Сообщение на тему воля по биологии. Воля, эмоции, внимание как предмет психологии. I лаборатория «Воля»

Вопрос 1. Вопрос 1. Что такое волевые действия?
Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Волевые действия - это действия, которые требуют преодоления внешних препятствий или внутренних трудностей.

Вопрос 2. Приведите примеры ситуаций, когда воля выполняет побудительную функцию, а когда - тормозную.
При подготовке к экзамену воля будет выполнять побудительную
(к учебным занятиям) функцию. Тормозная функция воли состоит в удерживании себя от нежелательных поступков, например отказ от вредных привычек.

Вопрос 3. Какое значение имеет внушаемость и негативизм?
Если человек пассивно следует за лидером, мы говорим о внушаемости, а если человек действует наперекор лидеру - о негативизме. И то и другое состояние является признаком недостаточно развитой воли, самостоятельности.

Вопрос 4. Расскажите, какое значение в жизни человека имеют эмоции.
Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Эмоции отражают переживание человеком своего отношения к окружающей действительности (к миру в целом, к людям, к их поступкам и т. д.) и к самому себе.
Эмоции выполняют функцию оценки деятельности и ее результатов.
Эмоции играют значительную роль в общении людей. Внешнее выражение эмоций сходно у людей разных национальностей.

Вопрос 5. Приведите примеры аффектов и тех свойств доминанты, которыми они обладают.
Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное представление. В психиатрии это называется «сужением» сознания.
В состоянии аффекта человек способен (в зависимости от преобладающей доминанты) совершить ограбление, нанести тяжелые повреждения себе или другому человеку, а также на убийство. Аффект обычно сопровождается бурными проявлениями. Но иногда вызывает, наоборот, прекращение всякой активности. Человек может оцепенеть от страха или отчаяния.

Вопрос 6. Что такое стресс?
Стресс - состояние общего напряжения организма, возникающее при воздействии чрезвычайного раздражителя.

Вопрос 7. Что такое внимание?
Внимание - внешнее выражение доминанты, направленность всей нашей психической деятельности, сосредоточенность на важных для нас предметах и явлениях. Внимание может быть двух видов: непроизвольное и произвольное.

Вопрос 8. Почему ориентировочные рефлексы связывают с вниманием?
Ориентировочный рефлекс является элементарной формой внимания.
Он включается каждый раз, когда происходит рассогласование между тем, что ожидалось, и тем, что произошло в действительности. Чем неожиданнее и ярче будет новый раздражитель, тем больше шансов у него оказаться в центре нашего внимания.

Вопрос 9. Каковы физиологические основы внимания?
В основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Любой внешний раздражитель, если он новый и вызывает ориентировочный рефлекс, может оказаться в центре нашего внимания.

Приветствие класса.

Здравствуйте, ребята и члены жюри. Меня зовут Михаил Сергеевич. Сегодня урок биологии у вас проведу я. Я приехал из г. Жиздра Калужской области и очень рад, что веду урок в вашей школе.

У нас сегодня с вами необычный урок. Во-первых, мы сегодня не будем писать в тетрадях. Обрадовались? Скажу вам, по секрету, я тоже не любил писать в тетради. Так, что можете сложить тетрадки и отложить. А книги вы любите читать? Вижу не все. А тут у нас с вами мнение расходится. Книги читать надо и я очень любил читать и до сих пор люблю. Вместо тетради у нас с вами будут информационные карты, которые вы найдете у себя на столе. А дальше самое интересное. Оценки вы сегодня будете ставить сами себе, и не в конце урока, а прямо сейчас. Поставьте оценку в инструкционной карте ту, которую вы хотели бы сегодня получить. А в конце урока мы с вами посмотрим, достигли вы своей цели или нет.

Оценка в начале урока___________

    Актуализация знаний. (5 мин)

На прошлом уроке вы начали знакомство с ВНД человека, выяснили, что ВНД играет важнейшую роль в жизни человека. Ответьте мне на вопрос:

Что обозначает ВНД? (ответ: функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой).

ВНД связана с корой больших полушарий, образованной серым веществом мозга.

Какие процессы ВНД мы изучили на прошлом уроке? (речь, сознание, память, мышление)

Сегодня на уроке мы продолжим изучать процессы ВНД. Посмотрите на слайд, и опишите одним словом изображенный процесс? Задавать наводящие вопросы это процесс ВНД, необходим при преодоление трудностей, и т.д. (Слайд 2,3,4)

Значит, на уроке мы с вами должны изучить такие процессы ВНД, как воля, эмоции, внимание. (Слайд 5,6)

Что мы с вами должны будем сегодня сделать? Какова цель сегодняшнего урока?

А зачем? Может мы с вами и без этих знаний хорошо проживем? (знать себя, природу своих эмоций, мы живём в мире который состоит из эмоций, тренировать силу воли, внимание нам необходимо на уроках на дороге, при обращении сбытовыми приборами и др.)

    Изучение нового материала. (25 мин)

А сейчас давайте с вами представим, что вы не просто ученики замечательной школы, а сотрудники Научного исследовательского института и вы получили распределение лабораторий. Когда вы заходили в класс, вы вытянули номер лаборатории и заняли свое место. В лабораториях есть еще и должности. У вас маленькие таблички, на которых написаны возможные должности: заведующий лабораторией, докладчик, содокладчик. Я вам даю 15 с, чтобы вы быстро решили, кто из вас будет кто.

А в каких же лабораториях вы будете работать? Что это за лаборатории №1,2,3. Снимите листы, и прочитайте, в каких лабораториях вы будете работать. Ваше оборудование: инструкционная карта, учебник и вы сами. Приступаем к исследованию. У каждого на столе лежит табличка зеленого цвета, если у вас возникают вопросы, то вы поднимаете ее. На проведение исследования вам отводится 5-7 минут.

I лаборатория «Воля»

1 Задание. Напишите определение «воля», пользуясь текстом учебника с.288 первый абзац.

Воля это - сознательная саморегуляция поведения, обеспечивающая преодоление трудностей на пути к достижению цели.

2 Задание. Самостоятельно заполните схему «Функции волевых действий», пользуясь учебником с.288 первый абзац.

«Функции волевых действий»


Тормозная

Побудительная

Способность удерживать себя от нежелательных поступков

Заставляет бороться с препятствиями на пути к достижению цели и преодолевать их


Учащиеся само

3 Задание. Самостоятельно заполните схему «Этапы волевого акта», пользуясь учебником с.288-290 третий абзац.

Осуществление действий

Выбор средства для достижения цели

Борьба побуждений

Выбор цели


4 Задание. Пользуясь текстом учебника с.289 шестой абзац, дать определение следующим понятиям:

Внушаемость это – автоматическое действие, отсутствие самостоятельности, пассивное следование за лидером.

