Как провести конкурс талантливый читатель. Читать, думать, творить. Городской конкурс показывает любовь детей к чтению. Организационный комитет и Жюри

Завершился второй этап окружного тура литературного конкурса «Самый талантливый читатель». Проходил он на базе детского фонда библиотеки № 92 - Культурный центр им. К.И. Чуковского. Первый этап состоялся ранее в библиотеке № 71. Таким образом, определились юные книгочеи, которым предстоит защищать честь ВАО на городском этапе, который запланирован на вторую половину марта в библиотеке им. братьев Гримм. Одним из победителей окружного тура стал учащийся школы № 423 Александр Салов.

В 71-й библиотеке на конкурс «Самый талантливый читатель» собрались учащиеся первых и вторых классов. Всем им нужно было выполнить домашнее задание: подготовить презентацию любимой книги и творческую работу. На встрече в библиотеке конкурсанты состязались в литературной викторине.

Испытания выявили лучших. Ими стали Яна Матвеева (школа № 1752), Никита Чаплыгин (школа № 2016) и Олег Долматов (ГБОУ «Московская международная школа»).

В Культурном центре Чуковского соревновались представители двух других возрастных групп: 3-4 и 5-6 классов. В общей сложности в конкурсе участвовали более полусотни школьников. По завершении представления любимых книг они отправились в путешествие по «литературным станциям». На каждой им предлагалось выполнять задания, связанные либо с каким-то литературным произведением, либо персонажем.

Завбиблиотекой Анна Епишенкова сделала акцент на то, что главное в «Самом талантливом читателе» - это умение увлекательно рассказывать о прочитанной книге. Соревнуются книгочеи не первый год, и уже сложились определённые традиции. Например, приветствуется костюмированное представление - когда конкурсанты во время выступления облачаются в костюм того или иного литературного героя. Кроме того, ребята изготавливают поделку, рисунок по сюжету книги или сопровождают свой рассказ видеопрезентацией.

Несомненно, доброй традицией стало участие в проведении конкурса поэтессы Дины Бурачевской. Она читала свои замечательные стихи, полные искромётного юмора, поддержав собравшимся настроение.

Подведя итоги, жюри назвало семерых победителей, которые вышли в финал городского тура. И одним из них стал четвероклассник школы № 423 Александр Салов. Любимой книгой, которую презентовал Саша, была «Бронзовая птица» Анатолия Рыбакова. Кстати, он является активным читателем 92-й библиотеки.




1. Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет порядок проведения Московского городского конкурса школьных библиотек «Самый талантливый читатель» (далее – Конкурс), условия участия и состав организационного комитета Конкурса (далее – Оргкомитет).

1.2. Организатором Конкурса является ГБОУ Городской методический центр Департамента образования города Москвы.

1.3. Партнеры Конкурса – журнал «Лучик 6+» и компания «ЛитРес».

1.4. Информационное и методическое сопровождение Конкурса осуществляет ГБОУ Городской методический центр Департамента образования города Москвы на сайте

1.5. Цели и задачи проведения Конкурса:

  • привлечение внимания детей к книге и чтению;
  • популяризация чтения;
  • активизация и развитие творческого чтения учащихся;
  • создание положительного и привлекательного образа читающего человека.

2. Сроки проведения Конкурса

2.1. Конкурс проводится в три этапа:

1-й этап – школьный – октябрь-ноябрь 2018 года;
2-й этап – отборочный – январь-март 2019 года;
3-й этап – городской – март 2019 года.

2.2. Регистрация образовательной организации для участия осуществляется до 15 октября 2018 года на сайте

2.3. Регистрация участников на 2-й этап осуществляется в электронном виде до 1 декабря 2018 года на сайте .

3. Порядок проведения Конкурса

3.1. Принять участие в Конкурсе могут учащиеся 1–6-х классов образовательных организаций города Москвы.

3.2. Конкурс проводится в трёх возрастных категориях:

  • 1-я возрастная категория – учащиеся 1–2-х классов;
  • 2-я возрастная категория – учащиеся 3–4-х классов;
  • 3-я возрастная категория – учащиеся 5–6-х классов.

3.3. Школьный этап проводится в образовательной организации города Москвы.

