Презентация: "военно-политический блок нато в годы холодной войны". Нато. создание и развитие Геодезическое обоснование экспансии нато на восток

2 слайд

программа двустороннего сотрудничества между НАТО и отдельной страной-партнером, не являющейся членом альянса, на основе индивидуального плана взаимодействия, в соответствии с особыми потребностями данной страны. «Партнерство ради мира» (Partnership for Peace)

3 слайд

История создания По сравнению с ССАС она имела следующие особенности: была открыта для всех государств, включая бывшие нейтральные и неприсоединившиеся страны Европы, а не только бывших членов Варшавского Договора, как это было с ССАС; была нацелена не только на диалог и сотрудничество, но и реальное партнерство; инициировала расширение НАТО.

4 слайд

5 слайд

Главными целями ПРМ являются следующие: достижение прозрачности процесса военного планирования и формирования оборонных бюджетов государств; внедрение демократического контроля над Вооруженными силами; обеспечение проведения международных операций; достижение уровня подготовки сил и средств, необходимого для помощи операциям, осуществляемым под эгидой ООН или с санкции ОБСЕ; повышение уровня знаний и умений, необходимых государствам-партнерам для участия в миротворческих, спасательных и гуманитарных операциях. Для этого в программу включены разделы о развитии военного сотрудничества с НАТО, подразумевающие осуществление совместного планирования; подготовку личного состава и проведение учений; расширение и активизация политического и военного сотрудничества в масштабе Европы, повышение стабильности, снижение угрозы миру, а также укрепление отношений путем создания духа приверженности практическому сотрудничеству и демократическим принципам Североатлантического альянса. ЦЕЛИ ПРМ

6 слайд

7 слайд

8 слайд

1 уровень ПИП содержит в себе широкий спектр деятельности, по которому государство-партнер желает строить отношения с НАТО. Ежегодно в рамках ПИП проводится около 1500 мероприятий. Основное внимание уделяется участию военнослужащих государства-партнера в маневрах, проводимых НАТО.

9 слайд

2 уровень ППА преследует цель дальнейшего усиления существующего сотрудничества в рамках ПРМ. Цель заключается в достижении соответствия стандартам НАТО в определении и оценке сил, подготовленных к участию в многонациональных учебных, тренировочных и миротворческих операциях.

10 слайд

3 уровень ПДИП отражает конкретные мероприятия по интеграции в НАТО силового сектора государства-партнера. План в то же время устанавливает сферы, в которых государства - союзники НАТО могут оказать помощь государствам-партнерам, определяет пути повышения их учебных и тренировочных возможностей.

11 слайд

12 слайд

13 слайд

Недавно к дополнительным функциям Фонда было включено поддержку стран-партнеров по управлению последствиями военной реформы путем проведения таких инициатив, как переподготовка кадров и конверсия военных баз. Были также созданы Целевые фонды для помощи странам Средиземноморского диалога.

14 слайд

Согласно правилам Фонда, страны - члены НАТО вместе с партнерами определяют и выполняют конкретные проекты. В каждом отдельном случае НАТО или страна-партнер выступает с инициативой финансирования и развития проектного предложения, а также определяет потенциальных участников проекта.

15 слайд

Великий Шелковый Путь был в прошлом не только торговым путем, но и важным путем для передачи информации, обмена знаний, взаимного обогащения культур между главными регионами мира. Новый международный телекоммуникационный проект "Виртуальный Шелковый Путь" ставит своей целью значительно увеличить информационный обмен между академическими сообществами стран Центральной Азии, Кавказа и Европы на основе передовых спутниковых технологий, эффективного доступа в глобальную сеть Интернет, Европейским научным и образовательным сетям. Таким образом, данный телекоммуникационный проект позволит создать виртуальный Шелковый информационный скоростной путь (хайвэй) и интегрировать академические компьютерные сети наших стран в глобальное информационное пространство. В последние годы развитие Интернет в Кыргызстане в сфере образования и науки сдерживалось дороговизной спутниковых каналов доступа в глобальный Интернет и отсутствием в республике достаточного числа волоконно-оптических кабелей, имеющих соединение к глобальным коммуникационным сетям. Вследствие этого скорость каналов передачи данных по доступу в Интернет для университетов сильно ограничивалась и не удовлетворяла растущих потребностей ВУЗов в потреблении информации. Начавшийся в Кыргызстане в январе 2002 года проект Научной Программы НАТО "Виртуальный Шелковый Путь" позволил обеспечить скоростной доступ к информационным ресурсам глобальной сети Интернет для академического сообщества республики, усилить развитие образования и науки в стране за счет расширения доступа к Интернет и сократить имеющийся Цифровой Разрыв между индустриально-развитыми и развивающимися странами. Виртуальный шелковый путь

