Классный час на тему: «Вместе против коррупции. Классный час на тему: «STOP коррупция Презентация для классного часа по коррупции

МКОУ «ООШ с.Псемён»

Классный час по теме

« Коррупция и борьба с ней»

Классный руководитель: Кузьмина Ирина Владимировна

Конспект урока на тему «Коррупция и борьба с ней».

Цели:

 1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность;

 2. Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;

 3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, ознательность и социальную активность подрастающей молодежи.

Ход урока.

I. Организация класса

II. Объявление темы и цели урока.

Прочтите внимательно отрывок из произведения: «… Да, если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую пять лет тому назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что она начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась!»

Из какого произведения данный отрывок? Кто автор произведения? (Гоголь «Ревизор»)

О чем идет речь в отрывке? (растрате, злоупотребление должностными полномочиями, хищение госбюджета)

Кто из героев произведения говорит эти слова? (Городничий) - Законно ли городничий поступил? Почему?

Вот и сегодня на уроке предметом нашего изучения будет понятие под названием «коррупция». Мы раскроем содержание данного понятия, его проявления, последствия в современном обществе и меру наказаний за проявление коррупционной деятельности.

III. Беседа с учащимися.

Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»? (взятка, подкуп, обман, мошенничество).

Вот что говорит об этом понятии этимологический словарь:

Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

О чем гласит народная мудрость…

Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе?

Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взятничество

Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе

Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

Видит око, да зуб не мед – безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

Немного из истории …(доклад ученика): Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

Законодательством РФ разрешено дарить государственным служащим и служащим органов муниципального образования обычные подарки, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальным заработных плат.

В древнеиндийском трактате по искусству управления государством «Артхашастра» (IV в. до н.э.) подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. Здесь

перечислено 40 способов хищения казенного имущества и делается вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников.

Что говорит нам летопись …

В России же первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят к русским летописям XIIIв.

Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. Судебник 1497г устанавливал розыскную форму процесса, предусматривал в качестве мер

наказания смертную казнь, торговую казнь (битье кнутом). Судебник расширил круг деяний, признававшихся уголовно наказуемыми: крамола, «церковная татьба» (святотатство), ябедничество; дал понятие преступления, а также особо опасного преступления.

Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказании за чрезмерность во взятках.

При Петре I в России был широкий размах и коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I совместно с коллегиями ввел деятельность Тайной канцелярии (тайной полиции) в 1718-1720гг. - Какова была функция Тайной канцелярии? (была в ведении самого императора и занимала центральное место в системе управления государством в донесении и раскрытии преступлений против государства)

Что означает понятие «фаворит»? (придворный, пользующийся особым доверием монарха, влиянием на внутреннюю и внешнюю политику страны)

В царствование Романовых коррупция была связана с фаворитизмом (сообщение учащегося):

 Фаворит Елизаветы Петровны канцлер Бестужев-Рюмин был агентом влияния со стороны британской короны.

 Фаворит Петра I князь Александр Меньшиков – талантливый администратор и полководец, который слыл любовью к деньгам и крупным казнокрадом. Он присвоил себе 1,5 млн рублей во время

правления Романовых. Петр не раз наказывал его собственноручно, бил, грозил отставкой, но вскоре прощал друга.

IV. Рассказ учителя.

Проблема необходимости борьбы с коррупцией стала очевидной уже в нач. 90х гг. Во 2-ой половине 20в. коррупция все больше начала становиться международной проблемой, приобретая массовый характер.

Законы 1992-1997гг «О борьбе с коррупцией» формировали систему борьбы с коррупцией в России.

Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним относятся растрата (хищение) и взятки. Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, в личных целях.

Виды коррупции:

1. Бытовая – в сфере малого бизнеса

2. Деловая – в сфере управления крупными предприятиями

3. Коррупция верховной власти – в сфере государственного управления

Что влечет за собой коррупция?

Суммарные потери от коррупции в бюджете России составляют в среднем 10-20 млрд. долларов в год. Лица коррупции нарушают естественный ход развития и управления делами общества.

Экономика: несправедливость в распределении госбюджета, повышение цен на товары и услуги, нарушение рыночной конкуренции, развитие теневой экономики.

Социальная сфера: преступность, социальное неравенство (олигархи и нищие), соц. напряженность в стране, деградация норм морали (деньги – мера всего): религии, отношений между людьми, искусства, роль права и законности падает в глазах общества, в результате – разочарованность, равнодушие и недоверие.

