Презентация на тему "односоставное предложение". Презентация на тему "односоставные предложения" Список использованной литературы

Слайд 1

Виды односоставных предложений

Слайд 2

Цели урока: - обобщить знания по теме “Односоставные предложения”; - закрепить навыки отличия одного вида предложений от другого; - прививать навыки работы с художественным текстом; - развивать навыки самостоятельной работы; - выявить роль односоставных предложений в лирических произведениях; - воспитывать патриотические чувства и национальное самосознание.

Слайд 3

1. Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез.
Запишите предложения, разбирая их по составу
2. Три дня все поиски по нем Напрасны были, но потом Его в степи без чувств нашли И вновь в обитель принесли.

Слайд 4

Слайд 5

По форме главного члена односоставного предложения делятся на две основные группы: с главным членом – сказуемым, с главным подлежащим. Сравните: Вечереет. Вечер. Односоставные предложения могут быть нераспространёнными и распространёнными. Например: Морозит. С утра морозит. Вечер. Тихий вечер.

Слайд 6

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым:
Предложения определённо-личные Предложения неопределённо-личные Обобщенно-личные Безличные предложения

Слайд 7

Предложения определённо-личные
сказуемое-глагол в форме 1-го лица ед. и мн. ч. 2-го лица ед. и мн. ч. Изъявительного или повелительного наклонения (можно подставить местоимения я, ты, мы, вы) 1) Люблю грозу в начале мая 2) Уходим завтра в море.

Слайд 8

Предложения неопределённо-личные
Сказуемое – глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени в форме множественного числа прошедшего времени Например: Что новенького в газете пишут? 2) В дверь постучались. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо. Поэтому в таких предложениях не бывает подлежащего.

Слайд 9

Предложения обобщенно-личные
имеют значение обобщенного лица, т. е. указывают на то, что действие производится всеми, любим лицом, например: 1) Цыплят по осени считают 2) Бездонную бочку водой не наполнишь 3) Каких только птиц не увидишь в весеннем лесу! Особенно часто это значение имеют сказуемые, выраженные глаголом в форме 2-3 го лица. Многие пословицы представляют собой такие предложения.

Слайд 10

Безличные предложения
Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, например: 1) Уже совсем стемнело. 2) Скоро светать будет. 3) На дворе было тихо.

Слайд 11

Простое глагольное сказуемое, выраженное
1) Безличным глаголом 2) Безличной формой личного глагола прошедшее время средний род 3) Безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях; словом нет 4) Неопределённой формой глагола
Вечерами работалось особенно хорошо. На дворе вечереет. Пахнет сеном над лугами. (Майк.) Зажгло грозою дерево (Н.) Герасима уже не было на дворе. (Т.) Сегодня же меня здесь не будет. (Т.) У меня нет линейки. Вам не видать таких сражений. (Л.) Быть грозе великой. (П.)

Слайд 12

Составное сказуемое, выраженное
ГЛАГОЛЬНОЕ Безличным вспомогательным глаголом + неопределённая форма глагола ИМЕННОЕ Глаголом-связкой в безличной форме + именная часть (наречие или краткое страдательное причастие в форме среднего рода)
1) Над вашим предложением стоит подумать. 2) Алёнке спать не хотелось. 1) В этот час было совсем тихо. (Л. Т.) 2) В избе жарко натоплено. (Ч.)

Слайд 13

Назывные предложения.
Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем, например: 1) Лес. Просека. 2) Весна! С частицами вот,вон назывные предложения приобретают указательное значение: Вот парадный подъезд. (Н.)

Слайд 14

Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе (поэзии и прозе), в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений (или глав, частей) очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку, например: 1) Ночь. Землянка. Фитилёк разгореле.2) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле.

