Функции заместителя главного врача по организационно методической работе. Роль и задачи организационно-методических кабинетов (отделов) ЦРБ и областных (краевых, республиканских) больниц. Место проведения: учебный комплекс цнти

Должностная инструкция заместителя главного врача по организационно-методической работе [наименование медицинской организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность заместителя главного врача по организационно-методической работе (ОМР).

1.2. На должность заместителя главного врача по ОМР назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (медицинское) образование, послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье", "Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы", "Управление сестринской деятельностью" и стаж работы по специальности не менее [значение] лет.

1.3. Заместитель главного врача по ОМР относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом главного врача медицинской организации.

1.4. В своей деятельности заместитель главного врача по ОМР руководствуется постановлениями, распоряжениями, приказами, нормативными документами и руководящими материалами вышестоящих и других органов в сфере здравоохранения.

1.5. Заместитель главного врача по ОМР должен знать:

Конституцию Российской Федерации;

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие деятельность органов здравоохранения и медицинских организаций;

Основы организации здравоохранения и общественного здоровья;

Организацию скорой, первичной медико-санитарной медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

Организацию амбулаторно-поликлинической помощи населению;

Организацию стационарной помощи населению;

Организацию лечебно-профилактической помощи рабочим промышленных предприятий;

Организацию специализированной помощи населению;

Организацию медицинской помощи сельскому населению;

Организацию акушерско-гинекологической помощи;

Организацию медицинской помощи подросткам;

Организацию медицинской помощи детям;

Организацию скорой и неотложной помощи населению;

Правила действия при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций, ВИЧ-инфекции;

Организацию диспансеризации населения;

Основы управления здравоохранением;

Основы планирования и экономики здравоохранения;

Теорию и методы санитарной статистики;

Статистику здоровья населения;

Статистику здравоохранения;

Вопросы международной статистики;

Основы медицинской кибернетики;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

Заместитель главного врача по ОМР:

Рассчитывает показатели здоровья населения и показатели деятельности медицинской организации, подразделения.

Составляет проект плана развития здравоохранения региона, района, медицинской организации для включения его в план социально-экономического развития региона (района).

Планирует на основе анализа конкретной ситуации в регионе (районе) развитие различных видов медицинской помощи населению.

Организует работу по внедрению передового опыта элементов научной организации труда в медицинской организации.

Организует систему контроля исполнения запланированных мероприятий.

Проводит инструктаж работников медицинской организации по вопросам организационно-методической работы.

Организует занятия, семинары, совещания, конференции по обмену опытом.

Осуществляет контроль за выполнением запланированных мероприятий.

3. Права

Заместитель главного врача по ОМР имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.4. Принимать участие в конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.5. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории.

3.6. Заместитель главного врача по ОМР пользуется всеми правами, предусмотренными трудовым законодательством РФ.

4. Ответственность

Заместитель главного врача по ОМР несет ответственность за:

4.1. Своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей.

4.2. Организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности.

4.3. Рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов.

4.4. Соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-противоэпидемического режима, противопожарной безопасности и техники безопасности.

4.5. Ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами.

4.6. Предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности и деятельности медицинской организации.

4.7. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим трудовым, административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Казанский медицинский журнал, 2004 г., том 85, № 6.

УДК 614. 2. 07: 658. 387

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАК ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЕТИ И КАДРОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Ш.М.Вахитов, М.В.Блохина, Л.И.Рыбкин, Г.А.Шамсеева, А.М.Фатыхов

Кафедра менеджмента и организации сестринского дела (зав. - проф. Ш.М. Вахитов) Казанского государственного медицинского университета, Республиканская клиническая больница (главврач - М.В. Кормачев) МЗ РТ, г. Казань, Центральная городская больница (главврач - Ф.Ф. Агзамов) г. Альметьевска и Альметьевского района РТ, Казанский городской кардиологический диспансер (главврач - В.А.Гапоненко)