Политика: смена общенациональных планов на обогащение олигархических кланов и группировок.

Преступление и наказание

Согласно УК РФ, Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей либо

лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей <...> (ст. 159. ч.3 УК РФ Мошенничество)

Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, - наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. (ст.160, ч.1. УК РФ Присвоение или растрата).

Вымогательство под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

(ст.163 ч.1 УК РФ вымогательство)

Использование лицом коммерческой или иной организации своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет. (Ст. 201. лоупотребление

полномочиями ч.1. УК РФ) Незаконная передача лицу коммерческой или иной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением

Наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет (ст. 204, ч.1 Коммерческий подкуп) Коррупция – препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью (чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д.) Всех их движет один стимул – получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания.

Как же отказаться соблазна, бороться с проблемой коррупции, которая ведет к краху и несправедливости? (мнение учащихся)

V. Итог урока.

Что подразумевает собой коррупция? Как она проявляется?

Какие последствия влечет за собой постоянная коррупционная деятельность?

Вывод: прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за

процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Классный час на тему:

« Сказать коррупции: нет!»

Класс: 10

Цели: Образовательная: просвещение, пропаганда и формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения; содействие взаимодействию с органами государственной власти, с физическими и юридическими лицами по вопросам реализации антикоррупционной политики. Развивающая : способствовать развитию правового сознания, гражданской позиции, умению делать выводы на основе полученных данных. Воспитательная: воспитание у молодежи позитивного отношения к нравственным нормам, составляющим основу личности, повышение уровня их правового сознания и правовой культуры; деятельностного подхода к антикоррупционным программам

Ход классного часа

Учитель. Здравствуйте, уважаемые ребята! Сегодня на классном часе мы с вами поговорим о коррупции. Для того сначала, мы послушаем притчу, которая называется «Старательный дровосек». Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей.

О чем притча? В ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате - добро или зло. Сегодня на уроке мы с вами поговорим как такое зло, творимое людьми, ведет к деградации нашего общества. Имя этому злу - коррупция. . (слайды 1, 2)

Учитель. Что такое коррупция?

В течение 30 секунд подберите синонимы к этому слову, какие ассоциации оно у вас вызывает? Воспроизведите ваши мысли вслух. (слайды 3, 4)

Вымогательство

Продажность

Правонарушение

Коррупция

Взяточничество

Подкуп

Корысть

А вот как трактуется определение коррупции в словаре. (слайд 5)

Что мы знаем о коррупции? (Вопросы учащимся)

Вопросы

Правильные ответы

Что такое взятка?

Денежные средства, полученные незаконно за какую-либо услугу, с использованием служебного положения.

Чем отличается взятка от подарка?

Взятка, в отличии от подарка дается за услугу, с использованием служебного положения.

Подарок дарится от чистого сердца, не прося ничего взамен.

Подарок может быть завуалирован под взятку

Что такое коррупция в Вашем понимании?

Коррупция - это использование служебного положения в личных целях.

Из каких источников Вы знаете о коррупции?

Средства массовой информации, друзья, знакомые, родственники.

Приходилось ли Вам стакиваться с коррупцией?

В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах: (слайд 6)

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Причины коррупции: (слайд 7)

Низкая заработная плата государственных служащих

Незнание законов

Желание легкой наживы

Частая сменяемость лиц на различных должностях

Нестабильность в стране

Коррупция как привычка

Низкий уровень жизни населения

Слабая развитость государственных институтов

Безработица

Неразвитость институтов гражданского общества

Давайте вместе попробуем разобраться, есть ли в нашем обществе такое явление, как коррупция? Чем она угрожает именно вам? Как вы можете бороться с коррупцией?

Действительно, коррупция - это одна из серьезнейших проблем нашего общества, которая требует немедленного решения. Радует, что борьба против коррупции начата очень серьезная. Еще в 2003 году была принята Конвенция ООН против коррупции, и теперь ежегодно 9 декабря мы отмечаем Международный день борьбы с коррупцией. "От вашего «нет» зависит многое"»… (слайд 8)

Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция является неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства и по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики. Коррупция вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. И борцом против этого недуга должна стать именно молодежь.

