Китай развитие страны в 20 21 веке. I Социально-экономическое развитие Китая на рубеже XX-XXIвв. Китай и страны Азии

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Китай в конце XX в.
Рубрика (тематическая категория) История

I. Возобновление преобразований в 1992 ᴦ.

После событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 ᴦ. создалось впе­чатление, что с реформами покончено. Вновь усилена цензура, десят­ки диссидентов арестованы, активизировались ʼʼлевакиʼʼ.

Санкции Запада против нарушения прав человека в Китае оказа­лись неэффективными и были прекращены. Период неопределœенности продолжался два года. Казалось бы, надежд на изменение политики нет. Тем более что в 1991 ᴦ. Дэн Сяопин отказался от своего последне­го официального поста - Председателя Военного совета ЦК КПК; ему уже было 87 лет. Но вскоре подтвердилось, что он всœе еще сохра­няет руководящее положение в стране.

Весной 1992 ᴦ. Дэн Сяопин совершает поездку в Шанхай, Ухань и на юг, где он посœетил особые экономические зоны. В ходе поездки Дэн впервые заговорил о крайне важно сти возобновления рыночных реформ; это стало сигналом - сопротивление ʼʼлеваковʼʼ было легко сломлено.

В октябре 1992 ᴦ. состоялся XIV съезд КПК. С докладом на съезде выступал уже укрепивший свои позиции новый партийный лидер Цзян Цзэминь. Он и дал сигнал к возобновлению рыночных реформ. Οʜᴎ свелись к следующему:

1. Уже в 1992 ᴦ. началась широкомасштабная либерализация цен; от­менялась централизованная система государственного распределœения ресурсов. В результате уже в 1993 г лишь 5% товаров в Китае продава­лось по твердым государственным ценам. Были введены свободные це­ны на зерно; в 1993 г по государственным ценам продавалось лишь 10% всœей сельскохозяйственной продукции Китая. Это были ключевые ме­ры, решиться на которые китайское руководство долгое время не могло.

2. С 1992 ᴦ. в КНР введен двойной государственный бюджет: регу­лярный и бюджет развития. Первый пополняется за счёт налогов, второй - за счёт неналоговых поступлений: он идет на нужды ре­форм.

3. В 1994 ᴦ. в КНР проведена налоговая реформа: снижены ставки единого подоходного налога с предприятий до 33% (с 55%); для низ­корентабельных производств установлены на два года пониженные ставки налогообложения, чтобы дать им время для осуществления преобразований. 15% налогов стали возвращать предприятиям для пополнения оборотных средств.

4. В 1994 ᴦ. установлен единый, плавающий валютный курс юаня; в КНР запрещено обращение любых иностранных валют, всœе валют­ные операции перешли под контроль государства.

5. В том же 1994 ᴦ. принят закон о внешней торговле: государствен­ная монополия в целом отменялась; теперь предприятия могли само­стоятельно выходить на внешний рынок. Государственная монополия сохранялась лишь на 16 наименований продукции.

19 февраля 1997 ᴦ. умер Дэн Сяопин - ʼʼотец реформʼʼ. При этом к то­му времени Цзян Цзэминь достаточно укрепил свои позиции, чтобы продолжать реформы и в отсутствие патриарха. В сентябре 1997 ᴦ. со­стоялся XV съезд КПК. Он подтвердил прежнюю стратегию и принял грандиозную ʼʼПрограмму модернизации госсектораʼʼ.

Государственные предприятия давали лишь ] / 3 валового внутреннего продукта͵ но зато поглощали львиную долю капиталовложений и государственного финансирования. В ведении государства находилось 100% всœей инфраструктуры страны (желœезные дороги, авиация, энергетика, ;вязь, почта), примерно 90% всœех банков, предприятий металлургии химии, 60% машиностроения и строительных фирм, больше полови­ны всœей внешней торговли. При этом примерно половина предприятий были нерентабельными, убытки погашались за счёт казны.

Съезд принял решение: оставить в госсобственности лишь одну ты­сячу предприятий, главным образом основные объекты инфраструкту­ры. Οʜᴎ должны превратиться в корпорации с широкой хозяйствен­ной самостоятельностью, приспособленные к деятельности в условиях рынка. Все прочие (около 17 тыс.) должны сами определять форму хо­зяйствования: акционирование, передачу собственности в аренду или продажу ее в частные руки.

Это было непростым решением, поскольку оно касалось устране­ния главных препятствий на пути реформ.

Весной 1998 ᴦ. новым премьер-министром Китая назначен Чжу Жунцзы. До этого он занимал пост первого зама Ли Пэна и считался главным инициатором акционирования государственного сектора. Чжу Жунцзы родом из провинции Хунань, но долгое время работал в Шанхае, вместе с Цзян Цзэминœем. Во время трагических событий в Пекинœе в июне 1989 ᴦ. Чжу Жунцзы не допустил в Шанхае каких-либо столкновений. Человек он очень работоспособный, энергичный, на­строен в пользу быстрых реформ; в Китае его называют ʼʼцарь эконо­микиʼʼ, за границей - ʼʼкитайский Людвиг Эрхардʼʼ (отец германского ʼʼэкономического чудаʼʼ 1950-1960-х гᴦ.).

Став премьер-министром, Чжу Жунцзы начал решительную ре­форму госаппарата͵ поставив задачу сократить его численность вдвое. Старые чиновники безжалостно увольнялись: им на смену пришли более молодые (в возрасте моложе 50 лет) и профессионально подго­товленные. Началось сокращение персонала и на государственных предприятиях: только в 1999 ᴦ. было уволено свыше 3 млн. человек. Чжу Жунцзы предпринял наступление и на позиции военных, прежде всœего он потребовал свернуть всю экономическую и коммерческую деятельность в армии, для этого принят специальный двухлетний план. Ныне в КНР в составе Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК нет ни одного военного.

В ноябре 2002 ᴦ. состоялся XVI съезд КПК. Наметилась смена выс­шего руководства. Цзян Цзэминь подал в отставку с поста генераль­ного секретаря КПК. На его место избран 59~летний Ху Цзинтао. Ему перешел и пост председателя КПК в начале марта 2003 ᴦ. Другой более молодой деятель, Вэнь Цзябао, стал тогда же премьером Госсовета вместо Чжу Жунцзы.

П. Экономические достижения современного Китая

Курс реформ был продолжен, несмотря на ʼʼазиатский кризисʼʼ 1998- 1999 гᴦ. - спад в государствах Юго-Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Индонезия, Малайзия, Таиланд). Это на­прямую коснулось и Китая, поскольку экономически он тесно связан с этими странами.

Особую роль сыграл Гонконг, который летом 1997 ᴦ. вошел в состав КНР. Инвестиции Гонконга составляют ныне свыше 60% всœех иност­ранных капиталовложений в КНР. Это третий в мире банковский центр, с 1987 ᴦ. - крупнейший в мире порт. Его валовой внутренний продукт сократился в 1998 ᴦ. на 4%, в 1999 ᴦ. - на 2%.

В данный критический момент Национальный банк КНР оказал под­держку Гонконгу, не допустив тем самым девальвации и его валюты, и своей собственной. В 2000 ᴦ. последствия кризиса были окончатель­но преодолены.

В 1990-е гᴦ. КНР достигла выдающихся успехов в экономике: средне­годовые темпы экономического роста превысили 9%, промышленно­го - 9,7%; максимальные темпы промышленного роста наблюдались в 1993 ᴦ.-23%.

По некоторым оценкам, сегодня китайская экономика занимает третье место в мире (после США и Японии). Планы роста валового внутреннего продукта до 2000 ᴦ. выполнены уже к 1995 ᴦ. Согласно прогнозам Всемирного банка, по масштабам экономики КНР к 2010 ᴦ. догонит США, а к 2020 ᴦ. превзойдет ее в 1,4 раза и станет лидирую­щей державой в XXI в. Но в сопоставлении с огромным населœением Китай всœе еще существенно отстает от развитых стран.

Тем не менее КНР устойчиво занимает первое место в, мире по про­изводству стали телœевизоров, цемента (35% мирового производства) и каменного угля (30% мирового производства). Качество китайских товаров значительно выросло, о чем объек­тивно свидетельствует огромное активное сальдо внешней торгов­ли - свыше 40 млрд. долл. в год. 11 декабря 2001 ᴦ. Китай вступил в ВТО, чего долго добивался. Сейчас в китайском экспорте доля промышленных изделий со­ставляет около 80%. Объем экспорта КНР превысил 200 млрд. долл., да еще можно прибавить такой же примерно экспорт Гонконга. У КНР огромное положительное сальдо торгового баланса с разви­тыми странами Запада, особенно с США (самое большое положитель­ное сальдо после Японии). Только стоимость текущих строительных контрактов с американскими корпорациями превышает 100 млрд. долл.

Попытки американских президентов Дж. Буша и Б. Клинтона вве­сти дополнительные тарифы на китайский экспорт, под предлогом нарушения прав человека в КНР или авторских прав на интеллекту­альную собственность, успеха не имели. КНР сумела создать огром­ные золотовалютные резервы - свыше 150 млрд. долл., плюс еще ре­зервы Гонконга на сумму 100 млрд. долл.

После возобновления реформ в 1992 ᴦ. начался рост иностранных инвестиций в КНР. Сейчас по их общему объёму страна занимает второе место в мире после США; ежегодно они возрастают на сумму примерно 60 млрд. долл. Сегодня иностранные капитало­вложения составляют 13% от общего числа инвестиций в китайскую экономику, дают 14% промышленного производства; на предприятия с иностранным капиталом приходится ныне половина всœего экспорта КНР.

Китай в конце XX в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Китай в конце XX в." 2017, 2018.

  • - ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО США НАЧАЛА XX в.

    Градостроительство начала XX в. Лекция 2 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ЗАПАДНЫХ СТРАН В XX в. На пороге XXI века мы предлагаем позитивное видение устойчиво развивающихся населенных пунктов, надежду на наше общее будущее и призыв подключиться к... .


  • - Скульптура XX века

    В 20-х гг., с переходом к мирной жизни, скульптура успешно развивается. Одним из известнейших скульпторов этого периода был Н. А. Андреев. Он создал ряд монументов для московских улиц и площадей. Его памятник драматургу А. Н. Островскому стал частью Театральной площади.... .


  • - Україна наприкінці XX – на початку XXI ст.

    ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ 6 Українська РСР другій половині 40-х – першій половині 80-х років XX ст. Самостійна робота до теми 9. Україна в роки Другої світової війни (1939-1945 рр.). Самостійна робота до теми 8. ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ...

  • Новое тысячелетие Китай встретил в качестве одного из мировых экономических лидеров. Страна сумела создать собственную экономическую модель, в которой использовались сильные стороны централизованного государственного управления в сочетании с рыночными механизмами конкуренции в производственной сфере.

    Наличие дешевой рабочей силы делало страну привлекательной для иностранного капитала. Производство дешево продукции и выход это продукции на мировой рынок стали прорывом страны в сфере получения валютных прибылей.

