Временные формы самых основных модальных глаголов. Изменение глаголов по временам и числам Изменение глагола по временам

Тема урока: «Изменение глаголов по временам».

Цель урока: формировать у учащихся понятие о глаголе как части речи, о морфологических признаках глагола.

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с изменением глаголов по временам. Формировать умение определять время глагола.

2.Совершенствовать умение писать словарные слова.

3.Дать представление об учебно-научном тексте. Формировать умение работать с ним.

Структура урока.

I.Организационный момент (~1 мин.).

II. Сообщение задач урока (~1 мин.).

III. Словарная работа (~5 мин.).

IV. Повторение изученного (~3 мин.).

V. Постановка проблемы (~1 мин.).

VI. Поиск решения (~8 мин.).

VII. Физкультминутка (~3 мин.).

VIII. Работа с учебно-научным текстом определения (~6 мин.).

IX. Первичное закрепление (~3 мин.).

X. Самостоятельная работа (~4 мин.).

XI. Закрепление (~3 мин.).

XII. Итог урока (~2 мин.).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. Проверьте свою посадку. Мы начинаем урок русского языка. Я хочу, чтобы он принёс вам радость открытия новых знаний. У вас всё получится! Откройте тетради, проверьте наклон. Запишите число.

На доске записано:

Пятнадцатое марта.

Классная работа.

II. Сообщение задач урока.

Сегодня на уроке мы с вами вспомним, что уже знаем глаголе, узнаем о нём новое, вспомним словарные слова, познакомимся с новым видом текста, будем учиться с ним работать.

III. Словарная работа.

Записываем в тетради под диктовку слова.

Сирень, свободный, сочинять, ягодный, мечта, длина, календарный, длинный, коричневый, стакан, помечтать.

Проверьте сами.

Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Возьмите простой карандаш. Проверьте работу товарища. Если найдёте ошибки – исправьте их.

Поднимите руку, кто не нашёл ошибок.

Кто нашёл 1 – 2 ошибки?

3 – 4 ошибки?

А 5 и больше ошибок?

Сегодня я соберу ваши тетради и проверю, смогли ли вы найти все ошибки.

IV. Повторение изученного.

Расскажите, что вы уже знаете о глаголе.

Глагол – это самостоятельная часть речи.

Глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать?, что сделать?

Частица не с глаголами пишется раздельно.

Посмотрите на доску. Я вывесила ваши рисунки с портретом глагола. Расскажите, пожалуйста, почему именно так вы его нарисовали. (Выслушиваются ответы 3 детей.)

Молодцы! Я вижу, что вы все очень старались, и у вас получились замечательные работы.

V. Постановка проблемы.

А сейчас давайте вспомним, как изменяется имена существительные?

Имена существительные изменяются по числам.

Как изменяются имена прилагательные?

Имена прилагательные изменяются по родам и числам.

Как изменяются глаголы?

Мы ещё не знаем.

Сегодня мы с вами на уроке частично ответим на этот вопрос.

VI. Поиск решения.

Послушайте необычный рассказ глагола о себе. Когда услышите вопрос, запишите его в тетрадь. У доски работает…

Однажды у Глагола спросили: «Что Вы делаете?» Вот что ответил Глагол: «Я что делаю? С тобой разговариваю. Ещё дышу носом, моргаю глазами и улыбаюсь ртом. Или, может быть, ты хочешь знать, что делал я, пока ты спал? Я рубил дрова, носил воду, поливал цветы, окучивал грядки. А теперь угадай, что буду делать я дальше? Я буду расспрашивать тебя».

Прочитайте вопросы, которые вы выписали.

- Что делаете? Что делал? Что буду делать?

Попробуйте сами ответить на эти вопросы.

Сидим, пишем, читаем.

Играли, гуляли.

Буду учить, буду есть.

Сравните, как отвечали на разные вопросы. Что заметили?

Действие происходит в разное время.

