Что дает высшее образование человеку. За и против: нужно ли получать высшее образование. Прицел на будущее против профессии прямо сейчас

Итак, средняя зарплата очень среднего молодого специалиста по сравнению с 2015 годом в 2016 году выросла... аж на 300 рублей. Это если выпускник вуза нашел работу. Недавно опубликованный мониторинг Минобрнауки дает цифры: находят чем заняться только 75% окончивших университеты и институты. В мониторинге, правда, не говорится соответствует ли полученная в высшем учебном заведении специальность тому, за что молодому человеку платят зарплату. Могу предположить: работа продавцом в овощном магазине или приемщиком в химчистке - тоже вариант для выпускников экономических и юридических факультетов.

Вопрос только - нужно ли было просиживать четыре года в аудитории, чтобы потом раскладывать по полкам капусту и укроп? И зачем вообще нужно высшее образование? (Кстати, выпускники экономических и юрфаков в среднем даже недотягивают и до 27 700 - у них зарплаты 27 тысяч и 26 тысяч рублей соответственно.)

Кто молодец

Собственно, мониторинг дал вполне ожидаемые результаты. Находят работу по специальности и неплохо зарабатывают выпускники МГУ , СПбГУ и Национальных исследовательских университетов - такой статус не так давно получили ведущие российские вузы (см. таблицу). Среди нужных специалистов - авиационные и ракетно-космические инженеры, медики, фармацевты, знатоки ядерной энергетики, теплоэнергетики, химических технологий, геологи, горняки и нефтяники (см. таблицу).

Но таких специалистов у нас готовят полсотни вузов. Вопрос - а кого готовят остальные почти девять сотен?

Вуз или не вуз

А-а-а, вот ваши дети университеты пооканчивали, а наших вы в ПТУ запихнуть хотите! - это обычная первая реакция на разговор о том, куда поступать и зачем.

И на следующий вопрос: «А вы уверены, что именно вуз сделает дальнейшую жизнь вашего ребенка счастливой и успешной?» возникает долгое задумчивое молчание.

Школа, вуз, работа - это давно привычная схема. И мало кто из родителей, а тем более бабушек и дедушек готов согласиться, что она устарела. Между тем большинство вузов не столько учат, сколько доращивают детишек. Первые два года минимум. Только где-то лет в 19 у ребят просыпается понимание: «Ой, куда я поступил? Зачем мне это?!»

Главный игрок на рынке профориентации - вуз, - рассказывал на Радио «КП » Владимир Оглоблин , партнер профориентационного портала «Проект Про», эксперт комитета по образованию «Деловой России ». То есть только в вузе, и то не сразу студенты соображают, какую профессию получают. И задумываются.

В итоге выходят условными «специалистами» и не в состоянии выстроить карьеру. Да и какому работодателю нужен вялый специалист, который из-под палки делает нелюбимое дело?

А можно было поступить по-другому? Можно! Вуз - это только одна из возможных траекторий. И не всегда лучшая. Слабый вуз - почти всегда гарантия неуспешности в жизни после его окончания. Знаний мало, перспективы доучиться немного. При этом сегодня вариантов, чтобы выстроить успешную карьеру, множество.

Главный вопрос - не где учиться, а какой набор навыков, умений, знаний ты хочешь получить, чтобы стать успешным и востребованным на рынке труда, - объясняет Оглоблин. - Ты выбираешь учебное заведение по тому, какие компетенции оно тебе дает, как изменится твоя цена после этого на рынке. Это как в компьютерной игре. Занял один уровень, прокачал, набрал силу и иди на следующий. Для этого есть колледжи, курсы, онлайн-обучение, короткие программы, образовательные семинары. В колледже за два-три года можно получить профессию программиста, системного администратора, специалиста по туризму или гостиничному хозяйству, дизайнера, слесаря, оптика. Мерчандайзер (товаровед по-старому) в Москве может рассчитывать максимум на 35 - 40 тысяч рублей. А токарь 5-го разряда, разбирающийся в современных станках и технологиях, будет зарабатывать от 50 тысяч, а то и все 100. Хочешь развиваться дальше - прокачивай следующий уровень.