Негативизм это - автоматическое действие наперекор лидеру, вследствие недостаточно развитой воли.

5 Задание. Попробуйте назвать внутренние препятствия, которые необходимо преодолевать для достижения поставленной цели? (усталость, желание развлечься, страх, стыд, инертность, просто лень, терпение и т.д.)

Что выполняет важнейшую роль в преодолении затруднений на пути к достижению цели? (Осознание ее значимости).

II лаборатория «Эмоции»

1 Задание. Напишите определение, пользуясь текстом учебника с.289 шестой абзац.

Эмоции это - переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе.

2 Задание. Напишите определение, пользуясь текстом учебника с.289 седьмой, восьмой абзац и с. 290 шестой абзац. Приведите примеры эмоциональных реакций, эмоционального состояния и эмоционального отношения. Составите краткий рассказ.

Эмоциональные реакции - проявление эмоций (плач, смех).

Эмоциональное состояние - настроение человека (радость печаль грусть).

Эмоциональное отношение - чувства (любовь, дружба, вражда, ревность, зависть).

3 Задание. Напишите определение аффекта, пользуясь текстом учебника, с.289 последний абзац. Приведите пример состояния аффекта.

Аффект это – бурная эмоциональная вспышка и потеря над собой волевого контроля. Пример: убийство царём Иваном Грозным своего сына.

4 Задание. Напишите определение, пользуясь текстом учебника с.290 второй абзац. Какой учёный ввел понятие стресс? К чему приводит стресс?

Стресс - переход на интенсивный режим деятельности. Включает состояние тревоги, устойчивой деятельности, истощения сил организма.

Ввел понятие стресс Ганс Селье.

Стресс приводит к утомлению, ухудшению самочувствия, неврозу, гипертонии, другим заболеваниям.

5 Задание. - Охарактеризуйте эмоции, изображенные на рисунке.

6 Задание. Приготовьте краткий рассказ по теме для обмена информацией.

III группа «Внимание»

1 Задание. Напишите определение внимание, пользуясь текстом учебника с.291 первый абзац. Как внимание изменяет облик и движения человека?

Каковы физиологические основы внимания?

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на важных для нас предметах и явлениях.

При очень напряженном внимании у человека возникают движения приспособительного характера. Он прислушивается, всматривается.

Физиологические основы внимания - это ориентировочный рефлекс.

2 Задание. Пользуясь текстом учебника с.291 пятый абзац, заполните схему «Виды внимания». Приведите пример каждого вида.

3 Задание. Пользуясь текстом учебника с.291 последний абзац, напишите свойства внимания, приведите примеры.

Свойства внимания:

1. Устойчивость

2. Колебание

4 Задание. Пользуясь текстом учебника с.292 первый абзац, напишите определение слову рассеянность, напишите причины рассеянности, приготовьте краткое пояснение о причинах рассеянности.

Рассеянность - это невнимательность человека.

Причины рассеянности:

1.Слабость произвольного внимания.

2.Излишняя концентрация внимания.

5 Задание. Предложите жизненные ситуации где вам может потребоваться повышенная концентрация внимания. Предложите профессии где требуется повышенное внимание.

Ситуации: За рулём, при переходе улицы, на экзамене, при подписании договора, при обращении с бытовой техникой.

Профессии: Авиадиспетчер, хирург, водитель, инженер, банковский служащий, продавец кассир.

6 Задание. Приготовьте краткий рассказ по теме для обмена информацией.

Время исследований подошло к концу. Я прошу во всех лабораториях прекратить работу. Первым с докладом выходит лаборатория «Воля». Все мы будем внимательно слушать, и задавать вопросы. Вторым с докладом будет выступать лаборатория «Эмоции» и третьим «Внимание».

Выполните лабораторную работу на с. 293-294 учебника . (7 минут)

Поскольку мы с вами работаем в научного исследовательском институте давайте проведем исследование. Объектом исследования будете вы сами, предметом исследование станет ваше внимание.

На столах учеников разложения листы с Л.Р., они читают пояснение и ход работы, учитель демонстрирует макет усечённой пирамиды.

После этого приступают к выполнению, результаты записываются в таблицу (она заранее отпечатана). В конце делают вывод, обсуждают результаты.

Лабораторная работа

“Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях”

Цели:

    определить устойчивость внимания;

    выяснить условия его повышения.

ХОД РАБОТЫ.

1. Заполнить таблицу.

Условие внимания

Число колебаний внимания

за 30 секунд

за 1 минуту

1. Непроизвольное внимание (без установки)

2. Произвольное внимание (с установкой сохранять создавшийся образ)

3. Произвольное внимание при активной работе с объектом

2. Обсуждение результатов. Ответьте на вопросы:

1) При каком внимании наблюдается наибольшее число колебаний внимания?

2) Результаты второго эксперимента “Удержание образа при произвольном внимании”

Если фигура исчезала

    не более 11 раз – повышенное устойчивое внимание;

    12–20 – нормальная устойчивость внимания;

    более 20 раз – недостаточная устойчивость внимания.

3) Как можно уменьшить число колебаний внимания?

Величину колебаний внимания можно уменьшить волевым усилием. Поэтому для развития устойчивого внимания надо:

    дисциплинировать себя;

    уметь сосредоточиться при выполнении заданий;

    тренировать способность выделять наиболее важные детали и не замечать второстепенные.

4) Можно ли повысить устойчивость внимания?

Можно при активной работе с объектом. Вот почему при объяснении учителя полезно мысленно забегать вперёд, сравнивать услышанные сведения с теми, которые известны всем, не пассивно слушать объяснения, а активно осмысливать услышанное. Полезно тренировать себя в быстром переключении внимания с одного объекта на другой. Игровые автоматы в этом отношении могут быть использованы как хорошие тренажёры.

Вывод: Поддерживать внимание с наименьшими усилиями можно. На уроке необходимо соблюдать правильный режим работы; активно участвовать в восприятии изучаемого материала и воспитывать внимание, тогда и результат обучения будет хорошим.

IV. Закрепление знаний. (8 мин)

Кубик Блума.

Скажите ребята вы в детстве любили играть в кубики.(да, нет) Давайте с вами поиграем в такой кубик на гранях у него написаны начала вопросов Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись.. Вы покидываете кубик вам выпадет начало вопроса а я задаю соответствующий вопрос по нашей теме, если вы не отвечаете помогает команда или другая команда.

Почему при большой концентрации внимания человек не замечает ничего вокруг?

Почему важно воспитывать в себе силу воли?

Почему внушаемость и негативизм одинаково нежелательны для личности?

Почему стресс опасен для здоровья?

Почему стресс в современном мире так распространён?

Объясни что такое эмоциональная реакция?

Объясни что такое эмоциональное состояние?

Объясни что такое эмоциональное отношение?

Объясни что такое стресс?