    Китай в начале XXI века является космической и ядерной державой. Окончательное формирование и поддержка рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика КНР остается многоукладной. Хотя доля иностранных инвестиций в экономику страны высока, почти 80% всех иностранных инвесторов - этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. То есть Китай вовлекает в сферу своей экономики в первую очередь патриотически настроенных сограждан, продвигая, тем самым. Свои интересы в развитые страны мира. К 2020 году Китай, согласно планам КПК, должен догнать США по совокупному доходу ВВП.

    Для поддержки структурных изменений экономики Китай активно развивает собственную систему образования, а также поддерживает обучение студентов за рубежом (в первую очередь в США и Японии). Поощряется импорт технологий, которые позволяют развивать такие прогрессивные и перспективные направления экономики как разработка программного обеспечения, телекоммуникационная индустрия, производство новых материалов, биотехнологии, медицинская и фармакологическая промышленность. В КНР свыше 384 миллионов пользователей сети Интернет, страна является мировым лидером по числу пользователей мобильной телефонной связи (487,3 миллионов пользователей на апрель 2007 года, что объясняется, конечно, численностью населения страны). В районе Хайдянь севернее Пекина создана китайская "Силиконовая долина". Интенсификация производства имеет, однако, и побочные результаты: уровень скрытой безработицы в сельской местности почти в два раза превышает официальные показатели (4,6 %). Китай негласно поощряет эмиграцию Экономика Китая. Структура экономики Китая. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.ereport.ru/articles/weconomy/china2. htm.

    Динамика экономики Китая хорошо иллюстрируется рядом диаграмм, приведенных на рисунке 1.

    ВВП КНР в млрд. долларов США

    Темпы роста ВВП Китая в %

    Темпы промышленного производства в КНР

    Объем экспорта Китая, млрд. долларов США


    Объем импорта Китая, млрд. долларов США

    Рис. 1 Основные показатели экономики Китая в динамике

    Приведем некоторые статистические данные, говорящие о современном уровне китайской экономике и. тем самым, подтверждающие эффективность проведенных в стране реформ.

    К 2006 году Китай стал третьим по величине производителем транспортных средств в мире (после США и Японии) и вторым по величине потребителем (после США). Производство автомобилей очень резко выросло за время реформ. Китай стал автомобилестроителем номер один в мире в 2009 году. Сегодня говорят также о том, что за последние несколько лет произошел и скачек в качестве выпускаемых в КНР автомобилей.

    Китай - крупнейший производитель стали в мире, причем сталелитейная промышленность быстро увеличивала свое производство в начале ХХI века. Производство железной руды шло в ногу с производством стали в начале 1990-ых, но значительно отстало в связи с началом импортом железной рудой и других металлов в начале 2000-ых. Производство стали выросло от 140 миллионов тонн в 2000 году до 419 миллионов тонн в 2006 году (цифры приведены с округлением). Большая часть стали производится на небольших предприятиях. Китай - основной экспортер стали в мире. Объем экспорта стали в 2008 году составил 59,23 миллионов тонн (снижение на 5,5% по сравнению с 2007 годом).

    Бурный рост экономики потребовал от Китая приобретать энергетические ресурсы, в то время, как до реформ страна была их поставщиком. Крупнейшим поставщиком нефти и газа в КНР является Россия. В то е время Китай наращивает и собственные энергетические мощности. "В 2009 году Китай вышел на третье место в мире по сумарным мощностям ветроэнергетики - 25104 МВт. В конце 2009 года около 90 китайских компаний производили ветряные турбины, более 50 компаний производили лопасти и около 100 компаний производили различные компоненты…

    В 2009 году в Китае на возобновляемых источниках энергии работали электростанции суммарной мощностью 226 ГВт. Из них 197 ГВт гидроэлектростанций, 25,8 ГВт ветряных электростанций, 3200 МВт на биомассе, и 400 МВт фотоэлектрических электростанций, подключённых к электрическим сетям. К 2020 году правительство Китая планирует построить 300 ГВт новых гидроэлектростанций, 150 ГВт ветряных электростанций, 30 ГВт станций, работающих на биомассе, 20 ГВт фотоэлектрических электростанций. Суммарная мощность электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии достигнет 500 ГВт., мощности всей электроэнергетики Китая вырастут до 1600 ГВт. к 2020 году.

    Активно развивается и ядерная энергетика. Планируется вводить в строй не менее 1,8 ГВт ядерных генерирующих мощностей ежегодно, чтобы к 2020 году суммарная мощность китайских АЭС выросла до 40 ГВт, что к тому времени должно составлять около 4 % в общем энергобалансе страны. Китайская ядерная энергетика за предыдущие 20 лет развития построила АЭС с суммарной мощностью энергоблоков на уровне 6,7 ГВт, что дает чуть больше 1 % всей выработки электроэнергии в стране…

    Производство зерновых в стране в 2007 году превысило 500 млн. тонн против 497 млн. тонн, произведенных в 2006 г. Аналитики министерства отмечают постепенное снижение годового потребления зерна на душу населения - с 412 кг в 1996 г. до 378 кг в 2006 г.

    Китай занял первое место в мире по объемам экспорта овощей и производства фруктов. В последние годы в стране значительно расширены посевные площади под овощные культуры. Если в 1996 году их общая площадь составляла 11 млн. га, то в 2006 году она достигла 15 млн. га. Объем производства овощей способен не только удовлетворить внутренний спрос, но и увеличить их экспорт. В 2007 г. на 676 оптовых рынках сельскохозяйственной продукции крупных и средних городов был создан механизм мониторинга качества и безопасности продуктов.

    Общая площадь фруктовых садов увеличилась с 9 млн. га в 1996 году до 10 млн. га в 2006 году, за данный период объем урожая фруктов повысился с 46,53 млн. т. до 95,99 млн. т. В настоящее время производство фруктов в Китае составляет 17% мирового объема. В 2007 году валовое производство аквапродукции автономного района Внутренняя Монголия (Северный Китай) достигло 94 тыс. тонн, увеличившись на 8%. Чистые среднедушевые доходы рыбаков составили 740 долл. США с приростом в 10%.

    В 2007 году в Китае стабильно развивается рыбоводство, на китайском рынке представлен широкий ассортимент продукции водного промысла, цены на морепродукты стабильные, растет торговый оборот. Валовый объем производства в этой сфере за 2007 г. составил около 69,4 млрд. долл. США. " Экономика Китая. Структура экономики Китая. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.ereport.ru/articles/weconomy/china2. htm

    Таким образом, сегодня экономика Китая оказалась не только конкурентоспособной, но и более устойчивой к кризисным явлениям. Чем экономики развитых стран Запада.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    ВВЕДЕНИЕ

    Китай был и остается страной, которая дала миру богатую традициями, обычаями, законами культуру.

    Китай начал торговать с Европой с XVI в., но эта торговля имела ограниченный характер. Это было связано с тем, что Китай не нуждался в товарах внешнего мира. Китай получал все необходимые товары благодаря собственному производству.

    В середине XIX в. ситуация меняется - в результате «Опиумных войн» китайская граница становится открыта для европейских государств, что дает европейцам огромный рынок сбыта товаров (прежде всего опиума), которые обмениваются на серебро и золото. Это приводило к обнищанию основных масс населения Китая. Китай становился полуколонией европейских держав и Японии. Экономическое и политическое порабощение Китая сопровождалось культурной и религиозной интервенцией. Китайская цивилизация саморазрушалась под влиянием европейского капитализма, все культурные и экономические новшества противоречили сложившейся восточной социальной системе. Появилась угроза существования самой китайской цивилизации.

    Начиная с первой Опиумной войны (1840 - 1842) гг. и до возникновения Китайской Народной Республики в конце 1949 г. длилась западная интервенция в Китай.

    Спасение Китая пришло с Запада, так как в мире изменилась геополитическая ситуация. Великобритания и эпоха колониальных империй ушли в прошлое. Будущие лидеры мирового развития, СССР и США, повернули свой взгляд на Восток.

    С середины 80-х годов китайское руководство вырабатывает концепцию многополюсного мира, в котором КНР должна занять подобающее ей место одного из новых «центров силы» не только в Азии, но и в мире в целом. В этом желании КНР находит активную поддержку со стороны России, поддерживающую и развивающую данную идею со второй половины 90-х годов /Самтурова, Медведев, 1991, с. 302/.

    Китай - страна, которая в первой половине XX века прошла Синхайскую революция, систему «дуцзюнат», японскую оккупацию и гражданскую войну. Во второй половине удар по ее экономике нанесла «Культурная революция», проходившая в 60-е гг., и вдруг в 80-е гг. показывает удивительные результаты, а в 90-е гг. выходит на позиции бурно развивающихся стран. Китаю удалось за три десятилетия выйти на уровень, который Западной Европе удалось совершить за столетия.

    Китай стал еще одним государством, наряду с Германией и Японией, где произошло «экономическое чудо» (1978-1997гг). На сегодня Китай одно из бурно развивающихся стран, чей прирост ВВП составляет около 8-9 % в год.

    опиумный экономика торговый китай

    1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

    Изменение геополитической ситуации в мире после Второй Мировой войны приводит к социальным и политическим трансформациям в государстве. Именно с этого момента Китай получил независимость и избавился от интервентов, начался долговременный период реформ.

    Происходит восстановление целостности государства (кроме Тайваня) и на смену чиновникам децентрализованной эпохи со старыми идеалами приходят новые кадры, которые были воспитаны на идеалах марксизма.

    В 1958 г. вождь китайских коммунистов Мао Цзэдун провозгласил политику "большого скачка вперед", поставив задачу догнать Англию по производству чугуна на душу населения, а в деревне создать "народные коммуны" с полным обобществлением орудий труда и распределением продуктов. Этот авантюристический курс привел к дезорганизации экономики, массовому голоду в деревне и резкому охлаждению отношений с СССР; из Китая был отозван многочисленный отряд советских специалистов. В последующие годы пекинское правительство было вынуждено отказаться от крайностей "большого скачка" и проводить политику "урегулирования".

    В 1966 г. Мао Цзэдун предпринял новую авантюру, начав так называемую Великую пролетарскую культурную революцию. Ударной силой новой "революции" стали студенты и учащиеся средних школ, реорганизованные в отряды хунвэйбинов, то есть "красногвардейцев". Начались гонения на многих кадровых работников КПК и зараженных "контрреволюционным духом" - прежде всего представителей интеллигенции. Многие горожане были направлены в сельскую местность на "трудовое перевоспитание". К началу 70-х годов движение хунвэйбинов угасло, но курс на "культурную революцию" не был отменен до самой смерти Мао Цзэдуна в октябре 1976 г.

    Для того чтобы совершать социалистические преобразования в государстве, необходимо было участвовать в мировой политике по установившемся капиталистическим правилам, а вождь китайской революции на это не хотел идти, но при этом все прекрасно понимал. Он дал возможность Китаю нормального дипломатического общения с остальным миром, а самое главное с Восточной Азией.