Организационно-методическая работа (ОМР) является одной из важнейших функций руководителей различных служб и учреждений здравоохранения. Объясняется это тем, что руководители любого ранга должны анализировать информацию, оценивать ситуацию в подведомственной (подчиненной) ему системе (организации) и через управленческие решения оптимизировать функционирование системы. Содержание ОМР чрезвычайно вариабельно в зависимости от ее уровня, масштабов, основной направленности. Однако в настоящее время в очень многих случаях ОМР сводится к сбору статистической информации, ее обработке по имеющимся шаблонам и оценке полученных показателей по принципу - лучше или хуже средних для определенной территории, службы, вида ЛПУ. Положение усугубляется тем, что многие иные подразделения ЛПУ стараются «возложить» на ОМР и соответствующие службы все, с чем не справляются, в чем некомпетентны, не владеют ситуацией.

В связи с переходом к рыночным отношениям в системе здравоохранения и необходимостью оценивать труд работников отрасли по их результатам представляются исключительно необходимыми разработка и констатация основных положений ОМР, перечня ее целей и критериев и в конечном итоге создание технологий управления персоналом ЛПУ, их подразделений и служб.

С нашей точки зрения, ОМР следует реализовывать в следующих направлениях (рис. 1), в принципе обеспечивающих разработку планов деятельности системы (или определенной подсистемы) здравоохранения на перспективу. Но чтобы это научно обосновать, необходимо решить ряд предварительных вопросов.

Специального пояснения требует прежде всего само понятие «организационно-методическая работа» ибо данная дефиниция, хотя и используется чрезвычайно часто и повсеместно, однако различными специали-

стами воспринимается далеко не однозначно. Объясняется это тем, что определение ОМР как вида деятельности в большинстве учебных пособий и руководств или отсутствует, или дано в форме, затрудняющей однозначное его восприятие.

Исходя из входящих в ОМР терминов «организация» и «методика», мы считаем возможным охарактеризовать ОМР как совокупность действий и процессов, обеспечивающих деятельность отдельных структурных единиц и подразделений в рамках единой системы (организации), функционирующей на основе утвержденных технологий, методов и приемов практического выполнения поставленных перед нею задач и достижения определенных целей.

ОМР является специфической сферой маркетинговой деятельности, а именно маркетингового исследования, направленного на сбор, обработку, анализ данных, снижающих неопределенность при принятии управленческих решений, а также ориентированного на обеспечение управления персоналом организации (исследование потребностей персонала, его мотивацию, профессиональный рост и т.п.). С позиций современного менеджмента ОМР состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных частей - анализа (в процессе которого целое расчленяется на части, выявляются причинно-следственные связи, закономерности взаимодействия частей) и синтеза (в результате которого создается новое, усовершенствованное целое, лишенное, по возможности, выявленных в процессе анализа недостатков).

В зависимости от уровня проведения и масштабов ОМР, профиля и специфики деятельности учреждения здравоохранения содержательная часть работы будет трансформироваться, дополняться, специализироваться, приобретать специфические особенности. При этом каждый член коллектива организации должен (с современных позиций рыночной экономики и менеджмента)

Организация выездной работы для оказания лечебно-консультативной помощи населению

Обеспечение консультативной помощи работникам здравоохранения

Подготовка и издание инструктивно-методических и нормативно-справочных материалов

Обеспечение правильного-учета и отчетности на своем и нижестоящих уровнях управления

Составление отчетов для вышестоящего уровня управления

Разработка мероприятий по оптимизации деятельности в рамках каждой из этих форм<|_ организации здравоохранения

Анализ деятельности систем государственного здравоохранения, обязательного медицинского страхования, добровольного медицинского страхования, платной медицины

Разработка регламента проведения отчетов для нижестоящего уровня управления

Организация мероприятий по повышению квалификации кадров

Анализ деятельности сети и кадров здравоохранения

Анализ состояния здоровья населения

Изучение передового опыта

Выявление недостатков, их причин

Оценка состояния и прогнозирование деятельности сети и кадров

Изучение и прогнозирование

спроса на медицинские услуги

Разработка планов их устранения

Разработка планов повышения качества и эффективности работы сети и кадров

Разработка мероприятий по формированию спроса

Организация и проведение совещаний, конференций и пр.