Кто догадался, как изменяются глаголы?

Наверное, по временам.

Совершенно верно. Откройте учебники на странице 94. Найдите упражнение 348. Прочитайте текст сами.

Найдите и прочитайте предложения, в которых действие происходит сейчас.

Лена учится в третьем классе.

Сейчас она пишет диктант.

В каких предложениях действие происходило в прошлом? Прочитайте.

Вчера она писала сочинение и написала его хорошо.

В каких предложениях действие только будет происходить?

Завтра Лена будет писать изложение.

Дома она прочитает рассказ и подготовится к изложению.

Какая часть вам сейчас подсказывала правильный ответ?

Глагол.

Давайте запишем глаголы (они выделены) и поставим к ним вопросы. Идёт работать на доске… (По очереди работают два ученика.)

Учится (что делает?)

Писала (что делала?)

Написала (что сделала?)

Пишет (что делает?)

Будет писать (что будет делать?)

Прочитает (что сделает?)

Подготовится (что сделает?)

VII. Физкультминутка.

VIII. Работа с учебно-научным текстом определения.

Прочитайте текст в голубой рамке про себя.

О чём этот текст?

О временах глагола.

Мы с этим текстом будем работать. Но сначала давайте узнаем, как это сделать правильно. Прочитайте информацию в серой рамке около знака вопроса.

Как можно назвать текст о временах глагола.

Учебно-научный текст.

Что надо сделать сначала, чтобы лучше понять и запомнить его?

Определить, сколько в тексте частей (абзацев).

В тексте 4 абзаца.

Определить, на какой вопрос отвечает каждая часть.

Прочитайте ещё раз каждую часть и задайте к ней вопрос. (Учитель постепенно открывает на доске.)

1.Как изменяются глаголы?

2.Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают?

3.Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какой вопрос отвечают?

4.Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают?

Что у нас получилось на доске?

План текста.

Сейчас вы поработаете в парах. Я закрываю план. Ваша задача: один вспоминает пункт плана и задаёт вопрос, другой отвечает. Потом меняетесь. Кому будет трудно, поднимите руку.

Достаточно. Поднимите руку те, кому было сложно вспомнить вопрос.

А кто испытывал затруднения с ответом?

Спасибо за честность. С каким текстом мы сейчас работали?

Мы работали с учебно-научным текстом.

В каком времени могут стоять глаголы?

В настоящем, прошедшем или будущем времени.

Посмотрите, как мы будем сокращать. (Учитель записывает на доске.)

прош. вр. наст. вр. буд. вр.

IX. Первичное закрепление.

Давайте вернёмся к упражнению 348 и, пользуясь правилом, определим время каждого глагола. Комментируем по цепочке. (На доске по очереди работают двое учащихся.)

Учится (что делает?) – наст. вр.

Писала (что делала?) – прош. вр.

Написала (что сделала?) – прош. вр.

Пишет (что делает?) – наст. вр.

Будет писать (что будет делать?) – буд. вр.

Прочитает (что сделает?) – буд. вр.

Подготовится (что сделает?) – буд. вр.

X. Самостоятельная работа.

Запишите слова в столбик.

Сказал

Пойдёт

Кричит

Будет играть

Смотрел

Слова какой части речи записали?

Глаголы.

Самостоятельно к каждому глаголу задайте вопрос и определите время. Пользуйтесь правилом. (Учитель оказывает индивидуальную помощь тем учащимся, которые испытывают затруднения.)

А сейчас давайте проверим. Расскажите, как вы определяли время глагола.

Сказал (что сделал?) – прош. вр.

Пойдёт (что сделает?) – буд. вр.

Кричит (что делает?) – наст. вр.

Будет играть (что будет делать?) – буд. вр.

Смотрел (что делал?) – прош. вр.

