Мемориал борцам революции на марсовом поле. Памятник павшим борцам революции. Категория историко-культурного значения

Категория историко-культурного значения

Федерального значения

Вид объекта

Ансамбль

Основная типология

Памятник градостроительства и архитектуры , Памятник истории

Сведения о дате создания

Адрес объекта (местонахождение)

г. Санкт-Петербург, Марсово поле

Наименование, дата и номер решения органа государственной власти о постановке объекта на государственную охрану

Постановление Правительства Российской Федерации "О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге" № 527 от 10.07.2001 г.

Описание предмета охраны

Объемно-пространственное и планировочное решение территории: местоположение мемориального комплекса на территории, ограниченной с севера – Миллионной ул., с востока – наб. Лебяжьей канавки, с юга - наб. р. Мойки, с запада – Марсовым полем; состав объекта: 1. Мемориал; 2. Сад-партер; 3. Братские могилы погибших во время Февральской и Октябрьской революций, в годы Гражданской войны; 4. Могилы участников Гражданской войны, деятелей Коммунистической партии и советского государства; историческая объемно-пространственная композиция, включая местоположение мемориала, сада-партера, 16 фонарей-торшеров, визуальные связи с акваторией р. Невы, р. Мойки, Летним садом, Троицким мостом, Марсовым полем. I. Мемориал, 1917-1919 гг., арх. Руднев Л.В., худ. Конашевич В.М., 1957 г., арх. Майофис С.Г. (реконструкция) Объемно-пространственное решение и конструктивная система: квадратная в плане мемориальная композиция, сложенная из каменных блоков – материал (красный овоидный гранит (рапакиви), конструкция (ступенчатая), обработка поверхности блоков (бучардирование); восемь (по две с каждой стороны памятника) гранитных стел на цоколе, с полуциркульным завершением; мощение гранитными плитами по внешнему и внутреннему периметру стен и центральной площадки; восемь гранитных блоков на консолях, оформляющих торцы стен, характер и содержание надписей (автор текстов – А.В. Луначарский); двенадцать надгробных гранитных плит – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная), характер и содержание надгробных надписей; стилизованная, квадратная в плане, чаша вечного огня – материал (гранит, металл). II. Сад-партер, 1920-1923 гг., арх. Фомин И.А., садовый мастер Катцер Р.Ф. Объемно-пространственное решение и планировочное решение: историческая объемно-пространственная композиция сада-партера; историческая регулярная, четырехчастная с центральной аллеей и площадкой, планировка; конструкция садово-парковых дорожек – набивные из высевок красного гранита на щебеночном основании; углы пересечения диагональных аллей оформлены солитерными посадками; периметр по западной, восточной и южной границам сада оформлен аллеями из формованных деревьев; углы газонов закреплены декоративными кустарниками; историческое газонное ограждение; 16 фонарей-торшеров (перенесены с Благовещенского моста) – местоположение (центральная площадка сада), исторические габариты, материал (чугун, стекло), архитектурно-художественное решение (колонна, канеллированная в верхней части и декорированная поясом из листьев аканта, с основанием в виде восьмигранной тумбы); парковые фонари – габариты, конфигурация, историческое художественное решение (металлический столб, декорированный чугунными муфтами, на чугунном пьедестале, со светильником в виде стеклянного шара на чугунной розетке); садовые диваны на чугунных ножках, с сиденьями из деревянного бруса, цвет (белый – сиденья, черный – ножки). Насаждения: исторический видовой состав насаждений: дуб черешчатый, липа мелколистная, сирень обыкновенная и венгерская (различные сорта), барбарис обыкновенный, ива; историческое цветочное оформление вдоль центральной аллеи (декоративная рабатка и посадки пионов). III. Братские могилы погибших во время Февральской и Октябрьской революций, в годы Гражданской войны Объемно-пространственное решение: историческое местоположение на территории мемориала (№ 1 на плане). IV. Могилы участников Гражданской войны, деятелей Коммунистической партии и советского государства Объемно-пространственное решение: историческое местоположение на территории мемориала (№ 1 на плане).

Ранее у Потешного поля (Царицина луга, Марсова поля) была дурная слава. Это болотистое место считалось странным и неприятным. Поговаривали о резвящихся на нем русалках, о завывающих звуках, и блуждающих огнях.

