Князь валерио боргезе. Боргезе Валерио Чёрный князь людей-торпед. Табличка в замке Изола Гарда


Дата рождения: 06.06.1906
Гражданство: Великобритания

Летом 1943г. итальянцы терпели поражение на всех фронтах. На фоне ряда неудач особенно ощутимой для Италии стала утрата господства на Средиземном море. Надводный флот, оставив Таранто, ушел на северные базы и потерял контроль над обширнейшей акваторией. Абсолютное численное превосходство противника сковывало действия больших кораблей, уделом которых стали операции оборонительного характера. В это тяжелое время князя Валерио Боргезе назначили командиром 10-й флотилии МАС*, на которую командование итальянских ВМС возлагало особые надежды. За три последних года штурмовые средства этого соединения - противолодочные торпедые и взрывающиеся катера, человекоуправляемые торпеды, миниатюрные подлодки - доставили немало неприятностей англичанам. На боевом счету 10-й флотилии числилось два линкора, два крейсера, один эскадренный миноносец и множество торговых судов. Боргезе не изменил традициям: никогда еще флотилия не совершала таких частых боевых походов, как в период с мая по сентябрь 1943 года. Только в результате одного нападения человекоуправляемых торпед на вражеские корабли, стоявшие на рейде у Гибралтара, были уничтожены три из них - "Пэт Харрисон", "Махсуд" и "Камерата".

Интересна предыстория этого нападения. В 1943г. противолодочная оборона Гибралтара была усилена настолько, что использовать подводную лодку в качестве носителя торпед, как это делали раньше, не представлялось возможным. Пуск торпед был произведен с курсировавшего в этих водах испанского торгового судна "Ольтерра", с виду совершенно безобидного.

Еще в начале войны судно "Ольтерра", принадлежавшее богатому генуэзцу, затонуло в нейтральных испанских водах. Около полутора лет судовладелец не проявлял ни малейшего интереса к полуразбитой посудине.

Однако после таинственного разговора с князем Боргезе его отношение к своей собственности, брошенной было на произвол судьбы, в корне изменилось. Судовладелец начал переговоры с одной из испанских компаний о подъеме затонувшего судна. По словам хозяина, судно должно было перейти к какому-то испанскому обществу на взаимовыгодных условиях. При взгляде со стороны это казалось правдой - после того, как судно отремонтировали, на нем был поднят испанский флаг. Ни в день подводной атаки 8 мая 1943г., ни после нее англичане не могли предъявить никаких претензий к экипажу "Ольтерра". Объяснялось все просто. Команду судна укомплектовали бойцами 10-й флотилии, которых по одежде и нарочито развязным манерам было не отличить от матросов торгового флота. Если бы на судно вдруг пожаловали с досмотром, в грузовых трюмах не удалось бы обнаружить ничего подозрительного - только детали какиго-то оборудования, провоз которых был оформлен по всем правилам. Детали эти были ничем иным, как частями управляемых торпед, которые накануне атаки были собраны прямо на "Ольтерра", в небольшой мастерской. Ночью, под покровом темноты торпеды покинули "Ольтерра" через специально вырезанное ниже ватерлинии отверстие в борту. А наутро, после успешного завершения операции их пилоты снова превратились в матросов, лениво прогуливавшихся по палубе испанского торгового судна. Подлинную причину гибели кораблей в Гибралтаре англичане так и не установили...

Благодаря знатному происхождению перед молодым князем Валерио Боргезе были открыты все дороги. Он выбрал море, став курсантом Королевского военно-морского училища. В 1933 году Валерио Боргезе отправился в свой первый дальний поход к берегам Северной Америки на учебном парусном судне "Колумб". По окончании учебы Боргезе ожидала блестящая карьера офицера-подводника.

В 1937 году субмарина "Ириде" под командованием князя Боргезе вошла в итальянский легион, который, помогая Франко, действовал против республиканского флота Испании. По возвращении на родину участники войны в Испании были приглашены на торжественный завтрак, устроенный в их честь морским министерством. Здесь князю Боргезе представилась возможность лично познакомиться с дуче - Муссолини - и блеснуть своим знанием методов ведения подводной войны. В скором времени князь получил под свое командованием новую подводную лодку "Аметиста".

Командир "Аметисты" был не только знатоком подводного оружия, но и дипломированным водолазом. Поэтому когда перед командованием флота встал вопрос, какую же из подводных лодок сделать первой плавучей базой управляемых торпед, выбор пал именно на "Аметисту". Учения с использованием нового оружия начались в январе 1940 года. После того как три торпеды были закреплены на палубе подводного корабля, "Аметиста" вышла в море, направляясь в залив Специи. Спуск торпед на воду прошел незаметно для "противника". Пилоты провели свои суденышки через восточные ворота порта и "атаковали" стоявший на рейде корабль "Куарто". Эта операция произвела огромное впечатление на Боргезе, который тут же проникся исключительным уважением к новому торпедному оружию.

10 июня 1940 года Италия вступила в войну на стороне Германии, и итальянскому флоту пришлось испытать на себе всю тяжесть английского превосходства на море. Начало боевых действий застало Боргезе на должности командира подводной лодки "Веттор Пизани". Это был старый корабль, доживавший свой век. Каждое погружение такой лодки могло стать последним: через многочисленные щели внутрь корпуса поступала вода, отказывались работать изношенные механизмы. Через пару месяцев, когда корабль пришел в полную негодность, его решили подарить школе подводного плавания в Пола, а командиру Валерио Боргезе предложили пройти курс специальной подготовки у немцев на Балтийском море.

Подготовка эта носила сугубо практический характер. Из Мемеля (Клайпеды), где находилась школа немецких подводников, курсанты почти сразу же отправлялись в десятидневный поход по Атлантике. Здесь им предстояло принять участие в боевых действиях против крупных конвоев противника. Сперва Валерио Боргезе прикомандировали к плавучей базе подлодок, но впоследствии он был включен в состав команды одного из боевых кораблей.

По возвращении в Италию Боргезе ожидал получить под свое командование океанскую субмарину, однако судьба распорядилась иначе. В морском генеральном штабе молодого офицера-подводника принял адмирал де Куртен, от которого Боргезе получил предписание следовать в Специю в качесте командира подводной лодки "Ширё".

Субмарина "Ширё" оказалась кораблем самой современной постройки, переоборудованным для транспортировки управляемых торпед. Выглядела она несколько странно, напоминая то ли баржу, то ли лихтер. Однако вскоре Боргезе, к тому времени уже успевший сменить девять подводных кораблей, привык к "Ширё". Командование имело на эту лодку особые виды - она должна была нанести удар по английской эскадре, находившейся в Гибралтаре. Другой лодке под названием "Годар" было поручено совершить нападение на военно-морскую базу англичан в Александрии. Обе операции планировалось провести практически одновременно. Первой в боевой поход отправилась "Гондар" и, не успев нанести противнику никакого ущерба, оказалась потопленной им. Экипаж субмарины был взят в плен.

24 сентября 1940г., еще не зная о печальном конце "Гондар", князь Валерио Боргезе вывел свою лодку в Средиземном море. "Ширё" находилась всего в 50 милях от Гибралтара, когда Боргезе получил приказ возвращаться в Ля Маддалена, так как накануне планируемого нападения английский флот неожиданно покинул гибралтарскую базу. Неужели работа "Интеллидженс сервис"? Сам командир "Ширё" считал уход английских кораблей простым совпадением.

За первой неудачной попыткой нанести англичанам удар новым оружием последовала вторая. В безлунную октябрьскую ночь "Ширё" вновь взяла курс на Гибралтар. Этим боевым походом была начата трехлетняя "война в войне" - так один из участников событий окрестил действия итальянских штурмовых отрядов 10-й флотилии МАС в Гибралтарском проливе. Путь к месту назначения принес Боргезе обычные для военного времени острые ощущения: встречу с плавучей миной, которая была своевременно уничтожена пулеметной очередью, сильнейший шторм и атаку с воздуха у самого входа в пролив. 29 октября, избавившись от преследования английских эсминцев, лодка наконец пробралась в Гибралтар. Начать действовать можно было лишь с наступлением ночи, и "Ширё" пришлось лечь на грунт.

Перед Боргезе стояла нелегкая задача - выбрать оптимальное место старта управляемых торпед. С одной стороны, это место должно было находиться как можно ближе к берегу, с другой - на достаточном удалении от маршрута следования английских сторожевых кораблей. После долгих раздумий командир "Ширё" решил углубиться в бухту Альхесирас и высадить пилотов торпед у самого устья реки Гуадарранке.

