Пскр пурга годы службы 1986 1989. «Пурга» (1935) — корабль предназначался для охранения крупных кораблей эскадр флота на переходах морем. Мероприятия по улучшению работы объекта

Пограничный сторожевой корабль проекта 52 "Пурга"
Проект
Страна
Изготовители
Годы постройки 1938-1957
Запланировано 1
Построено 1
В строю 0
Отправлено на слом 1
Основные характеристики
Водоизмещение 3165 тонн (полное - 3819 тонн)
Длина 95,3 м
Ширина 15,1 м
Осадка 5,37 м
Двигатели 6 дизелей "37-Д" работающих на три вала
Мощность наибольшая: 12000 л. с.
Скорость хода полная - 17 узлов ;
экономическая - 10 узлов
Дальность плавания 12588 миль при экономическом ходе
Автономность плавания 35 суток
Экипаж 250 человек
Вооружение
Радиолокационное вооружение РЛС «Риф», НРЛС «Рым-1»
Артиллерия 4×1 100-мм
Зенитная артиллерия 6×2 37-мм
Противолодочное вооружение ГАС «Тамир-5», 4 бомбомёта (БМБ-2), 70 ГБ
Минно-торпедное вооружение 30 мин

«Пурга» - пограничный сторожевой корабль (СКР) ледового класса, единственный представитель проекта 52.

Ледовые качества корабля проекта 52 «Пурга» обеспечивались повышенной прочностью корпуса (например, толщина обшивки ледового пояса 25 мм), формой форштевня, наличием носового и кормового дифферентных отсеков и бортовых креновых цистерн. Гребные винты, как обычно у ледоколов, изготавливались из качественной стали и имели съёмные лопасти.

История строительства

Проектирование пограничного сторожевого корабля, способного действовать во льдах, началось в рамках программы «крупного морского судостроения» 1936 г. Проект в 1937 – 1938 гг. разработало ЦКБ-32 (ныне – «Балтсудопроект») по заказу Морпогранохраны НКВД. 17 декабря 1938 г. корабль заложили на заводе «Судомех» (ныне – Северная площадка «Адмиралтейских верфей»), а 24 апреля 1941 г. он сошёл на воду. Его вступление в строй планировалось в том же году. Но с началом войны строительство сторожевика, имевшего готовность 28%, прекратили, а недостроенный корабль законсервировали. Постройка была возобновлена лишь в 1951 г. и продолжалась около пяти лет. Ледокольный корабль «Пурга» вступил в строй 31 марта 1957 г.

История службы

В 1957 – 1959 гг. служба «Пурги» проходила на Севере. В этот период пограничный корабль задержал несколько иностранных судов, занимавшихся незаконным промыслом. Летом 1959 г. «Пурга» Северным морским путём перешла на Дальний Восток и стала базироваться на Петропавловск-Камчатский. За время службы корабль прошёл 411 386 миль и задержал 26 иностранных судов - нарушителей границы. 16 марта 1990 г. на «Пурге» торжественно спустили флаг и гюйс. Ветераны морской пограничной охраны предлагали организовать на её борту музей, но всё же заслуженный корабль был продан на слом за границу.

Оскар ФАСОЛЬКО,
ветеран погранвойск

Флагман пограничного флота

Ледокольный корабль «Пурга» вступил в строй 31 марта 1957 г. а и в течение 33 лет охранял морские границы СССР. Интерес к этому самому крупному и уникальному во многих отношениях кораблю вызван не только славным боевым прошлым, но и историей многих поколений моряков-пограничников, прослуживших на нем.

Известно, что до Великой Отечественной войны границы Заполярья длительное время охранял сторожевой корабль «Пурга», который погиб при загадочных обстоятельствах в 1938 г. И по существующей на флоте традиции новый пограничный корабль, заложенный в декабре 1938 г., был назван так же «Пургой». На закладной доске, закрепленной на киле, был текст: «Корабль заложен в бытность Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В. Сталина, наркома внутренних дел Л.П. Берия».

Целевое назначение корабля - охрана северных морских границ, и в частности горла Белого моря, где в зимнее время иностранные суда вели незаконную добычу морского зверя. «Пурга» строилась в Ленинграде на заводе «Судомех», ныне «Адмиралтейские верфи», где, между прочим, в свое время были построены крейсер «Аврора» и атомный ледокол «Ленин».