    Месяц спустя смети Мао Цзэдуна вдова Цзян Цин и ее ближайшие сподвижники - так называемая банда четырех, руководившая "культурной революцией", - были арестованы, а "культурная революция" объявлена "большой ошибкой" и "национальной трагедией".

    К власти пришел Дэн Сяопин, провозгласивший программу модернизации Китая. Главная заслуга Мао Цзэдуна заключается в том, что он создал базис для последующего экономического роста при Дэн Сяопине. Он понимал, что проводит реформы в стране, где большая часть населения проживает в деревне, необходимо начинать с аграрной сферы. В деревне были упразднены народные коммуны, а земля передана в пользование отдельных семей; вновь появился рынок сельскохозяйственной продукции. Благодаря этим мерам Китай стал полностью обеспечивать себя продовольствием, появился слой зажиточных крестьян.

    С учетом прошлого и нынешнего опыта социально-экономических преобразований китайскими реформаторами выработаны принципы их проведения:

    1. В ходе реформ необходимо преобразовывать экономическую систему, а не социально-экономический строй общества, который, напротив, должен развиваться и совершенствоваться.

    2. Главное в экономическом обеспечении заключалось в выборе на начальном этапе таких отраслей хозяйства, которые дают быструю прибыль, накопление капитала, обеспечивают занятость населения и служат как бы базой для развития своего хозяйства.

    3. Китайское руководство старалось не упускать возможность управления экономикой на макроуровне, с тем, чтобы она не пошла в разнос.

    4. Важным принципом реформирования стала постепенность, практическая отработка теоретических моделей на выборочных направлениях, отраслях хозяйства и территориальных единицах.

    5. Экономическая реформа активно подкреплялась политическими средствами, что выражалось в создании благоприятной внешней и внутренней обстановки в стране, в недопущении развития негативных тенденций, возникающих в процессе реформ.

    6. Реформы нужно вести последовательно и комплексно, стремясь к прорыву на важных направлениях.

    Эти реформы в политической и экономической областях привели к тому, что Китай из «бумажного дракона» превратился в реальную политическую и экономическую силу в мире. Эта цивилизация завоевывает рынки Европы, Африки.

    И все это стало возможным благодаря формированию новой социально-экономической системы в Китае. Произошло слияние государственных структур (аппарата редистрибуции) с капитализмом - появляется новый тип социальных отношений - государственный капитализм.

    Правительство КНР перешло к политике "открытых дверей" и поощрению иностранных инвестиций. На морском побережье появились "особые экономические зоны", где были созданы благоприятные условия для иностранных предпринимателей. Быстрый рост промышленного и сельскохозяйственного производства позволил Китаю занять важные позиции в мировой экономической системе.

    Капитал и производственные мощности из богатых государств Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг, Корея) переводятся на юго-восток КНР. При этом зона «Большой Китай» отличалась тем, что в отличие от других свободных экономических районов, партнеры ни разу не проводили межгосударственные переговоры друг с другом, более того между Тайванем и Китаем вообще не подписано никаких дипломатических договоров. Благодаря этому Китай совершает диверсификацию промышленной структуры, происходит рост занятости, которая осуществляется за счет переноса производственных мощностей из регионов с дорогой рабочей силой в Китай с дешевой рабочей силой, и, самое главное, происходит приток зарубежных инвестиций. Главными поставщиками инвестиций стали хуацяо (китайцы, проживающие за границей). Суммарный годовой доход китайских эмигрантов составляет примерно 3 триллиона долларов. Из этой суммы китайские бизнесмены направляют на производственные цели до 300 млрд. долларов ежегодно.

    Беспрецедентные успехи экономического развития Китая стали одним из важнейших событий мировой истории (1978-1997 гг.). В этот период экономических реформ ВВП страны возрос в 5,7 раза, или в среднем на 9,6% в год. Это означает, что он удваивался практически каждые 7,5 лет.

    За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП не одного занятого) - в 3,4 раза.

    При провозглашении экономической либерализации и жесткого контроля, китайцам, тем не менее, было дано больше свободы, чем они имели за всю историю цивилизации. В 1999г. 2,5 млн. китайцев путешествовали по миру за свои деньги. Они свободно могут выбрать работу или же открыть собственное дело. В людях возродились генетически заложенные коммерческие инстинкты.

    В последнее десятилетие были урегулированы вопросы о границе между Китаем и большинством сопредельных государств, включая страны СНГ. В июле 1997 г. Китай возвратил себе Гонконг, который, впрочем, сохранил за собой особый административный статус. В декабре 1999 г. Китай восстановил свой суверенитет и над португальской колонией Макао. Экономический прогресс в Китае не сопровождался столь же кардинальными политическими переменами. КПК продолжает обладать монополией на власть, в стране отсутствуют свободные выборы, выступления оппозиции решительно подавляются.

    Однако, достигнув этого, Китай столкнулся так же и с проблемами, которые характерны для капиталистических государств - появление огромного разрыва в доходах городского и сельского населения, между различными классами, областями, что стало одной из главных угроз социальной стабильности и продолжения роста экономики КНР.

    2. РАЗВТИЕ ЭКОНОМИКИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РОСТА В ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

    Возвышение Китая до статуса мировой державы наиболее отчетливо наблюдалось в последнее десятилетие XX в. Выход страны на первые роли в мировой геополитике изменил всю геометрию международных отношений. Усиление Китая не затронуло ни одну страну мира в большей степени, чем Россию.

    В 2002 году в Китае состоялся XVI съезд КПК, который, по сути, стал новым этапом в развитии китайской реформы.

    Цзян Цзэминь выдвинул следующие стратегии развития: дальнейшее следование идеям Дэн Сяопина, претворение в жизнь идеологии «трех представителей», проведение модернизации социального строительства ускоренными темпами, формирование среднезажиточного общества в Китае, приложение максимальных усилий для построения социализма с китайской спецификой.

    2001-2005 гг. - годы 10й экономической пятилетки. За эти годы ускоренно развивается третичный сектор экономики: сферы финансов и информации, растет производительность труда. Так же ускоряется процесс реформирования государственных предприятий, сокращается их доля в народном хозяйстве страны. Существенно возрастает доля негосударственного сектора в экономике, повышается уровень его конкурентоспособности. Правительство продолжает контролировать миграцию населения из города в город, минимизирует перемещение граждан из сельской местности.

    Так же особое внимание уделяется региональному развитию страны. Было принято решение, что нужно сделать все для того, чтобы приостановить тенденцию разрыва уровня развития запада и востока страны. Восточные регионы должны передать свой динамизм западным. В своей политике регионального развития Китай старается выработать особый подход к каждому из регионов, учитывает не только специфику природных и ресурсных факторов, но и социальных.

    В этот период разработаны определенные стратегии развития:

    1) Поэтапность.

    2) Долгосрочность.

    3) Всеобъемлющий характер.

    Благодаря соблюдению этих стратегий, даже после того, когда произошел мировой экономический кризис в 2009 году, темпы экономического роста резко не снизились, а прирост ВВП сильно не упал, а в последнее время он начал расти, и восстановление экономики вышло к докризисному состоянию.

    Мировой экономический кризис оказал противоречивое влияние. С одной стороны - увеличилась безработица из-за падения уровня потребления в мире, но с другой стороны - вырос ВВП Китая. Китай фактически стал монополистом роста ВВП (8% в год). Это обеспечивается за счет мер по стимулированию внутреннего потребления, снижаются налоги для предприятий, а также продолжается улучшение инвестиционного климата. Так же это связано с деятельностью партийного аппарат. Именно он ответственен за низкий курс юаня, за экспортные пошлины, создание в государстве свободных экономических зон и особых районов - главных причин роста экономики КНР. Члены партии постоянно помнят, что основная цель проведения реформ в стране - это создание условий для обогащения народа.

    Рост инвестиций в экономику Китая увеличился на 7 млрд. долларов в ноябре 2009 года, по сравнению с тем же периодом 2008 года. Специфика китайской экономики такова, что она должна все время расти, причем не менее, чем на 7% в год, но и не более, чем на 10% в год. Такой коридор обусловлен тем, что при росте менее 7% будет возрастать безработица, а при росте более 10% наступает, так называемый, перегрев экономики, когда будет расти инфляция, перепроизводство товаров. Исходя из этого, неизбежно будет только возрастать китайская экспансия в мире - пока экономическая, и не только в рамках реального сектора (производства и торговли), но и в финансовом.

    На ближайшую перспективу в КНР намечены несколько направлений, реализация которых определит экономическое развитие страны на длительную перспективу. В первую очередь, это реформа госсектора и банковской системы, изменение системы обращения сельскохозяйственной продукции, стабилизация демографической ситуации и ликвидация нищеты.

    Однако, у намечаемых преобразований довольно много противников, которые считают, что они приведут к обострению продовольственной проблемы, тем более, что численность населения, согласно прогнозам, в течение 25 лет возрастет до 1,6 млрд. человек.

    Рост численности населения будет сопровождаться изменением его поло-возрастной структуры. Прежде всего, это выражается в старении городского населения и росте численности молодого населения. Безусловно, это отразится на будущих программах социального и экономического развития страны.

    Очень большая проблема - нищета. В 1999г. численность населения, проживающего в районах абсолютной нищеты, по официальной оценке, составила 35 млн. человек. Но по данным Мирового банка в условиях нищеты проживает 300 млн. человек (в качестве критерия взято суточное среднедушевое потребление в размере 1$).

    Задача преодолеть нищету представляется чрезвычайно сложной в силу глубины ее причин. Это неблагоприятные географические и климатические условия, сложная экологическая обстановка, неразвитость экономической, социальной, предпринимательской, культурной инфраструктуры.

    КНР предстоит решить огромный комплекс проблем. Среди наиболее острых - проблемы занятости и экологии, дефицит ряда природных ресурсов, прежде всего пахотных площадей и пресной воды, неразвитость НИОКР, системы просвещения и здравоохранения. Эти и многие другие факторы, с одной стороны, стимулируют усилия по наращиванию экономического потенциала, с другой, препятствуют движению страны к новым рубежам.

    Вместе с тем, официальные прогнозы развития страны на 2000-2050г. (таблица 1) все же весьма оптимистичны.

    Табл.1 - Прогнозные оценки роста экономического потенциала КНР

    В силу размеров Китая, его населения, его экономики и степени взаимодействия с миром - проблемы Китая неизбежно становятся проблемами всего мира. Китай стал моделью, демонстрирующей возможности роста и его пределы.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключении можно сказать, что выбранный Китаем путь преобразования и введения новых реформ уникален. Он сочетает в себе, с одной стороны, ориентацию на социалистический строй и главенствующую роль государства в экономике, а с другой - переход к рыночной экономике. На первый взгляд, подобное сочетание кажется парадоксальным. Но практические результаты проводимых преобразований показывают, что подобные явления все же могут существовать и даже давать ожидаемые результаты, то есть экономический подъем и рост страны, улучшение жизнедеятельности людей.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Бергер Я.М. Население Китая на рубеже 21 века. //Китаеведение, №1, 2001.