Ночью, в подводном положении лодка скрытно проникла в бухту, что само по себе являлось большим успехом. Немногие командиры субмарин отважились бы на подобный маневр - до сих пор он не удавался никому. Причиной было сильное течение, способное увлечь подводный корабль в один из водоворотов, которыми изобиловала коварная бухта. Впрочем, опасность для "Ширё" представляли не только водовороты и многочисленные мели. Неожиданно над самой лодкой прошел английский эсминец. Он был так близко, что команда подводного корабля различила шум его винтов без помоши гидрофона. Англичанин направлялся из бухты в пролив и шел пересекающимся курсом. Удивительно, но факт: "Ширё", которая продолжала движение, удалось остаться незамеченной. Недаром Боргезе приказал остановить практически все шумящие механизмы и обернуть ряд металлических деталей ветошью.

Наконец лодка оказалась в нужной точке бухты. На этом, однако, миссия Боргезе не завершилась. Штаб подводного флота возложил на командира "Ширё" личную ответственность за успех операции в Альхесирасе. Основываясь на последних разведданых о наличии кораблей в базе, Боргезе распределил цели между участниками операции. Объектами нападения двух управляемых торпед должна была стать пара линкоров, третий удар планировалось нанести по авианосцу или крейсеру, если тот окажется более удобной мишенью. Спустив все три торпеды на воду, субмарина легла на обратный курс...

Князь Валерио Боргезе, получивший сведения об исходе операции, был раздосадован. Вторая попытка, тщательно, до мелочей, продуманный план действий и... снова неудача. Одна из торпед взорвалась слишком далеко от английского корабля, повредив металлические сети, которые прикрывали вход в гавань. Экипажи двух других торпед и вовсе не смогли атаковать противника из-за серьезных технических неполадок.

Все-таки итальянский князь-подводник преподал англичанам, абсолютно уверенным в неприступности бухты Альхесирас, неплохой урок. Британская пресса старалась успокоить общественное мнение. С той же целью распространялись слухи, что злополучная торпеда была выпущена не из самой бухты, а из пролива. Тем не менее экипажи стоявших в гавани английских кораблей чувствовали себя, как на раскаленных углях. В каждом движении воды матросам мерещился след человекоуправляемой торпеды, и тогда в воду уходила очередная серия бесполезно потраченных глубинных бомб. Неудивительно, что начальник морского генерального штаба адмирал Каваньяри посчитал боевое задание выполненным, а Боргезе и экипаж его субмарины премировали отдыхом в одном из лучших горных отелей Италии. Разумеется, отдых с ежедневными лыжными прогулками и вечеринками был не единственной наградой - командиру лодки, которая первой проникла в Гибралтар, была торжественно вручена золотая медаль "За воинскую доблесть".

В ноябре 1940г. князь Валерио Боргезе был принят самим дуче в знаменитом Палаццо Венеция. Аудиенция у Муссолини была непродолжительной - по всему было видно, что дуче чем-то расстроен. Причиной, вероятно, послужило только что полученное им известие о неудаче итальянских войск в Албании. Тем не менее, Муссолини отнесся к Боргезе с должным вниманием - с интересом выслушал доклад о недавней операции в Гибралтаре и не скрывал своего одобрения действиям командира "Ширё".

Успехи Боргезе не остались незамеченными и в штабе флота. После гибели командира 10-й флотилии МАС, в которую было объединено несколько штурмовых отрядов с различным вооружением, это место занял князь Валерио Боргезе (лето 1941г.). Правда, числился он "временно испольняющим обязанности", но относился к новой работе с полной ответственностью. Отдав командование надводными силами в надежные руки Сальваторе Тодаро, бывшего командира субмарины "Каппеллини", Боргезе полностью посвятил себя подводному отряду, поскольку считал, что в организации действий управляемых торпед еще существует множество нерешенных проблем. Не была обойдена вниманием нового командира и техническая сторона наступательных планов. Боргезе добился, чтобы на вооружение 10-й флотилии МАС поступили самые современные акустические мины и небольшие зажигательные бомбы, которые было бы удобно использовать в акватории противника.

По возвращении на подводный корабль Боргезе стал разрабатывать план третьего похода в Гибралтар, рассчитывая на настоящий успех. 10 сентября 1941г. подводная лодка "Ширё" в очередной раз вышла из Специи и ровно через неделю прибыла в порт Кадиса, отшвартовавшись у танкера "Фульгор". Здесь субмарина должна была принять на борт экипажи человекоуправляемых торпед. Часы ожидания не пропали даром: команда лодки успела отдохнуть, принять освежающий душ, пополнить съестные припасы и угоститься превосходным коньяком.

Атака, предпринятая 25 сентября в бухте Альхесирас, дала неплохие результаты. Жертвами управляемых торпед стали три английских судна (танкеры "Денби Дейл", "Фиона Шелл" и вооруженный теплоход) общим водоизмещением 30 000 тонн. У экипажа одной из торпед была реальная возможность уничтожить еще одно судно противника, увеличив потопленный тоннаж, но торпедисты Каталано и Джаннони не стали этого делать по соображениям морального характера. Джаннони уже успел присоединить заряд к винтам стоявшего на рейде большого парохода, когда Каталано различил выцветшее название на корме - "Полленцо", Генуя. По всему видно, англичане захватили это судно и использовали его в качестве военного транспорта. Однако ни у одного из торпедистов не поднялась рука отправить на дно пароход с итальянским именем и происхождением.

Подрывной заряд был снят с корпуса "Полленцо", и вскоре ему нашлось другое применение - теплоход "Дюрхэм" водоизмещением 10 000 тонн.

После операции в Гибралтаре командование осыпало экипаж "Ширё" и пилотов-торпедистов дождем воинских званий и наград. Разумеется, были отмечены и боевые заслуги Валерио Боргезе, который получил чин капитана 2 ранга. Операции итальянских подводников в Гибралтарском проливе вызвали неподдельный интерес у самого короля, который удостоил князя-подводника личной аудиенции. Долгая и обстоятельная беседа с героем дня только разожгла королевское любопытство. Через несколько дней Его Величество, одетый в штатское, в сопровождении единственного телохранителя отправился в поместье Сан-Россоре, где находилась школа пилотов управляемых торпед. С небольшого плота он наблюдал за учебными занятиями и пришел в восторг от возможностей нового оружия.

Итальянцы не были одиноки в своих попытках атаковать Средиземноморский флот Британии. Английские корабли подвергались частым нападениям немецких субмарин, которые одерживали одну победу за другой. В ноябре 1941 года немецкая подводная лодка успешно атаковала авианосец "Арк Ройял", а буквально через несколько дней меткий торпедный залп другой германской субмарины отправил на дно линкор-флагман "Бархэм", на борту которого находилось более 800 человек. К концу ноября 1941г. на средиземноморском театре боевых действий наметился явный перевес сил в пользу Италии. Против пяти итальянских линкоров, бороздивших воды Средиземного моря, английский флот мог выставить только два -"Вэлиент" и "Куин Элизабет". Зная это, можно хотя бы отдаленно представить тот резонанс, который получила успешная боевая операция итальянской лодки "Ширё", сумевшей вывести из строя последние средиземноморские линкоры англичан.

29 декабря 1941г. "Ширё" с победой вернулась из Александрии в Специю. Из 27 дней похода двадцать два она провела в открытом море, преодолев расстояние в три с половиной тысячи миль. Боргезе ликовал: ценой плена шести пилотов управляемых торпед потоплен танкер, а главное, серьезно повреждены два 32 000-тонных английских линкора, опора английских сухопутных войск в Средиземноморье. Успех был тем более значительным, что в Александрии ожидали возможных диверсий со стороны итальянцев - на подходах к александрийскому порту была выставлена сложная система заграждений, с завидной регулярностью сбрасывались глубинные бомбы.

Англичан явно преследовал злой рок. Вслед за "Вэлиент" и "Куин Элизабет" Британия лишилась еще пары мошных кораблей - "Рипалс" и "Принц Уэльский", уничтоженных японской морской авиацией в водах Индонезии. Эти катастрофические потери на долгое время ослабили флот "владычицы морей",которая сумела оправиться от них и восстановить былой приоритет лишь через несколько месяцев, да и то с помощью Соединенных Штатов. Чтобы залатать брешь в военно-морских силах Англии, Уинстону Черчиллю пришлось перебросить к североафриканскому берегу часть авианосцев и самолетов, которые прежде вели боевые действия у британского побережья.

За операцию в Александрии король пожаловал князю Валерио Боргезе одну из высших военных наград Италии - орден "Савойский крест". Его Величество оценил успех подводной лодки "Ширё" и штурмового отряда, находившегося на ее борту, как "блестящий". Через пару месяцев, согласно предписанию военно-морского министерства, князь Валерио Боргезе оставил командование лодкой "Ширё", возглавив подводный отряд 10-й флотилии МАС.