«Пурга» была спущена на воду для последующего монтажа энергетического оборудования - сердца корабля - незадолго до начала войны. В годы блокады Ленинграда корабль стоял у берега Невы, закрывая своим корпусом крейсер «Киров» от разрывов вражеских снарядов, и получил при этом ряд повреждений.

Лишь в 1951 г., после переработки проекта корабля с учетом последних достижений в области морской техники, началась достройка «Пурги».

Ледовые качества корабля обеспечивались повышенной прочностью корпуса (например, толщина обшивки ледового пояса 25 мм), формой форштевня, наличием носового и кормового дифферентных отсеков и бортовых креповых цистерн. Гребные винты, как обычно у ледоколов, были изготовлены из качественной стали и имели съемные лопасти.

Следует также отметить значительную сложность и уникальность энергетической установки «Пурги». Впервые в мире на корабле для передачи мощности от главных двигателей на гребные винты использовались гидротрансформаторы, которые обеспечивали движение судна во льдах, а также реверсирование гребных валов (передний и задний ход). Ледовые качества превзошли проектные, поскольку «Пурга» успешно передвигалась во льдах толщиной около одного метра.

Согласно расписанию экипаж корабля в мирное время составлял 226 человек, из них 75 человек в составе электромеханической боевой части.

Формирование команды началось примерно за 1,5-2 года до вступления корабля в строй, поскольку личный состав всех боевых частей должен был освоить сложную технику, подготовиться к дальнему походу и к службе по охране морских границ.

Первым командиром «Пурги» был капитан 1 ранга Матвей Алексеевич Гончаров - бывалый и опытнейший моряк. Еще до войны он охранял дальневосточные морские границы. В штормовую погоду и в минуты опасности командир всегда был на мостике. И казалось, что здесь он мог находиться сутками, если того требовала ситуация. «Пурга» была его родным домом - даже на берег он сходил редко.

Первый старпом - капитан 3 ранга Н.М. Антонов, который затем в течение многих лет командовал «Пургой».

Командиры и офицеры боевых частей корабля В.П. Маричев, Г.Л. Минченко, М.Г. Егоров и другие также имели опыт флотской службы и были хорошими специалистами. Несколько позже командиром дивизиона движения был назначен я, автор этих строк, а командиром электротехнического дивизиона - Б.А. Григорьев.

На ходовые испытания «Пурга» вышла только в феврале 1957 г. Для нас, моряков, особенно для механиков, это был исторический момент, поскольку корабль теперь стал нам родным домом и словно живым существом. Испытания длились более месяца, после чего производились различного рода доработки и устранения дефектов по замечаниям личного состава. Но в целом, на что мы сразу обратили внимание, корабелы построили добротный корабль, снабдив его большим количеством запасных частей и материалов для длительных переходов.

Первый переход корабля из Ленинграда к месту дислокации - Кувшинская Салма - был очень интересным. Тогда, в разгар «холодной войны», наши боевые корабли не столь часто ходили в дальние походы, поэтому «Пурга» проследовала через Датский пролив под пристальным вниманием самолетов и кораблей НАТО. Самолеты летали над кораблем столь низко, что, казалось, вот-вот заденут мачты, а встречные корабли НАТО проходили параллельными курсами буквально в 10-12 метрах, приветствуя нас, играя «захождение». Когда проходили через проливы, хорошо были видны низкие зеленые берега Дании, стада коров и машущие нам дети.

В Заполярье служба корабля продолжалась недолго, но уже в первый выход «Пурги» во льды горла Белого моря были обнаружены и задержаны 6 иностранных шхун, занимавшихся незаконным промыслом тюленей. Появление пограничного корабля для них было полной неожиданностью. Шхуны были отконвоированы в одну из бухт, недалеко от нашей базы.

Летом 1959 г. «Пурга» прошла Северным морским путем на Дальний Восток. Этот переход еще раз подтвердил высокие мореходные качества корабля и хорошую выучку личного состава. Конечно, основная нагрузка легла на электромеханическую боевую часть, обеспечивающую движение корабля. Нормальный шум работы главных двигателей и других механизмов корабля для механиков был подобен музыке.