В начале XVIII века к западу от Летнего Сада была незастроенная территория, которую называли «Потешное поле» или «Большой», а позже «Царицын луг». На лугу проходили военные парады.

Затем тут были построены казармы и на Марсовом поле был плац Павловского полка. Тут было пыльно и ходили даже пыльные смерчи)))

В память об основателе полка в павловцы негласно набирали невысоких курносых блондинов или рыжих. В солдатской песне XIX века «Журавле» про павловцев пели:
Кто курносы как телята?
Это павловцы ребята.

Когда смысл в плацу отпал, поле опять пришло в запустение. Жизнь тут кипела только зимой - здесь строили большие горки и катались с них.

По праздникам разворачивали "Парки развлечений" и днем тут отдыхал народ. Царицыном лугу, который позже стали называть Марсовым полем, находился Малый театр, или театр Книппера.
Он находился в скромном деревянном здании в 90-е годы XVIII века... и стоять бы ему, пока фундамент не обвалится, и балки не рухнут, отражая в окнах марширующих солдат, если бы не служил в то время петербургским генерал-губернатором Николай Петрович Архаров...

Однажды на параде Павел I, оценив однообразную красивость «пехотных ратей и коней», вскользь заметил, что театр тут, пожалуй, не к месту. Архаров, ловивший каждое царское слово, приказал своим «архаровцам» театр снести. И за ночь от Малого театра ничего не осталось. Вообще ничего, «архаровцы» даже землю разровняли. На утро весь Петербург обсуждал потрясающую новость: Малый театр исчез!

Об исчезновении храма Мельпомены доложили императору. Павел рассердился и вызвал Архарова для объяснений. Как оправдывался Архаров - история умалчивает, но, увы, уже нельзя было ничего исправить. Малый театр погиб, но и карьера Архарова погибла тоже. Он был отставлен от должности и удалён в своё имение... а полицейский он был знатный...

Ночами тут случались и иные странные, даже мистические случаи. В 1905 году жандармский унтер-офицер, проезжал с нарядом около Марсова поля. Услышав непонятные звуки из темноты, жандарм рискнул в одиночку проверить, кто там шумит... и больше его никто не видел. Утром лишь поймали испуганную лошадь и помятую жандармскую фуражку со следами непонятного вещества, напоминающего рыбью слизь.

На Марсовом поле провели первенство мира по конькобежному спорту и первый международный хоккейный матч.

Не все знают что тут чуть было не появился театр с залом на 2070 человек. Планы были...

Построить театр оперы должен был главный архитектор театров императорского двора Шрётнеру В.А. Фасад театра должен был смотреть на Неву.

Но не сбылось, а наверное зря. то лучше чем кладбище в центре города.

Ныне все уже не страшно)))

Тени вечером у нас сильные...

Народ и гуляет и играет))) в-е-с-н-а...

Сейчас песочек остался только в центре Марсова поля.

Поймал солнышко в фонарь))

Летом тут флешмобы проходят - бои с подушками))) поле ведь Марсово...

Фонари здесь с дореволюционные, они переехали с Николаевского моста. Ныне

Затем тут устроили кладбище революционеров. Оно добавило мистической жути рассказам о мрачных тайнах Марсового поля.

Первые 180 гробов в издревле проклятую землю опустили 23 марта 1917 года, и погребения продолжались здесь до середины 30-х годов. Тут и финские революционеры и латышские стрелки...
Последним похороненным, был секретарь Ленинградского горкома ВКП(б) Иван Газа. После этого кладбище объявили историческим памятником.

Мемориальный комплекс в центре площади создан архитектором Л. В. Рудневым, победившим в конкурсе, проведённом весной 1917 года.

Первоначально мемориал носил название «Героям-борцам за свободу России, павшим жертвою в этой борьбе» и был посвящён жертвам Февральской революции.

Комплекс был завершён в 1918 году и был дополнен высеченными на камнях текстами А. В. Луначарского.

Тут похоронен и Руднев, который (якобы) был членом мистической секты поклонников Миктлантекутли (бог мертвецов или бог подземного мира индейцев Центральной Америки).