Весной 1942г. итальянцы начали подготовку к решающему штурму острова Мальта - ключевой позиции, от которой, по мнению многих, зависел исход борьбы в Средиземном море. Момент для штурма был выбран удачно, поскольку продолжительная осада окончательно подорвала силы английского гарнизона. Штаб итальянских ВМС возложил операцию по захвату Мальты на специальное десантное соединение, которым командовал адмирал Тур. В помощь десантному отряду кораблей был выделен дивизион торпедных катеров 10-й флотилии, размещенный в Аугусте, и несколько боевых пловцов группы "Гамма", которая подчинялась Боргезе. Предваряя высадку десанта на мальтийское побережье, 10-й флотилия провела тщательную разведку системы обороны острова - имеются ли там пулеметные гнезда, артиллерийские батареи, заграждения из колючей проволки. Отряды 10-й флотилии продолжали активно поддерживать войска Тура до конца боев за Мальту. Вопреки ожиданиям, значительных побед одержано не было.

В марте 1942г. немецкое командование, натолкнувшись на мощное сопротивление противника в Крыму, было вынуждено прибегнуть к помощи союзников, чтобы силами итальянских ВМС замкнуть кольцо блокады вокруг Севастополя с моря. По просьбе фюрера в черноморские воды вышла флотилия итальянских катеров и несколько субмарин-"малюток" типа "СВ". Итальянские корабли внесли свою лепту в штурм осажденного города, заняв позиции на подступах к Севастополю и на главных морских коммуникациях.

19 мая экспедиционная автоколонна 10-й флотилии, разместившаяся на железнодорожных платформах, прибыла из Специи в Симферополь. Дальше колонна двинулась своим ходом по направлению к Форосу и через трое суток достигла места назначения. Прежде всего нужно было разгрузить автотягачи и спустить катера на воду. Для этого от места стоянки колонны - ореховой рощи - был проложен рельсовый путь к берегу моря. 31 мая группа итальянских войск находилась в полной боевой готовности и была проинспектирована командующим объединенными вооруженными силами в Крыму генералом фон Манштейном. Спустя несколько дней катера 10-й флотилии приступили к патрулированию отведенного им района действий.

Бойцы 10-й флотилии нередко появлялись в самых "горячих" точках морских битв. В середине июня в Севастополь должен был прибыть небольшой конвой. На борту единственного транспорта водоизмещением 13 000т, эскорт которого состоял из двух сторожевиков и эсминца, находились боеприпасы. Севастопольцы их так и не получили. Виной тому была успешная атака конвоя одним из катееров 10-й флотилии, предпринятая 13 июня 1942г. Точный торпедный залп причинил транспорту серьезные повреждения. Судно выбросилось на берег, став мишенью для немецкой авиации, которая не замедлила разделаться с ним.

29 июня итальянские моряки помогли немцам в высадке демонстративного десанта у Балаклавы. Оттянув на себя часть советских войск, он ослабил основной рубеж обороны. Этот тактический ход полностью себя оправдал - 1 июля в Балаклаву вошла румынская армия.

9 июля, когда Севастополь уже был занят немцами, разгорелся бой за форт Горки у мыса Феолент. Его защитники надежно укрылись в скалах. Каждая попытка немцев атаковать Горки пресекалась массированным пулеметным огнем. Единственным уязвимым местом форта являлись его галереи - они выходили прямо на морской берег. Нескольким бойцам 10-й флотилии удалось проникнуть в галереи с моря, инсценировав высадку многочисленного десанта. Фактор неожиданности сыграл свою роль. Совместными усилиями итальянского и немецкого подразделений оборона несгибаемого форта была прорвана.

Как вдохновителю многих диверсионных операций итальянского флота, Боргезе предстояло уставить полезные контакты с зарубежными коллегами. Летом 1942г. Боргезе отправился в длительную заграничную поездку, путешествуя по столицам европейских государств в самый разгар войны.

Прежде всего командир подводного отряда побывал в Берлине и Париже, где ему предстояло наладить тесное сотрудничество с немцами. Без этого не могли стать реальностью грандиозные планы Боргезе относительно применения штурмовых средств на просторах Атлантики и в южноафриканских водах. В германской столице князь заключил ряд соглашений, одно из которых предусматривало обучение немецких офицеров в школе подготовки личного состава 10-й флотилии МАС.

По прибытии в Париж Боргезе явился в штаб немецкого подводного флота. Штаб во главе с адмиралом Деницем уютно разместился в Булонском лесу, в одном из старинных французких дворцов. Стиль работы адмирала Деница стал самым сильным впечатлением Боргезе от поездки в Париж. Правила, которые устанавливал Дениц, всегда распространялись и на него самого. (Князь был поражен, застав Деница завтракающим в компании своих подчиненных. Меню из-за ограничений военного времени было скромным и одинаковым для всех - немного овощного супа, ломтик сыра и черный хлеб.) Дениц тоже проникся доверием к Боргезе, который казался скорее хладнокровным, чем увлекающимся, скорее сдержанным, чем откровенным, и уж во всяком случае человеком трезвым и расчетливым. Князь из союзной державы был немедленно допущен у секретным архивам штаба для получения всей необходимой информации.

Из Парижа Боргезе выехал в Бордо. Здесь, на французской земле располагалась база итальянских подводных лодок, действовавших в Атлантике. Боргезе посетил эту удаленную базу неслучайно. В то время все мысли командира отряда 10-й флотилии были заняты разработкой тактики действий малых лодок у североамериканского побережья. Самостоятельно пересечь океан такие субмарины не могли, поэтому предстояло тоработать механизм их доставки к берегам Америки на борту больших океанских подлодок. Этим и занялся Боргезе. В распоряжение гостя были предоставлены подводная лодка "Леонардо да Винчи" и сверхмалая субмарина типа "СА" водоизмещением всего 12 тонн.

Маневры двух лодок в водах Бордо являли собой совершенно необычную картину. Сперва "Леонардо да Винчи" вывезла на себе "малютку" в открытое море, после чего погрузилась на небольшую глубину. По команде лодка "СА", освободившись от специальных захватов, благополучно всплыла. Оставалась самая ответственная часть операции - принять "малютку" на борт после нескольких часов самостоятельного плавания. Боргезе сомневался в успехе этого маневра и, как оказалось, напрасно. По его приказу "малютка" точно вошла в специаьное гнездо на палубе "Леонардо да Винчи". Проект Боргезе оказался осуществимым.

Решив вопросы принципиального характера, итальянский князь-подводник совершил заключительный тур Сан-Себастьян - Мадрид - Лиссабон в расчете привлечь новых партнеров. Лиссабон, сытый, цветущий и танцующий, казалось, находился где-то вне Европы, в которой бушевала война. В лиссабонском порту бок о бок стояли транспортные суда воюющих держав. Именно туда, переодевшись в синюю спецовку грузчика, направился Боргезе - разумеется, не из чистого любопытства. Возможно ли организация диверсий против судов противника? После тщательного осмотра порта Боргезе мог ответить на этот вопрос утвердительно...

1 мая 1943г. князь Валерио Боргезе был назначен командиром 10-й флотилии МАС, которая к тому времени сильно разрослась и представляла собой мощное боевое соединение. Отряды флотилии действовали в различных районах Средиземного моря - в Гибралтарском проливе, у берегов Сицилии и Сардинии, в турецких портах Мерсин и Александретта. Известие о заключении перемирия 8 сентября 1943г. было для Боргезе как гром среди ясного неба. Оно застало князя за подготовкой очередной впечатляющей операции - атаки кораблей в нью-йорксом порту, которой так и не суждено было осуществиться. По условиям мирного договора 1947 года штурмовые средства итальянского флота подлежали уничтожению, а весь личный состав - демобилизации.

* - Флотилия малых штурмовых средств.

Валерио Боргезе П. Демарэ

В книге, посвященной загадочным страницам Второй мировой войны, дается описание боевых действий на море, в которых применялись человекоуправляемые торпеды, взрывающиеся катера и подрывные заряды, прикрепляемые к корпусу вражеского корабля специально обученными пловцами - диверсантами. В книгу включены воспоминания В. Боргезе, рассказывающего о применении итальянцами указанных боевых средств, а также повествование о нем П. Демарэ.

Боргезе Валерио Чёрный князь людей-торпед

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Боргезе Валерио

На старинном братском кладбище в Севастополе высится памятник 12-метровая фигура скорбящего матроса с надписью: «Родина - сыновьям». На стеле значится: «Мужественным морякам линкора «Новороссийск», погибшим при исполнении воинского долга 29 октября 1955 года. Верность военной присяге была для вас сильнее смерти». Фигура матроса отлита из бронзы винтов линкора…

Об этом корабле и его таинственной гибели мало кто знал до конца 80-х, когда о нем разрешили писать, и судьба его, как мы увидим, связана с темой нашей книги.

Линкор, носивший в последние годы имя «Новороссийск», был построен в Италии в 1914 году и его первое название было «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»). В 1933–1937 годах уже старенький линкор капитально отремонтировали и осовременили. В годы Второй мировой он ничем особым себя не проявил, а в феврале 45-го в результате воздушного налета союзников получил значительные повреждения в носовой части, принял много воды и затонул. Вскоре его подняли, снова отремонтировали и ввели в строй.