    2. Делюсин Л. Китай: полвека - две эпохи. - М.: Ин-т востоковедения РАН, 2001. - 294 с.

    3. История Китая. Учебник: под ред. Меликсетова А.В. - М., 2004.

    4. Социальная статистика: Учебник. / Под редакцией И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2005.

    5. [Электронный ресурс] http://www.customs.ru// Свободный доступ.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Формирование новых общественно-политических структур - одна из основных задач, возникших для государственной системы Китая после Синьхайской революции. Вклад Сунь Ятсена в политическую и идеологическую жизнь Китайского государства в начале ХХ века.

      дипломная работа , добавлен 11.12.2017

      Политическая история Китая в период правления Мао Цзэдуна. Политика "большого скачка", строительство социализма. Китай после смерти Мао Цзэдуна. Становление "культурной революции". Экономическое развитие, внутренняя и внешняя политика современного Китая.

      дипломная работа , добавлен 20.10.2010

      Предпосылки активизации деятельности тайных обществ (ТО) и их типология. Политическое и социально-экономическое положение Китая в XIX – начале XX века. Традиционные ТО и их развитие: Доцинские тайные союзы, ТО цинского периода, ТО и восстание ихэтуаней.

      курсовая работа , добавлен 22.11.2017

      Сельское хозяйство – основа экономической системы Китая: традиционное земледелие, расширение посевной площади. Города как средоточия культуры, ремесла и торговли. Возникновение торгово-ремесленных посадов (чжэнь), "внешних городов". Развитие торговли.

      реферат , добавлен 25.12.2008

      Значение впечатляющего усиления позиций Китая в мировой политике и экономике. Путь развития Китая, процесс модернизации внешней политики как важная трансформация политики Китая. Китайская трактовка тенденции к усилению многополюсности современного мира.

      контрольная работа , добавлен 20.05.2010

      Особенности экономики России в период второй половины XIX века – начале XX века, предпосылки для ее развития. Экономическая политика страны в первой половине ХХ века: начало индустриализации, первые пятилетки; народное хозяйство СССР к началу 40 гг.

      реферат , добавлен 09.01.2011

      Начало развития капиталистических отношений в Казахстане во второй половине XІX века. Аграрная политика царизма в Казахстане. Переселение крестьянства. Переселение уйгуров и дунган. Система землепользования. Последствия столыпинских аграрных реформ.

      курсовая работа , добавлен 01.10.2008

      Политика "самоусиления" правительства Цин (1864-1895 гг.). Положение Китая в конце ХIХ в. и главные реформы Кан Ювэя (1898 г.). Последствия попыток модернизации для страны. Теория Ж.Ж. Руссо в работе Лян Цичао. Семь принципов китайских революционеров.

      дипломная работа , добавлен 14.12.2015

      Предпосылки Маньчжурского завоевания Китая во главе с вождем Нурхаци. Аграрное и экономическое положение Китая в конце XVII в. Государственный строй маньчжурского владычества в конце XVII в. Борьба китайского народа против маньчжурского владычества.

      курсовая работа , добавлен 08.02.2014

      Усиление экономической вовлеченности Китая в мировой рынок. Перестройка китайского народного хозяйства и рост национального капитала. Своеобразие производственных и социально-экономических процессов аграрной сферы. Эволюция социальной структуры общества.

    Дисциплина: Политология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Геостратегическая политика Китая конца 20 – начала 21 века

    Геостратегическая политика Китая конца 20 – начала 21 века 3

    Список литературы 11

    Геостратегическая политика Китая конца 20 – начала 21 века

    Спецификой внешней политики КНР следует считать оформление ее в государственную доктрину или во внешнеполитическую теорию. Обычно она является важнейшим компонентом, точнее, руководящим стержнем в процессе формирования и реализации внешней политики. Она призвана убе-дить население в обоснованности тех или иных шагов китайской политики на международной арене. Обоснование зиждется на теории, которая, в свою очередь, призвана отражать объективную реальность. В соответствии со стандартами китайских определений теория (лилунь) есть \"система концеп-ций и принципов, или систематизированное рациональное знание; научная теория устанавливается на основе общественной практики и доказывается и проверяется общественной практикой, и правильно отражает суть и законы объективной реальности. Значение научной теории определяется ее способ-ностью управлять человеческим поведением\".

    Здесь надо иметь в виду то, что в отличие от китайской практики, аме-риканцы в принципе не признают объективных реальностей. Поэтому у них никогда не были популярны философы-объективисты, в частности, один из гениальных среди них - Гегель. Им кажется, что реальность создается сами-ми американцами. Не должно смущать наличие в США различных концеп-ций и внешнеполитических доктрин (доктрина политического реализма, не-оконсерватизма, неолиберализма и т.д.). Эти теории не являются в научном плане теориями. Обычно они представляют собой набор целей, которых Ва-шингтон должен достичь на международной арене в соответствии с нацио-нальными интересами США. Их абсолютно не волнует, насколько эти инте-ресы приемлемы или соответствуют интересам других субъектов междуна-родной политики. Тем более их не интересует, насколько они адекватны объ-ективному ходу развития человечества. Это тоже специфика американской внешней политики.

    В Китае к теории исторически относились с глубоким уважением. Если она казалась убедительной, отражала личную практику большинства китай-цев, тогда проведение политики на основе теории становилось нетрудной за-дачей с точки зрения ее поддержки внутри страны. Причем китайцев не сму-щает частая смена теорий. Напротив, большую настороженность вызвала бы \"вечная\" теория. В сознании это фиксируется тем, что поскольку жизнь, ми-ровая обстановка, да и сам Китай постоянно меняются, значит теория, отра-жая эти изменения, также должна меняться, иначе она превращается в догму.

    В китайских документах часто присутствует термин - линхуо син (гиб-кость), который как бы аккумулирует и отражает явления, требующие посто-янных изменений. Одновременно есть некие постоянные вещи, которые нельзя изменить, или, по крайней мере, они не подлежат изменению. Это своего рода фундаментальные принципы, касающиеся жизненных нацио-нальных интересов. Такие бескомпромиссные вещи обозначаются термином - юандзэ син (принципы), под который попадают национальные интересы, суверенитет и социалистический путь развития КНР. Среди национальных интересов четко фиксируется принцип воссоединения с Тайванем, и этот принцип не подлежит ни компромиссам, ни даже обсуждению. В разряд ана-логичных принципов входят китайские ценности - чжунсюе вэйти, которыми нельзя поступаться при взаимодействии с Западом. В то же время принцип - сисюе вэйюн (западные ценности) предполагает использовать западные цен-ности в технических и практических целях.

    Без знания такого типа нюансов часто бывает сложно понять \"непосле-довательность\" китайских теорий и поведения Пекина на международной арене.

    После образования КНР в 1949 г. официально Китай поменял несколько теорий. В 1950-е годы эта была теория \"двух лагерей\": на одной стороне ка-питалистический лагерь во главе с США, на другой - социалистический во главе с СССР и Китаем (последний в качестве \"младшего брата\"), между ко-торыми располагалась \"промежуточная зона\", состоявшая из освобождаю-щихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, впоследствии обозначен-ные как страны \"третьего мира\".

    В 1960-е годы теория \"двух лагерей\" трансформировалась в теорию \"трех миров\": первый мир - империализм во главе с США, второй мир - со-циал-империализм во главе с СССР (сюда включались и все социалистиче-ские страны Восточной Европы, за исключением Румынии и Албании) и тре-тий мир - развивающиеся страны во главе с КНР.

    В 1970-е годы эта теория видоизменяется: теперь первый мир составля-ют империалистические США и социал-империалистический СССР, сопер-ничающие за гегемонию в мире; второй мир - остальные капиталистические страны, третий мир в том же составе во главе с КНР30. Сейчас любопытно прочитать, как Дэн Сяопин интерпретировал эту теорию, которую он, види-мо, и создавал.

    На Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 10 апреля 1979 г., в своей речи, которая позже была опубликована под названием \"Теория трех миров\", он говорил: «Пока две великие сверхдержавы ведут борьбу за миро-вую гегемонию, противоречия между ними неизбежны. ...Их компромиссы и сделки могут быть только частичными, временными и относительными, в то время как их соперничество всеобъемлюще, постоянно и абсолютно. В ко-нечном счете, так называемое \"сбалансированное сокращение сил\" и \"огра-ничение стратегического оружия\" не более чем пустые разговоры, поскольку на самом деле нет никакого \"баланса\", не может быть и никаких \"ограниче-ний\". Они могут достичь определенных соглашений, однако их соглашения являются только фасадом и обманом. Это соперничество между двумя сверх-державами распространено по всему земному шару.

    Этот пассаж свидетельствует о том, насколько чисто идеологический подход, присущий прежним теориям, переплелся с геостратегическими рас-суждениями, и как быстро, всего через три года, он был заменен на чисто прагматическое видение мира.

    В 1980-е годы \"теория трех миров\" как-то незаметно исчезла из полити-ческого лексикона китайских руководителей. Ее место заняла \"координатная теория\": «Восток – Запад», «Север – Юг». Хотя она была обнародована Чжао Цзыяном на Шестом конгрессе ВСНП (июнь 1983 г.), ясно, что сформулиро-вана она была Дэн Сяопином. Сама по себе \"теория\" не нова, однако китай-ский вариант придал ей особую специфику. В соответствии с этой теорией между Востоком и Западом начался процесс мира, а между Севером и Югом - процесс развития, причем второй процесс является ключевым. В отношени-ях между Востоком и Западом Китай избегает связей наподобие альянса, а также выступает против \"гегемонии\". В рамках же отношений «Север – Юг» Китай поддерживает диалог и сотрудничество по линии «Юг – Юг».

    Данная \"теория\" мало похожа на теорию. В ней исчезли идеологические клише, свидетельствующие, с одной стороны, об изменении политики Пеки-на в отношении СССР, который в тот момент демонстрировал жесткую анти-западную, точнее антиамериканскую линию (время Ю. Андропова), с другой - некоторый антиамериканизм в политике самого Пекина (в первый срок Р. Рейгана), с третьей стороны - необходимость сбалансировать свои отношения в рамках большого \"треугольника\" (СССР-США-КНР). Главное же - Китай вступил на путь реформ, который требовал исторической паузы для накопле-ния сил, в том числе и с помощью как можно большего количества госу-дарств, независимо от их политической окраски. Не случайно, поэтому Китай впервые в своей \"теории\" никого не назвал своим \"врагом\". Политика От-крытых дверей требовала дружбы со всеми.

    В 1990-е годы, особенно во второй половине 90-х годов, Китай значи-тельно окреп, сумел вовлечь в свою экономику множество стран и ТНК. Те-перь уже без особых опасений китайские руководители стали вновь подчер-кивать идеологические аспекты международной ситуации и политики тех или иных государств. Причем к этому, так же как и в связи с внутриполити-ческой ситуацией, их толкает сам Запад, точнее, опять же США. Руководите-ли КНР постоянно вынуждены подчеркивать, что их страна - социалистиче-ская, у которой свое видение и понимание мира, отличающиеся от представ-лений Вашингтона. Это видение в обобщенной форме изложил директор од-ного из научных центров ЦК КПК Ван Жуйпу.