Составление графиков повышения квалификации кадров

Участие в сертификации и аттестации кадров

Участие в аккредитации и лицензировании ЛПУ

Разработка планов деятельности системы на перспективу

Рис. 1. Основные составные части организационно-методической работы (в общем виде).

Казанский медицинский журнал, 2004 г., том 85, № б.

Рис. 2. Требования к планам деятельности ЛПУ с позиций ОМР как специфической сферы маркетинговой деятельности.

Специфика составления планов деятельности ЛПУ и служб здравоохранения

1. Обеспечение сохранения здоровья населения: удовлетворение потребностей человека в здоровье, удовлетворение запросов человека в медицинской помощи, удовлетворение населения качеством медицинских услуг, их ассортиментом и стоимостью (в комплексе), удовлетворение потребностей здравоохранения

2. Реформирование систем здравоохранения в соответствии с общими изменениями, происходящими в социально-политической сфере страны

3. Необходимость действовать в условиях: нестабильности бюджета здравоохранения, нарушения принципа целевой направленности средств

4. Раскол некогда единой системы здравоохранения

с выделением фармации, служб технического оснащения, санитарно-эпидемиологической службы и т.д.

5. Расширение сферы платных услуг

Рис. 3. Специфика планов деятельности ЛПУ и служб здравоохранения.

не просто слепо выполнять свои функции и требования руководства, но четко осознавать свое место и роль в достижении целей организации. С позиций руководства этого можно достичь не только на основании разъяснения сотрудникам содержания их деятельности, но прежде всего на основе отбора соответствующих сотрудников и ус-

тановления с ними отношений, адекватных общей маркетинговой цели организации.

Теперь можно сформулировать требования к разработке планов деятельности ЛПУ с позиций OMP (рис. 2) с учетом специфики составления этих планов (рис. З).

Логическим продолжением нашей последующей деятельности является разработка способов и критериев оценки OMP на различных уровнях и направлениях деятельности ЛПУ, а также подходов к технологии ведения OMP.

Авторы были бы признательны тем специалистам, которые, ознакомившись с данными материалами, дали бы с позиций профессионалов конструктивные и критические предложения в плане оценки, формирования и развития OMP.

Поступила 15.06.04.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL AND METHODICAL WORK AS THE BASIS OF MANAGEMENT OF ACTIVITY OF NET AND PERSONNEL OF TREATMENT AND PROPHYLACTIC INSTITUTIONS OF ADMINISTRATION

TERRITORY Sh.M. Vakhitov, M.V. Blokhina, L.Ï. Rybkin, C.A. Shamseeva, A.M. Fatykhov S u m m a r y

Organizational and methodical work as the basis of management of activity of net and personnel of treatment and prophylactic institutions is estimated as specific sphere of marketing activity. Purposes, problems and directions of development of organizational and methodical work at present taking into account specificity of making activity plans of treatment and prophylactic institutions are shown.

Основным учреждением второго этапа медицинского обслуживания сельского населения является центральная районная больница(ЦРБ). Она обеспечивает сельское население квалифицированной лечебно-профилактической помощью, как стационарной, так и поликлинической.

В районную больницу обращаются сельские жители по направлениям медицинских учреждений сельского участка при необходимости специализированной медицинской помощи, функционального обследования, консультации у врачей-специалистов, а также жители приписных участков и самого райцентра.