Тренинг (самостоятельная работа обучающихся)

Класс разбивается по парам. (слайд 9)

Каждой команде дается индивидуальное задание : Обыграть три ситуации и разыграть сценки, соблюдая все полученные знания по антикоррупционной политике.

I ситуация: Преподаватель института вас заваливает на экзамене третий раз. Всем своим видом (а может и напрямую) он дает понять, что нужно заплатить. Ваши действия.

II ситуация: Вам, руководящему работнику, предлагают денежные средства, в обмен за определенную услугу, не соответствующую законодательству. Ваши действия.

III ситуация: Вам срочно нужен иностранный паспорт, что бы отдохнуть по горячей путевке. А его можно получить только через месяц. Ваши действия.

Дается время на подготовку. Каждая пара обыгрывает свою ситуацию. Учащиеся обсуждают, какие ошибки они заметили у других участников команд. И как правильно нужно было поступить в предлагаемых условиях.

Задание: (слайды 10-13)

Разгадать ребусы в течение 3 минут,дать объяснения понятиям.

1 - тажШан, циярупКор

Шантаж - угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой-либо выгоды.

Коррупция - сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей,государственных чиновников.

2 - ротиякраБю, каВтзя

Бюрократия - высший чиновничий аппарат,администрация; система управления, основанная на формализме, административной волоките.

Взятка - плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.

3 - ствотельгамоВы, кетРэ

Вымогательство - не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей.

Рэкет - незаконное, производимое путем угроз,шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров.

"О чем гласит народная мудрость:" (слайд 14)

Задание: Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе?

Примеры:

- "Не подмажешь, не поедешь" - вымогательство,взятничество.

- "Рука руку моет" - групповая запланированная деятельность в подкупе.

- "Загребать жар чужими руками" -несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

- "Видит око, да зуб не мед" -безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

Задание: (слайды 15,16)

Подведение итогов и награждение команд. (слайд 17)

Вывод: Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе? Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Таким образом, создаются все необходимые правовые, экономические и политические предпосылки для полноценной и эффективной борьбы с коррупцией и порождающими ее причинами.

Что могу сделать я?

Коррупция не исчезнет до тех пор, пока мы не заставим ее исчезнуть. Поступайте правильно:

  1. не давайте и не берите взятки;
  2. старайтесь добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности;
  3. предавайте гласности случаи коррупции.
  4. Вы также можете:
  5. изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции;
  6. писать об известных вам случаях коррупции в местные газеты;
  7. принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией.
  8. Изучать данное явление
  9. Знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.

Ребята, если каждый из нас не будет давать взятки или пользоваться своим служебным положением, тогда можно будет победить в борьбе с коррупцией .

Я верю, что у нашей страны великое будущее, она сумеет пережить все трудности и станет еще прекрасней.

А поможете России в этом вы!

Как видите, коррупция сильна, но бороться с ней можно. Если давать отпор коррупционерам и взяточникам, то спрут останется без своих щупалец. Скоро вы станете взрослыми, вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон.

Спасибо всем за общение! Закончить наш серьезный разговор хотелось бы словами Ф.М. Тютчева (знаменитый афоризм):

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить. (слайд 18)


    · Воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подрастающего поколения.

    Ход мероприятия:

    Дорогие ребята, тема сегодняшнего классного часа - «Быть честным!»

    В основном, вы написали, что честный человек - это тот, кто не обманывает, не врет и взяток не берёт.


    - Что же такое взяточничество? (Учащиеся предлагают свои варианты ответа)
    Учитель предлагает найти ответ на вопрос в энциклопедическом словаре. Взяточничество- получение должностным лицом любым путём и в любой форме материальных ценностей или предоставление ему материальных благ за совершение (или не совершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица. Уголовное законодательство устанавливает ответственность за получение и дачу взятки, посредничество по взяточничеству.
    - Как мы в обиходе называем всё сказанное?
    Блат. По блату.
    - Что предполагает блат?
    Дачу взятки. Иными словами необходимо отблагодарить человека, оказавшего услугу.
    -Что представляет собой взятка?
    Конверт с деньгами, ценная вещь, взаимная услуга (Ты - мне, я - тебе)
    - Кто такой посредник?
    Человек, через которого осуществляется взятка.
    - Взяточничество- это проблема нашего современного общества.


    1 группа отвечает на вопрос: - Почему люди дают взятки?
    2 группа отвечает на вопрос: - Почему люди берут взятки?


