Цепной мост сечени в будапеште. Цепной мост Сечени (Széchenyi lánchíd) Банкирские дома финансируют строительство

Мост Сечени

Первый и главный мост Будапешта. Мост – символ. Мост – визитная карточка. Мост, появившийся на свет раньше самого города на 30 лет. Мост, объединивший Буду и Пешт и положивший начало формирования единого центра венгерского государства. Мост, значение которого для жителей Венгрии и, особенно, Будапешта переоценить невозможно.

Кратко об истории Моста Сечени

Согласно городским легендам, гусар Иштван Сечени спешил на похороны отца в Австрию, но ледоход помешал ему перебраться через Дунай и задержал его на неделю. Молодой Сечени опоздал на похороны. Тогда он поклялся построить мост в Венгрии, который соединит два берега Дуная. Насколько эта история правдива, неизвестно никому. Однако известно, что именно граф Сечени был инициатором и главным лоббистом строительства первого в Венгрии моста через Дунай.

Иштван Сечени – венгерский реформатор, вложивший немало сил в развитие родной страны. В частности и в развитие транспортной инфраструктуры. В частности и в строительство моста между городами Буда и Пешт, дабы, объединив их, создать экономический центр Венгрии (а также политический, культурный и социальный, на что были направлены другие его инициативы).

На тот момент венгры понятия не имели о строительстве мостов подобного уровня. Не имея ни знаний, ни технологических возможностей, было принято решение искать их в краях передовика промышленности – Британском королевстве. Там и был найден инженер, который предложил создать увеличенную копию его уже построенного моста. Там же были наняты и опытные рабочие.

Интересные факты о Цепном мосте Сечени

  • Цепной мост был построен в 1849 году и стал первым постоянным мостом, соединившим два берега Дуная. На тот момент, это был самый большой мост в мире, и носил он звание Нового Чуда Света. Носил он его гордо, правда совсем недолго. Уже через 3 года был построен Николаевский мост в Киеве идентичной конструкции, превышающий длину моста Сечени.
  • Львы, возлежащие на колоннах по обоим концам моста, изначально не планировались, а забрались туда в том же 1952 году.

Название свое в честь графа Сечени мост обрел в 1898 году, накануне празднования полувекового юбилея со дня открытия.

Во время Второй Мировой войны при отступлении фашисты уничтожили мост почти полностью (уцелели лишь опоры). Восстановление шло довольно тяжко, и повторно мост был открыт лишь в 1949 году – ровно через 100 лет после первого открытия.

Свое начало мост символично берет от площади Иштвана Сечени, на которой расположен памятник последнему и дворец Грэшема, а так же Венгерская Академия Наук (которой Сечени однажды пожертвовал годовой доход со всех своих имений). Концом же он не менее символично упирается в площадь Адама Кларка – английского строителя, руководившего возведением моста, впоследствии влюбившегося в Венгрию, выучившего венгерский, перебравшегося в Венгрию на ПМЖ и женившегося на венгерке. На площади Кларка расположен нулевой километр Венгрии, а так же старейший в мире Будапештский фуникулер , поднимающий туристов к Будайскому дворцу .

Это интересно:

В народе бытует поверье: если между львами моста Сечени пройдет женатый мужчина ни разу не изменявший своей жене (и даже ни разу не думавший об этом), львы зарычат. Пока нет информации, чтобы кто-то слышал львиный рев на мосту Сечени. Так что спешите: у Вас все еще есть шанс стать первым:)

Цепной мост Сечени на карте

Обзорные экскурсии по Будапешту

Мост Сечени, несомненно, являясь топовой достопримечательностью Будапешта , входит о все обзорные экскурсии по городу. Заказать одну из них надежнее заранее, на проверенном годами и нами лично ресурсе:

Читайте также:

  • Все мосты Будапешта
  • Как добраться от аэропорта до Будапешта
  • В каком районе Будапешта лучше остановиться
  • 10 вещей, которые надо сделать в Будапеште
  • 12 неизвестных фактов о Будапеште и Венгрии
  • Маршрут по Будапешту с картой

ПУТЕШЕСТВУЕМ ДЕШЕВО!