16 слайд

Академические сообщества стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) и Кавказа (Азербайджан, Армения, Грузия) подключены к глобальной компьютерной сети Интернет, и Европейским научным и образовательным сетям посредством использования единого спутникового канала. Новая технология позволяет иметь для каждой страны минимальную полосу передачи частот по спутниковому каналу и в тоже время позволяет использовать неиспользованную емкость спутникового канала других стран участниц проекта.

17 слайд

«Партнерство ради мира» и Совет евроатлантического партнерства Совет Евроатлантического Партнерства (СЕАП), это международный форум, способствующий развитию партнерства на основе диалога и сотрудничества между НАТО и государствами Европы, Азии и Кавказа, не являющимися членами этого альянса. Участники данного форума ведут консультации по целому ряду военно-политических вопросов и проблем, связанных с безопасностью в регионах и мире в целом. В рамках евроатлантического партнерства особую роль играет программа «Партнерство ради мира», которая облегчает практическое двустороннее сотрудничество между конкретной страной-партнером и альянсом, учитывая ее амбиции, стремления и желания.

18 слайд

Совет Евроатлантического Партнерства был создан в мае 1997 года, в качестве преемника Совета североатлантического сотрудничества (ССАС), который в свою очередь был основан 20 декабря 1991 года членами НАТО в качестве форума для ведения диалога со странами бывшего Варшавского договора. ССАС стал своего рода «рукой дружбы», протянутой на июльском саммите НАТО в Лондоне в 1990 году, где руководители стран альянса предложили новую схему сотрудничества со всеми странами Центральной и Восточной Европы в связи окончанием «холодной войны». Состав СЕАП. В настоящее время СЕАП объединяет 50 стран, из которых 28 это государства-члены НАТО и 22- страны-партнеры. Партнерами НАТО в рамках этого форума являются следующие страны: Армения, Австрия, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Финляндия, бывшая югославская республика Македония, Грузия, Ирландия, Казахстан, Кыргызстан, Мальта, Молдова, Черногория, Россия, Сербия, Швеция, Швейцария, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан.

19 слайд

Деятельность СЕАП и Программы «Партнерство ради мира» основана на двухгодичном плане действий, который включает в себя список из 1600 мероприятий в более чем тридцати областях сотрудничества. Главное внимание уделяется консультациям и сотрудничеству по широкому кругу вопросов политики и безопасности, в том числе, по региональным проблемам, контролю над вооружениями, борьбе с международным терроризмом, миротворческой деятельности, военно-экономическим вопросам, гражданскому чрезвычайному планированию и вопросам науки и защиты окружающей среды.

20 слайд

21 слайд

Рамки для сотрудничества Диалог ведется в рамках Совета евроатлантического партнерства (СЕАП). Специальный представитель генерального секретаря НАТО на Кавказе и в Центральной Азии посол Роберт Ф. Симмонс поддерживает на высоком уровне политический диалог с руководством Казахстана и регулярно посещает страну. Сотрудник НАТО по связи и взаимодействию в Центральной Азии также периодически выезжает в Астану и рассматривает вместе с правительством вопросы сотрудничества. НАТО и Казахстан развивают практическое сотрудничество в целом ряде областей посредством Индивидуального плана действий партнерства (ИПАП). Казахстан излагает планы и графики реформ в документе ИПАП, который стороны совместно утверждают на двухгодичный период. Казахстан завершил первый цикл ИПАП (2006–2008 гг.) и продолжает осуществлять второй цикл. В число основных направлений ИПАП входят политическая и военная реформы, а также реформа сектора безопасности. НАТО соглашается помогать Казахстану в осуществлении данных реформ, проводя целенаправленные консультации с учетом специфики страны и оказывая конкретное содействие. Казахстан также сотрудничает с НАТО и другими странами-партнерами по широкому спектру других направлений в рамках программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) и Совета евроатлантического партнерства. Казахстан определяет свое участие в программе ПРМ посредством ежегодной Индивидуальной программы партнерства, выбирая те мероприятия, которые помогут достичь цели, намеченные в ИПАП.


Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, НА́ТО, Северо-Атлантический Альянс крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.


Члены НАТО Страны-основатели, 4 апреля 1949 Бельгия Великобритания Дания Италия Исландия Канада Люксембург Нидерланды Норвегия Португалия США Франция Первое расширение, 18 февраля 1952 Греция Турция Второе расширение, 9 мая 1955 Германия Третье расширение, 30 мая 1982 Испания Четвертое расширение, 12 марта 1999 Венгрия Польша Чехия Пятое расширение, 29 марта 2004 Болгария Латвия Литва Румыния Словакия Словения Эстония На очереди в НАТО - Хорватия, Македония, Сербия, Грузия, Украина, Албания.


Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов и проводит свои заседания под председательством Генерального секретаря НАТО. Североатлантический совет может проводить свои встречи на уровне министров иностранных дел и глав государств и правительств. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.


Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования, в состав которого входят представители всех стран- участниц блока в ранге послов.


Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда американским генералом). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Постоянный военный комитет.


К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО. Исландия представлена в Группе ядерного планирования гражданским наблюдателем. Официальные языки НАТО английский и французский, Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
История в лицах Ленин, со своей стороны, уважал и подчеркивал не только военные, но, главным образом, организационные таланты ///////. Видно было, однако, что это вызывало подчас среди сотрудников Ленина некоторое недовольство и ревность. Ленин, вероятно, ценил революционный темперамент /////// и помнил его роль в подготовке и осуществлении захвата власти в октябре 1917 года; кроме того, всем было отлично известно, что //////// фактически создал Красную Армию и, благодаря своей неутомимой энергии и пламенному темпераменту, обеспечил ее победу над белым движением. «В 1918 году отряды чекистов состояли из матросов и латышей. Один такой матрос вошел в кабинет ///// пьяным.Тот сделал замечание, матрос в ответ обложил трехэтажным.////// выхватил револьвер и, уложив несколькими выстрелами матроса на месте, тут же сам упал в эпилептическом припадке». Борис Бажанов, который работал в секретариате ///// дал очень правильную оценку его характера: "Основные черты характера ////// - во-первых, скрытность, во-вторых, хитрость, в-третьих, мстительность. Никогда и ни с кем ////// не делится своими сокровенными планами. Очень редко делится он мыслями и впечатлениями с окружающими. Много молчит. Вообще без необходимости не разговаривает. Очень хитер, во всем задние мысли, и когда говорит, никогда не говорит искренне. Обид не прощает никогда, будет помнить десять лет и в конце концов разделается" министр, затем министр-председатель Временного правительства (1917 год), В июне 1918 Керенский под видом сербского офицера выехал за пределы бывшей Российской империи. Умер 11 июня 1970 в своём доме в Нью-Йорке от рака в возрасте 89 лет. Местная Русская православная церковь отказалась отпевать его, сочтя виновником падения России. Тело было переправлено в Лондон и похоронено на кладбище en:Putney Vale Cemetery, не принадлежащем какой-либо вере. По нашим понятиям, не земля должна владеть человеком, а человек должен владеть землей....Пока к земле не будет приложен труд самого высокого качества, труд свободный, а не принудительный, земля наша не будет в состоянии выдержать соревнование с землей наших соседей, а земля - это Россия. 21 марта 1917 г. А.Керенский, новый министр юстиции, встретился в Царском Селе с арестованным …… Позднее Керенский заметил о своём собеседнике: "Обезоруживающе обаятельный человек!". После второго свидания с Государем Керенский признался: "А ведь ….. далеко не глуп вопреки тому, что мы о нём думали"."Керенский был очарован приветливостью, естественно излучающейся …., и несколько раз спохватывался, что называл его: «……..."". «Ты не думай о том, что я сказал, – и он хитро усмехнулся, – все одно тебе не понять, в чем дело тута. А только помни: покеда я жив – то и они живы, а коли меня порешат – ну, тогда узнаешь, что будет, увидишь», – загадочно прибавил он». (1859-1924) - русский политический деятель, лидер партии Союз 17 октября (октябристов); Председатель Государственной думы третьего и четвертого созывов. Один из лидеров Февральской революции В 1920 году эмигрировал Умер в Югославии в 1924 году Советский политический и государственный деятель, революционер. Член ЦК РСДРП(б)Один из организаторов разгона Учредительного собрания, расстрела царской семьи и расказачивания(из-за которого на Дону и Кубани погибли сотни тысяч человек)большевик, по словам которых было наплевать на 90% русского народа, лишь бы 10% дожили до мировой революции.14 ноября 1924 года, Екатеринбургский горсовет вынес решение о присвоении этому городу имени революционера, первого председателя Всероссийского центрального исполнительного комитета Чернов Виктор Михайлович (1873, г. 1952, Нью-Йорк, США) Лидер партии, образованной в 1902 году.Октябрьскую революцию категорически не принял. 25 октября в 12 часов на съезде крестьянских депутатов Западного фронта призвал к борьбе против большевистской властиНа Учредительном Собрании 5 января 1918 ….. был избран его председателем. В годы 2-й мировой войны участвовал во французском Движении Сопротивления. Вскоре после освобождения Франции уехал в США. ….. принадлежат многочисленные труды по философии, политэкономии, истории и социологии. Среди высланных летом - осенью 1922 года (за границу и в отдалённые районы страны) наибольшее количество было преподавателей вузов и в целом лиц гуманитарных профессий. Из 225 человек: врачи - 45, профессора, педагоги - 41, экономисты, агрономы, кооператоры - 30, литераторы - 22, юристы - 16, инженеры - 12, политические деятели - 9, религиозные деятели - 2, студенты - 34. компания правительства РСФСР по высылке неугодных власти людей за границу в сентябре и ноябре 1922 года. «Философский пароход»«Эмигрантский пароход»«Профессорский пароход» «Очистим Россию надолго... "Интеллигенция - не мозг нации, а говно", - писал в свое время В.Ленин… Фёдор Ива́нович Шаля́пин (13 февраля 1873, Казань - 12 апреля 1938, Париж) русский оперный певец (высокий бас), солист Большого театра, народный артист Республики (1918-1927, звание возвращено в 1991) в 1927 года постановлением СНК РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР;обосновывалось это тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам. В 1984 году его сын добился перезахоронения его праха в Москве на Новодевичьем кладбище.