    Учитель: Взяточничество- это одна из составляющих ещё более обширного явления в обществе, которое называется коррупция.
    - Приходилось ли вам слышать это слово? Что оно обозначает?
    (Ученики говорят, что это слово слышали в новостях, видели в газетах, затрудняются в объяснении)

    О коррупции сейчас знают все. Подавляющее большинство граждан знает, что коррупция — это плохо и страдает от неё. Например:


Просмотр содержимого документа
«Классный час «Быть честным!», посвящённый Международному дню борьбы с коррупцией (для учащихся 5 классов)»

Классный час «Быть честным!»,

посвящённый Международному дню борьбы с коррупцией

(для учащихся 5 классов)

Цели:

    Донести до учащихся 5 классов понятие о взяточничестве, коррупции, формировать антикоррупционное мировоззрение.

    Расширять кругозор учащихся, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране.

    Воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подрастающего поколения.

Ход мероприятия:

Учитель: Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа- прочитайте слова, написанные на доске. Подберите к ним антонимы:

ложь - ………. нечестность - ……….

Дорогие ребята, тема сегодняшнего классного часа – «Быть честным!»

Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о честности и правдивости человека, а ещё узнаем о коррупции, как о противоправном действии.

Готовясь к этому разговору, я провела анкетирование.

Главный вопрос звучал так: что значит быть честным человеком?

В основном, вы написали, что честный человек – это тот, кто не обманывает, не врет и взяток не берёт.

А кто скажет, как называется человек, берущий взятку? (Взяточник)
- Что же такое взяточничество? (Учащиеся предлагают свои варианты ответа)
Учитель предлагает найти ответ на вопрос в энциклопедическом словаре. Взяточничество- получение должностным лицом любым путём и в любой форме материальных ценностей или предоставление ему материальных благ за совершение (или не совершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица. Уголовное законодательство устанавливает ответственность за получение и дачу взятки, посредничество по взяточничеству.
- Как мы в обиходе называем всё сказанное?
Блат. По блату.
- Что предполагает блат?
Дачу взятки. Иными словами необходимо отблагодарить человека, оказавшего услугу.
-Что представляет собой взятка?
Конверт с деньгами, ценная вещь, взаимная услуга (Ты - мне, я - тебе)
- Кто такой посредник?
Человек, через которого осуществляется взятка.
- Взяточничество- это проблема нашего современного общества.

А давайте обсудим проблему в наших мини-группах.
1 группа отвечает на вопрос: - Почему люди дают взятки?
2 группа отвечает на вопрос: - Почему люди берут взятки?

(Выступают представители от групп.)
Учитель: Взяточничество- это одна из составляющих ещё более обширного явления в обществе, которое называется коррупция.
- Приходилось ли вам слышать это слово? Что оно обозначает?
(Ученики говорят, что это слово слышали в новостях, видели в газетах, затрудняются в объяснении)

О коррупции сейчас знают все. Подавляющее большинство граждан знает, что коррупция - это плохо и страдает от неё. Например:

Бывают такие случаи, когда многие не поступают в институт, потому что у них нет связей и материальной возможности.

Или долго не могут устроиться на работу по этим же причинам.

Иногда за бесплатные по закону услуги вынуждены платить.

Учитель предлагает заглянуть в энциклопедический словарь и дать определение.
Коррупция (от лат.corruptio-подкуп), процесс, связанный с прямым использованием должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения (подкуп чиновников и общественно- политических деятелей, дача взяток и т.д.

Прослушайте стихотворение о взятках и взяточниках
Вот важный чиновник сидит за столом,
В два счёта решил бы вопрос,
А он намекал, юлил, не спешил,
И денежный ждал поднос.
И посетителя вынудил он,
Чиновника понят намёк,
Деньги - в конверт, конверт - на стол,
И сразу решился вопрос.
Горячее лето, для ВУЗа страда,
Экзамены здесь сдают,
Но чьи - то папа с мамой в обход
Сынка в институт ведут.
Он в школе учился не ахти, кое - как,
Но в ВУЗ ему позарез,
За взятку декану в тот институт
Этот бездельник пролез.
А кто - то умный уже за бортом,
Не будет учиться он,
Тот умный честно хотел поступить,
Не нарушая закон.