Дешевые авиабилеты

Любое путешествие начинается с поиска и покупки билетов - это то, на чем можно и нужно экономить!

При поиске дешевых авиабилетов во время своих путешествий, мы пользуемся такими поисковиками, как Aviasales и Momondo .

С некоторыми правилами поиска дешевых авиабилетов можно ознакомиться в этой статье .

Дешевое жильё

Каждый путешественник, разумеется, хочет оптимизировать свои затраты и найти хороший отель (или апартаменты) по соотношению цена/качество. Таким образом, чем больше вариантов вам будет предложено, тем больше вероятность, что вы найдете самый лучший. Поэтому Ваш поиск может существенно облегчить сервис Hotellook , который производит поиск по самым лучшим системам бронирования жилья.

Вам не нужно самому сравнивать цены на разных сервисах - Hotellook сделает это за вас!

Страховка

Для оформление Шенгенской визы, как известно, в перечень обязательных документов входит страховой полис для выезжающих за рубеж.

При поездке в другие страны, где виза не требуется, оформление страхового полюса для безопасности Вас и ваших членов семьи также будет не лишним, особенно, если вы путешествуете с детьми.

Экскурсии

Лучшим способ познакомиться с новым городом являются экскурсии от местных жителей. Для этого многие путешественники пользуются такими сервисами, как и Sputnik8 .

Из всего, что воздвигает и строит человек, повинуясь жизненному инстинкту, на мой взгляд, нет ничего лучше и ценнее мостов.
Иво Андрич

Доводилось ли вам задуматься о том, какая всё-таки позитивная вещь - мосты! Они соединяют, они сближают. Они честно служат по прямому назначению, а заодно - совершенно добровольно! - символизируют взаимопонимание, переход к чему-то новому, путь к объединению. Мост - символ, сооружение, соединяющее два берега, два мира, два начала. Для венгерского народа мосты стали символами прогресса и пробуждения нации.

Сегодня без мостов, соединяющих гористую Буду и равнинный Пешт воедино, немыслимо существование Будапешта. Каждый из мостов имеет свою историю, свой стиль. Даже характер у каждого моста свой, как бы странно это не звучало.

Сегодня я приглашаю вас прогуляться по самому старому из них - Цепному мосту Сечени, который по праву считается одним из самых красивых мостов Европы.

Цепной мост Сечени (Széchenyi lánchíd), построенный в 1849 году, соединяет две исторических части Будапешта — Буду и Пешт. Этот мост стал первым постоянным мостом через Дунай не только в Будапеште, но и на всём венгерском отрезке реки.

Мост назван в честь известного венгерского деятеля XIX века, мецената и политика , вложившего немало средств и сил в его сооружение.


У идеи о строительстве моста было так же много противников, как и сторонников. Главным аргументом против строительства был тот факт, что венгерские инженеры на то время не имели никакого опыта ни в проектировании, ни в строительстве мостов через широкие и полноводные реки. Высказывались опасения, что опоры моста не выдержат мощного дунайского течения, и он просто рухнет в воду в короткий срок. Опасались того, что в период таяния перед мостом будет скапливаться большое количество льда, и это станет причиной наводнения. Жители Будапешта помнили опустошительные разрушения больших наводнений 1775 и 1838 годов, так что их опасения были далеко не беспочвенными. Но более весомой причиной была, конечно, причина материальная: предполагалось, что всем, кто захочет воспользоваться мостом, в том числе и гражданам высшего сословия, нужно будет платить пошлину в городскую казну.

Городская легенда гласит, что якобы в декабре 1820 года гусарский капитан Иштван Сечени получил известие о смерти отца. Намереваясь успеть в Австрию на похороны, он срочно отправился в дорогу, которая проходила через Пешт. Но на Дунае из-за оттепели началось таяние льда, и переправа стала далеко не безопасным мероприятием. Прождав подходящих условий для переправы с 29 декабря до 5 января и опоздав на похороны отца, граф Сечени поклялся построить мост. Никаких документальных подтверждений этого факта не существует, однако именно граф Сечени стал главным идейным вдохновителем и организатором строительства моста, создав в 1832 году Общество по строительству моста (Hídegylet).