XI. Закрепление.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Глагольный футбол». Не заметил глагол – значит пропустил гол! Гол засчитан, если сумели определить время глагола. Я называю слова. Услышали глагол – хлопаете. После этого я одному бросаю мячик – он определяет время глагола.

Вытирает, подметает, зашивал, поливал, зажёг, флажок, дружок, повредил, крокодил, бобёр, шатёр, ковёр, утёр, костёр, оттёр, навёл, осёл.

XII. Итог урока.

Как изменяются глаголы?

Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают?

Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какой вопрос отвечают?

Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают?

Если вы довольны своей работой на сегодняшнем уроке, считаете, что не потратили время впустую, узнали новое или научились чему-то – похлопайте. А если у вас многое не получалось, время прошло зря – потопайте. (Дети топают или хлопают.)

Спасибо всем за урок.

Домашнее задание: выучить определение на странице 94, страница 95 упражнение 349.


Тема.

Изменение глаголов по временам.

Цели.

1. Закрепление умения отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу.

2. Закрепление умения изменять глаголы по временам.

3. Развитие умения точно употреблять глаголы в тексте.

4. Закрепление умения изменять глаголы по числам.

5. Развитие орфографической зоркости.

Ход урока.

1. Тема урока.

Что без меня предмет?

Лишь название.

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здание.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

О какой части речи говорится?

Что такое глагол? Сегодня …

2.Чистописание. Словарная работа.

С какой буквы начинается слово глагол?

Какие звуки мы обозначаем этой буквой? Характеристика звуков.

Сегодня мы повторим написание буквы «г».

(г)-согл., тв., звонк., парн.

(г)- согл., мягк., звонк., парн.

- Ктохочет придумать свой элемент?

Отгадайте, какие словарные слова записаны на доске.

1.Человек, совершающий подвиги. (Храбрый, доблестный, самоотверженный).

2.Крупный населенный пункт.

3.Травянистое полевое и огородное растение семейства бобовых, с круглыми семенами (горошинами).

Г.рой, г.род, г.рох.

Найдите лишнее слово.

Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

На какое еще правило встретилось слово?

3.Развитие речи.

На доске: ВРЕМЯ.

Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, времена года, сутки).

Послушайте, что я нашла в словаре Даля про время:

«Время – это когда идут дни за днями, последовательное значение суток за сутками, века за веками.»

На доске: 1.Время летит.

2.Время разум дает.

3.Всякой вещи время.

4.Делу время, потехе час.

Как понимаете каждое из этих выражений?

1.Время проходит очень быстро. Мы учились в первом классе совсем недавно, а теперь уже учимся в третьем. Вот как быстро летит время.

2.Когда человек занимается, он чему-то уделяет много времени.Чем больше, тем лучше у него получается.

3.Мы все узнаем тогда, когда это будет нужно. А еще говорят «Всему свое время».

4.Чтобы что-то сделать хорошо, надо много времени, а в свободное время отдохнуть.

Запишите выражения в тетрадь по памяти, кто сколько запомнил.

4.Физкультминутка.

Я называю слова, а вы выполняете движения наоборот.

Сидеть-стоять, молчать-говорить, плакать-смеяться, стоять-бежать,встать-сесть.

К какой части речи относятся эти слова?

5.Тема урока.

В начале урока мы говорили о времени. Сегодня мы будем говорить о другом времени. О каком? (Времени глагола.)

Как изменяются глаголы?

Как узнать какого числа глагол? Какого времени?

6.Работа по теме урока.

1.Изменение по временам.

Прочитайте текст.(На листочках, на парте.)

Что заметили? (Не такие глаголы, как-то все не связано).

Исправьте глаголы, прочитайте правильно.

На какие три группы можно разделить эти глаголы? (На глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени.)

Выпишете глаголы с вопросами.

На какие вопросы……

Н. В. П. В. Б. В.

Что делает? Что делал? Что будем делать?

сидит сидел будем гулять

глядит увидел будем ходить

мурлычет спел будем говорить

кличет поел

7.Физкультминутка. Осанка.