Якобы Руднев Лев Владимирович очень интересовался эзотерическими знаниями, изучал культы мертвых и ему удалось разгадать многие тайны вечной жизни. Именно в этом мемориальном монументе жертвам революции он воплотил идеи погребальных храмов ацтеков и майя. И они теперь вечно живые...

Считается, что все построено по индейскому фен-шую и это место способно накапливать темную силу мертвых, а само место - портал, по которому можно попасть в потусторонний мир и даже вернуться обратно. Аллилуйя! На всякий случай плюю через плечо.. на кошку (не специально, просто подвернулась).

В юности я сюда возлагал цветочки после свадьбы. Не знал еще о всех ужасах. Говорят - плохая примета))) - правду говорят...

Это я с женой у Марсова поля... но вернемся в полю.

В середине 1970-х годов ленинградский социолог С. И. Балмашев изучал проблемы современного брака и с удивлением выяснил, что лидером по разводам был Дзержинский район города. Здесь на тысячу зарегистрированных браков приходилось до шестисот распавшихся семей в год, что значительно выше чем в других районах.

При этом большинство разводов случались сразу же после бракосочетания и основной причиной служило пьянство, либо совершение преступления с осуждением одного из супругов.

Ломая голову над этим феноменом, Балмашев исследовал все что можно и не нашел ему объяснений, кроме того, что все брачущиеся обязательно возлагали цветы на местах боевой и трудовой славы.
Каждый из шестнадцати загсов имел свое место для проведения нового советского обряда. И Дзержинскому районе досталось Марсово поле.

Балмашев даже нашел женщин, которые утверждали, что на Марсовом поле к свадебным процессиям пристраивался какой-то облезлый и неестественно бледный тип.

Он появлялся неизвестно откуда и столь же внезапно пропадал, словно растворяясь в воздухе... а затем кто-то умирал или съезжал мозгами с пути истинного.

Балмашев выступил с докладом на расширенном заседании городского партхозактива и этого ему не простили. Связать счастье новобрачных с возложением цветов на могилы революционеров почситали идеологической диверсией. Балмашева пропесочили в прессе, исключили из партии и с позором выгнали из института, где он проработал двадцать лет...

В мае 1936 года в психиатрическое отделение больницы им. Фореля был доставлен рабочий Патрушев. Карета «скорой помощи» увезла его прямо с Марсова поля, где он в одночасье сошел с ума.

Патрушев был на хорошем счету, работал на заводе. Вечером он купил в магазине четвертинку водки и по дороге домой решил культурно отдохнуть на скамейке, недалеко от памятника павшим борцам революции.
Он собрался было уже приступить, как увидел стоящего рядом с ним маленького опухшего мальчика с запавшими глазами от которого исходил тошнотворный запах.

Патрушев успел крикнуть «Сгинь, нечисть!» — но зомби бросился на него укусил за руку. Патрушев его попытался отпихнуть и мальчик на его глазах рассыпался в прах. Мальчик тут деуствительно был похоронен - юный артист-агитатор Котя Мгебров-Чекан.

На душераздирающие крики рабочего прибежали люди, которые и вызвали врачей. Психиатр Андриевич откровенно признался, что еще не встречал в своей практике подобного случая помешательства за столь короткий срок. Через три дня Патрушев умер от общего заражения крови.

Расположен по адресу: Тюмень, .

Дата установки: 1957 год.

Материал: мрамор, чугун.

Описание

Памятник представляет собой скульптуры двух человек с флагом и оружием в руках, расположенных на постаменте. На лицевой стороне постамента – слова: «Павшим борцам революции от трудящихся Тюмени». С обратной стороны памятника – текст: «1918 год. На станции Подъем погибли от рук белогвардейцев 14 моряков и 4 красногвардейца». Далее – список из 18 фамилий. С левой стороны памятника – текст: «1918 год. Пали смертью храбрых в боях с белыми на станции Вагай». Далее – список из 6 фамилий. «Взорвав броневик, сгорели с пением интернационала тт. Дульнис, Ольберх, Полтавцев и 6 красногвардейцев». С правой стороны постамента – текст: «1918 год. Погибли в бою на станции Заводоуковская тт. Потапов и Васильев, в боях на станции Ишим отдали жизнь 30 красногвардейцев. 1921 год. Зверски замучен кулаками губернский комиссар Инденбаум».