Объясни что такое внимание, воля, эмоции?

Назови функции волевых действий?

Назови этапы волевого акта?

Назови виды внимания.

Назови, какой учёный ввел понятие стресс ?

Назови, к чему приводит стресс?

Предложи, как меньше подвергаться воздействию стресса? Предложи свой пример состояния аффекта человека?

Предложи, как воспитать силу воли?

Предложил, как преодолеть стресс?

Предложил, как тренировать внимание?

Придумай ситуацию, в которой тебе понадобятся знания о воле?

Придумай ситуацию, в которой тебе понадобятся знания об эмоциях?

Придумай ситуацию, в которой тебе понадобятся знания о внимании?

Придумай , что будет, если исчезнет у человека воля? Придумай , что будет, если исчезнут у человека эмоции? Придумай , что будет, если исчезнет у человека внимание?

Вы сами себе оценку поставили? Поставили. А теперь, поставьте себе оценку в конце урока, в зависимости от того, как вы работали. В конце урока отдайте инструкционные карты своему учителю, и ваш учитель поставит вам оценки.

V. Домашнее задание. (1 мин) Слайд 21

Оценка «5»- выучить стр. 288 – 292, в рабочей тетради выполнить задания №246, 247, 248.

Придумайте упражнения для тренировки силы воли или внимания.

Оценка «4»- выучить стр. 288 – 292, в рабочей тетради выполнить задания №246, 247, 248.

Оценка «3»- выучить стр. 288 – 292.

Индивидуальное творческое задание: подготовить сообщение о советском ученом (на выбор):

Выготский Лев Семенович

Леонтьев Алексей Николаевич

Лурия Александр Романович

VI. Рефлексия. (5 мин) Слайд 22

    Сегодня на уроке я узнал …

    Я понял, что …

    Теперь я могу …

    Я думаю, что этот урок …

    Я попробую …

Вывод: мы изучили такие процессы ВНД, как воля, эмоции, внимание.

На всякий случай.

Ваше мнение:

1) Три ученика одного класса обладают одинаковыми способностями в обучении, но имеют различные волевые черты характера:

    один нерешительный,

    другой ненастойчивый,

    третий невыдержанный.

Какие трудности в жизни ожидают этих учеников и можно ли их избежать?

2) В старой медицинской литературе приводится поучительная легенда о холере. Холера в образе женщины обещала повстречавшему ей путнику истребить в одном городе определённое число людей. Погибло во много раз больше. Её упрекали в том, что она не сдержала слово. На это холера отвечала: “Все умершие сверх названного числа погибли не от меня, а от страха”.

Выделите и объясните в легенде истину.

3) Герой гоголевской повести “Шинель” Акакий Акакиевич так был влюблён в своё дело, что даже на досуге видел перед собой ровные строчки и любимые буквы. Он отличался большой рассеянностью.

Объясните, какова её причина.

4) Если человек отказывается от алкоголя, курения, наркотиков – это проявление его воли?

Воля — одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака:

  1. Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности. Но определению С.Р. Рубинштейна, «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».
  2. Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта.
  3. Воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия. чтобы преодолеть возникшие трудности.

Функции воли

Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:

  • инициирующую, или побудительную , обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;
  • стабилизирующую , связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;
  • тормозную , которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

Волевой акт

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие «волевой акт». Каждый волевой акт имеет определенное содержание, важнейшими из компонентов которого являются принятие решения и его исполнение. Эти элементы волевого акта часто вызывают значительное психическое напряжение, сходное по своему характеру с состоянием .

В структуре волевого акта выделяются следующие основные составляющие:

  • побуждение к совершению волевого действия, вызываемое той или иной потребностью. Причем степень осознания этой потребности может быть разной: от смутно осознаваемого влечения и до четко осознанной цели;
  • наличие одного или нескольких мотивов и установление очередности их выполнения:
  • «борьба мотивов» в процессе выбора того или иного из противоречивых побуждений;
  • принятие решения в процессе выбора того или иного варианта поведения. На данном этапе может возникнуть или чувство облегчения, или состояние беспокойства, связанное с неуверенностью в правильности принятого решения;
  • реализация принятого решения, осуществление того или иного варианта действий.

На каждом из этих этапов волевого акта человек проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия В каждый из этих моментов он сличает полученный результат с идеальным образом цели, который был создан заранее.

В ярко проявляется личность человека, ее главные черты.

Воля проявляется в таких свойствах личности, как:

  • целеустремленность;
  • самостоятельность;
  • решительность;
  • настойчивость;
  • выдержка;
  • самообладание;

Каждому из этих свойств противостоят противоположные черты характера, в которых выражено безволие, т.е. отсутствие своей воли и подчинение чужой воле.

Важнейшим волевым свойством личности выступает целеустремленность как осуществлять свои жизненные цели.

Самостоятельность проявляется в умении совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умения и навыков. Несамостоятельный человек ориентирован на подчинение другому, на перекладывание ответственности на него за совершаемые действия.

Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках. Противоположной чертой решительности является нерешительность. Человек, отличающийся нерешительностью, постоянно сомневается, колеблется в принятии решений и использовании выбранных методов решения. Нерешительный человек, даже приняв решение, начинает вновь сомневаться, выжидает, как поступят другие.

Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах и больших неудачах. Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя, что вызвано отсутствием специального воспитания и самовоспитания.

Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению. Настойчивый человек не отступает от принятого решения, а при неудачах действует с удвоенной энергией. Человек, лишенный настойчивости, при первой неудаче отступает от принятого решения.

Дисциплинированность означает осознанное подчинение своего поведения определенным нормам и требованиям. Дисциплинированность проявляется в разных формах как в поведении, так и в мышлении, и противоположна недисциплинированности.

Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в готовности отстаивать свою жизненную позицию. Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемая обычно страхом.

Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием воли, что должно быть неотделимо от воспитания чувств.

Сила воли и волевая регуляция

Чтобы перейти к разговору об отличиях в воле, следует разобраться в самом этом понятии. Воля, как известно, способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления . Это специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта воли характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных желаний.

По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию . При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается тем, что в психологической литературе называют борьбой мотивов (акт выбора). Принятое решение реализуется в разных психологических условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение, а действие после этого осуществляется как бы само собой (например, действия человека, увидевшего тонущего ребенка), и кончая такими, в которых реализации волевого поведения противостоит какая-либо сильная потребность, что порождает необходимость в специальных усилиях для ее преодоления и осуществления намеченной цели (проявление силы воли).

Различные истолкования воли в истории философии и психологии связаны, прежде всего, с противоположностью детерминизма и индетерминизма: первый рассматривает волю как обусловленную извне (физическими, психологическими, социальными причинами или же божественным предопределением — в супранатуралистическом детерминизме), второй — как автономную и самополагающую силу. В учениях волюнтаризма воля предстает как изначальное и первичное основание мирового процесса и, в частности, человеческой деятельности.