Приложенные файлы

Задание: на основе предложенного материала (по нему же вы выявляли причины создания НАТО), либо интернет-источников, письменно ответьте на вопросы:

1) Сколько стран на сегодняшний день входят в состав НАТО? Перечислите основные из них.

2) Какие органы функционируют в рамках данной организации?

3) Каковы основные направления деятельность НАТО?

НАТО , Организация Североатлантического договора , Североатлантический Альянс (англ. NorthAtlanticTreatyOrganization , NATO ) – военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду.

Основан 4 апреля 1949 года в США, с целью защиты Европы от советского влияния. Тогда государствами – членами НАТО стали 12 стран: США,Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. В настоящее время членами НАТО являются 29 стран. Военные расходы всех членов НАТО в совокупности составляют более 70 процентов от общемирового объёма.

Уже после ялтинских соглашений (1943г.) сложилась ситуация, в которой внешняя политика стран-победительниц во второй мировой войне была в большей степени ориентирована на будущую послевоенную расстановку сил в Европе и мире, а не на текущую ситуацию. Итогом этой политики стал фактический раздел Европы на западные и восточные территории, которым суждено было стать основой для будущих плацдармов влияния США и СССР. В 1947-1948 гг. был дан старт т.н. "плану Маршалла", в соответствии с которым в европейские страны, разрушенные войной, должны были быть инвестированы огромные средства со стороны США. Таким образом, 17 стран, получивших помощь от США, были интегрированы в единое политико-экономическое пространство, что определило одну из перспектив сближения. В то же время, нарастало политическое, военное соперничество между СССР и США за европейское пространство. Со стороны СССР оно заключалось в интенсификации поддержки коммунистических партий по всей Европе, и, в особенности, в "советской" зоне. Особое значение имели события в Чехословакии в феврале 1948 г., приведшие к отставке действующего президента Э. Бенеша и захвату власти коммунистами, а также в Румынии и Болгарии, блокада Западного Берлина (1948-1949 гг.), ухудшение социально-экономического положения в других странах Европы. Они позволили не входящим в зону оккупации СССР правым политическим режимам европейских стран, выработать единую позицию, переосмыслить проблему своей безопасности, обозначив нового "общего врага".