    В духе классического марксизма, в котором категория \"противоречие\" играет решающую роль при анализе общественных явления, китайский уче-ный пишет: «Современная международная ситуация характеризуется тремя типами противоречий. Помимо проблем Восток-Запад и Юг-Север, сущест-вует проблема Север-Север.

    Отношения Восток - Запад относятся к противоречиям между социали-стическими и капиталистическими странами. После развала бывшего Совет-ского Союза Китай остался единственной большой социалистической стра-ной в мире. Естественно, Китай стал главной целью в стратегии \"мирной эволюции\" Запада.

    Отношения Юг-Север вплетены в противоречия между развивающимися и развитыми странами. Китай, как самая большая развивающаяся страна, вновь принимает на себя удары в этой связи.

    Отношения Север-Север представляют собой противоречия внутри са-мих развитых государств. В последнее время конфликты становятся острее, и это дает Китаю возможности для маневра в проведении собственной дипло-матической активности».

    Внешняя политика самого Китая при этом строится, как это постоянно подчеркивается всеми китайскими деятелями, на основе \"независимой поли-тики мира\", которая опирается на 5 принципов мирного сосуществования. Напомню их: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостно-сти; взаимное ненападение и невмешательство во внутренние дела других го-сударств; равенство и взаимная выгода и мирное сосуществование.

    Все чаще и чаще стала подчеркиваться идеологическая самостоятель-ность КНР. Ли Пэн на Третьей сессии Восьмого конгресса ВСНП (5 марта 1995 г.) заявлял: «Мы не навязываем свою социальную систему или идеоло-гию другим, но мы также против попыток навязывания нам другими страна-ми своей социальной системы или идеологии». На следующий год \"идеоло-гический фактор\" был усилен. В доклад Ли Пэна, прочитанным им на Чет-вертой сессии Восьмого конгресса ВСНП (5 марта 1996 г.), была введена специальная глава (VI) под названием \"Развивающаяся социалистическая культура и идеология и усиление демократии и законодательной системы\". В ней, в частности, говорилось: «...Мы должны отдавать приоритет развитию социалистической культуры и идеологии... Мы не должны искать временных успехов в экономическом развитии за счет культурного и идеологического прогресса. ... Мы должны развивать традиционные добродетели китайской нации, уважать достижения человеческой цивилизации и оказывать сопро-тивление разлагающимся капиталистическим и феодальным идеям».

    Наконец, на Шестом Пленуме 14 сессии ЦК КПК (10 октября 1996 г.) была утверждена резолюция \"О содействии развитию социалистической эти-ки и культурного прогресса\", в которой была дана развернутая программа социалистического культурного строительства в Китае на основе марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна и дэнсяопиновской теории строительства со-циализма с китайской спецификой. В резолюции, в частности, подчеркива-лась необходимость четко отличать «правильное от неправильного в таких главных вопросах как марксизм от антимарксизма, диалектический и истори-ческий материализм от идеализма и метафизики, общее развитие различных секторов экономики с общественной собственностью как основу развития от приватизации, социалистическую демократию от парламентской демократии, практикуемой в западных странах, социалистическую идеологию и культуру от феодальной и коррумпированной капиталистической идеологии и культу-ры».

    Естественно, участившиеся идеологические пассажи были вызваны уси-лением давления США на Китай в области \"прав человека\".

    В упоминавшейся речи Ли Пэна была усилена также \"тайваньская часть\" по сравнению с позицией 1995 г. После заявления о том, что Китай настроен в пользу \"мирного воссоединения\", было добавлено: «но мы не гарантируем, что откажемся от использования силы. То, что мы не отказываемся от ис-пользования силы, направлено не против наших соотечественников на Тай-ване, а против планов западных сил вмешиваться в китайское воссоединение и стать причиной «независимого Тайваня».

    Ли Пэн воспроизвел нынешнюю китайскую позицию на структуру мира. Мир становится многополярным, - говорил он. И состоит он из Северной Америки, Европы и Восточной Азии. Необходимо обратить внимание, что Япония не выделяется в отдельный полюс или центр, а входит в Восточную Азию. Этот мир, - продолжает Ли Пэн, - полон противоречий, а их причиной является \"гегемонизм и политика силы\". Еще сохраняется \"несправедливость и иррациональный международный политический и экономический поря-док\". Китай в этих условиях продолжает проводить \"независимую внешнюю политику мира, развивать дружеские отношения сотрудничества со всеми странами и работать для установления справедливого и рационального ново-го международного политического и экономического порядка\". Очень важ-ный момент: \"Китай не вступит в союз ни с одной великой державой или блоком стран, а также не будет делать критерием социальную систему или идеологию для межгосударственных отношений\".

    Если очистить эту речь от \"тумана\", то обнаружится кажущаяся двойст-венность в подходе официального Пекина к США. Ясно, что гегемоном ныне являются только США, ответственные за \"иррациональный и несправедли-вый международный порядок\". Китай хочет восстановить \"рациональный по-рядок\", т.е. фактически он находится как минимум в потенциальной кон-фронтации с США. С другой стороны, Пекин оговаривает, что \"идеологиче-ская\" окраска стран его не волнует, что предполагает экономическое сотруд-ничество с теми же США. В блоки он входить не собирается, в союзы с вели-кими державами тоже. Провозглашение подобных намерений ни к чему не обязывает, так как КНР просто не с кем в настоящее время вступать в блок. Все серьезные блоки сгруппированы вокруг США, а с несерьезными блоками смысла нет.

    В то же время столь туманные и, казалось бы, противоречивые оценки позволяют \"объяснять\" любые шаги КНР на международной арене, дают возможность время от времени, в зависимости от ситуации, переставлять ак-центы в своих внешнеполитических конструкциях и говорить, например, не о блоках, а о \"стратегическом партнерстве\". Главное, что может быть пропу-щено экспертами, это выделение Восточной Азии в качестве одного из трех центров мира, ядром которого, естественно, подразумевается Китай. И хотя там еще \"оставлена\" Япония, но она или должна быть растворенной в китай-ском \"влиянии\", или \"выскочить\" за рамки Восточной Азии в качестве само-стоятельного центра, или оставаться частью Североамериканского центра.

    Список литературы

    1. Civilization: Clash or Fusion // Beijing Review, Jan. 15-21, 2002.

    2. East and West Mutually Complementary // Beijing Review, Jan. 15-21, 2002.

    3. Fuller, Graham. The next Ideology. - Foreign Policy Spring 2003.

    6. Weede, Erich. Future Hegemonic Rivalry between China and the West?

    Забрать файл

    Первый этап реформ Китая (1978-1984 годы)ПЕРВЫЙ ЭТАП РЕФОРМ КИТАЯ (1978-1984 ГОДЫ)
    В 1978 Г. ПАРТИЙНЫЙ ЛИДЕР ДЭН СЯОПИН НАЧАЛ СЕРИЮ РЕФОРМ. БЫЛИ
    ЛИКВИДИРОВАНЫ КОММУНЫ-КОЛХОЗЫ, КРЕСТЬЯНЕ ВНОВЬ ПОЛУЧИЛИ ЗЕМЛЮ.
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ БЫЛО СОКРАЩЕНО,
    ДИРЕКТОРА ПРЕДПРИЯТИЙ ПОЛУЧИЛИ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА
    ОРГАНИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ. ПРОДУКЦИЮ, ВЫПУЩЕННУЮ
    СВЕРХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА, РАЗРЕШАЛОСЬ ПРОДАВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
    ВНУТРИ СТРАНЫ И ЗА ГРАНИЦЕЙ ПО СВОБОДНЫМ ЦЕНАМ. НА ЮГО-ВОСТОЧНОМ
    ПОБЕРЕЖЬЕ КИТАЯ СТАЛИ СОЗДАВАТЬСЯ «ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ», В
    КОТОРЫХ ДЕЙСТВОВАЛИ ЗАКОНЫ СВОБОДНОГО РЫНКА. В СТРАНЕ СТАЛО
    УВЕЛИЧИВАТЬСЯ ЧИСЛО КООПЕРАТИВОВ И НЕБОЛЬШИХ ЧАСТНЫХ ЛАВОЧЕК.
    РЕЗУЛЬТАТЫ НЕ ЗАМЕДЛИЛИ ПРОЯВИТЬСЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ДОСТИГ
    НЕСЛЫХАННОГО УРОВНЯ: 12-18 % В ГОД. К 1984 Г. КНР ПРОИЗВОДИЛА 400 МЛН ТОНН
    ЗЕРНА И ПОЛНОСТЬЮ ОБЕСПЕЧИЛА СЕБЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ. В СТРАНЕ ПОЯВИЛИСЬ
    ЗАЖИТОЧНЫЕ ГОРОЖАНЕ. ВМЕСТО БЕЗЛИКОЙ УНИФОРМЫ, В КОТОРОЙ КИТАЙЦЫ
    ХОДИЛИ ВО ВРЕМЕНА МАО, ЖИТЕЛИ КНР СТАЛИ ОДЕВАТЬСЯ ПО ЕВРОПЕЙСКОЙ И
    АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕ. В КИТАЕ УВЕЛИЧИЛОСЬ КОЛИЧЕСТВО ЛИЧНОГО
    АВТОТРАНСПОРТА, А СОТНИ ТЫСЯЧ МЕЛКИХ ТРАКТОРОВ ОКАЗАЛИСЬ ВОСТРЕБОВАНЫ
    В ДЕРЕВНЕ.

    Путь Китая к социализму

    ПУТЬ КИТАЯ К СОЦИАЛИЗМУ
    РЕФОРМАТОРАМ НЕ УДАЛОСЬ ДО КОНЦА ИСКОРЕНИТЬ НИ КОРРУПЦИЮ,
    НИ БЮРОКРАТИЗМ ЧИНОВНИКОВ. НО МНОГИЕ КИТАЙЦЫ ГОТОВЫ БЫЛИ
    ПРОСТИТЬ ЭТИ «ИЗДЕРЖКИ» ЗА ПОВЫСИВШИЙСЯ ЖИЗНЕННЫЙ
    УРОВЕНЬ. ЖИТЕЛИ КНР НАУЧИЛИСЬ ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВУ И
    ЗАРАБАТЫВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ОБЪЁМОМ И КАЧЕСТВОМ РАБОТЫ.
    ТАКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ БЫЛА НАЗВАНА РУКОВОДСТВОМ КПК
    «КИТАЙСКИЙ ПУТЬ К СОЦИАЛИЗМУ», ОНА ПРЕДПОЛАГАЛА СОХРАНЕНИЕ
    ОДНОПАРТИЙНОЙ ДИКТАТУРЫ КОММУНИСТОВ И ОДНОВРЕМЕННОЕ
    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ В ЭКОНОМИКЕ.
    В МАРТЕ 1992 Г. ДЭН СЯОПИН НА ЗАСЕДАНИИ РУКОВОДСТВА
    КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ ЗАЯВИЛ: «НЕ СТОИТ СКОВЫВАТЬ
    СЕБЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКИМИ И ПРАКТИЧЕСКИМИ АБСТРАКТНЫМИ
    СПОРАМИ О ТОМ, КАКОЕ ИМЯ ЭТО ВСЁ НОСИТ - СОЦИАЛИЗМ ИЛИ
    КАПИТАЛИЗМ».