Различие философских подходов к проблеме воли нашло свое отражение в психологических теориях воли, которые могут быть разделены на две группы: автогенетические теории, рассматривающие волю как нечто специфическое, не сводимое к каким-либо другим процессам (В. Вундт и др.), и гетерогенетические теории, определяющие волю как нечто вторичное, продукт каких-либо других психических факторов и явлений — функцию мышления или представления (интеллектуалистические теории многие представители школы И.Ф. Гербарта, Э. Мейман и др.), чувств (Г. Эббингауз и др.), комплекс ощущений и т.п.

Советская психология в свое время, опираясь на диалектический и исторический материализм, рассматривала волю в аспекте ее общественно-исторической обусловленности. Основным направлением являлось изучение фило- и онтогенеза произвольных (происходящих из воли) действий и высших психических функций (произвольного восприятия, запоминания и т.д.). Произвольный характер действия, как это было показано Л.C. Выготским, есть результат опосредования взаимоотношений человека и среды орудиями и знаковыми системами. В процессе развития психики ребенка первоначальные непроизвольные процессы восприятия, памяти и т.д. приобретают произвольный характер, становятся саморегулируемыми. Параллельно развивается и способность к удержанию цели действия.

Важную роль в изучении воли сыграли работы советского психолога Д.Н. Узнадзе и его школы по теории установки.

Проблема воспитания воли имеет большое значение и для педагогики, в связи с чем разрабатываются различные методики, ставящие целью тренировку способности к поддержанию усилий, необходимых для достижения цели. Воля тесно связана с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования и перестройки. Согласно распространенной точке зрения, характер является такой же основой волевых процессов, как интеллект основой мыслительных процессов, а темперамент — эмоциональных.

Подобно другим видам психической деятельности, воля — процесс рефлекторный по физиологической основе и типу совершения .

Эволюционную предпосылку волевого поведения представляет так называемый рефлекс свободы у животных — врожденная реакция, для которой адекватным стимулом служит насильственное ограничение движений. «Не будь его (рефлекса свободы), - писал И.П. Павлов, - всякое малейшее препятствие, которое встречаю бы животное на своем пути, совершенно прерываю бы течение его жизни». Поданным советского ученого В.П. Протопопова и других исследователей, именно характер преграды определяет у высших животных перебор действий, из которых формируется приспособительный навык. Таким образом, воля как активность, обусловленная потребностью в преодолении встретившейся преграды, обладает известной самостоятельностью по отношению к мотиву, первично инициировавшему поведение. Избирательное торможение реакции преодоления. а также специфическое действие на эту реакцию некоторых лекарственных веществ позволяют говорить о наличии специального мозгового аппарата, реализующего рефлекс свободы в павловском его понимании. В механизмах волевого усилия человека большую роль играет система речевых сигналов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия). Для целенаправленною поведения человека преградой нередко становится и конкурирующая потребность. Тогда доминирование одного из мотивов будет определяться не только его соотносительной силой, но и возникновением активности, по отношению к которой субдоминантный мотив есть препятствие, внутренняя помеха. Подобная ситуация встречается в тех случаях, когда принято говорить о волевом подавлении эмоций, точнее, обусловивших эти эмоции потребностей. Будучи тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека, воля представляет собой самостоятельную форму его психической жизни . В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), воля препятствует чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения и способствует удержанию первоначально избранного направления. В свою очередь, волевое поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счет удовлетворения самой потребности в преодолении препятствий. Вот почему наиболее продуктивным для деятельности человека оказывается сочетание сильной воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Fine в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая .

Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека.

Аристотель связывал волю с разумом. Он употребил этот термин с целью обозначения определенного класса действий и поступков человека, а именно тех, которые детерминируются не потребностями, желаниями, а пониманием нужности, необходимости, т.е. сознательных поступков и действий или стремлений, опосредованных размышлением. Аристотель говорил о произвольных движениях, чтобы отделить их от непроизвольных, осуществляющихся без размышления. К произвольным действиям он относил те, о которых «мы заранее совещались с собою».

Из истории психологии известно, что понятие «воля» было введено как объяснительное о зарождении действия, которое основывается не только на желаниях человека, но и на умственном решении о его осуществлении .

В дальнейшем интенсивная разработка представлений о воле начинается только в XVII в. и продолжается в XVIII-XIX вв., в Новом времени, отмеченном бурным развитием естественно-научных и психологических знаний. Эти представления можно разделить натри направления, которые в современной психологии представлены как мотивационный и регуляционный подходы, а также и подход «свободного выбора».

Мотивационный подход. В рамках этого подхода представления о природе свободы сводятся либо к начальному моменту мотивации действия (желание, стремление, аффекта), либо к признанию свободы как тесно связанной с мотивацией, но не идентичной ей способности к побуждению действий, в частности, к преодолению препятствий.

Отождествление воли и доминирующего в сознании желания прослеживается во взглядах значительной части исследователей. Так, одни из них объясняли волю как способность души формировать желания, другие — как последнее желание, предшествующее действию. Тем самым воля возникала не как самостоятельная реальность. а как одно из желаний, выгода которого устанавливается разумом. В гаком случае сущность мотива составляли эмоции, а волевой процесс имел два момента: аффекта и обусловленного им действия (Р. Декарт. Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо).

К регуляционному подходу в исследовании воли принадлежат представления о свободе воли как способности к сознательному умышленному преодолению препятствий. Если мотивация является лишь фактором, инициатором действия, то существование препятствий на пути к выполнению действия и умышленное их преодоление становится фактором волевого акта. Так рассматривают преодоление препятствий Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн. Вместе с тем к функции воли они относят и принуждение. При этом, отмечая комплексный характер воли, ученые указывают на важность регулятивной функции.

Подход «свободного выбора». Впервые вопрос о спонтанном, ничем не детерминированном свободном выборе поведения поставил античный философ Эпикур. В дальнейшем это привело к выделению проблемы свободы воли.

Позиции представителей этого подхода были принципиально разграничены. Одна часть ученых считала, что многогранность мира проявляется в воле. По их мнению, во Вселенной существует единая мировая воля, которая полностью свободна в своих проявлениях, ничем не ограничена и поэтому могущественна. У человека же универсальная воля, которая представлена в его собственном характере. Он дан человеку от рождения как неизменный и вообще непознаваемый. Волю эти ученые трактовали как самостоятельную силу души, способной к свободному выбору (А. Шопенгауэр, У. Джемс). Такие идеи считались волюнтаристскими, ибо они объявляли волю высшим принципом бытия и утверждали независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Иную позицию занимали те. кто рассматривал волю не как самостоятельную силу, а как способность разума принимать решения (делать выбор). При этом выбор выступал или основной функцией воли, либо только одним из моментов волевого действия (Б. Спиноза. И. Кант. В. Франкл и др.).