Главной задачей Общества стало решение политических и экономических проблем, возникавших в ходе подготовки строительных работ, а также формирование положительного общественного мнения, пропаганда всех тех выгод, которые принесло бы городу и горожанам соединение Буды и Пешта.

Сечени полагался в этом на помощь состоятельных и влиятельных лиц австро-венгерской империи. Самую большую материальную лепту внесли богатый греческий купец Анастасий Дерра (Derra Anasztáz) и известный венский банкир Дьёрдь Шина (Sina György), основавший впоследствии Аукционерное общество «Цепной мост» (Lánchíd Részvénytársaság).

Дьёрдь Шина (Sina György) или иначе Георг Симон фон Сина

Георг Симон фон Сина (20 ноября 1783, Ниш, Османская империя, — 18 мая 1856, Вена, Австрия) — австрийский предприниматель и банкир греческо-аромунского происхождения, барон.

Арому́ны (арумы́ны, македонские румыны, цинцары, влахи, куцовлахи, каравлахи, самоназвание — arumâni, armâni, rămăni, aromâni или makedonji-armânji) — народ, проживающий в южной части Балкан.

Меценат, финансировавший возведение многочисленных архитектурных памятников в Австрии и Греции.

Г. С. фон Сина происходил из состоятельной купеческой фамилии, торговавшей тканями. В Вену приехал вместе со своим отцом, Симоном Георгом Синасом. Фон Сина инвестировал капиталы семьи преимущественно в транспортные предприятия — финансировал создание пароходных обществ, железнодорожных компаний, строил мосты через Дунай, основал бумажные фабрики в районе Нёйзидлер-Зе (ныне — Moldi Group). В банковской сфере деятельности его главнейшим конкурентом было семейство Ротшильд.

В годы Наполеоновских войн Сина кредитовал австрийское правительство, за что впоследствии получил обширные земельные владения в Нижней Австрии, Венгрии, Чехии и Моравии. Поддерживал материально новообразованное в 20-е годы XIX столетия Греческое государство, был послом Греции в Австрийской империи.

По заказам Г. С. фон Сины известный датский архитектор Теофил фон Хансен построил ряд великолепных общественных зданий в Вене и в Афинах.

Для того, чтобы расширить свои знания в области строительства мостов, граф Сечени вместе со своим другом графом Дьёрдем Андраши отправился в Англию, где познакомился с работами самых знаменитых проектировщиков и строителей мостов того времени. Принимая во внимание возможные заторы льда, наводнения, скорость течения и прочие факторы, один из специалистов Томас Телфорд (Thomas Telford) предложил Сечени строительство цепного варианта моста - по типу построенного им в 1826 году висячего моста через пролив Менай, соединивший остров Англси с основной территорией Уэльса.

Сечени согласился с предложенным техническим решением и пригласил для конструкторских работ английского инженера Уильяма Тёрни Кларка (William Tierney Clark). Строительные работы возглавил молодой шотландский инженер Адам Кларк (Adam Clark), с которым граф Сечени познакомился в 1834 году. Тогда Адам Кларк работал на машиностроительном заводе Hunter & English, где Сечени приобрел специальные механизмы для работ по углублению русла Дуная. Что интересно, оба Кларка - просто однофамильцы, никаких родственных связей, даже дальних, между ними не было. Кстати, через некоторое время Адам Кларк выучил венгерский язык, переехал на постоянное место жительства в Будапешт и женился на венгерке.


28 июля 1840 года была забита первая свая у пилона на будапештской стороне. Работа по забиванию свай заняла целых два года! Для этого из Англии прибыли опытные рабочие вместе со своими семьями, а всего на этом этапе было задействовано более 800 человек. Что интересно - уже тогда была существенная разница в оплате рабочих: англичане получали 24-25 форинтов в неделю, а венгры - только половину этой суммы.

Когда были закончены работы по подготовке к строительству основания моста на будайской стороне, 24 августа 1842 года было устроено празднование по случаю заложения первого камня, на котором присутствовал эрцгерцог Иосиф, наместник венгерского короля, а также более сотни почётных гостей.