Историческая справка

5 июля 1918 года 48 тел со станции Вагай (по данным краеведа А. Петрушина – 46 чел., по другим данным – 9) и других мест боев были привезены в Тюмень. Здесь останки погибших героев с воинскими почестями были похоронены в братской могиле в саду, разбитом на Александровской площади. 9 июля 1918 года совет Тюменского городского хозяйства вынес постановление о переименовании площади в Сад Октябрьской революции; сейчас это площадь Борцов революции.

15 июля 1918 года здесь же похоронили красногвардейцев, погибших на станциях Карман и Подъем, где белогвардейцы пытались захватить участок железной дороги Тюмень – Екатеринбург. В начале 20-х годов на братской могиле установили деревянный памятник в виде колонны, которую венчала буденовка с красной звездой. Через несколько лет колонну заменили деревянным обелиском.

К сорокалетию советской власти провели творческий конкурс на лучший проект памятника Борцам революции. В 1957 году скульпторами Евгением Герасимовым и Алексеем Ремизовым (во многих источниках почему-то не указывают второго автора) был создан монумент – сначала гипсовый, затем на станкостроительном заводе его отлили из чугуна. Надписи на постаменте рассказывают о трагедии.

В 1984 году монумент реставрировали: поврежденный белый постамент заменили новым, украсив его лабрадоритом и сделав, таким образом, благородно-темным. Скульптуру развернули на 90 градусов.



Текст:

Еще раз о памятнике Павшим борцам революции // Возрождение исторического центра г. Тюмени. Тюмень в прошлом, настоящем и будущем: материалы науч.-практ. конф. / Инспекция по охране и использованию памятников истории и культуры г. Тюмени, Тюм. гос. ун-т; отв. ред. В. В. Московкин. – Тюмень: Вектор Бук, 2004. – С. 62-64.

Иваненко, А. Памятник Борцам революции // Иванеко А. Прогулки по Тюмени / А. Иваненко. – Тюмень, 2006. – С. 55-56.

Рощевская, Л. П. Памятник павшим борцам революции // Памятники и памятные места Тюменской области. – Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1980. – С. 114.

В этом году исполняется 95 лет со дня открытия памятника-мемориала «Борцам революции» на Марсовом поле, расположенного в Центральном районе Санкт-Петербурга между Суворовской площадью, набережной реки Мойки, Летним садом и зданием бывших казарм Павловского лейб-гвардии полка (арх. В.П.Стасов).

Внешний вид памятника сдержанный по своим архитектурными формам - квадратная в плане стена из прямоугольных блоков кованного серого гранита, внутри которой расположены 12 памятных плит с именами героев, погибших в Февральскую и Октябрьские революции, а в центре – горелка «Вечного огня». Памятник был открыт 7 ноября 1919 г.

В справочнике «Памятники Санкт-Петербурга», изданном Музеем городской скульптуры дана краткая историческая справка о создании памятника. В ней сказано, что «в дни Февральской революции 23-27 февраля 1917 г. в уличных боях Петрограда погибло более 400 и пострадало 1382 человека. Для организации траурно-торжественной церемонии погребения создана специальная комиссия во главе с М.Горьким. Писателем было поддержано предложение группы архитекторов во главе с И.А.Фоминым о захоронении умерших на Марсовом поле. В ходе конкурса на проект мемориала лучшим признан проект архитектора в Л.В.Руднева. После Октябрьской революции комиссию по строительству возглавил А.В.Луначарский, им же составлены восемь надписей для торцевых плит. Проект надписей выполнил художник В.М.Конашевич и Н.А.Тырса. В 1919 году архитектурная мастерская Петроградского Совкомхоза провела конкурс на лучшую планировку Марсова поля. Было поддержано предложение А.Н.Бенуа о создании на Марсовом поле низкого партерного сада. В 1920-1926 гг. по проекту И.А. Фомина выполнена планировка и создан партерный сквер.

