Толстый и тонкий герои тема рассказа. Чехов «Толстый и тонкий» - анализ рассказа. Почему они вдруг изменились

Сатирический рассказ «Толстый и тонкий» создан в 1883 г., относится к раннему творчеству Чехова. Первая его публикация состоялась в юмористическом журнале «Осколки» 1 октября того же года. Поначалу сюжет рассказа был основан на анекдотическом казусе, а конфликт «толстого» и «тонкого» возникает нечаянно из-за ошибки последнего. В 1886 г. рассказ был отредактирован, в целом текст был близок к первоначальному варианту 1883 года, но, некоторые внесённые изменения довольно существенно изменили смысл повествования. Автор удалил мотив подчинённости по службе.«Тонкий» теперь лебезил перед «толстым» безо всякой практической подоплёки, чисто по привычке и выработанному рефлексу.Благодаря внесённым изменениям рассказ стал более обобщённым и сатирически острым.

Идейное содержание рассказа заключается в высмеивании чинопочитания и связанным с ним образом мышления. Автор показывает, насколько смешон и жалок человек, для которого должность и социальный статус превыше простых человеческих отношений. Главный герой маленький человек, который сам делает себя таковым, раболепствуя даже тогда, когда в этом нет никакой необходимости. В рассказе мы видим мир «тонких», мир рабской психологии, который беспощадно и правдиво разоблачает писатель. Мир, в котором человек добровольно теряет собственное достоинство и свою личность.

Анализ рассказа

Сюжет

Действие происходит на железнодорожном вокзале, где встречаются два давних школьных приятеля, один из них «толстый»,другой «тонкий». «Тонкий» выходит из прибывшего вагона в сопровождении своей худой жены и такого же подростка сына в гимназической форме, «толстый» же выходит из вокзального буфета, где он, видимо довольно плотно пообедал. Друзья радостно встречаются и начинают расспрашивать друг друга о жизни, кто чего достиг. На вопрос тонкого Порфирия, кем он теперь стал, толстый Миша без всякой задней мысли отвечает, что он теперь важный чиновник, тайный советник.

Вот тут и происходит разительная метаморфоза с Порфирием и всем его семейством, которая приводит Мишу в некоторое замешательство. Сын гимназист мгновенно застёгивается на все пуговицы и вытягивается. Длинный подбородок жены Порфирия становится ещё длиннее, а сам он начинает вести себя как на приёме у важного чиновника с прошением. Он начинает лебезить, переходит на «вы», униженно похихикивать. Миша пытается его урезонить: «перестань, мы же старые друзья». Однако Порфирий не унимается и продолжает вести себя в том же духе. Толстому Мише это становится настолько неприятно, что он старается побыстрее попрощаться с Порфирием и уйти.

Главные персонажи

Говоря о семействе Порфирия, можно говорить обо всех троих, как об одном лице, так как глава семейства, судя по их поведению, смог слепить из жены и сына своё точное подобие. Если в начале рассказа все они ведут себя как нормальные люди, радующиеся встрече со старым другом, то, после известия о должности Толстого, с ними происходит такая же метаморфоза, как и с Тонким. Можно с уверенностью сказать, что должность человека для них превыше всего. Всё это семейство живёт по принципу «я червяк в сравнении с ним, в сравнении с ним, с лицом таким…». Пресмыкаясь перед вышестоящим по должности человеком, они, видимо, будут относиться с презрением к тем, кто стоит ниже них по социальной ступени.

В сравнении с ними вызывает больше симпатий Миша, который, не смотря на высокую должность, которую он достиг, сумел, тем не менее, сохранить простые человеческие качества. Помнить дружбу, радоваться встрече со старым другом, не глядя на его социальный статус. Можно предположить, что человек он добродушный и общительный, ему чужда спесь и высокомерие. Именно поэтому, когда Порфирий стал так рьяно выражать ему своё чинопочитание и подобострастие, ему это стало настолько неприятно, что он постарался поскорее уйти. Из этого можно сделать вывод, что ему самому эти качества чужды и несвойственны.

Своим рассказам Чехов призывает людей перестать быть рабами, помнить о своём человеческом достоинстве и самоуважении.

ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА А.П.ЧЕХОВА «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»

В 6 КЛАССЕ

Учитель русского языка и литературы МБОУ лицей №8

Смотрова Наталия Георгиевна

А.П.Чехов считал, что короткий рассказ призван увеличивать активность читателя, способствовать тому, чтобы недосказанное автором добавлял сам читатель. Эту задачу я и ставлю перед уч-ся на уроке.

Одним из программных произведений А.П.Чехова, которое изучается в 6 классе, является рассказ «Толстый и тонкий». Чтобы шестиклассники поняли его смысл, я провожу урок-исследование. Построение урока каждый учитель продумывает, как правило, индивидуально, поэтому остановлюсь на тех языковых особенностях, которые ученики сами могут увидеть, т.е. найти ту «закваску, на которой восходят образы и идеи».

Как писатель создает смешные образы, какие языковые приемы помогают ему в этом? Е.А.Земская справедливо замечала, что «сущность комического эффекта, создаваемого средствами языка, состоит в намеренном нарушении принятого способа выражения, в создании противоречия между общепринятой системой выражения и данной («речевым приемом»)». Это противоречие может проявляться по-разному, создавая многообразие речевых приемов комического. Одним из таких приемов может являться метафоризация слов и выражений.

Анализ текста начинаем с названия, в основе которого – лексические антонимы. Прошу подобрать к ним существительные: толстый – тонкий (палка, нитка, волос и т.д.). Но в рассказе речь идёт о людях, и обычно в таких случаях говорят: толстый – худой. Какое же наполнение приобретает в контексте слово «тонкий»? Приводятся синонимы к этому прилагательному, чтобы убедится, что оно многозначно (ребята сами называют возможные значения) и несёт в себе определённую характеристику, оценку. Поэтому «толстый» и «тонкий» воспринимаются как контекстные антонимы. Далее выясняется, что к определениям «толстый» и «тонкий» мы задаем вопрос кто?, следовательно, они выступают уже в роли существительных (здесь уместно сказать и о выразительных возможностях словообразования при переходе слов из одной части речи в другую). Обращаю внимание детей на то, что авторского текста совсем мало, но как много можно из него узнать.

Противопоставление, обозначенное в названии, в первых пяти предложениях всё более усиливается, и нам становится понятно, что материальное положение, благосостояние наших героев тоже контрастно. Доказываем это эпитетом, метафорами и сравнением: у толстого «губы.., подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни »; тонкий же «был навьючен чемоданами, узлами и картонками». Усиливает впечатление и описание жены тонкого, в котором мы встречаем контекстные синонимы к слову «тонкий» - «худенькая », «длинный ».

Поскольку рассказ почти полностью диалогичен, анализируем речь толстого и тонкого, но не забываем при этом и об авторском тексте, который помогает нам лучше понять смысл происходящего.