Чугунные литые украшения моста и цепные тросы были заказаны и изготовлены в Англии. Установка цепных тросов, поддерживающих мост, была одним из завершающих этапов работы. К сожалению, тут не обошлось без несчастного случая. Одиннадцать отрезков тросов установили без проблем, а последний из них рухнул в Дунай на понтон, с которого специалисты, в том числе и граф Сечени, наблюдали за работой. Все они упали в воду, одного из рабочих задело тяжёлой цепью, и он погиб.

Затем строительство моста было приостановлено из-за начавшейся национально-освободительной революции. Воюющие стороны стремились завладеть ещё незаконченным мостом, чтобы не допустить противника к переправе. В январе 1849 года австрийская армия вошла в город. По мосту на пештскую сторону переправили 70 000 солдат, конный эскадрон и 270 пушек. Однако венгерская армия успешно наступала, и австрийцы решили вернуться в Буду, намереваясь взорвать якорные цепные узлы.

К счастью, решительный Адам Кларк, по приказанию которого были затоплены камеры с удерживающими мост цепными тросами, смог помешать этому плану. Через несколько недель мост хотели разрушить отступавшие венгерские войска, Кларк вступил в переговоры с главнокомандующим венгерских войск Генрихом Дембинским и убедил его не сжигать мост после отступления, пострадал только настил.

Торжественная церемония открытия моста, который на то время был одним из крупнейших в Европе, состоялась 20 ноября 1849 года. К сожалению, инициатор постройки граф Иштван Сечени на ней не присутствовал: последние годы жизни он находился в венской клинике, где в 1860 году покончил с собой.

Имя своего создателя Цепной мост получил накануне празднования 50-летней годовщины со дня начала строительства.

Адам Кларк по случаю открытия моста получил две тысячи форинтов в качестве премии. Более того, ему было пожаловано звание венгерского дворянина, которое он отклонил, сославшись на свой шотландский титул. Однако он до самой смерти бережно хранил табакерку из чистого золота, подаренную ему королём Венгрии Фердинaндом V.

В 1866 году, когда Адама Кларка хоронили, на цепном мосту висели траурные флаги.

Общая стоимость строительства составила огромную по тем временам сумму - 4,4 миллиона форинтов. Эта цифра в тринадцать раз превышает затраты по стоительству Национального музея.

Плата за использование моста составляла: для пешеходов 1 крайцар (1/100 форинта), для пешеходов с грузом 2 крайцара, для сопровождавших животных пастухов 3 крайцара, для возниц 5 крайцаров, для возниц, перевозящих большие грузы 10 крайцаров.

Львы работы скульптора Яноша Маршалко на каждом из входов на мост были установлены несколько позже, в 1852 году.

Со львами связаны многочисленные городские легенды.

Самая известная из них гласит, что во время торжественного открытия скульптур один мальчик из толпы горожан, ученик сапожника, громким выкриком обратил внимание горожан на отсутствие в львиных пастях языков. Согласно легенде, скульптор Янош Маршалко не смог вынести такого прилюдного позора и, пристыженный публикой, бултыхнулся с моста в Дунай, успев крикнуть мальчику, упрекнувшему его: «Пусть у твоей жены будет такой же язык, как у моих львов!». Однако скульптор вовсе и не собирался накладывать на себя свои умелые руки. Более того, на протяжении долгих лет с улыбкой выслушивал все претензии по поводу созданных им каменных животных и всегда отвечал примерно так: "Поймите, львы - это не собаки, которые в жару тут же вываливают свои языки". Так что языки у львов есть, просто снизу их не видно, а сам Маршалко спокойно дожил до старости.

Решение восстановить мост было принято весной 1947 года.

Строительные работы были завершены 20 ноября 1949 года, ровно сто лет спустя после первого открытия моста.

Когда наступает вечер, мост загорается сотнями огней: вершина и части основания опор освещены отражателями, а главные цепи и края тротуаров на входе украшены лампочками, чтобы подчеркнуть классическую форму моста.


Самая узнаваемая будапештская картинка, не правда ли?