3.4. На отборочный этап выдвигаются победители школьного этапа по одному человеку от образовательной организации в каждой возрастной категории.

3.5. На городской этап выдвигаются победители отборочного этапа.

3.6. Отборочный и городской этапы проводятся на базе библиотек Департамента культуры города Москвы.

3.7. Конкурсные задания отборочного и городского этапов Конкурса составлены по следующим литературным произведениям:

1–2-й класс:

Бианки В. В. «Лесные домишики», «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?», «У кого дом лучше?», «Где раки зимуют?», «Чьи это ноги?»;

Драгунский В.Ю. «Тайное всегда становится явным»;

Зощенко М.М. «Самое главное»;

Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кем быть?»;

Токмакова И. П. «Аля, Кляксич и буква А».

3–4-й класс:

Гайдар А. П. «Тимур и его команда»;

Крылов И. А. «Ворона и Лисица», «Мартышка и очки», «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей», «Лисица и виноград», «Квартет», «Слон и Моська»;

Платонов А. П. «Никита», «Июльская гроза»;

Пушкин А. С. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

Толстой Л. Н. «Два товарища».

5–6-й класс:

Дашевская Н. С. «Я не тормоз»;

Гоголь Н. В. «Ночь перед Рождеством»;

Лагерлёф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (Любарская А., перевод);

Парр Мария «Вафельное сердце» (Дробот О. Д., перевод) ;

Сетон-Томпсон Э. «Рассказы о животных» (Чуковский Н., перевод) (Домино. - Мустанг-иноходец. - По следам оленя. - Бинго. Лобо. - Вулли. - Красношейка. - Серебряное Пятнышко. - Жизнь серого медведя. - Виннипегский волк. - Королевская Аналостанка. - Мальчик и рысь. - Снап. - Джек - Боевой конек. - Арно. - Уличный певец. - Тито. - Отчего синицы раз в году теряют рассудок. - Медвежонок Джонни. – Чинк);

Ларри Я. Л. «Необыкновенные приключения Карика и Вали».

3.8. Обязательным условием для всех участников Конкурса является представление домашнего задания.

Учащиеся 1–4-х классов рассказывают о своей любимой книге 2–3 минуты, стараясь заинтересовать зрителей и членов жюри в прочтении любимой книги, представляют иллюстрации и разнообразные поделки к любимому произведению.

Учащиеся 5–6-х классов рассказывают о своей любимой книге 2–3 минуты, стараясь заинтересовать зрителей и членов жюри в прочтении любимой книги, представляют электронную презентацию, сопровождающую рассказ.

3.9. Участие в Конкурсе является добровольным.

4. Организационный комитет и жюри

4.1. Для проведения конкурса создается Оргкомитет Конкурса, задачами которого являются:

  • обеспечение проведения Конкурса в соответствии с настоящим Положением;
  • обеспечение равных условий для всех участников;
  • формирование состава жюри Конкурса;
  • разработка критериев оценки знаний участников.

4.2. В задачи жюри Конкурса входят:

  • присвоение баллов за выполненные задания;
  • определение победителей Конкурса.

4.3. Состав Оргкомитета Конкурса:

  • Лукутин А. В. – председатель, заместитель директора Городского методического центра Департамента образования города Москвы;
  • Шестун Н. Г. – заместитель председателя организационного комитета, главный библиотекарь Отдела творческих путешествий Братьев Гримм Библиотеки № 12 им. И. А. Бунина ГБУК города Москвы ЦБС ЦАО;
  • Кутузова В. С. – член организационного комитета, методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы;
  • Сухинов С. С. – член организационного комитета, кандидат технических наук, писатель, член Союза писателей России, лауреат всероссийских и международных конкурсов, лауреат премии Правительства России в области культуры за 2014 год;
  • Щеглова И. В. – член организационного комитета, писатель, член Союза писателей России;
  • Гаслов Г. Д. – член организационного комитета, главный библиотекарь организационно-аналитического отдела ГБУК г. Москвы ЦБС ЮАО;
  • Пирогов Л. В. – член организационного комитета, главный редактор ИД «Литературная учеба».