Конечно, дети сразу же отмечают обилие восклицательных, вопросительных предложений; они преимущественно односоставные, нераспространённые; в них много междометий («батюшки», «ах ты, господи», «хо-хо», «ну, да бог с ним» ), усилительных частиц (вот, же ) и, конечно же, обращений, смешных и трогательных одновременно («голубчик», «друг детства», «милый мой», «душонок» ). Всё это характерные черты разговорного стиля речи. Друзья называют друг друга по имени, обращаются на «ты», используют чисто разговорную лексику («ну», «небось», «хорошенько», «папироска» , «отличные портсигары»), фразеологизм («Сколько зим, сколько лет! ») Мы понимаем, что благодаря этому возникает ощущение искренней радости от неожиданной встречи двух бывших одноклассников. Поэтому авторская фраза «оба были приятно ошеломлены» понимается нами в прямом смысле. Необходимо обратить внимание на повторы в речи тонкого. Почему он дважды упоминает о том, что его жена, «урождённая Ванцебах, лютеранка»? Наверное, это составляет своеобразный предмет его гордости, утверждает успешность в жизни. Но после сообщения толстого о своём чине всё резко меняется, и мы снова видим контраст, противопоставление. Исключительно выразительны здесь слова автора. В одном абзаце можно увидеть и метафоры («лицо искривилось», тонкий «окаменел», «сузился» )), и олицетворения (чемоданы, узлы, картонки «съёжились, поморщились» ), и лексический повтор («сам он съёжился», чемоданы, узлы, картонки «съёжились» ), и гиперболу («длинный подбородок жены стал ещё длиннее» ), и градацию («съёжился, сгорбился, сузился» ), и трансформацию фразеологизма («от лица и глаз его посыпались искры» . Сравнить: «из глаз искры посыпались»). Каждое слово здесь помогает создать яркий, запоминающийся образ, понять всю гамму чувств тонкого. А как меняется его речь! Начиная с почтенного обращения «ваше превосходительство» (3 раза), глаголов, употребляемых во множественном числе («вышли», «помилуйте» ), уничижительной частицы («приятно-с», «вельможи-с», «вы-с») , которая даже присутствует в жалком подобии смеха тонкого («хи-хи-с») , до большого количества вводных слов, указывающих не только на растерянность тонкого, но и на утрату способности вообще соображать (достаточно прочитать фразу «жена Луиза, лютеранка, некоторым образом ») и строить предложение с законченным смыслом («милостивое внимание вашего превосходительства…вроде как бы живительной влаги…»). Кроме того, после каждой «оборванной» фразы многоточие. Легко представить, как у тонкого перехватывает дыхание, он мучительно подыскивает подобающие изменившейся обстановке слова, чтобы как-нибудь ненароком не нарушить субординации: ведь перед ним – ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК, две звезды имеющий.

Ребята замечают на первый взгляд странное несоответствие: «на лице у тонкого было написано столько …сладости и почтительной кислоты… ». Это не что иное, как оксюморон. Он помогает нам понять, почему толстого при виде такого выражения лица тонкого «стошнило» (это тоже метафора). В конце рассказа совершенно иначе воспринимается уже знакомая нам и немного изменённая фраза «Все трое (здесь уже тонкий, его жена и сын) были приятно ошеломлены ». Слово «приятно» придаёт иронично-сатирическое звучание не только этому предложению, но и самой встрече двух бывших друзей.

Таким образом, подробный анализ языковых средств, использованных А.П.Чеховым в рассказе «Толстый и тонкий», позволил учащимся понять авторский замысел, охарактеризовать героев, выявить своеобразие чеховской сатиры и способов создания комического эффекта.

Смысл произведения А. П. Чехова "Толстый и тонкий"

Рассказ "Толстый и тонкий" написал Антон Павлович Чехов, живший в 1860-1904 г.

Темой расказа стала встреча двух бывших одноклассников на вокзале. Их из описания сразу становится понятно, что "толстый" - человек богатый: от него пахло дорогими духами и он мог позволить себе дорогой обед. Тонкий предстает уставшим пассажиром, навьюченным всевозможными коробками и узлами. Ему пришлось нести их самому, так как на носильщика не оставалось денег.

У "толстого" и "тонкого" завязывается разговор. Из него мы узнаем имена: Михаил и Порфирий. Тонкий Порфирий, не скромничая, хвастается собой, своей женой и сыном. Он пустился в воспоминания, затем стал выкладывать новости о себе, о том, что произошло в его жизни со времени окончания школы. Сын Порфирия, которого представили Михаилу, не сразу снял фуражку, чтобы поприветствовать приятеля отца, а только немного подумав (оценив, не ниже ли чин толстого чина его отца).

Михаил был действительно заинтересован жизнью Порфирия, расспрашивал его, радовался встрече. Сам Порфирий ведет себя раскованно и непринужденно. Но когда тонкий узнает, что Михаил - тайный советник и имеет две звезды, то эта непринужденность улетучивается. Он съеживается и начинает вести себя подобострастно, называет старого друга "ваше превосходительство". Михаилу такое поведение противно и непонятно. Он ведь разговаривал с Порфирием как со старым другом, а стоило сказать свой чин, так он сразу унижается перед ним. Толстый пытается возразить тонкому: "К чему тут это чинопочитание?". Но тонкий лишь противно хихикал. Тогда Михаил отвернулся от Порфирия и подал на прощание руку.

Идея рассказа такова: не спеши хвастаться перед тем, кто добился большего, но и не следует унижаться перед ним. Когда разговаривашь со старым другом, занимающим высокий чин, нужно разговаривать с ним как с другом, а не как с начальником.