Обновлено 24/12/2019

Мосты Будапешта непременно заслуживают отдельного поста и он перед вами. Вообще, мосты отдельное явление для любого города, где они есть. А еще это значимый ориентир, важный соединитель двух частей города, да и просто в каждом отдельном случае образчик какого-то стиля архитектуры. Все эти функции мосты Будапешта успешно выполняют, а еще являются местом посиделок, местом, где устанавливаются мировые рекорды, местом, откуда можно сделать шикарные фотографии.

Знакомство с Будапештом и его достопримечательностями можно с мостов, каждый из которых соединяет два когда-то независимых города — Буду и Пешт. Через Дунай на территории венгерской столицы перекинули свои рукава восемь мостов , два из которых являются железнодорожными. Особого интереса для туристов не представляют. Оставшиеся шесть мостов это настоящие шедевры мирового строительства и архитектуры. Я расскажу о четырех из них:

  1. Цепной мост.
  2. Мост Эржебет.
  3. Мост Маргит.
  4. Мост Свободы.

В самом конце статьи помещена карта всех автомобильных мостов Будапешта, в том числе тех, история которых особо ничем не примечательна. Речь о мостах Петофи и Арпад.

Цепной мост Сечени

Цепной мост, названный в честь Иштвана Сечени (Széchenyi lánchíd) (кто этой такой я писал в ) представляет собой увеличенную копию моста Марло, который построен в одноименном британском городе. Этот мостстал первым в городе, вот почему довольно трудно переоценить его значимость для горожан и экономики страны. Открытие переправы состоялось в середине XIX века, и на тот момент она считалась одной из самых длинных в мире. Центральный пролет моста составлял 202 метра.



Львы, украшающие мост, были добавлены не сразу, а только через три года после открытия моста. Их создал скульптор Янош Маршалко. С ним и с львами связана интересная история.

Якобы скульптор забыл сделать языки львам и после того как их установили в начале моста среди горожан пошли слухи и пересуды. От стыда скульптор бросился в Дунай, пожелав мальчишке, который упрекнул его, чтобы у его жены вырос такой же язык, как и у львов. А ведь языки у львов есть, да еще какие. Просто снизу они не видны, поскольку животные лежат на каменном блоке высотой в три метра.


Цепной мост является одним из самых узнаваемых символов города, ведь его возведение для девятнадцатого века было очень сложным, но, несмотря на это, вот уже второе столетие мост радует не только горожан, но и многочисленных туристов. Кстати, знаете ли вы, что он был взорван фашистами, когда те отступали из Будапешта? На восстановление моста ушло несколько лет , а его повторное открытие состоялось спустя сто лет после первого – в 1949 году.






Как добраться до моста Сечени

Мост находится прямо напротив холма, на котором стоит Королевский дворец. Его можно пройти пешком или проехать на общественном транспорте.

По мосту проходят маршруты:

  • Автобусы 16 и 105;
  • мимо моста курсирует трамвай №2 со стороны Пешта и трамваи 19 и 41 со стороны Буды.

А вот небольшое видео моста Сечени, снятое и смонтированное мной. На нем видно как зажигается подсветка моста — волшебное зрелище!

Мост Эржебет

А вот мост Эржебет (Erzsébet híd) на начало его строительства считался самым длинным транспортным мостом города и мостом в Европе. Первоначально планировалось, что мост будет выглядеть как цепной, однако в целях безопасности, после окончания Второй мировой войны, было принято решение, сделать его вантовым. Если внимательно посмотреть на мост, то нет в нем архитектурных излишеств и особенных украшений, но гордость за это архитектурное творение теплится во многих сердцах горожан.


История моста частично схожа с мостом Сечени. Он был построен на рубеже веков (XIX и XX) как подвесной мост, но во время отступления фашистов его взорвали. Правда, в отличие от моста Сечени, восстановить первоначальный вид сооружения не удалось. В итоге получится тот мост, который можно увидеть в наши дни. Мост назван в честь императрицы Елизаветы Баварской (по-венгерски её имя звучит как Эржебет).