По разделу между союзниками итальянского флота в 1949 году линкор достался Советскому Союзу и через шесть лет уже под новым именем прошел еще один ремонт и модернизацию.

28 октября 1955 года в 17.30 «Новороссийск» возвратился из рейса и встал на левый якорь и швартовую бочку в Севастопольской бухте почти напротив Графской пристани. А через 8 часов под носовой частью линкора грянул мощный взрыв. Все, что было потом, многократно описывалось в печати. Для нас интересны выводы специальной правительственной комиссии, которые нашли, что наиболее вероятная причина гибели - взрыв немецкой донной мины, оставшейся на грунте со времен войны. Второй, менее вероятной причиной посчитали диверсию.

Комиссия установила, что взрыв сопровождался двойным сотрясением корпуса. Вахтенные соседних кораблей видели в носовой части вспышку огня, прошедшего до середины корпуса. Затем черный дым из-под носовой части поднялся до мостиков, то есть взрыв был на корабле, а не на дне от мины… Взрыв пробил не только днище, но и второе дно, три промежуточных палубы и даже палубу полубака.

Характер разрушений корпуса и днища не был похож на те, что получались при подрыве на донных минах, зато весьма смахивал на разрушения от взрывов зарядов, заложенных итальянскими подводными диверсантами под корпуса таких кораблей, как английские линкоры «Куин Элизабет» и «Велиэнт»…

Под «Новороссийском» водолазы обнаружили две воронки. Дно воронок вдавленный плотный грунт без ила. Если бы мина взорвалась на грунте, то он бы оказался не вдавлен, а разворочен! В одной воронке нашли лист железа. Откуда он взялся, так и не выяснилось.

Донные мины имеют срок годности 6–8 лет и их дееспособность зависит от работы электробатарей. В 1955 году на Черном море провели эксперимент на минных батареях и убедились, что оставшиеся мины - небоеспособны…

Короче: многое, если не все, говорит в пользу взрыва заряда, прикрепленного к днищу или подвешенного под ним.

А теперь интересные детали, неизвестные до поры до времени широкой общественности. Во время приемки советскими моряками в Италии в 1949 году в итальянской печати появились призывы к патриотам Италии не допустить, чтобы корабль плавал под чужим флагом, и взорвать его. Адмирал Левченко, возглавлявший приемку, был лично предупрежден о возможности диверсии.

Вскоре после гибели «Новоросисйска» слетели со своих постов начальник разведки Черноморского флота генерал-майор Намгаладзе и командир ОВРа (охраны водного района) контр-адмирал Галицкий. А вот наш герой - командир отряда боевых пловцов князь Валерио Боргезе в начале ноября 1955 года получил орден. За что?

…В 1964 году наши моряки некоторое время находились в Алжире, передавая алжирцам боевые катера. Там же в это время работали итальянские офицеры, обучавшие алжирских боевых пловцов своему ремеслу. И один из итальянцев хвастался, что у него есть орден за потопление «Новороссийска»!

Так итальянцы отомстили русским за свое поражение в подводной войне на Черном море.

А начиналось все в 30-х годах, когда Муссолини был на коне, покровительствовал подводникам и особенно молодому князю Валерио Боргезе, нарисовавшему дуче радужную картину победоносной подводной войны и торжества идей итальянского фашизма во всем Средиземноморье. Прошли годы, и князь создал мощную военную организацию, на счету которой - более тридцати кораблей и судов общим водоизмещением 265 тыс. тонн, потопленных в Средиземном и Черном морях с помощью миниподлодок и управляемых человеком торпед. Он умер в 1974-м в Кадисе, Испания, и до самой смерти был непримиримым антисоветчиком и маэстро диверсий. Все-таки все сходится к тому, что гибель «Новороссийска» - дело рук его людей.

Итак, Черный князь людей-торпед раскрывает свои тайны…

Н. Непомнящий

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Предлагаемая вниманию читателей книга «Десятая флотилия MAC» вышла в Италии в 1950 году.

В самом начале книги автор пишет о том, что накануне Второй мировой войны Англия с ее мощными вооруженными силами и развитой промышленностью представляла для Италии серьезную угрозу. Требовалось найти пути и средства борьбы с более сильным противником. Поиски привели к созданию штурмовых средств - нового оружия, способного поражать корабли мощного английского флота в его сильно укрепленных и тщательно охраняемых базах.

К числу надводных штурмовых средств относились катера, взрывающиеся при столкновении с объектом атаки. Имелись также катера, вооруженные одной-двумя обычными торпедами. Подводными штурмовыми средствамиявлялись сверхмалые подводные лодки и человекоуправляемые торпеды, получившие название «Майяле». Кроме указанных средств, использовались также подрывные заряды (мины), которые прикреплялись к днищам кораблей противника специально обученными подводными пловцами.

В период Второй мировой войны итальянцы проводили атаки на английские корабли в Гибралтаре, бухте Суда (о. Крит), Александрии и Мальте. При помощи штурмовых средств ими было потоплено или повреждено более 30 кораблей и судов общим водоизмещением около 265 тыс. тонн.

Автор книги последовательно рассказывает о боевых действиях флотилии, о ее успехах и неудачах. Сам он как командир подводной лодки, транспортировавшей человекоуправляемые торпеды, являлся непосредственным участником походов к английским базам. В Гибралтаре лодка скрытно проникала в бухту Альхесирас, после чего экипажи управляемых торпед взрывали английские корабли или причиняли им серьезные повреждения.

Особенно удачным для итальянцев был поход к Александрии и удар (19 декабря 1941 года) по находившимся там английским кораблям. Выпущенным с подводной лодки «Шире» экипажам управляемых торпед удалось подорвать линейные корабли «Куин Элизабет» и «Вэлиент», а также один танкер.

На секретном заседании английской палаты общин 23 апреля 1942 года У. Черчилль вынужден был признать, что после нападения на Александрию в восточной части Средиземного моря сложилась для английского флота весьма неблагоприятная обстановка.

Говоря о неудачах, Боргезе особо выделяет одну из них: она постигла итальянцев при их попытке совершить нападение на английские корабли в базе Ла-Валетта на о. Мальта. Если бы рухнувшая вниз при взрыве ферма металлического моста не преградила путь взрывающимся катерам, то их атака, по его мнению, могла бы принести крупный успех.

Автор сильно преувеличивает значение описываемых им штурмовых средств. Он пишет, что массовое применение их в самом начале войны могло уравновесить силы на Средиземноморском театре. Сильно приукрашиваются автором и действия личного состава флотилии. Надо иметь в виду, что успеху итальянцев во многом способствовала благоприятная для них обстановка. Экипажи управляемых торпед в ряде случаев прибывали в Гибралтар через испанскую территорию, а после выполнения задания их встречали на испанском берегу итальянские агенты и помогали благополучно вернуться в Италию.

Описываемые Боргезе штурмовые средства применяли не только итальянцы. Немцы также пытались применять во время Второй мировой войны управляемые торпеды, но вскоре отказались от этого, ввиду незначительной их эффективности. Об этом сказано в выпущенной в Германии в 1953 году книге «Kampf und Untergang der Kriegsmarine» (автор К. Беккер). В 1954 году в США вышла книга «The Midget Raiders» (авторы С. Уоррен и Дж. Бенсон). В ней говорится о том, как в 1942 году атаки итальянских человекоуправляемых торпед навели англичан на мысль применить это средство против стоявших на обороняемых рейдах германских кораблей. Попытка англичан атаковать в 1942 году германский линейн...

На войне все средства хороши – этот девиз известен с древности, но правилом он стал только в XX веке. Из сомнительного, «неджентльменского» способа ведения войны диверсии превратились в отдельное искусство.

Дерзкий аристократ

Юнио Валерио Шипионе Боргезе родился в 1906 году, в семье, принадлежащей к древнему аристократическому роду. Его предками были папы римские, кардиналы и промышленники, родственники Наполеона Бонапарта . Сам князь был женат на дальней родственнице российского императора Александра Перво го.

Невероятно дерзкий и независимый характер Валерио не позволил ему избрать карьеру священника – он сделал выбор в пользу военного искусства. Он выбрал новое и очень перспективное направление – службу в подводном флоте. Боргезе закончил курсы подводников, стал чемпионом мира по глубоководным погружениям в скафандрах.

Реализованные амбиции

Аристократ и идейный фашист, Боргезе после завершения учебы в Военно-морской академии стал офицером-подводником в должности помощника капитана, а пять лет спустя, в 1933-м, принял командование подводной лодкой «Аметист».

Но даже это не соответствовало его амбициям, тем более что коллеги восхищались талантами молодого капитана и называли его навыки «сверхъестественными». «Аметист» под командованием Боргезе мог неделями находиться в подводном положении, но в итоге не отклонялся от цели больше чем на полмили.