По первоначальному замыслу, центр Марсова поля должен был стать пантеоном погибших только в февральскую революцию. Но с захоронением на внутренней площадке в 1918 г. В. Володарского Марсово поле становится некрополем павших во время Октябрьской революции и Гражданской войны. В 1929-1932 гг. во внутреннем объеме на могилах установлены мемориальные плиты с именами похороненных. 6 ноября 1957 г. на Марсовом поле был зажжен «вечный огонь», сооруженный по проекту архитектора С.Г.Майофиса».

Еще в начале апреля 2014 г. трудно было прочесть имена героев на гранитных плитах – краска, с покрытых пылью букв, полностью выцвела. Музейная Служба по текущему уходу за памятниками города выполнила профилактическую промывку гранитных стен мемориала и плит, восполнила тонировку текста памятных надписей.

Возможно, когда-нибудь вокруг «Вечного огня» и на вытоптанных дорожках опять появятся красивые клумбы с цветами, и это место будет радовать горожан и гостей нашего города.

Мемориальный ансамбль в центре Марсова поля на месте захоронения участников Февральской и Октябрьской революции был сооружен в 1917-1919 годах по проекту архитектор Л. В. Руднева. Внешний вид монумента сдержан по своим архитектурными формам и представляет собой квадратную в плане стену из прямоугольных блоков розового и серого гранита, внутри которой размещены 12 памятных плит с именами похороненных. В 1957 году в центре мемориала был зажжен «вечный огонь».

Монументальное мемориальное сооружение в центре Марсова поля — первое сооружение, воздвигнутое в городе советской властью после Октября . Согласно первоначального замыслы, мемориал, названный «Героям-борцам за свободу России, павшим жертвою в этой борьбе», должен был быть посвящен только погибшим в Февральскую революцию, но в связи с осуществленными позднее захоронениями на внутренней площадке, мемориал стал некрополем павших во время Февральской и Октябрьской революций, а также Гражданской войны.

Гранитные стены, ограждающие место захоронения имеют по осям проходы между гранитными блоками, на которых высечены надписи о величии подвига героев в борьбе за свержение самодержавия и за победу социалистической революции. Автором текстов был А. В. Луначарский, шрифт выполнил художник В. В. Лебедева .

В 1929—1932 годах во внутреннем объеме на могилах были установлены мемориальные плиты с именами похороненных.

Первыми на Марсовом поле были похоронены погибшие в Февральскую революцию, последние погребение состоялось в 1933 году.

Здесь похоронены:

  • петроградские рабочие, павшие во время Ярославского восстания 6—21 июля 1918 года,
  • участники обороны Петрограда от войск генерала Н. Н. Юденича,
  • Моисей Соломонович Урицкий — первый начальник Петроградского ЧК, убитый 30 августа 1918 года эсером Леонидом Каннегисером (убийство Урицкого, наряду с покушением на В. И. Ленина, привело к началу Красного террора),
  • В. Володарский (Моисей Маркович Гольдштейн) — пропагандист, комиссар по делам печати, пропаганды и агитации (убит 20 июня 1918 года эсером по дороге на митинг),
  • несколько латышских стрелков, в том числе их комиссар С. М. Нахимсон,
  • семь жертв нападения на «Клуб Куусинена» 31 августа 1920 года, в том числе два члена ЦК финской компартии Юкка Рахья и Вяйно Йокинен,
  • советский военный деятель Рудольф Сиверс (1892—1919), погибший в бою,
  • юный актёр-агитатор Котя (Иван Александрович) Мгебров-Чекан (1913—1922), погибший при странных обстоятельствах и объявленный «героем Революции»,
  • Михайлов, Лев Михайлович (1872—1928) — большевик, председатель первого легального Петербургского комитета РСДРП(б),
  • Иван Иванович Газа (1894, Санкт-Петербург — 1933, Ленинград) — советский политический деятель. Член РСДРП(б) с апреля 1917 года,
  • Николай Гурьевич Толмачёв (1895, Екатеринбург — 1919, д. Красные Горы) — революционер, политический работник Красной Армии, один из первых военных комиссаров РККА.

В 1957 году в центре мемориального ансамбля был зажжен вечный огонь, сооруженный по проекту архитектора С. Г. Майофиса.

Литература и источники

1. Путеводитель по Ленинграду. Ленинград: Издательство Леноблисполкома и Ленсовета, 1937. - С. 185-186.

2. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. - С. 84-85.