Сочинение

Тема рассказа - встреча двух бывших одноклассников, «двух приятелей: один толстый, другой тонкий». В экспозиции (первый абзац) автор предлагает читателю своеобразные портреты всех действующих лиц рассказа, причем описания приятелей построены по одной схеме (запах, пища), жена и сын тонкого предстают похожими на него самого - жена “худенькая женщина с длинным подбородком”, сын - “высокий”. Также в экспозиции очерчено место действия рассказа - вокзал Николаевской железной дороги. Экспозиция лаконична, что соответствует самой форме произведения - рассказ. Завязка рассказа - в начале диалога между толстым и тонким. Без диалога не было бы действия и причины для данного повествования.

Итак, диалог между двумя приятелями развивается. Тонкий выглядит общительным человеком, который искренне рад встрече с одноклассником, это подтверждают приемы передачи его речи. Толстый тоже рад встрече, более того, он смотрит на тонкого “восторженно”, спрашивая его о службе. Тонкий, несмотря на на блестящую жизнь, оптимист (”жалованье плохое…ну, да Бог с ним!”), для него служба отходит на второй план, а основное пока - старый приятель. Но как меняется ситуация после того, как толстый сообщит о своих служебных успехах! Поведение тонкого резко становится из дружеского “чинопоситанием”.

Из того, как повлияла реплика толстого на дальнейший ход разговора, изменила его характер, читатель может заключить, что эта фраза - кульминация. После нее разговор сходит на нет. Автор создает еще один портрет тонкого - уже после кульминации, и, хотя обстановка и окружение остаются прежними, на все будто наложен отпечаток “искривившей лицо тонкого широчайшей улыбки”: «сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира». Диалог тонкий ведет уже не с другом детства, но с крупным чиновником, отчего себя чувствует мелким во всем - вплоть до голоса (он хихикает, «как китаец»). Обращается к толстому исключительно «ваше превосходительство». Интересно, что не любимый русской литературой «маленький человек», а именно крупный чиновник, тайный советник, выглядит более привлекательным в описываемой ситуации: он пытается вернуть тонкого к дружеской беседе («Мы с тобой друзья детства - к чему это чинопочитание!»), но скоро убеждается в бесполезности этих попыток («Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило»).

Наступает развязка: толстый подает на прощание руку, отвернувшись, тонкий принимает это презрение как должное и пожимает три пальца. Чехов заканчивает рассказ фразой «все трое были приятно ошеломлены», относящейся к семье тонкого - она перекликается с такой же фразой в середине рассказа, характеризующей состояние друзей при встрече: «оба были приятно ошеломлены». Это созвучие еще раз подчеркивает контраст тонкого-друга и тонкого, общающегося с важным «вельможей». С помощью контраста двух образов тонкого - до и после кульминации - автор ярче очерчивает основную проблему данного рассказа, свойственную для многих его произведений - проблему «обмельчания маленького человека».

Анализ рассказа А. П. Чехова

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя школа № 14»

г. Кимры Тверской области.


"Чехов умеет писать так,

чтобы словам

было тесно,

а мыслям просторно".

М. Горький




Запишите в тетрадь:

это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также (чаще всего) имеющее одну сюжетную линию.

Рассказ -

Художественная деталь -

это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.


Запишите в тетрадь:

Юмор -

(от англ. - комизм, причуда, нрав) - комическое и вместе с тем добродушное отношение к серьёзному; дружелюбный смех, цель которого – что-то совершенствовать, очищать от недостатков.

Сатира -

особый способ художественного воспроизведения действительности, ставящий своей задачей нелицеприятную критику, обличение, высмеивание, изображение несообразности различных её явлений.


Смысл заглавия

Что отражает заглавие:

тему или основную мысль?

По мнению Чехова, заглавие-это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.

Название данного рассказа уникально, соответствует содержанию.


Тема. Проблема.

Определите тему и проблему рассказа.

Встреча двух бывших одноклассников на вокзале.

Проблема

чиновничества


Композиция

В чем особенность композиции рассказа «Толстый и тонкий»?

В нём отсутствует развитие действия.