Категории районных больниц определяются численностью населения района числом коек (с учетом сельских участковых больниц). Всего выделяют 6 категорий ЦРБ: от 100 (VI категория) до 400 (I категория) коек. Штатное расписание районных больниц дозволяет иметь врачей большинства специальностей (в некоторых густонаселенных районах, особенно имеющих межрайонные специализированные центры, - до 30). Районное звено является главным звеном в здравоохранении сельской административной территории, которое осуществляет специализированную квалифицированную медицинскую помощь по основным ее видам. Кроме того, специалисты центральной районной больницы (ЦРБ) осуществляют организационно-методическое руководство всеми медицинскими учреждениями района.

Помимо ЦРБ, расположенных в подавляющем большинстве случаев в районном центре, на территории района могут быть другие районные больницы, так называемые «номерные» больницы, которые часто выполняют функции филиала ЦРБ или могут специализироваться по тем или другим видам медицинской помощи.

В целях лучшего обеспечения специализированной медицинской помощью создаются межрайонные специализированные центры (отделения), оснащенные современным оборудованием. Межрайонные специализированные центры оказывают лечебную и консультативную помощь, осуществляют организационно-методическую работу, повышают квалификацию медицинского персонала районных и участковых больниц и поликлиник, анализируют показатели здоровья и факторы риска, определяющие заболеваемость по конкретной специальности.

Задачи ЦРБ:

1. обеспечение населения района и районного центра высококвалифицированной, специализированной стационарной и поликлинической медицинской помощью;

2. оперативное и организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью всех учреждений здравоохранения района;

3. планирование, финансирование и организация материально-технического снабжения медицинских учреждений района;



4. разработка и осуществление мероприятий, направленных на улучшение качества медицинского обслуживания сельского населения;

5. внедрение в практику работы ЛПУ района современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения;

6. проведение мероприятий по расстановке, рациональному использованию и повышению профессиональной квалификации кадров.

Структура ЦРБ.

В стационаре ЦРБ должно быть организовано не менее 5 отделений по таким специальностям, как терапия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология, инфекционные болезни. Кроме необходимого минимума, в крупных ЦРБ могут быть отделения и по другим специальностям (неврология, оториноларингология, офтальмология, травматология и пр.).

В своем составе ЦРБ имеет следующие структурные подразделения: стационар с основными специализированными отделениями, поликлинику с консультативными приемами врачей-специалистов и соответствующими лечебно -диагностическими отделениями, организационно -методический кабинет, отделение скорой медицинской помощи и прочие структурные подразделения (морг, пищеблок, аптека и др.). Районные специалисты выезжают для консультаций, проводят показательные операции, обследование и лечение больных, направляют бригады врачей-специалистов в медицинские учреждения сельского участка, заслушивают отчеты врачей участковых больниц, заведующих фельдшерско-акушерскими пунктами, анализируют планы работ, статистические отчеты, проводят научные конференции, семинары, повышение квалификации на рабочем месте и др.



Важным структурным подразделением центральной районной больницы является организационно-методический кабинет , работа которого направлена на обеспечение методического руководства: анализ деятельности медицинских учреждений, осуществление мероприятий по повышению качества лечебно-профилактической работы, повышение квалификации специалистов, организация работы по медицинской статистике и оценке здоровья населения, изучение и распространение новых современных форм работы по медицинскому обслуживанию, перспективное планирование развития здравоохранения района, организация работы по внебюджетной коммерческой деятельности и медицинскому страхованию. Оргметодкабинет должен быть укомплектован наиболее опытными врачами-специалистами. Для правильной организации работы и осуществления организационно-методического руководства кабинеты должны располагать данными об экономике и санитарном состоянии района, о сети и укомплектованности медицинских учреждений кадрами, об обеспеченности населения различными видами медико-социального обеспечения.

На основе систематического анализа состояния здоровья населения района, планов районных учреждений организационно-методический кабинет составляет комплексный план мероприятий по улучшению медицинской помощи и укреплению здоровья населения района.