Слайд 15

1.Стоном горю не поможешь. 2.Горит восток зарёю новой. 3.Зал украсили цветами. 4.Работаем не покладая рук. 5.Поёт зима, аукает. 6.Положи книгу на полку. 7.Вечерами нам рассказывают сказки. 8.Нет предела совершенству. 9.Утренняя свежесть. 10.С вечера всё спится. 11.Опять зима. 12.Хорошо бы сделать снежную горку.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Что надо знать: какие предложения называются - двусоставными, - односоставными; на какие группы делятся односоставные предложения. уметь: различать двусоставные и односоставные предложения; определять вид односоставного предложения.

Cлайд 4

Записать предложения. Сделать разбор по членам предложения. Большую роль в нашей жизни играет музыка. Не понимая музыки, не поймешь всей прелести и полноты жизни. Слушайте музыку! Любите её! Вам тревожно и радостно.

Cлайд 5

Большую роль в нашей жизни играет музыка. (личное, двусоставное) Не понимая музыки, не поймешь всей прелести и полноты жизни. (односоставное, обобщенно-личное)

Cлайд 6

Слушайте музыку! Любите её! (Односоставные, определённо-личные). Вам тревожно и радостно. (односоставное, безличное).

Cлайд 7

Cлайд 8

Односоставные предложения сказуемные подлежащные Н О-Л Н-Л ОБ-Л Б-Л Люблю грозу в начале мая. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. В данных предложениях деятель не назван, но мыслится вполне определённо (я, ты, вы). Сказуемое своей грамматической формой (1-е или 2-е лицо ед. или мн. ч. изъявительного или повелительного наклонения) указывает на вполне определённое действующее лицо. О-Л ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ

Cлайд 9

Н-Л Односоставные предложения сказуемные подлежащные Н О-Л Об-Л Б-Л И щуку бросили в реку. По улицам слона водили. В данных предложениях важно указать действие каких-то лиц, поэтому используется глагол-сказуемое в форме 3-го лица мн.ч. в настоящем или будущем времени, а также в форме мн.ч. прошедшего времени или условного наклонения. В таких предложениях деятель мыслится неопределённо (они). ОБ-Л Н-Л НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧЫЕ

Cлайд 10

Об-Л Односоставные предложения сказуемные подлежащные Н О-Л Н-Л Б-Л Береги платье снову, а честь смолоду. Поспешишь – людей насмешишь. В данных предложениях действующее лицо мыслится как обобщённое, т.е.такое, которое может быть соотнесено с любым деятелем. (любой, всякий, каждый) ОБ-Л ОБОБЩЁННО-ЛИЧНЫЕ

Cлайд 11

Бл Односоставные предложения сказуемные подлежащные Н О-Л Н-Л ОБ-Л В родном краю легко дышится. Как страшно вдруг стало. Действие или состояние, выраженное сказуемым в безличных предложениях, вообще не соотносится ни с каким деятелем. Сказуемое получает форму 3-го лица ед.ч. (или же форму среднего рода в прошедшем времени и в условном наклонении), но может быть выражено не только глаголом. Б-Л БЕЗЛИЧНЫЕ

Cлайд 12

Н Односоставные предложения сказуемные подлежащные О-Л Н-Л ОБ-Л Б-Л Прохладный день поздней осени. Зима. Ели в серебре. В данных предложениях утверждается, что предмет, названный главным членом, существует, что он есть в тот момент, когда о нём говорится. В этом утверждении бытия, существования предмета и заключается грамматическое значение назывных предложений. Н НАЗЫВНЫЕ

Cлайд 13

Алгоритм определения типа односоставного предложения подлежащее состав подлежащего и сказуемого– двусоставное 1. Найти грамматическую основу, определить её состав 2. Определить тип односоставного предложения по главному члену: сказуемое назывное один состав – односоставное

Cлайд 14

Односоставные предложения сказуемные подлежащные Н О-Л Н-Л ОБ-Л Б-Л Предложения, в которых грамматическая основа выражена одним главным членом – подлежащим или сказуемым – являются односоставными (один состав: состав подлежащего или состав сказуемого).