Поэтому Боргезе был несказанно польщен, когда адмирал Гоиран предложил молодому морскому офицеру возглавить секретный сектор подводного направления. В 1939-м Боргезе начал работу по созданию специального подразделения «людей-торпед», официально это была Десятая флотилия MAS (штурмовых средств).

Коварное оружие

Мир пребывал на пороге Второй мировой войны. Великобритания была развитой военной державой и представляла для Италии большую угрозу на море. Для борьбы с таким мощным противником итальянцы придумали новый вид оружия для поражения британских военных судов, находящихся на укрепленных базах. Оно представляло собой врывающиеся катера, сверхмалые подлодки и .

После первых испытаний нового оружия «тайной войны» Боргезе и его коллеги по проекту пришли к выводу, что при подготовке курсантов-диверсантов необходимо учитывать основные качества каждого вида секретного оружия. Для надводных взрывающихся катеров нужно готовить решительных солдат, а для «коварных средств», то есть для управляемых торпед, необходимы сдержанные разведчики. Добровольцев, готовых служить на флоте, было предостаточно, но отбирались самые лучшие. А именно – солдаты, обладающие высокими моральными качествами, твердостью характера, решительностью, презирающие опасность и, главное, не болтливые. Ведь всему миру известно, что истинный итальянец скорее погибнет, чем замолчит.

После тщательного отбора в секретной школе в местечке Серкио людей-торпед готовили в течение года. Строжайшей тайной было и вооружение, с которым придется работать пловцам, и фамилии товарищей, и сам факт чьей-то принадлежности к отряду. Будущие морские диверсанты отрабатывали необходимые боевые навыки и привыкали к мысли о том, что ради выполнения задания, возможно, придется умереть. Примером для них был сам Валерио Боргезе, получивший псевдоним Черный Князь. Именно ему принадлежала инициатива создания отряда подводных пловцов-коммандос по типу японских кайтэнов. Свое мрачное прозвище итальянский офицер носил с гордостью, поскольку оно отражало происхождение, дерзкий и жестокий характер убежденного фашиста.

Золото за королеву

Новое, совершенно не «джентельменское» оружие итальянцев успешно применялось в Гибралтаре, на Мальте, в Алжире. В Гибралтаре Валерио Боргезе с тремя экипажами штурмовиков-диверсантов, потеряв шестерых членов команды (трое убитых, трое попавших в плен), вывели из строя четырнадцать кораблей стран антигитлеровской коалиции водоизмещением в 73 тысячи тонн.

Самую блестящую операцию команда Боргезе провела в 1941-м в Александрии. На практически неприступной базе британского флота итальянским диверсантам-подводникам удалось вывести из строя линкоры «Вэлиант» и «Королева Элизабет», один эсминец и грузовой танкер. За эту спецоперацию князь Боргезе получил золотую медаль «За доблесть».

«Война в войне» по-итальянски

Стоит отметить, что официальный приказ о назначении командиром 10-й флотилии Боргезе получил лишь в 1943 году. К тому моменту секретное подразделение под его руководством уже давно было боеспособным и высокорезультативным соединением Королевских ВМС Италии. Едва ли не единственным таким соединением – в остальном итальянцы воевали плохо.

«Люди-торпеды», подготовленные Боргезе, участвовали в разных диверсионных операциях – топили корабли, старались прекратить движение по Дороге жизни в блокадном Ленинграде, вступали в схватки с югославскими и итальянскими партизанами. Сам же Боргезе оставался командиром подводной лодки и прокладывал хитроумные маршруты для новых успешных спецопераций. «Война в войне», которую вел Черный Князь, была полна военных хитростей, ловушек, секретных разработок. Для их воплощения дерзкий аристократ подготовил разведчиков ультра-класса.

Время с 1945 года по 1949 князь провел в тюрьме. Он был осужден на 12 лет за сотрудничество с немцами, за поддержку марионеточного режима в «республике Сало» после выхода Италии из войны. За боевые заслуги перед родиной этот срок ему сократили до трех лет.

После чего он провел еще одну спецоперацию.

Месть Черного Князя

28 октября 1955 года с Севастопольского рейда вдруг ушли все итальянские корабли. А ранним утром 29-го раздались два взрыва. Линкор «Новороссийск», доставшийся Советскому Союзу в качестве платежа по репарациям, ушел под воду вместе с более чем 800 моряками-черноморцами.

Когда-то «Новороссийск» носил название Giulio Cesare и принадлежал Италии. После отправки корабля в СССР, князь Боргезе дал клятву, что «Юлий Цезарь» не будет ходить под российским флагом. По официальной советской версии «Новороссийск» подорвался на старой немецкой магнитной мине, но это было не так. Кстати, в ноябре 1955-го Валерио Боргезе получил еще одну награду. И по некоторым данным, она была вручена ему не за прежние заслуги.

Спустя время капитан второго ранга в запасе С.Елагин в журнальной статье достаточно убедительно утверждал, что атаку на «Новороссийск» провели профессионалы: «Их в то время было так мало, что не составляло большого труда назвать поименно каждого! Это могли быть только боевые пловцы из 10-й итальянской флотилии...».

Так прошла последняя успешная операция грозного Черного Князя. Удивительно, что советские спецслужбы, поднаторевшие на устранении опасных физических лиц, не сочли нужным подобраться к господину Боргезе. Неуязвимый мерзавец впоследствии попытался устроить на родине фашистский переворот, был изгнан из страны и скончался в Испании в возрасте 68 лет.

Текущая страница: 1 (всего у книги 18 страниц)

ДЕСЯТАЯ ФЛОТИЛИЯ МАС
ВАЛЕРИО БОРГЕЗЕ

Анонс

Джулио Валерио Боргезе, Черный Принц людей-торпед, возможно известный нашему читателю исключительно по фильму конца шестидесятых годов “Их знали только в лицо” (о борьбе одесских подпольщиков с фашистскими подводными пловцами на Черном море) – долгие годы посвятил созданию итальянских подводных коммандос, а в послевоенные годы, избежав суда, продолжал подрывную деятельность, о которой нам практически ничего не известно. Французский биограф Боргезе Пьер Демаре осторожно пишет, что “это был период попыток, иногда удачных, саботажа на передаваемых Италией победившим союзным державам военных кораблях”. Однако автор ни словом не обмолвился о трагедии советского линкора “Новороссийск” – бывшего “Юлия Цезаря”, – взорванного и ушедшего на дно Севастопольской бухты 29 октября 1955 года. А ведь это люди Боргезе – ив этом остается все меньше сомнений – заложили мины под линкор, выбрав для этого подходящий момент.

Вот что рассказывает капитан 2-го ранга Ю. Лепехов, который в марте 1949 года, будучи командиром трюмной группы этого линкора, осматривал трюм:

"На 23-м шпангоуте я обнаружил переборку, в которой флорные вырезы (поперечная связь днищевого перекрытия, состоящая из вертикальных стальных листов, ограниченных сверху настилом второго дна, а снизу – обшивкой днища) оказались заваренными. Сварка показалась мне довольно свежей по сравнению со сварными швами на переборках. Подумал: как узнать, что находится за этой переборкой? Если вырезать автогеном, может начаться пожар или даже произойти взрыв. Решил проверить, что имеется за переборкой путем высверливания с помощью пневматической машинки. На корабле такой машинки не оказалось. Я в тот же день доложил об этом командиру дивизиона живучести. Доложил ли он об этом командованию? Я не знаю. Вот так этот вопрос остался забытым”.

Почему вице-адмирал Пархоменко и его штаб не обратили внимания на то, что на итальянском линкоре имеется “потайной карман”, остается загадкой.

Умер Боргезе в 1974 году в Кадисе, в Испании. Многие фашистские преступники спокойно доживали свой век под крылышком режима генерала Франко.

КАК ЗАРОЖДАЛОСЬ НОВОЕ ОРУЖИЕ

2 октября 1935 года. Италия прокладывает путь к Восточной Африке. Флот находится в боевой готовности, так как события могут развернуться в любой момент. Возможно, мы к этому не готовы, но нас не тревожит перспектива столкновения с английским флотом, самым сильным флотом в мире, поскольку каждый офицер, каждый матрос находится на своем посту и готов выполнить свой долг.

Чтобы изложить историю штурмовых средств и причины их возникновения, я должен обратиться не столько к событиям, связанным с первой мировой войной, сколько к событиям, предшествовавшим вновь надвигающейся войне, потому что именно последние вызвали необходимость применения нового оружия.