Обеспечение методического руководства учетно-статистической работой и контроля за ней всех учреждений района является важнейшей функцией оргметодкабинета. В обязанности кабинетов входит прием годовых отчетов. На оснований данных отчетных форм и специального анализа оргметодкабинет составляет обзор о состоянии здоровья различных групп населения и оценивает показатели здравоохранения. В оргметодкабинетах должны быть сведения о районных конференциях и занятиях с врачами и средним медицинским персоналом, о семинарах с участием районных специалистов, специализации и повышении квалификации медицинских работников (которые в сельской местности должны проходить 1 раз в 5 лет). Ежемесячно, ежеквартально кабинет вычисляет основные показатели работы каждого медицинского учреждения. Проводится анализ качественных показателей деятельности по ЦРБ и по району с разработкой мероприятий по их улучшению.

В составе ЦРБ могут быть выездные врачебные бригады (постоянно действующие функциональные подразделения). Кроме того, для приближения специализированной помощи к населению района важное значение имеют передвижные виды медицинской помощи: врачебные амбулатории, флюрографические кабинеты, клинико-диагностические лаборатории, зубоврачебные и зубопротезные кабинеты.

В системе специализированной помощи важна также роль диспансеров. На уровне района, как правило, функционируют противотуберкулезный и кожно-венерологический диспансеры (если других диспансеров нет, то соответствующие специалисты работают в поликлинике ЦРБ).

Штаты ЦРБ.

Главный врач ЦРБ

Он же главный врач района. Опирается в своей работе на своих заместителей (их три):

По медицинскому обслуживанию населения района (заведующий организационно-методическим кабинетом),

По детству и родовспоможению,

По медицинской части.

Главный врач организует и обеспечивает:

Проведение анализа показателей состояние здоровья;

Изучение причин заболеваемости;

Преимущественное медицинское обеспечение механизаторов, животноводов, работников полевых бригад, подростков, занятых сельскохозяйственным трудом и обучающихся в профессионально-технических учреждениях;

Квалифицированную и доступную медицинскую помощь населению;

Оказание лечебно-консультативной и организационно-методической помощи врачам участковых больниц и работникам ФАП;

Организацию диспансерного наблюдения за определенными контингентами больных;

Изучение и распространение передового опыта.

Медицинский совет при главном враче создается для оперативного руководства здравоохранением. В него входят ответственные работники и специалисты: заместители главного врача, главный врач районной санэпидстанции, заведующий поликлиникой ЦРБ, заведующий центральной районной аптекой, ведущие специалисты района (терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог и др.).

Организационно-методическая работа.

Анализ деятельности стационара и поликлиники ЦРБ оценивается такими же показателями, как в городской больнице и поликлинике.

    Организация санитарного актива и руководство его работой

    Ведение учетной и отчетной документации

    Осуществление связи с учреждениями:

    стационар больницы, диспансеры, учреждения санаторного типа, СЭС.

    Отслеживание здоровья населения участка, анализ заболеваемости и инвалидности, разработка мероприятий по их снижению.

    Диспансеры: их виды, формы и методы работы. Оценка качества диспансеризации населения.

Под диспансеризацией понимается активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения и комплексного лечения заболевших, проведение мероприятий по оздоровлению условий их труда и быта, предупреждению развития и распространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности.

Диспансеризация предусматривает прежде всего сохранение здоровья у здоровых, активное выявление больных с ранними стадиями заболеваний и предупреждение случаев нетрудоспособности; конечной ее целью является сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности диспансеризуемого контингента. Этим определяется социально-гигиеническая сущность (значимость) диспансеризации. Диспансерный метод наблюдения является функцией лечащих врачей общей сети внебольничных учреждений (поликлиник, амбулаторий), обслуживающих население по месту жительства и по месту работы, а также врачей специализированных учреждений - диспансеров и центров ГСЭН.