В воле как синтетической характеристике личности, ее системном свойстве выражается практическая сторона сознания. Нельзя не согласиться с теми, кто считает: есть воля — есть человек, нет воли — нет человека, сколько воли — столько и человека.

Имеющиеся сегодня данные позволяют трактовать волю как системное качество, в котором выражается вся личность в аспекте, раскрывающем механизмы ее самостоятельной, инициативной активности. По этому критерию все действия человека можно рассматривать как последовательно усложняющийся ряд от непроизвольных (импульсивных) к произвольным и собственно волевым действиям . В произвольных действиях проявляется, по выражению И.М. Сеченова, способность человека руководить вызовом, прекращением, усилением или ослаблением активности, направленной на достижение сознательно поставленных целей. Другими словами, здесь всегда имеет место действие по инструкции и самоинструкции.

Собственно не могут не быть одновременно и произвольными, поскольку они тоже всегда представляют собой действия по самоинструкции. Однако их характеристика этим не исчерпывается. Волевые действия (воля как обобщенное обозначение специфичного для человека высшего уровня управления всеми его психофизическими данными) предполагают способность личности подчинять удовлетворение низших потребностей высшим, более значимым, хотя и менее привлекательным сточки зрения действующего лица. Наличие воли в этом смысле достоверно свидетельствует о преобладании у человека высших, социально обусловленных потребностей и соответствующих им высших (нормативных) чувств.

В основе волевого поведения, движимого высшими чувствами, лежат, таким образом, усвоенные личностью социальные нормы. Кодекс норм человека, определяющий, какую линию поведения он изберет в конкретной ситуации, — одна из самых красноречивых характеристик личности, особенно с точки зрения степени учета (или игнорирования) в нем прав, законных притязаний и чаяний других людей.

В тех случаях, когда в деятельности человека низшие потребности подчиняют себе высшие, мы говорим о безволии, хотя человек может преодолевать при этом для достижения своей цели большие трудности (стремясь, например, добыть спиртное, наркотик и т.п.). Следовательно, сущность морально воспитанной, доброй воли заключается в подчинении низших (в некоторых случаях антиобщественных) потребностей высшим, выражающим нужды более широких групп, иногда человечества в целом.

Важным психологическим механизмом осознанной иерархизации мотивов является волевое усилие. Волевое усилие — связанное с напряжением сознательное самопобуждсние к предпочтению высших устремлений и торможению низших, преодолению соответствующих внешних и внутренних трудностей. Как известно, подчинение побуждениям низшего порядка, непосредственно более притягательным, ведущим к более легким и приятным действиям, не требует усилий.

Волевые компоненты, включенные в регуляцию целостных актов деятельности, тесно переплетены с эмоциями человека и уровнем его ориентировки в окружающем. Это может быть прослежено в любых проявлениях активности. Так, чем совершеннее, адекватнее решаемой задаче ориентировочная деятельность, тем, при прочих равных условиях, выше организованность и прямое ее следствие — экономичность активности. Особенности связи волевых проявлений с характером осознания человеком действительности и собственной активности фиксируются в таких волевых свойствах личности, как критичность воли, ее принципиальность и др.

Анализ поведенческих актов, включающих эмоции повышенной, а иногда крайней интенсивности, с точки зрения соотношения в них силы эмоций с уровнем ориентировки и организованности, может пролить свет на природу разительного отличия аффектов, дезорганизующих деятельность, от чувств, обеспечивающих ее продуктивность при высочайшей мобилизации всех ресурсов. Типичным аффектом является, например, паника. Для этого состояния характерно, во-первых, связанное с пассивно-оборонительной реакцией переживание ужаса, парализующего способность к ориентировке. Это, как правило, усугубляется нарушением каналов коммуникации, дезинформацией. Отсюда полная дезорганизация как системы совместных действий, так и действий каждой отдельной личности. К дезорганизации деятельности могут приводить и аффекты, являющиеся выражением активно-оборонительных реакций. Важно подчеркнуть, что дезорганизация деятельности не представляет собой прямого следствия чрезвычайной по силе эмоции. Промежуточным и соединяющим звеном здесь всегда оказывается нарушение ориентировки. Злоба, ярость, как и ужас, мутят разум. Однако в тех случаях, когда сильнейшему эмоциональному напряжению соответствует ясная ориентировка в окружающем и высокая организованность, человек оказывается способным буквально творить чудеса.

В попытке объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 г. с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса название «волюнтаризм» и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно волюнтаризму, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Формирование этого, по существу философского. направления в изучении воли связано с ранними работами А. Шопенгауэра, с трудами И. Канта. Таким образом, в крайнем своем выражении волюнтаризм противопоставил волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Волевые действия — сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленных целей.

Ключевой характеристикой волевого действия является борьба мотивов.

Характеристики воли.
  • Сознательная опосредованность.
  • Опосредован ность внутренним интеллектуальным планом.
  • Взаимосвязь с мотивом «должен».
  • Связь с другими психическими процессами: вниманием, памятью. мышлением, эмоциями и т.д.
Функции волевой регуляции.
  • Повышение эффективности соответствующей деятельности.
  • Волевая рефляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.
  • Регуляция основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т.д. Развитие данных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Интенсивность волевого усилия зависит от следующих качеств (факторов):
  • мировоззрение личности;
  • моральная устойчивость личности;
  • степень общественной значимости поставленных целей;
  • установки по отношению к деятельности;
  • уровень самоуправления и самоорганизации личности.
Способы активизации воли.
  • Переоценка значимости мотива.
  • Привлечение дополнительных мотивов.
  • Предвидение и переживание последующих событий/действий.
  • Актуализация мотива (через воображение ситуации).
  • Через мотивационно-смысловую сферу.
  • Стойкое мировоззрение и убеждения.
Волевые действия делятся:
  • по степени сложности — простые, сложные;
  • по степени осознанности — произвольные, непроизвольные.
Базовые волевые качества (на личностном уровне):
  • сила воли;
  • энергичность;
  • настойчивость;
  • выдержка.
Функции воли
  • Выбор мотивов и целей.
  • Регуляция побуждений к действиям.
  • Организация психических процессов (в систему, адекватную выполняемой деятельности).

Мобилизация физических и психологических возможностей. Итак, воля — это обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов.

Г. Мюнстерберг, отмечая, например, роль внимания и представления в формировании произвольных действий, пишет, что слабая воля ребенка — это его неспособность длительно удерживать внимание на цели.

«Научиться хотеть того или иного — не это важно. Главное — научиться действительно выполнять то, что намечено, и не отвлекаться всякими случайными впечатлениями».