Эта монаршая особа, вошедшая в историю под уменьшительно-ласкательным именем Сиси, была супругой императора Франца Иосифа I, а также королевой-консорт Венгрии. Известно, что Елизавета очень любила венгерскую культуру, изучала историю страны, ее язык, читала литературу. За такую любовь венгры отплатили сторицей – сначала подарили ей целый дворец (находится в 30 километрах от Будапешта), а уже после ее смерти назвали в честь Елизаветы мост.


Знаете ли вы, что на мосту Эржебет был поставлен мировой рекорд по количеству целующихся? Это произошло в 2005 году. В акции приняли участие 5875 пар, что зафиксировали представители Книги рекордов Гиннесса.



Как добраться: со стороны Буды мост Эржебет находится у подножия холма Геллерт.

Месторасположение моста Эржебет

Мост находится у подножия холма Геллерт

По мосту проходят маршруты:

  • Автобусов 8, 8А и 112;
  • мимо курсируют трамваи 2 (со стороны Пешта) и 18, 19 и 41 (со стороны Буды);
  • в пешей доступности располагается станция метро Ференциек тере (Ferenciek tere).

Мост Свободы

«Мост на площади Вамхаз» или немного погодя – «мост им. Франца Иосифа», а с 1946 года – мост Свободы (Szabadság híd). Вот такой этот многоликий мост, ведь он всегда привлекал к себе туристов, поскольку с обеих сторон его украшают занимательные птицы. Некоторые туристы называют их грифами или грифонами, хотя на самом деле это турулы. Так в венгерской мифологии называют больших птиц, напоминающих сокола.


Турул был изображён на гербе Аттилы, а позже и на многих других венгерских геральдических знаках. Мост начали строить в конце XIX века, а в его открытии принимал участие император Франц Иосиф (отсюда одно из названий моста). Как и другие мосты, мост Свободы был взорван в 1945 году отступающими фашистами, но уже в следующем году был восстановлен.


В 2007 году его закрывали на реконструкцию, которая продлилась больше года. Сейчас мост работает в обычном режиме. Его общая длина превышает 330 метров, а ширина составляет 20 метров.


Как добраться до моста Свободы

Возле моста находится

  • Станция метро (линия M4) Фёвам тер (Fővám tér);
  • автобусы 15 и 115;
  • троллейбус 83;
  • трамваи 2, 47, 48 и 49.

С одной стороны моста расположен , с другой — .

Мост Маргит

Мост Маргит (Margit híd) является вторым старейшим мостом Будапешта (первым был построен мост Сечени). За его возведение отвечал инженер из Франции Эрнест Гуэн, а строительство моста началось в 1872 году.



Спустя четыре года по мосту было пущено движение. Особенность моста Маргит заключается в том, что он состоит из двух частей, которые соединяются на , стоящем посередине Дуная.


Как вы уже поняли из моего рассказа выше, все мосты, соединяющие две части венгерской столицы, были взорваны фашистами в 1945 году. Такая же судьба ждала и мост Маргит, но произошло это не в 1945 году, а еще осенью 1944 года. Причиной уничтожения моста стал случайный взрыв, унесший жизни более 600 человек. После трагедии большая часть моста обрушилась в реку, но затем была поднята и использована при его реконструкции.


С 2009 по 2011 года была проведена еще одна реконструкция моста.

Две половинки одного моста

Как добраться до моста Маргит

По мосту ходят:

  • Трамваи №4 и №6, рядом с ним находится конечная остановка трамвая №2.
  • автобусы: 9, 26, 91, 191, 226 и 291.

Напоследок хочется отметить, что все мосты, которые объединяют Будапешт в единое целое - это настоящие произведения искусства. Особенно они красивы вечером, когда загорается иллюминация. Например, в вечернее время мост Сечени выглядит вот так.


Мосты Будапешта — особая достопримечательность венгерской столицы. Их посещение абсолютно бесплатно, а эмоций и впечатлений получаешь предостаточно.

Вы можете познакомиться со всеми мостами Будапешта, которые я отметил на карте. Маркер соответствует первой букве названия моста.