2.Изменение по временам и числам.

Сигнальные карточки: Ед., Мн., П., Н., Б.

Я называю слова, а вы определяете число и время глагола. (жужжит, шьет, вьют, живут, ……..)

3.Самостоятельная работа.

Заполнение таблицы. (На листочках, на парте.)

Изменение глаголов по временам: стучать, петь.

8.Итог урока.

О какой части речи говорили? Как изменяется? Как определить число и время глагола? На какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени, ………

Послушайте стихотворение, постарайтесь запомнить хоть один глагол.

Вопросы после чтения: в каком времени употребляются глаголы, как догадались?


И увидеть он знакомую кошку.

Он ей песню спеть,

А потом поесть.

Вот теперь сидеть,

На нее глядеть.

Кисонька мурлыкать,

Кота к себе кликать:

Курочек соседских попугать.

Будем вместе по улице ходить

Рыженький котик сидеть на окошке

И увидеть он знакомую кошку.

Он ей песню спеть,

А потом поесть.

Вот теперь сидеть,

На нее глядеть.

Кисонька мурлыкать,

Кота к себе кликать:

Пойдём, котичек, на улицу гулять,

Курочек соседских попугать.

Будем вместе по улице ходить

И о разном с тобой будем говорить.


1. Была я малышкой,

Играла пустышкой,

Гуляла с братишкой

И с няней – мартышкой.

Я пела, плясала,

Над книжкой зевала,

Цветы собирала,

О чуде мечтала.

Но время бежало,

И я подрастала.

Я скоро узнала,

Что взрослою стала.

И детство моё

Навсегда потеряла.

2. Сейчас я живу

В небольшом зоопарке

И каждый мой день

Пребываю в запарке:

Я в школу бужу

По утрам малышей,

Кормлю их, купаю

От ног до ушей.

Я штопаю, глажу, стираю,

Игрушки за их убираю,

Мету, отмываю, кручу, кипячу,

Хвалю и ругаю,

Шучу и ворчу.

3. В понедельник или среду

Всё я брошу и уеду,

И оставлю их одних,

Безобразников моих.

Сяду в поезд и тогда

Посмотрю на города.

Я отправлюсь в южный порт,

На какой-нибудь курорт.

Как начну я там форсить,

Платья модные носить,

Буду плавать, буду прыгать,

Буду всех с ума сводить.

Когда море надоест,

Запланирую отъезд.

И вернусь обратно к ним

К безобразникам моим.


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Глагол является ведущей, вместе с именем существительным, частью речи русского языка. Он образует ядро предложения, заключает процесс. О том, как глагол изменяется по временам, наклонениям, лицам, числам и родам, пойдет речь в статье.

Глагол: постоянные признаки

Всем частям речи присущи те или иные признаки. Неизменяемыми у глагола считаются спряжение и вид, возвратность и переходность.

Глаголы изменяются по лицам. Характер этих изменений отражает тип спряжения - 1 или 2. Семантической разницы между глаголами разных спряжений нет. Отличие в у 1 лица -ем, -ет, -ешь, -ете, -ут(-ют) , у 2 -им, -ит, -ишь, -ите, -ат(-ят) . Вид призван отразить отношение действий к моменту речи. Совершенный вид (вопрос что сделать? ) есть результат, несовершенный (что делать? ) есть процесс. Например, ходить - сходить, думать - придумать . Часто разница заключается в том, что глаголы несовершенного вида отражают периодически повторяющееся действие, а совершенного вида - однократные действия. К примеру, ездить - съездить, готовить - приготовить. Такой постоянный глагольный признак, как возвратность, указывает направленность действий на кого-либо. Показателем возвратности является постфикс -ся (сь): купаться, укололся, простилась. Переходность указывает на возможность глагола управлять объектом - именем существительным в То есть глагол писать - переходный, так как способен сочетаться со словами, отвечающими на вопрос что? кого?: писать картину, писать диктант. Глагол смотреть - непереходный, потому что не может управлять существительным в винительном падеже.