В настоящее время существуют различные диспансеры (врачебно-физкультурные, кожно-венерологические, противотуберкулезные, наркологические, кардиологические, онкологические, психоневрологические и др.). Диспансеры и диспансерные отделения (кабинеты) проводят мероприятия по массовой профилактике, направленные на предупреждение заболеваний, ведут учет заболеваемости и смертности от патологии по своему профилю, а также осуществляют лечебные мероприятия, консультации больных и организационно-методическое руководство работой врачей общей сети по борьбе с соответствующими заболеваниями. В задачи диспансеров входят: проведение обучения врачей общего профиля по соответствующим специальностям; внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений современных методов профилактики, диагностики и лечения; пропаганда здорового образа жизни.

Основными документами, которые оформляются на больных, состоящих на диспансерном учете, являются медицинская карта амбулаторного больного и контрольная карта диспансерного наблюдения, в которой фиксируются своевременность посещения врача и прохождения очередного медицинского осмотра, выполнение назначенных видов лечения, оздоровительных мероприятий и рекомендаций по трудоустройству.

Виды диспансеров: противотуберкулезный, кожновенерологический, кардиологический, врачебно-физкультурный, онкологический, психоневрологический, наркологический, эндокринологический, офтальмологический, маммологический.

    Структура поликлиники, задачи и организация работы регистратуры. Система работы врачей.

Первичную медико-социальную помощь городскому населению оказывают амбулаторно-поликлинические учреждения (террито-риальные поликлиники, обслуживающие взрослое население) и учреждения по охране материнства и детства (детские поликлиники и женские консультации).

Основными организационно-методическими принципами работы поликлиник и территориально-медицинские объединения (ТМО) являются участковость (закрепление за врачебной должностью нормативного числа жителей) и широкое использование диспансерного метода (систематическое активное наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов). Основными планово-нормативными показателями, регламентирующими работу поликлиник, обозначены: норматив участковости (1700 человек на 1 должность участкового терапевта); норма нагрузки (5 посещений в час на приеме в поликлинике и 2 - при обслуживании пациентов на дому терапевтом); штатный норматив участковых терапевтов (5,9 на 10000 жителей старше 14 лет).

Измерителем мощности поликлиник является число посещений в смену (более 1200 посещений - I категория, менее 250 посещений - V категория). ТМО в большей степени, чем поликлиники и женские консультации, отвечают новым принципам организации и финансирования первичной медико-социальной помощи. В них можно эффективнее организовать работу семейных врачей (приказ МЗ РФ № 237 от 26.08.92 г.). В ряде ТМО созданы условия для семейного медицинского обслуживания, например совместная работа на участке терапевта, педиатра и гинеколога (акушерско-педиатрическо-терапевти-че¬с¬кий комплекс - АПТК). При этом показателем работы является не динамика посещаемости, а изменения в состоянии здоровья населения (снижение заболеваемости, инвалидности, младенческой смертности, числа запущенных онкологических заболеваний, состояние здоровья пациентов из диспансерных групп и др.).

Основными направлениями деятельности учреждений первичной медико-социальной помощи являются: профилактическая работа, диспансеризация, гигиеническое обучение и воспитание населения, пропаганда здорового образа жизни; лечебно-диагностическая работа (включая экспертизу временной нетрудоспособности); организационно-методическая работа (управление, планирование, статистический учет и отчетность, анализ деятельности, взаимодействие с другими учреждениями здравоохранения, повышение квалификации и пр.); организационно-массовая работа.

Поликлиника возглавляется главным врачом. В структуру поликлиники входят: регистратура, отделение профилактики, лечебно-профилактические отделения и кабинеты, лечебно-диагностические подразделения, административно-хозяйственная часть, отделения восстановительного лечения и др. Преемственность работы поликлиники и стационара оценивается числом пациентов, подготовленных к плановой госпитализации, и обменом документацией до и после лечения их в стационаре.

Городская поликлиника создается как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения городского округа или входит в состав стационарно-поликлинического объединения для оказания по участковому принципу первичной медико-санитарной помощи населению.

Основная задача городской поликлиники - снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения, санитарно-гигиеническое воспитание населения, пропаганда здорового образа жизни.