В марте 1948 года был заключен Брюссельский договор между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, который позднее лег в основу "Западноевропейского союза" (WEU). Брюссельский договор принято считать первым шагом на пути оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза государств на основе общности целей и понимания перспектив совместного развития, отличного от ООН, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали развернутые переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Все эти международные процессы завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического Договора , вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран. Среди них: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Договор был нацелен на создание общей системы безопасности. Стороны обязывались коллективно защищать того, на кого будет совершено нападение. Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после ратификации правительствами стран присоединившихся к Североатлантическому договору. Была создана международная организационная структура, которой подчинялись огромные военные силы в Европе и по всему миру.
Таким образом, фактически начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие Советскому Союзу и, позднее, странам-участницам Варшавского договора (с 1955 г.).

Декларируемые цели НАТО касаются исключительно безопасности, свободы и демократии. Эта организация, создававшаяся для оборонных целей, ставит перед собой задачи сохранения стабильности во всем мире, урегулирования геополитических волнений, защиты демократии, прав человека и установленных после Второй Мировой войны границ.

Суммируя причины появления НАТО прежде всего стоит упомянуть экономические, политические, социальные, большую роль сыграли желание обеспечить совместную экономическую и политическую безопасность, осознание потенциальных угроз и рисков для "западной" цивилизации. В основе НАТО, прежде всего, желание подготовиться к новой возможной войне, оградить себя от ее чудовищных рисков. Оно же, впрочем, определяло и стратегии военной политики СССР и стран советского блока.

С середины 90-х годов прошлого века, в связи с окончанием «холодной войны» и исчезновением главного источника угроз - Советского Союза, НАТО стал реализовывать политику «открытых дверей» в отношении бывших стран социалистического лагеря, расширяясь на восток-все ближе к границам России. Обоснованием такого расширения стал вывод, сделанный в ходе специального исследования НАТО, о появлении потребности и уникальной возможности по совершенствованию безопасности в Евроаталантическом регионе без возобновления линии разграничения

· выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

· служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

· осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;

· способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

· содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

Однако нельзя не отметить, что в последние десятилетия НАТО использует для достижения своих целей весьма сомнительные способы. Так, в 1995 и 1999 году вооруженные силы альянса были применены на территории бывшей Югославии, а в настоящий момент фраза миротворческие бомбардировки стала просто крылатым выражением.

Североатлантический альянс проявляет интерес, в том числе и к странам Центральной и Средней Азии, Ближнего Востока и Африки. Традиционными политическими противниками НАТО выступают Россия и Китай.

Задание выдал Колосова С.В.

В середине 1990-х годов дебаты в России по проблемам националь­ной безопасности и отношений со странами Европы касались в основ­ном двух проблем: расширения НАТО на Восток и построения осо­бых отношений РФ с Североатлантическим альянсом и Европейским Союзом.

При оценке ситуации следует помнить, что вначале Россия про­явила весьма терпимое отношение к стремлению Польши вступить в НАТО, когда этот вопрос обсуждался в августе 1993 г. во время офици­ального визита президента Б. Ельцина в Варшаву, а также к натовской программе «Партнерство во имя мира» (ПИМ). В то время российский военный и политический истеблишмент был уверен, что программа будет чем-то вроде «зала ожидания», в котором страны Центральной и Восточной Европы, а также Россия могут пребывать в течение неопре­деленно долгого периода времени, а потом «...или шах умрет, или ишак сдохнет...».

Положение оставалось таковым до тех пор, пока НАТО не был опу­бликован рамочный документ программы «Партнерство во имя мира» в январе 1994 г. Тогда в российской прессе началась первая массиро­ванная антинатовская кампания. Многие положения рамочного доку­мента шли вразрез с традиционными установками российской военной и политической элиты. Для нее особенно неприемлемыми были тре­бования, сформулированные в параграфе 3 документа, призывавшего к прозрачности при организации и планировании национальной обо­роны, военных бюджетов и при обеспечении демократического и граж­данского контроля над вооруженными силами.

В целом вопрос о расширении НАТО породил в российском обще­стве много мифов и иллюзий, которые активно использовались поли­тической элитой.

Тем не менее в 1994 г. Россия и НАТО достаточно плодотворно сотрудничали в рамках ИФОР в урегулировании балканского кризи­са (в Боснии и Герцеговине). В тот период Россия голосовала в ООН вместе с западными странами за резолюцию, осуждавшую политику С. Милошевича. Однако после натовских бомбардировок сербских по­зиций в Боснии бывший тогда министром иностранных дел РФ А. Ко­зырев был подвергнут в России резкой критике, его обвиняли в про­ведении прозападной политики, а «национал-патриоты» назвали его предателем национальных интересов.