А в клинике к доктору сто человек,
Толпится народ и ждёт,
Но кто- то без очереди, дав взятку врачу,
Уже на приём идёт.
На снимок больного доктор послал,
А там никого - тишина.
-Придёте вечером,- ему говорит
В стерильном халате сестра.
-Ах, как же, на вечер? Я не могу.
Что делать? А время идёт.
Чтоб день не губить, он деньги тайком
В стерильный карман кладёт.
Минута, другая, и снимок готов,
Не надо вечера ждать,
Как видите, просто всё и легко,
Если взятку дать…

Превысил скорость пьяный лихач,
Задержан постом ГАИ,
Юлит и вертится этак и так,
Чтоб только не замели.
А пост ГАИ продажным был,
На деньги позарился он,
За взятку он отпустил лихача,
Презрев и нарушив закон.

Как по - вашему, ребята, надо ли бороться с коррупцией?
Для общества коррупция стала одной из острейших проблем. В СМИ мы слышим о коррупции, взяточничестве. Это негативное явление в обществе. Получается это преступление! Коррупция тормозит экономическое развитие страны и ставит под угрозу любые преобразования.

А если не будет преобразований, значит, и не будет движения вперед!

В истории были разные периоды наказания и того, кто подкупает и кого подкупают. Петр I определял наказание дающим взятку наравне с получившим взятку "…чинить велено смертную казнь, без всякой пощады". Такой подход отмечается, например, в современной Японии.

В Уголовном кодексе есть статьи «Злоупотребление должностными полномочиями», «Получение взятки», «Дача взятки».
Иногда чиновники вымогают взятку. Это так и называется: «вымогательство», и за это судят. Но иногда случаются факты вымогательства отдельными учениками денег у своих сверстников или у школьников, младших по возрасту. Это тоже наказывается.

Несмотря на принимаемые жёсткие меры по борьбе с коррупцией, всё ещё много чиновников продолжают брать взятки. Поэтому в обращении Президента говорится об ужесточении мер по борьбе с коррупцией. Центральной задачей является установление власти закона и искоренение всеобщего пренебрежения к законам.

Учитель. Не надо думать, что борьба с коррупцией, взяточничеством идёт где- то далеко, в нашем обществе. Общество- это мы. Давайте поможем нашему правительству, подскажем меры борьбы со взяточничеством.
Учащиеся предлагают способы борьбы с коррупцией и взяточничеством (Задание обсуждается в группах, выводы записываются на листочки, озвучиваются)

1. Повышение заработной платы работников правоохранительных органов;
2. Повышение заработной платы во всех отраслях, в том числе в образовании, в медицине, работникам милиции с тем, чтобы им никогда не пришло в голову брать взятку. Это будет возможно тогда, когда у людей будет достойная зарплата.
3. Раз и навсегда запрещать работать с людьми лицам, которые хотя бы один раз были замечены в получении взятки;
4. Ужесточить законы страны в отношении взяточников, чтобы страх перед наказанием был сильнее соблазна;
5. Воспитывать в людях внутренний регулятор под названием совесть.

Учитель. Как видите, коррупция сильна, но бороться с ней можно - давать отпор коррупционерам и взяточникам. Скоро вы станете взрослыми, вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон. Быть честными по жизни перед собой и другими людьми.

Взятки и взятки на каждом шагу,
За то, и за это. Как быть?
Как эту заразу в жизни у нас
Со свету искоренить?
Что можем с тобою, я и ты,
Что можем мы предпринять?
Пусть долго, пусть трудно, но никогда
Взяток не будем давать!

А на память о нашем классном часе я вам подарю буклеты- памятки, которые будут интересны и вашим родителям.

«ВЗЯТОК НЕ даю!»

ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой:

получение взятки (статья 290 УК РФ);

дача взятки (статья 291 УК РФ).

Получение взятки – совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки – преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе. Взятки можно условно разделить на явные и завуалированные.

ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:

Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи,земельные участки и другая недвижимость.

Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Завуалированная форма взятки – банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, банковский кредит под заниженный процент, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы и т. д.

НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ В СООТВЕТСТВИИ

С УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ

Получение взятки рассматривается Уголовным Кодексом Российской Федерации, как более общественно опасное деяние, нежели дача взятки.