    События на площади Тяньаньмэнь (4 июня)

    СОБЫТИЯ НА ПЛОЩАДИ ТЯНЬАНЬМЭНЬ (4 ИЮНЯ)
    РУКОВОДСТВО КПК (ПРЕЖДЕ ВСЕГО «АРХИТЕКТОР РЕФОРМ» ДЭН СЯОПИН,
    ФОРМАЛЬНО ОТОШЕДШИЙ ОТ ВЛАСТИ, НО КОНТРОЛИРОВАВШИЙ ЕЁ) ОПАСАЛОСЬ,
    ЧТО НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ МОГУТ ВЫЗВАТЬ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ, КОТОРУЮ ОНИ НА
    БЛЮДАЛИ В СОСЕДНЕМ СССР ВО ВРЕМЯ ПЕРЕСТРОЙКИ. МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ ХА
    РАКТЕР КИТАЯ И НЕРЕШЁННОСТЬ МНОГИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ (В ЧАСТНОСТИ,
    НА ТИБЕТЕ, ГДЕ БОЛЬШИНСТВО НАСЕЛЕНИЯ БЫЛО НЕДОВОЛЬНО КИТАЙСКИМ
    «ПРИСУТСТВИЕМ») РОЖДАЛИ ОПАСНОСТЬ РАСПАДА ГОСУДАРСТВА. ПРЕКРАСНО
    ОСОЗНАВАЯ, ЧТО СТЕРЖЕНЬ В ВИДЕ КОМПАРТИИ ЦЕМЕНТИРУЕТ ГОСУДАРСТВО,
    КИТАЙСКИЕ РУКОВОДИТЕЛИ НЕ СОБИРАЛИСЬ РАСШИРЯТЬ ДЕМОКРАТИЮ. А РЫНОК
    ТРЕБОВАЛ РАСШИРЕНИЯ ИНИЦИАТИВЫ И ОТКАЗА ОТ ДИКТАТУРЫ. В КОНЦЕ 1980-Х
    ГГ. СТУДЕНЧЕСКИЕ ДЕМОНСТРАЦИИ ТРЕБОВАЛИ ОТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КПК
    ДЕМОКРАТИЗАЦИИ. НО ОТВЕТ БЫЛ ЖЁСТКИМ: ЛЕТОМ 1989 Г. НА УЛИЦЫ ПЕКИНА
    БЫЛИ ВЫВЕДЕНЫ ТАНКИ, НА ПЛОЩАДИ ТЯНЬАНЬМЭНЬ МАНИФЕСТАНТЫ БЫЛИ
    ЖЕСТОКО РАЗОГНАНЫ, ЧИСЛО ПОГИБШИХ НЕИЗВЕСТНО ДО СИХ ПОР. ДЭН СЯОПИН
    РЕШИЛ ПОКА НЕ ВЫПУСКАТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ.
    СИТУАЦИЯ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ И ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ В 1997 Г. ВЛАСТИ СТРАНЫ
    ЖЁСТКО КОНТРОЛИРУЮТ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ.

    Экономика Китая сегодня

    ЭКОНОМИКА КИТАЯ СЕГОДНЯ















    Экономика Китая сегодня

    ЭКОНОМИКА КИТАЯ СЕГОДНЯ
    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ КИТАЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЛИТИКИ РЕФОРМ
    ПРОДОЛЖАЛИСЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ 1980-2000-Х ГОДОВ. В КОНСТИТУЦИЮ БЫ
    ЛИ ВНЕСЕНЫ ПОПРАВКИ, РАЗРЕШАЮЩИЕ ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ. ПРА
    ВИТЕЛЬСТВО НАЧАЛО ПОСТЕПЕННУЮ ПРИВАТИЗАЦИЮ НЕЭФФЕКТИВНЫХ
    ПРЕДПРИЯТИЙ ГОССЕКТОРА. В КИТАЕ ПОЯВИЛИСЬ КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ.
    ЧИНОВНИЧИЙ АППАРАТ ПОДВЕРГСЯ РЕШИТЕЛЬНОМУ СОКРАЩЕНИЮ, А РЯД
    ВЗЯТОЧНИКОВ БЫЛИ НАКАЗАНЫ. ЭТО ПРИНЕСЛО ОЩУТИМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. В
    2006 Г. ВВП КНР ПРЕВЫСИЛ 10 ТРЛН ДОЛЛАРОВ, А ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
    ТЕПЕРЬ НЕ ОПУСКАЕТСЯ НИЖЕ 7 % В ГОД. ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ИНО
    СТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ПРЕВЫСИЛИ 600 МЛРД ДОЛЛАРОВ. КИТАЙСКИЕ ТО
    ВАРЫ СОСТАВЛЯЮТ 20 % ВСЕГО ЭКСПОРТА В МИРЕ. 200 ТЫС. ФАБРИК КНР
    РАБОТАЮТ НА ЗАГРАНИЧНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. ПО ПРОИЗВОДСТВУ МЯСА, ЯИЦ,
    САХАРА, ЧАЯ И ХЛОПКА СТРАНА ВЫШЛА НА ПЕРВОЕ МЕСТО В МИРЕ. УРОВЕНЬ
    ЖИЗНИ ПОСТОЯННО ПОВЫШАЕТСЯ. КИТАЙСКАЯ АРМИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ
    САМЫХ СОВРЕМЕННЫХ В РЕГИОНЕ. КИТАЙ ЗАНЯЛ ПРОЧНОЕ МЕСТО В
    МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ (ТРЕТЬЯ ЭКОНОМИКА МИРА).

    Проблемы экономики Китая

    ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ
    ПРИ ЭТОМ В КИТАЕ ОСТАЁТСЯ НЕМАЛО ПРОБЛЕМ. В
    СЕЛЬСКИХ РАЙОНАХ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ
    НАСЕЛЕНИЯ НАМНОГО НИЖЕ СРЕДНЕГО УРОВНЯ.
    ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРОБЛЕМ ТАКЖЕ
    ЯВЛЯЕТСЯ НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ РАЗНЫХ
    РЕГИОНОВ. БУРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
    НАНОСИТ УЩЕРБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ.


    ПОМИМО ЭКОНОМИКИ, КИТАЙ ЗАНЯЛ ТВЁРДОЕ МЕСТО В МЕЖДУНАРОДНОЙ
    ПОЛИТИКЕ. УШЛИ В ПРОШЛОЕ ЕГО АГРЕССИВНЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ С СОСЕДЯМИ.
    ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕ ПРИЗНАВАЯ ТАЙВАНЬ, ВЛАСТИ КНР УЖЕ НЕ НАСТАИВАЮТ НА
    ВОЕННОМ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ РАЗДЕЛЁННОЙ СТРАНЫ. В 1997 Г. КИТАЙЦЫ
    СУМЕЛИ ВЕРНУТЬ СЕБЕ СЯНГАН (ГОНКОНГ), НАХОДИВШИЙСЯ РАНЬШЕ ПОД
    УПРАВЛЕНИЕМ ВЕЛИКОБРИТАНИИ. А В 2003 Г. КИТАЙСКИЙ ФЛАГ ВЗВИЛСЯ НАД
    АОМЫНЕМ (МАКАО) - БЫВШИМ КОЛОНИАЛЬНЫМ ВЛАДЕНИЕМ ПОРТУГАЛИИ. БЫЛИ
    УРЕГУЛИРОВАНЫ ПОГРАНИЧНЫЕ СПОРЫ С РОССИЕЙ И ИНДИЕЙ. В 2005 Г. СТРАНА
    ВСТУПИЛА ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ, А ЛЕТОМ 2008 Г.
    БЛЕСТЯЩЕ ПРОВЕЛА ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ, В КОТОРЫХ КИТАЙЦЫ ЗАНЯЛИ ПЕРВОЕ
    ОБЩЕКОМАНДНОЕ МЕСТО.
    ВПОЛНЕ ЗАКОНОМЕРНЫ СПОРТИВНЫЕ УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ. ОБИЛИЕ
    СТАДИОНОВ, ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СПОРТИВНОЙ НАУКИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО
    МАСТЕРСТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
    ЗАВЕДЕНИЯХ, ЧЁТКАЯ СИСТЕМА ОТБОРА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ, ДОБРОСОВЕСТНОЕ
    ОТНОШЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ К ТРЕНИРОВКАМ И СВОИМ НАСТАВНИКАМ - ВОТ В
    ЧЁМ СЕКРЕТ СТРЕМИТЕЛЬНОГО ВЗЛЁТА СПОРТА В КИТАЕ.

    Внешняя политика Китая в начале 21 века

    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА
    МЕЖДУ КИТАЕМ И ИНДИЕЙ ИМЕЮТСЯ НЕРАЗРЕШЁННЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. ОДНАКО
    НЕСМОТРЯ НА ЭТО ОТНОШЕНИЯ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ НЕСКОЛЬКО СМЯГЧАЮТСЯ.
    В АПРЕЛЕ 2005 ГОДА В ХОДЕ ВИЗИТА В ИНДИЮ ПРЕМЬЕРА ГОССОВЕТА КНР ВЭНЬ ЦЗЯБАО ПО ИТОГАМ
    ЕГО ПЕРЕГОВОРОВ С ИНДИЙСКИМ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОМ МАНМОХАНОМ СИНГХОМ СТОРОНЫ
    ОБЪЯВИЛИ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ МЕЖДУ СТРАНАМИ «СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА».
    КИТАЙ ИСПОЛЬЗУЕТ ЭТОТ ТЕРМИН ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТНОШЕНИЙ СО СВОИМИ ВАЖНЕЙШИМИ
    ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТНЁРАМИ - НАПРИМЕР, С РОССИЕЙ И ЕВРОСОЮЗОМ.
    КИТАЙ И ИНДИЯ НАМЕРЕНЫ ДОВЕСТИ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ С 13,5 МЛРД ДОЛЛ. В 2004 ГОДУ ДО
    20 МЛРД В 2008 И 30 МЛРД ДОЛЛ. В 2010 ГОДУ. САМОЙ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ОБЛАСТЬЮ
    СОТРУДНИЧЕСТВА СТОРОНЫ СЧИТАЮТ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
    ПРОБЛЕМЫ В ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЯХ ТАКЖЕ КАСАЮТСЯ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ВОЕННОТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ С ПАКИСТАНОМ И АКТИВНОСТИ НА ИНДИЙСКОЙ
    ТЕРРИТОРИИ ТИБЕТСКИХ ЭМИГРАНТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫСТУПАЮЩИХ ЗА ОТДЕЛЕНИЕ ТИБЕТА ОТ
    КНР. ИНДИЯ ПРЕДОСТАВИЛА ТИБЕТСКОМУ ДУХОВНОМУ ЛИДЕРУ - ДАЛАЙ-ЛАМЕ УБЕЖИЩЕ ПОСЛЕ
    ПОРАЖЕНИЯ АНТИКИТАЙСКОГО НАРОДНОГО ВОССТАНИЯ В ТИБЕТЕ В 1959 ГОДУ.
    В 2012 ГОДУ В МУМБАИ ПРИБЫЛ МИНИСТР ОБОРОНЫ КНР ЛЯН ГУАНЛЕ. ОН ОБСУДИТ С ИНДИЙЦАМИ
    ПРОБЛЕМУ БЕЗОПАСНОСТИ В ЮЖНОЙ АЗИИ В СВЕТЕ ПРЕДСТОЯЩЕГО УХОДА НАТО ИЗ АФГАНИСТАНА.
    КИТАЙСКИЕ АГЕНТСТВА ПРЕДПОЛАГАЮТ, БУДЕТ ДОСТИГНУТА ДОГОВОРЕННОСТЬ О ПРОВЕДЕНИИ
    СОВМЕСТНЫХ ВОЕННЫХ УЧЕНИЙ. ЦЕЛЬЮ УЧЕНИЙ, ПО ОДНОЙ ИЗ ВЕРСИЙ, БУДЕТ БОРЬБА С УГРОЗОЙ
    ПРОНИКНОВЕНИЯ ТЕРРОРИСТОВ ИЗ ПАКИСТАНА И БАНГЛАДЕШ.