Экспозиция

Какой литературоведческий приём

используется в экспозиции?

Николаевская железная дорога


Экспозиция

Экспозиция сильная, потому что уже в описании героев содержится громадная разница потенциалов, которая настраивает читателя на ожидание неизбежного конфликта. Один - толстый, другой - тонкий, один - доволен, другой - измучен, один - налегке, без спутников, второй - обременён и скарбом, и семейством. Это не просто контраст, это - антитеза . Мы угадываем антагонистов.

" На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий".


Завязка

Найдите завязку рассказа.

- Порфирий! - воскликнул толстый, увидев тонкого.- Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!


Кульминация

Найдите кульминацию рассказа.

- Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?

- Нет, милый мой, поднимай повыше,- сказал толстый.- Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.


Развязка

Найдите развязку рассказа.

"На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного стошнило".


Портрет

Сравните портреты толстого и тонкого. На какие детали портрета автор обращает внимание читателя?


Портреты даны через перечисление ярких внешних признаков - не только зримых. Здесь указывается даже на то, какие запахи сопровождают каждого героя: от толстого пахнет флёрдоранжем (изысканным одеколоном fleur d"orange - фр. "цветок апельсина") и хересом (вином, настоянном на травах). От тонкого, ехавшего, как можно догадаться, не в первом классе, - ветчиной и кофе. То есть апелляция к разным органам чувств читателя: зрению, слуху, обонянию.

Многочисленные картонки и коробки, которыми увешан тонкий, - свидетельство того, что носильщика взять ему не по карману. И дальнейшие слова диалога подтверждают, что Порфирий стеснён в средствах.


Кто из героев первым бросается к другу?

Толстый первым бросается к другу,

испытывая при этом искреннюю радость.


Как тонкий называет толстого?

- Батюшки! - изумился тонкий.- Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?


Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены.


Кто первым начинает разговор после приветствия? С чего он начинает рассказ о себе?

Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса.


О чём вспоминает тонкий? Почему толстый по воле автора не произносит

ни одной фразы во время монолога тонкого?

- В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий.

- Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были!


Толстый, Герострат, в детстве был честолюбивым человеком, не думающим о последствиях своих поступков.

Тонкий,Эфиальт, в детстве был ябедой, доносчиком, то есть угодничество было чертой его характера с детства .


Какой фразой толстый подталкивает тонкого к разговору о службе?

- Ну, как живёшь, друг? - спросил толстый, восторженно глядя на друга.

- Служишь где? Дослужился?


Что рассказывает о своей службе тонкий?

- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить.


Как меняются тонкий и его близкие, когда узнают о служебном положении толстого.

Почему они вдруг изменились?

Толстый – тайный советник, 2 ордена имеет, высший чин.

Тонкий – 8 класс, близок к нижнему чину. То есть тонкий ничего почти не добился . Тонкий стал себя вести как чиновник, а не как друг детства .



Как теперь меняется смысл заглавия?

Толстый и тонкий – это уже не только внешние признаки. Толстый - человек, добившийся высокого положения. А поведение тонкого говорит о ничтожности, незначительности героя.


Как отнёсся толстый к произошедшим изменениям в поведении и внешности тонкого и почему?

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило.


Как простились друзья детства?

Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.


Итак, толстый – и человек, и чиновник. Автор смеётся над тонким и в целом над чинопочитанием. Он как бы указывает, что проблема мелкого чиновника связана с чинопочитанием, угодничеством, что это характерно для общества 19 века. Поэтому на вокзале встретились друзья детства, а расстались два чина . Между ними пролегла невидимая пропасть.


«Все трое были приятно ошеломлены»?

С иронией


Для чего введены образы жены и сына тонкого, ведь толстый показан один?

Сын не почитает отца. Сначала подумал, только потом снял шапку, спрятался за спину отца. Жена во всём угождает мужу. Жена и сын даны для того, чтоб расширить характеристику тонкого.


Почему Чехов настойчиво именует героев толстый и тонкий, хотя читатель узнаёт их имена ещё во втором абзаце?

Намёк на социальное положение в обществе

(почтение к чину, а не к человеку) .


Что смешно, а что грустно в этом рассказе?