В мае 1995 г. Россия подписала индивидуальную программу пар­тнерства с НАТО. Характерно, что во время подготовки документа рос­сийские официальные лица постоянно настаивали на особом статусе страны, раз за разом повторяя, что Россию нельзя даже сравнивать с другими восточноевропейскими государствами, что, впрочем, предста­вители НАТО оставили без внимания.

Однако Россия не принимала активного участия в этой программе. Это объясняется прежде всего тем, что российское военное руководство не было готово к сотрудничеству в качестве «обычной», а не «великой» военной державы, тем более что теперь России поневоле приходилось иметь дело и с представителями бывших стран Варшавского договора, а ныне кандидатами на членство в НАТО. Так, представители России вновь и вновь поднимали вопрос о командовании и расценивали как унижение тот факт, что российские войска находились в Боснии и Гер­цеговине под контролем НАТО. Конечно, сыграли свою роль и про­блемы в финансировании программы сотрудничества Россия-НАТО российской стороной.

В конце 1996 г., когда российские политики осознали, что процесс продвижения НАТО на Восток Европы необратим, они начали пере­говоры о подписании документа между Россией и НАТО, который до определенной степени регулировал бы права и обязанности сторон в процессе «расширения». «Основополагающий акт о взаимных от­ношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО» был подписан в Париже в мае 1997 г. Согласно тексту документа, обе стороны провозглашались партнерами и России давались некоторые, впрочем, вполне декларативные гарантии. Французский исследователь писал, что этот документ «представляет собой компромисс между невозможностью признания за Россией права вето на политику НАТО в отношении стран ЦВЕ и необ­ходимость принятия во внимание геостратегических интересов России в процессе расширения НАТО... Также в нем говорится о создании в случае кризиса механизма автоматических консультаций между Североатланти­ческим альянсом и Россией. Не будучи в состоянии помешать расшире­нию НАТО, Россия все же считает, что ей удалось утвердиться как при­знанной европейской державе и получить существенную компенсацию в политическом и военном плане: запрещение размещения обычного и ядерного вооружения на территории новых членов НАТО. Американцы же стараются минимизировать значение подписанного акта для российского могущества. На самом деле обязательства Североатлантического альянса остаются декларативными, не являясь ни договорными, ни юридически обязательными».

Как отмечают сегодня российские эксперты:

«Москва по своей слабости совершила ошибку, подписав в 1997-м Осно­вополагающий акт Россия-НАТО. Этот документ политически легитими­ровал дальнейшее расширение блока. В обмен Россия получила до сих пор пустой Совет Россия-НАТО и пригоршню обещаний - бессодержатель­ных либо уже нарушенных».

Кроме того, значение Основополагающего акта было тут же осла­блено подписанием на Мадридском саммите НАТО Хартии специаль­ного партнерства с Украиной, учреждающей развитие более тесного двустороннего сотрудничества в военной сфере.

В результате Россия и НАТО, как представляется, так и не ста­ли партнерами в действительности. Причем ответственны за это обе стороны.

Запад несет ответственность за то, что:

· поддерживал демократические преобразования в России преи­мущественно на словах, не оказав ей сколько-нибудь серьезной экономической помощи. Условную политическую поддержку получали только российские лидеры, которые создавали на За­паде иллюзию, что политические и экономические реформы в России идут успешно и в «правильном направлении»;

· принимая решение о радикальном расширении Североатлан­тического альянса, западные лидеры не захотели принять во внимание психологические особенности отношения россиян к НАТО и к восточным соседям России, прагматически используя трудное экономическое положение российского постсоветского общества для «продвижения на Восток».

Российская правящая элита несет ответственность за то, что она пошла по пути «минимизации ущерба» от процесса расширения НАТО, не создавая работающих и не используя имеющихся институтов со­трудничества с альянсом:

· когда она практически отказалась от участия в программе «Пар­тнерство во имя мира» (ПИМ);

· когда она не использовала в полной мере Основополагающий акт Россия-НАТО.

В 1998 г. начался новый балканский кризис вокруг Косово, спо­собствовавший тому, что «кризис взаимопонимания», имевший место в отношениях Россия-НАТО в предшествующий период, перерос в «кризис доверия». Во время переговоров в Рамбуйе российские поли­тики и дипломаты поддерживали сербов и, более того, способствовали формированию у сербской стороны иллюзии, что Россия, безусловно, поддержит Югославию в случае ее «жесткой» конфронтации с НАТО.