Выбор вуза в этом смысле - это длинное, сложное и рискованное дело, - продолжает Оглоблин - В советское время можно было за пять лет получить диплом и потом почти всю жизнь его монетизировать. Сегодня надо постоянно развиваться. Помните, в прошлом десятилетии были популярны пейджеры? Их выпускали сотнями тысяч, компании работали. За пять лет индустрия развернулась и исчезла. А скоро исчезнет такая отрасль, как автомобильные перевозки. Вернее, принципиально изменится. Не нужно будет столько водителей, диспетчеров - по дорогам будут ездить машины с автопилотом.

- А если все-таки родители настаивают - надо идти в вуз?

Мой совет: выбирать максимально сложное для себя. Если уж ты тратишь 4 - 5 лет жизни, постарайся выжать из них максимум, пока мозг активный, пока нет нагрузки в виде семьи, ипотеки. Думаю, менеджмент, экономика, юриспруденция, любая гуманитарная специальность, которую можно получить, почитав книги, послушав онлайн-курсы, - это не то, на что стоит тратить время в вузе.

ВАЖНО!

По данным Аналитического центра при правительстве РФ , в ближайшее время каждый десятый выпускник вуза может остаться без работы после завершения обучения. Предложение превышает спрос на рынке труда на 18%.

Для того чтобы получать образование, а не «доращиваться» в вузе, теряя годы, нужно еще в школе понимать, кем хочет стать ребенок. Можно ли определиться еще за партой? Владимир Оглоблин говорит: можно.

У ребенка, вполне естественно, не может быть полного представления о той или иной профессии, - объясняет Владимир. - Поэтому мы употребляем такое слово, как «гипотеза». В каком месте ребенку было бы интересно, комфортно, где бы мог зарабатывать? - рассуждаем мы вместе с родителями. - Ребенок говорит: хочу быть маркетологом. Отлично. Что для этого нужно, чтобы проверить эту его гипотезу? Можно пройти тест, посмотреть, как твои способности коррелируют с этой профессией. Можно сходить в компанию, которая занимается маркетингом, посмотреть на этих людей, понять, хочешь ли ты среди них всю жизнь прожить. Есть вузы, в которые можно сходить. Есть лидеры профессионального мнения, состоявшиеся маркетологи, биографию которых ты можешь изучить и подумать, насколько тебе такой путь в жизни близок. Есть практики и стажировки - не думаю, что какая-то компания откажет, если придет школьник с родителями и попросит посмотреть, как здесь работается сотрудникам.

- Насколько объективны тесты?

Тест позволяет ребенку сориентироваться хотя бы в первых двух-трех гипотезах, кем он хочет стать. Тесты бывают разные. Есть Центр гуманитарных технологий при МГУ с базой, основанной еще на исследованиях советской школы. Причем тест можно пройти дистанционно из любого региона. Он помогает найти свой вуз. У нас тоже есть свой тест - он больше ориентирует на выбор профессии, а не вуза. Чем раньше вы нащупаете, что вашему ребенку интересно, тем больше шанс, что он станет успешным.

Правда ли, что без высшего образования ты обречен на низкооплачиваемую работу? Приготовьтесь. Это будет не просто статья, это будет битва «за» и «против» высшего образования. Мы посмотрим на статистику по России - что думают люди разных возрастов и как изменились мнения за последние 10 лет. И взглянем на реалии рынка труда - чего хотят работодатели?

Люди разделились на два лагеря - сторонники и противники вышки (исследование ВЦИОМ)

Введеньице

Глубокие знания против бесполезной информации

+ Получение специальных знаний. Существуют специальности, на которые выучиться можно только в ВУЗе. Например, биофизика, экология, филология. Если вы уверены, что хотите связать свою жизнь с узкой специализацией, то без университета никуда.

- Много неактуальной информации. В большинстве вузов заставляют зубрить учебники с устаревшим материалом, который никак не применить на практике.

«70% дисциплин, которые я должна была освоить за 4 года обучения на филфаке, просто пустая трата времени, нервов и сил. Не знаю, в какой ситуации мне пригодится знание древнегреческого или старославянского языков, системы диалектов современного русского языка. Если только жизнь не приготовила мне приключение с поиском сокровищ в стиле Индианы Джонса, что маловероятно».

Марина, 24 года, преподаватель литературы.

Галочка в резюме против реальных практических навыков

+ Бонус на сайте вакансий. Диплом делает из человека желанного кандидата. Даже если вы хотите устроиться не по специальности, наличие «вышки» покажет нанимателю, что перед ним человек, который умеет учиться, а значит, переквалифицировать его не составит труда.