Ряд авторов считает, что волевые свойства личности формируются в процессе деятельности. Поэтому для развития «силы воли» (волевых качеств) чаше всего предлагается путь, кажущийся наиболее простым и логичным: если «сила воли» проявляется в преодолении препятствий и трудностей, то и путь ее развития идет через создание ситуаций, требующих такого преодоления. Однако практика показывает, что это не всегда приводит к успеху. Говоря о развитии «силы воли» и волевых качеств, следует учитывать их мно- покомпонентную структуру. Один из компонентов этой структуры — моральный компонент воли, по И.М. Сеченову, т.е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки. — формируется в процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойств нервной системы), как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий, и у взрослых людей практически не изменяются. Отсюда развитие того или иного волевого качества в значительной степени зависит оттого, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указанные компоненты.

Большое значение для формирования волевой сферы личности ребенка имеет не только предъявление к нему требований, вербализуемых в словах «надо» и «нельзя», но и контроль над выполнением этих требований. Если взрослый говорит «нельзя», а ребенок продолжает выполнять запрещаемое действие, если после слов «надо убрать игрушки» ребенок убегает и невыполнение требований остается для него без последствий, нужный стереотип волевого поведения не вырабатывается.

С возрастом трудность предъявляемых к ребенку требований должна увеличиваться. В этом случае он сам убеждается в том, что взрослые считаются с его возросшими возможностями, т.е. признают его уже «большим». Однако при этом надо учитывать меру трудностей. которые должен преодолеть ребенок, и не превращать развитие его волевой сферы в скучное и нудное занятие, при котором развитие воли становится самоцелью, а вся жизнь ребенка превращается, как писал С. Л. Рубинштейн, «в одно сплошное выполнение разных обязанностей и задании».

Чем меньше возраст ребенка, тем больше требуется ему помощи в преодолении трудностей для того, чтобы он увидел конечный результат своего усилия.

Постоянное одергивание, грубый окрик, чрезмерное фиксирование внимания ребенка на его недостатках и опасностях предстоящей деятельности, поддразнивание и т.п. ведут к неуверенности, а через нее к тревожности, нерешительности, боязни.

В нашем пособии необходимо сказать и о роли учета половых особенностей. Так, неоднократно проводились эксперименты по самовоспитанию старшеклассниками воли, в котором обозначились различия в развитии тех или иных волевых проявлений в зависимости от пола. Девушкам удалось значительно быстрее, чем юношам, добиться успехов в исправлении своих недостатков. По сравнению с юношами, больше девушек научились приказывать себе, выработали самостоятельность, преодолели упрямство, развили решительность, упорство и настойчивость. Однако они отставали от юношей в развитии смелости, принципиальности, мужества.

Самовоспитание воли

Самовоспитание воли является частью самосовершенствования личности и, следовательно, должно осуществляться в соответствии с его правилами и, прежде всего, с разработкой программы самовоспитания «силы воли».

Многие психологи понимают волевой акт как сложную функциональную систему (рис. 14).

Так. еще Г.И. Челпанов в волевом акте выделял три элемента: желание, стремление и усилие.

Л.С. Выготский в волевом действии выделял два отдельных процесса: первый соответствует решению, замыканию новой мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй, исполнительный, заключается в работе созданного аппарата, в действии по инструкции, в выполнении решения.

Многокомпонентность и полифункциональность волевого акта отмечается и В.И. Селивановым.

Исходя из рассмотрения воли как произвольного управления, последнее должно включать в себя самодетерминацию, самоинициацию, самоконтроль и самостимуляцию.

Самодетерминация (мотивация)

Детерминация — это обусловленность поведения человека и животных какой-либо причиной. Непроизвольное поведение животных, как и непроизвольные реакции человека, детерминированы, т.е. обусловлены какой-либо причиной(чаще всего — внешним сигналом, раздражителем). При произвольном поведении конечная причина действия, поступка находится в самом человеке. Именно он принимает решение реагировать или нет на тот или иной внешний или внутренний сигнал. Однако принятие решения (самодетерминация) во многих случаях является сложным психическим процессом, который называется мотивацией.

Рис. 14. Структура волевого акт

Мотивация - это процесс формирования и обоснования намерения что-то сделать или не сделать. Сформированное основание своего поступка, действия называется мотивом. Чтобы понять поступок человека, мы часто задаемся вопросом: а каким мотивом руководствовался человек, совершая этот поступок?

Формирование мотива (основания действия, поступка) проходит ряд этапов: формирование потребности личности, выбор средства и способа удовлетворения потребности, принятие решения и формирование намерения совершить действие или поступок.

Самомобилизация. Это вторая функция воли. Самоинициация связана с запуском действия для достижения цели. Запуск осуществляется посредством волевого импульса, т.е. отдаваемой самому себе команды с помощью внутренней речи — слов или восклицаний, произносимых про себя.

Самоконтроль

В связи с тем, что осуществление действий происходит чаще всею при наличии внешних и внутренних помех, могущих привести к отклонению от заданной программы действия и недостижению цели, требуется осуществлять сознательный самоконтроль за получаемыми на разных этапах результатами. Для этого контроля используется откладываемая в кратковременную и оперативную память программа действия, служащая человеку эталоном для сличения с получающимся результатом. Если в сознании человека при таком сличении фиксируется отклонение от заданного параметра (ошибка), он вносит исправление в программу, т.е. осуществляет ее коррекцию.

Самоконтроль осуществляется с помощью сознательного и преднамеренного, т.е. произвольного, внимания.

Самомобилизация (проявление силы воли)

Очень часто осуществление действия или деятельности, совершение того или иного поступка встречает затруднения, внешние или внутренние препятствия. Преодоление препятствий требует от человека интеллектуального и физического напряжения, обозначаемого как волевое усилие. Использование волевого усилия означает, что произвольное управление видоизменилось в волевую регуляцию, направленную на проявление так называемой силы воли.

Волевая регуляция определяется силой мотива (поэтому нередко волю подменяют мотивами: раз хочу, значит, делаю; однако эта формула не подходит для случаев, когда человек очень хочет, но не делает, и когда очень не хочет, но все же делает). Несомненно, однако, что в любом случае сила мотива определяет и степень проявления волевою усилия: если очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие; так же и при запрете, проявлении тормозной функции воли: чем больше хочется, тем большее волевое усилие должен приложить, чтобы сдержать свое стремление, направленное на удовлетворение потребности.

Волевые качества — это особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Следует учитывать, что проявление волевых качеств определяется не только мотивами человека (например, мотивом достижения, определяемым двумя составляющими: стремлением к успеху и избеганием неудачи), его нравственными установками, но и врожденными индивидуальными, дифференцирующими личность особенностями проявления свойств нервной системы: силы — слабости, подвижности — инертности, уравновешенности — неуравновешенности нервных процессов. Например, страх сильнее выражен у лиц со слабой нервной системой, подвижностью торможения и преобладанием торможения над возбуждением. Поэтому им труднее быть смелыми, чем лицам с противоположными типологическими особенностями.