Во время этого перехода жестко ограничивалось потребление пресной воды для бытовых нужд. Какова же была радость личного состава, когда на одном из этапов нашего пути неожиданно обнаружилось, что за бортом вода слабосоленая, видимо в результате поступления огромных масс пресной воды из могучих сибирских рек. На корабле сразу же был объявлен банный день.

«Пурга» пришла к месту постоянного базирования - в бухту Соленое озеро (Петропавловск-Камчатский) - 9 сентября 1959 г. и затем более 30 лет охраняла морские границы от Чукотки до Южных Курил, находясь в оперативном подчинении командования войск Тихоокеанского пограничного округа.

Корабль в основном выполнял задачи охраны природных богатств и ресурсов, а также оказывал помощь сухопутным подразделениям, особенно в тяжелых зимних условиях.

Служба на «Пурге» была для моряков-пограничников суровой школой, требовавшей большой отдачи, а порой и героических усилий.

В сложных, а зачастую в экстремальных условиях проходили многочисленные задержания нарушителей границы с высадкой осмотровой группы во главе с помощником командира корабля капитаном 3 ранга М.Г. Егоровым.

Однажды во время сильного шторма вышло из строя рулевое управление «Пурги». Чтобы устранить неполадку, нужно было попасть в румпельное отделение. А это можно было сделать только через верхнюю палубу, на которую обрушивались огромные волны. С большим риском для жизни командир электротехнического дивизиона капитан-лейтенант Б.А. Григорьев все-таки пробрался в отделение и устранил неисправность.

В трудных ледовых и метеорологических условиях «Пурга» неоднократно оказывала помощь затертым во льдах и терпящим бедствие судам, прокладывала пути через льды от Магадана до Чукотки.

Во время длительного пребывания корабля на охране границы, которое затягивалось порой до пяти месяцев, личный состав был сильно ограничен в расходе пресной воды. По инициативе командира электромеханической боевой части капитана 3 ранга А.И. Скрысанова были произведены конструктивные изменения в системе обеспечения пресной водой. В результате запасы увеличились в четыре раза за счет возможности использования дифферентных и креновых отсеков.

Старший помощник командира корабля капитан 2 ранга Г.С. Кулышев вспоминает операции, которыми он руководил.

Однажды ранней весной прервалась связь с постом радиотехнического наблюдения Камчатской военной флотилии на мысе Африка (восточный берег Камчатки). После высадки поисковой группы в сложных условиях, при сильном волнении и в дрейфующих битых льдах, личный состав поста был обнаружен в бессознательном состоянии и доставлен на корабль. На «Пурге» им была оказана первая медицинская помощь, а затем спасенные люди были доставлены в больницу поселка Усть-Камчатск.

В районе острова Уташуд (юго-восточное побережье Камчатки), - рассказывает Г. Кулышев, - пограничная поисковая группа с собакой из-за продолжительного шторма оказалась в тяжелом положении: закончилось продовольствие, прервалась связь. Со скалистого берега на сильной прибойной волне группа была снята и доставлена в Петропавловск-Камчатский.

Или же такой пример. Глубокой осенью личному составу «Пурги» была поставлена задача - срочно доставить из Петропавловска-Камчатского на Чукотку, в бухту Провидения, несколько тонн аммонита для геологических работ. Аммонит был погружен в один из освобожденных от боезапаса артиллерийских погребов. В штормовую погоду в условиях сильного обледенения груз был доставлен по назначению.

Были случаи гибели японских рыболовецких шхун, выброшенных в штормовую погоду на скалы Курильских островов. Выживших и погибших японских рыбаков с большим риском доставляли на борт «Пурги». Корабельный врач Филиппенко оказывал пострадавшим первую помощь, после чего они передавались на японские полицейские корабли или торговые суда в согласованных с японскими властями точках Тихого океана.

Капитан 1 ранга В.И. Изергин, командовавший «Пургой» в течение 10 лет, вспоминает:

В феврале 1973 года корабль был направлен в район южных Курил, где образовались скопления льда у Малой Курильской гряды, островов Кунашир и Итуруп. Пограничные корабли не могли выйти в море и нести службу, чем и воспользовались японские браконьеры.