Что могла бы Италия противопоставить англичанам при их попытке сломить ее силой своего мощного флота? В предстоящей воздушно-морской войне мы будем значительно слабее противника. Наши слабости были заранее известны: огромное неравенство в силах как на море, так и в воздухе; меньшие производственные мощности промышленности и возможности снабжения. Мы окажемся запертыми на нашем маленьком и неудобном полуострове, и английская блокада вскоре заставит нас голодать. Как избежать этого? И вот появилась мысль: нужно создать какое-то оружие разрушения, внезапное применение которого в удачно выбранный момент вызвало бы “значительное ослабление морских сил противника в начальный период войны благодаря новизне средства и решительности атакующих"

Такое новое, необычное оружие, которое можно быстро изготовить и немедленно пустить в ход, – оружие, дающее возможность нанести сильные удары противнику в самом начале военных действий, – обеспечило бы нам равенство сил или по крайней мере поставило бы нас в менее невыгодные условия. Эффективность этого оружия будет зависеть от неожиданности его применения, т.е. от сохранения в секрете самого факта его существования, однако применение оружия должно быть массовым. Им нужно бить одновременно по многим объектам, так как с раскрытием секрета возможности его использования будут ограничены, а само применение станет значительно более трудным и рискованным.

Тезео Тезеи и Элиос Тоски – два инженер-лейтенанта военно-морского флота с флотилии подводных лодок, находящейся в Специи, – уже давно, в течение нескольких лет, занимались этой проблемой. Они с особым интересом изучали материалы, касающиеся работ в области создания и применения нового оружия в годы первой мировой войны. Так, например, было известно, что капитан 3-го ранга Пеллегрини на торпедном катере “Грилло”, оборудованном гусеницами для преодоления боковых заграждений, пытался проникнуть в порт Пола, но в критический момент, когда катер проходил через заграждение, Пеллегрини был схвачен и не смог приблизиться к цели. В 1918 году молодой лейтенант медицинской службы Рафаэле Паолуччи (получивший впоследствии большую известность как хирург) вместе с инженер-капитаном 3-го ранга Рафаэле Россетти положил начало действиям по одиночному проникновению в порт противника. Вот что рассказывает Паолуччи о том, как зародилась его идея:

"В феврале 1918 года я намеревался проникнуть в порт Пола и подорвать один из стоявших там кораблей. Я хотел подойти на моторном катере как можно ближе к входу в порт, перекрываемому боковыми заграждениями, и затем вплавь, буксируя мину, приблизиться к ближайшему, стоявшему непосредственно за заграждениями кораблю типа “Радецкий”. Моя мина должна была иметь сигарообразную форму, длину 160 см, диаметр около 60 см. Взрывчатое вещество – 100 кг прессованного тротила – должно было находиться в средней части мины, а между ним и носовой оживальной частью – часовой механизм для взрыва детонатора, а следовательно, и для взрыва мины. Подведенной к борту корабля мине нужно было придать вертикальное положение, для чего следовало открыть ее кормовую воздушную камеру. Затем при помощи линя длиною немногим больше четырех метров подвесить мину под корпусом корабля. После этого оставалось завести часовой механизм с расчетом, чтобы взрыв произошел примерно через час, и повторить уже пройденный путь, на этот раз налегке, без мины; снова перелезть через сетевые и боновые заграждения и здесь ждать результата взрыва. Проплыв несколько дальше, можно было просигналить электрическим фонариком ожидавшему меня итальянскому катеру”.

От этого примитивного проекта отказались после того, какого автор упорно тренировался по ночам уже в течение месяца. Паолуччи плавал на дистанции до 10 км, буксируя при этом бочку, которая изображала мину. Капитан 1-го ранга Костанцо Чиано приказал Паолуччи объединить свои усилия с Россетти, который с самого начала войны работал над созданием аппарата для проникновения в базу Пола с целью потопления находившихся там вражеских кораблей.

Этот аппарат представлял собой торпеду, двигавшуюся посредством сжатого воздуха и имевшую наружное управление. “К головной части торпеды прочно прикреплялись два заряда, каждый из которых содержал 170 кг тротила. Взрыв осуществлялся при помощи часового механизма. Для автоматического прикрепления зарядов к металлическому корпусу корабля имелось специальное магнитное устройство. Магниты длиной около 20 см и толщиной 67 см помещались в специальной выемке внутри каждого заряда. Коснувшись подводной части корпуса корабля, заряды как бы присасывались к нему. Отсоединение зарядов от торпеды производилось чрезвычайно просто. Мощность двигателя торпеды равнялась 40 л, с., что позволяло развивать скорость 34 мили в час при дальности плавания с полным запасом сжатого воздуха максимум 810 миль”.

Проведенная Паолуччи и Россетти 31 октября 1918 года операция вошла в золотую книгу морских подвигов. После нескольких месяцев тренировки и окончательной отработки нового оружия они отбыли из Венеции на миноносце “65 PN” вместе с руководившим операцией Костанцо Чиано. Вечером у входа в базу Пола их спустили на воду. Преодолев сильное течение и разного рода заграждения, Паолуччи и Россетти сумели минировать линейный корабль “Вирибус Унитис” водоизмещением 22 тыс. т. В результате на рассвете 1 ноября произошел взрыв – корабль переломился и затонул.

Этот случай был вдохновляющим примером для Тезеи и Тоски. Товарищи по совместной учебе, следуя общим идеалам, оба они любили свою профессию и отдавали работе все силы. И тот и другой были проникнуты духом здоровых принципов, считали своим долгом и самой высокой честью служить родине.

Тоски – высокий, сильный, хорошо сложенный человек, с открытым, честным лицом, на котором блестят живые и острые глаза. Тезеи ниже ростом, такой же сильный, но более нервный, с резко очерченным профилем, смягченным глубокими темными глазами, в которых читается зрелость мысли и твердость характера.

Тезеи и Тоски занялись решением технической стороны проблемы. Беря за основу аппарат Россетти, они намеревались создать более совершенное оружие, которое давало бы возможность двоим – водителю и его помощнику – плавать, двигаться к цели, нападать на нее” находясь под водой, и самим оставаться в живых.

Закрывшись в своей небольшой комнате на базе подводных лодок в Специи, они ночами напролет обсуждали и обдумывали тактические и технические детали. Наконец мысль облеклась в определенную форму:

"Новое боевое средство, по размерам и по внешнему виду похожее на торпеду, в действительности представляет собой миниатюрную подводную лодку с электрическим двигателем и с рулевым устройством, напоминающим управление на самолетах. Особенно важным новшеством является то, что экипаж этой лодки не находится запертым внутри ее, а размещается снаружи. Два человека – подлинные пилоты морских глубин – верхом на маленьком подводном “самолете”, едва защищенные от ударов встречной волны овальным щитом из органического стекла, оставаясь совершенно невидимыми среди густого мрака ночи и ориентируясь по светящимся навигационным приборам, могут двигаться и нападать. Экипаж, не связанный в своих действиях стальной коробкой, подвижный, проворный, может опуститься на морское дно и передвигаться по нему в любом направлении, разрезать сети и удалять другие препятствия при помощи находящихся в его распоряжении пневматических инструментов, то есть преодолевать любое заграждение. Снабженные дыхательными приборами с большим запасом кислорода, члены экипажа могут без какой-либо связи с поверхностью плавать на торпеде под водой на глубинах до 30 м, неся с собой к порту противника тяжелый заряд большой взрывной силы. Совершенно невидимые, вне пределов чувствительности любого ультразвукового прибора, они могут маневрировать внутри гавани, пока не приблизятся к подводной части какого-нибудь большого судна и не прикрепят к нему заряд. От взрыва заряда судно затонет”.

***

Законченные расчеты и чертежи проекта были представлены на утверждение, при этом испрашивалось разрешение построить одну или две торпеды для практических опытов. Ответ начальника морского генерального штаба адмирала Каваньяри был незамедлительный и благоприятный. Решено было в кратчайшие сроки построить два опытных образца, для чего выделили тридцать рабочих завода подводного вооружения в Сан-Бартоломео (Специя). Поскольку изобретатели не были освобождены от своих основных обязанностей инженер-механиков лодок, они могли заниматься специальным заданием только в свободные от корабельной службы часы. Несмотря на это, после преодоления больших трудностей, используя случайные средства (первый двигатель взяли из деталей разобранного подъемника!), за короткий срок, не свыше двух месяцев, два образца были построены. “Первые испытания прошли удовлетворительно, – писал Тоски. – Проведенные в холодных водах залива в январе, они дали положительные результаты. Находясь под водой, коченея от холода, мы все же испытывали радость от сознания того, что созданная нами торпеда легко несет нас на себе и послушно бороздит море”.

После первой демонстрации было проведено официальное испытание в присутствии представителя морского министерства адмирала Фалангола. Это испытание проводилось в одном из ремонтных доков арсенала в Специи, который в интересах сохранения тайны был оцеплен карабинерами. Несмотря на холод, различные неполадки из-за еще не отработанной окончательно материальной части и ограниченные размеры дока, испытания на маневренность и погружения прошли в соответствии со строгими требованиями. Результаты рассеяли существовавшие до того сомнения и недоверие. В самом деле, эти два настойчивых и смелых человека действительно создали новое боевое средство. В этом нельзя было сомневаться, наблюдая, как их головы то появляются, то бесследно исчезают в мутной воде в зависимости от движения аппарата, невидимого, но, несомненно, послушного и подчиняющегося воле управляющих им людей.