Наклонение

Глаголы изменяются по временам, лицам и т. д., то есть им свойственны и непостоянные морфологические черты. Глаголы, способные к изменению своей формы, называются спрягаемыми. Ведущим признаком является возможность глаголов изменять наклонение, которое отражает отношение процесса к действительности. Так, выделяют изъявительное и условное. Все остальные зависят от наклонения. Глаголы изменяются по временам только в изъявительном наклонении. Сослагательное (условное) наклонение имеет традиционную структуру: глагол в прошедшем времени + частица бы (принес бы, рассказала бы ). Повелительное наклонение отличается наличием суффикса или -те: пиши, скажите.

Время

Время - это особенная категория, свойственная глаголу изъявительного наклонения. Оно может быть будущим, прошедшим и настоящим, то есть отражает отношение действия в моменту речи. Глагол изменяется по временам с учетом вида. Время и правильность его употребления во многом определяется видом глагола. Так, у не может быть настоящего времени, так как оно указывает на определенный процесс. Суффикс -л- главный показатель глагола прошедшего времени: говорил, изучала, стояло. Важно отметить, что глаголы изменяются по родам только в прошедшем времени. Будущее время образуется при помощи вспомогательного глагола быть и инфинитива, если несовершенного вида: строить - будет строить, учить - будут учить. Если в будущее время необходимо поставить глагол совершенного вида, то вспомогательного слова не требуется: пригнать - пригонят, взглянуть - взглянет .

Лицо

Категория времени является определяющей для другого непостоянного глагольного признака - лица. Глаголы изменяются по лицам только в будущем и настоящем временах изъявительного наклонения, в повелительном наклонении. Лицо глагола призвано указать на участника речевого процесса (1 или 2 лицо: говорю, слушаешь ) или на того, о ком упоминается в речи (3 лицо: знает, рассказывают ). Личной формой глагола называют такую форму, рядом с которой можно восстановить личное местоимение: изучаю - я изучаю, читаем - мы читаем, запиши - ты запиши, садитесь - вы садитесь, ищет - он/она/оно ищет, вяжут - они вяжут.

Число

Категория числа присуща всем изменяемым частям речи русского языка. Так, у глаголов число нельзя определить только в начальной форме, то есть у инфинитива. Глаголы изменяются по числам во всех наклонениях (сидят - сидели бы - сидите ) и во всех временах (рисовали - рисуют - будут рисовать ).

Неизменяемые формы

Только постоянные признаки можно обозначить у неизменяемых форм глагола. Таковыми являются инфинитив и деепричастие. Инфинитив - это начало любой глагольной формы. Все постоянные глагольные признаки определяются по нему. Он вмещает семантику действия, однако не показывает его отнесенность к реальности, к моменту речи, к участникам речевого процесса. Глагол изменяется по наклонениям и временам, но не инфинитив.

Деепричастие - это одна из атрибутивных, то есть не спрягаемых, форм глагола. Оно совмещает в себе значения глагола и наречия и обозначает добавочное, второстепенное действие. Деепричастие, подобно инфинитиву, имеет только постоянные признаки. Однако, инфинитив может являться главным членом предложения или частью главного члена, а деепричастие - нет. Встречаются случаи, когда деепричастие зависит в предложении от инфинитива: Жить, радуясь. Любить, заботясь. Купить, отыскав. В подобных предложениях предикативность заключена в неизменяемых формах глагола.