- Мало внимания практическим навыкам. Вузы дают больше теории, чем практики. В итоге приходится обучаться на рабочем месте. Да, современные работодатели часто ценят реальный опыт и практические навыки выше знаний, полученных на лекциях.

Работодатель хочет заполучить человека и с опытом работы, и с высшим образованием

Прицел на будущее против профессии прямо сейчас

+ Карьерная лестница. Сотруднику без диплома сложно, а в некоторых случаях невозможно, продвигаться по карьерной лестнице. Таким образом, вы очень быстро упретесь в профессиональный потолок. Например, в госструктурах нельзя занимать руководящие должности, если у вас нет высшего образования. При равном уровне профессиональных навыков предпочтут более образованного.

- Трата времени на обучение. Вы проведете в университете минимум 4 года своей жизни. Все это время придется сидеть на шее у родителей, ведь не все могут учиться и работать одновременно. А если все же найдете работу, будет очень сложно совмещать. Это дополнительные нагрузки и стресс.

«Поступление в вуз - это не самое лучшее решение в жизни. Условно можно пойти работать и начать зарабатывать каждый месяц, получать реальный опыт. А можно потратить 5 лет в вузе, выйти с корочкой, которая сейчас имеет значение только при работе с госорганами. Вопрос в том, сколько $ у тебя окажется в результате. Другой вариант: в университет нужно идти ради науки».

Тимофей, 35 лет, программист PHP

За 10 лет вера в чудодейственную силу «корочки» пошатнулась

Университет - это школа жизни. Однозначно

Что бы мы ни говорили, но обучение в вузе закаляет. Вы станете гуру деловых переговоров, узнаете миллион способов изловчиться и получить желаемое, в вас проснется целеустремленность и упорство - стоит только вам не сдать зачет с первого раза или получить тройку, которая лишит вас стипендии на полгода. Студент - это сверхчеловек, способный выживать в условиях, непригодных для жизни. Задумайтесь!

«В плане знаний мне универ абсолютно ничего не дал. Но он за эти 4 года вытащил меня из адской провинции. Каким бы родным ни был город, в котором я выросла, это все равно большая деревня без перспектив. Универ научил меня выживать, ведь общежитие - это вообще отдельная школа жизни. Он дал нужных людей, научил смотреть на мир под другим углом. Шла я туда не за знаниями, поэтому ни о чем не жалею. Если бы в 11 классе я снова выбирала идти в университет или нет, то сделала бы тоже самое».

Юля, 24 года, переводчик.

«Я считаю, что учеба в университете полезна - первое высшее образование систематизирует мышление человека, оно потом позволяет ему правильно распоряжаться своими ресурсами, временем. Это основной урок, который ты получаешь в универе. Зачет сравни сдачи полугодового отчет ан работе. Университет - школа жизни».

Александр, 35 лет, директор по коммуникациям.

Опрос россиян про высшее образование похож на флешмоб #10yearchallange 2008-2018 годов

Общеизвестно, что сегодня каждый хотя бы мало-мальски способный выпускник школы стремиться – высшее учебное заведение. Правда бывает и по-другому: родители, во что бы то ни стало, хотят дать высшее образование своему чаду, пусть даже и на платной основе.

Интересно, а какой смысл они все видят в этом?
Мы провели опрос на одной из оживленных улиц города с миллионным населением.

