали объективные предпосылки вырасти в масштабный город уровня Кёнигсберга либо Хельсинки. Исторический, однако, жребий Либаве выпал крайне неудачный, мрачноватый в какой-то степени жребий.

Весь в будущем предполагаемый авторитет города затонул в пучине двух мировых войн, нестабильности и смены государственных режимов. Сейчас, откровенно говоря, Лиепая - это провинциальный латвийский городок, из года в год теряющий активных и работоспособных людей, которые уезжают либо в Ригу, либо в Европу. Скажу сразу, видно, что общая картина визуально медленно улучшается, городские власти пытаются что-то делать, но кардинально и быстро изменить положение к лучшему не получится. Но если не вдаваться в перипетии нынешней экономической ситуации города, а просто приехать с целью туризма, то Лиепая безусловно хороша своим удивительным шармом запущенности, который проявляется именно в районе, о котором идёт речь. 100-летние деревянные и кирпичные дома, бывшее рабочее предместье, почти не затронутое разрушениями последней войны, в отличии от центра города, претерпевшем значительные изменения в своём облике.

// conrad.livejournal.com


Яркий образец архитектуры города - добротный трёхэтажный дом из красного кирпича.

// conrad.livejournal.com


На главной площади Новой Лиепаи, раньше тут был неплохой рынок с местной крестьянской продукцией.

Военный городок Кароста представляет собой пригород на севере Лиепаи, занимающий примерно 1/3 от ее общей площади и являющийся исторической достопримечательностью. Кароста возникла в конце XIX века.

Дорога в военный городок проходит через 2 моста. Первый мост перекинут через канал, который связывает близрасположенное Лиепайское озеро и Балтийское море. А второй мост проходит через Каростский канал, который на несколько километров врезается в сушу. Некогда в недрах канала существовали доки Балтийского флота Советского Союза, а путь сюда был заказан большому количеству граждан.

Лиепая стала основным торговым поселением во времена первых балтийских крестовых походов по причине того, что её бухта зимой не замерзала. В XIX веке город стал фундаментной базой Балтийского Военно-морского флота Российского государства. Близкое расположение к Пруссии являлось одним из важнейших обстоятельств, предопределивших избрание города Лиепая в качестве базы морского флота. Эта военная база – последняя, которая была заложена и построена Российской империей.

История лиепайского военного городка Кароста насчитывает более века. Указ о строительстве крепости, морского порта и военного городка принял русский царь Александр III в 1890 году. Одновременно с ростом и развитием порта была создана внушительная система фортов вдоль берегов Балтийского моря. После смерти царя Александра III его сын, царь Николай II, распоряжается назвать новый военный порт в честь его отца. В 1919 году, после принятия Латвией независимости, порт Александра III меняет свое название на Кароста, то есть теперь он называется просто – Военный порт.

Порт Александра III задумывался как самостоятельный объект, включающий в себя свою инфраструктуру, электростанцию, канализационную систему, церковь, школу и почту. Интересно, что письма, отправленные из Лиепаи до Порта Александра III и наоборот, стоили не 1 копейку, как обыкновенные послания в пределах города, а 3 копейки, как будто это были международные отправления.

Сегодня Кароста стал интереснейшим туристическим местом города Лиепая. На территории бывшего военного порта сохранились памятники тех лет. Это – разводной мост, сделанный из стали. Он был построен в 1906 году и действует до сих пор. Подальше можно увидеть удивительной красоты православный собор Святого Николая, возведенный в 1901 году. А еще здесь располагается военная тюрьма, состоящая из нескольких 2-3-хэтажных зданий из кирпича красного цвета. Первыми арестованными были матросы, которые участвовали в революции 1905 года. Здесь же они и расстреливались. Захоронены, напротив – на братском кладбище. В советское время корпуса использовались в качестве гауптвахты, позднее – для нужд армии Латвии. Но последние здесь не прижились, и было решено отдать все это на обозрение туристам.

Тюрьмы сейчас стали музеем. Они открыты для туристов. В камерах создана атмосфера тех времен, как будто здесь содержатся заключенные: грязные матрацы, металлические кружки, табуретки. А в административном отсеке можно увидеть портреты Ленина, казенные металлические столы, милицейская форма конвойных на вешалке.

Еще одним интересным объектом являются Северные форты. Эти прибрежные укрепления выполняли свои функции совсем недолго. В 1908 году они были взорваны по причине мирного договора России с Германией. Но через 6 лет эти страны вновь станут заклятыми врагами. А уничтожение системы фортов только лишь подорвало позиции страны. А еще через несколько лет прекратит свое существование Царская Россия. В лабиринты Северных фортов также можно попасть и побродить по ним при свете факелов.

Сейчас в военном городке живет около 8000 жителей. До него можно добраться из центра Лиепаи на автобусе или маршрутке.

Лиепайский военный городок Кароста – удивительное место, уникальный памятник не только латвийской, но и мировой истории и архитектуры.