Склоняемая форма глагола

Удивительно, но глагол изменяется по падежам, точнее, его особая форма - причастие. Оно совмещает в себе постоянные признаки глагола и непостоянные черты имени прилагательного. Причастие, образуясь от основы глагола, отражает вид, а особенные суффиксы выражают время, которое у причастий является постоянным признаком. Неизменяемой характеристикой причастий является залог. Так, данная форма глагола может быть страдательной или действительной. Это выражение признака как активного или как пассивного. Например, прочитавший (сам) - активный залог, то есть действительное причастие, прочитанный (кем-то) - пассивный залог, причастие страдательное. Причастие изменяется по падежам по парадигме имен прилагательных. Данная форма глагола может изменяться по числам и родам: поющие - поющий - поющая - поющее, иметь полную и краткую форму (только страдательные): построенный - построен. Падеж определяется только у полных причастий. К примеру, в насиженном гнезде - предложный, около бущующего моря - родительный, рисующему художник у - дательный, звучавшей песней - творительный.

Тема: Изменение глаголов по временам. Слайд 1

Цели урока: формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные; работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы; воспитывать интерес к предмету. Формирование у учащихся умений распознавать временные формы глагола и правильно их употреблять. Развивать умение распознавать временныеформы глаголов и правильно их употреблять.

Задачи урока:

1. Формировать умение учащихся обосновывать свои ответы, выражать свои мысли в устной и письменной
форме
2. Способствовать расширению кругозора, развитию орфографической
зоркости.
3.Способствовать формированию дружеских отношений.
4.Воспитание самостоятельности, внимательности.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, диск с презентацией.

Ход урока:

1Организационный момент. Слайд 2

Учитель . Ребята, у нас на уроке сегодня гости, они хотят с вами познакомиться. Не забывайте, гость не долго гостит, да многое замечает. Чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать. Покажите свои знания, умения и постарайтесь освоить новое.

Прозвенел уже звонок,
В школе начался урок.
Тихо стало в коридоре,
Ведь со звонком никто не спорит. Мы начнём сейчас урок
И закончим его в срок.
Тихо сядем все за парты
И запишем быстро дату

Слайд 3

Учитель .
- Какое время года?
- Какой праздник приближается?
Ученик. Новый год
Учитель. В это время каждый из нас вспоминает, что хорошего было в уходящем, прошедшем году и загадываем желание на будущий год.И сегодня на уроке мы будем говорить о настоящем прошедшем и будущем времени, а как это связано с уроком русского языка вы узнаете дальше. Помогут нам ваши любимые сказочные герои, которые обязательно с нами встречаются накануне празднования Нового года.

2. Минутка чистописания. (Слайд 4)

Прописываем букву В в заглавную и строчную. (Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» Декабрь.)

Учитель . Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно. О чём я говорю?

Ученик . О времени Слайд 5 время

Учитель. Как вы понимаете, что такое время? (Часы, дни, времена года)

Ребята, давайте обратимся к нашим словарям и уточним значение этого слова. Вот как объясняет это слово в своем словаре Владимир Иванович Даль: «Время - это, когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками.»

Словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова: «Время - длительность существования всего происходящего, всех явлений и предметов, измеряемая веками, годами, часами, минутами и т.д.».

Грамматическое значение (Форма глагола, выражающая отношение действия или состояния к моменту речи или к какому-либо другому моменту Н.вр., Б.вр., ПР.вр.).

Делу время, а потехе - час.

Учитель . Прочитайте предложение, записанное на доске. (Дело время, а потехе - час.) Что это за предложение? Как вы понимаете эту пословицу?

Ученик Чтобы что-то сделать хорошо, нужно много времени, а в свободное время можно и отдохнуть.

Учитель Ребята, а какие еще пословицы о времени вы знаете?

Ученики.

Время летит. (Мы учились в 1 кл., а теперь в 4 кл.)

Всякой вещи время. (Мы все узнаем тогда, когда это будет нужно.)

Время разум дает. (Человек занимается: и чем больше он чему-то уделяет времени, тем лучше это получается. Малыш мало знает, а взрослый много.)

Время - не птица, за хвост не поймаешь.

Не время сидеть сложа руки. Всему своё время.)