ПОЧЕМУ СТОИТ ПОЛУЧАТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Результаты впечатляют: 37% считают, что без высшего образования не устроиться на нормальную работу;
24% – думают, что во время учебы в ВУЗе можно «откосить» от армии;
22% – хотят стать квалифицированными специалистами;
17% – называют другие причины.
Выходит, что у современной молодежи довольно абстрактное понимание о том, что такое высшее образование. Так давайте же разберемся.
Мнение о том, что после окончания университета получается готовый специалист не совсем верно. Дело в том, что практически в любом высшем учебном заведении учат …получать знания. А за этим стоит очень и очень многое: умение правильно ставить вопрос, быстро находить источник знаний, оптимально организовывать свое время, систематизировать, фильтровать ненужное и, вообще, как говориться «зрить в корень».
Никто не спорит, главная задача ВУЗа – обучение будущего специалиста. И основы профессии, несомненно, будут заложены. Но до высококлассного профессионала в своей области вчерашнему студенту еще далеко. Вот тут-то и пригодится то самое умение учиться, но уже в боевых условиях – на работе.
Немаловажным является и то, что нигде так, как в ВУЗе не формируется способность к самоконтролю и ответственности. А ведь как раз эти качества так нужны руководящим работникам и просто необходимы в бизнесе. Университет – это не школа и не техникум, где практически каждый день педагоги устраивают опрос знаний. Посещение лекций в институте практически не контролируется. Иными словами – когда учиться, а когда гулять студент решает сам. Прогулял больше, чем следовало, не смог разобраться в материале – не сдал зачет. Не сдал зачет – не допустят до сессии. Не правда ли полезный жизненный опыт для того, кто плохо знаком с пословицей «делу время – потехе час»?
Как из песни слов не выкинешь, так и учеба невозможна без общественной жизни. Участие в различных общественных движениях, волонтерство, знакомство с интересными и успешными людьми, потребность в умении общаться с различным контингентом – и все это тоже часть получения высшего образования.
Трудно переоценить и значение совместной работы студентов над различными проектами, будь то лабораторная или курсовая работа. Умение работать в команде – навык, приобретаемый многими лишь после нескольких лет работы. Специалист с высшим образованием уже имеет его, едва переступив порог ВУЗа.
Высшее образование – это не только получение знаний, необходимых в профессии, но и незаменимый опыт в жизни, первый шаг в карьере, толчок к дальнейшему развитию и совершенствованию ВЫСОКОКЛАССНОГО СПЕЦИАЛИСТА.

Второе высшее образование

Зачем получать второе высшее образование, почему учиться во второй раз легче, что нужно учесть,собираясь во второй раз в ВУЗ,да и стоит ли вообще это делать?

Еще лет 30-40 назад наличие корочек с гордой надписью «Диплом» считалось свидетельством исключительной образованности человека. Сегодня высшим образованием никого не удивишь. Схема «окончил школу – » стала практически нормой для каждого.

ОДИН ДИПЛОМ ЕСТЬ. ЗАЧЕМ ВТОРОЙ?

Почему многие решают вновь сесть за студенческую скамью? Наиболее распространенными причинами вновь посещать ВУЗ являются:
– Неудовлетворенность выбранной ранее профессией (действительно, в 17-18 лет мало кто осознанно находит «дело всей жизни»);
– Желание повысить квалификацию в своей области с целью получения большей зарплаты или прибыли в бизнесе;
– Стремление к расширению круга познаний в рамках личной потребности в самосовершенствовании;
– Желание «вспомнить молодость», вновь ощутить «дух студенчества»

ВТОРОЙ БЛИН НЕ КОМОМ!

Зачастую бывает, что материал, получаемый в ходе второго высшего, усваивается гораздо лучше, да и применяется с большим успехом, нежели знания, приобретенные в первый раз. Почему? Во-первых, вторая специальность выбрана уже с реальной оценкой собственных способностей. Во-вторых, нет уже желания «прогулять». В-третьих, после навыков, приобретенных в первом ВУЗе, получать второе высшее образование гораздо легче. Проще говоря, студент уже умеет учиться: быстро конспектировать, выделять главное, оптимально распределять свое время и т.д.

ЕЩЕ РАЗ ПОДУМАТЬ – А СТОИТ ЛИ?

И все-таки, прежде, чем решиться на такой ответственный шаг, как второе высшее образование, нужно еще раз подумать:
– Действительно ли желание вновь учиться обосновано. (Если просто хочется повесить в рамку на стене очередные «корочки», не проще ли купить их в «переходе»?)
– Принято ли решение о втором высшем ВАМИ и согласуется ли оно с ВАШИМИ личными потребностями. (Излишне заинтересованных родственников, произносящих фразы типа «Хорошо бы тебе стать врачом/адвокатом/политиком!» лучше самых отправить учиться)
– Готовы ли вы оплачивать свое второе высшее образование? Необходимо выяснить заранее стоимость обучения и оценить свою платежеспособность на ближайшие годы. Ведь бросить учебу на середине будет очень жалко.Твердо решили снова стать студентом? Тогда остается только выбрать ВУЗ и – вперед! Дерзайте, ни пуха, ни пера!

Как поступить в университет?

Получить высшее образование с каждым годом становится все сложнее. Растет плата за контрактное обучение и, как следствие этого, увеличивается неофициальная цена поступления на бюджетные места. В широких родительских массах бытует мнение о том, что «просто так» в ВУЗ не попасть. Либо готовьтесь каждые полгода вносить энную сумму на счет учебного заведения, либо ищите хороших знакомых…и опять-таки собирайте деньги. А если финансовых возможностей нет – забудьте о высшем образовании своего ребенка.