Придя в район, «Пурга» сразу же обнаружила несколько иностранных шхун, занимавшихся промыслом в наших водах. Одна из шхун ловила краба буквально в 500 метрах от острова Итуруп. Пограничники предприняли все меры к задержанию нарушителей. Шхуна попыталась покинуть наши воды, на ходу выбрасывая краба за борт. Но очень скоро японские браконьеры поняли, что уйти им не удастся, поэтому повернули к берегу и успели подойти к нему вплотную. Как только катер с осмотровой группой направился к шхуне, японцы развернулись и на полном ходу устремились к берегу.

По указанию командования, подошедшему японскому полицейскому кораблю было разрешено снять команду шхуны. А потом была нота МИД Японии о том, что советский пограничный корабль вынудил шхуну выброситься на берег. Только любительская киносъемка одного из офицеров «Пурги» помогла оправдать действия экипажа.

А однажды, когда «Пурга» привела одну из задержанных японских шхун в бухту Крабовая на острове Шикотан и сдала ее пограничной комендатуре, по телевизору, который принимал программы японского телевидения, мы увидели оповещение для японских рыбаков о том, что в таком-то районе находится советский пограничный ледокольный корабль… И показали нашу «Пургу».

В июле ПСКР «Пурга» обычно направляли для несения службы в район Чукотки, и, как правило, до конца навигации. Кроме несения пограничной службы приходилось оказывать самую различную помощь отдаленным погранзаставам.

Так, в 1965 г. в Чукотском море сложилась очень тяжелая ледовая обстановка, и суда Севморпути не смогли завезти на заставы Арктического побережья продукты. Поэтому с выходом ПСКР из текущего ремонта во Владивостоке в сентябре этого же года начальник Тихоокеанского пограничного округа поставил задачу обеспечить северные заставы продовольствием. Для этого в носовой части корабля построили временную деревянную платформу для вертолета - другого способа доставить груз из-за льдов вдоль побережья не было. «Пурга» успешно пробилась сквозь льды ко всем заставам и обеспечила их буквально в течение четырех дней.

Учитывая опыт использования вертолета, мы предложили (и даже включили в ремонтную ведомость на средний ремонт в 1968-1969 гг.) оборудовать «Пургу» штатной вертолетной площадкой. Однако морское управление ГУПВ запретило переоборудование, обосновав это большой ответственностью и риском. Но в дальнейшем на Дальнем Востоке, в частности на Камчатке, используя наш опыт, успешно действовали пограничные корабли ледового класса с вертолетами на борту.

…Пограничный сторожевой корабль «Пурга» закончил свой боевой путь 16 марта 1990 г., пройдя около полмиллиона миль. В торжественной обстановке был спущен военно-морской флаг Пограничных войск и гюйс. К сожалению, после длительного «отстоя» корабль был отбуксирован и продан на металлолом в Японию, о чем мне поведал много лет спустя последний командир «Пурги» В.В. Минкевич.

Тактико-техническая характеристика ПСКР «Пурга»:

  • полное водоизмещение - 3860 тонн;
  • длина - 95 метров, ширина - 15 метров;
  • суммарная мощность шестиглавых двигателей, обеспечивающих ход корабля, - 12 000 л. с.;
  • максимальная скорость при работе трех винтов - 17,5 узла;
  • дальность плавания при экономическом ходе - 12 600 миль.

«Пурга» имела относительно сильное для пограничного корабля вооружение:

  • 4 универсальных орудия калибра 100 мм;
  • 4 спаренных зенитных орудия;
  • 4 бомбомета.

Вооружение

Артиллерийское вооружение

  • 1–102/60-мм;
  • 4–45/46-мм 21К.

Минно-торпедное вооружение

  • 1 трехтрубный 450-мм торпедный аппарат обр. 1912 г.;
  • 24 - мин обр. 1908–1912 гг;
  • 20 - Б-1;
  • 30 - М-1;
  • 2 - Бомбометы БМБ-1;
  • 4 - бомбосбрасыватели.