Системы работы врачей:

    Система чередования

    Двухзвеньевая

    Трехзвеньевая

    Бригадный метод

Примерная структура городской поликлиники:

1.Руководство поликлиники, в том числе АХЧ

2.Информационно-аналитическое отделение :

Регистратура, стол справок

Оргметодкабинет (кабинет статистики)

3.Лечебно-профилактическая часть :

Кабинеты терапевтов участковых (отделение)

Кабинеты специалистов (хирургический, ЛОР, офтальмологический, неврологический, инфекционных болезней, стоматологическое отделение (кабинет)

Организация статистической работы медицинского учреждения
Статистика здравоохранения помогает руководителям учреждения оперативно управлять своим объектом, а врачам всех специальностей – судить о качестве и эффективности лечебно-профилактической работы.
Интенсификация труда медицинских работников в условиях бюджетно-страхового здравоохранения предъявляет повышенные требования кнаучно-организационным факторам. В данных условиях возрастают роль и значимость медицинской статистики в научной и практической деятельности медицинского учреждения.
Руководители здравоохранения в оперативной и прогностической работе постоянно используют статистические данные. Только квалифицированный анализ статистических данных, оценка событий и соответствующие выводы позволяют принять правильное управленческое решение,способствуют лучшей организации работы, более точному планированию и прогнозированию. Статистика помогает контролировать деятельность учреждения, оперативно управлять им, судить о качестве и эффективности лечебно-профилактической работы. Руководитель при составлении текущих и перспективных планов работы должен основываться на изучении и анализе тенденций и закономерностей развития как здравоохранения,так и состояния здоровья населения своего района, города, области и т. д.
Традиционная статистическая система в здравоохранении основана на получении данных в виде отчетов, которые составляются в низовых учреждениях и затем суммируются на промежуточных и высших уровнях. Система отчетов имеет не только преимущества (единая программа, обеспечение сравнимости, показатели объема работы и использованияресурсов, простота и малая стоимость сбора материалов), но и определенные недостатки (малая оперативность, жесткость, негибкая программа, ограниченный набор сведений, неконтролируемые ошибки учета и др.).
Анализ, обобщение проделанной работы должны осуществляться врачами не только на основании существующей отчетной документации, но и путем специально проводимых выборочных статистических исследований.План статистического исследования составляется по организации работы в соответствии с намеченной программой. Основными вопросами плана являются:
1) определение объекта наблюдения;
2) определение срока проведения работы на всех этапах;
3) указание вида статистического наблюдения и метода;
4) определение места, где будут проводиться наблюдения;
5) выяснение, какими силами и под чьим методическим иорганизационным руководством будут проводиться исследования.
Организация статистического исследования делится на несколько стадий:
1) стадию наблюдения;
2) статистическую группировку и сводку;
3) счетную обработку;
4) научный анализ;
5) литературное и графическое оформление данных исследования.

Организация статистического учета и отчетностиШтатно-организационная структура отделения медицинской статистики
Функциональным подразделением ЛПУ, отвечающим за организацию статистического учета и отчетности, является отделение медицинской статистики, структурно входящее в организационно-методический отдел. Возглавляет отделение заведующий – врач-статистик.
В структуру отделения могут входить следующие функциональные подразделения в зависимостиот формы ЛПУ:
1) отделение статистики в поликлинике – отвечает за сбор и обработку информации, получаемой от амбулаторно-поликлинической службы;
2) отделение статистики стационара – отвечает за сбор и обработку информации, получаемой из подразделений клинической больницы;
3) медицинский архив – отвечает за сбор, учет, хранение медицинской документации, ее подбор и выдачу по требованиям.Отделение статистики должно быть оборудовано автоматизированными рабочими местами с подключением в локальную сеть ЛПУ.
На основе полученных данных ОМО разрабатывает предложения и мероприятия по улучшению качества медицинской помощи, организует ведение статистического учета и отчетности во всех ЛПУ области, проводит подготовку персонала по этим вопросам и осуществляет...