Cлайд 15

5. Постоянно и с горячим интересом обращаются наши люди к живому источнику музыки. 6. Войдите в любой концертный зал! 7.Он переполнен. 8. Люди всех возрастов слушают и заполняют его. 9. И ты попадаешь в плен очаровательных звуков. 10. Слушаешь и забываешь обо всем на свете. 11. То внемлешь шуму морского прибоя, то уносишься мечтами в прошлое,то почти осязаемо представляешь недалекое будущее.

Слайд 2

Словарная работа

Созерцание - чувственная ступень познания. От зерцало (слав.) - зеркало Созерцание имеет место, только если предмет некоторым образом воздействует на нашу душу

Слайд 3

Работа с текстом

1)Раннее утро. 2) Встаешь до рассвета и спешишь на речку. 3) Кругом густой туман. 4) Потихоньку светает. 5) Вдруг видишь гладь озера. 6) С волнением достаешь удочки и ждешь поклевки. Спишите текст, выделяя главные члены предложения. Какую особенность текста вы отметили?

Слайд 4

Односоставные предложения - предложения с одним главным членом только сказуемым или только подлежащим: Тишина. Светает. На улице никого нет.

Слайд 5

Слайд 7

Ответы

1. Ночью курсантов подняли по тревоге. (неопр.лич) 2. Вижу позднюю дорогу да порошу во полях (опр.лич) 3. На даче спят под шум берез.(неопр.лич) 4. Тихая, звёздная ночь. (назывн) 5. На рассвете с реки и с болот потянуло холодом (безл)

Слайд 8

ПРЕДЕЛ

Ночь. Темнота. Давно ветер не звучит за окном.Терпение кончилось. Предел. Надо помогать себе. Высыпаю горький порошок в рот. Половину мимо. Слезы застревают в ростках бороды, смывают перхоть порошка. Провал. Забытье. В. Астафьев Спишите в тетрадь только двусоставные предложения

Слайд 9

МЕЛОДИЯ

1)Пестрый лист. 2) Красный шиповник. 3)Искры обклеванной калины в серых кустах. 4)Желтая хвойная опадь с лиственниц. 5)Черная, обнаженная в полях земля под горою. 6)Зачем так скоро?! В. Астафьев Устно определите вид каждого односоставного предложения. В чем особенность текста? Для чего используются в тексте односоставные предложения? Используйте в ответе слово «созерцательность»

Слайд 10

ДОЛБЯТ ГОРУ

Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами ее стиснули. Электропроводами опутали. Карьером изуродовали. В юности, еще в войну, мы, слабые от долгой зимы, полуголодные, карабкались на ту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в теплом поднебесье. Нам хотелось жить, любить, надеяться на лучшее.В.Астафьев В чем особенность текста? Ответьте письменно.

Презентация по теме "Односоставные предложения" дает полное представление по теории. Материал подается блоком, предазначен для работыс учащимися 8 классов при изучении темы "Одосоставные предложения". Составлен на основе теоретического материала, изложенного в учебнике С. И. Львовой. Может пригодиться при повторении темы "Синтаксис" в 9,11 классах

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Виды односоставных предложений.

Односоставные предложения С главным членом – сказуемым С главным членом – подлежащим Определённо-личные Неоперелённо-личные Обобщенно-личные Назывные Безличные

По форме главного члена односоставного предложения делятся на две основные группы: с главным членом – сказуемым, с главным подлежащим. Сравните: Вечереет. Вечер. Односоставные предложения могут быть нераспространёнными и распространёнными. Например: Морозит. С утра морозит. Вечер. Тихий вечер.

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым: Предложения определённо-личные Предложения неопределённо-личные Обобщенно-личные Безличные предложения

Предложения определённо-личные. сказуемое-глагол в форме 1-го лица ед. и мн. ч. 2-го лица ед. и мн. ч. Изъявительного или повелительного наклонения (можно подставить местоимения я, ты, мы, вы)

1) Люблю грозу в начале мая 2) Уходим завтра в море. 3) Не из Москвы ли будешь? 4) Чему смеётесь? Над собой смеётесь! 5) Выберите себе книгу по вкусу. 6) Пойдёмте в сад. Давайте поработаем. Определённо-личные предложения встречаются в живой разговорной речи.