Конкурс «Самый талантливый читатель»

Для детей 1-4 классов

Цель Конкурса- привлечение внимания детей к книге и чтению, популяризация чтения, активизация и развитие творческого чтения учащихся, создание положительного и привлекательного образа читающего человека.

Ход конкурса

Ведущий:

Сражаться вы уже готовы

Хоть час, хоть два, хоть три,

Улыбкой, правильным ответом

Сразите вы болельщиков, жюри.

А кто из Вас сильнее

Сумеет лишь жюри определить!

Пусть царствует веселье,

Пускай сильнейший победит!

Конкурс «Знакомьтесь, это я».

Участники конкурса достают из шкатулки пронумерованные карточки. Номер карточки определяет очередность выступления.

Каждому участнику предоставляется возможность за 5 минут рассказать о себе, о своих увлечениях, о чём любит читать.

Ведущий:

Сейчас этап литературный.

Он творческий, а не дежурный,

А вот и ларчик перед вами

Наполнен разными словами.

Участникам конкурса дается 3 минут на составление связного предложения.

Слова для предложения:

    «деревьям наряды Зима сшила»

    «всё ниже к Опускалась земле туча»

    «перелётные на юг Далеко птицы улетают»

    «тропинкам Пушкин гулять любил осенним по парка»

    « стороне просветы На одной неба показались»

    «мне снежинки на ладонь Кружевные падали»

    «своё место податливо зиме Осень уступает»

    «радостный, долгожданный снег такой Первый»

    «тишина царила В лесу мёртвая»

    «потемнела вода прозрачная Озёрная осенью»

    «больше озеро Светлое казалось»

    «снега из-под трава Сухая выглядывала»

    «на берёзах жёлтые ещё остались Кое-где листья»

    «парк ковром Жёлтым покрылся»

Правильные предложения:

1.«Зима сшила деревьям наряды»

2.«Опускалась всё ниже к земле туча»

3.«Далеко на юг улетают перелётные птицы»

4.«Пушкин любил гулять по осенним тропинкам парка»

5.«На одной стороне неба показались просветы»

6.«Кружевные снежинки падали мне на ладонь»

7.«Осень податливо уступает своё место зиме»

8.«Первый снег такой радостный, долгожданный»

9.«В лесу царила мёртвая тишина»

10.« Озёрная прозрачная вода потемнела осенью»

11.«Светлое озеро казалось больше»

12.«Сухая трава выглядывала из-под снега»

13. «Кое-где на берёзах ещё остались жёлтые листья

14. «Жёлтым ковром покрылся парк"

Конкурс «Знатоки литературы».

Ведущий:

«Кто много читает - тот много и знает» - гласит народная пословица. Участникам конкурса необходимо назвать автора, заглавие книги, персонажа, прослушав предложенные отрывки известных произведений.

Вопросы для 1-2классов.

    «В долгом времени аль вскоре
    Приключилося им горе:
    Кто-то в поле стал ходить
    И пшеницу шевелить».

(Ершов «Конёк-Горбунок»)

2.« Однажды бедную окраину собрался посетить сам правитель страны, принц Лимон. Придворные ужасно беспокоились, не ударит ли луковый запах в нос его высочеству».

3.« С этого дня кум Тыква, как только у него заводилось

несколько сольдо, покупал конфеты и клал их на подоконник для

ребят, словно хлебные крошки для воробьев.

Так они и подружились».

(Дж. Родари. «Приключение Чиполлино»)

4.«Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное».

5.«Алле! Нечего, брат, язык-то высовывать. Алле!.. Гоп! Прекрасно! Алле!.. Гоп! Алле! Гоп! Чудесно, собачка. Придем домой, я тебе морковки дам. А, ты морковку не кушаешь? Я и забыл совсем. Тогда возьми мою чилиндру и попроси у господ. Может быть, они тебе препожалуют что-нибудь повкуснее.

(Куприн «Белый пудель»)

5. « - Папенька! Папенька! нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!
- Мудрено, мой друг: этот городок тебе не по росту.
- Ничего, папенька, я такой маленький; только пустите меня туда; мне так бы хотелось узнать, что там делается…»

(Одоевский «Городок в табакерке»)

6.«Что важнее всего в жизни? Еда. Нечего притворяться! У нас полон дом людей. Они разговаривают, читают, плачут, смеются - а потом садятся есть. Едят утром, едят в полдень, едят вечером. А Зина ест даже ночью - прячет под подушку бисквиты и шоколадки и потихоньку чавкает».