История службы

Корабль предназначался для охранения крупных кораблей эскадр флота на переходах морем и в бою от ударов подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника, дозорной и разведочной службы, эскортирования подводных лодок, конвоирования транспортных судов, постановки минных заграждений. Построен согласно второй очереди первой советской программы военного кораблестроения на 1926-1932 гг., которая затем была включена в план первой пятилетки 1929-1933 гг. (трехлетний план 1930-1933 гг.). Строительная перегрузка 13,3 т. Корабль принимался без средств связи, которые монтировались и налаживались, без 45-мм орудий, смонтированных только в 1937 г. и без крупнокалиберных пулеметов. Вошел в состав 1-го ДСКР ОВР КБФ.

В мае 1938 г. планировался к переводу на Север в составе ЭОН-5, но экспедиция была отменена. С 1939 г. нес на борту отличительные литеры "ПГ". 12-13.10.1939 г. совместно с СКР "Вихрь" конвоировал из Кронштадта плавбазы ПЛ "Полярная Звезда" (в Таллин) и "Кронштадт" (в Палдиски).

Участвовал в войне с Финляндией 1939-1940 гг.: высадка десанта на о. Гогланд, конвоирование эскадры КБФ.

В ноябре 1939 г. включена в отряд Особого назначения, кап. 2 ранга Александрова созданный для занятия островов. Находился в распоряжении командира отряда капитана 1 ранга С. С. Рамашвили (флаг на лидере "Ленинград").

1.12 в 10:00 отряд сосредоточился на рейде Колганпя, а в 12:10 снялся с якоря. СКР сопровождал эсминец "Артем", шедший под флагом командира отряда. Пройдя прол. Хайлода (Хангелода), около 16 часов подошел к о. Суурсари (Гогланд), куда в 17:00 высадилась разведгруппа и, никого не обнаружив, в 18:00 вернулась на корабли.

Отряд направился в Лужскую губу.

3.12.1939 г. в 5:30 "Пурга" вместе с СКР "Буря" вышла из Лужской губы к Суурисари с командованием операцией на борту. В 10:30 началась высадка десанта, в 18:00 остров был занят. СКР "Пурга" в это время находилась в дозоре у северного прохода.

18 и 19.12.1939 г. СКР "Пурга" в составе Эскадры КБФ (линкоры, лидеры, эсминцы, СКР и тральщики) в тяжелых ледовых и погодных условиях сопровождал линкоры "Октябрьская Революция" и "Марат", выходившие из главной базы для обстрела 254-мм батареи у Сааренпя. Батарею подавить не удалось. 19.06.1941 г. по флоту объявлена оперативная готовность N`2, а в ночь на 22.06 - оперативная готовность N`1 (боевая).

Участвовал в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: постановка минных заграждений в Финском заливе, боевые действия на Ладожском озере, высадка десантов о-вах Лункулансари и Мантинасари (24-28.07.1941 г.), эвакуация войск из, арт. поддержка сухопутных частей, перевозки по "Дороге Жизни" - в составе конвоев и самостоятельно.

С августа 1941 г. входил в состав Ладожской военной флотилии КБФ, будучи единственным современным боевым кораблем специальной постройки в составе этой флотилии.

22.06.1941 г. "Пурга" встретила в составе учебной бригады ПЛ (флаг комбрига), базировавшейся на Ленинград.

С 27.06 по 19.07.1941 г. находился в составе отряда "Восточная позиция" вице-адмирала Ю. Ф. Ралля (МЗ "Марти", "Урал", 5 ЭМ, 2 СКР, 1 УК, 2 СЗ, 1 ГИСУ, катера МО, КАТЩ и др. суда) для минных постановок на Гогландском плесе (Восточная минно-артиллерийская позиция). 4.07 совместно с МЗ "Урал" и ЭМ "Калинин" ставил мины между о-вами Родшер и Вайндло. 19.07.1941 г. выделен для участия в десантной операции на о-вах Лункулансари и Мантинасари на Ладожском озере, в тот же день СКР перешел из Кронштадта в Ленинград.

Вечером 20.07 в составе отряда под флагом командующего Морской обороной Ленинграда (МОЛ) и Озерного района (ОР) контр-адмирала Ф. И. Челпанова, с шестью транспортами, на которых находились 1-й и 2-й батальоны 4-й БрМП, перешел от Васильевского острова в Шлиссельбург, а в 22:10 с командующим МОЛ и ОР вышел из Шлиссельбурга в Андрусову бухту для установления связи с 7-й армией, а также в Видлицу, где адмирал Челпанов встретился с командующим Ладожской военной флотилии (ЛВФ) и информировал его о намеченной операции. 21.07 "Пурга" выходила в район операции для разведки, но противник ничем себя не обнаружил. 22.07 сторожевик вышел из Видлицы для встречи транспортов с войсками и 23.07 в 5:44 прибыл с тремя транспортами в Андрусову бухту.