Учитель . Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов . Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на сегоднешнем уроке? (вспомнить всё, что мы знаем о глаголе и узнать новое, то что мы еще не знаем об этой части речи)

3.Словарная работа (Слайд 6, 7)

Учитель. Повторим словарные слова. Вот наш первый гость дед Мороз. Он приготовил для вас интересное задание. Прочитайте слова и запишите. Какое слово лишнее? Почему? Образуйте от слов существительных глаголы в начальной форме. Что вы знаете о глаголе?

Ученик. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета, его состояние и чувства, отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Глагол может быть совершенного и несовершенного вида. Глагол совершенного вида отвечает на вопрос: что сделать? Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос: что делать?

Спряжение - это изменение глагола по числам и лицам и система его окончаний.

Глаголы -исключения.

Учитель. Дед Мороз благодарит вас за правильное выполнение этого задания. Чтобы узнать с каким новым словом мы сегодня познакомимся, надо разгадать ребус. Слайд 8,9,10,11, 12

Рисовать.

Ударение падает на третий слог.

Орфограмма «непроверяемая безударная гласная о »

Ри-со-вать

Однокоренные слова - рисунок, рисованный, рисовальщица.

Синонимы - зарисовывать, набрасывать, чертить

Составьте предложение. Мороз рисует на окнах причудливые узоры.

Найти грамматическую основу предложения. Мороз рисует.

4. Актуализация знаний . Слайд 13,14

На слайде слова

Рисует, будет рисовать, нарисовал, рисовал, нарисует

Задайте вопрос к каждому слову.

Что вы можете сказать об этих глаголах.

Слова можно распределить на три группы:

настоящее время прошедшее время будущее время

рисует рисовал будет рисовать

нарисовал нарисует

Что ещё можно сказать?

Слова можно распределить на две группы:

настоящее вр. прошедшее вр. будущее вр .

Несов. вид рисует рисовал будет рисовать

Соверш. вид нарисовал нарисует

Учитель .. Догадались, какая тема урока?

Ученик. Изменение глаголов по временам.

Слайд 15

Учитель. Тема: Изменение глаголов по временам.

Задачи урока: 1) Закрепить знания о глаголе;

2) Закрепить умение определять время глаголов;

3) Развивать умение анализировать свою деятельность.

5.Физминутка

Солнце землю греет слабо По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной Бабы Побелел морковный нос. В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, Вьюга злится, Снег кружится, Заметает все кругом Белоснежным серебром.

6. Объяснение нового материала
Слайд 16

Учитель. Вот еще один гость это кошечка. Она принесла к нам на урок веселое стихотворение. Прочитайте. Что в этом стихотворении не так? Исправьте его, чтобы оно звучало красиво. У вас на столах лежат листочки. Работайте в парах.

Учител ь. Молодцы ребята и кошечка говорит вам спасибо.

Слайд 17 физминутка для глаз


Учитель.
А вот задания от снеговика. Нужно слова, которые Вы изменили в стихотворении записать в 3 столбика. В первый столбик слова, отвечающие на вопросы: что делал? что сделал? Во второй слова, отвечающие на вопрос: что делает? В третий слова, отвечающие на вопросы: что сделает? что будет делать? Слайд 18.

Прочитайте слова первого столбика. Когда происходило действие? Это глаголы прошедшего времени. 2 столбик. Когда происходило действие? Значит это глаголы настоящего времени.3 столбик. Когда происходило действие? Значит это глаголы будущего времени. Запишите в тетради.

Работа над правилом. Слайд 19, 20, 21

Прочитайте правило на странице 133

Учитель. На что указывают глаголы настоящего времени? На какой вопрос отвечают?

Ученик . Глагол в настоящем времени указывает на то, что действие совершается тогда, когда о нем говорят (в момент речи)

Учитель . На что указывают глаголы прошедшего времени и на какие вопросы отвечают?