    Внешняя политика Китая в начале 21 века

    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА
    МЕЖДУ КНР И ЯПОНИЕЙ СУЩЕСТВУЮТ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ В ОТНОШЕНИИ НЕОБИТАЕМОГО
    АРХИПЕЛАГА СЭНКАКУ (ДЯОЮЙДАО) В ВОСТОЧНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ.
    16 СЕНТЯБРЯ 2012 ГОДА ОТНОШЕНИЯ КИТАЯ И ЯПОНИИ ОБОСТРИЛИСЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК В КИТАЕ
    НАЧАЛИСЬ МАССОВЫЕ АКЦИИ ПРОТЕСТА ПРОТИВ «НАЦИОНАЛИЗАЦИИ» ЯПОНИЕЙ ОСТРОВОВ,
    КОТОРЫЕ КНР СЧИТАЕТ СВОЕЙ ТЕРРИТОРИЕЙ. АНТИЯПОНСКИМИ ДЕМОНСТРАЦИЯМИ С УЧАСТИЕМ
    НЕСКОЛЬКИХ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК ОХВАЧЕНЫ ШАНХАЙ, ГУАНЧЖОУ, ЦИНДАО И ЧЭНДУ.
    ПОЗЖЕ ТЫСЯЧА КИТАЙСКИХ РЫБОЛОВЕЦКИХ СУДОВ НАПРАВИЛИСЬ К НАХОДЯЩИМСЯ ПОД
    КОНТРОЛЕМ ЯПОНИИ ОСТРОВАМ СЕНКАКУ. В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
    КНР ОБЪЯВИЛО, ЧТО КИТАЙСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ГОТОВО ПОДАТЬ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТОВ
    ОТНОСИТЕЛЬНО ВНЕШНЕЙ ГРАНИЦЫ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА ЗА ПРЕДЕЛАМИ 200-МИЛЬНОЙ
    МОРСКОЙ ЗОНЫ В ВОСТОЧНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ КОМИССИИ ООН ПО ГРАНИЦАМ
    КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА, СОЗДАННОЙ НА ОСНОВЕ КОНВЕНЦИИ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ.
    ОФИЦИАЛЬНЫЕ СМИ И БЛИЗКИЕ К ВЛАСТЯМ ПОЛИТОЛОГИ РЕГУЛЯРНО ТРЕБУЮТ ПЕРЕСМОТРА
    СТАТУСА ВСЕЙ ОКИНАВЫ, ДО СВОЕГО ВХОЖДЕНИЯ В СОСТАВ ЯПОНИИ ПОДДЕРЖИВАВШЕЙ
    ТЕСНЫЕ СВЯЗИ С КИТАЕМ.
    «КИТАЙ НЕ ДОЛЖЕН БОЯТЬСЯ ВСТУПИТЬ В ПРОТИВОСТОЯНИЕ С ЯПОНИЕЙ ДЛЯ ПОДРЫВА ЕЁ
    ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ», - ГОВОРИТ ГАЗЕТА THE GLOBAL TIMES, СНИСКАВШАЯ
    РЕПУТАЦИЮ РУПОРА КИТАЙСКИХ «ЯСТРЕБОВ». НА ЭТУ ЖЕ ТЕМУ НЕОДНОКРАТНО ВЫСКАЗЫВАЛСЯ
    ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ЦЗИНЬ ИНАНЬ, ВОЗГЛАВЛЯЮЩИЙ ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ МОЗГОВЫХ ЦЕНТРОВ
    МИНОБОРОНЫ КНР - ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

    Социальные проблемы

    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
    В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА, НЕСМОТРЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, КИТАЙ СТОЛКНУЛСЯ С РЯДОМ СЕРЬЁЗНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ,
    ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ: УВЕЛИЧИЛСЯ РАЗРЫВ В ДОХОДАХ МЕЖДУ БОГАТЫМИ И БЕДНЫМИ; ВЫРОСЛА РАЗНИЦА В
    РАЗВИТИИ СЕЛА И ГОРОДА, ЗАПАДНЫХ И ВОСТОЧНЫХ, ОСОБЕННО ПРИБРЕЖНЫХ, РАЙОНОВ; УВЕЛИЧИЛАСЬ БЕЗРАБОТИЦА, В
    НЕКОТОРЫХ РАЙОНАХ ОКАЗАЛАСЬ ОТРАВЛЕНА ЗЕМЛЯ, ПОЧВА И ГИДРОСФЕРА. В КИТАЕ НАРАСТАЮТ УЛИЧНЫЕ ПРОТЕСТЫ.
    СОГЛАСНО СОЦОПРОСУ (ОКТ. 2013) ПОЧТИ ТРИ ЧЕТВЁРТЫХ КИТАЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ СЧИТАЮТ, ЧТО В БЛИЖАЙШЕЕ
    ДЕСЯТИЛЕТИЕ РАЗРЫВ МЕЖДУ БОГАТЫМИ И БЕДНЫМИ БУДЕТ УВЕЛИЧИВАТЬСЯ, И ЛИШЬ КАЖДЫЙ ДЕСЯТЫЙ ИЗ ОПРОШЕННЫХ - ЧТО
    СИТУАЦИЯ УЛУЧШИТСЯ И БУДЕТ СФОРМИРОВАН СРЕДНИЙ КЛАСС. ВОПРОС СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ МЕЖДУ БОГАТЫМИ И
    БЕДНЫМИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (2013) СТАЛ САМЫМ ВОЛНУЮЩИМ НАСЕЛЕНИЕ КИТАЯ СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСОМ (РАНЕЕ ТАКОВЫМ
    ЯВЛЯЛСЯ ВОПРОС ЦЕН НА ПРОДУКТЫ И ЖИЛЬЁ). В РЕЙТИНГЕ ЖУРНАЛА FORBES ЗА 2015 ГОД КОЛИЧЕСТВО ДОЛЛАРОВЫХ
    МИЛЛИАРДЕРОВ В КИТАЕ СОСТАВЛЯЕТ 213 ЧЕЛОВЕК, ПО КОЛИЧЕСТВУ МИЛЛИАРДЕРОВ КИТАЙ НА ВТОРОМ МЕСТЕ ПОСЛЕ США.
    БЕЗРАБОТИЦА
    ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ ДАННЫМ НА 2010 ГОД УРОВЕНЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КИТАЯ
    СОСТАВИЛ 4,1 % ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ (9,08 МЛН ЧЕЛОВЕК). ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЧИСЛЕННОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ
    ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА УЧИТЫВАЕТ ТОЛЬКО ГОРОЖАН, СОСТОЯЩИХ НА УЧЁТЕ И ПОЛУЧАЮЩИХ ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ. НЕ
    РАССМАТРИВАЮТСЯ В КНР КАК БЕЗРАБОТНЫЕ СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ (ОКОЛО ПОЛОВИНЫ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ), СЯГАН (ПОЛУЧАЮЩИЕ
    ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ СОКРАЩЕННЫЕ РАБОТНИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ), МУЖЧИНЫ СТАРШЕ 50 ЛЕТ И ЖЕНЩИНЫ
    СТАРШЕ 45 ЛЕТ. В КНР ПО СОСТОЯНИЮ НА 2010 ГОД ПРАВО НА ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ ИМЕЕТ ЛИШЬ ГОРОЖАНИН, КОТОРЫЙ,
    РАБОТАЯ, ПЛАТИЛ СПЕЦИАЛЬНЫЙ СТРАХОВОЙ ВЗНОС, ПРИЧЕМ ПЕРИОД ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ ЗАВИСИТ ОТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
    УПЛАТЫ ЭТОГО ВЗНОСА.
    ТЕРРОРИЗМ
    ТЕРРОРИЗМ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШЕЙ ПРОБЛЕМ КНР, ОСОБЕННО В ПРОВИНЦИИ СИНЬЦЗЯН (ТОЛЬКО ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ
    СООБЩЕНИЯМ В 2013 ГОДУ В РЕГИОНЕ БЫЛО СОВЕРШЕНО ОКОЛО 200 ТЕРАКТОВ).
    НЕРАВЕНСТВО МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙДЛЯ КНР ХАРАКТЕРЕН ПОСТЕПЕННО РАСТУЩИЙ РАЗРЫВ В ДОХОДАХ ГОРОЖАН И
    СЕЛЬЧАН: ДОХОДЫ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРЕВЫШАЛИ ДОХОДЫ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ В 1990 ГОДУ В 2,2 РАЗА, В 1995 ГОДУ В 2,5
    РАЗА, В 2003 ГОДУ В 3,2 РАЗА, А В 2008 ГОДУ В 3,3 РАЗА.

    РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
    КИТАЙ И РОССИЯ – ДВЕ СТРАНЫ, ИМЕЮЩИЕ ВАЖНОЕ ВЛИЯНИЕ В МИРЕ,
    НЕСУТ ОСОБУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОДДЕРЖАНИЕ МИРА НА
    ПЛАНЕТЕ И СОДЕЙСТВИЕ СОВМЕСТНОМУ РАЗВИТИЮ.
    - ОФПРЕДСТАВИТЕЛЬ МИД КНР, 2005

    Российско-китайские отношения

    РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
    1991 - ПОСЛЕ РАСПАДА СССР НАЧИНАЕТСЯ НОВАЯ ЭРА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ, ПОДДЕРЖИВАЮТСЯ
    ОФИЦИАЛЬНО ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ. НАЧИНАЯ С ПЕРИОДА 1991-1996 ГГ., КОГДА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ ГОСУДАРСТВАМИ
    ПЕРЕШЛИ ОТ ПРОСТОЙ НОРМАЛИЗАЦИИ К ДОБРОСОСЕДСКОМУ ПАРТНЕРСТВУ, А В 1996 Г – К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ
    ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ. 16 ИЮЛЯ 2001 Г. ПО ИНИЦИАТИВЕ ЦЗЯН ЦЗЭМИНЯ - ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КНР, БЫЛ ПОДПИСАН ДОГОВОР О
    ДОБРОСОСЕДСТВЕ, ДРУЖБЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ :
    2001 - ЗАКЛЮЧЕНИЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ДОГОВОРА О ДОБРОСОСЕДСТВЕ, ДРУЖБЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ, СОЗДАНИЕ
    ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА.
    2005 - РАТИФИЦИРОВАН ДОГОВОР ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ СПОРНЫХ ПОГРАНИЧНЫХ ВОПРОСОВ МЕЖДУ ДВУМЯ СТРАНАМИ. В
    РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО КИТАЙ ПОЛУЧИЛ РЯД СПОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОБЩЕЙ ПЛОЩАДЬЮ 337 КВАДРАТНЫХ КИЛОМЕТРОВ
    . ПРОВОДЯТСЯ ПЕРВЫЕ СОВМЕСТНЫЕ ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ. НА САММИТЕ ШОС ПРИНЯТА ДЕКЛАРАЦИЯ С ПРИЗЫВОМ К США
    ОПРЕДЕЛИТЬ СРОКИ ВЫВОДА АМЕРИКАНСКИХ ВОЕННЫХ БАЗ ИЗ БЫВШИХ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.
    КАК ОТМЕЧАЕТ К. П. Н. ЕЛЕНА ПОДОЛЬКО: РОССИЯ И КИТАЙ ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ ПРОВЕЛИ В 2006
    Г. ГОД РОССИИ В КИТАЕ И В 2007 Г. – ГОД КИТАЯ В РОССИИ, А В 2005 И В 2007 ГГ. – БЕСПРЕЦЕДЕНТНО МАСШТАБНЫЕ ВОЕННЫЕ
    АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ПООЧЕРЕДНО В КИТАЕ И РОССИИ С УЧАСТИЕМ СТРАН – ЧЛЕНОВ ШОС.
    2007 - АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ШОС.
    2006 - ГОД РОССИИ В КИТАЕ.
    2007 - ГОД КИТАЯ В РОССИИ.
    2009 - ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РЕГИОНАМИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ РФ И СЕВЕРО-ВОСТОКА
    КНР ДО 2018 ГГ
    2009 - ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА В КИТАЕ.
    2010 - ГОД КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В РОССИИ, ЗАВЕРШЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ОТВЕТВЛЕНИЯ НА КИТАЙ
    НЕФТЕПРОВОДА ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ - ТИХИЙ ОКЕАН.
    2012 - ГОД РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА В КИТАЕ. (ПО СТАТИСТИКЕ РОССИЙСКОЙ СТОРОНЫ, КОЛИЧЕСТВО КИТАЙСКИХ ТУРИСТОВ,
    ПОБЫВАВШИХ В РОССИИ В 2012 ГОДУ, УВЕЛИЧИЛОСЬ НА 47 % ПО СРАВНЕНИЮ С ПРЕДЫДУЩИМ ГОДОМ.)
    2013 - ГОД КИТАЙСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ.

    Российско-китайские отношения

    РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
    В 2005 ГОДУ СОСТОЯЛАСЬ РАТИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ РФ И
    ВСЕКИТАЙСКИМ СОБРАНИЕМ НАРОДНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ РФ И КНР О
    РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ В ЕЁ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ. ЭТОТ ПРОЦЕСС ЗАВЕРШИЛ
    УРЕГУЛИРОВАНИЕ ПОГРАНИЧНЫХ ПРОБЛЕМ В ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ И КНР - МНОГОЛЕТНИЙ ПЕРЕГОВОРНЫЙ
    ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ БЫЛ НАЧАТ ЕЩЁ СССР И КНР В 1964 И КОТОРЫЙ, ПОМИМО ПЕРЕГОВОРОВ ДИПЛОМАТОВ,
    СОПРОВОЖДАЛСЯ ЕЩЁ И КРОВОПРОЛИТИЕМ С ОБЕИХ СТОРОН.
    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЛИНИЮ ПРОХОЖДЕНИЯ ГРАНИЦЫ В РАЙОНЕ ОСТРОВА БОЛЬШОЙ В
    ВЕРХОВЬЯХ РЕКИ АРГУНЬ (ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ) И ТЕРРИТОРИИ ОСТРОВОВ ТАРАБАРОВ И БОЛЬШОЙ УССУРИЙСКИЙ
    НА АМУРЕ. ЭТИ ДВА УЧАСТКА СОСТАВЛЯЮТ МЕНЕЕ 2 % ОБЩЕЙ ПРОТЯЖЁННОСТИ ГРАНИЦЫ В 4,3 ТЫС. КМ.
    СОГЛАШЕНИЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАВНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАЙОНОВ ОБЩЕЙ ПЛОЩАДЬЮ 380 КВ. КМ., НЕ
    СОГЛАСОВАННЫХ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ПРЕДЫДУЩЕГО СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ СССР И КНР О СОВЕТСКО-КИТАЙСКОЙ
    ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ НА ЕЁ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ ОТ 16 МАЯ 1991. ГРАНИЦА БУДЕТ ЗАФИКСИРОВАНА ПО
    ФАРВАТЕРУ СУДОХОДНЫХ РЕК, А ДЛЯ НЕСУДОХОДНЫХ - ПО СЕРЕДИНЕ РЕКИ. ДОКУМЕНТ БЫЛ ПОДПИСАН ГЛАВАМИ
    ГОСУДАРСТВ 14 ОКТЯБРЯ 2004.
    ПОДПИСАНИЕ И РАТИФИКАЦИЯ СОГЛАШЕНИЙ С РОССИЙСКОЙ СТОРОНЫ БЫЛА ВОСПРИНЯТА В ШТЫКИ РОССИЙСКИМИ
    ПАТРИОТИЧЕСКИ-ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСКИМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ КРУГАМИ, РАССМАТРИВАЮЩИМИ ИХ КАК УСТУПКУ
    КИТАЮ ИСКОННО РУССКИХ ТЕРРИТОРИЙ. ПО МНЕНИЮ МИД РОССИИ, ПОДПИСАНИЕ И РАТИФИКАЦИЯ ЭТОГО
    СОГЛАШЕНИЯ НЕ ОЗНАЧАЕТ НИ УСТУПОК, НИ ПЕРЕДАЧИ «РОССИЙСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КИТАЮ, И РЕЧЬ НЕ ИДЁТ О КАКИХТО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЗАВОЕВАНИЯХ ЭТОЙ СТРАНОЙ НАШЕЙ ТЕРРИТОРИИ».
    В АВГУСТЕ 2005 ГОДА ПРОШЛИ ПЕРВЫЕ СОВМЕСТНЫЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ.
    В АВГУСТЕ 2012 ГОДА В ПРОЦЕССЕ ДЕМАРКАЦИИ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КНР ВОЗНИКЛИ РАЗНОГЛАСИЯ ПО ЛИНИИ
    ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ НА ЗАПАДНОМ УЧАСТКЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЫ. КИТАЙ
    ТРЕБУЕТ СМЕЩЕНИЯ ЛИНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ ВГЛУБЬ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ. ПЛОЩАДЬ
    ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРЕТЕНЗИЙ КНР К РОССИИ ДОСТИГАЕТ 17 ГЕКТАР.

    «Китайская угроза»

    «КИТАЙСКАЯ УГРОЗА»
    ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ВОЗРАСТАНИЯ РОЛИ КИТАЯ БЫЛИ СОЗДАНЫ РЕФОРМАМИ ДЭНА СЯОПИНА В
    КОНЦЕ 1970-Х - НАЧАЛЕ 1980-Х ГОДОВ, КОТОРЫЕ РАЗРЕШИЛИ ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
    И ОТКРЫЛИ ГРАНИЦЫ СТРАНЫ, ПРИ ЭТОМ ПРОВОДЯ СТРОГО ПРОТЕКЦИОНИСТСКУЮ
    ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ. В СВЯЗИ С ЭТИМИ НЕКОТОРЫЕ ПУБЛИЦИСТЫ И АНАЛИТИКИ
    УЖЕ В 1990-Х ГОДАХ СТАЛИ ГОВОРИТЬ О «КИТАЙСКОЙ УГРОЗЕ» В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ.
    В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СИНДРОМ «ЖЕЛТОЙ ОПАСНОСТИ» АКТУАЛИЗИРУЕТСЯ В РОССИИ. ПРИ ЭТОМ
    САМ ТЕРМИН ПРАКТИЧЕСКИ ВЫХОДИТ ИЗ РЕАЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ, ЧАЩЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ
    ТЕРМИН «КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ». ЕСЛИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ КИТАЙЦЫ РАССМАТРИВАЛИСЬ
    КАК ПРЕДСТАВИТЕЛИ «ЖЕЛТОЙ РАСЫ», В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
    ОБ ЭКСПАНСИИ, КОТОРУЮ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ И МОБИЛИЗУЕТ КНР. ВСТРЕЧАЮТСЯ
    НЕПОДТВЕРЖДЁННЫЕ СЕРЬЁЗНЫМИ ПОДСЧЕТАМИ И ДАННЫМИ ПОГРАНИЧНЫХ СЛУЖБ ОЦЕНКИ
    ЧИСЛЕННОСТИ КИТАЙЦЕВ В РОССИИ ОТ СОТЕН ТЫСЯЧ ДО 5-6 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК В СВЯЗИ С
    ЯКОБЫ МАССОВОЙ НЕЛЕГАЛЬНОЙ ИХ МИГРАЦИЕЙ В РФ. ТАКЖЕ С НАЧАЛА 90-Х ГОДОВ
    ФОРМИРУЕТСЯ МИФ О МЕСТАХ КОМПАКТНОГО РАССЕЛЕНИЯ КИТАЙЦЕВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ.
    СУЩЕСТВУЕТ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Н. МИХАЛКОВ ОТКАЗАЛСЯ ВОПЛОТИТЬ ЕЁ В
    ПРЕДЛОЖЕННОМ ЕМУ ПЛАНЕ СЦЕНАРИЯ ФИЛЬМА, НО ПОДРОБНО РАССКАЗАЛ О НЕМ В
    ТЕЛЕПЕРЕДАЧЕ: ВМЕСТО ПОСТЕПЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ
    МАЛОЗАСЕЛЁННОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА, ИМЕЮТСЯ УСЛОВИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ АРМИИ КНР
    БЫСТРО ЗАХВАТИТЬ СОПРЕДЕЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ. ДАННАЯ ИМ НИЗКАЯ ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ
    РОССИЙСКОЙ АРМИИ ЗАЩИТИТЬ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ ЭКСПЕРТА.