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Только до 16 февраля. Страховки путешественника со скидкой до 40%. Работает во всех странах мира. Годовая страховка для шенгена от 300 рублей! Проверить цены .

Drimsim - универсальная симка для путешественников. Работает в 197 странах! .

Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru . Много отелей дешевле, чем на Booking

При слове Будапешт перед моим взглядом сразу возникает цепной мост , именно он ассоциируется как один из главных символов и достопримечательностей Будапешта. Его изображение является очень популярным на всей сувенирной продукции. И, когда я ехала в Будапешт первый раз, то моей мечтой было прогуляться именно по этому мосту!

Мост получил свое название (Széchenyi lánchíd – цепной мост Сечени) в честь графа Иштвана Сечени (в 1899 году), венгерского политика, который вложил в него много средств и сил при его создании. Строительство моста длилось 7 лет и при его открытии, в 1849 году, мост считался чудом света.

Цепной мост сыграл огромную роль, так как это первый постоянный мост через Дунай, соединивший тогда еще отдельные города Буду и Пешт.

Именно Иштвану Сечени пришла идея о создании постоянного моста через Дунай. Архитектором моста был инженер из Англии Уильям Кларк, сооружением на месте руководил его однофамилец инженер Адам Кларк из Шотландии.

Длина моста составляет 380 метров. Продолжением цепного моста является тоннель сквозь Будайскую гору и длина туннеля почти равна длине моста, на что жители Будапешта шутят – если будет проливной дождь, то мост можно спрятать в тоннель:-)

Тоннель в Будайской горе

Крайними точками моста являются площадь Рузвельта в Пеште и площадь Адама Кларка в Буде. На площади Адама Кларка находится отметка в нулевой км и станция Будайского дворца.

В 1852 году на цепном мосту поселились пары львов работы скульптора Яноша Маршалко.

В истории цепного моста были и трагические времена. Во время второй мировой войны мост был взорван при отступлении войсками фашистской Германии. И за два года до столетия моста, в 1947 году жители Венгрии начали акцию по сбору средств на восстановление моста.

20 ноября 1949 года мост был заново открыт. Конструкция моста была усовершенствована, что позволило расширить проезжую часть.

Венгры очень любят свой старый мост и 20 ноября празднуют его день рождение. Цепной мост является также символом независимости Венгрии, так как. именно на нем в 1898 году проходили демонстрации, результатами которых было падение коммунистического режима.

По цепному мосту приятно гулять в любое время. В вечернее время мост освещается и выглядит потрясающе.

С цепным мостом связано не мало легенд и примет.

Одна из легенд гласит, что скульптор Янош Маршалко не сделал львам языки. Когда слухи об этом пошли среди горожан, скульптор якобы от стыда кинулся в реку, крикнув мальчишке, упрекнувшему его: «Пусть у твоей жены будет такой же язык, как у моих львов!». В действительности же языки у львов есть, просто мы смотрим снизу и они не видны!

А еще считается, что если между львами на мосту пройдет муж, никогда, даже в мыслях, не изменявший своей жене, то каменные львы оживут и зарычат! Но пока такого еще не случалось…

А еще цепной будапештский мост приносит удачу! Если вы будете проплывать под мостом на корабле, то обязательно загадайте желание! Говорят, что оно исполнится! Я этого пока не проверяла, так что не знаю… Но знаю точно, что если загадать желание на вдохе при въезде в тоннель, и не дышать пока едете по тоннелю, то желание сбудется. Это мной проверено, желание сбылось:-) но не советую репетировать в будние дни в час пик, когда движение по мосту и тоннелю очень медленное!

«Старая дама» — так называют будапештцы Цепной мост имени Сечени.

Наибольшую лепту в создании моста внёс граф Иштван Сечени, известный политик и меценат. Мысль о возведении постоянного моста возникла у него ещё в 1821 г., после опасной переправы через Дунай на лодке во время ледохода.

Для осуществления своих планов Сечени пригласил в Венгрию английского инженера Вильяма Тирани Кларка, построившего до этого ряд мостов в Англии.