(Чёрный Саша «Дневник Фокса Микки»)

3-4класса

1.«Живет в большом городе обыкновенный мальчишка – Сергей Сыроежкин. Внешность его ничем не примечательна: круглый курносый нос, серые глаза, длинные ресницы. Волосы всегда взъерошены. Мышцы незаметные, но тугие. Руки в ссадинах и чернилах, ботинки потрепаны в футбольных баталиях. Словом, Сыроежкин такой, как и все тринадцатилетние дети».

(Велисов. «Приключения Электроника»)

2.«Виктор Перестукин, ученик четвертого класса, однажды получил целых пять двоек. По мнению мальчика, несправедливых. Родители не понимали, почему их сын такой бесхарактерный, ленивый и безответственный ».

(Гераскин. «В стране невыученных уроков»)

3.«Суета и давка особенно чувствовались на площади против цирка. Публика, выходившая после утреннего представления, едва могла пробираться в толпе, валившей с Царицына Луга, где были балаганы. Люди, лошади, сани, кареты – все смешалось».

4.« Воспитанник акробата Беккера назывался «г. м.» только в афишках; настоящее имя его было Петя; всего вернее, впрочем, было бы назвать его несчастным мальчиком».

(Григорович «Гуттаперчевый мальчик»)

5.«В то утро Оля вела себя из рук вон плохо. Она встала позже, чем следовало, а когда бабушка будила ее, брыкалась и, не открывая глаз, говорила противным скрипучим голосом:
- Отстань! Ну что ты ко мне пристала?
- Оля, - настойчиво говорила бабушка, - ты можешь опоздать в школу.
Голос у бабушки был спокойный и ласковый, потому что все бабушки очень ласковы».

(Губарев. «Королевство кривых зеркал»)

6.«Егоров опустил в окоп руку с электрическим фонариком. Картина, которую они увидели, была проста и вместе с тем ужасна. В окопчике спал мальчик».

(Катаев. «Сын полка»).

7.«Волька прикинул бутылку на вес. Бутылка была тяжелая, и Волька обмер.

«Клад! – мгновенно пронеслось у него в мозгу.

Клад со старинными золотыми монетами. Вот это здорово!»

Наспех одевшись, он помчался домой, чтобы в укромном уголке распечатать бутылку» .

(Лагин. «Старик Хоттабыч»)

Конкурс «Презентация любимой книги».

Участники по очереди рассказывают о своей любимой книги, знакомят с главными героями (можно сделать театрализованное представление), представляют поделки, рисунки.

Конкурс « Домашняя библиотека».

Дети представляют презентацию домашней художественной литературы, которую они прочитали.

Ведущий:

Наконец подошли мы к итогам

Нет причин огорчаться, ребята,

Ведь жюри наше вовсе не

строгое -

Объявляет оно результаты.

(Жюри объявляет итоги конкурсов.)

В первый день февраля ученица 4 класса нашей школы Беляева Мария приняла участие и заняла II призовое место в межрайонном туре городского конкурса «Самый талантливый читатель», организованном Городским методическим центром.

Участие наших четвероклассников в этом увлекательном конкурсе стало доброй традицией, однако впервые на него не побоялась отправиться девочка. Маша стала победительницей в школьном туре, чьё первенство определялось по количеству прочитанных книг из школьной библиотеки. Кроме того, к конкурсу ей нужно было прочитать ещё восемь книг.
В итоге она «путешествовала» по четырём из них: «Сын полка» В.П. Катаева, «Королевство кривых зеркал» В.Г. Губарева, «Старик Хоттабыч» Л.И. Лагина, «Гуттаперчевый мальчик» Д.В. Григоровича.

Традиционной «станцией» в путешествии по детским книгам было представление любимого произведения с вручением организаторам тематического подарка от участника.




Организаторы конкурса по достоинству оценили «Книжку» и унесли с собой, в Городской методический центр.