Ответственность за получение взятки предусмотрена статьей 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации, за дачу взятки – статьей 291.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ИЛИ ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ

Вести себя необходимо осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы вымогателем трактоваться либо как готовность, либо как категорический отказ дать взятку;

выслушать и точно запомнить поставленные условия (размер сумм, наименование товаров и услуг, способы передачи взятки и т. п.);

постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы или, если это, возможно, предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;

поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки;

не берите инициативу в разговоре на себя, позвольте потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации.

ЧТО НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ

Гражданин имеет право обратиться с устным сообщением или письменным заявлением о даче взятки в правоохранительные органы - внутренних дел, прокуратуры, службы безопасности и др.

В письменном заявлении гражданин должен указать:

кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение) вымогал взятку;

какова сумма и характер вымогаемой взятки;

за какие конкретно действия (или бездействие) у Вас вымогают взятку;

в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная передача взятки.

В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями правоохранительного органа.

В случаях предложения взятки со стороны сотрудников органов внутренних дел, безопасности и других правоохранительных органов, Вы можете обращаться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пресечения преступлений, совершаемых их сотрудниками.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

Письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.

В дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности Вас обязаны выслушать и принять сообщение, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.

Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.

В правоохранительном органе полученное от Вас сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий.

Вы имеете право:

выяснить в правоохранительном органе, кому поручено заниматься исполнением Вашего заявления;

записаться на прием к руководителю соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы.

В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о вымогательстве взятки Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, областных, республиканских, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур (а).

Cлайд 1

Cлайд 2

Коррупция - одна из острейших проблем в России. Президент РФ Дмитрий Медведев в своем ежегодном послании Федеральному Собранию отметил: «Нашей принципиальной задачей остаётся борьба с коррупцией». Государственные органы от региональных до федеральных призывают к борьбе с коррупцией. Вместе с тем, даже угроза лишения свободы до 12 лет не удерживает взяточников.

Cлайд 3

Корру пция - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Cлайд 4

Виды коррупции Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм). Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Cлайд 5

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Cлайд 6

В начале 1999 года заместитель генерального прокурора России Ю. Я. Чайка заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в российском государстве. В 1999 году академик РАН Д. С. Львов и доктор экономических наук Ю. В. Овсиенко оценивали коррупцию в России как «тотальную».

МБОУ СОШ №3г.Мамадыш

Методическая разработка

классного часа для 6 класса

«Борьба с коррупцией»

учитель английского языка

МБОУ «СОШ №3 г.Мамадыш»

Мамадышского муниципального района РТ.

г. Мамадыш

2016 год

Классный час на тему: «Борьба с коррупцией»

Цели:

Провести беседу с учениками о проблеме противодействия коррупции и методов её предупреждения;

Формировать убеждения о неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения;

Воспитывать правовое сознание и повысить правовую культуру учащихся;

Выработать активную гражданскую позицию.

В конце урока учащиеся смогут:

Называть виды коррупционных правонарушений;

Объяснять направления антикоррупционной политики;

Задуматься о значении борьбы с коррупцией.

Методическое оснащение:

    Учебное пособие для учащихся 5-8 классов общеобразовательных учреждений под редакцией К.Ф.Амирова, Д.К Амировой. Казань. Магариф, 2010.

    Учебное пособие для учащихся 5-8 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Р.Р. Замалетдинова, Е.М.Ибраимовой, Д.К Амировой. Казань. Магариф, 2010.

    Сайты: «Советы при Президенте РФ »,«Электронное правительство РТ», Мамадышского муниципального района.

Подготовительная работа: изготовление рисунков, поиск учащимися значение слова – коррупция в толковом словаре, репетиции сценок и подбор к ним костюмов.

Оформление доски: высказывание Аристотеля.

Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться.

Рисунки обучающихся по теме «Коррупция».

Вступительное слово учителя.

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию.

Наш классный час посвящен теме, которая часто обсуждается. Иначе и быть не может, потому что она затрагивает интересы каждого человека. Но очень важно, чтобы каждый понимал – что такое коррупция, какой вред она приносит и как с ней можно бороться.

Что означает слово коррупция?

Ответы учащихся :

Это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще»;

Это злоупотребление своим властным, рабочим или профессиональным положением;

Это незаконное обогащение, взяточничество, хищение;

Учитель: Ребята, вы дали правильное толкование этому слову. В современном понятии коррупция тоже означает использование полномочий в целях личной выгоды. Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время.

К сожалению, коррупция существует почти во всех сферах жизни общества и проявляется в самых разнообразных формах и видах.