На самом деле ситуация обстоит не совсем так. И будущее ваших детей зависит не только от размера вашего кошелька, а в первую очередь от них самих. Главное – это понимание будущим абитуриентом своих желаний, четкая постановка жизненных целей и выбор приоритетов, а также самоорганизация. Ведь не могут все ВУЗы набрать полные аудитории «середнячков» и «двоечников». В такой ситуации наше общество просто полностью деградирует, а преподаватели университетов сойдут с ума. Кто-то ведь должен учиться, представлять учебное заведение на различных олимпиадах и конкурсах, писать кандидатские и докторские, поднимать ему рейтинг в конце концов. Так что в любом ВУЗе зарезервированы места для «простых смертных» – одаренных молодых людей и девушек, которые четко знают, зачем они пришли в это учебное заведение.

Поэтому первая заповедь на пути к высшему образованию – это – как говорится – учиться, учиться и еще раз учиться!

Но уже за год-два до поступления следует определиться с выбором будущей специальности. Причем сделать это должен сам будущий абитуриент, а не его родители! Ему потом постигать азы выбранной специальности, и нужно, чтобы делалось это с удовольствием, а не из-под чьей-то палки.
Когда выбор сделан – становятся понятны приоритетные направления в обучении: то ли налечь на математику с экономикой, то ли почитать лишний раз учебник по истории, то ли пойти на курсы английского. Но тут надо четко понимать, что просто средний уровень знаний – это маловато. Возникает вопрос – а как же объективно оценить свой реальный уровень знаний по сравнению с другими абитуриентами? Тут на помощь приходят всевозможные конкурсы и олимпиады. И даже не столь важно, наверное, место, которое школьник там занял. Пусть он просто попробует выполнить олимпиадные задания и поймет для себя, способен ли он на это.

Следующий шаг на пути к поставленной цели – правильный выбор ВУЗа

Тут стоит придерживаться правила золотой середины. Не стоит выбирать никому не известный университет, институт или академию и факультет с конкурсом 0,5 человек на место только для гарантии поступления. Остановитесь на «среднем» ВУЗе и том факультете, где ХОЧЕТСЯ учиться. Пробуйте свои силы. В конце концов можно подстраховаться и сдать экзамены еще в парочке университетов по тому же направлению. Очень полезно было бы поучаствовать в университетских олимпиадах, в некоторых институтах, кстати, практикуют зачисление по результатам этих олимпиад.

Очень больно бывает смотреть на родителей, из последних сил тянущих обучение своего сына или дочери. Контрактное обучение в самом малопрестижном ВУЗе часто не по карману среднестатистической семье. Наиболее обидно при этом, если все это в итоге выливается просто в получение «корочки», а не высшего образования в полном смысле этого слова. Поэтому вовремя уделенное время обучению в школе, выработка правильного представления о жизни и деньгах у школьников – залог их устроенного будущего.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Миф о том, что для успеха человеку нужно иметь высшее образование, давно развенчан благодаря примерам талантливых людей, добившихся небывалых высот без заветной корочки (Билл Гейтс, Стив Джобс и др.). Но как сложилась судьба обычных людей, бросивших в свое время учебу в вузе?

  • Сестра сегодня принесла диплом об оконченном высшем образовании. Мама не нашлась сказать ничего кроме: «Храни, не потеряй, будешь детям показывать».
  • Прошлым летом моя подруга решила поехать в Польшу поработать. Приехала, а ей говорят, что она будет вместо одной работы, которую ей обещали, клубнику собирать. Она сразу стала ругаться и рассказывать, что у нее 2 высших образования. На что работодатель ответил: «Ну хотите, когда вы будете клубнику собирать, мы будем вам аплодировать?»
  • Мой сын так достал меня фразами «Зачем учиться, ведь Билл Гейтс так и не получил высшего образования, зато миллиардер » или «Стив Джобс тоже не учился в универе!», что я не выдержал и принес сыну в комнату разобранный системный блок от компьютера, отрубил в квартире Wi-Fi и сказал: «Если соберешь хотя бы системник без гугла так, чтобы он работал, то можешь спокойно забирать документы из универа!» Через 2 часа подошел ко мне с просьбой: «Пап, включи Wi-Fi, мне курсач надо готовить!»