Следовательно, человек может быть несмелым, нерешительным, нетерпеливым не потому, что не хочет проявить силу воли, а потому, что,оля ее проявления у него имеются меньшие генетически обусловленные возможности (меньше врожденных задатков).

Это не означает, что не следует прилагать усилия для развития волевой сферы личности. Однако нужно избегать и излишнего оптимизма, и стандартных, тем более волюнтаристских, подходов в преодолении слабости волевой сферы человека. Нужно знать, что на пути развития силы воли можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому потребуются терпение, педагогическая мудрость, чуткость и такт.

Следует отметить, что у одного и того же человека различные волевые качества проявляются неодинаково: одни лучше, другие хуже. Это означает, что понимаемая так воля (как механизм преодоления препятствий и трудностей, т.е. как сила воли) неоднородна и проявляется по-разному в рахпичных ситуациях. Следовательно, единой для всех случаев воли (понимаемой как сила воли) нет, иначе в любой ситуации воля проявлялась бы данным человеком либо одинаково успешно, либо одинаково плохо.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Внимание и воля Выполнила: Дородницына Лариса Васильевна, учитель биологии МАОУ «Гимназия №3» г. Саратов

Внимание Внимание - избирательная направленность, сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или явлении.

Виды внимания Н епроизвольное внимание как непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция. П роизвольное внимание, связанное с целенаправленными волевыми усилиями. П остпроизвольное внимание, когда в результате сдвига мотива на цель выполнение действия осуществляется без значительных волевых усилий.

Непроизвольное внимание В ынужденное – обусловлено внешними факторами среды. Н евольное –проявляется в минуты отдыха, может быть длительным и устойчивым при сильном интересе, привлекают его объекты, которые находятся ближе всего, более значимы и более бросаются в глаза. П ривычное – обусловлено установками и намерением выполнить ту или иную деятельность.

Произвольное внимание Выжидательное – проявляется во всех задачах на бдительности. С обственно произвольное – сознательное внимание, но протекающее довольно легко, с минимум усилий. С понтанное – высшая форма развития внимания, когда нам трудно начать что-то, но начав уже нет необходимости прилагать усилия. Волевое – проявляет себя в условиях помех, когда есть конфликт между хочу и надо.

Функции внимания И збирательность деятельности – отбор материала. Н аправленность деятельности. А ктивность деятельности. У лучшение качества любой деятельности. О тбор и удержание значимых воздействий. Р егуляция и контроль деятельности.

Воля Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

Тренировка воли Безусловно, в тренировке воли самый важный исходный импульс - желание, мотивация, решимость человека воспитать волю. У слова «желание» можно выделить два смысла, точнее две степени проявления: 1) Желание как мечта, благое пожелание, прихоть. 2) Желание как готовность прикладывать усилия для достижения цели.

Тренировка воли Воля - это своего рода «морально-психологическая мышца», умение напрягать которую и есть обладание волей. Отсюда понятно, воля может тренироваться точно так же, как и «физическая» мышца, и также может быть развита до своего совершенства.

Тренировка воли Тренировка воли есть процесс формулирования для себя «тренировочных» целей и прикладывание «тренировочных» усилий для их достижения. Таким образом, тренировка воли есть процесс выполнения комплекса упражнений «Цель-Усилие ». При этом, понятно, как и при выполнении физических упражнений, надо идти от простого к сложному. От поднятия легких, «подъёмных» предметов, к поднятию всё более и более тяжёлых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику, словообра...

Слайд 2

Воля

Под волей обычно понимают сознательную регуляцию человеком своего поведения, обеспечивающую преодоление трудностей на пути к достижению цели. Волевое действие выполняет две функции: побудительную, заставляющую бороться с препятствиями на пути к достижению цели и преодолевать их, и тормозную – способность удерживать себя от нежелательных поступков.

Слайд 3

  • Выдержка и сдержанность – такие же проявления воли, как и активность в достижении задуманного. Образно говоря, воля – это желание, ставшее действием.
  • Волевое действие, являясь результатом тщательного анализа всех возможных вариантов, кончается оценкой того, что было совершено, и исправлением ошибок, если они были допущены.
  • Слайд 4

    Волевой акт начинается с выбора цели. Прекрасно, когда цель, продиктованная чувством долга, совпадает с желанием получить удовольствие от будущей работы. Тогда энергия человека утраивается. Возникает состояние страсти, вдохновение. Наилучшие произведения искусства, научные открытия, спортивные подвиги были совершены в этом состоянии. Но гораздо чаще между чувством долга и сиюминутным желанием возникает конфликт. Тогда происходит борьба побуждений, борьба мотивов. Человек должен решить, что он будет делать, и остановиться на чем-то одном.

    Слайд 5

    Процесс выбора – трудное состояние, иногда мучительное. У нерешительных людей оно может затягиваться на долгие часы, иногда дни и даже годы, если цель связана с выбором жизненного пути. Но вот решение принято, цель поставлена, и человек снова оказывается перед выбором: как достичь задуманное.

    Слайд 6

    Сценарии будущих действий как бы проигрываются в сознании, пока, наконец, не находится вариант, который кажется оптимальным. Только после этого следует само действие. Оно является завершающей, но не конечной стадией, потому что сознание контролирует каждый этап деятельности и при необходимости вносит в нее поправки, коррекцию результатов.

    Слайд 7

    • Способность человека оценивать сложную ситуацию и принимать нестандартные решения называется находчивостью. Она связана с волевыми качествами личности.
    • Для иллюстрации приведем один факт из биографии Ф.И. Шаляпина. Когда Федор Иванович прибыл в Италию на гастроли, вокруг него сложилась неблагоприятная обстановка: в газетах появились нападки на русское национальное искусство. За день до премьеры к нему пришли люди, которые наживались на том, что срывали спектакли, и потребовали большой выкуп.
  • Слайд 8

    Шаляпин отказался платить и выгнал вымогателей, хотя угроза была далеко нешуточной. И вот день премьеры. Ставили оперу Гуно "Фауст". На сцене Шаляпин в костюме Мефистофеля. Оркестр проиграл вступление – Шаляпин молчит. Проиграли вступление снова – то же самое. Публика в недоумении. И вдруг Шаляпин сбрасывает плащ Мефистофеля и исполняет романс "Очи черные". Публика взрывается аплодисментами. Опера проходит с небывалым успехом.