24 августа 1842 г. на дне Дуная, в образованной для строительства моста рабочей яме, в присутствии регента Йожефа Габсбурга и других членов императорской семьи, была произведена торжественная закладка первого камня. Но Вильям Кларк не мог постоянно находиться в Венгрии и для руководства работами по строительству моста прислал своего коллегу, шотландского инженера Адама Кларка. Позднее, Адам Кларк окончательно поселился в Венгрии.

В течение семи лет строителям пришлось преодолеть немало трудностей, решить множество технических проблем. Заключительная стадия строительства пришлась на период освободительной войны против Габсбургов, также принёсшей немало злоключений ещё недостроенному мосту.

28 марта 1848 г. к выстроенным опорам моста начали подвешивать звенья цепей, которые должны были держать пролёты моста. 18 июля начали подвеску последнего звена. На плавучих лесах, среди собравшихся по этому случаю, находился и Иштван Сечени, постоянно наблюдавший за работами. Неожиданно одно из блоковых устройств подъёмного механизма лопнуло, цепное звено сорвалось и упало на леса. Все, кто находился там, оказались в Дунае. Незапланированному купанию подвергся и сам Иштван Сечени.

Весной 1849 г. австрийцы бомбили мост из пушек. В мае они же, под руководством полковника Алноха, пытались взорвать его 400 килограммами пороха, но мост выстоял.

Ещё одну попытку взорвать якорные камеры, где были закреплены мостовые цепи, предотвратил Адам Кларк, затопив их водой.

После всех злоключений, 20 ноября 1849 г. мост был торжественно открыт. Первым проехал по нему австрийский генерал Хайнау — палач, как называли его венгры. Ни Адама Кларка ни Иштвана Сечени на открытии моста не было. Сечени, который больше всех сделал для строительства моста, никогда не прошёл по нему.

В 50-ти летнюю годовщину со дня открытия моста он был назван именем Сечени.

В конце Второй мировой войны то, что когда-то не удалось австрийскому полковнику, сделали эсэсовцы: мост был взорван. После войны на его восстановление произвели сбор средств. Решено было восстановить мост к его 100-летнему юбилею.

В декабре 1947 г. была объявлена акция « в помощь Цепному мосту». Суть её сводилась к тому, что во всех увеселительных заведениях страны, в новогоднюю ночь, к каждому входному билету и счёту в ресторане приписывали 1 форинт в пользу Цепного моста. Известно, например, что в Будапеште на счёт Цепного моста из ресторана «Чёрный баран» поступило 34 форинта, из «Четырёх серых» — 52, из «Маленького грязнули» — лишь 5, зато из «Метрополя» — 700 форинтов.

В процессе восстановления были расширены ворота мостовых опор, чтобы в них могли пройти одновременно два автобуса. Таким образом, проезжая часть моста была увеличена на 1,05 м.

Цепной мост имени Сечени является символом , поэтому по вечерам он всегда празднично освещён. С цепным мостом связано несколько легенд. Так согласно одной из них до его открытия в 1849 году в зимнее время из Буды в Пешт и обратно можно было перейти только по льду. По легенде, в декабре 1820 года гусарский капитан Иштван Сечени получил известие о смерти отца. Загоняя лошадей, он домчался до Пешта, но не смог переправиться вовремя на Буду, где жила его семья. На Дунае из-за оттепели начался ледоход. Опоздав на похороны отца, граф Сечени поклялся построить мост. Он пригласил из Англии архитектора Вильяма Кларка и его однофамильца инженера Адама Кларка, которые возвели на деньги, собранные Сечени, изящный цепной мост, ставший одним из символов Будапешта. Адам Кларк остался жить и работать в Венгрии. Прямо напротив моста под крепостной горой по его проекту был сооружен тоннель ровно такой же длины, как и мост. В Будапеште шутят, что Кларк сделал тоннель для того, чтобы мост мог прятаться в него во время дождя.

Вторая легенда является отличной демонстрацией венгерского туристического юмора: на въезде в центральный "цепной" мост Будапешта стоят 2 каменных льва. Легенда гласит, что если между ними проедет / пройдет муж, ни разу даже мысленно не изменявший своей жене, то львы должны зарычать. Понятно, львы не рычат - каменные ведь.