В 20:21 отряд направился к о. Лункулансари, к нему присоединились 3 КЛ, 2 БКА и 2 СКА-МО. 24.07.1941 г. с 8:15 прикрывал высадку десанта, вечером СКР ушел в Шлиссельбург пополнить запас топлива. Утром 26.07.1941 г. "Пурга" под флагом Ф. И. Челпанова вышла для встречи транспортов с 3-м батальоном 4-й бригады (2-й десантный отряд), а затем прикрывала его высадку на о. Мантинсари.

Ввиду ожесточенного сопротивления противника десант был принят обратно на суда. После проведения операции по высадке десантов СКР был передан в состав ЛВФ, в группу СКР (вместе с "Конструктором").

9.08.1941 г. с двумя КЛ и катерами у о. Путсало (9 миль восточнее Лахдепохья) артогнем поддерживал части 168-й СД. 15.08.1941 г. участвовал в операции по захвату о-вов Кельосаари и Хаккосало. 16.08.1941 г. совместно с КЛ "Бира" отражал высадку десанта противника с о-вов в районе Сортавалы в тыл советским войскам. 18.08.1941 г. предположительно уничтожил до 500 человек десанта противника, высаживавшихся на плотах в районе Кельосари, при этом получил прямое попадание 76-мм снаряда.

19-20.08.1941 г., прикрывая эвакуацию из района Кильпола в район южнее Кексгольма и на о. Валаам и посадку на суда 168-й СД, вел огонь по батареям противника и отражал налеты авиации. На корабле держал флаг командующий флотилией капитан 1 ранга Б. В. Хорошхин. 25.08 вместе с 6 ТЩ и 3 СКА конвоировал баржи с бойцами 168-й СД от Валаама в Шлиссельбург.

11.09.1941 г. участвовал в обстреле о.Рахмасаари.

12.09.1941 г. в составе первого отряда перевез по "Дороге Жизни" из Новой Ладоги в Осиновец 60 т боеприпасов для осажденного Ленинграда. Поскольку причалы еще не были построены, двое суток разгружался с помощью шлюпок (силами личного состава). Поддерживал береговые части ЛВФ, оборонявшие правый берег Невы в районе Шлиссельбурга. 17.09.1941 г. обеспечивал эвакуацию войск с о. Валаам и Байевых о-вов в Осиновец, сел на камни у Валаама, получил подводную пробоину, были погнуты винты.

Ремонт корпуса осуществлялся силами личного состава. С 30.09.1941 г. СКР "Пурга" привлекался к доставке особо важных грузов через Ладожское озеро. 2.10 привел в Осиновец караван судов. 3.10 в составе конвоя с КЛ "Шексна", двумя транспортами и тремя ТЩ совершил переход Осиновец - Новая Ладога, корабли выдержали шторм в 9 баллов.

4.11 вывез из Осиновца в Новую Ладогу 300 женщин и детей. 17.11 в составе отряда (СКР "Пурга", КЛ "Селемджа" и "Бира" в охр. МО и БКА) вышел из Новой Ладоги в Морье на зимнюю стоянку. Суда везли муку для Ленинграда, 4 дня шли во льду толщиной 45-50 мм, несколько раз корабли затирало. СКР "Пурга" получил незначительные повреждения бортов. 19.11 с двумя КЛ и двумя БКА был затерт льдами в 7 милях от маяка Морьинский. Зимовал во льдах на подходах к Осиновцу.

Всего за 1941 г. СКР совершил 21 рейс по перевозке войск, боеприпасов, продовольствия, в том числе в четырех рейсах вел на буксире баржи. За 99 ходовых дней прошел 6541 милю. В июне 1942 г. в доке были исправлены винты. 26-27.07.1942 г. в составе отряда прикрытия вместе с 6 МО (всего в операции участвовали 1 СКР, 3 КЛ, 5 ТЩ, 8 МО, 2 ТКА и воздушное прикрытие) участвовал в набеговой операции на базу финско-немецко-итальянской флотилии в гавани Саунасари (близ Питкярантского зал.). В бухте вражеских кораблей не оказалось, поэтому огонь велся по побережью, занятому противником.