Действительно, одобрив резолюции Совета Безопасности ООН № 1199 и 1244, Россия, тем не менее, воспользовалась своим правом вето, когда в ООН обсуждался вопрос о предоставлении НАТО манда­та для миротворческой операции по поддержанию мира в Косово, по­родив тем самым надежды у югославского руководства. В то же время в России официальные СМИ не давали какой-либо информации об этнических чистках, направленных против косовских албанцев, что способствовало формированию неадекватного представления о «ко­совской проблеме» в российском общественном мнении.

После начала воздушных ударов по Югославии российские офи­циальные лица «примерили на себя бомбардировки Белграда» и без колебаний заморозили отношения с НАТО, объяснив это тем фактом, что именно Атлантический альянс нарушил Основополагающий акт Россия-НАТО, что он осуществляет агрессию против суверенного го­сударства, что руководство НАТО не приняло во внимание российскую позицию.

«В отношении России к Западу произошел важнейший психологический перелом. Начался процесс, приведший к глубокому отчуждению между Россией и НАТО. Впервые после Второй мировой войны в Европе одна страна или группа стран напала на другую», - отмечают российские исследователи.

Однако, несмотря на справедливость большинства претензий Рос­сии, все-таки создавалось впечатление, что некоторые представители российской политической и военной элиты только и ждали предлога для разрушения отношений между Россией и НАТО.

Как представляется, основная причина конфронтации Россия- НАТО в том, что во второй половине 1990-х годов российский поли­тический класс был вынужден искать гиперкомпенсацию за неудачи в процессе реформирования страны, особенно после дефолта 1998 г. С этой целью его представители во время войны в Югославии попы­тались использовать традиционные опасения и страхи населения в от­ношении Запада и реанимировать «образ внешнего врага» для дости­жения собственных политических целей и укрепления легитимности российской власти. Для этого существовали, да и существуют сегодня определенные благоприятные возможности. По данным социологиче­ских опросов в России уже со второй половины 1990-х годов большин­ство респондентов разделяет мнение, что развитые государства Запада не заинтересованы в экономическом подъеме России, ее вхождении в круг развитых стран (63%, по данным 2002 г.) и более трети (36% в 2002 г.), что западные государства не доверяют нашей стране и относят­ся к ней враждебно.

В целом же возрождение в этот период антизападничества и обра­щение к великорусскому национализму явилось результатом неспособ­ности политических элит и институтов определить и реализовать меры, которые отвечали бы интересам безопасности России, плодотворному развитию ее отношений с Европой в экономической, политической, военной и культурной областях. Однако это привело не к тем следстви­ям, которые ожидала власть.

Общий результат российской «балканской политики» во время ко­совского кризиса был негативным:

1. Развитию отношений России с Западом был нанесен очень се­рьезный ущерб.

2. Китай и Индия, с которыми некоторые российские политики намеревались создать так называемый «стратегический треугольник», уклонились от построения военно-политического союза с Россией.

3. Страны Восточной Европы, которым еще не удалось присоеди­ниться к НАТО, стали значительно сильнее «стучатся в двери» альянса. Так называемая «вторая волна расширения» НАТО стала более реаль­ной, чем когда-либо, поскольку теперь восточноевропейские страны получили гораздо больше аргументов, объясняющих их настойчивость.

4. Российским экономическим интересам на Балканах также был нанесен серьезный ущерб. В 1990-е годы во всем мире наблюдается экономизация внешней политики и политики безопасности, что в зна­чительной степени отвечает интересам крупного бизнеса и трансна­циональных кампаний. Известно также, что топливно-энергетический комплекс Балкан замкнут на Россию. Можно предположить, что рос­сийские нефтяные монополии надеялись, что режим Милошевича за­щитит их интересы в Югославии, поэтому они подталкивали полити­ческую элиту России на действия по его поддержке - результат утрата даже имевшихся экономических позиций.

5. Страны СНГ продемонстрировали во время юбилейного Ва­шингтонского саммита НАТО весной 1999 г., на который Россия даже не послала своих представителей, что они дистанцировались от рос­сийской позиции, не хотят создавать так называемый антизападный фронт и, напротив, готовы к дальнейшему развитию сотрудничества с НАТО в рамках программы ПИМ.