Предложения неопределённо-личные. Сказуемое – глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени в форме множественного числа прошедшего времени Например: 1) Что новенького в газете пишут? 2) В дверь постучались. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо. Поэтому в таких предложениях не бывает подлежащего.

Предложения обобщенно-личные. имеют значение обобщенного лица, т. е. указывают на то, что действие производится всеми, любим лицом, например: 1) Цыплят по осени считают 2) Бездонную бочку водой не наполнишь 3) К аких только птиц не увидишь в весеннем лесу! Особенно часто это значение имеют сказуемые, выраженные глаголом в форме 2-3 го лица. Многие пословицы представляют собой такие предложения.

Безличные предложения. Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, например: 1) Уже совсем стемнело. 2) Скоро светать будет. 3) На дворе было тихо. Сказуемое в безличном предложении выражается следующими способами:

Простое глагольное сказуемое, выраженное 1) Безличным глаголом 2) Безличной формой личного глагола прошедшее время средний род 3) Безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях; словом нет 4) Неопределённой формой глагола Вечерами работалось особенно хорошо. На дворе вечереет. Пахнет сеном над лугами. (Майк.) Зажгло грозою дерево (Н.) Герасима уже не было на дворе. (Т.) Сегодня же меня здесь не будет. (Т.) У меня нет линейки. Вам не видать таких сражений. (Л.) Быть грозе великой. (П.)

Составное сказуемое, выраженное ГЛАГОЛЬНОЕ Безличным вспомогательным глаголом + неопределённая форма глагола ИМЕННОЕ Глаголом-связкой в безличной форме + именная часть (наречие или краткое страдательное причастие в форме среднего рода) 1) Над вашим предложением стоит подумать. 2) Алёнке спать не хотелось. 1) В этот час было совсем тихо. (Л. Т.) 2) В избе жарко натоплено. (Ч.)

Безличные предложения сообщают о различных состояниях природы или людей и животных, например: 1) На улице холодно. 2) Мне холодно. В последнем случае в предложении обычно бывает дополнение в форме дательного падежа, указывающего, кто именно испытывает то или иное состояние.

Назывные предложения. Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем, например: 1) Лес. Просека. 2) Весна! С частицами вот,вон назывные предложения приобретают указательное значение: Вот парадный подъезд. (Н.)

Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе (поэзии и прозе), в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений (или глав, частей) очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку, например: 1) Ночь. Землянка. Фитилёк разгореле. 2) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (Ахм.)

2. Укажите односоставные предложения. а) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды. б) Кругом все молчало. в) Встречайте трепетную весну, люди земли. г) Синее бездонное небо. д) Многим не терпелось кинуться в бой.

3. Укажите вид односоставных предложений: а) определенно-личное; б) неопределенно-личное; в) безличное; г) обобщенно-личное; д) назывное. 1. После драки кулаками не машут. 2. Ярмарка. Крещенский мороз. 3. От пруда потянуло холодом. 4. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда. 5. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных вертелах, поворачивая то одним, то другим боком.

5. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме: [безл.], и [двусост.]. а) Спокойно дышит грудь и на душу находит странная тревога. (И.Тургенев) б) Ее обдало сильным теплым ласковым ветром и что-то прошелестело рядом. (К.Паустовский) в) Стоят в воде и в небе луны и пахнет донником сухим. г) Приближался конец мая и нас с сестрицей перевели из детской в так называемую столовую. (С.Аксаков) (Знаки препинания не расставлены.)

1.Стоном горю не поможешь. 2.Горит восток зарёю новой. 3.Зал украсили цветами. 4.Работаем не покладая рук. 5.Поёт зима, аукает. 6.Положи книгу на полку. 7.Вечерами нам рассказывают сказки. 8.Нет предела совершенству. 9.Утренняя свежесть. 10.С вечера всё спится. 11.Опять зима. 12.Хорошо бы сделать снежную горку.

Домашнее задание выучить теорию - параграфы 25-30 по учебнику Львовой