30.07.1942 г. оказал помощь каравану судов, застигнутому штормом на озере. 6.08 был включен в состав отряда по захвату о. Ганге-Па в трех милях к юго-западу от Валаама. 8.08 в 19:00 отряд вышел из Новой Ладоги. На "Пурге" отказал рулевой привод, из-за потери времени на его исправление отряд был вынужден повернуть обратно: СКР направился в Новую Ладогу пополнить топливо, а катера - к о. Сухо. 9.08.1942 г. в 18:30 "Пурга" прибыла к Сухо, где присоединилась к катерам. В 19:30 отряд вышел на операцию и 23:25 прибыл в точку севернее Ганге-Па. С СКР спустили две шлюпки с десантом и МО повели их к берегу. Высаженный 10.08.1942 г. в 1:10 десант противника не обнаружил, и в 10:10 отряд вернулся в Новую Ладогу.

19.08.1942 г. в 23:00 с двумя МО СКР направился от Осиновецкого маяка в район о. Коневец - банка Суханевская с задачей обнаружить и уничтожить плавсредства противника. Не встретив противника, отряд 20.08 в 7:42 вернулся в бухту Морье. 31.08.1942 г. в 6:30 вместе с КЛ "Нора" прибыл в Шлиссельбургскую губу, артиллерийским огнем оказывал (в составе отряда 1 СКР, 4 КЛ) содействие наступление частей 128-й СД, участвовавшей в Третьей Синявинской наступательной операции на фланге 8-й армии. В 15:41 корабли были атакованы тремя Ju 88, сбросившими 18 бомб, обошлось без повреждений.

С 19:00 до 20:25 выполнил две стрельбы по артбатареям противника в районе рабочего поселка N`2. В 21:40 ушел с огневой позиции и стал на якорь в 10 кбт. от буя банки Железница. 1.09.1942 г. в 9:20 снялся с якоря для перехода к ВМБ Осиновец, шел со скоростью 12 уз., работали оба котла и две турбины. В 9:48 был атакован самолетами противника, увеличил скорость, открыл огонь из четырех 45-мм орудий и четырех пулеметов. К кораблю прорвались три "юнкерса". Одна бомба попала в корабль, пробила палубу и днище в первом КО и разорвалась в воде. Затопило первое КО, вода стала поступать в кубрик N`1 и первое МО. Несколько бомб упали у бортов, осколками пробило баки с бензином, от чего начался пожар. Загорелась краска на бортах, огонь перекинулся на ходовой мостик, шлюпки. Корабль получил крен на левый борт и шел под левой турбиной. Носовой погребпришлось затопить во избежание взрыва.

В тушении пожара приняла участие КЛ "Нора". Пламя удалось сбить, но положение СКР оставалось критическим, так как он принял много воды. "Нора", пытаясь взять "Пургу" на буксир, навалилась на ее правый борт. Кромка палубы начала погружаться в воду, вода с левого борта подошла к люкам. Экипаж был вынужден покинуть корабль. В 10:13 "Пурга" перевернулась через левый борт и долго держалась на плаву вверх килем, а затем затонула в 25 кбт. к востоку от мыса Осиновецкий на глубине 9 м. Ее носовую оконечность оторвало по 47-й шп.

Погибли 11 моряков, 28 были ранены, 8 из них - тяжело.

В сентябре 1942 г. корабль обследовали водолазы АСО ЛВФ. С него были сняты и подняты из воды 2 102-мм орудия, 4 45-мм, 1 ДШК, 2 пулеметные установки М-1. С

13.06.1943 г. АСО КБФ выполнял подъемно-водолазные работы, в которых участвовали буксирный п/х "Штаг", подъемный кран и два водолазных бота. При подъеме вместо жестких понтонов использовались металлические плашкоуты. Предварительно поставленный на ровный киль корабль 22.07 подняли и прибуксировали в бухту Морье.