    Слайд 9

    • Для того чтобы достичь главной цели – рассеять предубеждение к русскому искусству и сохранить спектакль, Шаляпин нашел остроумный способ: неожиданной выходкой завоевал внимание зрителей.
    • Каждый человек живет среди людей. Они дают советы, пытаются убедить, а то и заставить делать по-своему. Волевой человек способен обдумать предложения, советы, согласиться с необходимым и полезным, отбросить неприемлемое.
  • Слайд 10

    Лица с недостаточно развитой волей либо идут на поводу у других, либо действуют наперекор тому, что им советуют. В первом случае проявляется внушаемость, во втором – негативизм. При анализе их действий выясняется, что они не могут обосновать свое поведение, поскольку действовали импульсивно, на уровне подсознания и эмоций.

    Слайд 11

    Эмоции

    • Эмоции – это наиболее древняя форма отражения действительности, связанная с удовлетворением потребностей. В переводе с французского слово эмоция означает "возбуждаю, переживаю".
    • В головном мозге существуют центры, возбуждение которых приводит к удовольствию или к страданию, их образно называют центрами рая и ада. Благодаря работе этих центров человек и животные на бессознательном уровне анализируют поступающую информацию и оценивают ее значение: вредные или полезные события она предвещает.
  • Слайд 12

    Различают такие проявления эмоций: эмоциональные реакции – плач, смех; эмоциональные состояния – настроение, тревога, волнение, бурная эмоциональная вспышка (аффект); эмоциональные отношения, или чувства в узком значении этого слова, – любовь, ненависть, ревность и т. д.

    Слайд 13

    Эмоциональное состояние может быть положительным, отрицательным или нейтральным, если развивающиеся события не имеют к нам отношения. В зависимости от этих состояний происходят гормональные сдвиги в организме. Так, вы уже знаете, что при страхе в кровь выделяется адреналин, а при боевом возбуждении – норадреналин.

    Слайд 14

    В связи с этим различают стенические (от греч. stheneia - сила) эмоции, повышающие работоспособность человека, и астенические (от греч. аstheneia - слабость), мешающие ему осуществлять задуманные действия. К первым можно отнести задор, уверенность в успехе дела, ко второму – волнение, мешающее думать, говорить, действовать.

    Слайд 15

    Проявления эмоционального состояния: настроение (хорошее или плохое); страсть, когда воля и эмоция сплавляются в едином порыве (высшее выражение страсти – вдохновение); стресс – напряжение, близкое к предельным возможностям организма; аффект – эмоциональная вспышка, выходящая из-под контроля воли. Именно в состоянии аффекта Иван Грозный убил своего сына Ивана. Эта сцена изображена на известной картине И.И. Репина "Иван Грозный и сын его Иван".

    Слайд 16

    Эмоциональные отношения – это те чувства, которые мы испытываем к другому человеку, животному, делу, новой информации и пр. Любовь, в том числе половая, ненависть, ревность, зависть – все это проявления различных чувств. От эмоциональных состояний их отличает направленность на определенный объект. Чувства бывают довольно противоречивыми: любовь может быть смешана с досадой, грустью, радостью, т.е. в зависимости от обстоятельств знак эмоций может меняться.

    Слайд 17

    Чувства обладают динамикой: они рождаются, достигают высшей силы, потом угасают, а то и становятся противоположными: ненависть может перейти в любовь, пылкая любовь – смениться равнодушием. Особенно скоротечны увлечения, они часто бывают в подростковом, но могут быть и в зрелом и даже в пожилом возрасте. Несмотря на пылкость, увлечения быстро угасают после первого достигнутого результата, так как, по существу, связаны с явлениями доминанты, а доминанта, как известно, после своего разрешения уступает место другой.

    Слайд 18

    Внимание

    • Вниманием называют сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии.
    • Когда у человека напряжено внимание, даже его внешний вид изменяется. У него возникают движения приспособительного характера: он вслушивается, всматривается, стараясь не пропустить ни одной детали, ни одного слова. Посмотрите на слушателей, изображенных на картине Рембрандта "Урок анатомии доктора Тюлпа" (см. рис. 1). Как выразительны их позы!
  • Слайд 19

    Внимание может быть сосредоточено и на собственных мыслях. Глаза глубоко задумавшегося человека нередко устремлены вдаль, так что расположенные рядом предметы не отвлекают от размышлений. Часто происходит задержка дыхания: оно становится более редким.

    Слайд 20

    Различают непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает помимо воли человека. Любой яркий, неожиданный раздражитель, вызывающий ориентировочный рефлекс, становится объектом непроизвольного внимания.

    Слайд 21

    Обычно непроизвольное внимание длится до тех пор, пока объект сохраняет новизну. С потерей новизны непроизвольное внимание начинает колебаться и легко утрачивается, если вызвавший его объект не вызывает интерес.

    Слайд 22

    Произвольное внимание

    проявляется при осуществлении сознательного намерения человека заняться делом, иногда малоинтересным, но необходимым, требующим приложения волевых усилий. Каждый, кто сталкивался с необходимостью выучить сложный и малопривлекательный текст, знает, как трудно усилием воли заставить себя сосредоточиться на нем.

    Слайд 23

    Но делу можно помочь, если не просто читать текст, а активно работать с ним: составлять план, конспектировать, строить схемы, выявляющие связи между описываемыми событиями или процессами. Неважно, по какой программе вы будете работать, важно, чтобы она существовала и выполнялась пункт за пунктом. Тогда внимание будет устойчивым, а работа продуктивной. Проверить наблюдательность и внимание можно в практической работе.

    Слайд 24

    Невнимательного человека называют рассеянным. Первая причина рассеянности – слабость произвольного внимания. Любой посторонний раздражитель вызывает ориентировочный рефлекс, и человек отвлекается от основного дела. Вторая причина рассеянности – глубокая сосредоточенность человека на определенном занятии: постороннее раздражение не замечается им, так как оно воздействует на заторможенные в данный момент участки мозга.

    Слайд 25

    Выводы

    Под волей понимают сознательную регуляцию поведения, обеспечивающую преодоление трудностей на пути к цели. Волевое действие может выполнять как побудительную, так и тормозную функцию.

    Слайд 26

    Эмоции связаны с возможностью (или невозможностью) удовлетворить потребности. Эмоциональные реакции (смех, плач, физиологические сдвиги в работе сердца, гормональной системы) имеют безусловно-рефлекторную природу. Эмоциональные состояния (настроение, волнение, стресс, страсть, аффект и пр.) или благоприятствуют деятельности (стенические эмоции), или нарушают ее (астенические эмоции). Эмоциональные отношения, или чувства в узком смысле (любовь, ненависть, ревность и пр.), всегда направлены на определенный объект и обладают динамикой.

    Слайд 27

    Вниманием называют сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии. Различают непроизвольное (возникающее независимо от воли и сознания) и произвольное внимание, которое поддерживается волевым усилием и требует от человека большой затраты энергии. Активная работа с объектом позволяет без напряжения сохранить внимание на длительный срок.

    Посмотреть все слайды