Ученик. Что действие совершалось до момента речи.

Учитель . На что указывают глаголы будущего времени и на какие вопрос отвечают?

Ученик. Действие совершится после момента речи.

Учитель . Задание от Дракончика. Слайд 22, 23

Учитель . Что вы любите больше всего в зимнее время года?

Ученик . Гулять на улице.

Слайд 24

Учитель. Ребята, давайте, изменим глагол гулять по лицам сначала в настоящем, потом в прошедшем, потом в будущем времени. Посмотрите, что получилось. В каком времени глагол не изменился? Какой вывод можно сделать?

Ученик . В формах наст. и буд. времени глаголы изменяются по лицам. В форме прошедшего времени глаголы по лицам не изменяются.

Учитель . Прочитаем правило на стр. 134.

Работа по учебнику. А теперь задание, которое приготовила Снегурочка.

Слайд 25

Откройте учебники на странице 135, упражнение 4 . Прочитайте задание. Работаем у доски.

Физминутка для глаз Слайд 26

Работа в группах.

Слайд 27, 28

Задание от госпожи Метелицы

Три группы получают задание на карточках.

Определить время и вид выделенных глаголов.

  1. 1. Первый совет.

Старайся дышать через нос. Воздух согреется в носовых раковинах, и ты не застудишь горло.

Человек, когда говорит и пишет, часто изменяет глаголы по временам, сам этого не замечая. Он говорит о чем-то, что происходит в момент речи, происходило до него и будет происходить после, ставя эту часть речи в разные временные формы. Чтобы делать это правильно, нужно разобраться в сущности явления и его особенностях.

Изменение глаголов по временам: делаем это правильно

Чтобы поставить глагол в форму того или иного времени, нужно задать к нему правильный вопрос. В том, какие вопросы в каких случаях нужно задавать, поможет разобраться таблица.

Названия форм времени легко поясняют, к какому моменту речи относится рассматриваемое действие.

Глагол в прошедшем времени легко отличить от части речи в любой другой временной форме благодаря суффиксу л: пошеЛ, гуляЛ, играЛ.

Образование форм будущего времени

В русском языке происходят изменения глаголов настоящего и будущего времени. Но если глаголы в настоящем времени всегда изменяются с помощью окончаний, то форма будущего времени может образовываться двумя способами. Все зависит от того, к какому виду относится глагол.

Если к совершенному, то к нему применяется будущее простое время, то есть изменение с помощью суффиксов.

С глаголами несовершенного вида все несколько сложнее, не зря же их будущее время и называется сложным. Из-за особенностей языка оно образуется с помощью глагола быть и присоединенного к нему смыслового глагола в неопределенной форме. При этом такую пару можно изменять по лицам: смысловой глагол так и останется в форме инфинитива, а меняться при этом будет глагол-связка быть: я буду гулять, вы будете гулять и т.п.

Сложное будущее время имеет особое значение – его используют для того, чтобы показать не просто тот факт, что действие будет иметь место, но процесса действия в будущем.

Что мы узнали?

В русском языке у глаголов три формы времени: настоящее, будущее и прошедшее. При этом глаголы, которые в инфинитивной форме отвечают на вопрос “что сделать?” не имеют формы настоящего времени. Изменить данную часть речи по временам легко: достаточно поставить правильный вопрос, который приведет его в нужную форму, чтобы он изменил окончание. При этом вопрос с будущим временем в русском языке несколько сложнее, чем с настоящим или прошедшим, поскольку оно может образовываться простым или сложным способом, что зависит от того, на какой вопрос глагол отвечает в инфинитивной форме. Если к нему ставится вопрос “что делать?”, то используется самая обычная простая форма, которая образуется с помощью суффикса. Если же к глаголу с неопределенной форме ставится вопрос “что сделать?”, то его форма будущего времени будет сложной: для нее берется глагол быть в соответствующей формы, к которому присоединяется основной в форме инфинитива.