Адмирал Фалангола должным образом оценил преимущества нового оружия и дал разрешение на изготовление некоторого количества торпед, которые вскоре были заказаны. В первые месяцы 1936 года несколько офицеров-добровольцев, обладавших незаурядными физическими и моральными качествами, начали обучаться нелегкому искусству управления торпедой. Хочу напомнить их имена. Кроме Тоски и Тезеи, новое оружие осваивали старший лейтенант Франдзини, лейтенант Стефанини и гардемарин Чентурионе.

Это было зародышем того, что затем стало 10-й флотилией MAC, предназначенной заниматься вопросами исследования, строительства, обучения и боевого применения штурмовых средств итальянского военно-морского флота.

Но не все проходило гладко и спокойно. Новое изобретение неизбежно встретило противодействие, недоверие и скептицизм. С одной стороны, были фанатики, сторонники прогресса, которые считали, что флоты уже пройденный этап, что они не могут существовать при наличии нового оружия. С другой стороны, были консерваторы, полагавшие, что в будущем, как и в прошлом, только корабельная артиллерия сможет решать проблему превосходства на море. “Что могут, – спрашивали они, – сделать два человека, погруженные в холодную воду и мрак ночи, при наличии непреодолимых средств обороны морской базы, в которой стоят на якоре корабли флота? Следует ли тратить время и деньги и отвлекать офицеров (а в них ощущался большой недостаток из-за несоответствия штатов растущим потребностям флота) для обучения новому делу, которое вряд ли даст хорошие результаты? Можно ли удовлетворить желание двух молодых офицеров военно-морской инженерной службы стать первыми водителями созданных ими торпед в операциях будущей войны? Согласно уставу, это категорически запрещалось. Управляемая торпеда являлась боевой единицей итальянского королевского военно-морского флота, а право быть командиром любого корабля является привилегией офицеров строевой службы. Офицеры инженерной службы могли проектировать торпеду, но не могли выполнять командных функций.

Итак, первый маленький отряд водителей управляемых торпед формировался под командованием капитана 2-го ранга Каталано Гонцага из флотилии подводных лодок, дислоцирующейся в Специи, а изобретатели Тоски и Тезеи на своих подводных лодках часто находились в плавании, вдали от места дислокации флотилии. Они могли заниматься совершенствованием своего изобретения и обучением офицеров только в те немногие часы, которые оставались свободными от их основной службы.

В устье реки Серкио, в имении герцогов Сальвиати, вдали от всех дорог, от всякого любопытного взгляда, среди столетних сосен, спускавшихся почти к самому берегу моря, сначала в палатках, а потом в крестьянских домах размещалась учебная база управляемых торпед. Здесь, на лоне величественной и красивой природы, проводилась молчаливая, скрытная, кипучая и упорная деятельность горсточки моряков, которым в один прекрасный день предстояло действовать против кораблей британского флота и своей отвагой заслужить безграничное восхищение всего мира.

Тем временем генерал авиации герцог Амедео д"Аоста из тех же побуждений, которыми руководствовались Тезеи и Тоски, решил достигнуть таких же результатов, но совершенно иными средствами. По его мнению, сразу же после начала военных действий следовало на летающих лодках доставить к базам противника маленькие, быстроходные катера, несущие заряд взрывчатого вещества. Эти катера после спуска их на воду должны были проникать в порт и производить атаку кораблей противника. Атаку следовало прикрывать ударом авиации, отвлекающей внимание средств обороны. Свою идею герцог д"Аоста сообщил брату Аймоне – адмиралу и страстному любителю водно-моторного спорта. Тот заинтересовался ею и при участии инженеров-специалистов (Джорджис – по корпусам, Гуидо Каттанео – по механической части кораблей) быстро построил два образца катера, отвечающего по размерам и весу особым требованиям, которые имелись в виду при проектировании. Катер имел очень легкий корпус (деревянный набор, обтянутый плотным брезентом) и подвесной мотор. В носовой части помещался заряд взрывчатого вещества, который при ударе катера о корабль противника должен был взорваться и потопить его. Рулевой, убедившись в точности наведения катера на цель, выбрасывался в море за несколько секунд до столкновения.

Так появился первый штурмовой моторный катер, из которого после многих переделок и усовершенствований получилось прекрасное боевое средство, принесшее нам блестящую победу в бухте Суда.

В связи с окончанием войны в Африке, быстро завершившейся поражением Эфиопии и провозглашением империи, ответственным военным руководителям показалось, что обстановка улучшилась и угроза нараставшего европейского конфликта значительно уменьшилась. В результате небольшое, недавно созданное подразделение, осваивавшее новое специальное оружие, было молча расформировано. Это явилось большой ошибкой, последствия которой мы ощутили в самом начале войны с Англией. Мы не должны были допускать такой ошибки, имея в виду, что укрепление наших позиций в Восточной Африке не только не могло уменьшить недружелюбия Англии по отношению к нам, но еще больше усиливало его.

Получилось так, что с конца 1936 до 1938 года сравнительно небольшое количество нового оружия, требовавшего еще окончательной доработки в целях его совершенствования, было заперто на складах, хорошо укрытых от любопытных взглядов. Немногие добровольцы, уже подготовленные для смелой деятельности, казавшейся одно время неминуемой, были использованы по другому назначению. Технические исследования и соответствующая подготовка планов – прекращены.

В 1938 году командиром 1-й флотилии быстроходных MAC 1
MAC (мотоскафо антисоммерджибиле) – противолодочный моторный торпедный катер.

В Специи был назначен энергичный офицер, капитан 2-го ранга Паоло Алоизи, которому министерство поручило заниматься специальными средствами. Получив со складов старую материальную часть, он энергично взялся за совершенствование. Примитивная управляемая торпеда Тоски и Тезеи была значительно улучшена, а катера с брезентовой обшивкой заменены другими с полностью деревянными корпусами. Алоизи активно помогал инженер Каттанео; работа велась на верфи Бальетто в Варацце.

Только в июле 1939 года, ввиду быстрого ухудшения международной обстановки и совершенно очевидного приближения европейского конфликта, морской генеральный штаб отдал следующее распоряжение: “Командованию 1-й флотилии MAC поручается организовать обучение группы личного состава применению специальных средств и провести под наблюдением адмирала Гойрана несколько опытов и испытаний в целях улучшения и окончательной отработки этих средств”.

После этого в первые месяцы 1940 года получившие ранее опыт водители торпед периодически направлялись в Серкио, однако основные должности на кораблях за ними сохранялись. В учебную группу Тоски, в которую входили Тоски, Тезеи, Стефанини, Каталано, Чентурионе, включили также офицеров де Джакомо, ди Доменико, Веско, Виринделли, Бертоцци, де ла Пенне и Алоизи.

Начальник морского генерального штаба адмирал Каваньяри, которому тем временем был показан документальный фильм о новых взрывающихся катерах, учитывая потенциальные возможности нового оружия, приказал построить 12 катеров и в оперативном отделе штаба создать бюро по изучению специальных средств под руководством капитана 1-го ранга де Паче. Таким образом, новая идея начала постепенно принимать конкретную форму.

Алоизи, как бы пробудивший новое оружие от летаргического сна, много сделал для его совершенствования. Формируя первое подразделение и организуя обучение личного состава, он стремился главным образом к тому, чтобы ослабить недоверие и сломить сопротивление многих лиц, усматривавших в факте сформирования отряда если не бесполезную трату сил, то благоприятные возможности для кое-кого уклоняться от строгой службы и жить в свое удовольствие. И хотя в высших военных кругах укреплялась мысль о решительном использовании в самый начальный момент войны этого оружия как фактора, определяющего исход конфликта, из-за двух потерянных лет не были готовы ни материальная часть, ни личный состав. Между тем события неумолимо надвигались, а следовательно, и приближался день испытания нового оружия.

В начале 1940 года я получил возможность лично познакомиться с группой водителей управляемых торпед. В то время я командовал подводной лодкой “Аметиста”, которая была выделена для первого учения с применением таких торпед. О транспортировке их самолетами уже не думали. Нехватка морской авиации, отсутствие действенного, тесного сотрудничества между флотом и авиацией заставили отказаться от этого способа. (Один из примеров того, как в результате отсутствия согласованности в действиях снижались возможности наших вооруженных сил.) Самолет был заменен подводной лодкой.