Пограничный сторожевой корабль «ПУРГА» проекта 52К

В декабре 1938г. В Ленинграде на заводе «Судомех» был заложен пограничный сторожевой корабль «Пурга».
Целевое назначение корабля — охрана северных морских границ.
Корабль спустили на воду в апреле 1941г., но в июне началась война и все работы по строительству были приостановлены.
Только в 1951г. после переработки проекта приступили к достройке «Пурги».
Корабль вступил в строй 31.03.1957г.

Первые годы службы «Пурги» прошло в Заполярье.

ПСКР «ПУРГА» в Балтийске во время перехода на Север:

Но уже в 1959г. было принято решение о переводе корабля на Камчатку.

Митинг в Кувшинской Салме перед уходом на ДВ:

Летом 1959г. «Пурга» прошла по СМП на Дальний Восток и 9 сентября 1959г.
отшвартовалась в бухте Солёное озеро.
Более 30 лет «Пурга» несла службу по охране Дальневосточных рубежей от Чукотки до Южных Курилл,
находясь в оперативном подчинении командования войск Тихоокеанского пограничного округа.

ПСКР «ПУРГА»:





1969г. Бухта Солёное озеро. ПСКР «ПУРГА» слева:

«Пограничный сторожевой корабль «Пурга» закончил свой боевой путь 16 марта 1990 г.,
пройдя около полмиллиона миль.
В торжественной обстановке был спущен военно-морской флаг Пограничных войск и гюйс.
К сожалению, после длительного «отстоя» корабль был отбуксирован и продан на металлолом в Японию...»

Олег Фасолько. Флагман пограничного флота.





Проектирование пограничного сторожевого корабля, способного действовать во льдах, началось в рамках программы «крупного морского судостроения» в 1936 году. В 1937 – 1938 гг. ЦКБ-32 (ныне – «Балтсудопроект») по заказу Морпогранохраны НКВД разработало проекта 52. 17 декабря 1938 г. корабль проекта 52 «Пурга» заложили на заводе «Судомех» (ныне – Северная площадка «Адмиралтейских верфей»), а 24 апреля 1941 г. он сошёл на воду. Его вступление в строй планировалось в том же году. Но с началом войны строительство сторожевика, имевшего готовность 28%, прекратили, а недостроенный корабль законсервировали. Постройка была возобновлена лишь в 1951 г. и продолжалась около пяти лет. Ледокольный корабль «Пурга» вступил в строй 31 марта 1957 г.


Ледовые качества корабля проекта 52 «Пурга» обеспечивались повышенной прочностью корпуса (например, толщина обшивки ледового пояса 25 мм), формой форштевня, наличием носового и кормового дифферентных отсеков и бортовых креновых цистерн. Гребные винты, как обычно у ледоколов, изготавливались из качественной стали и имели съёмные лопасти.

В 1957 – 1959 гг. служба «Пурги» проходила на Севере. В этот период пограничный корабль задержал несколько иностранных судов, занимавшихся незаконным промыслом. Летом 1959 г. «Пурга» Северным морским путём перешла на Дальний Восток и стала базироваться на Петропавловск-Камчатский. За время службы корабль прошёл 411 386 миль и задержал 26 иностранных судов - нарушителей границы. 16 марта 1990 г. на «Пурге» торжественно спустили флаг и гюйс. Ветераны морской пограничной охраны предлагали организовать на её борту музей, но всё же заслуженный корабль был продан на слом за границу.


Тактико-технические данные ПСКР «Пурга»:
Водоизмещение, т: стандартное – 3165, полное – 3958;
Размеры, м: длина - 95,5; ширина - 15,1; осадка - 5,7;
Силовая установка: 3х3200 л. с., электродвигатели, 3 ВФШ;
Скорость полного хода, уз: 17;
Дальность плавания: 8500 миль (10 уз.), 3467 миль (17 уз.);
Автономность, сут.: 35;
Вооружение: 4х1 100-мм Б-34УСМА (1094 выстрела) – ПУС «Сфера-50»; 6х2 37-мм В-11М (14000 выстрелов); 4 БМБ-2 (70 ГБ); 30 мин КБ
Бронирование, мм: рубка – 8;
РТВ: РЛС «Риф», НРЛС «Рым-1», аппаратура госопознавания – запросчик «Никель», ответчик «Хром», ГАС «Тамир-5»;
Экипаж, чел: 250