Рассказ «Толстый и тонкий» у всех читателей вызывает и улыбку, и грусть, потому что всегда и везде неприятно и грустно видеть, когда от человека остаётся один чиновник, будь он тонкий или толстый.

Сцена на вокзале оставляет неприятное чувство не только у друга детства, но и у читателя. Жаль, что так глупо и непоправимо испорчена радость встречи.


Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства. Кто из героев и когда забыл об этом?

Тонкий больше всего ценит в человеке его общественное положение, гнётся перед высшим чиновником. Он готов на любые унижения, чтобы показать свою способность угодить знатному человеку. Эту психологию раба, которая властвовала в царской России, и описывает

А. П.Чехов в своём рассказе «Толстый и тонкий».


Основная идея

Какова основная идея рассказа

В каждом в первую очередь нужно видеть человека, а не его чин; высмеивание угодничества перед сильными мира сего, мысль о том, что проблема мелкого чиновника связана с чинопочитанием, характерным для общества 19 века .

То есть, показав встречу двух одноклассников, Чехов показал всю систему российской жизни.


Диалог

Какова роль диалога в рассказе?

Диалог представляет собою главное событие рассказа. По структуре он делится на две основные части:

в первой тонкий, захлёбываясь от самодовольства, перечисляет свои, прямо скажем, не слишком большие достижения;

во второй - эти же достижения он представляет как что-то совершенно ничтожное. Если проводить аналогию с военными действиями, в первой фазе тонкий наступает, во второй - позорно отступает и признаёт своё поражение.


своё отношение к героям?

1. Речь. Реплики толстого коротки, что говорит о его уверенности. Реплики тонкого длинные, что указывает на угодничество, ведь он привык доказывать, оправдываться.

2. Градация «съежился, сгорбился, сузился».

3. Оценочные слова « побледнел», «окаменел ».


Лексика.

Какие ещё особенности худ. своеобразия рассказа

Чехова, кроме антитезы, речевой характеристики

героев, оценочных слов, градации, можно определить?

Олицетворение

Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились»)

как китаец», «как спелые вишни »)

Сравнения

(больше использовано глаголов,

т. к. они передают смену действий)

Части речи

Устаревшие слова

(«лобызания», «приватно», «вельможи»)

Разговорно-оценочные слова

(«голубчик мой», «батюшки», «облобызались »)


Синтаксис.

(2 раза употребляется «были приятно ошеломлены», «Это вот… сын мой… жена Луиза…»)

Инверсия

встретились два приятеля», «выглядывала женщина», «воскликнул толстый» - указывает на важность действий героев )

Тип предложений

( восклицательные и вопросительные, т. к. много

впечатлений при встрече)


Стилистические особенности

рассказов А. П. Чехова:

1. Простое, предельно краткое заглавие.

2. Диалоговое построение рассказов.

3. Традиционная композиция (завязка, кульминация, развязка).

4. Краткая завязка: указаны действующие лица, время и место действия. .

5. Индивидуальность речи героев как основа их неповторимости.

6. Портрет как средство характеристики героя.

7. Краткость и лаконизм: простые предложения, практическое отсутствие эпитетов, обилие глаголов, т. к. главное – описание действий, метафоры, доведённые до гротеска.

8. “ Говорящая деталь ” , заменяющая подробное описание.

9. Отказ от лирических отступлений и описаний.


Самостоятельная работа

Напишите характеристику героя по плану.

1 вариант –

характеристику

2 вариант –

характеристику

толстого

1. Место, занимаемое героем в произведении. 2. Положение героя в обществе. 3. Портретная характеристика. 4. Речевая характеристика. 5. Черты характера.


А. П.Чехов – признанный мастер маленького рассказа. Фраза «Краткость – сестра таланта» была любимой у писателя. Его короткие рассказы были очень яркими по содержанию. Они отличаются незамысловатостью сюжетов, чётким композиционным построением, присутствием ярких художественных деталей, говорящих имён и фамилий, динамичностью действия, сценичных диалогов. Они наполнены юмором и бодростью.


« Чехов - несравненный художник. И достоинство его творчества в том, что оно понятно не только всякому русскому, но и человеку вообще».

Л. Н. Толстой