"Аметиста” вышла в море, имея на борту командующего Верхне-Тирренским морским округом адмирала Гойрана, офицеров де Паче и Алоизи, а также весь личный состав нового отряда. Три торпеды были закреплены на палубе. Южнее острова Тино, в заливе Специи, с подводной лодки, находившейся в позиционном положении, начался выход водителей торпед. Высвободив торпеды, они сели на них верхом, по два человека на каждую, и мы увидели, как три маленьких “суденышка” быстро пропали в темноте ночи. Некоторое время еще виднелись шесть черных точек – головы, едва показывавшиеся над водой, – но скоро исчезли и они. Водители торпед должны были, приблизившись к порту, проникнуть в восточные ворота и атаковать стоявший на рейде корабль “Куарто”. Учение продолжалось всю ночь. На рассвете задачу выполнил один из трех экипажей (у других торпед оказались механические неполадки); к подводной части корабля прикрепили сильный заряд (имитация). В условиях настоящей войны корабль наверняка был бы либо уничтожен, либо серьезно поврежден. В этом учении применили систему радиосвязи на ультракоротких волнах. С подводной лодки водителям торпед, снабженным приемниками, указывался путь возвращения по выполнении операции. Связь себя не оправдала, и от нее отказались. Да и сами водители торпед настаивали на этом. Они считали, что возвращение на лодку не следует даже планировать. Водители должны заранее знать, что с момента спуска торпед на воду всякая связь с лодкой прерывается. О спасении не следует даже думать, нужно все силы использовать для того, чтобы любой ценой выполнить задание. Этот принцип особенно отстаивал участвовавший в ночном учении Тезеи, доходя до фанатизма. “Исход операции, – говорил он, – не самое главное. Важно то, что есть люди, готовые умереть и действительно умирают, жертвуя собой. Последующие поколения будут брать с нас пример и черпать силы для того, чтобы побеждать”. Этими словами Тезеи как бы предсказывал свою гибель. Своей решимостью он завоевал большой авторитет среди товарищей по отряду, которые считали его не только опытным техником, но также своим вожаком и совестью.

Как первое, так и последующие учения, в которых я принимал участие, произвели на меня глубокое впечатление. Будучи достаточно опытным специалистом по подводному оружию, а также дипломированным водолазом, я хорошо представлял себе возможности нового боевого средства. Применение этого оружия, несомненно, было связано с трудностями, но при помощи его люди с высокими физическими и моральными качествами, действуя на пределе человеческих сил, выносливости и воли, могли выполнять то, что по своей неожиданности ни с чем не сравнимо. Имея управляемую торпеду и взрывающийся катер, итальянский флот, и только он один, владел средствами, которые могли бы при внезапном и массовом применении их, одновременно в различных портах, принести Италии весьма ощутимую победу в самом начале военных действий. Эта победа уравняла бы потенциальные возможности противостоящих флотов.

Взрывающийся катер был настоящим штурмовым средством, тогда как к управляемой торпеде больше подходило название “коварное средство”. Сами названия показывают, сколь противоположными были требования, предъявляемые к добровольцам одного и другого видов оружия. Насколько для одного нужна стремительность, настолько для другого – сдержанность. Один собирает все свои силы, чтобы использовать их в течение нескольких секунд, другой должен расходовать их часами; один в решительный момент смело бросается навстречу противнику, которого он видит, другой движется во мраке морских глубин, руководствуясь показаниями светящихся приборов, и определяет цель, только нащупывая голыми руками днище корабля противника; наконец, один подобен стрелку, попавшему под перекрестный огонь противника и выскакивающему из окопа в атаку с ручной гранатой или со штыком, другой – минер, прокладывающий через препятствия дорогу в неприятельских водах; он окружен ловушками и опасностями, доверился весьма уязвимому механизму и защищен от леденящего холода морской воды только легким комбинезоном из прорезиненной ткани.

Нужны были разные люди, с различными характерами, разные методы подготовки.

Однако их общими отличительными признаками являлись высокие моральные качества, твердость характера, решительность и смелость, презрение к опасности, серьезность намерений, беззаветная преданность родине.

Взрывающиеся катера находились в Специи, при школе, где люди изучали моторы, управление катером, навигацию, способы преодоления препятствий и осуществления атак. Управляемые торпеды имелись в Серкио, где обучали пользоваться кислородно-дыхательным прибором под водой, управлению торпедой, навигации, преодолению препятствий при помощи сетепрорезателя или сетеподъемника и, наконец, подготовке взрыва корабля.

Таков был в начале 1940 года этот маленький отряд офицеров и матросов. Люди обладали прекрасными личными качествами, но у них не хватало средств, не было еще достаточно ясного представления о реальных возможностях нового оружия, высказывались сомнения в успешности его применения и, наконец, отсутствовал перспективный план. Так закрывался путь к большому успеху Италии, который мог бы изменить, а может быть, и повернуть весь ход войны. Утверждение о том, что своевременный массированный удар в начале военных действий имел бы полный успех, подтвердилось результатами применения в середине войны наших еще несовершенных средств против английского флота в его хорошо укрепленных базах, то есть когда уже существовали действенные меры предосторожности и защиты. И даже после того, как англичане завладели нашим новым оружием и оно для них не составляло больше секрета, их корабли в Александрии и Гибралтаре много раз подвергались нападениям, дававшим положительные результаты.

Не из любви к полемике мы вспоминаем о совершенных ошибках и упущенных возможностях, а только потому, что история должна быть написана объективно для будущих поколений. Они должны учиться на ошибках предшественников и не повторять их.

В аристократической семье Боргезе .

10-я флотилия была сформирована в основном из добровольцев, а также кадровых военных - убеждённых фашистов . Флотилия использовалась для проведения различных диверсионных операций. Подразделение первоначально являлось частью 1-й флотилии МАС, затем получило наименование «Десятая флотилия МАС ». MAS - аббревиатура от итал. Mezzi d"Assalto - штурмовые средства; также есть вариант итал. Motoscafo Armato Silurante - вооружённые торпедные катера. Лично командовал подводной лодкой, провёл целый ряд успешных операций, потопил кораблей союзников общим водоизмещением 75 тысяч тонн. Получил прозвище «Чёрный Принц» . Выступил инициатором создания в составе 10-й флотилии подразделения, использовавшего торпеды, пилотируемые подводниками-коммандос. Поддержал режим Республики Сало .

Попытка переворота [ | ]

После того как в последнюю минуту был прерван заговор государственного переворота, который прекратился в ночь на 8 декабря 1970 года (праздник Непорочного Зачатия), именуемый Путч Боргезе, он был вынужден пересечь границу, чтобы избежать ареста и допроса. В 1984 году, через десять лет после смерти Боргезе, Верховный кассационный суд постановил, что попытки государственного переворота не было.

Тем не менее, попытка хорошо известна в Италии и режиссер Марио Моничелли сделал сатиру на него под названием «Мы хотим полковников » (1972). Главный герой (которого играет Уго Тоньяцци) - напыщенный неофашистский политик по имени Тритони, явный намек на Боргезе, которого иногда называли принцем лягушек в Италии, после его пребывания в десантном штурмовом отряде.

Личная жизнь [ | ]

30 сентября 1931 года Боргезе женился на русской графине Дарье Васильевне Олсуфьевой (1909-1963) (прапраправнучке императора Александра I), с которой у него родилось четверо детей и которая погибла в автокатастрофе в 1963 году. Её имя носит премия для знатоков Рима .

Последние годы и смерть [ | ]

26 августа 1974 года Юнио Валерио Боргезе умер при загадочных обстоятельствах в Кадисе, Испания, в возрасте 68 лет, будучи политическим изгоем и избегая социальных связей из-за его политического экстремизма и пренебрежения к внешним нормам современного аристократического этикета и поведения. В свидетельстве о смерти причина смерти записывается как «острый геморрагический панкреатит»; однако, поскольку принца посетил врач, который нашел его в хорошей форме всего за несколько дней до этого, было высказано предположение, что обстоятельства его смерти, характеризующиеся внезапным появлением боли в животе сразу после ужина, могут быть совместимы с отравлением мышьяком.

Он похоронен в часовне семьи Боргезе в базилике Санта Мария Маджоре, Рим.

Сочинения [ | ]

Публикации на русском языке
  • Боргезе В. Десятая флотилия МАС = J. Valerio Borghese. Decima flottiglia MAS. Milano, 1950 / В. Боргезе; Пер. с итал. С. В. Славина и Ю. А. Карулина ; Переплёт художника М. И. Эльцуфен . - М. : Издательство иностранной литературы , 1957. - 288 с. (в пер.)
  • Беккер К., Боргезе В. Подводные легионы фюрера и дуче / Кайус Беккер, Валерио Боргезе; Пер. с нем. Л. С. Азарха, А. Г. Бубновского, с итал. С. В. Славина. - М. : Вече , 2005. - 480 с. - (Загадки третьего рейха). - 5 000 экз. - ISBN 5-9533-0633-4 . (в пер.)