Сейчас мы рассмотрим некоторые формы коррупции:

Признательность, благодарность;

Обычная плата за услугу, за работу;

Злоупотребление служебным положением;

Взяточничество;

Подкуп;

Коррупция.

Показ отрепетированных заранее сценок обучающимися:


Водитель дал деньги сотруднику ГИБДД. Сотрудник не требовал, чтобы ему платили, но от денег не отказался.

Чиновник помог фирме заключить выгодный контракт. Фирма выплатила чиновнику определенный % за содействие.

Крупная фирма договорилась с депутатом, что он проголосует так, как выгодно фирме. За это ему выплачивают вознаграждение либо предоставляют услуги.

Пациент делает врачу подарок за внимательное отношение и обслуживание вне очереди. Врач от подарка не отказывается.

Начальник паспортного стола, получив деньги, намного ускоряет регистрацию приезжего.

Главный архитектор города дает разрешение частной фирме на строительство здания, которое сильно ухудшает окружающий пейзаж.

Анализ показанных сценок.

Учитель: Очень часто мы присваиваем имена взяточников только чиновникам. Но проблему коррупции нельзя сводить к ним. Лица, которые предлагают деньги – такие же коррупционеры.

Социологи провели опрос населения о взятках. В результате выяснилось, что готовность к тому, чтобы решить свои проблемы путем дачи взятки, по-прежнему остается достаточно высокой – об этом сказали 61,3% опрошенных. Тем не менее, не все люди, попадая в коррупционную ситуацию, решают свои вопросы путем дачи взятки. Как показывают исследования, около 30% граждан принципиально не дают взяток. Решается ли вопрос после отказа граждан от дачи взятки? В большинстве случаев и после отказа от дачи взятки вопросы решаются. Конечно, это потребует больше сил и времени, или вопрос не решится с первой попытки. Тем не менее, 32% респондентов ответили, что после отказа от дачи взятки им удалось решить свои проблемы, а 41,6% - решили проблемы частично или в более длительный срок. Нет таких ситуаций, которые нельзя было бы решить с помощью закона.

Учитель: Ребята, какие выводы можно сделать, проанализировав данные социологического опроса?

Ответ учеников:

Последствия коррупции ведут к разорению частных предпринимателей;

Снижению инвестиций в производство, замедлению экономического роста;

Понижению качества общего сервиса; неэффективному использованию способностей людей;

Росту социального неравенства;

Усилению организованной преступности;

Ощущению бесправия и несправедливости.

Способы борьбы с коррупцией.

Учитель: Какие способы борьбы с коррупцией вы бы смогли предложить?

Ответы учащихся:

не давать никаких взяток! А для тех, кто берет, увольнять с работы, штрафовать, конфисковать все имущество. Еще один способ – ротация кадров;

Установить видеоконтроль;

Надо сделать так, чтобы не было очередей, не было волокиты с документацией;

Надо ликвидировать неблагополучное состояние общества.

Что приводит к коррупции?

Большой разрыв в доходах населения;

Резкое падение заработной платы;

Ослабление государственного контроля;

Неопределенность норм рыночного поведения,

Пробелы в законодательстве.

Учитель: Ребята, представляю вашему вниманию поговорки о коррупции, какую житейскую мудрость они представляют?

Взяточничество: Дары и мудрых ослепляют.

Глуп дает деньги,глупей того не берет.

Корысть: Корысть рождает зависть.

Тебя манят- твоих денег хотят.

Наказание: На добре - спасибо, а за грех поплатись. Как ни крой, а швы наружу выйдут.

ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ: Дети дают анализ поговорок в формате общей беседы в классе.

Итоговая беседа

Что такое коррупция?

Назовите формы антикоррупционной деятельности?

Какие организации противодействуют коррупции?

Чем отличаются уголовные наказания за коррупционные преступления в России в сравнении с европейскими государствами?

Заключительное слово учителя:

Коррупция разрушает общество изнутри. Ее можно сравнить с занозой: чем дольше она находится в тиши, тем больше ее размер и хуже последствия. Думаю, коррупцию можно победить, искоренить, лишь если всем вместе бороться против нее.

Внимательно и вдумчиво прочитайте строки Аристотеля. Как мало надо и как много надо переделать для того, чтобы стать «чистым нравственно» человеком.

Чего надо остерегаться, чтобы не сбиться с пути, мы постарались с вами выяснить.